90561

Факторный анализ прибыли предприятия

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Теоретические аспекты факторного анализа прибыли предприятия Сущность, функции и источники образования прибыли предприятия Виды прибыли и их характеристика Методика факторного анализа прибыли предприятия Факторы, оказывающие влияние на прибыль...

Русский

2015-06-07

206.5 KB

77 чел.

Курсовая работа

Тема: «Факторный анализ прибыли предприятия»

Содержание

[1] Содержание

[2]
Введение

[3]
Теоретические аспекты факторного анализа прибыли предприятия

[3.1] 1.1      Сущность, функции и источники образования прибыли предприятия

[3.2] 1.2   Виды прибыли и их характеристика

[4] 2   Методика факторного анализа прибыли предприятия

[4.1] 2.1 Факторы, оказывающие влияние на прибыль

[4.2] Методика проведения факторного анализа прибыли предприятия

[5] Заключение

[6] Список литературы


Введение

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны.

В рыночной экономике получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, поэтому она выступает в качестве движущей силы развития предпринимательства и вместе с этим служит основным источником финансовых ресурсов у многих участников общественного производства. Все это определяет центральное место и многогранную роль прибыли в развитии рыночной экономики. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов их анализа и планирования.

Цель данной курсовой работы - изучение теоретических основ и методики проведения факторного анализа прибыли предприятия.

Теоретической основой написания являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; законодательство Российской Федерации и его структур; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций.

  1.  
    Теоретические аспекты факторного анализа прибыли предприятия

1.1      Сущность, функции и источники образования прибыли предприятия

Прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников предприятия.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами предприятия.

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов. Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Понятие «прибыль» имеет различные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине, получает удовлетворение от покупки, а государство может за счет налогов решать стоящие перед ним задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников, собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество

использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон.

Прибыль сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый-экономист Самуэльсон прибыль определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя; прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах; неожиданная, допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).

Все вышеназванные источники взаимосвязаны между собой.

Бывают ситуации, когда роль предпринимателя в возникновении прибыли или убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодно для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

В рыночной экономике предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и предприятий, направленную на получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Следовательно, получение прибыли - это непосредственная цель фирмы и одновременно результат всей производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль одновременно с этим является главным условием деловой активности предприятия.

Прибыль можно рассматривать с различных точек зрения. Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объёмов деятельности.[15, C. 132]

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и себестоимостью продукции, между валовыми доходами и издержками. Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создаёт условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Наиболее полно экономическая сущность прибыли предприятия проявляется через выполняемые ею функции.

Прибыль выполняет следующие основные функции:

  1.  Регулирующая - т.е. прибыль является главной целью
    предпринимательской деятельности и фактором материальной
    заинтересованности работников.
  2.  Оценочная - т.е. прибыль выступает мерой эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
  3.  Воспроизводственная - т.е. прибыль является источником финансовых ресурсов для развития предприятия и источником увеличения его рыночной стоимости.
  4.  Источник доходов бюджетов различных уровней - т.е. прибыль используется в качестве источника формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.[14, C.43]

Первая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, её конечной целью является повышение благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворяет ряд социальных потребностей.

Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведёнными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами.

Для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются относительные показатели, т. е. рентабельность. Наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение суммы чистой прибыли к общему объему реализации.

Прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его

потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.

В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли (отчисления в фонд накопления, резервный фонд, фонд потребления и т.д.). Капитализация части получаемой предприятием прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него. Чем больше получаемая предприятием масса прибыли, чем большая ее часть направляется на его производственное развитие, тем больше стоимость активов предприятия сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость предприятия, определяемая при его продаже. За счет прибыли формируется доходная часть федерального и местных бюджетов. Это осуществляется через систему налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями. Таким образом, прибыль служит важнейшим источником удовлетворения общегосударственных и региональных потребностей.

Источником получения предприятием прибыли являются
доходы предприятия, которые складываются из доходов от реализации продукции (работ, услуг); доходов от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав; внереализационных доходов.

Доход от реализации продукции является основным видом доходов производственного предприятия и определяется как разница между ценой продажи и себестоимостью продукции.

Источником доходов предприятия может быть также реализация основных фондов и прочих активов.

У предприятия могут образоваться излишние средства труда (основные фонды) в результате перепрофилирования или изменения производства и иных причин. Доход от реализации основных фондов определяется как разница фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно установленный в зависимости от роста инфляции.

