905

Методы и методические приемы производственного обучения

Курсовая

Педагогика и дидактика

Обобщение теоретических сведений и методические особенности планирования по его задачи методические приемы производственного обучения. Анализ передового педагогического опыта. Методические особенности планирования производственного обучения в ПТУЗ.

Русский

2013-01-06

163.5 KB

413 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.

Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей уч-ся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения.

Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность учащихся; средства обучения.

Особенности производственного обучения:

  •  процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению;
  •  существует тесная связь обучения с производительным трудом учащихся; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся я целей формирования их технического мышления;
  •  особую роль в училище играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в училищах и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;
  •  учащиеся в средних профтехучилищах одновременно получают общеобразовательную и профессионально-техническую подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
  •  режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.

Специфическая особенность учебного процесса в средних профтехучилищах – и в необходимости повышения развивающей его функции. Для ряда современных профессий (а их становится все больше) основным содержанием труда рабочих является не столько непосредственное обслуживание машин и механизмов, сколько контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов связанных с методами и методическими приемами производственного обучения.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить литературные источники;

- обобщить имеющийся педагогический опыт по вопросам использования различных  приемов на уроках производственного обучения;

- провести классификацию и дать характеристику производственного обучения;

- разработать план-конспект урока производственного обучения;

- разработать рекомендации по использованию приемов в учебном процессе ПТУЗ.

Данная тема актуальна в ПТУЗ, так как правильный выбор и использование методов производственного обучения является главной составляющей при организации всего процесса обучения.

1. Обобщение теоретических сведений и методические особенности планирования по его задачи « методические приемы производственного обучения»

  1.  Анализ учебно-методической литературы

Н. И. Макиенко в учебнике «Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования» делает вывод о том, что под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний.

Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и; передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство.

Чтобы лучше использовать методы обучения, преподаватель должен представить их себе в определенной системе. Однако в дидактике нет еще единой общепризнанной классификации методов.[11]

В учебнике «Методика производственного обучения в профтехучилищах» А. И. Титов выделяет методы обучения, классифицируя их по нескольким различным основаниям:

группа методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  •  словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);
  •  индуктивные и дедуктивные (логический аспект);
  •  репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
  •  самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2 группа методы стимулирования и мотивации учения (интереса к учению; долга и ответственности в учении).

3 группа методы контроля и самоконтроля в обучении (устного; письменного; лабораторно-практического).

Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют названия методов, которые стали применяться за последнее время: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.[17]

И. П. Позняк в учебнике «Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах» выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения учащихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:

- устное изложение учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем рассказа- объяснения и беседы;

- непосредственное восприятие учащимися учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем:

а) самостоятельных наблюдений учащихся;

б) демонстрации и показа;

в) лабораторно-практических работ;

г) экскурсии;

- работа учащихся над книгой.

И. П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:

- личный показ мастером трудовых приемов и процессов, а также технической документации;

- практическая самостоятельная работа учащихся, которая осуществляется путем:

а) упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);

б) выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.

Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности. [14]

В учебнике «Производственное обучение в рамках профессионально-технического училища» М. А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знании, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебной задачи, подготовку учащихся.

Например, если частной учебной задачей является сообщение знаний о назначении трудовых действий, которые предстоит усвоить, то источником информации должно быть, очевидно, слово. При этом, если знания сложны, трудны для усвоения, мастер прибегает к объяснению, сопровождая его демонстрацией наглядных пособий или показом трудового процесса. В тех случаях, когда для усвоения знаний следует использовать уже имеющийся у учащихся опыт, можно применить беседу. Иногда назначение новых для учащихся сложных трудовых действий усваивается на вводной экскурсии. Если предметом обучения являются действия преимущественно ручного труда, то показ трудового процесса играет основную роль в подготовке учащихся к упражнениям. Когда же предстоит формировать навыки и умения главным образом умственного труда, то личному показу будет принадлежать второстепенная роль, а основная ― объяснению, решению производственных задач и некоторым другим методам и методическим приемам..[5]

  1.  Анализ передового педагогического опыта

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся относится к наиболее актуальным в современной методике производственного обучения. Как достичь развития личности на уроках производственного обучения в учебных заведениях профессианально-технического образования? Именно этот вопрос остается актуальным в наше время и наиболее остро эта проблема каснулась мастеров производственного обучения.

