9050

Практика и познание. Гносеология - теория познания

Эссе

Логика и философия

Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...

Русский

2013-02-21

15.72 KB

8 чел.

Практика и познание.

Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания.

Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации. Это не просто зеркальное отражение действительности, а активный, конструктивный, целенаправленный процесс. Для познания характерны два компонента – это субъект познания, то есть познающие «я» или «мы», познавательная активность которого направлена на объект, и познаваемое, то есть объективная реальность, то, что существует вне и вне зависимости от сознания. Кроме того, объектом могут являться любые части самого сознания и идеальные объекты, такие как научные теории. В рамках гносеологии важность имеют две формулы:

1) без объекта нет субъекта   2) без субъекта нет объекта

Познание бывает научным и вненаучным (обыденное, оккультное, искусство, мифологическое, религиозное). Научным познанием занимается эпистемиология (надежное, прочное знание). Критериями научного познания являются наличие научно-понятийного каркаса, стремление к объективности, проверке результата, общезначимость результатов. Кроме того, познание может осуществляться на опытном уровне и на теоретическом.

Существует концепция агностицизма, согласно которой объективная истина непознаваема.

Познание осуществляется на практике. Под практикой подразумевается процесс взаимодействия объекта и субъекта, при котором изменяется не только объект, но и субъект. С одной стороны, в результате практики происходит опредмечивание, то есть изменение объекта на основе практики, с другой стороны – распредмечивание, то есть возникновение знания на основе изучения предмета. Практика отличается многообразием форм: социально-производственная, социально-политическая, научно-экспериментаторская, медицинская, бытовая и т.д. Практическая деятельность носит творческий характер. Практика  является основой познания, его целью, движущей силой и источником познания. Практика важна для познания истины, поскольку только на практике подтверждается истинность или ошибочность знания. Практика обусловлена потребностями человека в тех или иных знаниях.

В структуре познавательной деятельности – два элемента: чувственное познание и рациональное познание.Чувственное познание – способность получать информацию об объектах окружающего мира при помощи органов чувств. В результате воздействия объектов на органы чувств в сознании формируются образы трех видов: (1) ощущение – восприятие отдельных свойств объекта, (2) восприятие – целостное восприятие объекта. Эти два вида образов являются продуктом непосредственного воздействия на органы чувств. (3) Представление – чувственно-наглядный образ объекта, созданный памятью или воображением без непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание связано с мышлением как процессом оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мышления, результат обобщения предметов некоторого класса по общим для этого класса признакам. Суждение – форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается наличие некоторого положения дел. Умозаключение – форма мышления, представляющая собой операцию вывода нового суждения (заключения) из одного или нескольких суждений (посылок). Умозаключения различают дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

Говоря о соотношении двух форм познания, в философии выделяют сенсуализм – гносеологическая установка, согласно которой чувственное является основной формой и источником познания – и рационализм, согласно которому основным источником знания является разум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70445. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности младшего школьника 223 KB
  Так как семейные условия включая социальное положение род занятий материальное обеспечение и уровень образования родителей в большей мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного полноценного и целенаправленного воспитания которое дают ему...
70448. Разработка двухуровневой распределенной АСУ ТП секции 100 установки 4.34 MB
  Установка гидрокрекинг предназначена для переработки вакуумного газойля в присутствии водорода на алюмоникельмолибденовом катализаторе с повторной переработкой рециркулята (остатка куба колонны фракционирования) для максимального производства дизельного или реактивного топлива.
70449. Анализ финансового положения ОАО «Амира» 763.5 KB
  В настоящее время коммерческим банкам требуется более глубокий подход в оценке кредитоспособности заемщика потому что кредитоспособность клиента способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам а для банка кредитные операции...
70450. Разработка подсистемы автоматизации учебно-учетной деятельности в спортивной школе 1.4 MB
  Одним из важных шагов создания информационной подсистемы является разработка базы данных которая позволит организовать и упорядочить информацию а также обеспечит быстрый доступ к данным и выборку необходимой информации.
70451. Пути совершенствования управления кадрами на предприятии ЗАО «Балаковохлеб» 140.97 KB
  Цель данного исследования - на основе анализа эффективности организации кадрового менеджмента предприятия определить пути его совершенствования и дать экономическое обоснование внедрения мероприятий в кадровую практику.
70452. Развитие рынка страхования имущества в России 141.49 KB
  Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению...
70453. Организация управления промышленным предприятием на примере ОАО завод «Красное Сормово» 4.8 MB
  Цель проекта: Изучение процесса управления промышленным предприятием. Задачи проекта: раскрыть теоретические аспекты организации управления на промышленном предприятии; изучить деятельность предприятия, организационную структуру, внешнюю среду предприятия...