90476

Обзор педагогических мер по предупреждению детской преступности

Курсовая

Педагогика и дидактика

Детская преступность с педагогической точки зрения Окружение трудного ребёнка Семья Школа Друзья (неформальные группировки) Личностные особенности несовершеннолетних, психологическая характеристика Детская преступность в России...

Русский

2015-06-06

208.5 KB

10 чел.

Оглавление:

  1.  Введение……………………………………………………………………2
  2.  Основная часть……………………………………………………………6
  •  Глава 1. Основные черты девиантного поведения детей……..6
  1.  1Детская преступность с педагогической точки зрения………………...6
    1.  Окружение трудного ребёнка…………………………………………….7
  2.  Семья……………………………………………………………….7
  3.  Школа…………………………………………………………........8
  4.  Друзья (неформальные группировки).…………………….........11
    1.  Личностные особенности несовершеннолетних, психологическая

   характеристика………………………………………………………………...12

  1.  Детская преступность в России………………………………………....17
    1.  Вывод по главе 1……………………………………………………….. .21
  •  Глава 2. Обзор педагогических мер по предупреждению детской преступности……………………………………………22

     2.1  Психологическая  характеристика……………………………………..22

     2.2  Причины и условия преступности несовершеннолетних…………….24

     2.3 Методы борьбы с детской преступностью……………………………..26

     2.4 Вывод по главе 2…………………………………………………………32

  1.  Заключение………………………………………………………….........34
  2.  Библиография……………………………………..……………………..36
  3.  Приложения................................................................................................37

  1.  Введение

Проблема роста детской преступности сегодня позволяет говорить о ней как об одной из глобальных проблем. Будущее любой страны – ее дети. Молодое поколение, которое терпит лишения, живет в нечеловеческих условиях, не развивается духовно и физически сможет ли построить светлое будущее, к которому мы так стремимся?

Актуальность темы исследования. В последнее время преступность несовершеннолетних значительно выросла, что проявляется в «постоянном омоложении» носителей готовности совершать преступления». Общественно опасные деяния, совершаемые детьми, до достижения ими возраста привлечения к уголовной ответственности, по численности и степени

общественной опасности «конкурируют» с состоянием зарегистрированных

преступлений несовершеннолетних, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности. Серьезно актуализирует проблему преступности несовершеннолетних и тот факт, что преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних. Разумеется, подобные факты настораживают общество, что должно побуждать его к активному поиску наиболее адаптированных и эффективных приемов предупреждения преступности несовершеннолетних.

 Объектом исследования является детская преступность. Само это словосочетание звучит несколько парадоксально. Ведь что общего может быть между детьми и понятием «преступность». Но, к сожалению, с каждым годом это проблема становится все более явной, и бороться с ней становится труднее. Что лежит в «истоках» детской преступности? И как с ней бороться? На эти два вопроса сложно ответить.

Молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста, более того, распространенность данного явления не только свидетельствуют о существующих недостатках воспитания молодежи, но и в значительной степени выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом. Соответственно, активизация борьбы с преступностью несовершеннолетних приобретает важное значение для повышения эффективности предупреждения всей преступности, а также в борьбе с рецидивной преступностью, имея в виду, что значительная часть преступников-рецидивистов начинают свою криминальную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте.

Неспроста средства массовой информации пестрят огромным количеством статей, радио- и телепередач, посвященных преступности несовершеннолетних. Данная проблема является предметом острых дискуссий в научных кругах. Интерес к ней в криминологии, педагогике, социологии.

Объектом исследования является детская преступность. Само это словосочетание звучит несколько парадоксально. Ведь что общего может быть между детьми и понятием «преступность». Но, к сожалению, с каждым годом это проблема становится все более явной, и бороться с ней становится труднее. Что лежит в «истоках» детской преступности? И как с ней бороться? На эти два вопроса сложно ответить.

Предметом работы является рассмотрение  детской и подростковой преступности с педагогической точки зрения и изучение системы работ по предупреждению детской преступности.

Детская преступность, преступность несовершеннолетних, общественно опасные действия несовершеннолетних - ответственность за которые предусмотрена уголовным законом. От детской преступности следует отличать общественно опасные действия малолетних, не могущих по возрасту нести уголовную ответственность.

В условиях эксплуататорского общества детская преступность, как и вообще преступность, обусловлена социально-экономическим строем этого общества, присуща самой его природе. Детская преступность-  спутник буржуазного общества, в котором постоянными социальными явлениями стали безработица, неуверенность в завтрашнем дне, трудность получения образования, особенно сильно действующие на молодёжь. Существенное влияние на рост детской преступности оказывают такие распространённые в условиях буржуазного общества явления, как наркомания, азартные игры и т.п. Разлагающе действует на молодёжь профессиональная преступность, принявшая в капиталистических странах массовый характер. Буржуазная печать, кино, радио, телевидение, разжигающие шовинизм, расовую ненависть, низменные инстинкты в подрастающем поколении, воспитывают в нём культ жестокости и силы. Тема преступности и насилия характерна для 60% телевизионных передач.

