90562

Учет аренды основных средств на предприятии ООО «Диана-Эль»

Отчет о прохождении практики

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Изучить экономическую характеристику предприятия ООО «Диана-Эль»; исследовать учетный аппарат предприятия; охарактеризовать формы бухгалтерского учета на предприятии; освоить нормативную базу в области текущей аренды основных средств; ознакомиться с документальным оформлением хозяйственных...

Русский

2015-06-07

343.5 KB

5 чел.

PAGE  22

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДИАНА-ЭЛЬ»…..………………...…..…..5

         1.1.   Экономическая характеристика ООО «Диана-Эль»..………………...5

         1.2.   Характеристика учетного аппарата ООО «Диана-Эль».………….......9

         1.3. Характеристика формы бухгалтерского учета, применяемой в организации ООО «Диана-Эль».…………………………………………………..12

2.  БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ…………………………………………………15

2.1. Порядок заключения договора аренды………………………………..15

2.2. Учет операций по аренде у арендатора и арендодателя……………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении.

Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Но многие, особенно вновь создаваемые, организации часто не имеют финансовой возможности (денежных средств) для приобретения зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств.

Временные затруднения удается преодолеть за счет арендных отношений, т.е. передачи и получения объектов основных средств в аренду (имущественный наем) договор, по которому одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) какое-либо имущество во временное пользование за определенное вознаграждение.

Для производственной деятельности предприятиям необходимы основные средства (средства труда); они многократно участвуют в производственном процессе, частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей вещественно-натуральной формы.

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.

Цель прохождения практики - рассмотрение вопросов учета арендованных основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлены виды аренды, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета арендованных объектов основных средств.

Объектом прохождения практики является предприятие ООО «Диана-Эль».

Предметом – изучение учета аренды основных средств, в данном случае торговых помещений.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-   изучить экономическую характеристику предприятия ООО «Диана-Эль»;

-   исследовать учетный аппарат предприятия;

-   охарактеризовать формы бухгалтерского учета на предприятии;

- освоить  нормативную базу в области текущей аренды основных средств;

- ознакомиться с документальным оформлением хозяйственных взаимоотношений в данной сфере;

-   приобрести практический опыт бухгалтерского отражения операций в рамках договоров текущей аренды основных средств.

В отчете проанализированы и изучены различные стороны работы частного предприятия, такие как:

общая характеристика организации;

организационная структура управления персоналом;

информационная система управления;

формы бухгалтерского учета;

учет имущества, приобретаемого на основании договора аренды.

Работа выполнена на основе изучения нормативных документов, статей разных авторов, опубликованных в периодических изданиях, финансовой отчетности и бухгалтерской документации предприятия ООО «Диана-Эль».

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДИАНА-ЭЛЬ»

  1.  Экономическая характеристика ООО «Диана-Эль»

         Наименование организации: ООО «Диана-Эль».

Местонахождение: г. Набережные Челны, пр. Московский, 183 В (26/18В).

Организация имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

Основной вид деятельности ООО «Диана-Эль»: сдача в аренду торговых площадей.

Организационная структура ООО «Диана-Эль» представлена на рис. 1.1.1.

Рис. 1.1.1. Структура управления персоналом в ООО «Диана-Эль»

         На руководителе ООО «Диана-Эль» лежит решение огромного числа задач: принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные о хозяйственные нужды.

При данном типе оргструктуры предприятия линейный руководитель подчиняется непосредственно директору.

Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

Главный бухгалтер организации назначается на должность и освобождается от должности директором организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации  и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерия подчиняется главному бухгалтеру и занимается ведением документооборота и учета, управлением финансами. Основной задачей является регулирование денежных процессов, бюджетирование, финансовое планирование хозяйственной деятельности, анализ финансовой деятельности предприятия, отчетность, управление финансовыми потоками, товародвижением.

Главный инженер осуществляет регулирование хода производства, обеспечивает бесперебойное материально-техническое снабжение производства, руководство работой по оперативному регулированию хода производства, руководит разработкой производственных планов и календарных графиков производства; разрабатывает смету затрат материальных ресурсов.

Линейная структура управления характеризуется тем, что все функции сосредоточены в линейных звеньях, и каждый работник подчиняется одному руководителю и получает указания только от одного руководителя. Это исключает получение подчиненными противоречивых и не увязанных между собой заданий и распоряжений, повышает ответственность руководителей за результаты работы.

