9055

Субъекты истории

Доклад

Логика и философия

Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...

Русский

2013-02-21

17.08 KB

19 чел.

Субъекты истории.

История – процесс и результат общественного развития – реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать себя и действовать для себя. Субъект в данном случае обозначает носителя любой деятельности, направленной на объект – внешние предметы и условия существования. Следовательно, субъектами могут выступать только люди, ибо только они делают жизнедеятельность предметом своего сознания и воли. Субъект – активное существо, которое может изменять мир и творить его.

Субъекту свойственны побудительные силы деятельности – внутренние регуляторы направления сознания на действие, зависящие от объективных условий. Для действий необходимо соотнесение условий действий с возможностями. Важнейшей в ряду побудительных сил является потребность. Потребность – реальная нужда человека в чем-либо, особое его отношение к необходимым условиям существования. Потребности носят объективный характер. Процесс всемирной истории – процесс развития потребностей человека и способов их удовлетворения. Естественный процесс возникновения и совершенствования всей совокупности потребностей называется всеобщим законом возвышения потребностей. Потребности были представлены американским психологом Маслоу в виде пирамиды: физиологические потребности, потребности в безопасности, в общности (принадлежность к социальной группе), в уважении, в самоактуализации.

Другой причиной действий является интерес – особая потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим важное для них общественное значение, притягательность. Интерес – значимый смысл всех действий людей. На основе потребностей и интересов формируется цель деятельности – идеальный проект, умственное предвосхищение результата. Цель является внутренним побуждение к действию и переходит в мотив и установку действий. Мотив – мыслительный процесс, в ходе которого человек анализирует, оценивает свои потребности и интересы и делает выбор в пользу того или иного действия. На основе мотива формируется установка – идеальная побудительная сила, которая характеризует особое состояние предрасположенности человека к определенному действию в конкретных ситуациях.

Субъектами как носителями сознательной деятельности могут выступать как индивиды, так и различные социальные группы.

Творцами истории являются народ и личность. Народ – всякая конкретно-историческая коллективность. В марксизме и русской революционно-демократической публицистике народ – творец истории, решающая сила общественных изменений. Согласно учению Маркса роль народных масс в истории возрастает в процессе развития. Решающая роль народа определяется тем, что народ – главная производительная сила, во-вторых, народ – участник всех социально-политических преобразований, в-третьих, народ – источник и носитель духовной культуры общества. Действительно, народ является субъектом, творцом истории, поскольку реально созидает духовные и материальные ценности, однако его роль не абсолютна. В философском анализе народ позволяет зафиксировать массовую вовлеченность, или, наоборот, невовлеченность различных групп в исторический процесс преобразования. Кроме того, в философии народ может рассматриваться позитивно, как созидательная сила общественного прогресса, и отрицательно, как косная, инертная и разрушительная сила.

Социально-психологические формы массового поведения людей – толпа и публика.

Толпа – скопление людей, собравшихся по любому поводу, которое составляет единое существо. В толпе теряется индивидуальность, происходит уравнивание людей. Люди в толпе захвачены общей страстью. Образуется коллективная душа, обусловленная коллективным бессознательным. Толпа не есть среднеарифметическое составляющих ее индивидов. В толпе действует механизм анонимности, превалирует чувство коллективного мы, действуют механизмы заражения и внушения. Каждый человек уподобляет себя толпе, иногда изменяясь до неузнаваемости.

Публика – чисто духовная коллективность, совокупность индивидов, соединенных умственно. Люди, составляющие публику, разделены физически, объединенные идеей и убеждением, что эта идея является общей для всех их. Публика заметно отличается от толпы, так как в ней не происходит заразительных процессов по причине отсутствия физического контакта. Человек одновременно может входить только в одну толпу, а вхождение его в разные рода публики не ограничено. Толпа нетерпима и подчинена природной среде, публика – терпима, ей свойственны скептицизм и благоразумие.

Субъектом в истории может выступать отдельный индивид. С этим связан вопрос о роли личности в истории. Следует сразу отметить, что личность в истории не может рассматриваться независимо от народа. Далека не всякая личность может стать субъектом истории и оказать заметное влияние на ее ход. Людей, которые выступают субъектами масштабных исторических процессов, называют историческими (выдающимися) личностями. Такие личности могут оцениваться как позитивно, так и негативно. На ход истории оказывают влияние не только те, кто близки политической сфере, но и те, формируют мировосприятие, воздействуя на народные массы, – деятели науки, искусства, религии и так далее.

Важнейший отличительный признак выдающейся личности – цель, которая содержит такое всеобщее, которое составляет основу в существовании народа или государства. (Правда в учении Гегеля историю все-таки творит дух, а человек – лишь соучастник в историческом процессе).

По Плеханову, Великий человек становится великим, потому что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим нуждам. По Веберу, выдающаяся личность не обязательно должна обладать выдающимися качествами. Ей достаточно быть профессионалом, умеющим ограничивать свои страстные властные ориентации возвышенными, ответственными решениями. Для исторической личности важные нравственная уверенность, стойкость, последовательность и постоянное противостоянии личному «самоопьянению» в большом и малом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46538. Договор поставки и его особенности 19.45 KB
  Договор поставки обычно включает следующие реквизиты: название документа; порядковый номер документа; дата заказа; название и адрес заказывающей компании; ответственность за заказ указывается контактная информация для выяснения поставщиком всех вопросов связанных с заказом МР; реквизиты поставщика МР; наименование товара; количество и качество товара; спецификация запрашиваемых МР; цена заказываемого товара; условия и срок поставки; условия платежа; характеристика тары и упаковки; порядок приемкисдачи; расчетные счета сторон договора. К...
46539. Методика организации уроков-бесед по изобразительному искусству 19.56 KB
  Ценность урокабеседы заключается в том что взрослый учит ребенка логически мыслить помогает думать. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психологопедагогическая характеристика охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка. Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом учителем воспитателем индивидуального состояния...
46540. Методика освоения декоративной росписи 19.58 KB
  План: цель и задачи методики содержание обучения методике освоения дрметоды и приемы обучения средства обучения Усиление познав активности на уроках по ДР. Структура урока освоения декоративной росписи: орг. Для урока характерны специфические признаки: 1. Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач которые решаются в процессе обучения.
46541. Художественные способности, задатки и склонность к изо-деятельности. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках ИЗО 19.6 KB
  Понятие непрерывного образования. Современная общеобразовательная школа как базовое звено непрерывного образования. Главный вопрос связанный с непрерывным образованием задется учеными поразному: образование на всю жизнь или образование через всю жизнь Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для...
46542. Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ 19.65 KB
  Значение Ксп = А Б А 31 Где А общее количество работающих на момент проверки 1 раз в месяц в подразделении; Б количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ. n; Тс количество требований БТ соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1 Ктбу2 Ктбуm коэффициент технической безопасности участков 1 2 . m по оборудованию или процессам; m ...
46543. Подходы и методы, используемые для определения рыночной стоимости застроенных земельных участков 19.69 KB
  Методические основы оценки рыночной стоимости земельных участков Рыночную стоимость имеют те земельные участки которые способны удовлетворять потребности пользователя потенциального пользователя в течение определенного времени принцип полезности. Методы оценки Оценщик при проведении оценки обязан использовать или обосновать отказ от использования затратный сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.
46545. Методика организации уроков по рисованию с натуры 19.74 KB
  Методика организации уроков по рисованию с натуры. План : рисование с натуры в содержании программы по изо под ред Неменского задачи рисования с натуры структура урока рисования с натуры возрастные особенности организации уроков вывод. 1Рисование с натуры рисунок и живопись включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительностл карандашом а также акварельными и гуашевыми красками пером и кистью. Задачи: Рисование с натуры активизирует умственную деятельность это не созерцание а пониятие о предмете...
46546. Острая эмпиема плевры. Диагностика. Современные принципы лечения 19.74 KB
  Альвеококкоз печени. Альвеококкоз Альвеококкоз альвеолярный эхинококкоз печени тяжелое длительно протекающее заболевание которое вызывается ленточным гельминтом lveococcus multiloculris. Личинка альвеококка паразитирующая у человека представляет собой множество мелких заполненных жидкостью пузырьков не более 36 мм в диаметре окруженных фиброзной тканью Обычно среди полного здоровья обнаруживается очень плотная увеличенная печень или каменистая опухоль в области печени. Наиболее часто среди них встречается обтурационная желтуха...