М. И. Канаш рекомендует использовать такие нетрадиционные формы обучения как игры, различные кроссворды, конкурсы и ребусы, что способствует развитию у учащихся репродуктивного, воспроизводящего мышления. Например, цель ролевых игр ― формирование умений и навыков, мобилизация коллективного опыта и знаний для взаимообогащения. Подготовка мастера производственного обучения к такой игре начинается с разработки сценария. Мастер определяет тему, цели, задачи, подбирает задания, разрабатывает систему критериев оценки выполнения заданий. М. Н. Канаш привел пример ролевой игры, которую проводил мастер производственного обучения ПТУ №24 С. Е. Абрамович в группе по профессии «Мастер отделочных работ». Эта игра проводится после изучения тем по оштукатуриванию и облицовке поверхностей зданий и сооружений и позволяет моделировать работу строительного управления при возведении зданий и сооружений, последовательность выполнения строительных работ, связать в комплексе знания по спецтехнологии, материаловедению и умения по производственному обучению. Каждый учащийся принимает активное участие в проведении игры на условиях само- и взаимоконтроля.

Проведение конкурсов направлено на организацию познавательной деятельности учащихся. Цель конкурсов ― научить учащихся мыслить, творчески применять теоретические знания в практической деятельности, выявить степень овладения умениями и навыками, закрепить их. В производственном обучении  наиболее часто проводятся конкурсы по профессии. Например, конкурс-турнир «Строители-универсалы» в ПТУ №24 строителей им. Н. И. Кедышко проводился в группах маляров-штукатуров с одногодичным сроком обучения во втором полугодии. К этому времени учащиеся приобретают определенные теоретические знания, практические умения и навыки. Перед началом конкурса ведущий, подготовленный мастером производственного обучения из числа учащихся, объявляет состав жюри. В него входят: преподаватель спецпредмета, мастер производственного обучения, представитель администрации и учащийся из группы, не задейтсвованный в конкурсе. Конкурс-турнир проводиться в форме игры и состоит из двух частей.

Урок-КВН направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Цель такого урока ― выявление степени теоретической и практической подготовки учащихся по определенной теме или разделу программы, а также закрепление и углубление приобретенных знаний, умений и навыков. Урок-КВН требуе большой предварительной подготовки мастера производственного обучения. Он подбирает вопросы и задания для конкурсов. Предварительно мастер разделяет группу на две команды. Каждая команда выбирает капитана и получает домашнее задание: придумать девиз, эмблему и приветствие команде-сопернице.

Урок-КВН в ПТУ №24 строителей им. Н. И. Кедышко мастера производственного обучения проводят по следующему сценарию: мастер производственного обучения начинает урок-КВН с объявления темы и цели. Учащиеся знакомятся с жюри, в состав которого входят мастер производственного обучения параллельной группы, преподаватель спецдисциплин, учащиеся группы, не задействованные в КВН. Урок-КВН проходит в рамках семи различных конкурсов и в конце занятия жюри выставляет оценки командам и отдельным учащимся.

М. И. Канаш описал различные игры и конкурсы, которыми пользуются мастера производственного обучения до сих пор, мастера накапливают свой творческий опыт и в процессе обучения передают его своим учащимся.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что проведение различных игр на занятиях или конкурсов развивает творческое мышление у учащихся, они учаться работать в коллективе, учаться на своих ошибках, помогают друг другу, учащиеся также решают самостоятельно поставленные перед ними задачи и упражнения, что побуждает у них умственную деятельность. Подобные игры, конкурсы, уроки-КВН необходимо проводить чаще и на различные темы, и по различным профессиям именно для того, чтобы ативизации познавательной деятельности учащихся возрастала.

2. Методические особенности планирования производственного обучения в ПТУЗ

2.1 Планирование производственного обучения

Под планированием производственного обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Основой производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях является участие учащихся в производительном труде. Вместе с тем программа производственного обучения не раскрывает, какие конкретно, в какой последовательности, сколько учебно-производственных работ должен выполнить учащийся, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Эта задача перевода требований учебной программы на язык конкретной учебно-производственной деятельности учащихся решается путем правильно организованного планирования производственного обучения. Большую роль играет правильно организованное планирование производственного обучения для установления связей производственного обучения со специальными предметами.

