9050

Практика и познание. Гносеология - теория познания

Эссе

Логика и философия

Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...

Русский

2013-02-21

15.72 KB

8 чел.

Практика и познание.

Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания.

Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации. Это не просто зеркальное отражение действительности, а активный, конструктивный, целенаправленный процесс. Для познания характерны два компонента – это субъект познания, то есть познающие «я» или «мы», познавательная активность которого направлена на объект, и познаваемое, то есть объективная реальность, то, что существует вне и вне зависимости от сознания. Кроме того, объектом могут являться любые части самого сознания и идеальные объекты, такие как научные теории. В рамках гносеологии важность имеют две формулы:

1) без объекта нет субъекта   2) без субъекта нет объекта

Познание бывает научным и вненаучным (обыденное, оккультное, искусство, мифологическое, религиозное). Научным познанием занимается эпистемиология (надежное, прочное знание). Критериями научного познания являются наличие научно-понятийного каркаса, стремление к объективности, проверке результата, общезначимость результатов. Кроме того, познание может осуществляться на опытном уровне и на теоретическом.

Существует концепция агностицизма, согласно которой объективная истина непознаваема.

Познание осуществляется на практике. Под практикой подразумевается процесс взаимодействия объекта и субъекта, при котором изменяется не только объект, но и субъект. С одной стороны, в результате практики происходит опредмечивание, то есть изменение объекта на основе практики, с другой стороны – распредмечивание, то есть возникновение знания на основе изучения предмета. Практика отличается многообразием форм: социально-производственная, социально-политическая, научно-экспериментаторская, медицинская, бытовая и т.д. Практическая деятельность носит творческий характер. Практика  является основой познания, его целью, движущей силой и источником познания. Практика важна для познания истины, поскольку только на практике подтверждается истинность или ошибочность знания. Практика обусловлена потребностями человека в тех или иных знаниях.

В структуре познавательной деятельности – два элемента: чувственное познание и рациональное познание.Чувственное познание – способность получать информацию об объектах окружающего мира при помощи органов чувств. В результате воздействия объектов на органы чувств в сознании формируются образы трех видов: (1) ощущение – восприятие отдельных свойств объекта, (2) восприятие – целостное восприятие объекта. Эти два вида образов являются продуктом непосредственного воздействия на органы чувств. (3) Представление – чувственно-наглядный образ объекта, созданный памятью или воображением без непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание связано с мышлением как процессом оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мышления, результат обобщения предметов некоторого класса по общим для этого класса признакам. Суждение – форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается наличие некоторого положения дел. Умозаключение – форма мышления, представляющая собой операцию вывода нового суждения (заключения) из одного или нескольких суждений (посылок). Умозаключения различают дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

Говоря о соотношении двух форм познания, в философии выделяют сенсуализм – гносеологическая установка, согласно которой чувственное является основной формой и источником познания – и рационализм, согласно которому основным источником знания является разум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56342. Учителю! Ти є і будеш вічно! 139.5 KB
  Тому кожна людина з почуттям великої вдячності згадує свою школу і рідних вчителів все своє життя адже у кожному прожитому дні у школі було щось неповторне незабутнє таке що залишиться на все життя. Можна віднайти напівтони І життя спинити на півслові та в житті нема напівціни і нема в житті напівлюбові.
56343. ПОПЕЛЮШКА (CINDERELLA) 329.5 KB
  Once upon a time in a fare way land there was a widower who married a proud and haughty woman as his second wife. She had 2 daughters, who were equally vain. By his first wife, he’d had a beautiful young daughter, a girl of unparalleled goodness and sweet temper. Her name was Cinderella.
56344. Театралізоване свято «Мандри країною Здоров’я» 69 KB
  Мета. Привернути увагу учнів до збереження власного здоров’я як найвищої цінності життя. Формувати позитивну мотивацію щодо здорового способу життя. Виховувати почуття відповідальності за власну поведінку.
56345. Виховуємо театром 167 KB
  Театральна інсценізація Леонардо малює Джоконду Ведучий. Одного теплого оповитого туманом дня в кінці весни 1505 року Леонардо приготував майстерню для неї. І ось зявилась вона жінка яку Леонардо малював ось уже З роки. На сцені Леонардо да Вінчі малює портрет Мони Лізи Джоконда.
56346. Театралізоване дійство «Весна прийшла до кожного малятка, весна прийшла до кожного звірятка» 62.5 KB
  Сонечко я згубила по доріжці в дитсадок. Хто це тут так голосно галасує в моєму весняному лісі що й мене Лісовичка розбудив Аце ти Весняночко чому так гірко плачеш Що трапилось Веснянка: Загубила я весняне сонечко.
56347. Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы 240 KB
  Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...
56348. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.78 MB
  Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...
56349. ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТУ “ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ” 146.5 KB
  Компютер як екраннозвуковий засіб навчання. Функції компютера в сучасному навчальному процесі. Використання мною компютерів при викладанні предмету €œЗахист Вітчизни€. Сучасні педагогічні технології не можуть бути використані як методологічний засіб компютеризації навчання.
56350. Основные литературные направления 17.29 KB
  Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов