9055

Субъекты истории

Доклад

Логика и философия

Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...

Русский

2013-02-21

17.08 KB

19 чел.

Субъекты истории.

История – процесс и результат общественного развития – реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать себя и действовать для себя. Субъект в данном случае обозначает носителя любой деятельности, направленной на объект – внешние предметы и условия существования. Следовательно, субъектами могут выступать только люди, ибо только они делают жизнедеятельность предметом своего сознания и воли. Субъект – активное существо, которое может изменять мир и творить его.

Субъекту свойственны побудительные силы деятельности – внутренние регуляторы направления сознания на действие, зависящие от объективных условий. Для действий необходимо соотнесение условий действий с возможностями. Важнейшей в ряду побудительных сил является потребность. Потребность – реальная нужда человека в чем-либо, особое его отношение к необходимым условиям существования. Потребности носят объективный характер. Процесс всемирной истории – процесс развития потребностей человека и способов их удовлетворения. Естественный процесс возникновения и совершенствования всей совокупности потребностей называется всеобщим законом возвышения потребностей. Потребности были представлены американским психологом Маслоу в виде пирамиды: физиологические потребности, потребности в безопасности, в общности (принадлежность к социальной группе), в уважении, в самоактуализации.

Другой причиной действий является интерес – особая потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим важное для них общественное значение, притягательность. Интерес – значимый смысл всех действий людей. На основе потребностей и интересов формируется цель деятельности – идеальный проект, умственное предвосхищение результата. Цель является внутренним побуждение к действию и переходит в мотив и установку действий. Мотив – мыслительный процесс, в ходе которого человек анализирует, оценивает свои потребности и интересы и делает выбор в пользу того или иного действия. На основе мотива формируется установка – идеальная побудительная сила, которая характеризует особое состояние предрасположенности человека к определенному действию в конкретных ситуациях.

Субъектами как носителями сознательной деятельности могут выступать как индивиды, так и различные социальные группы.

Творцами истории являются народ и личность. Народ – всякая конкретно-историческая коллективность. В марксизме и русской революционно-демократической публицистике народ – творец истории, решающая сила общественных изменений. Согласно учению Маркса роль народных масс в истории возрастает в процессе развития. Решающая роль народа определяется тем, что народ – главная производительная сила, во-вторых, народ – участник всех социально-политических преобразований, в-третьих, народ – источник и носитель духовной культуры общества. Действительно, народ является субъектом, творцом истории, поскольку реально созидает духовные и материальные ценности, однако его роль не абсолютна. В философском анализе народ позволяет зафиксировать массовую вовлеченность, или, наоборот, невовлеченность различных групп в исторический процесс преобразования. Кроме того, в философии народ может рассматриваться позитивно, как созидательная сила общественного прогресса, и отрицательно, как косная, инертная и разрушительная сила.

Социально-психологические формы массового поведения людей – толпа и публика.

Толпа – скопление людей, собравшихся по любому поводу, которое составляет единое существо. В толпе теряется индивидуальность, происходит уравнивание людей. Люди в толпе захвачены общей страстью. Образуется коллективная душа, обусловленная коллективным бессознательным. Толпа не есть среднеарифметическое составляющих ее индивидов. В толпе действует механизм анонимности, превалирует чувство коллективного мы, действуют механизмы заражения и внушения. Каждый человек уподобляет себя толпе, иногда изменяясь до неузнаваемости.

Публика – чисто духовная коллективность, совокупность индивидов, соединенных умственно. Люди, составляющие публику, разделены физически, объединенные идеей и убеждением, что эта идея является общей для всех их. Публика заметно отличается от толпы, так как в ней не происходит заразительных процессов по причине отсутствия физического контакта. Человек одновременно может входить только в одну толпу, а вхождение его в разные рода публики не ограничено. Толпа нетерпима и подчинена природной среде, публика – терпима, ей свойственны скептицизм и благоразумие.

Субъектом в истории может выступать отдельный индивид. С этим связан вопрос о роли личности в истории. Следует сразу отметить, что личность в истории не может рассматриваться независимо от народа. Далека не всякая личность может стать субъектом истории и оказать заметное влияние на ее ход. Людей, которые выступают субъектами масштабных исторических процессов, называют историческими (выдающимися) личностями. Такие личности могут оцениваться как позитивно, так и негативно. На ход истории оказывают влияние не только те, кто близки политической сфере, но и те, формируют мировосприятие, воздействуя на народные массы, – деятели науки, искусства, религии и так далее.

Важнейший отличительный признак выдающейся личности – цель, которая содержит такое всеобщее, которое составляет основу в существовании народа или государства. (Правда в учении Гегеля историю все-таки творит дух, а человек – лишь соучастник в историческом процессе).

По Плеханову, Великий человек становится великим, потому что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим нуждам. По Веберу, выдающаяся личность не обязательно должна обладать выдающимися качествами. Ей достаточно быть профессионалом, умеющим ограничивать свои страстные властные ориентации возвышенными, ответственными решениями. Для исторической личности важные нравственная уверенность, стойкость, последовательность и постоянное противостоянии личному «самоопьянению» в большом и малом.