Таким образом, состав управления ООО «Диана-Эль» количественно и качественно обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих работников удовлетворяют требованиям работы предприятия. Тенденции к замещению руководящих работников с более высоким уровнем образования и квалификацией пока не требуется.

Кроме того, можно отметить следующие направления осуществления инвестиционной стратегии руководством ООО «Диана-Эль»:

  1.  Модернизация технологических процессов производства продукции;
  2.  Увеличение и оптимизация структуры номенклатуры выпускаемой продукции;
  3.  Оптимизация структуры управления предприятием.

Основные технико-экономические показатели деятельности приведены в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1

Основные технико-экономические показатели деятельности

ООО «Диана-Эль» (тыс. руб.)

Наименование показателей

2011 г. тыс. руб.

2012 г. тыс.руб.

Темп прироста к 2011 г.(%)

2013 г. тыс.руб.

Темп прироста к 2012 г. (%)

Объем реализованной продукции в действующих ценах

754

894

118,57

4141

463,20

Себестоимость продукции

734

869

118,39

3882

446,72

Чистая прибыль

2

4

50,00

14

350,00

Среднесписочная численность (чел.)

120

96

80,00

96

100,00

Среднемесячный доход на 1 чел. с учётом социальных выплат

12200

12300

100,82

12900

104,88

Как видно из таблицы 1.1.1 объем реализованной продукции в действующих ценах в отчетном периоде составил 4141 тыс. рублей, что больше на 463,20% чем в предыдущем году, а в 2011 году увеличился на 118,39% в сравнении с предыдущим годом. С этой позиции можно охарактеризовать ООО «Диана-Эль» как экономически развивающиеся предприятие, с такой тенденцией развития можно сделать положительный прогноз  на будущие периоды относительно объемов продаж, так как на предприятии налажена система сбыта товара, о чем свидетельствуют данные показатели.

Себестоимость увеличилась  на 446,72% по сравнению с прошлым годом и на 528,88 % по сравнению с позапрошлым годом.

Численность в 2013 году не изменялась по сравнению с прошлым годом, а по сравнению с позапрошлым  годом изменилась на 24 человека.

ООО «Диана-Эль» в долгосрочной перспективе развивает стратегию максимального удовлетворения потребностей покупателей продукции, путем расширения предприятия и созданием новых торговых точек.

Таким образом, для потребителей особое значение имеет наличие сервисных центров именно той фирмы, где они совершали покупку, так как они получают некоторые гарантии в обслуживании. Сила данного аспекта подкрепляется тем, что наличие предприятий, торгующих вентиляционными приборами, и, и других каналов распределения формирует, таким образом, приверженность потребителя. В ближайшей перспективе руководство предприятия планирует осуществлять инвестиции в направлении материально-технического обеспечения ООО «Диана-Эль». Основной целью тактического планирования на ООО «Диана-Эль» является эффективное использование имеющихся у фирмы ресурсов.

  1.  Характеристика учетного аппарата ООО «Диана-Эль»

Бухгалтерский учет в ООО «Диана-Эль» осуществляется бухгалтерией, подчиняющееся Генеральному директору, самостоятельно организующему ведение бухгалтерского учета.  

При ведении бухгалтерского учета бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 № 129-ФЗ. Управленческие и бухгалтерские кадры имеют высшее образование, все специалисты бухгалтерии (2 человека) окончили курсы повышения квалификации в системе «1С-Бухгалтерия».

Применение на предприятии единой журнально-ордерной формы регулируется  письмом Минфина России от 24.07.92 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующими отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей. Учет ведется по ведомости №10 «Движение товарно-материальных ценностей». Кроме того, данная форма ведения бухгалтерского учета широко используется в программных продуктах.  

В своей деятельности предприятие использует общую систему налогообложения. Применяется программное обеспечение  «1С-Бухгалтерия», которое позволяет учитывать материальные средства, прохождение товаров и материальных ценностей по складу, рассчитывать амортизацию основных средств, начисление зарплаты, анализ движения денежных и оборотных средств.   

Информация из документов в бухгалтерии ООО «Диана-Эль» записываются в учетные регистры.  Бухгалтерия осуществляет проверку первичных документов для придания им юридической силы.  Каждый документ должен   иметь обязательные реквизиты, которые отражают содержание и характер операций. Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке: по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов): арифметический подсчет сумм.

Документы, противоречащие законодательству, установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей запрещается принимать к исполнению. Такие документы передаются главному бухгалтеру для принятия решения.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете в ООО «Диана-Эль» регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует директор самостоятельно.

