9051

Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание

Доклад

Логика и философия

Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...

Русский

2013-02-21

15.38 KB

4 чел.

Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание.

Еще одно свойство материи – отражение – способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в своей собственной природе. Отражение бывает механическое (следы на снегу), физическое (магнетизм), химическое, биологическое - раздражимость, ощущение, и, наконец, сознание. Сознание есть социальная форма отражения. Это частное свойство материи, которое состоит в способности человека отражать и конструировать окружающий мир в чувственных представлениях, абстрактных понятиях и научных законах. Всякое сознание – осознанное бытие, субъективный образ объективного мира.

Есть несколько версий происхождения сознания: (1) религиозная – сознание есть атрибут бога и даровано человеку богом, (2) трудовая – сознание есть результат совместного труда, (3) фактор запретаинцеста (по Клоду Леви-Строссту) – сознание как продукт осознания отношений родства. Как бы то ни было, ясно, что сознание неразрывно связано с физиологическими процессами в мозге, в частности, русскими физиологами (Павлов) было выяснено, что основой явлений сознания являются явления отражения низшего уровня. Таким образом, сознание, как результат деятельности мозга, бестелесно, нематериально, духовно, и со смертью последнего бесследно исчезает. Интересной разновидностью сознания является самосознание – сознание человеком своего Я как противоположного остальной действительности. Оно связано со способностью индивида взглянуть на себя критически, со стороны.

Вопрос о структуре сознания достаточно труден. Во-первых, сознание разделяют на несколько связанных сфер: интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно волевую сферы.Интеллектуальная сфера – сосредоточение знания как удостовереннного практикой отражения действительности, эмоциональная – сосредоточение субъективных реакций человека на раздражители, куда входят элементы от простейших эмоций до чувств и страстей, волевая – сосредоточение воли как способность к выбору цели и внутренним усилиям. Во-вторых, в сознание делится, согласно учению Фрейда, на собственно сознание, подсознание – часть сознания, нами не осознаваемая и не контролируемая, сверхсознание – моральные установки человека, совесть.

Наконец, поскольку сознание является социальной формой отражения, сознание социально обусловлено. По этой причине сознание делится наиндивидуальное и социальное. Индивидуальное сознание есть преломление человеком общественного сознания, идеальный образ, отношение человека к действительности. Общественное сознание – социально значимое знание и оценка индивидов данной общности. Общественное сознание надиндивидуально и деперсонифицировано, то есть не является чей-то собственностью. Общественное сознание является не арифметической суммой индивидуальных сознаний, а типичным знанием и отношением к действительности представителей группы. Индивидуальное сознание является продуктом общественного, а в общественное сознание, в свою очередь, входят те результаты действия индивидов, которые служат общественным потребностям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7782. Педагогические взгляды Древней Греции 36.5 KB
  Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...
7783. Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского 30 KB
  Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...
7784. Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков 39.5 KB
  Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков Дьюи. Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его послед...
7785. История педагогики как наука 30 KB
  История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...
7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...
7787. Антон Семенович Макаренко 32 KB
  Макаренко Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, ч...
7788. Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века 43.5 KB
  Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века Герцен. Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждени...
7789. Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. 32 KB
  Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В.И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверж...
7790. Педагогическая система Ушинского 28 KB
  Педагогическая система Ушинского В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В статье ...