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (кроме ценных бумаг) предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, произведенной в установленном порядке, увеличенной на индекс инфляции.

Одним из источников получения прибыли являются доходы от внереализационных операций, которые включают в себя: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий; от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы средств полученных безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставный фонд предприятия и средств, подученных в качестве безвозмездной помощи), штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств, курсовые разницы, поступления в качестве возмещения причинённого организации ущерба.

1.2   Виды прибыли и их характеристика

Нередко экономисты выделяют следующие виды прибыли в зависимости от источников ее происхождения:

  1.  прибыль, заработанная благодаря инициативе;
  2.  прибыль, получаемая при благоприятных обстоятельствах;
  3.  допускаемая прибыль, т.е. прибыль, извлечение которой возможно
    благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых
    важную роль играют органы государственной власти.

В основе прибыли, заработанной благодаря инициативе, могут находиться четыре группы факторов:

  •  введение инноваций;
  •  отсутствие страха перед риском;
  •  разумное использование средств, полученных от экономии;
  •  дальновидная политика в отношении задолженности.

Инновации в свою очередь тоже могут быть четырех типов:

производство нового товара или товара отличающегося
повышенным качеством по сравнению с ранее продаваемыми
(производимыми) товарами;

освоение нового рынка;

внедрение нового метода производства или освоение нового
источника сырья и материалов;

организационно-управленческие новшества.

Введение инноваций обеспечивает расширение объемов продаж и как следствие рост прибыли или же позволяет повысить производительность труда или сократить затраты, что в свою очередь ведет к увеличению прибыли.

С давних пор риск считается одним из факторов формирования прибыли. В соответствии с современными представлениями, получение существенной части реализованных прибылей обусловлено дифференцированным управлением риском.

Речь идет не об абстрактной готовности идти на риск, а о способности управлять им. Это предполагает умение оценить риск, для чего требуется определенная проницательность, интуиция, здравый смысл, использование имеющихся методов прогнозирования.[14, C.58]

Увеличить объем прибыли предприятия позволяет разумное использование им имеющихся средств, экономия ресурсов.

Большое значение в обеспечении получения прибыли от деятельности предприятия имеет дальновидная политика в отношении задолженности. Это особенно актуально при стесненности предприятий в собственных средствах и высоких ставках по банковским кредитам.

Существуют неожиданные прибыли, т. е. прибыли полученные при благоприятных обстоятельствах.

К таким прибылям можно отнести следующие:

  1.  порожденные характером производственной деятельности;
  2.  возникшие из-за существующей структуры рынка;
  3.  связанные с общехозяйственной конъюнктурой;
  4.  возникшие благодаря инфляции.

В каждой отрасли действует сложный комплекс факторов, влияющих на прибыльность. В частности в торговле это динамика спроса, на которую влияют темп прироста населения, эластичность по ценам и доходам, характеризующая различные товары, фондовооруженность предприятия и его конкурентов.

Рентабельность компании во многом зависит от существующей структуры рынка. Рост прибыли может быть вызван увеличением доли занимаемого рынка вследствие благоприятных обстоятельств (например, уход с рынка конкурирующей фирмы).

На величину полученной предприятием прибыли существенное влияние оказывает экономическая конъюнктура. Это может быть более широкий, чем у конкурентов ассортимент, увеличение покупательского спроса на предлагаемый предприятием продукт.

В результате инфляции происходит «разбухание» прибыли, т.к. в условиях инфляции величина запасов значительно увеличивается.

Однако расчетное повышение прибыли в результате «разбухания» стоимости запасов не соответствует реальным денежным ресурсам, которые компания могла бы использовать, например, для финансирования капиталовложений. При этом увеличивается налогооблагаемая база, снижается покупательная способность рубля, возникают трудности по восполнению товарных запасов.

Таким образом, инфляция искажает данные о результатах хозяйственной деятельности предприятий и может оказать существенное воздействие на их реальные прибыли.

Многие предприятия, пытаясь лучше обосновать принимаемые решения, ведут двойную отчетность: один ее вариант делается для налоговых служб, другой, отражающий реальное положение дел - для внутреннего пользования.

Допустимая прибыль представляет собой «институционализированный» доход: ее формирование зависит не столько от экономических факторов, сколько от решения какого-либо общественного института или от договора между различными институтами. Это могут быть государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.