График устанавливает рациональный документооборот, то есть предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, минимальный срок по нахождению в подразделении или у исполнителя.

Рабочий план  счетов  бухгалтерского  учета  ООО «Диана-Эль» составляет на основе установленного Министерством финансов РФ Плана счетов, применяемого на территории РФ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 № 129-ФЗ обязывает принимать к учету первичные документы, если они составлены по установленной форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

На предприятии ООО «Диана-Эль» при ведении учета не используются формы первичных учетных документов, а так же форм внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены типовые формы.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета  и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

Порядок проведения инвентаризации определен приказом Минфина РФ N 49 от 13.06.95 года «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов».

На предприятии ООО «Диана-Эль» инвентаризации проводятся как полные, охватывающие все виды ресурсов фирмы, так и частичные, охватывающие какую-либо определенную группу хозяйственных средств или источников, например материалы на одном складе.

Предусмотрено проведение, как плановых инвентаризаций: по состоянию на 1 ноября текущего года, так и внеплановых: по мере необходимости.

В ООО «Диана-Эль», в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» пункт 17, установлены случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и финансовых операций:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже в случаях предусмотренных законодательством, при преобразовании предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожаре, аварий или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

          Таким образом, система бухгалтерского учета ООО «Диана-Эль» является сложной, не смотря на то, что это малое предприятие. Поэтому бухгалтерский учет должен способствовать четкой организации учетной информации и учетного аппарата при взаимодействии с внешней средой, при рационализации внутренних учетных структур и сегментов, а также при различных трансформациях системы управления финансами.

1.3. Характеристика формы бухгалтерского учета, применяемой в организации ООО «Диана-Эль»

Бухгалтерский учет ведется в многочисленных регистрах. Для учетной регистрации используются в разных сочетаниях книги, карточки, журналы-ордера, ведомости и отдельные листы, записи в которых могут производиться в различной последовательности. Все это приводит к образованию разнородных форм бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Форма бухгалтерского учета, которая принята в организации ООО «Диана-Эль» - Журнал-Главная. Она является простой и удобна для применения в небольших организациях, в том числе на малых предприятиях. Начинающие бухгалтеры достаточно быстро осваивают методологию учета по этой форме, не тратя время на технику заполнения сложных учетных регистров.

Журнал-главная совмещает хронологическую и систематическую (синтетическую) записи, то есть, как бы совмещает в себе регистрационный журнал и Главную книгу, применяемые, при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета. Сначала на основе первичных учетных документов, отражающих совершенную хозяйственную операцию, составляется бухгалтерская проводка.

Бухгалтерская проводка может быть составлена как на самом первичном учетном документе, которым оформляется совершенная хозяйственная операция (например, на приходном кассовом ордере, на выписке с расчетного счета и т.д.), так и на мемориальных ордерах.

Записи в книгу «Журнал-главная» заносятся в следующем порядке:

  1.  записываются остатки на начало отчетного периода;
  2.  записываются все совершенные хозяйственные операции;
  3.  определяется оборот за отчетный период;
  4.  выводятся остатки на конец отчетного периода.

Характерная особенность этой формы — регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетического учета объединены в одной комбинированной книге — Журнал-Главная. Остальной учетный процесс почти не отличается от порядка учетной регистрации, применяемой при мемориально-ордерной форме учета.

В первых трех графах книги записываются дата, номер статьи и суммы оборота. Эта часть называется журналом хронологической записи документов. Вторая часть, т. е. последующие графы, в которых расположены все счета синтетического учета и где систематически записываются хозяйственные операции, называется Главной книгой. Такое построение регистров делает учет наглядным и легко обозримым.

Операции в Журнал-Главную записываются непосредственно с первичных или сводных документов либо на основании составленных мемориальных ордеров. При каждой бухгалтерской проводке при регистрации присваивается порядковый номер и отводится одна строчка для записи. Вначале месяца в Журнал-Главную переносят сальдо по синтетическим счетам; затем записываются операции, подсчитываются обороты по дебету и кредиту счетов и выводят сальдо на конец месяца.

Таким образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число последующего месяца. Аналитический учет по этой форме бухгалтерского учета ведется в регистрах аналитического учета (карточки, ведомости и т.д.). В эти регистры переносятся данные из первичных учетных документов.

В конце отчетного периода по счетам аналитического учета составляются оборотные ведомости, итоги которых сверяются с итогами оборотов по синтетическим счетам книги «Журнал-главная». Эти итоги должны быть равны (таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1

Журнал-Главная

№ п/п

Дата

Сумма оборотов по статьям

Номера и наименования счетов

10 «Материалы»

50 «Касса»

51 «Расчетные счета»

И т. д.

