9050

Практика и познание. Гносеология - теория познания

Эссе

Логика и философия

Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...

Русский

2013-02-21

15.72 KB

8 чел.

Практика и познание.

Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания.

Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации. Это не просто зеркальное отражение действительности, а активный, конструктивный, целенаправленный процесс. Для познания характерны два компонента – это субъект познания, то есть познающие «я» или «мы», познавательная активность которого направлена на объект, и познаваемое, то есть объективная реальность, то, что существует вне и вне зависимости от сознания. Кроме того, объектом могут являться любые части самого сознания и идеальные объекты, такие как научные теории. В рамках гносеологии важность имеют две формулы:

1) без объекта нет субъекта   2) без субъекта нет объекта

Познание бывает научным и вненаучным (обыденное, оккультное, искусство, мифологическое, религиозное). Научным познанием занимается эпистемиология (надежное, прочное знание). Критериями научного познания являются наличие научно-понятийного каркаса, стремление к объективности, проверке результата, общезначимость результатов. Кроме того, познание может осуществляться на опытном уровне и на теоретическом.

Существует концепция агностицизма, согласно которой объективная истина непознаваема.

Познание осуществляется на практике. Под практикой подразумевается процесс взаимодействия объекта и субъекта, при котором изменяется не только объект, но и субъект. С одной стороны, в результате практики происходит опредмечивание, то есть изменение объекта на основе практики, с другой стороны – распредмечивание, то есть возникновение знания на основе изучения предмета. Практика отличается многообразием форм: социально-производственная, социально-политическая, научно-экспериментаторская, медицинская, бытовая и т.д. Практическая деятельность носит творческий характер. Практика  является основой познания, его целью, движущей силой и источником познания. Практика важна для познания истины, поскольку только на практике подтверждается истинность или ошибочность знания. Практика обусловлена потребностями человека в тех или иных знаниях.

В структуре познавательной деятельности – два элемента: чувственное познание и рациональное познание.Чувственное познание – способность получать информацию об объектах окружающего мира при помощи органов чувств. В результате воздействия объектов на органы чувств в сознании формируются образы трех видов: (1) ощущение – восприятие отдельных свойств объекта, (2) восприятие – целостное восприятие объекта. Эти два вида образов являются продуктом непосредственного воздействия на органы чувств. (3) Представление – чувственно-наглядный образ объекта, созданный памятью или воображением без непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание связано с мышлением как процессом оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мышления, результат обобщения предметов некоторого класса по общим для этого класса признакам. Суждение – форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается наличие некоторого положения дел. Умозаключение – форма мышления, представляющая собой операцию вывода нового суждения (заключения) из одного или нескольких суждений (посылок). Умозаключения различают дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

Говоря о соотношении двух форм познания, в философии выделяют сенсуализм – гносеологическая установка, согласно которой чувственное является основной формой и источником познания – и рационализм, согласно которому основным источником знания является разум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71862. Творчество Ж.О. Фрагонара 13.76 KB
  В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины хотя и не чуждые манерности пленяют зрителя умно изобретённой композицией грациозностью рисунка изящностью...
71863. Творчество Ф. Буше 17.31 KB
  Творчество Буше живописца исключительно многогранно он обращался каллегорическим и мифологическим сюжетам изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь писал жанровые сцены пасторали пейзажи портреты.
71864. Творчество Рембрандта 14.96 KB
  Работы Рембрандта чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Однако именно искусство Рембрандта заключает итог общих поисков и по существу представляет собой завершение всего развития...
71865. Творчество Ф. Сурбарана 15.05 KB
  В 1628-1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе как с натуры Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни.
71866. Творчество Мурильо 14.47 KB
  Известность приходит к Мурильо В 1645 г. Уже в произведениях несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов ярко выказываются колористическая наклонность и национальный специально севильский характер Мурильо берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450.
71867. Творчество Х. Риберы 15.45 KB
  Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и подобно работам его наставника Рибальты выполнены под сильным влиянием Караваджо. Как и в случае с Караваджо стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени.
71868. Контроль функционирования технологического процесса 17.23 KB
  Часто перед руководством возникает вопрос: какая стратегия более оправдана действие в составе технологической цепи или автономная работа всех участников ПВ показатель воздействия ПВ может быть меньше равен или больше 1 цепочки действует хорошо.
71869. Мотивация инноваций 14.17 KB
  Мотивацию инноваций необходимо рассматривать в двух аспектах: мотивация создания и продажи инноваций и мотивация покупки и использования инноваций. Мотивация создания и продажи инноваций Мотивация покупки и использования инноваций...
71870. Технологические цепи 17.56 KB
  Особенности интегрированных технологических цепей: Устойчивый характер кооперации определяемый усложнением конечной продукции растущей наукоемкостью длительным инновационным циклом; Межотраслевой принцип кооперации связанный с участием в технологическом процессе...