90460

Теоретические и организационно-правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Сущность и задачи государственного финансового контроля Формы и методы государственного финансового контроля Структура органов государственного финансового контроля в Российской Федерации Счетная палата как высший орган государственного финансового контроля...

Русский

2015-06-06

187.5 KB

1 чел.

Оглавление

[0.1]
Введение

[0.2]
1 Теоретические и организационно-правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации

[0.3] 1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля

[0.4] 1.2 Формы и методы государственного финансового контроля

[0.5] 1.3 Структура органов государственного финансового контроля в Российской Федерации

[0.6] 2 Счетная палата как высший орган государственного финансового контроля

[0.7] 2.1 Общая характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края

[0.8] 2.2 Анализ контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края

[0.9]
Заключение

[0.10]
Библиографический список


Введение

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов, так как наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на наш взгляд, одной из основных на сегодняшний день в теории финансов.  Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, то есть в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления.  

Актуальность темы проявляется в том, что теоретическая разработанность проблемы государственного финансового контроля в социально-экономическом развитии страны остается недостаточной. Сегодня еще нет целостного представления об объективной необходимости системы государственного финансового контроля, формирования и использования государственной собственности, о наиболее действенной культуре контроля в системе управления субъектом Российской Федерации, а также о механизме контроля за его социально-экономическом развитием в условиях многообразия форм собственности и регулируемой рыночной экономике.

В Российской Федерации сегодня отсутствует не только единая система финансового контроля, но и единая концепция ее формирования. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового контроля в целом и контрольных органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна.    

Осуществление государственного финансового контроля в Российской Федерации всегда  вызывало множество нареканий. Тем или иным проблемам организации финансового контроля в Российской Федерации уделялось внимание в научной литературе.

К вопросам построения эффективной системы государственного контроля, в том числе финансового, адекватного рыночным трансформационным процессам, разработке научных аспектов проблем формирования, развития и повышения его эффективности посвящены работы Г.Б. Поляка, А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной, М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой, Ю.А. Крохиной.  

Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных государственному финансовому контролю и его роли в управлении государственными финансами, эта проблема с точки зрения, как практической потребности, так и научной разработанности остается весьма актуальной.

Нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении принципы построения и развития системы государственного финансового контроля, как целостной системы, способной изменить и усовершенствовать рациональное использование бюджетных средств.

Ряд вопросов в области теории контроля все еще остается дискуссионным. Отсюда назрела необходимость дальнейшего исследования обозначенных проблем, что и предопределило выбор данной темы.

Главной целью курсовой работы является определение основных путей совершенствования контрольной деятельности органа государственного финансового контроля.   

Исходя из указанной цели, поставлены основные задачи:

  1.  рассмотреть сущность и задачи государственного финансового контроля;
  2.  изучить методы проведения государственного финансового контроля;
  3.  выявить проблемы контрольной деятельности деятельность государственного контрольного органа;
  4.  определить основные направления по совершенствованию контрольной деятельности государственного контрольного органа.

Объектом исследования является Счетная палата Алтайского края.

Предметом исследования являются контрольная деятельность Счетной палаты в Алтайском крае.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Алтайского края, научные труды российских ученых, а также данные отчетности Счетной палаты Алтайского края.

В процессе исследования применялись методы группировки, вертикальный анализ, сравнительный метод.


1 Теоретические и организационно-правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации

1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.

Государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

На основе данных, предоставленных Г.Б Поляк [19], установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный  финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики, и в таком качестве он имеет несколько аспектов.

Во-первых, государственный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.

Во-вторых, государственный финансовый контроль — это одна из стадий конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачи физическими лицами налоговой декларации, государство в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.

В-третьих, государственный финансовый контроль — это форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

В-четвертых, государственный финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.

С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля Г.Н. Романовский [20] рассматривает его  в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте государственный финансовый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

В узком аспекте государственный финансовый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля  и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов.