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

К достоинствам формы бухгалтерского учета Журнал – Главная можно отнести следующее:

  1.  наглядность записи в синтетическом учете обеспечивает удобство их обозрения и проверки;
  2.  вместо двух синтетических регистров — Регистрационного журнала и Главной книги, которые заполняются при мемориально-ордерной форме учета, ведется один комбинированный регистр-книга «Журнал-Главная»;
  3.  баланс составляется непосредственно на основании записей в книге «Журнал-Главная», так что отпадает необходимость составления оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Простота учетной работы позволяет использовать счетных работников с менее высокой квалификацией, чем при других формах учета.

Однако эта форма имеет некоторые недостатки: она применима только в организациях с небольшим количеством синтетических счетов, где большой объем учетной работы (подсчет итогов, сверки показателей и др.) проводится по окончании месяца; операции в ней отражаются только на синтетических счетах, необходимых для составления баланса, что затрудняет контроль за правильностью записей в аналитическом учете.

Таким образом, форма ведения учет Журнал-Главная является наиболее приемлемой для отражения бухгалтерских операций на предприятии ООО «Диана-Эль» в условиях современного хозяйствования.

  1.  БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ 

  1.  Порядок заключения договора аренды

Основным арендатором, с которыми заключен договор аренды, является  предприятие  ООО «Базис», находящееся на территории предприятия ООО «Диана-Эль» г. Набережные Челны.

Аренда считается финансовой при наличии хотя бы одного из приведенных ниже признаков:

1)  арендатор приобретает право собственности на арендованный актив после окончания срока аренды;

2)  арендатор имеет возможность и намерение приобрести объект аренды по цене ниже справедливой стоимости на дату приобретения;

3) срок аренды составляет большую часть срока полезного использования (эксплуатации) объекта аренды;

4)  настоящая стоимость минимальных арендных платежей с начала срока аренды равна или превышает справедливую стоимость объекта аренды.

Если ни один из приведенных выше признаков не выполняется и аренду нельзя квалифицировать как финансовую, то такая аренда считается операционной (ранее использовался более привычный термин — оперативная аренда).

Используя арендованные внеоборотные активы в своей хозяйственной деятельности, арендатор зачастую осуществляет их техническое обслуживание, ремонт или улучшение.

Право арендодателя на осуществление ремонта арендованных основных средств оговаривается в договоре оперативной аренды.

При этом арендатор может проводить:

1)  техническое обслуживание объекта аренды;

2)  ремонт арендованного объекта для восстановления первоначальных ресурсов объекта;

3)  улучшение объекта аренды (модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и т. д.), приводящее к росту будущих экономических выгод от его использования.

Договор аренды недвижимости занимает особое место среди других договоров аренды, хотя в ГК РФ и не предусмотрено единой договорной модели и, соответственно, единых законодательных требований в отношении аренды любых объектов недвижимости.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 606 Гражданского кодекса РФ). В настоящее время термин «недвижимость» используется в гражданском законодательстве в двух смыслах.

Во-первых, как обобщение для любых недвижимых вещей, в отношении которых требуется регистрация права собственности и других вещных прав, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения (ст. 131 ГК).

Во-вторых, под недвижимостью понимаются комплексы, специально указанные в законе: кондоминиум и предприятие как имущественный комплекс».

Особенностью правового режима объектов недвижимости является необходимость государственной регистрации в учреждениях юстиции как прав на данные объекты, так и определенных сделок с ними. Так, по общему правилу договор аренды недвижимости подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Исключения установлены в отношении договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений (п. 2 ст. 651 ГК РФ) и земельных участков (п. 2 ст. 26 ЗК РФ): договор аренды указанных объектов подлежит государственной регистрации, только если заключен на срок свыше одного года.

Аренда основных средств оформляется договором аренды, который предусматривает предоставление арендодателем арендатору имущества за плату во временное владение или пользование.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды (приложение 1) должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В договорах аренды также указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.

Договоры аренды недвижимого имущества (зданий, сооружений и земельных участков), заключаемые на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). 

Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества утверждена приказом Министерства юстиции РФ от 06.08.2004 № 135 (с учетом последующих изменений и дополнений).

Действующее законодательство предусматривает следующие существенные условия договора аренды нежилого помещения (т.е. условия, без согласования которых договор считается незаключенным):

1. Стороны договора (ст. ст. 432, 606 ГК РФ) и их реквизиты.

