9058

ФИЛОСОФИЯ Ф.АКВИНСКОГО И НЕОТОМИЗМ

Доклад

Логика и философия

Философия Ф.Аквинского и неотомизм. Фома Аквинский (1225-1275) - центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы - Сумма против язычников, Сумма теологии. Он был чл...

Русский

2013-02-21

16.5 KB

13 чел.

Философия Ф.Аквинского и неотомизм.

Фома Аквинский (1225-1275) – центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы – «Сумма против язычников», «Сумма теологии». Он был членом монашеского ордена Доминиканцев (Псы Господни), по взглядам – схоласт-реалист, т.е. считал, что универсалии реальны и находятся вне ума.

Его работа во многом была направлена на примирение богословия и науки. По его идее, наука и философия черпают свои знания, опираясь на опыт и разум, а богословие опирается на откровение и Священное Писание. Однако в теологии есть ряд догм, которые нуждаются в обосновании философией потому, что их доказанность укрепит веру. Однако он заметил, что доказать можно не все: догматы первородного греха, Страшного суда, вечного блаженства, возникновение мира из ничего, Троица не поддаются обоснованию. Однако это не потому, что они неразумны, а потому, что они сверхразумны то есть не под силу уму человека. Поэтому при противоречии веры и разума полагаться надо на веру.

В отличии от Августина, считавшего бытие души в теле наказанием для души, Фома считал их единение нормальным явлением бытия, душу же в отдельности считал неполной.

Фома, следуя за Аристотелем, признавал важность чувственного познания. Рациональное познание он ставил выше, утверждая, что чувственное слишком обременено телесным началом, и что разуму следует отбрасывать лишнее, материальное. Еще вышестоит ангельское познание, чистое, интуитивное. На вершине же – познание божие, совпадающее сущностью с самим бытием.

Фома Аквинский разработал 5 доказательствбытиябога: от движения (все движущееся было приведено в движение чем-то другим, это другое – еще чем-то, изначальным же источником движения являлся бог), от производящейпричины (аналогично предыдущему), через необходимость (вещь может существовать потенциально и реально, что-то должно было послужить причиной перехода из потенциального в реальное); через степеньсовершенства (люди говорят о различных степенях совершенства только в сравнении с самым совершенным, а самое совершенное – бог), через целесообразность (в мире разумных и неразумных существ что-то задает цель для деятельности, которая в общем целесообразна; это что-то - бог).

Фома Аквинский признает право человека на счастье в жизни. Кроме того, он говорит о свободе воли. Размышляя о человеке, он выделяет 7 добродетелей, из которых три - вероучительные (вера, надежда, любовь), а 4 – человеческие (благоразумие, мужество, умеренность, справедливость).

В конце XIX века пришедшее в упадок учение Фомы было возрождено в новой, соответствующей современности форме. С 1879 года неотомизм является официальной философией Ватикана. Неотомизм привлекателен своей универсальностью, т.к. объединяет все духовные и этические ценности, подчеркивая всесилие бога, отдает должное природе, говорит об уважении к человеку – в общем, охватывает все аспекты жизни и может дать ответ на любой вопрос. Основным тезисом неотомизма является гармония веры и разума. При этом верить – значит признавать нечто на основе божественного откровения, так как истины веры сверхразумны, знать на основе разума – видеть, что нечто истинно. Вера таким образом выше разума, и неотомисты делят знание на три ступени: частные науки внизу, философия выше, и на вершине – теология.

Наука для неотомистов – стремление перевести наблюдаемые аспекты мира в последовательные знаки. Философия же имеет дело не со знаниями, а с подлинным бытием. В философии неотомисты выделяют метафизику – учение о чистом бытии, то есть бытием бога.

Онтология в неотомизме строится вокруг учения об акте и потенции, согласно которому возникновение вещей – это актуализация потенций как чисто абстрактной возможности. Актуальным началом всего сущего является бог. Он же – высшая форма, которая актуализирует материю.

Человек – средняя ступень в иерархии бытия, так как обладает материальным телом и разумной душой. В душе его имеется воля и интеллект. Причина существования зла – свобода воли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13615. Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности 17.51 KB
  Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности. Г.Б. де Мабли Выбранное мною высказывание связано с проблемой соотношения политики и морали. Проблема не нова. Сочетается ли политика и мораль пытались решить многие мыслители. Особенно важен этот вопрос в ...
13616. Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу 17.91 KB
  Человек властвуя над другими утрачивает собственную свободу. Ф. Бэкон В выбранном мною высказывании речь идет о проблеме роли влияния власти на человека который ею обладает. Влияние власти на ее носителя всегда было интересно мыслителям. Особенно их интересовало ...
13617. Закон должен быть строг, а люди снисходительны 16.24 KB
  Закон должен быть строг а люди снисходительны. М. Вовенарг В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме сопоставления норм права и норм морали. Эти социальные регуляторы во все времена имели наибольший вес в обществе именно поэтому многие ученые и ф...
13618. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они были одинаково подчинены закону 31.5 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы все они были одинаково подчинены закону Ж. Даламбер Выбранное мною высказывание связано с сущностью равенства людей перед законом и судом. Без обеспечения равенства в этой сфере трудно говорить об обеспечении равенств
13619. Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек 17.06 KB
  Наказание не может быть вечным но вина пребывает вовек. изречение из римского права Выбранное мною высказывание посвящено проблеме правового и морального наказания за правонарушение. С тех самых пор как только человек впервые преступил негласную норму морали бы
13620. Сократ. Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам 15.85 KB
  Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам. Сократ В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему сущности закона. Эта проблема актуальна во все времена так как закон регулирует общественную жизнь делая ее более
13621. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону 16.37 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы все они одинаково были подчинены закону. Ж. ДАламбер Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховенства права как основного критерия правового государства. Эта проблема в наше время актуальна как никогда.
13622. Чосер Дж. Кто для других законы составляет, пусть те законы первым соблюдает 17.03 KB
  Кто для других законы составляет пусть те законы первым соблюдает. Дж. Чосер В выбранном мною высказывании автор высказывания английский поэт Джеффри Чосер обращается к проблеме верховенства права и беспрекословного его исполнения. Эта проблема актуальна в любо
13623. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам 13.94 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы они были одинаково подчинены законам Ж. Даламбер Автор данного высказывания затрагивает проблему равенства граждан перед законом. Данная проблема является актуальной во всем мире так как принцип равенства в соотве