А.Г. Грязнова Е.В. Маркина [16] устанавливают, что цель государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Выполнение основной цели государственного финансового контроля — обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности — осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

  1.  обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  2.  обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
  3.  улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
  4.  проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;
  5.  проверка выполнения финансовых обязательств перед государством, организациями и физическими лицами;
  6.  проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств;
  7.  проверка финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
  8.  проверка осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;
  9.  обеспечение соблюдения правил совершения операций с валютой  и валютными ценностями;
  10.  пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

По мнению авторов, объектами государственного финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

Предметом государственного финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Эффективность финансового контроля со стороны государства во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами.

1.2 Формы и методы государственного финансового контроля

 

Форма финансового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

М.В. Романовский [20] утверждает, что в финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий. Однако некоторые ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов.

Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению, необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений.

Г.Б. Поляк выделяет пять основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка и ревизия (рис. 1.1).

   

Рисунок 1.1 – Классификация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов по финансовым вопросам;  прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.   Предварительная реализация государством своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, то есть в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов. Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений.

Основной метод финансового контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

1.3 Структура органов государственного финансового контроля в Российской Федерации

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и нормативными актами государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему.

Законодательные органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно, так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [2], Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса.

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата Российской Федерации создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о контрольном управлении Президента Российской Федерации» от 14  января 2011 г. №38 [13] Контрольное управление Президента Российской Федерации выполняет функции контроля исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента Российской Федерации, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 552 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» [7] Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Федеральная налоговая служба разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы Федеральная налоговая служба взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами  участвует в проведении налоговых проверок.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» от 24 марта 2011г. № 278 [8] Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [14] Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. №703 [9] важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

В соответствии с положением «О Федеральной службе по финансовому мониторингу» от 13 июня 2012г. №808 [11] Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.

 Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» от 26 июля 2006г. № 459 [10] Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу Российской Федерации, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

На основании вышеизложенного следует отметить, что государственный финансовый контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации за счет осуществления эффективной государственной финансовой политики.

Государственный финансовый контроль преследует основную цель – обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности.

По формам проведения финансовый контроль делиться на: предварительный, текущий и последующий.

Основными методами государственного финансового контроля являются: наблюдение, обследование, анализ, проверка и ревизия.        

2 Счетная палата как высший орган государственного финансового контроля

2.1 Общая характеристика деятельности Счетной палаты Алтайского края

           

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 10 октября 2011 г. №123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края» установлено, что постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля  в Алтайском крае является Счетная палата Алтайского края [12].

Счетная палата Алтайского края обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Деятельность Счетной палаты Алтайского края не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Алтайского края.

Счетная палата Алтайского края наделена следующими полномочиями:

  1.  контроль за исполнением краевого бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
  2.  внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
  3.  организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  4.  финансово-экономическая экспертиза проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Алтайского края, а также государственных программ Алтайского края;
  5.  анализ бюджетного процесса в Алтайском крае и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
  6.  подготовка информации о ходе исполнения краевого бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Алтайское краевое Законодательное Собрание и Губернатору Алтайского края;
  7.  мониторинг исполнения краевого бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Планирование деятельности Счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Алтайского краевого Законодательного Собрания, предложений и запросов Губернатора Алтайского края.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания или на основании решения коллегии Счетной палаты. Предложения Губернатора Алтайского края о проведении внеплановых контрольных мероприятий рассматриваются коллегией Счетной палаты в обязательном порядке.

Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются регламентом Счетной палаты, утверждаемым коллегией Счетной палаты.

Рисунок 2.1 – Организационная структура Счетной палаты Алтайского края   

В состав Счетной палаты Алтайского края входят Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, аппарат Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит организация и непосредственное проведение внешнего государственного финансового контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Штатная численность Счетной палаты устанавливается Алтайским краевым Законодательным Собранием по предложению Председателя Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание Счетной палаты утверждает председатель Счетной палаты исходя из возложенных на Счетную палату полномочий.