Но самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становится в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения как преступники ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества - людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время её можно считать самостоятельной социальной группой. Важнейшей её характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности. В криминальной среде сформировалась собственная ”теневая” социальная структура со своими “теневыми” стратами, вхождение в которые гарантирует определенный уровень материального достатка и присущий им набор социальных возможностей.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы детской преступности.

    Поставленная цель привела к формированию следующих задач:                                                      

  •  раскрыть особенности детской и подростковой преступности;
  •  выявить  основные мотивы, ребёнка идущего на преступление;
  •  охарактеризовать детскую преступность на современном этапе;
  •  рассмотреть отрицательные сферы влияния на личность ребёнка;
  •  анализировать результативность воспитательной работы;
  •  определить пути профилактики детской преступности.

Методы, использованные в курсовой работе: анализ, нормативно правовой, структурный.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В заключении подведены итоги работы над курсовой.

Перечислим наиболее важные термины, которые будут использоваться в работе.

1. Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

2. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

  1.  Основная часть.

Глава 1. Основные черты девиантного поведения детей.

1.2  Детская преступность с педагогической точки зрения.

Детская и подростковая преступность- этот вопрос остаётся повисшим над всем миром: предпринимается масса действий для её устранения, но, однако она растёт. Этот вопрос волнует и рядовых членов общества: ведь в первую очередь они подвергаются опасности- они невиновные, ни о чём не подозревающие прохожие, пассажиры, продавцы…..и этот список можно продолжать. Но также этим вопросом вплотную занялись такие науки как: криминология, детская психология, социология и конечно педагогика. В своей работе я рассматриваю этот вопрос с педагогической точки зрения.

Не поможет ребёнку психолог. Своими тестами он распознает нарушения речи, внимания, памяти или мышления. И в его наблюдениях ребёнок будет вырван из своей среды, из нормальной жизни. Он нервничает и ошибается,  снижая свои показатели. Об истинной сущности ребёнка, мотивах его деятельности и поведения ничего не скажут. Нет пока тестов для целостного, живого, деятельного в естественной ситуации ребёнка.

Увы, мало помогают ребёнку и родители. Видели ли вы, как изменяется поведение ребёнка в их присутствии? Ребёнок на глазах демонстрирует двойные стандарты поведения. Семья вырабатывает свои правила поведения. Создаёт свою атмосферу, рождает и воспитывает особые отношения. Ребёнок здесь не такой, какой он в реальной жизни, вне дома, в окружении других людей.

Только учитель видит ребёнка в реальной обстановке и в его настоящих отношениях- в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребёнок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребёнка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребёнку в процессе его повседневной деятельности. И следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нём. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Исследуя этот вопрос я часто обращаюсь к великому педагогу, хорошему психологу тонких, но уже искалеченных детских душ, который смог за время своей практики с трудными детьми не только собрать все осколочки разбитой души, но и умело её склеить, и подарить ей самостоятельность и уверенность в будущее.

Это Антон Семёнович Макаренко. Человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы тысячи детей, лишенных элементарной заботы и тепла смогли почувствовать себя счастливыми.

«Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой»1. Гуманизм Антона Макаренко ценен вдвойне, поскольку он воспитывал не просто Советского Гражданина, но делал из существа, упавшего на самое социальное дно, лишившегося

человеческого обличия, настоящего Человека.

1.2  Окружение трудного ребёнка.

Но давайте всё-таки разберёмся, кто главным образом влияет на будущих преступников, зачем они идут на противоправные действия? Я разделила всё окружение трудного ребёнка на 3 подгруппы и попыталась выяснить, как каждая из них влияет на маленького человека.

Семья.

С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Но мнение, что с правильной дорожки сходят только дети, выросшие в неблагополучных семьях, не получившие должного воспитания, заботы, тепла, ласки, не всегда верно. Очень часто и дети из состоятельных и внешне благополучных семей тоже лишены родительского внимания. Отсутствие его взрослые пытаются компенсировать за счет дорогих игрушек. Однако ни одна купленная игрушка, машина или квартира не заменит участия в жизни ребенка. Не найдя поддержки и понимания дома, подростки начинают искать пример для подражания в другой среде, в дурных компаниях. Преступный мир кажется им более интересным и заманчивым.

В прошлом году, глава МВД привёл вопиющие цифры, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей возбуждено около восьми тысяч уголовных дел. Но виновные, можно сказать, отделались легким испугом. Согласитесь, парадоксально, что за жестокое обращение с животными в нашем Уголовном кодексе предусмотрено лишение свободы, а за подобные действия в отношении детей такая мера в законе вообще отсутствует.

Школа.

И вообще как-то мы привыкли винить в росте правонарушений и преступлений среди подростков в первую очередь семью. И совсем уж незначительно- другие социальные институты. Удобная позиция. Легче, конечно, перекладывать ответственность на чужие плечи. Только я считаю, что эти девочки и мальчики, помещённые за колючую проволоку,- немой укор не только и не столько родителям, сколько нам, педагогам, обществу в

целом. Из бесед с осужденными легко проследовать закономерность: у определённой части подростков конфликт с обществом вырос из конфликта со школой. Нет, я не оправдываю родителей пьющих и совершенно не заботящихся о своих детях. Но в большинстве своём ведь родители другие: работающие порой от темна до темна, добирающиеся с нервотрёпкой в общественном транспорте до дома, стоящие в бесконечных очередях.

Скажите мне, что есть выходные дни, они должны быть отданы детям. Не соглашусь. Потому что и в выходные родители не освобождаются от массы бытовых забот. Иное дело, что к домашнему труду необходимо с малых лет приобщать детей своих, чего многие родители не делают, жалея их, а в результате приносят порой непоправимый вред и себе, и своему ребёнку, и обществу.

Результаты анкетирования в школах, вполне благополучных в смысле правонарушений, показали:

  1.  на вопрос «где вы проводите большую часть своего времени?» 87% старшеклассников ответили: в школе. На втором месте дворовая компания, художественные, музыкальные, спортивные школы, клубы по интересам, дискотеки. Семье, а значит, семейному воспитанию 83% старшеклассников отвели последнее место.
  2.  на вопрос «что вы делаете в семье?» большинство старшеклассников отвечают так: смотрим телевизор, учим уроки, спим, едим. Совсем немногие (около 15%), активно общаясь с родителями, помогают им в ведении домашнего хозяйства, знакомы с распределением бюджета в семье, участвуют в семейных советах.

Исходя даже из одного этого анкетирования, становится ясной та значительная роль, которая ложится в смысле профилактики преступности и правонарушений на школу.

Словом, мы тогда начнём решительное наступление на детскую преступность, когда и уроки в школе, и внеклассные мероприятия будут увлекательнее, чем собрания в подвалах, на чердаках или в подворотне. По статистике, более 60% преступлений совершаются несовершеннолетними в то время, когда они должны находиться на уроках. Так давайте привлечём их на эти уроки! но, прежде всего, избавим учеников от засилья учительской авторитарности, грубости, рукоприкладства, которые по-прежнему встречаются в школах.

Перестройка психологии учителя - задача едва ли не одна из самых важных, ибо значительно легче изменить аппарат управления народным образованием, переписать учебники или программы, чем изменить характер мышления и действий рядового учителя. Начинать здесь, видимо, нужно со строгого профессионального отбора при поступлении в педагогические ВУЗы.

Думаю, что необходимо также избавится от балласта многих формальных дисциплин и спецкурсов. Педагогический институт должен учить будущего учителя в первую очередь профессиональному мастерству,

профессиональной этике, искусству любить детей, искусству сопереживать. Пришло время сказать решительное «нет» заакадемизированности иных ВУЗов, плодящих пусть даже неплохих предметников, но учителей с невысоким уровнем духовности, не способных (да и не желающих) воспитывать учащихся.

Инспекторы детских комнат милиции в свою очередь объясняют трудности работы с подростками спецификой современного общества – они также, вслед за психологами, возлагают часть вины на современную массовую культуру, а кроме того, сетуют на недостаток реальных рычагов воздействия на малолетних правонарушителей.

«Современные дети изменились, и причины их жестокости нужно искать в атмосфере, в которой они воспитываются и живут. Даже на уровне мультфильмов дети видят, как герои друг друга избивают и откручивают головы, а в жизни они наблюдают расслоение общества по доходам и социальным группам: одни родители могут купить все, другие – ничего. Практически на всех уровнях исчез воспитательный процесс: дома – родители заняты добычей средств на пропитание, в школе – лишь учебный план, кружки и клубы – платные. С детьми стало работать сложнее, поскольку у них теперь нет авторитетов, они стали более раскрепощенными, считают себя самостоятельными и практически не воспринимают другую позицию. В условиях такой «демократии» у инспекторов остается все меньше рычагов влияния на трудных детей и их родителей»2.

Полагаю, что совершение преступлений - это своеобразный вызов всему обществу, уже ни на что не надеющихся маленьких людей, которые, стирая все запреты, действующие в "нормальной" жизни, таким образом, заявляют о себе, настоятельно рекомендуя обратить на них как на личностей самое пристальное внимание. Причем это утверждение одинаково справедливо и для беспризорников, и для детей из внешне благополучных семей.

Друзья (досуг)

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой

окружающей среды и т.д. – не более 4%.

Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп, и именно их мы рассмотрим.

Сегодня мир наркоманов структурно организован. Установки и ценностные ориентации наркоманов и токсикоманов игнорируют системы социальных ценностей, запреты и ограничения общества, что в свою очередь порождает рост преступности.