Если договор аренды нежилого помещения заключен не собственником нежилого помещения или не самим арендатором, то в данном договоре указываются основания, по которым определенное в договоре аренды лицо (лица) действует при заключении договора.

2. Объект аренды. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Как правило, объект аренды по договору аренды нежилого помещения идентифицируется сторонами следующим образом:

- адрес местоположения объекта аренды, этаж;

- наименование объекта аренды (нежилое помещение, часть нежилого помещения);

- инвентарный номер;

- функциональное назначение (нежилое — производственное, складское, торговое, административное и т.п.);

- площадь.

Кроме того, п. 3 ст. 26 Закона N 122-ФЗ указывает, что в случае сдачи в аренду здания, сооружения, помещений в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.

3. Размер арендной платы.

В отношении договоров аренды нежилых помещений следует распространить существенное условие о необходимости установления размера арендной платы, предусмотренное п. 1 ст. 654 ГК РФ для аренды зданий и сооружений.

Договором может устанавливаться:

  1.  Твердая арендная плата – определенная денежная сумма, не изменяющаяся на протяжении действия договора аренды.
  2.  Порядок исчисления арендной платы – формула, расчет, содержащий не зависящие от арендодателя и арендатора экономические факторы. В этом случае сама арендная плата может меняться при изменении тех факторов, от которых зависит ее размер. Например, если арендная плата выражена в иностранной валюте по курсу на дату платежа, размер арендной платы будет колебаться в зависимости от колебаний курса соответствующей валюты.
  3.  Арендная плата состоящая из постоянной и переменной составляющих, причем последняя определяется по итогам каждого платежного периода и включает фактические затраты арендодателя по оплате коммунальных и телефонных услуг.

Согласно п. 3 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы (или порядок ее исчисления) может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Эта норма направлена на защиту арендатора от частых, экономически необоснованных повышений арендной платы в течении периода действия договора аренда со стороны арендодателя.

Таким образом, при отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды нежилого помещения следует считать незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.

2.2. Учет операций по аренде у арендатора и арендодателя

Для арендодателя предоставление объектов основных средств в аренду является основным видом деятельности. Арендная плата перечисляется ежемесячно. Арендная плата представляет собой плату за пользование арендованным имуществом. Следовательно, если договором не установлено иное, она должна начисляться с момента передачи арендованного имущества (т.е. с момента подписания акта приемки-передачи), а не с момента заключения договора. Если арендодатель передал арендатору имущество без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата не подлежит взысканию (т.е. обязанность по ее уплате не возникает).

При оформлении приемки-передачи объекта (в данном случае складских помещений) в аренду, используют следующие первичные и расчетные документы: акт приема-передачи основных средств арендатору (приложение 2), платежное поручение (приложение 3).

Предприятие ООО «Диана-Эль» заключило договор аренды складских помещений для сдачи нежилого имущества под торговые помещения в аренду организации ООО «Базис», стоимостью 157200 руб. сроком на 12 месяцев. Сумма аренды за 1 месяц составляет 4720 рублей (в том числе НДС – 720 рублей), ежемесячная амортизация 3200 руб.

В рассматриваемой ситуации по договору аренды организации передано недвижимое имущество (нежилое помещение). Договор заключен на срок более года. Поэтому такой договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации. При этом договор считается заключенным с момента этой регистрации (п. п. 1, 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ).

01-1 «Собственные основные средства»;

01-2 «Основные средства, переданные в аренду»;

02-2 «Амортизация основных средств, сданных в аренду»;

68-2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Согласно п.2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1)  определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3)  передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

4) предоставления арендатором определенных услуг;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

В таблице 2.2.1 приведены операции со стороны арендодателя ООО «Диана-Эль».

Таблица 2.2.1

Журнал хозяйственных операций со стороны

арендодателя ООО «Диана-Эль»

№         п/п

Документ

Корреспонденция счетов

Сумма,           руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Акт приемки

01-2

01-1

157200

Передано имущество в аренду

2

Счет-фактура

62

90-1

4720

отражена сумма арендной платы, подлежащей получению (ежемесячно)

3

Счет-фактура

90-3

68-2

720

отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (ежемесячно)

4

Бухгалтерская справка-расчет

90-2

02-2

1800

Начислена амортизация, по имуществу, сданному в аренду (ежемесячно)

5

Бухгалтерская справка-расчет

90-9

99

2200

Отражена прибыль от оказания арендных услуг (ежемесячно)

6

Выписка банка по расчетному счету

51

62

4720

отражено поступление денежных средств от арендатора (ежемесячно)

7

Акт приемки

01-2

01-1

157200

Возвращено имущество, переданное в аренду

В соответствии с этими документами в таблице отражены учетные записи в бухгалтерском учете. При оформлении приемки-передачи объекта  в аренду, используют следующие первичные и расчетные документы: акт приема-передачи основных средств арендатору и платежное поручение. Порядок расчетов по платежам, отражающие условия выполнения обязательств по договору аренды предприятием ООО «Базис», заключившим договор аренды нежилого помещения отражены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Журнал хозяйственных операций фирмы ООО «Базис»

со стороны арендатора

№№ п/п

Документ

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Акт приемки

1

 

157200

Получено имущество в аренду

2

Счет-фактура

23

76

4000

Отражена сумма арендной платы за арендованное имущество (ежемесячно)

3

Счет-фактура

19

76

720

Начислен НДС (ежемесячно)

4

Счет-фактура

68

19

720

Зачет НДС (ежемесячно)

5

Выписка банка

76

51

4720

Перечислены денежные средства арендодателю (ежемесячно)

6

Акт приемки

 

1

157200

Арендованное имущество возвращено собственнику

Таким образом, финансовая аренда — хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая согласно договору финансового лизинга (аренды) передачу арендатору имущества, попадающего под определение основного фонда в соответствии с гл. 25 НК «О налоге на прибыль», приобретенного или изготовленного арендодателем, а также всех рисков и вознаграждений, связанных с правом пользования и владения объектом лизинга. В соответствии с Гражданским кодексом РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В аренду передаются земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Договор аренды недвижимости занимает особое место среди других договоров аренды, хотя в ГК РФ и не предусмотрено единой договорной модели и, соответственно, единых законодательных требований в отношении аренды любых объектов недвижимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аренда - отношения имущественного найма, по которым арендодатель предоставляет за плату имущество во временное владение и (или) пользование арендатору (ст. 606 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации арендная плата определена в твердой сумме, начисляется и уплачивается ежемесячно.

Аренда основных средств оформляется договором аренды, который предусматривает предоставление арендодателем арендатору имущества за плату во временное владение или пользование. К основным средствам арендуемым с правом выкупа относят объекты, договор аренды по которым предусматривает переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или ранее при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Текущая аренда предполагает сдачу арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору с обязательным возвратом. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.

Основным арендодателем, с которыми заключен договор аренды предприятием, является  предприятие  ООО «Базис», находящееся на территории организации ООО «Диана-Эль», сдающей в аренду торговые площади г. Набережные Челны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть I) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.11.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005).
  2.  Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть II) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.12.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2005)

7.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ).

  1.  Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ.
  2.  Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-Ф3  (в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 130-ФЗ).
  3.  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н).
  4.  Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом МФ РФ от 30.03.01 № 26н.
  5.   Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.      
  6.   Письмо Министерства финансов РФ «Амортизация капвложений по арендованному имуществу» от 28.08.2006  № 03-03-04/1/640.
  7.  Письмо Министерства финансов РФ «Налоговый учет расходов на ремонт и монтаж неотделимых улучшений арендованного имущества» от 27.07.2006  № 03-03-04/2/183.
  8.  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н).
  9.  Указания «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга», утв. Приказом Министерства финансов РФ от 17.02.97 г. № 15.
  10.  Гусаковская Е.Г. Расходы на содержание арендованного имущества: как учесть в целях налогообложения.//Бухгалтерский учет. – 2006. - №10 – с. 16-19
  11.  Жуков В.Н. Учет операций с недвижимостью: покупка, строительство, аренда. // Бухгалтерский учет – 2006. - №18 – С.12-20
  12.  Костин А.А. Налоговые последствия отделимых и неотделимых улучшений арендованного имущества. //Бухгалтерский учет – 2006. - №13 – С.29-31
  13.  Косарев Д.И. Комментарии к Письму Министерства финансов РФ «Амортизация капвложений по арендованному имуществу».// Нормативные акты для бухгалтера. – 2006. - №18 – с.24-26

16. Уткина А.В.  Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. А.В. Уткина. – Система Гарант,  2008. - с 246.

17. Характеристика финансово-экономических показателей за 2011-2013 гг. ООО «Диана-Эль».

Приложение 1

ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

г. __________________ “___” ___________ 200 __ г.