Права, обязанности и ответственность работников Счетной палаты определяются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" [6].

В Счетной палате Алтайского края образуется коллегия Счетной палаты, которая рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Счетной палаты, включая вопросы планирования и организации работы, методологии контрольной деятельности.

В состав коллегии Счетной палаты входят: председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты по должности и пять членов коллегии, назначаемые по представлению председателя Счетной палаты Алтайским краевым Законодательным Собранием.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы Счетной палаты замещают государственные должности Алтайского края.

Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты составляет шесть лет.

Председатель Счетной палаты:

  1.  осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты;
  2.  утверждает результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, подписывает представления и предписания Счетной палаты;
  3.  представляет отчеты о работе Счетной палаты Алтайскому краевому Законодательному Собранию и Губернатору Алтайского края;
  4.  утверждает положения о структурных подразделениях и должностные регламенты работников Счетной палаты;
  5.  осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, полномочия по найму и увольнению работников, не являющихся государственными гражданскими служащими;
  6.  представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации, Алтайского края, иных государственных органах, органах местного самоуправления, международных и иных организациях;
  7.  во исполнение возложенных на него полномочий издает приказы и распоряжения, заключает хозяйственные и иные договоры;
  8.  осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Заместитель председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие председателя Счетной палаты его функции, по поручению председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации, Алтайского края.

Аудиторы Счетной палаты возглавляют направления деятельности Счетной палаты, могут являться руководителями контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, установленной регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают вопросы организации деятельности возглавляемых направлений и несут ответственность за ее результаты.

2.2 Анализ контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края

 

Счетной палатой Алтайского края основное внимание уделялось контролю за результативным и эффективным использованием средств краевого и местных бюджетов, распоряжением государственной собственностью Алтайского края. Проводились проверки соблюдения финансовой дисциплины краевыми государственными унитарными предприятиями.

За 2010-2011 годы в процессе проведения документальных проверок охвачено 15 государственных органов управления Алтайского края и 97 органов местного самоуправления; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края.

Общий объем проверенных средств с учетом внешних проверок отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края составил 79 971,7 млн. рублей в 2010 году и 111 519,3 млн. рублей – в 2011 году [8].

Ежегодно отчет о деятельности Счетной палаты отражает информацию о  выявленных нарушениях финансово-бюджетного законодательства и фактов неэффективного использования средств (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Нарушения в использовании средств краевого бюджета Алтайского края за 2009-2011 гг., (млн.руб.)  

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общий объем нарушений в использовании бюджета, в том числе:

1 073,4

1 027,5

1 232,8

Нецелевое использование средств бюджета

34,8

24,1

10,1

Неэффективное расходование средств бюджета

270,2

197,8

398,4

    

Данные свидетельствуют о том, что за анализируемый период отмечается повышение общего объема нарушений в использовании краевого бюджета, в том числе повышение доли неэффективного использования средств краевого бюджета.

Значительное внимание в ходе контрольной деятельности было уделено внешней проверке годового отчета об исполнении краевого бюджета, которая включает проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и позволяет оценить деятельность органов исполнительной власти при осуществлении бюджетного процесса.

Исполнение краевого бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях восстановления положительной динамики макроэкономических показателей социально-экономического положения края после финансового кризиса, что позволило увеличить доходную часть бюджета против плановых назначений и уровня предыдущего года.

Не менее важным направлением в работе Счетной палаты является проверка муниципальных образований по вопросам оценки качества муниципального управления финансами, принимаемых мер по мобилизации доходов в местные бюджеты, повышения эффективности, результативности использования бюджетных средств, целевого направления финансовых средств, предоставленных им для осуществления государственных полномочий Алтайского края, и другим вопросам.