Учитывая все это, основными задачами планирования производственного обучения являются:

обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программ;

обеспечение правильного подбора учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределения их между учебными группами, полной и равномерной загрузки учащихся, рационального использования учебно-материального оснащения учебного заведения;

создание условий для рациональной организации и своевременного материально-технического оснащения производственного обучения;

определение объема и сроков выпуска продукции, изготавливаемой учащимися в процессе производственного обучения, обеспечение целесообразного и экономного использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на производственное обучение;

планирование (перспективное и текущее) работы мастера производственного обучения.

Планирование производственного обучения - задача производственно-педагогическая. Это требует от организаторов производственного обучения - заместителя директора учебного заведения по учебно-производственной работе, старшего мастера и мастеров производственного обучения глубоких знаний производственно-технических возможностей процесса производственного обучения, владения психолого-педагогическими основами производительного труда учащихся на различных периодах производственного обучения.

В процессе производственного обучения в тесной взаимосвязи решаются учебные и производственные задачи, хотя между ними могут быть определенные противоречия. Специфика и искусство планирования учебно-производственного процесса заключается в том, чтобы обе эти задачи решались в единстве, дополняли друг друга.

Планирование производственного обучения включает следующие основные элементы:

педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ учащихся; разработку на этой основе перечней таких работ;

планирование учебно-производственной деятельности группы на определенный отрезок времени;

планирование производственного обучения при нефронтальной организации учебного процесса.

Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственного труда учащихся. Нормирование в этом смысле является составной частью планирования, основой для количественных расчетов производственных планов. В этой связи вопросы планирования производственного обучения и нормирования учебно-производственных работ рассматриваются во взаимосвязи.

2.2  Подбор учебно-производственных работ

Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом необходимо тесно увязывать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными возможностями, которые не всегда соответствуют этим принципам. Отсюда и многообразие вариантов организации подбора учебно-производственных работ.

При подборе (выборе) учебно-производственных работ руководствуются следующими общими требованиями к ним:

соответствие программе производственного обучения по профессии (группе профессий);

производственная ценность;

посильность для выполнения учащимися на соответствующем периоде производственного обучения по степени сложности, точности, требуемым физическим усилиям, объему и содержанию необходимых профессиональных знаний;

постепенное усложнение как в пределах одной темы, так и в процессе производственного обучения в целом;

типичность для осваиваемой профессии (специальности);

возможность применения современной высокопроизводительной техники, технологии, передовых методов труда.

Наибольшую сложность представляет подбор учебно-производственных работ для изучения операций, поскольку такие работы должны содержать осваиваемую операцию как единственную или преобладающую, а большинство учебно-производственных работ, из которых нужно производить отбор соответствующих объектов, имеют комплексный, т. е. включающий значительное количество трудовых операций, характер. Имея в виду это объективное противоречие, в практике учебных заведений применяют различные варианты подбора учебно-производственных работ для отработки основ профессии, а именно:

внутренняя кооперация, когда учащиеся первого курса отрабатывают на изделиях, деталях, других объектах выпускаемой учебным заведением продукции заготовительные операции, а учащиеся старших курсов выполняют более сложные, финишные операции;

организация пооперационного выполнения работ комплексного характера, когда учащиеся в данный момент отрабатывают на изделии (детали) только изучаемую операцию, а само изделие (деталь) как полуфабрикат хранится до изучения следующей характерной операции;

использование при необходимости учебно-тренировочных работ (т. е. работ, не имеющих производственной ценности) для отработки сложный трудовых приемов и способов и их сочетаний - пластин, плиток, валиков, втулок, призм и т.п.

Объекты учебно-производственных работ комплексного характера подбираются (выбираются) таким образом, чтобы они включали все или большинство ранее изученных трудовых операций в различных их сочетаниях.

При организации производственного обучения на выпуске продукции повышенной сложности, кроме этих требований, необходимо учитывать также, чтобы при выпуске такой продукции по возможности принимали участие учащиеся нескольких профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих и специалистов в учебном заведении. Такие работы должны сочетать разнообразные трудовые и технологические операции, переходы, способы выполнения, дающие возможность формировать квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с требованиями Государственного стандарта профессионального образования.