Влечение к наркотику диктует поведение наркомана. Все другие интересы, воля, контроль над своими поступками подавляются, все устремления на поиск наркотика, на преодоление препятствий к его достижению любыми способами и средствами. Именно в этот момент наркоман может совершить и совершает тяжкие преступления – кражи, грабежи, убийства.

Наркоман или токсикоман- это далеко не всегда выходцы из семьи, в которой пьют, бьют и насилуют (таких, кстати, меньшинство). Семья юного наркомана вполне может быть внешне благополучной и даже очень респектабельной.

Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным тех же исследований, из числа подростков имеющих 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5-7 часов - 53% ". Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

1.3  Личностные особенности несовершеннолетних

Вначале ребёнок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребёнок это тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Обычно спрашивают: а по отношению к кому ребёнок может быть трудным? Есть 2 стороны трудности ребёнка: когда ребёнку трудно с окружающими: даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. И вторая сторона ответа: когда ребёнку трудно с самим собой- эти дети больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно отнести педантических, эмотивных, экзальтированных и некоторых других детей.  

Личностные особенности несовершеннолетних

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

Возрастные особенности несовершеннолетних

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечал М.Н.Гернет, возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку «физически» становится возможным совершение определенных преступлений". Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. По словам И.С.Кона, «человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества». В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности -. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.

Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т.д.

Кроме хронологического возраста, различают психологический, педагогический и физический возраст, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, «так называемого среднестатистического возраста реально не существует... Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности».

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14-15 лет – подростково - малолетняя, 16-17 лет - несовершеннолетние.

Криминологические, социологические и психологические особенности поведения контингента в возрастном интервале 14-17 лет свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние как условия их жизни и воспитания в предшествующие годы, так и «молодые взрослые». Отсюда следует вывод, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.

Рассматривая личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их общности. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрастов, по существу стирается, когда сравниваются две возрастные группы: 16-17 лет и 18-20 лет. В данном случае вполне допустимо вести речь о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.

Статистические данные МВД РФ показывают, что более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16-17 лет. Подростки 14-15 лет совершают 30-32% преступлений. Причем, удельный вес преступлений, совершаемых 14-15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6-0,7%.

Половые особенности несовершеннолетних

Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного форм; личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, с исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.

Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки - около 9%. В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

Местные особенности несовершеннолетних

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет

75%, а сельской местности - 25 %. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе.

Особенности образования несовершеннолетних

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые - во вспомогательных школах.

Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и неучащихся участников преступлений.

Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен. В связи с этим доля неработающих и неучащихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать.

Особенности правового сознания несовершеннолетних

 Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

 Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

1. преобладание «детских» мотивов - совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;

2. ситуативность мотивов;

3. деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;

4. большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями.

Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.

1.4  Детская преступность в России

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения.

Статистика, как известно, беспристрастна, и только представив себе, сколько искалеченных юных жизней стоит за пустыми цифрами можно понять реальные масштабы и оценить возможные последствия происходящего на наших глазах.

В 2001 году органами внутренних дел зарегистрировано почти 3 миллиона преступлений. 9% всех преступлений совершены несовершеннолетними или при их участии ("Новые Известия", 10 января 2001 г.). В 2001 году только подростки 185 тысяч раз преступили закон, в том числе на 147 тысяч преступлений приходятся тяжкие и особо тяжкие: убийства, изнасилования, групповые кражи ("Газета", 03 апреля 2002 г.). Такова официальная статистика, но, по мнению многих экспертов, эти цифры, для получения реальной картины, необходимо как минимум удвоить. Вдумайтесь, не менее 500 тысяч детей встали на путь совершения преступлений в прошлом году.

За два месяца текущего года столичная милиция задержала около 10 тысяч подростков, более половины из них привлечены к ответственности за различные административные правонарушения. 435 детям были предъявлены обвинения в совершении преступлений. Если сравнивать эти цифры с данными за аналогичный период прошлого года, то картина вырисовывается

следующая: при общем сокращении правонарушений убивать подростки стали в два раза чаще, также увеличились случаи причинения тяжкого вреда здоровью, нередко заканчивающегося смертью потерпевших. При этом кражи и грабежи фиксировались на 25% реже ("Аргументы и Факты", №14, 2002 г.). Эта данные могут свидетельствовать только о том, что уровень агрессии, подкрепленный верой в безнаказанность, возрос. Дети начали убивать и грабить не по причине отсутствия денег на еду, как это было раньше, а из-за какого-то чудовищного азарта. Очень часто, как следует из интервью с самими беспризорниками, они убивают бомжей "просто так, чтобы не воняли" ("Комсомольская правда", 27 марта 2002 г.). То есть убивают людей, о которых на завтра и не вспомнит никто, а для милиции одной проблемой станет меньше. И убивают не ради чего-то, и уж тем более не за что-то, а просто так, забавы ради. Ценностные ориентиры размыты, и получение острых ощущений уже не мыслимо без унижения и причинения физической боли другому человеческому существу.