В 2011 году Счетной палатой проведены проверки исполнения бюджетов Алейского, Волчихинского, Змеиногорского, Немецкого, Поспелихинского, Смоленского,Тогульского, Третьяковского, Усть–Пристанского, Шелаболихинского районов, города Заринска.

Проверками выявлено расходование средств с нарушениями действующего законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 241 532,7 тыс. рублей, из них: неэффективное использование бюджетных средств составило 22 781,1 тыс. рублей, нецелевое – 4 517,3 тыс.рублей.

Нарушения и недостатки, выявленные проверками исполнения местных бюджетов, в большинстве случаев имеют системный характер.

Основная группа выявленных нарушений связана с несоблюдением Бюджетного кодекса Российской Федерации, неэффективным управлением, распоряжением и использованием муниципальной собственности, а также несоблюдением принципа результативности и эффективности использования средств.

Итоги контрольных мероприятий показывают, что муниципальными образованиями не принимается достаточных мер по увеличению собственной доходной базы за счет более эффективного использования муниципальной собственности (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Нарушения по использованию средств краевого бюджета в муниципальных районах Алтайского края за 2011 г., (тыс.руб.)

Район

Задолженности по выданным кредитам

Нецелевое и неправомерное использование средств

Алейский

1 931,4

484,5

Волчихинский

5 76,7

94,3

Змеиногорский

1 320,1

47,4

Немецкий

-

415,3

Поспелихинский

-

2 584,6

Смоленский

1 943,4

3 916,7

Тогульский

4 35,8

-

Третьяковский

5 983,4

300,0

Усть-Пристанский

-

380,5

Шелаболихинский

-

1 722,1

В Алейском, Немецком, Поспелихинском, Смоленском, Тогульском муниципальных районах, городе Заринске по состоянию на 1 января 2011 года в дебиторскую задолженность по уплате налогов и платежам во внебюджетные фонды, срок оплаты которых не наступил, отвлечены  субвенции, полученные из краевого бюджета, в общей сумме 1 532,7 тыс. рублей, что является неэффективными  расходами.

Волчихинским и Третьяковским муниципальными районами не обеспечено софинансирование расходов по строительству и капитальному ремонту муниципальных объектов по краевой адресной инвестиционной программе в сумме 6 654,6 и 315,5 тыс. рублей соответственно.

В Алейском, Волчихинском, Смоленском, Третьяковском, Усть-Пристанском муниципальных районах не на должном уровне находится контроль за использованием средств местных бюджетов, что привело к излишним расходам на оплату завышенных объемов по строительству и ремонту муниципальных объектов на общую сумму 3 135,0 тыс. рублей.

Итоги проверок отчетов об исполнении муниципальных бюджетов, в которых удельный вес межбюджетных трансфертов (за исключением субвенции из краевого бюджета) за 2009-2011 годы превышал 70% от собственных доходов бюджета, показали, что условия и требования соглашений с Комитетом Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов муниципальных бюджетов в основном соблюдались. В то же время во всех проверенных муниципальных районах сохранился высокий уровень зависимости от финансовых поступлений из краевого бюджета (до 73%) [8].

Главам муниципальных образований, руководителям учреждений Счетной палатой Алтайского края направлены представления, в которых предложено принять меры к устранению нарушений и усилить контроль  за эффективным, рациональным, целевым расходованием бюджетных средств, а также возместить в краевой бюджет 19 979,1 тыс. рублей, из которых поступило 101 35,9 тыс. рублей.

На основании проведенного анализа деятельности Счетной палаты Алтайского края за 2010-2011 гг. были выявлены ряд проблем:

  1.  слабый уровень контроля за использованием средств местных бюджетов;
  2.  неэффективное и неорганизованное проведение контрольной деятельность.


Заключение

Подводя итог работы следует отметить, что контроль является важным элементом бюджетного процесса, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств, полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего долга, соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства, сохранностью, эффективным и целевым использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки.

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата  является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией.