Вместе с тем, признавая важную роль производственного обучения на выпуске сложной продукций в качественной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, следует подчеркнуть необходимость избегать крайностей в этом деле. По-видимому, нецелесообразно практиковать организацию производственного обучения на выпуске особо сложной продукции типа металлорежущих и деревообрабатывающих станков, сложного радио- и электротехнического оборудования, пошива модельной одежды и обуви, строительства крупных объектов и т. п. Это связано с организацией мощных вспомогательных служб в училище или даже в условиях их кооперации в масштабах региона, мощной маркетинговой службы, налаженной системы приобретения комплектующих деталей и узлов, устройств, приборов и т. д., вольно или невольно отвлекает и руководство учебными заведениями, и мастеров производственного обучения от решения основной задачи - производственного обучения учащихся, внимательного отношения прежде всего к решению учебных задач.

А.М. Новиков, изучавший проблемы развития профессионального образования, отмечает, что «упование» многих руководителей профессиональных учебных заведений, особенно бывших профтехучилищ и техникумов, на развитие их производственной деятельности как средства выживания учебных заведений, развитие так называемого обучения на выпуске сложной продукции в подавляющем большинстве не оправдались и не могли оправдаться - в условиях появившегося на отечественных рынках изобилия товаров конкурировать учебным заведениям за счет ученического труда со «взрослыми» производителями ни по себестоимости, ни по качеству продукции не под силу. Да и не дело это образовательных учреждений - у них другие - образовательные, а не производственные задачи1.

Наиболее оптимальным решением вопросов повышения эффективности производственного обучения является высококачественное освоение в учебных заведениях выпуска продукции средней сложности, позволяющей, с одной стороны, иметь определенный экономический эффект, с другой - успешно решать вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, специалистов.

Результатом подбора (отбора, выбора) учебно-производственных работ является разработка одного из важных планирующих документов - перечня учебно-производственных работ. Важнейшим требованием к перечням учебно-производственных работ по профессии является их стабильность (по крайней мере, в основной номенклатуре учебно-производственных работ). Это создает благоприятные условия и возможности для разработки качественной и комплектной учебно-технической и технологической документации, оснащения учебных мастерских и производственных подразделений учебного заведения соответствующим основным и вспомогательным оборудованием, инструментами, приспособлениями и другими необходимыми средствами для высокопроизводительной и высококачественной производственной деятельности.

В зависимости от специфики профессий и отраслей формы перечней учебно-производственных работ могут быть самыми различными. Обычно они разрабатываются на весь период обучения учащихся в учебной мастерской, применительно к темам учебной программы, с указанием их сложности (разряда или других требований), «рабочей» нормы времени, ориентировочного количества учебно-производственных работ на одного учащегося.

Перечень типичных работ, рекомендуемых при прохождении учащимися производственной практики, отражается в программе производственной практики.

По выполнению перечня учебно-производственных работ можно и нужно судить о выполнении программы производственного обучения[].

3. Разработка план-конспекта урока производственного обучения по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей»

План-конспект урока производственного обучения

Тема программы: “Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей”.

Тема урока: “Обработка наружных цилиндрических поверхностей”.

Цели урока:

обучающая: ознакомить учащихся с приемами обработки наружных цилиндрических поверхностей; ознакомить с правилами работы измерительных инструментов при токарных операциях.

развивающая: развить умение у учащихся обобщать теоретические знания по обоработке наружных цилиндрических поверхностей и умению переносить их на практические действия;

воспитывающая: воспитать у учащихся чувство ответственности за качество своей продукции, бережное отношение к изделиям, инструментам и оборудованию, измерительным приборам, экономному расходованию сырья и электроэнергии.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое оснащение: токарные станки, заготовки, набор резцов, линейки, уступомеры, штангенглубомеры, штангенциркули.

Методическое оснащение: инструкционные карты, плакаты, чертежи, учебники, учебные пособия, карточки, мел, доска.

