9051

Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание

Доклад

Логика и философия

Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...

Русский

2013-02-21

15.38 KB

4 чел.

Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание.

Еще одно свойство материи – отражение – способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в своей собственной природе. Отражение бывает механическое (следы на снегу), физическое (магнетизм), химическое, биологическое - раздражимость, ощущение, и, наконец, сознание. Сознание есть социальная форма отражения. Это частное свойство материи, которое состоит в способности человека отражать и конструировать окружающий мир в чувственных представлениях, абстрактных понятиях и научных законах. Всякое сознание – осознанное бытие, субъективный образ объективного мира.

Есть несколько версий происхождения сознания: (1) религиозная – сознание есть атрибут бога и даровано человеку богом, (2) трудовая – сознание есть результат совместного труда, (3) фактор запретаинцеста (по Клоду Леви-Строссту) – сознание как продукт осознания отношений родства. Как бы то ни было, ясно, что сознание неразрывно связано с физиологическими процессами в мозге, в частности, русскими физиологами (Павлов) было выяснено, что основой явлений сознания являются явления отражения низшего уровня. Таким образом, сознание, как результат деятельности мозга, бестелесно, нематериально, духовно, и со смертью последнего бесследно исчезает. Интересной разновидностью сознания является самосознание – сознание человеком своего Я как противоположного остальной действительности. Оно связано со способностью индивида взглянуть на себя критически, со стороны.

Вопрос о структуре сознания достаточно труден. Во-первых, сознание разделяют на несколько связанных сфер: интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно волевую сферы.Интеллектуальная сфера – сосредоточение знания как удостовереннного практикой отражения действительности, эмоциональная – сосредоточение субъективных реакций человека на раздражители, куда входят элементы от простейших эмоций до чувств и страстей, волевая – сосредоточение воли как способность к выбору цели и внутренним усилиям. Во-вторых, в сознание делится, согласно учению Фрейда, на собственно сознание, подсознание – часть сознания, нами не осознаваемая и не контролируемая, сверхсознание – моральные установки человека, совесть.

Наконец, поскольку сознание является социальной формой отражения, сознание социально обусловлено. По этой причине сознание делится наиндивидуальное и социальное. Индивидуальное сознание есть преломление человеком общественного сознания, идеальный образ, отношение человека к действительности. Общественное сознание – социально значимое знание и оценка индивидов данной общности. Общественное сознание надиндивидуально и деперсонифицировано, то есть не является чей-то собственностью. Общественное сознание является не арифметической суммой индивидуальных сознаний, а типичным знанием и отношением к действительности представителей группы. Индивидуальное сознание является продуктом общественного, а в общественное сознание, в свою очередь, входят те результаты действия индивидов, которые служат общественным потребностям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57618. Географічні назви в історичній науці. Давні словяни 42.5 KB
  При дослідженні минувщини вчені часто знаходять різні назви. Інші з цих назв назви народів вони називаються етнонімами. Вчення про географічні назви іменується топонімією від грецьких слів топос...
57619. КООПЕРАЦІЯ, КОЛЕКТИВІ3АЦІЯ, ГОЛОДОМОР В УКРАІНІ У 1932-33 РОКАХ 247.09 KB
  Мета - розкрити причини та наслідки політики радянського уряду щодо селянства в України у 20—их поч.30-их років; познайомити з фотодокументами, спогадами очевидців, що підтверджують існування голодомору в Україні у 1932-33 роках...
57620. ГОЛОДОМОР 1932-1933 РР. – ГЕНОЦИД УКРАЇНСЬКОГО НАРОДУ 120.5 KB
  Навчальна. Ознайомити учнів з історичними передумовами виникнення Голодомору, з політикою більшовиків проти українського народу, охарактеризувати наслідки Голодомору. Довести злочинний характер сталінізму. Простежити висвітлення Голодомору в українській літературі та фольклорі.
57621. Особливості розвитку культури у другій половині 19ст. Освіта. Наука 156 KB
  Мета: виявити загальні закономірності та особливості розвитку культури в Україні у другій половині 19ст. Грушевського в розвиток української науки; виховувати шанобливе ставлення учнів до визначних діячів української культури другої половини 19ст.
57622. The Еarth is our home 56.5 KB
  We live in a wonderful world. It is our Earth. For thousands of years the earth has given a support to all forms of life-human beings, animals, birds, insects and plants. Our planet looks like a paradise but it is in danger now. Our task is to understand it and to take care of it.
57623. What can you do to keep the Earth clean and healthy? You should be a friend to her 363.5 KB
  Aims: to develop students’ speaking skills through different methods of work (group, pair work, individual); to broaden students’ knowledge of the topic; to practice listening and making up the students’ own opinion on the topic; to practice students’ grammar and reading skills;
57624. Foreigh languages in our life. English and English speaking countries 119 KB
  Practical: to practise pupil’s speaking, listening, writing skills; to create an English – speaking atmosphere; to expand pupil’s vocabulary on this theme; to develop student’s creativity.
57625. The History of a Portrait (Home reading) 146.5 KB
  Objectives: to revise and enrich student’s vocabulary on topic; to develop student’s reading, writing and speaking skills; to teach students to describe objects; to practice students in using Conditional sentences; to foster student’s desire to speak English;
57626. Урок позакласного читання «Little Red Riding Hood» 214.5 KB
  Мета: ввести нові лексичні одиниці: a wood, a woodcutter, a basket, a cake to see, to hear, to smell, to shout; повторити правила читання буквосполучень: оо, sh, ou, ea; розвивати навички читання та усного мовлення;