По данным заместителя начальника Службы криминальной милиции (СКМ) МВД РФ Михаила Никифорова на март 2008 года в СИЗО России содержится 14 тысяч несовершеннолетних и подростков, еще 21 тысяча отбывает наказание в колониях ("Газета", 03 апреля 2008 г.). Таким образом, через несколько лет в стране появятся 35 тысяч потенциальных преступников, оступившихся в детстве, и прошедших "криминальную школу" в местах лишения свободы. Правила этой "школы" для детской сломленной психики кажутся вполне справедливыми, и оттого усваиваются, особенно в юном возрасте, предельно легко. Сильный всегда прав; выживает сильнейший; украсть проще, чем заработать; за обиды надо платить - на таких "истинах", приобретающих в устах "старших товарищей" еще более извращенное значение, и формируется юное сознание в зоне.

В беседе с депутатом Государственной думы РФ А.Баранниковым - автором проекта амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин, которую ГД приняла 1 ноября 2001 года, можно окончательно убедиться в том, что проблема детской преступности остро стоит перед государством и обществом. Он подтвердил мое мнение - детей нельзя сажать в тюрьму, в связи с тем, что он убежден: "Она еще более серьезный учитель, нежели улица, и вряд ли после такой "школы" государство может надеяться получить полноценного гражданина. Меньше чем 2-3 года подросток провести в колонии не может, а это более чем достаточный срок для "обучения". Вероятно, что именно желанием не допустить укоренения правил зоны, руководствовался мой собеседник в процессе разработки и продвижения проекта амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин.

По данным, полученным в ходе подготовки проекта амнистии, основная часть малолетних преступников - это мальчишки, девочек отбывает

наказание около 2-3 тысяч. Трудно сказать является ли этот факт утешительным, особенно беря во внимание, что большинство экспертов сходится во мнении, что наметился рост числа девочек на улицах, в последнее время они составляют около 1/3 от общего числа российских беспризорников.

Главная причина возникновения и существования детской преступности, по мнению А.Баранникова, связана с тем, "что дети оказываются на улице, а у государства нет денег заниматься этим ребенком. Это прямое следствие безнадзорности. Дальше за их воспитание берется улица: хочешь, есть - укради"3. Кража - самый распространенный вид детских преступлений. За кражами идет и грабеж, когда тихо украсть нет возможности, а за грабежом убийства. "У мальчишек, - заключает А. Баранников, - еще не работают тормоза, и наибольшая жестокость присуща преступлениям, совершаемым детьми, они не могут отдавать себе отчет, что они делают. К тому же, будучи обиженными, на весь мир, все свои комплексы они вымещают на жертве"4.

Считается, что преступность несовершеннолетних в России более присуща городу, чем селу. «Городские» преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют почти 75%. В настоящее время наметилась негативная тенденция опережающего темпа прироста «сельской» преступности несовершеннолетних по сравнению с «городской». Различия в «городской» и «сельской» преступности несовершеннолетних объясняются в основном социальными условиями, образом жизни городского и сельского населения. В структуре «городской» преступности преобладают грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспорта и т.п. Свою специфику имеет и

структура групповой преступности, которая в городах составляет более 70%, а в сельской местности - около 50%.

1.5 Вывод:

На сегодняшний день общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних растет катастрофически быстро, а также меняется ее структура и характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежные отклонения есть следствие социальных отношений в обществе.

Причина же становления девиантного поведения являются: несогласованность между целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе, неравноправные отношения в семье.

А вот динамика детской преступности характеризуется высоким уровнем латентности, неравномерностью по временным показателям, также динамика имеет практическую значимость для проведения профилактических работ с девиантами.

Глава 2. Обзор педагогических мер по предупреждению детской преступности.

2.1 Психологическая характеристика.

Социально значимые черты человеческой психики формируются на макросоциальном уровне, т. е. на уровне больших социальных групп, к которым можно отнести и молодежь. Опыт больших социальных групп (традиции, особые формы поведения, особые типы контакта, ценности, потребности, специфический язык и др.) индивид усваивает посредством общения с членами малой социальной группы (класс, дворовая компания, трудовой коллектив, неформальное объединение молодежи). Личная психология индивида включает в себя то общее, что присуще в той или иной степени всем представителям малой группы, также личное, присущее только ему.

По определению Н. Г. Юркевича, личность – это совокупность устойчивых социально значимых свойств человека. Ядром личности является Я- концепция, или блок "Я". Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Кроме блока "Я", личность характеризует ролевой блок – совокупность усвоенных социальных ролей. Судить о личности можно только по ее делам, деятельность которой состоит из исполнения социальных ролей (член трудового или учебного коллектива, семьянина, мужчин или женщины и др.). Социальные роли исполняются в ее ответствующих социальных образованиях, ячейках общества, т. е. в учебном или трудовом коллективе, семье и т. д.