Актуальность выбранной темы проявляется в том, что в настоящее время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточно эффективной работы системы финансового контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных денежных и материальных ресурсов. Данные проблемы, с которыми сталкивается экономика нашей страны, нуждаются в детальном исследовании каждой из них, выявлении источников возникновения и поиск основных путей их решения. Опираясь на недостатки, с которыми сталкивается Счетная палата Алтайского края в ходе проведения контрольной деятельности и детального анализа каждого сектора экономики, на которые выделяются средства краевого бюджета, можно выделить основные проблемы Счетной палаты Алтайского края:

  1.  недостаточно контролируется использование средств бюджета Алтайского края, а именно, наблюдается тенденция неэффективное и нецелевое использование средств бюджета Алтайского края при выполнении целевых программ;
  2.  осуществляется неэффективным управлением, распоряжением и использованием муниципальной собственности.

Основными причинами такого положения являются отсутствие методологической базы, технологии внутреннего контроля, отсутствие критериев и показателей эффективности использования государственных средств. Для решения данных недостатков необходимо завершение работ по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, а также ответственность за их неэффективное использование.

Более того, на данный момент отсутствует единая информационная система о выявлении правонарушений в сфере экономики, что ведет к неупорядоченности государственного финансового контроля, зачастую неоднократно проверяются одни организации, другие годами оказываются вообще вне сферы контроля.       

Немаловажное влияние на снижение эффективности государственного финансового контроля оказывает зачастую слабое взаимодействие между контролирующими органами, недостаточное использование своих полномочий территориальными структурными подразделениями федеральных органов контроля, серьезные недостатки в ведомственной отчетности о контрольных мероприятиях, отсутствие их сопоставимости.

Предполагается, что для решения выявленных проблем необходимо:

  1.  в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения;
  2.  исключить дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля;
  3.  использовать новые информационные технологии, которые будут осуществлять полный контроль за финансовой деятельностью, а именно осуществлять полный контроль за  осуществлением доходов и расходов средств бюджета.  


Библиографический список

  1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»»: федер. закон [от 27 июня 2011 г. №162-ФЗ]// Российская газета. – 2011. – 271 с.
  2.  Федеральный закон: «О Счетной палате Российской Федерации»: федер. закон [от 11 января 1905 г. № 4-ФЗ]// Российская газета. – 1995. – 21 янв.
  3.  Федеральный закон: « О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд»: федер.  закон  [от 21  июля 2005 г. № 94-ФЗ] // Российская газета. – 2005. – 27 июля
  4.  Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»: федер.  закон  [от 7  февр. 2011 г. № 6-ФЗ] // Российская газета. – 2011. – 14 февр.
  5.  Постановление Правительства Российской Федерации: «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»: закон. собрание  [от 23 июня 2004 г. №307-ЗС] // Российская газета. – 2004 г. – 4 июля
  6.  Постановление Правительства Российской Федерации: Федеральной службе по финансовым рынкам: закон. собрание [от 30 июня 2004 г. №330-ЗС] // Российская газета. – 2004 г. – 6 августа
  7.  Постановлением Правительства Российской Федерации: Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе: закон.               cобрание [от 4 июня 2012 г. № 552-ЗС] // Российская газета. – 2012 г. – 12 июня
  8.  Постановлением Правительства Российской Федерации: Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: закон. собрание  [от 24 марта 2011г. № 278-ЗС] // Российская газета. – 2011 г. – 4 апреля
  9.  Постановлению Правительства Российской Федерации: О Федеральном казначействе: закон. собрание [от 1 декабря 2004 г. №703-ЗС] // Российская газета. – 2004 г. – 14 декабря
  10.   Постановление Правительства Российской Федерации: О Федеральной таможенной службе: закон. собрание [от 26 июля 2006г. № 459-ЗС] // Российская газета. – 2006 г. – 2 авг.
  11.  Постановление Правительства Российской Федерации: О Федеральной службе по финансовому мониторингу: закон. собрание [от 13 июня 2012г. №808-ЗС] // Российская газета. – 2012 г. – 25 июн.
  12.  Постановление Алтайского Законодательного Собрания: «О Счетной палате Алтайского края»: закон. собрание [от 10 октября 2011 г. №123-ЗС] // Российская газета. – 2012 г. – 19 марта
  13.  Указ Президента Российской Федерации: Об утверждении положения о контрольном управлении Президента Российской Федерации: закон. собрание [от 14  января 2011 г. №38-ЗС] // Российская газета. – 2011 г. – 29 янв.
  14.  Указ Президента Российской Федерации: О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: закон. собрание [от 9 марта 2004 г. № 314-ЗС] // Российская газета. – 9 марта
  15.  Отчет о работе Счетной палаты алтайского края за 2011 год: закон Алтайского края от 10.10.2011 №123-ЗС «О Счетной палате» // Информационный портал Счетной палаты Алтайского края  [Электронный ресурс] / сост. И.Н. Юдина. – Режим доступа: http://www.ach22.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения 16.03.2012
  16.  Грязнова, А.Г. Финансы/ А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М.: Финансы и    статистика, 2012. – 501 с.
  17.  Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Л.А. Дробозиной. -