Во всех случаях дело касается снижения величины риска путем признания необходимости постоянного получения прибыли.

Прибыль может быть институционализирована на основе
негосударственного урегулирования: производители могут навязать
коммерсантам-оптовикам цены определенного уровня. При этом ценовая
конкуренция становится невозможной, норма предпринимательского дохода
приобретает устойчивый характер. Однако чаще всего институционализация
связана с вмешательством государства. Это налоговое регулирование в виде
предоставления на отдельные виды деятельности льгот и скидок, различные
дотации и субсидии.

В настоящее время действуют законодательные, нормативные документы, регламентирующие порядок формирования, налогообложения и распределения прибыли предприятий.

В процессе анализа результатов работы организации согласно действующему законодательству применяют различные значения прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, нераспределенная прибыль). Различия понятий прибыли определяются экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении и прибыли предприятии.

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью продукции (кроме управленческих и коммерческих расходов).

Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия.

Валовая прибыль исчисляется по формуле:

ВП = В-С,                                        (1)

где  ВП - валовая прибыль;

В – выручка от реализации;

С - себестоимость продукции.

Прибыль (убыток) от продаж определяется как разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов.

В настоящее время прибыль от продаж, обычно рассчитывается по
формуле:

ПП = ВП-КР-УР                                 (2)

где ПП - прибыль от продаж;

ВП - валовая прибыль;

КР - коммерческие расходы;

УР - управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения определяется как сумма прибыли от продаж и процентов к получению за вычетом процентов к уплате и доходов от участия в деятельности других предприятий, прочих операционных доходов за вычетом прочих операционных расходов, внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов.

Налогооблагаемая прибыль — это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль до налогообложения рассчитывает по формуле:

ПДН = ПП +ОД - ОР + ВРД - ВРР,                      (3)

где  ПДН - прибыль до налогообложения;

ОД, OP - операционные доходы и расходы;

ВРД, ВРР - внереализационные доходы и расходы.

Чистая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Чистая прибыль определяется по формуле:

ЧП = ПДН – НП,                                            (4)

где    ЧП - сумма чистой прибыли;

НП - налоговые платежи.

Формирование прибыли предприятия отображено на рис. 1.

Выручка от реализации

Себестоимость проданных товаров,

=

Валовая прибыль

-

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

=

Прибыль (убыток) от

продажи

+

- Проценты к получению;

- Операционные доходы;

- Внереализацион ные доходы,

- Доходы от участия в деятельности других предприятий

-

- Проценты к уплате;

- Операцион- ные расходы;

- Внереализа- ционные расходы

=

Прибыль (убыток) до налогообложения

-

Налог на прибыль и иные аналогичные

=

Чистая (нераспределённая)

Рис. 1. Формирование прибыли предприятия

2   Методика факторного анализа прибыли предприятия

2.1 Факторы, оказывающие влияние на прибыль

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется с помощью разных методов, в том числе:

1) с помощью горизонтального анализа отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом;

2) с помощью вертикального (структурного) анализа определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности;

3) с помощью трендового анализа определяется динамика изменения показателей за ряд периодов;

4) с помощью факторного анализа определяется влияние отдельных факторов на показатели финансовых результатов.

Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с анализа ее динамики, как в целом, так и в разрезе элементов, формирующих ее структуру. При этом учитываются факторы, оказавшие влияние на величину прибыли. Различают внешние и внутренние факторы. Факторы первой группы оказывают влияние на величину прибыли до налогообложения, факторы второй группы — на величину валовой прибыли.

Под воздействием внешних и внутренних условий деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательствах и нормативных документах области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприятий, оплаты труда работников, природные условия.

Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Кроме того к внешним факторам относятся также транспортные тарифы (на железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные, грузовые перевозки), которые вызывают дополнительные затраты у предприятий. К внешним факторам относятся увеличение тарифов на энергоносители (на электрическую, тепловую энергию, потребляемую предприятиями в процессе производства), рост цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п., которые не зависят от предприятий.

К внешним факторам, оказывающим влияние на величину, получаемой предприятием прибыли относят также уровень конкуренции на рынке, уровень развития инфраструктуры рынка, политическую стабильность в стране.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирования прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (или снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Рост арендной платы влечет увеличение издержек обращения и как следствие сокращение прибыли предприятия. Это особенно важно, учитывая, что большинство предприятий занимает арендованные площади и помещения.

Изменение структуры выпуска продукции также сказывается на величине получаемой предприятием прибыли, т.к. различные товарные группы требуют различных затрат на их производство реализацию.

Рост или сокращение объема производства и реализации продукции оказывает прямое влияние на размер прибыли предприятия.

К внутренним факторам, оказывающим влияние на прибыль и от которых зависит финансово-хозяйственная деятельность предприятия, относятся:

изменение объема реализации продукции;

изменение продажных цен на реализуемую продукцию;

структура товарооборота;

оборачиваемость оборотных средств;

объем издержек обращения;

величина прочих доходов и прочих расходов;

объем уплаченных налогов;

обеспеченность собственными оборотными средствами;

эффективность использования трудовых и материальных
ресурсов;

- уровень хозяйствования и управления предприятием.

Учитывая, что основной объем прибыли формируется за счет доходов от реализации, главные (основные) усилия предприятий сосредоточены на этом участке деятельности. Для увеличения прибыли от реализации продукции требуется решение двух главных задач: обеспечить рост выручки от их продаж и добиться снижения их себестоимости. Чтобы добиться положительного эффекта деятельности различных служб предприятия необходима организация контроля над эффективностью осуществляемых операций и мероприятий, в их оценке с точки зрения конечных результатов, а также применение экономических рычагов, стимулов при выборе и реализации оптимальных решений.

Стремясь к увеличению объемов продаж необходимо изучение конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, что позволяет лучше, точнее определить в каком количестве и ассортименте необходимо производить закупки, оптимизировать товарные запасы.

Необходимо учитывать, что потребность в приобретении и использовании конкретных товаров обусловлена общей экономической ситуацией в стране, материальным и культурным уровнем населения. На эластичность спроса влияют также цены, активность рекламы, дополнительные услуги, скидки и т.д. Так продажа товаров в рассрочку, предоставление коммерческих кредитов, скидок позволяет увеличить поступление выручки от реализации.

В рыночных условиях необходимо оптимизировать размер цен на предлагаемые товары и услуги, чтобы продать их с определенной выгодой. От этого во многом зависят конкурентоспособность, спрос на товары, объем денежных поступлений, возмещение затрат, а значит и прибыль, финансовое благополучие предприятия.

К важнейшим правилам формирования цены на продукцию относятся следующие:

1. в основу цены должны быть положены затраты на её

производство и реализацию, причем уровень цены товара должен быть выше его себестоимости.

2. обоснование цен и маневрирование ими целесообразно производить с учетом спроса и предложения на соответствующую продукцию и ее предельной полезности.

Предприятию для получения прибыли от своей деятельности необходимо стремиться к снижению затрат. Для определения уровня затрат следует использовать их плановую калькуляцию, отчетные и аналитические материалы за прошедший период, составлять и анализировать несколько альтернативных вариантов и выбирать оптимальный, исходя из стимулирования и достижения увеличения объема выручки от реализации и снижения уровня затрат.

Увеличение объема реализации продукции ведет к увеличению прибыли, но насыщение рынка продукцией определенного вида может привести к снижению её цены и сокращению впоследствии возможного объема реализации.

Изменение структуры выпуска оказывает неоднозначное влияние на величину прибыли от продаж. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации ведет к росту прибыли. При увеличении доли низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Изменение себестоимости продукции влияет на прибыль обратно пропорционально. Снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли, а её рост - к снижению суммы прибыли.

Увеличение цены на продукцию прямо пропорционально увеличивает прибыль, а рост цены на ресурсы ведет к повышению себестоимости и снижает возможную сумму прибыли.

  1.  Методика проведения факторного анализа прибыли предприятия

Факторный анализ прибыли проводится с помощью элиминирования (метода цепных подстановок), представляющего собой технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на объект изучения.

Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде:

Пр = Вр – Ср – Ру – Рк                                (5)

Вр – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

Ср – себестоимость реализации продукции , товаров, работ и услуг;

Ру – управленческие расходы;

Рк – коммерческие расходы.

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:

∆Пр1 = (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) - (Вр0 – Ср0 – Ру0 – Рк0)    (6)

∆Пр1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции;

Вр1 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг отчетного периода;

Вр0 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг предыдущего периода.

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2):

∆Пр2 = (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) - (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0)      (7)

Ср0, Ср1 – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода.

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3):

∆Пр3 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) - (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0)       (8)

Ру0, Ру1 – управленческие расходы предыдущего и отчетного периода.