Можно говорить о личности как о совокупности социальных ролей (включая их качественные характеристики) исполняемых человеком в различных социальных образованиях. Однако только хорошо усвоенные социальные роли могут действительно стать элементами личности. Об этом можно говорить лишь тогда, когда личность в достаточно мере усвоила все ролевые функции. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в

системе объективных социальных отношений ( профессиональные,

социально- демографические и др.), и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженные и др.).

Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением "трудности подросткового периода".

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подростковый комплекс", а обусловленные ими нарушения поведения – "пубертатный криз". По мнению А. Е. Личко, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения. Кроме того, у подростков в определенной мере сохраняют свое значение детские (характерологические) поведенческие реакции - оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.

Перечисленные реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять патологические нарушения поведения, если они затрудняют социальную адаптацию или выходят за рамки поведения группы сверстников, с которой растет подросток.

В результате неправильного воспитания или других причин происходит патохарактерологическое формирование личности, что является патологией. Эти нарушения формирования личности ребенка и подростка обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности и возникают в ответ на воздействие различных психотравмирующих факторов.

Подростки, растущие в одинаковых неблагоприятных условиях, далеко не всегда обнаруживают психопатические черты. В одной и той же семье формируются разные тины психопатов и совершенно здоровые личности. Вероятно, в подавляющем большинстве случаев необходимо, чтобы семена

дурных воздействий среды упали на подходящую для них внутренне подготовленную почву. Такой почвой чаще всего может служить акцентуация характера, дисгармония темпа полового созревания.

Однако для патохарактерологического формирования личности на почве акцентуаций необходимо не просто любое неблагоприятное социально-психологическое воздействие. Оно должно быть направлено в наиболее уязвимое для данного типа акцентуации место и быть достаточно продолжительным. Основным проявлением патохарактерологического формирования личности и акцентуации  характера является девиантное поведение.

2.3  Причины и условия преступности несовершеннолетних

Перечислим основные факторы, ведущие к девиантному поведению подростков. Обязательно следует учитывать, что ряд компонентов действует не только на трудных, но и на обычных подростков.

Факторы

Биосоциальный

Физические влечение к противоположному полу (либидо), стремление удовлетворить половую потребность, раннее начало полового созревания и пробуждение сексуальных устремлений.

Средовой

 

Влияние друзей, знакомых наличие ориентации на негативную компанию. Нарушение эмоционального контакта с родителями, натянутые взаимоотношения, невозможность откровенных бесед.

Стимуляция отклоняющегося поведения окружающей средой: получение негативной информации через книги, кино и видеофильмы, от друзей, знакомых и т. д.

Раннее начало курения, приема наркотиков, употребление алкоголя и т.д.

Социально-психологический

Потребность в эмоциональной близости и способы ее удовлетворения, употребление спиртных напитков в кругу компании.

Социальной дезадаптации.

 

 

Нарушение социальной адаптации, натянутые отношения с родителями (конфликты, наказания).

Последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времяпрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности.

Нравственно-этический.

Диссоциация нравственных установок. Интериоризированные (усвоенные) общественные нормы.

Реакция эмансипации.

Стремление стать взрослее, завоевать уважение друзей, подруг.

Неблагополучная семья.

Воспитание в условиях деформированной и неполной семьи.

Компоненты перечисленных выше факторов не имеют жесткой зависимости друг от друга, но их одновременное действие, несомненно, ведет к девиантному поведению подростков. В общей структуре факторов, ведущих к девиантному поведению подростков, наибольшей силой влияния обладают биосоциальный, социальной дезадаптации, средовой и нравственно-этические факторы.

Стоит обратить внимание на индивидуальные факторы риска. Перечислим характерные отличия трудных подростков.

Факторы

Способы времяпрепровождения

Бесцельное времяпрепровождение на улице. Встречи в кругу компании. Посещение кружков, секций.

Раннее начало половой жизни

Возраст первой сексуальной связи. Бесконтрольность со стороны родителей.

Воспитание в неблагополучной семье

Воспитание в деформированной или неполной семье.

Ранняя алкоголизация

Возраст начала употребления спиртных напитков. Преобладание друзей старшего возраста. Бесконтрольность со стороны родителей.

Повышенная коммуникабельность

Большое количество друзей.

Неблагоприятное семейное окружение

Степень алкоголизации матери. Психическое заболевание у ближайших родственников (в том числе алкоголизм).

2.3  Методы борьбы с детской преступностью

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям :

  •  ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  •  воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  •  непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  •  воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.

В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии; когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и

медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить

прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

  •  тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;
  •  определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;
  •  выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

  •  выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
  •  изучать личности этих подростков;
  •  определять и устранять источники отрицательного влияния на них;
  •  исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;
  •  осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
  •  периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:

  •  подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);
  •  несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;
  •  вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
  •  осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:
  •  освобожденных из воспитательных колоний.

Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и по горизонтали, а также со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.

Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих э его психической неполноценности.

Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса - создание психолого-педагогических центров. Таким образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. «Успешность этой работы будет достигнута тогда, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление н разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти

группы»5.

Как и любой вид деятельности,- предупреждение преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В литературе вчисле таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы-.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Главное - своевременность. Это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.

Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Это- довольно сложный и противоречивый процесс. В связи с этим Б.С.Утевский писал: «Колония, тюрьма - самое неблагоприятное место для воспитательной работы... Принуждение - не самый лучший метод воспитания... Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного, закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не

встанет новый человек»6. Однако необходимость исправления и

перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.

2.4 Вывод.

Таким образом, для решения проблемы профилактики детской преступности необходимо создание нормативно-правовых документов и целевые программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, консолидация усилий образовательных учреждений, органов правопорядка и семьи и организация временной занятости несовершеннолетних.

Профилактика включает в себя ряд мер: общего характера, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические.

За последние годы создана сеть социальных служб различного профиля, но все-таки они не удовлетворяют полностью запросы общества. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

  1.  Заключение.

В этой работе было рассмотрено понятие девиантного поведения, обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и деленквентному поведению, проанализирован ролевой блок личности трудных подростков, дана типология индивидуальных факторов риска, обсуждены условия, способствующие зачаткам и развитию детской преступности, представлена статистика состояния детской преступности в России на современном этапе, выявлены методы борьбы с детской преступностью.

В работе было показано, что личностные черты подростков существенно отличают их от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением "трудности подросткового периода".

Нарушения формирования личности подростка обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности и возникают в ответ на воздействие различных психотравмирующих факторов. Проблемы в общении у трудных подростков в равной мере проявляется в отношении с родителями, учителями и сверстниками. Особенности поведения трудных подростков часто проявляются в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, а также в виде преступных уголовно-наказуемых действий

В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы педагогических коллективов, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел и различными социальными институтами в которых находятся дети, в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.

Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

  1.  Библиография.

  1.  Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  2.  Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,2012.
  3.  Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.,2010.
  4.  Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980
  5.  Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 2010.
  6.  Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М. Политиздат, 1979.
  7.  Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев 2006.
  8.  Криминология и профилактика преступлений (Особенная часть). Учебное пособие. М., 2009.
  9.  Криминология: Учебник. М.,1992.
  10.  Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М, 1990.
  11.  Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.: Просвещение, 2008.
  12.   М. Раттем - «Помощь трудным детям», М. «Прогресс», 2007.
  13.  Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая литература, 2010.
  14.  Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Казань. Издательство Казанского Университета, 1993.
  15.  Наказание.ру http://www.budgetrf.ru

  1.  Приложение.

Приложение 1.

Карта личности школьника группы риска.

1. Общие сведения о школьнике:

Ф.И.О. __________________________________________________________ Дата рождения_________ Класс ________ Тип класса______________

2. Сведения о родителях:

Мать:

Ф.И.О _____________________________________________________

Возраст_________

Образование ____________________________________

Место работы и должность_____________________________________________

Отец:

Ф.И.О _______________________________________________________ Возраст_________

Образование________________________________________

Место работы и должность_________________________________________

Другие члены семьи, проживающие с ребёнком

________________________________________________________________

Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)

Дополнительные сведения о ребёнке

3.1. Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы ____________________________________________________________________

3.2. Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?)______________

3.3. Состоит на учёте в КДН (с какого времени) ______________________

Имеет условную судимость (указать статью и срок) _____________

Является воспитанником детского дома №_____

Был воспитанником спецшколы _________________

3.7. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?

  1.  Постоянно.
  2.  Часто (4–7 уроков в неделю)
  3.  Редко (до 3 уроков в неделю).
  4.  Не пропускает.

3.8. Как часто он убегал из дома?

  1.  Очень часто (более 5 раз).

  1.  Часто (от 3 до 5).

  1.  Редко (1–2 раза).

  1.  Никогда.

3.9. Как можно охарактеризовать его положение в классе?

  1.  Положительный лидер.

  1.  Полноценный член классного коллектива.

  1.  Отрицательный лидер.

  1.  Человек, которого не принимает большинство учеников его класса.

  1.  Человек, которого активно отвергают, травят, преследуют сверстники.

Дополнительные сведения о семье ребёнка

Уровень дохода семьи на одного человека:

  1.  Значительно ниже прожиточного уровня.

  1.  Несколько выше прожиточного уровня.

  1.  Соответствуют прожиточному уровню.

  1.  Несколько ниже прожиточного уровня.

  1.  Значительно ниже прожиточного уровня.

4. 2. Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):

  1.  Семья в состоянии развода.

  1.  Неполная семья (одна мать или один отец).

  1.  Отчуждённость родителей из-за занятости.

  1.  Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей.

  1.  Жестокое и холодное отношение родителей с детьми.

  1.  Оба родителя алкоголики, полная семья.

  1.  Один родитель алкоголик, полная семья.

  1.  Родитель-алкоголик в неполной семье.

  1.  Родители относительно хорошо выполняют свои функции

  1.  Семья с опекунами:

а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны.

4.3. Условия проживания:

  1.  Благоустроенная квартира.

  1.  Одна или две комнаты в общежитии.

  1.  Коммунальная квартира в кирпичном доме.

  1.  Коммунальная квартира в деревянном доме.

  1.  Семья проживает в частном доме.

  1.  Другой вариант_______________________________

Опираясь на ответы школьника по анкете укажите:

5.1 Причины пропуска занятий_____________________________________

5.2. Причины побегов из дома (если убегал)___________________________

5.3. Группы людей, нарушающие его права___________________________

5.4. Что ему нравится в школе______________________________________

5.4. Кому подросток может доверять_________________________________

  1.  Какие способы улучшения ситуации он видит?

Приложение 2.

Оцените по 5-бальной шкале степень выраженности следующих характеристик:

                                                                                         Шкала оценки

1. Здоровье ребёнка                                          1 2 3 4 5

2. Общественная активность                            1 2 3 4 5

3. Состав семьи                                                    1 2 3 4 5

4. Степень выраженности аморальных

проявлений в семье                                                          1 2 3 4        5                                                                                                  

5. Степень выраженности асоциальных

взглядов в семье                                                              1 2 3 4        5                                                                                                  

6. Характер эмоциональных отношений в семье  1 2 3 4 5

7. Характеристика внешкольных отношений

со сверстниками                                                             1 2         3 4 5

8. Наличие жизненных планов и

профессиональных намерений                                       1        2        3         4       5

9. Степень сознательности по отношению

к учебной деятельности                                         1 2       3 4 5

10. Уровень развития полезных

интересов, знаний, умений                                          1        2       3         4        5                                                                                                       

11. Отношение к педагогическим воздействиям 1 2 3 4 5

12. Коллективистские проявления                                1 2 3 4 5

13. Способность критически оценивать

поступки сверстников                                                    1        2        3        4        5                                                                                                              

14.Самокритичность. Наличие навыков самоанализа  1        2        3 4 5                                                                                                                       

15. Внимательное, чуткое отношение к окружающим 1        2        3 4        5

16. Волевые качества, восприимчивость

к дурному влиянию                                                          1        2        3       4 5                                                                                                          17. Внешняя культура поведения, внешний вид, речь 1 2 3 4 5                                                                                                                 

18. Отношение к алкоголю и наркотикам                     1 2 3 4 5

19. Отношение к курению                                         1 2 3 4 5

20. Отношение к нецензурным выражениям          1 2 3 4 5

Сумма баллов:

1 (11 с.69)

2 (9 с. 85)

3 (15)

4 (15)

5 (6 с. 76)

6 (3 с. 43)

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79878. Интерфейсные устройства 51.5 KB
  Параллельный периферийный адаптер ППА К580ВВ55 ППА является программируемым интерфейсным модулем.42 ППА В ППА К580ВВ55 программируется направление обмена информацией по каждому из каналов А В С;режим обмена информацией и возможность обмена с прерываниями по каналам А и В. Управляющие сигналы: Таблица 4 А1 А0 адрес канала по которому осуществляется обмен; выбирается из таблицы; Чт используется для передачи информации из внешнего устройства в МП; Зп используется для передачи информации из МП во внешнее устройство; ВК выбор...
79879. РЕГУЛИРОВКИ В РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЕ 470.5 KB
  Автоматическая регулировка усиления АРУ ВАРУ временная автоматическая регулировка усиления БАРУ быстродействующая АРУ поддерживают выбранные показатели РЭА на требуемом уровне. Рассмотрим типовые схемы усилителей с автоматической регулировкой усилений АРУ. Схемы усилителя переменного напряжения с АРУ Усилители с дискретно регулируемым коэффициентом передачи. Схема усилителя с дискретно регулируемым коэффициентом передачи АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА УСИЛЕНИЯ Принцип действия и виды АРУ.
79880. Схемы специальных усилителей на ОУ 271 KB
  Напряжение на нагрузке Rн включенной в цепь ООС усилителя показана схема усилителя в котором нагрузка включена между выходами инвертирующего и неинвертирующего усилителей. Схема модифицированного двухканального усилителя показана модифицированная схема усилителя в котором дифференциальный усилитель выполнен на транзисторах V1 и V2.
79881. Логические функции и логические элементы. Представление информации физическими сигналами 2.73 MB
  Логические переменные хорошо описывают состояния таких объектов, как реле, тумблеры, кнопки, т.е. объектов, которые могут находиться в двух четко различимых состояниях...
79882. Типовые комбинационные устройства 2.34 MB
  В комбинационных схемах (КС) совокупность выходных сигналов в любой момент времени однозначно определяется входными сигналами, поступающими на входы в тот же момент времени. Закон функционирования КС определен, если задано соответствие между входными и выходными сигналами в виде таблицы