9057

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Доклад

Логика и философия

Философия, ее предмет и роль в жизни людей. Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях ...

Русский

2013-02-21

18.16 KB

0 чел.

Философия, ее предмет и роль в жизни людей.

Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях свойства, не видимые другим.  Мудрость бывает разных видов: житейская, техническая, политическая, библейская и т.д.

Философия является частью мировоззрения, его основой, фундаментом. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем. Мировоззрение может разделяться по субъекту на мировоззрение индивида, группы, нации; а также по типу: обыденное и теоретическое; научное, ненаучное и даже антинаучное; религиозное мировоззрение.

Философия: (1) систематизирует формирующие мировоззрение взгляды, придает им цельность и последовательность, (2) оценивает, вырабатывает общие основания для оценки, (3) обеспечивает единство норм мышления и поведения людей.

Философия зародилась 3 тысячи лет в Древней Индии и Древнем Китае. Философия проистекает из трех основ:

  1.  Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира через миф на ранних стадиях человеческой истории. Миф – способ познания человеком объектов мира, при котором они выступают в качестве знаков других объектов. Особенностью мифологического познания мира является то, что субъект (то, что в сознании) и объект (то, что вне сознания) познания в нем не разделяются: нет отчетливого разделения окружающего мира и самого человека.
  2.  Религия (лат. religare – связывать) – связь человека с трансцендентным. Эта форма мировоззрения подразумевает удвоение земного, чувственного воспринимаемого путем создания потустороннего, небесного, определяющего «все и вся».
  3.  Протознание.

Определение предмета философии – задача довольно сложная. В античную эпоху, когда конкретные знания были развиты скудно, отдельных наук не существовало, и философия составляла единую сущность с другими ветвями знания, служила накопителем всех научных знаний (в отличие от знаний, которые освещались религией). Критерием достоверности в эту эпоху была сила человеческого разума, опиравшегося на практику. В эпоху Возрождения философия претендовала на роль не просто представителя научного знания в целом, а объединителя всего знания вообще. С дифференциацией естественных наук, философия отделяется от специальных областей знания. Наконец, философия получает свой предмет. Предмет изучения  философии – это мир в целом (в отличие от изучения частностей), философия, таким образом, – наука о всеобщем, о мире и месте человека в нем.

Философия подразделяется на теоретическую и практическую. Практическая философия изучает нравственность (этику), искусство (эстетику), государство, историю общества (философию истории), права, самой философии, науки (наукознание) и техники (философию техники). К практической философии также относятся вопросы философии языка, творчества, естествознания. Со временем из практической философии выделяются отдельные науки, например, политология, изучающая все аспекты жизни общества.

Теоретическая философия, направленная на вопросы природы бытия и познания, подразделяется на:

  1.  онтологию – учение о бытии, сущем,
  2.  гносеологию – учение о познании,
  3.  логику – учение о всеобщих законах мышления,
  4.  методологию – учение о всеобщих принципах и способах организации теоретической и практической деятельности,
  5.  аксиологию – учение о ценностях,
  6.  праксиологию – учение о действия.

Спецификой философского знания является то, что оно одновременно научно и ненаучно.  Согласно точке зрения сциентистов, философское знание научно, так как объективно исследует окружающий мир, имеет предмет и метод, терминологический аппарат. По несциентистскойточке зрения (так считал, например, Шопенгауэр), философия сродни искусству. Философия не опирается на эмпирические приемы исследования, а достоверность знаний нельзя подтвердить экспериментами. В философии нет ничего раз и навсегда установленного, она всегда как бы существует во множественном числе, признавая плюралистичность мнений.

Какова роль философии в жизни?  Философия задает систему принципов жизнедеятельности, составляет основу мировоззрения. Цель философии – «искусство правильной жизни». Философия решает мировоззренческие проблемы – проблемы отношения человека к миру в целом. Энгельс главной проблемой философии считал отношение духа к бытию, сознания к материи. Кроме того, философия решает вопросы познания, истины. Философия изучает также и методы познавательной деятельности. Метод – совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности. Как основа для создания метода, философия выступает основополагающим, организующим началом для познания вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7804. Советская школа и педагогика в 1945-1964 27 KB
  Советская школа и педагогика в 1945-1964 Реформы коснулись и народного образования. Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные уч...
7805. Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов 25.5 KB
  Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов Советская школа в период с 1958 по 1992г. В 1958г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, который установил в нашей ст...
7806. Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции 33.5 KB
  Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...
7807. Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи 30 KB
  Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и...
7808. Тенденции развития образования в современном мире 39.5 KB
  Тенденции развития образования в современном мире Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности огромные достижения в этой област...
7809. Школа в России в первой половине 19 века 39.5 KB
  Школа в России в первой половине 19 века. Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники...
7810. Философия эпохи Возрождения (ренесанса) 58.5 KB
  Философия эпохи Возрождения В развитых странах Европы в период 12-13 век происходит развитие торговли и ремесел. Происходит рост производительности труда. Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина...
7811. Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля 38.5 KB
  Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831). Феноменология духа, Наука логика, Энциклопедия философских наук...
7812. Гносеология - теория познания 53 KB
  Гносеология - теория познания. Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины. Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительно...