9050

Практика и познание. Гносеология - теория познания

Эссе

Логика и философия

Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...

Русский

2013-02-21

15.72 KB

8 чел.

Практика и познание.

Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания.

Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации. Это не просто зеркальное отражение действительности, а активный, конструктивный, целенаправленный процесс. Для познания характерны два компонента – это субъект познания, то есть познающие «я» или «мы», познавательная активность которого направлена на объект, и познаваемое, то есть объективная реальность, то, что существует вне и вне зависимости от сознания. Кроме того, объектом могут являться любые части самого сознания и идеальные объекты, такие как научные теории. В рамках гносеологии важность имеют две формулы:

1) без объекта нет субъекта   2) без субъекта нет объекта

Познание бывает научным и вненаучным (обыденное, оккультное, искусство, мифологическое, религиозное). Научным познанием занимается эпистемиология (надежное, прочное знание). Критериями научного познания являются наличие научно-понятийного каркаса, стремление к объективности, проверке результата, общезначимость результатов. Кроме того, познание может осуществляться на опытном уровне и на теоретическом.

Существует концепция агностицизма, согласно которой объективная истина непознаваема.

Познание осуществляется на практике. Под практикой подразумевается процесс взаимодействия объекта и субъекта, при котором изменяется не только объект, но и субъект. С одной стороны, в результате практики происходит опредмечивание, то есть изменение объекта на основе практики, с другой стороны – распредмечивание, то есть возникновение знания на основе изучения предмета. Практика отличается многообразием форм: социально-производственная, социально-политическая, научно-экспериментаторская, медицинская, бытовая и т.д. Практическая деятельность носит творческий характер. Практика  является основой познания, его целью, движущей силой и источником познания. Практика важна для познания истины, поскольку только на практике подтверждается истинность или ошибочность знания. Практика обусловлена потребностями человека в тех или иных знаниях.

В структуре познавательной деятельности – два элемента: чувственное познание и рациональное познание.Чувственное познание – способность получать информацию об объектах окружающего мира при помощи органов чувств. В результате воздействия объектов на органы чувств в сознании формируются образы трех видов: (1) ощущение – восприятие отдельных свойств объекта, (2) восприятие – целостное восприятие объекта. Эти два вида образов являются продуктом непосредственного воздействия на органы чувств. (3) Представление – чувственно-наглядный образ объекта, созданный памятью или воображением без непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание связано с мышлением как процессом оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мышления, результат обобщения предметов некоторого класса по общим для этого класса признакам. Суждение – форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается наличие некоторого положения дел. Умозаключение – форма мышления, представляющая собой операцию вывода нового суждения (заключения) из одного или нескольких суждений (посылок). Умозаключения различают дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

Говоря о соотношении двух форм познания, в философии выделяют сенсуализм – гносеологическая установка, согласно которой чувственное является основной формой и источником познания – и рационализм, согласно которому основным источником знания является разум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60446. Виховання соціально-громадянської позиції молоді засобами масової інформації 31 KB
  Зараз є очевидним що дія багатьох з цих чинників в галузі формування громадянськості української молоді є стихійною не досить ефективною а часто і деструктивною. Засоби масової інформації роблять великий вплив на виховання...
60447. Використання музично-дидактичних ігор на уроках музичного мистецтва в основній школі 170.5 KB
  Найбільш ефективний розвиток дітей через ігри досягається при поєднанні ігрової діяльності з навчанням. Мета дослідження теоретичне обґрунтування та розкриття основних методів дидактичноігрової діяльності на уроках музики та в позакласних формах роботи.
60448. Знакомство со школой 30 KB
  Цель: познакомить детей с основными школьными правилами с пространством школы; дать возможность получить новые впечатления приобрести опыт общения с учителем и друг с другом; развивать положительное эмоциональное отношение к школе и обучению...
60451. Орієнтація на творчу реалізацію особистості методом проектів 81.5 KB
  Усе своє життя ми відшуковуємо та накопичуємо знання піднімаємо свій освітній рівень. При цьому знання це не тільки те що дають нам книги телебачення школа а й те що ми отримуємо та використовуємо у процесі праці та спілкування з людьми накопичуючи життєвий досвід.
60454. Writing Esseys 81.5 KB
  I think that writing can be a challenge for most of the students. I don’t find it is an easy process. Even though I myself enjoy writing as it is a way to make connections with the world outside.