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4):

∆Пр4 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк1) - (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0)        (9)

Рк0, Рк1 – коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода.

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:

∆Пр = ∆Пр1+∆Пр2+∆Пр3+∆Пр4                                   (10)

Такая замена факторов позволяет определить степень влияния каждого фактора на прибыль в целом. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих прибыль. Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов.

Степень влияния каждого из этих факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года. Рассмотрим влияние основных факторов по условным показателям таблицы.

Таблица 1. Основные факторы, оказывающие влияние на прибыль

Показатели

За предыдущий год

По ценам и затратам предыдущего года на фактически реализованную продукцию

По отчету

Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов, тыс.р.

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.р.

Финансовый результат (прибыль), тыс. руб.

Методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж включает этапы:

1. Рассчитывается общее изменение прибыли () от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предшествующим годом ():

,                             (11)

2. Определяется влияние изменения оптовых цен на продукцию и тарифов на услуги на величину прибыли:

,                   (12)

где  — цена единицы продукции в предшествующем и отчетном году.

 — количество продукции, реализованной в отчетном году.

3. Влияние изменения объема реализации продукции на прибыль определяется по формуле:

,              (13)

где  — количество продукции, реализованной в предшествующем году

 — прибыль с единицы продукции, реализованной в предшествующем году.

4. Рассчитается влияние изменения структуры и ассортимента продукции на величину прибыли:

,           (14)

где  — это изменение прибыли в результате изменения объема реализации.

5. Определяется влияние изменения себестоимости продукции на величину прибыли :

,                      (15)

где  — себестоимость единицы продукции предшествующего и отчетного года.

Правильность расчета влияния отдельных факторов на величину прибыли от продаж проверяется суммированием изменения прибыли под влиянием каждого фактора. Эта сумма должна быть равна общему изменению прибыли отчетного и предшествующего года, определенному в пункте 1.

В завершении анализа прибыли от продаж следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от объема продаж, себестоимости и цены реализации.

Одна из основных задач анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом:

∆ПЧ = ∆В - ∆С - ∆КР - ∆УР + ∆ПрП - ∆ПрУ + ∆ДДО + ∆ПрД - ∆ПрР + ∆ОНА - ∆ОНО - ∆ТНП,                                      (16)

где ∆В – изменение выручки от реализации,

∆С – изменение себестоимости продукции,

∆КР – изменение величины коммерческих расходов,

∆УР – изменение величины управленческих расходов,

∆ПрП – изменение величины процентов к получению,

∆ПрУ - изменение величины процентов к уплате,

∆ДДО – изменение доходов от участия в других организациях,

∆ПрД – изменение величины прочих доходов,

∆ПрР – изменение величины прочих расходов,

∆ОНА – изменение величины отложенных налоговых активов,

∆ОНО – изменение величины отложенных налоговых обязательств,

∆ТНП – изменение величины текущего налога на прибыль.

При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком.


Заключение

Наибольшее значение в жизнедеятельности любого предприятия имеет необходимость достижения увеличения финансового результата и максимизации прибыли от всех видов деятельности. Именно достижение прибыли определяет направление развития, как маленькой компании, так и крупной фирмы.

Вот почему проблемы формирования доходов, распределения и использования прибыли в настоящее время имеют важное значение в повышении эффективности любого производства. В настоящих условиях работы предприятий имеется немало вопросов, связанных с повышением роли прибыли и рентабельности, которые требуют своего дальнейшего решения.

Проблема грамотного и эффективного управления прибылью является наиболее актуальной на современном этапе развития экономики России. Многие предприятия стремятся максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и не осуществляют финансовых вложений в развитие производства. Это происходит отчасти из-за недостатка экономических знаний руководства предприятий, отчасти из-за нестабильности экономической ситуации в стране. Механизм эффективного управления прибылью должен способствовать повышению эффективности производства и стимулировать его развитие. На большинстве российских предприятий данному и наиболее важному аспекту уделяется недостаточное внимание.

Таким образом, важнейшей задачей управления прибылью предприятия является осуществление анализа состава и динамики прибыли.

В этой ситуации правильное толкование таких сложных, разноплановых экономических категорий, как доход и прибыль, приобретает особую актуальность.

Проблемы анализа формирования и использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.

Факторный анализ позволяет определить, какое влияние на изучаемый показатель оказало изменение того или иного фактора.

