9057

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Доклад

Логика и философия

Философия, ее предмет и роль в жизни людей. Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях ...

Русский

2013-02-21

18.16 KB

0 чел.

Философия, ее предмет и роль в жизни людей.

Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях свойства, не видимые другим.  Мудрость бывает разных видов: житейская, техническая, политическая, библейская и т.д.

Философия является частью мировоззрения, его основой, фундаментом. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем. Мировоззрение может разделяться по субъекту на мировоззрение индивида, группы, нации; а также по типу: обыденное и теоретическое; научное, ненаучное и даже антинаучное; религиозное мировоззрение.

Философия: (1) систематизирует формирующие мировоззрение взгляды, придает им цельность и последовательность, (2) оценивает, вырабатывает общие основания для оценки, (3) обеспечивает единство норм мышления и поведения людей.

Философия зародилась 3 тысячи лет в Древней Индии и Древнем Китае. Философия проистекает из трех основ:

  1.  Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира через миф на ранних стадиях человеческой истории. Миф – способ познания человеком объектов мира, при котором они выступают в качестве знаков других объектов. Особенностью мифологического познания мира является то, что субъект (то, что в сознании) и объект (то, что вне сознания) познания в нем не разделяются: нет отчетливого разделения окружающего мира и самого человека.
  2.  Религия (лат. religare – связывать) – связь человека с трансцендентным. Эта форма мировоззрения подразумевает удвоение земного, чувственного воспринимаемого путем создания потустороннего, небесного, определяющего «все и вся».
  3.  Протознание.

Определение предмета философии – задача довольно сложная. В античную эпоху, когда конкретные знания были развиты скудно, отдельных наук не существовало, и философия составляла единую сущность с другими ветвями знания, служила накопителем всех научных знаний (в отличие от знаний, которые освещались религией). Критерием достоверности в эту эпоху была сила человеческого разума, опиравшегося на практику. В эпоху Возрождения философия претендовала на роль не просто представителя научного знания в целом, а объединителя всего знания вообще. С дифференциацией естественных наук, философия отделяется от специальных областей знания. Наконец, философия получает свой предмет. Предмет изучения  философии – это мир в целом (в отличие от изучения частностей), философия, таким образом, – наука о всеобщем, о мире и месте человека в нем.

Философия подразделяется на теоретическую и практическую. Практическая философия изучает нравственность (этику), искусство (эстетику), государство, историю общества (философию истории), права, самой философии, науки (наукознание) и техники (философию техники). К практической философии также относятся вопросы философии языка, творчества, естествознания. Со временем из практической философии выделяются отдельные науки, например, политология, изучающая все аспекты жизни общества.

Теоретическая философия, направленная на вопросы природы бытия и познания, подразделяется на:

  1.  онтологию – учение о бытии, сущем,
  2.  гносеологию – учение о познании,
  3.  логику – учение о всеобщих законах мышления,
  4.  методологию – учение о всеобщих принципах и способах организации теоретической и практической деятельности,
  5.  аксиологию – учение о ценностях,
  6.  праксиологию – учение о действия.

Спецификой философского знания является то, что оно одновременно научно и ненаучно.  Согласно точке зрения сциентистов, философское знание научно, так как объективно исследует окружающий мир, имеет предмет и метод, терминологический аппарат. По несциентистскойточке зрения (так считал, например, Шопенгауэр), философия сродни искусству. Философия не опирается на эмпирические приемы исследования, а достоверность знаний нельзя подтвердить экспериментами. В философии нет ничего раз и навсегда установленного, она всегда как бы существует во множественном числе, признавая плюралистичность мнений.

Какова роль философии в жизни?  Философия задает систему принципов жизнедеятельности, составляет основу мировоззрения. Цель философии – «искусство правильной жизни». Философия решает мировоззренческие проблемы – проблемы отношения человека к миру в целом. Энгельс главной проблемой философии считал отношение духа к бытию, сознания к материи. Кроме того, философия решает вопросы познания, истины. Философия изучает также и методы познавательной деятельности. Метод – совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности. Как основа для создания метода, философия выступает основополагающим, организующим началом для познания вообще.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84655. Вихід зі строю та підхід до начальника 34 KB
  Начально-виховна мета: навчити учнів виходити зі строю повертатися у стрій; навчити підходити до начальника та відходити від нього. Навчальні питання: Підхід до начальника. Відхід від начальника. Вивчення виходу зі строю підходу до начальника та повернення у стрій проводиться в такий послідовності...
84656. Воздух и жизнь. Значение и свойства воздуха 18.95 KB
  Цель: осознание второклассниками значения воздуха для всего живого на Земле усвоение опыта элементарной исследовательской деятельности. Задачи: Сформировать у младших школьников элементарные представления о воздухе как компоненте неживой природы о свойствах воздуха и их значении в жизни природы и человека...
84657. Обитатели морей. Урок рисования с детьми 7-8 лет 29.02 KB
  Готовы отправиться в волшебное путешествие Ну что же в путь Жилабыла на свете маленькая рыбка. Больше всего рыбка любила плавать. Тоже маленькая рыбка. И вот както раз вечером в откровенной беседе поведала наша рыбка подружке свой рыбий секрет.
84658. Введение в раздел Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон» 19.87 KB
  Прочитайте название раздела. Кто автор этих строк? Кто может их продолжить? (добрым молодцам урок) Из какого произведения эти строчки? (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».) Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк? (Подсказка.) Как вы думаете, какие сказки мы будем читать?
84660. Маркетинговая деятельность предприятия: виды маркетинга 76.5 KB
  Предприятие предлагает розничные и оптовые цены льготные цены и скидки продажу в кредит. Чтобы обеспечить сбыт устанавливают низкие цены. Выживание возможно пока цены покрывают издержки хотя бы переменные. Максимизация текущей прибыли основывается на определении спроса при разных ценах и выборе цены...
84661. Обогащение руд цветных металлов 32.49 KB
  Чистая медь - это металл розовато красного цвета очень мягкий и обладающий большой вязкостью и пластичностью. Подземного выщелачивания Техникоэко-номические показатели медного производства Производство черновой меди отличается высокой материало и топливоёмкостью.
84662. Предложение. Члены предложения 37.29 KB
  Члены предложения. Докажите что мы составили предложения. А что должно стоять в конце любого предложения знак препинания IV. Работа по теме 10 минут На доске записаны слова: Астаны идем по улице мы а вы Астане были в приезжайте посмотреть обязательно нашу столицу Астану Составьте из слов каждой строчки предложения.
84663. Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной 54 KB
  Цели: образовательная: повторить и закрепить умения и навыки решения линейных неравенств с одной переменной и их систем; привить навыки решения заданий; развивающая: развивать приёмы мыслительной деятельности, внимание; формировать потребность к приобретению знаний; развивать коммуникативную и информационную...