    М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 479с.

  1.  Крохина, Ю.А. Финансовое право России/ Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2008. – 716 с.
  2.  Поляк, Г.Б. Финансы/ Г.Б. Поляк. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 703 с.
  3.  Романовский, М.В. Финансы и кредит/ М.В. Романовский, Г.Н. Белоглазова. – М.: Высшее образование, 2010. – 573 с.
  4.  Система государственного финансового контроля: орагнизационно-управленческий аспект:  доклад на заседании «Круглого стола»/ Институт экономики; рук. С.А. Андрюшин, исполн. В.М. Родионова [и др.]. – М., 2009. – 210 с.
  5.  Гаврилина, С.С. Пути совершенствования эффективности государственного финансового контроля / С.С. Гаврилина // Финансы. – 2011. – № 5
  6.  Суконникова, Е.С. Совершенствовать финансовый контроль / Е.С. Суконникова // Финансы. – 2009. – №12

 

      

     

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46690. Поняття про фразеологію. Типи фразеологізмів 26 KB
  Фразеологізм це стійке сполучення слів побудоване як словосполучення чи речення і характеризується злитістю компонентів цілісністю значення та автоматичною відтворюваністю в мовленні. За ступенем злитості значень слів які входять до фразеологізму їх поділяють на фразеологічні зрощення стійке сполучення слів значення якого не випливає зі значень окремих слів точити ляси піймати облизня; фразеологічні єдності стійке сполучення слів про значення якого можна здогадуватися із значень окремих слів як в рот води набрати;...
46691. Синтаксична норма. Однорідні члени речення, дієприкметникові та дієприслівникові звороти 26 KB
  Однорідні члени речення дієприкметникові та дієприслівникові звороти. Однорідні члени речення це такі члени речення які виконують однакову синтаксичну функцію відносяться до одного й того самого члена речення і поєднуються між собою сурядним зв’язком. Однорідні члени речення рівноправні і не залежать одне від одного. Однорідними можуть бути будьякі і головні і другорядні члени речення.
46694. ФИРМА В ЭКОНОМИКЕ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ 26.48 KB
  Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том что она: представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу; является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом; выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; существование и рост фирмы...
46695. Drogensucht 26.5 KB
  Viele Jugendliche sind heutzutage drogen- und alkoholabhängig. Sehr früh beginnen sie zu rauchen und Alkohol zu trinken. Alkohol, Nikotin und Medikamente nennt man weiche Drogen. Grundsätzlich ist diese Unterscheidung irreführend. Alle Drogen sind Stoffe, die unser Bewusstsein verändern. Sie tun dies unterschiedlich stark, aber alle sind schädlich und machen fast immer abhängig
46696. Налогоплательщики и налоги 26.5 KB
  Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований законами городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга и не могут превышать: 1 03 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и...