В любой компании все показатели неразрывно связаны между собой, также они в свою очередь зависят от различных внешних условий (курсы валют, объемы продаж у конкурентов, условия поставщиков и многое другое). Любые показатели компании и показатели внешних условий являются факторами как по отношению к какому-то расчетному показателю (рентабельность продаж, срок товарного кредита, оборачиваемость товаров и т.д.), так и по отношению друг к другу.

Факторный анализ прибыли представляет собой выявление числовой зависимости результирующего показателя (прибыли) от других показателей (факторов) – себестоимости, цен реализации, структуры и объема выпуска продукции, оказывающих влияние на изучаемый показатель.

Факторный анализ различается по способам его проведения.

Факторный анализ прибыли предприятия проводят методом цепных подстановок или по-другому шаговый факторный анализ, от периода к периоду. При шаговом факторном анализе выявляется произошедшее изменение изучаемого показателя, после чего само изменение раскладывается на доли, вызванные влиянием каждого фактора (например, прибыль от продаж снизилась за один квартал на 6%, при чем снижение на 1% обусловлено снижением выручки, а снижение на 5% удорожанием цен поставщиков). Шаговый факторный анализ проводится в отношении показателей, которые нужно рассчитывать, например, прибыль, рентабельность активов, коэффициент заемных средств и т.д.

 Шаговый факторный анализ может быть расширен путем раскрытия факторов, участвующих в расчете. Кроме того, можно строить модели шагового факторного анализа при помощи введения факторов, не принимающих участие в расчете изучаемого показателя, но оказывающих существенное влияние на изучаемый показатель.

Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов.


Список литературы

  1.  Налоговый Кодекс РФ Часть первая.31 июля 1998 года  № 146-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 84-ФЗ)  // СПС Консультант Плюс
  2.  Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.03.2009) // СПС КонсультантПлюс..
  3.  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 26.03.2007г.) // СПС Консультант Плюс
  4.  Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н (ред. 27.11.2006) // СПС Консультант Плюс
  5.  Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н (ред. 27.11.2006) // СПС Консультант Плюс
  6.  Титаева А.В. Анализ показателей рентабельности предприятия
  7.  Ефимова, О.В. Финансовый анализ  / О.В. Ефимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007.-650с.
  8.  Ковалев, А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия   – изд. 4-е, исправл. и доп. / А.И. Ковалев , В.П.Привалов – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.-600с.
  9.  Маркарьян Э.А. и др. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 576 с.
  10.  Мицкевич А, Сбалансированная по прибыли система экономических показателей // Экономические стратегии – 2005. - №2. - С. 88-93.
  11.   Макеева Ф.С. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.
  12.   Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Анализ финансовой отчётности // Финансовый менеджмент. – 2003. - №1
  13.  Остапенко В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения, // Экономист. – 2007. - №7. – С. 49-51.
  14.  Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 4-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
  15.  Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61521. Природные зоны. Пустыни 18.47 KB
  Называется она зоной пустынь. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей. По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.
61523. Баскетбол. Физическая культура 18.65 KB
  Задачи: 1) Совершенствовать технику прохода под кольцо в сочетании с двумя шагами и броском. 2) Совершенствовать технику штрафного броска одной рукой от плеча 3) Развивать скоростно-силовые качества, координационные способности, меткость.
61524. Этапы проектирования объектов ланшафтного-дизайна 24.29 KB
  Для непосредственного проектирования объекта ландшафтной архитектуры необходимо провести изыскательские работы а именно комплексное обследование территории объектов и элементов располагающихся на нем.
61526. Открытый урок по физической культуре 23.2 KB
  Описание упражнения Дозировка Методические указания Подготовительная часть 12 15 минут Построение и расчет группы 1 минута Четкая формулировка согласно правилам и произнесение команд Упражнения в ходьбе...
61527. Праздники 17.56 KB
  Задачи урока 1. Активизация знакомой лексики по теме Праздники 2. Применение учащимся знаний времен английского глагола: The Present Simple tense, The Past Simple tense, The Future Simple tense, The Present Progressive tense...
61528. Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности 190.67 KB
  Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Во всем виноват Эйнштейн. Подготовка к уроку: Подготовка наглядности к уроку: портреты Эйнштейна в позднем возрасте карикатуры на него портрет Амадея Моцарта...
61529. Духовная жизнь: достижения и потери 30.63 KB
  Цели урока: 1)образовательные: Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинах идеологического наступления на культуру. 2) развивающая: Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию...