9057

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Доклад

Логика и философия

Философия, ее предмет и роль в жизни людей. Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях ...

Русский

2013-02-21

18.16 KB

0 чел.

Философия, ее предмет и роль в жизни людей.

Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях свойства, не видимые другим.  Мудрость бывает разных видов: житейская, техническая, политическая, библейская и т.д.

Философия является частью мировоззрения, его основой, фундаментом. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем. Мировоззрение может разделяться по субъекту на мировоззрение индивида, группы, нации; а также по типу: обыденное и теоретическое; научное, ненаучное и даже антинаучное; религиозное мировоззрение.

Философия: (1) систематизирует формирующие мировоззрение взгляды, придает им цельность и последовательность, (2) оценивает, вырабатывает общие основания для оценки, (3) обеспечивает единство норм мышления и поведения людей.

Философия зародилась 3 тысячи лет в Древней Индии и Древнем Китае. Философия проистекает из трех основ:

  1.  Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира через миф на ранних стадиях человеческой истории. Миф – способ познания человеком объектов мира, при котором они выступают в качестве знаков других объектов. Особенностью мифологического познания мира является то, что субъект (то, что в сознании) и объект (то, что вне сознания) познания в нем не разделяются: нет отчетливого разделения окружающего мира и самого человека.
  2.  Религия (лат. religare – связывать) – связь человека с трансцендентным. Эта форма мировоззрения подразумевает удвоение земного, чувственного воспринимаемого путем создания потустороннего, небесного, определяющего «все и вся».
  3.  Протознание.

Определение предмета философии – задача довольно сложная. В античную эпоху, когда конкретные знания были развиты скудно, отдельных наук не существовало, и философия составляла единую сущность с другими ветвями знания, служила накопителем всех научных знаний (в отличие от знаний, которые освещались религией). Критерием достоверности в эту эпоху была сила человеческого разума, опиравшегося на практику. В эпоху Возрождения философия претендовала на роль не просто представителя научного знания в целом, а объединителя всего знания вообще. С дифференциацией естественных наук, философия отделяется от специальных областей знания. Наконец, философия получает свой предмет. Предмет изучения  философии – это мир в целом (в отличие от изучения частностей), философия, таким образом, – наука о всеобщем, о мире и месте человека в нем.

Философия подразделяется на теоретическую и практическую. Практическая философия изучает нравственность (этику), искусство (эстетику), государство, историю общества (философию истории), права, самой философии, науки (наукознание) и техники (философию техники). К практической философии также относятся вопросы философии языка, творчества, естествознания. Со временем из практической философии выделяются отдельные науки, например, политология, изучающая все аспекты жизни общества.

Теоретическая философия, направленная на вопросы природы бытия и познания, подразделяется на:

  1.  онтологию – учение о бытии, сущем,
  2.  гносеологию – учение о познании,
  3.  логику – учение о всеобщих законах мышления,
  4.  методологию – учение о всеобщих принципах и способах организации теоретической и практической деятельности,
  5.  аксиологию – учение о ценностях,
  6.  праксиологию – учение о действия.

Спецификой философского знания является то, что оно одновременно научно и ненаучно.  Согласно точке зрения сциентистов, философское знание научно, так как объективно исследует окружающий мир, имеет предмет и метод, терминологический аппарат. По несциентистскойточке зрения (так считал, например, Шопенгауэр), философия сродни искусству. Философия не опирается на эмпирические приемы исследования, а достоверность знаний нельзя подтвердить экспериментами. В философии нет ничего раз и навсегда установленного, она всегда как бы существует во множественном числе, признавая плюралистичность мнений.

Какова роль философии в жизни?  Философия задает систему принципов жизнедеятельности, составляет основу мировоззрения. Цель философии – «искусство правильной жизни». Философия решает мировоззренческие проблемы – проблемы отношения человека к миру в целом. Энгельс главной проблемой философии считал отношение духа к бытию, сознания к материи. Кроме того, философия решает вопросы познания, истины. Философия изучает также и методы познавательной деятельности. Метод – совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности. Как основа для создания метода, философия выступает основополагающим, организующим началом для познания вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53734. Расы человека 79.5 KB
  Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о расах и причинах их появления. Задачи: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас; научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас; создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать;
53735. Религия древних греков 167 KB
  Оргмомент Учитель: Здравствуйте ребята садитесь. Учитель проверяет готовность к уроку. Переход к изучению новой темы Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений которые возникли из древнегреческой мифологии. В: Кто помогает либо наоборот мешает героям в поэмах О: Боги В: Какие боги встречались в тексте поэм О: Фетида Гефест Посейдон Афина Учитель: Хорошо.
53736. Сжатое изложение 36 KB
  Слайд 2 Попробуйте догадаться о ком идёт речь. Слайд 3 Слайд 4 Рыжик Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. Слайд 5 Кого однажды подобрал лесник в лесу Какая беда случилась у оленёнка Кому лесник отдал малыша Что сделали ребята Чем закончилась история с оленёнком Слайд 6 Лексикостилистическая работа. Слайд 7 Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка.
53737. Правописание местоимений с предлогами 48.5 KB
  Задачи: 1 формировать умение правильно употреблять и писать местоимения 1 2 3 лица навык раздельного написания местоимений с предлогами; 2 отработать навык определения падежа личных местоимений единственного и множественного числа; воспитывать интерес к изучению русского языка. 3 вопроса Перечисли все падежи русского языка Перечисли личные местоимения множественного числа Мы вы они Вместо какой части речи употребляются имена существительные. Итак ребята тема нашего сегодняшнего урока: Личные местоимения с предлогами. Знаете ли...
53738. Распознавание частей речи. Местоимение 58.5 KB
  Задачи: закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу; формирование общего понятия о местоимении как части речи; совершенствование навыка разбора предложения по членам; развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении. К какому новому большому разделу вы перешли на прошлом уроке...
53739. Распознавание рода у имен существительных множественного числа 58 KB
  Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных стоящих во множественном числе. Задачи: совершенствование навыка изменения имен существительных по числам; закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов местоимений; формирование и закрепление умения...
53740. Часть речи – прилагательное 34 KB
  Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным его ролью в речи. Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи. Что вы для этого сделали изменили окончания О чем это говорит Это говорит о том что эти слова зависят от имени прилагательного Знаете ли вы к какой части речи относятся слова 2 столбика Значит какую цель мы ставим перед собой на этом уроке узнать о новой части речи.
53741. Правописание гласных против шипящих 41.5 KB
  Что же нам нужно сделать Щука в озере жила Червячка с крючка сняла Наварила щука щей Пригласила всех ершей Говорили всем ерши: Щи у Щуки хороши Давайте запишем наше упражнение в тетрадь. Запись в тетрадь. Нам нужно вставить пропущенные буквы и записать его в тетрадь. Разбор с учителем стихотворения запись его в тетрадь.
53742. Подготовка к сочинению-рассуждению 36 KB
  Цели урока: познакомить с работами писателей посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю к малой и большой Родине. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы будем говорить о русском языке.