_______________________, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице и.о. генерального директора ________________________, действующего на основании устава, с одной стороны, и ____________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице _______________________________________________________, действующего на основании __________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

1.1. Арендодатель обязуется предоставить по настоящему договору Арендатору в аренду помещения общей площадью _____________________________ (________________________________) кв. м (комнаты № ___________________), расположенные в здании по адресу: _________________, _____________________________________________, для использования в качестве конторских помещений.

1.2. Арендатор не имеет права сдавать указанные помещение в субаренду или иным образом передавать их в пользование третьим лицам, а равно выступать стороной в сделке, результатом которой может явиться возникновение имущественных прав третьих лиц в отношении указанных помещений.

II. Порядок передачи помещений

2.1. Арендодатель передает Арендатору указанные помещения в течение __________________ _______________________ со дня подписания сторонами настоящего договора.

2.2. Помещение должно быть передано в состоянии, соответствующем характеристикам, указанным в техническом паспорте.

III. Пользование помещениями и их содержание

3.1. Арендатор обязан пользоваться помещениями в соответствии с настоящим договором и назначением помещений.

3.2. Арендатор вправе по согласованию с Арендодателем и органами государственного управления произвести за свой счет перепланировку предоставленных в аренду помещений.

3.3. Арендатор обязан поддерживать арендуемые помещения в исправном состоянии, не допуская их порчи, и проводить текущий ремонт помещений.

3.4. Капитальный ремонт арендуемых помещений в силу настоящего договора проводится Арендодателем.

3.5. В случае необходимости проведения, по мнению Арендатора, капитального ремонта Арендатор незамедлительно извещает об этом Арендодателя в письменной форме.

3.6. Оплата телефонной и телексной связи производится Арендатором самостоятельно.

3.7. Оборудование в случае необходимости арендуемого помещения современными средствами охраны от несанкционированного проникновения посторонних лиц и средствами противопожарной сигнализации, а также организация круглосуточной охраны помещения производятся за счет Арендатора.

IV. Арендная плата и порядок расчетов

4.1. Арендатор обязуется ежемесячно, не позднее 5-го числа каждого месяца, уплачивать Арендодателю арендную плату в размере _______________________________________________________ (_______________________________________________________) руб., НДС в том числе.

4.2. Арендатор уплачивает сумму арендной платы путем перечисления денежных средств на расчетный счет или внесения их в кассу Арендодателя.

4.3. Помимо арендной платы Арендатор участвует в оплате коммунальных услуг (электроэнергия, горячая и холодная вода, другие услуги) соразмерно с занимаемой площадью путем оплаты счетов, выставляемых Арендодателем по государственным тарифам, исходя из счетов, выставляемых органами, предоставляющими соответствующие услуги. Оплата коммунальных услуг производится Арендатором в течение 5 (пяти) дней с момента получения соответствующих счетов.

V. Действие непреодолимой силы

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по данному договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, наступление которых сторона, не исполнившая обязательство полностью или частично, не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными методами.

5.2. При наступлении указанных в п. 5.1 обстоятельств сторона по настоящему договору, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств по настоящему договору, должна в кратчайший срок известить о них в письменном виде другую сторону с приложением соответствующих свидетельств.

VI. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.2. В случае просрочки внесения арендной платы в сроки, установленные в п. 4.1 настоящего договора, Арендатор уплачивает Арендодателю пеню в размере 0,5% суммы невнесенного платежа за каждый день просрочки.

6.3. Настоящий договор досрочному расторжению в одностороннем порядке не подлежит.

6.4. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора, стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

6.5. В случае, если указанные споры и разногласия не могут быть разрешены путем переговоров, они подлежат разрешению в Арбитражном суде.

VII. Заключительные положения

7.1. С даты заключения настоящего договора вся предшествующая переписка, документы и переговоры между сторонами по вопросам, являющимся предметом настоящего договора, теряют силу.

7.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору должны быть совершены в письменном виде и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

7.3. Стороны обязаны извещать друг друга об изменении своего юридического адреса, номеров телефонов, телефаксов и телексов не позднее двух дней с даты их изменения.

7.4. Настоящий договор заключен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и вступает в силу с даты его подписания. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.

7.5. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, применяется гражданское законодательство РФ.

VIII. Адреса и реквизиты сторон

Приложение 2  

Приложение 14 Типовая межотраслевая форма № ОС – 1

Утверждена постановлением Госкомстата России

от 30 октября 1997г. № 71а

УТВЕРЖДАЮ

_________________

должность

_________ ___________________

подпись расшифровка подписи

“___”_________________20___г.