Технологическая карта урока производственного обучения

Название этапа

Вре-мя

Задача этапа

Средства обучения

Деятельность

Мастера п/о

Учащихся

I

Организационная часть

5 мин

Метод беседа,

форма обучения групповая

1.1

Приветствие

Приветствует

Встают

1.2

Проверка учащихся по журналу

Журнал группы

Зачитывает фамилии учащихся, отмечает отсутствующих

Откликаются на свою фамилию

1.3

Проверка готовности учащихся к занятиям

Проверяет наличие спецодежды

II

Вводный инструктаж

45 мин

2.1

Сообщение темы урока

Мастер сообщает тему урока

2.2

Повторение пройденного материала по теме «Обработка внутренних поверхностей»

15 мин

Беседа, фронтально-групповая форма обучения

2.2.1

Приёмы обработки внутренних цилиндрических поверхностей

Демонстрация наглядных пособий

Стенды, макеты

Задает вопрос и вызывает учащегося для ответа

Отвечают на вопросы

2.2.2

Ознакомить с правилами обработки

заготовок

быстрорежу-

щими резцами.

Иллюстрация

Плакаты

2.2.3

Ознакомить с правилами обработки

заготовок

резцами с минералоке-

рамическими

пластинами.

Демонстрация наглядных пособий

Стенды

2.3

Объяснение нового материала по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей»

20 мин

Групповая форма обучения

2.3.1

Сущность процесса Обработка наружных цилиндрических поверхностей

Рассказ-объяснение

Плакаты,

инструк-ционные карты

Мастер рассказывает и объясняет, используя плакаты

Слушают, наблюдают и конспекти-руют

2.3.2

Ознакомить с основными приемами обработки наружных цилиндричес-

ких поверх-

ностей, ознакомить с правилами работы.

Демонстрация, личный показ,

рассказ-объяснение

Инстру-мент,

заготовки

Наглядно демонстрирует выполнение производствен-ных операций

2.3.3

Токарные резцы

2.3.4

Ознакомить с правилами обработки заготовок резцами с пластинами из твердых сплавов

Рассказ-объяснение

Мастер рассказывает и объясняет

2.4

Закрепление нового материала

5 мин

Беседа

2.4.1

Какова сущность процесса обработки наружных цилиндричес-

ких поверх-

ностей?

Фронтальная форма обучения

Задает вопрос и вызывает учащегося для ответа

Отвечают на вопросы

2.4.2

Правила ТБ в процессе обработки наружных цилиндричес-

ких поверх-

ностей?

2.4.3

Особенности обработки наружных цилиндричес-

ких поверх-

ностей?

2.5

Инструктаж по ТБ, выдача заданий и расстановка учащихся по рабочим местам

5 мин

Фронтально-групповая форма обучения

Журнал по ТБ, инструк-ционно-техноло-гические карты

Мастер проводит инструктаж по ТБ, указывает учащимся их рабочие места

Расписы-ваются в журнале по ТБ и занимают рабочие места

III

Текущий инструктаж

240 мин

3.1

Выполнение производствен-ных работ на рабочих местах учащимися

Самостоятель-ная работа учащихся, упражнения

Инстру-менты, заготов-ки, ин-струкци-оные карты

Следит за соблюдением учащимися правил ТБ

Выполняют задания согласно инструкци-онных карт

3.2

Обход рабочих мест с целью текущего инструктирования учащихся

Наблюдение,

фронтально-групповая и индивидуальная формы

Обходит рабочие места, при необходимости инструктирует учащихся

Обращаются к мастеру при возникнове-нии затруднений

IV

Заключительный инструктаж

25 мин

4.1

Анализ деятельности учащихся

Беседа

Записи мастера

Мастер анализирует проделанную работу учащихся

4.2

Проверка работ

Беседа, демонстрация,

фронтально-групповая форма обучения

Готовые изделия учащихся

Оценивает работу

Демонстри-руют свои изделия

4.3

Выставление оценок

Беседа

Журнал

Выставляет оценки

4.4

Выдача домашнего задания: тема «Резка металла»

Беседа

Литера-тура

Озвучивает домашнее задание

Записывают

4.5

Уборка рабочего места

Проверяет качество уборки

Учащиеся убирают свои рабочие места

Глава 4 Разработка методических рекомендаций по повышению работы в направлении темы

Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» изучается в рамках дисциплины «Производственное обучение». Данная тема актуальна по тому, что это наиболее применяемая операция при токарных работах и без ее изучения не возможно далее изучать токарное дело и работать ни с одной токарной операцией. При подготовке токарей 2-3 разряда в профтехучилище изучают эту тему одну из первых, так как на ней основывается большинство токарных операций. Специфика профессии, как и технология работ, которую охватывает поле деятельности токаря, ориентированы не только на применение и техническое обслуживания токарного оборудования, но и на производство токарной продукции.

Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» стоит под № 3 в изучении данного предмета и, следовательно, выявляется некоторая внутрипредметная связь, такая как логический и постепенный подход к изучению темы, её рациональная постановка в системе изучения предмета «Производственное обучение».

Изучения темы «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» также основывается на таких предметах, как физика, техническая механика, охрана труда, охрана окружающей среды, психология и этика деловых отношений.

Для обучения по предмету «Производственное обучения» используются специальные учебные кабинеты или мастерские, оснащённые специальным оборудованием, машинами, макетами, муляжами, с применением наглядных пособий, учебных плакатов, технической документации и инструкций по использованию оборудования для токарного обучения.

Для проведения занятия необходимо подготовить токарные станки, резцы, макеты инструментов для работы на токарном станке и заготовки.

Занятие производственного обучения по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» построено традиционно. Цель  формирование умений и навыков по овладению токарным делом, самостоятельный переход от теоретических знаний к практическим действиям.

Мастер определяет тему, цели, задачи, подбирает задания, разрабатывает систему критериев оценки выполнения заданий.

Можно использовать обобщенную схему :

- определение целей;

- разработка содержания;

- подготовка необходимого дидактического материала;

- моделирование реальной ситуации ;

- обсуждение;

- оценка и разбор, подведение итогов.

Сценарий по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей».

Тема: Обработка наружных цилиндрических поверхностей.

Цель: сформировать умения и навыки по обработке наружных цилиндрических поверхностей, мобилизовать коллективный опыт и знания для взаимообогащения.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- повысить интерес учащихся к данной теме;

- изменить самооценку учащихся.

1.Последовательность выполнения токарных операций.

Мастер рассказывает о виде работы, последовательности выполнения токарных операций по изготовлению детали, рассказывает о требованиях по охране труда при работе на токарном станке о расценнках при выполнении токарных работ.

  1.  Выполнение токарных операций (практическая часть).

После установки заготовки в станок, мастер приступает к обработке наружных цилиндрических поверхностей.

Выполнение шлифовальных работ (практическая часть).

Мастер следит за техникой безопасности при выполнении шлифовальных работ;оценивает выполнение шлифовки по пятиббальной системе. При выставлении оценки учитываются организация рвбочего места, соблюдение техники безопасности, качество выполненной шлифовки, скорость, аккуратность.

  1.  Подведение итогов занятия.

В конце занятия мастер подводит итоги, дает оценки в целом по звеньям и каждому учащемуся отдельно, комментируя их, обращая внимание на положительные и отрицательные моменты каждого элемента занятия.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных форм обучения на занятиях производственного обучения обеспечивает формирование интеллектуальной культуры и развивает творческое мышление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение, как известно, само по себе выполняет воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение, учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения.

В ходе выполнения курсовой работы мы разработали технологическую карту урока по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей», ведь при раздельном обучении усилия учащегося направлены на то, чтобы заставить себя запомнить, выучить, а при использовании ― учащийся старается глубже разобраться в теории, понять сущность и способы практического действия.

Обучение с использованием  особенностей в производственном обучении становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности ― готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При производственном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогам благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

Достоинство разработанной курсовой работы заключается во-первых в том, что при определении значения производственного обучения для развития познавательной активности учащихся наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

рецензировать ответы товарищей;

оценивать ответы и письменные работы товарищей;

заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места;

самостоятельно выбирать посильное задание. 

Разработонная технология и методическое обеспечение занятия производственного обучения поможет преподавателю граммотно и точно провести занятие, а учащиеся смогут раскрепоститься, развить свои творческие способности и закрепить свои навыки и умения на практике, в этом и заключается главное достоинство курсовой работы.

В ходе курсовой работы мы выполнили ряд задач, а именно:

- изучили литературные источники;

- обобщили имеющийся педагогический опыт по вопросам использования различных приемов на уроках производственного обучения;

- привели классификацию и дали характеристику производственного обучения;

- разработали план-конспект урока с  производственного обучения;

- разработали рекомендации по использованию приемов в учебном процессе ПТУЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аристова, Л. П. Усыновление ,удочерение  Актуальные проблемы семей в России ⁄ Л. П. Аристова. ― М.: Институт социологии РАН, 2006.
  2.  Аронов, М. Ф., Совершенствование производственного обучения ⁄ М. Ф. Аронов. ― Минск: РИПО, 2002.
  3.  Бергер, И. И., Токарное дело ⁄ И. И. Бергер. ― Минск: Высшая школа, 1980.
  4.  Голант, Е. Я., Особенности использования словесных методов обучения ⁄

Е. М. Перовский. ― М.: Издательский центр “Академия”, 1989.

5. Жиделев М. А., Производственное обучение в рамках ПТУ ∕ М. А. Жиделев. ― Мн.: 2000.

  1.  Канаш, М. И., Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения ⁄ М. И. Канаш. ― Мн.: РИПО, 2002. ― 38 с.: ил.
  2.  Кларин, М. В., Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках ⁄ М. В. Кларин. ― Минск: РИПО, 1994.
  3.  Колесникова, И. А., Учебный процесс и его особенности ⁄ И. А. Колесникова. ― М.: 2002.
  4.  Лахтин, Ю. М., Леонтьева, В. П., Материаловеление ⁄ Ю. М. Лахтин, В. П. Леонтьева. ― М.: Машиностроение, 1990. ― 528 с.: ил.
  5.  Лозанов, Г. А., Метод погружения в языковую среду ⁄ Л. М. Семенюк. ― М.: Институт практики, 1996.
  6.  Макиенко Н. И., Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования ∕ Н. И. Макиенко. ― М.: Машиностроение, 1990. ― 568с.:ил.
  7.  Мухин, С. А., Соловьев, А. А., Современные инновационные технологии обучения ⁄ С. А. Мухин, А. А. Соловьев. ― ГЭОТАР - Медиа, 2008. ― 360 с.: ил.
  8.  Новик, М. П., Производственное обучение ⁄ М. П. Новик. ─ М.: Машиностроение, 1977. ― 720 с.: ил.
  9.  Позняк И. П., Методика проведения занятий производственного обучения в ПТУ ∕ И. П. Позняк. ― М.:2003. ― 540с.
  10.  Семенюк, Л. М., Учение как основа становления личности ⁄ Д. И. Фельдиштейн. ― М.: Институт практической психологии, 1996.
  11.  Скаткин, М. Н., Введение в научное исследование по педагогике ⁄ М. Н. Скаткин. ―  М.: Институт практической педагогики, 1988.
  12.  Титов А. И., Методика производственного обучения в ПТУ ∕ А. И. Титов. ― М.: 2006.
  13.  Тубельский, А. Н., Школа самоопределения ⁄ А. Н. Тубельский. ― М.: Институт социологии РАН, 2006.
  14.  Харламов, И. Ф., Педагогика ⁄ И. Ф. Харламов. ― М.: Гардарики, 2005. ― 520 с.: ил.
  15.  Шамова, Т. И., Проблемы обучения ⁄ Т. И. Шамова. ―  М.: Издатеьский центр “Академия”, 2002.
  16.  Щукин, Г. И., Активизация познавательной деятельности в учебном процессе ⁄ Г. И. Щукин. ― М.: Просвящение, 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60926. Имя прилагательное 141 KB
  Цель: закреплять написание слов из словаря. Что общего у этих слов Какая для этих слов общая непроверяемая гласная Какое задание я вам хочу предложить Верно мы будем упражняться в написании слов из словаря. Запиши словарные слова из кроссворда в столбик по памяти.
60932. Система освіти в Україні, Великобританії та США 669.5 KB
  Мета: навчати учнів вести бесіду за темою та вживати нові ЛО в мовленні; розширювати пасивний словниковий запас; розвивати навички аудіювання та діалогічного мовлення, вміння включати нові ЛО в мовленнєву ситуацію; прищеплювати культуру колективної співпраці та повагу до думки співрозмовника.
60934. Будова клітин прокаріотів і еукаріотів 90 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про будову клітин прокаріот і еукаріот; розвинути практичні вміння самостійно досліджувати ці клітини і вивчати їхню будову виявляти характерні риси прокаріот і еукаріот порівнювати і робити висновки про еволюцію клітин...