АКТ (НАКЛАДНАЯ) №_________

ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Коды

Форма по ОКУД

0306001

Организация

по ОКПО

Дата

составления

Код вида

операции

Код лица, ответственного

за сохранность основных средств

Сдатчик

Получатель

Вид деятельности

Дебет

Кредит

Первоначальная (балансовая) стоимость, руб.-коп.

организация, структурное подразделение

структурное подразделение

счет, субсчет

код аналитического учета

счет, субсчет

код аналитического учета

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжение

Срок полезного использования

Сумма начисленной амортизации

Норма амортизации, %, или сметная ставка

Код

Номер

нормы амортизационных отчислений

счет и объекта аналитического учета (для отнесения амортизации основных средств)

инвентарный

заводской

9

10

11

12

13

14

15

Сумма износа, руб.-коп.

На основании

приказа

от”___” _______________19____г. №_________произведен

распоряжения

Осмотр_________________________________________________________________________________, принимаемого (передаваемого)

наименование объекта

в эксплуатацию от

В момент приемки (передачи) объект находится в

местонахождение объекта

Объект (оборудование)

Год выпуска (постройки)

Дата ввода в эксплуатацию (месяц, год)

Номер паспорта

вид

код

16

17

18

19

20

21

Основание перемещения

Краткая характеристика объекта

Сведения о наличии драгоценных материалов (металлов, камней):

Приспособления и принадлежности

Содержание драгоценных материалов (металлов, камней)

наименование

код

количество

наименование драгоценного материала

номенклатура

единица измерения

количество (масса)

наименование

код

22

23

24

25

26

27

28

29

Оборотная сторона формы № ОС – 1

Объект техническим условиям

соответствует

не соответствует

указать, что именно не соответствует

Доработка

не требуется

требуется

указать, что именно требуется

Результаты испытания объекта

Заключение комиссии

Приложение. Перечень технической документации

Председатель комиссии

_______________ ___________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

Члены комиссии:

_______________ ___________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

_______________ ___________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

_______________ ___________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

Объект основных средств

сдал

_______________ ___________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

М.П.

принял

_______________ ___________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

М.П.

Отметка бухгалтерии об открытии карточки (записи в книге) или перемещении объекта.

Главный бухгалтер (бухгалтер) __________________

подпись

Расшифровка подписи

“____”________________20__г.

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

0401060

Поступ. в банк плат.

 

Списано со сч. плат.

 

 

 

 

 

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

 

Вид платежа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма прописью

Четыре тысячи семьсот двадцать рублей 00 копеек

ИНН

 

КПП

 

Сумма

4720-00

 

 

Сч.№

                   

 

Плательщик ООО «Базис»

 

БИК

              

Сч. №

                   

Банк плательщика

Сбербанк России г. Набережные Челны

БИК

044525225

Сч. №

30101810400000000225

Банк получателя

ИНН

7729406900

КПП

772901001

Сч.№

40702810038180102376           

ООО «Диана-Эль» г.Набережные Челны                                                                                                                                        

 

Вид оп.

         

Срок плат.

 

Наз. пл.

         

Очер. плат.

         

Получатель

Код

         

Рез. поле

         

 

 

 

 

 

 

 

Назначение платежа

 

Подписи

 

Отметки банка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63679. Система права 175.36 KB
  Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Соотношение системы права и системы законодательства. Общая характеристика отраслей российского права.
63680. Правоотношения. Понятие и признаки правоотношений. Состав правоотношения 298.96 KB
  Состав правоотношения Правоотношение –это урегулированное нормами права общественное отношение участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей охраняемых и гарантируемых государством.
63681. Теория познания. Этапы процесса познания 148 KB
  От Аристотеля пошла материалистическая традиция понимания истины. Идеалистическая трактовка истины берет свое начало в философских теориях Платона и Августина Аврелия. Одним словом в процессе получения истины рядом с нею всегда находится заблуждение.
63682. Реализация права 253.9 KB
  Применение права как особая форма его реализации. Стадии применения права. Акты применения права.
63683. Научное познание, его формы и методы 222 KB
  Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы. У науки свой особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Научное познание требует выработки особых языков науки.
63684. Толкование права 142.1 KB
  Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в соответствии с заключенной...
63685. Правомерное поведение 191.25 KB
  Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Понятие и признаки правонарушения Правонарушение это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта противоречащее требованиям правовых норм.
63686. Юридическая ответственность. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 180.17 KB
  Цели и функции юридической ответственности; Принципы юридической ответственности; Виды юридической ответственности; Освобождение от юридической ответственности...