9058

ФИЛОСОФИЯ Ф.АКВИНСКОГО И НЕОТОМИЗМ

Доклад

Логика и философия

Философия Ф.Аквинского и неотомизм. Фома Аквинский (1225-1275) - центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы - Сумма против язычников, Сумма теологии. Он был чл...

Русский

2013-02-21

16.5 KB

13 чел.

Философия Ф.Аквинского и неотомизм.

Фома Аквинский (1225-1275) – центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы – «Сумма против язычников», «Сумма теологии». Он был членом монашеского ордена Доминиканцев (Псы Господни), по взглядам – схоласт-реалист, т.е. считал, что универсалии реальны и находятся вне ума.

Его работа во многом была направлена на примирение богословия и науки. По его идее, наука и философия черпают свои знания, опираясь на опыт и разум, а богословие опирается на откровение и Священное Писание. Однако в теологии есть ряд догм, которые нуждаются в обосновании философией потому, что их доказанность укрепит веру. Однако он заметил, что доказать можно не все: догматы первородного греха, Страшного суда, вечного блаженства, возникновение мира из ничего, Троица не поддаются обоснованию. Однако это не потому, что они неразумны, а потому, что они сверхразумны то есть не под силу уму человека. Поэтому при противоречии веры и разума полагаться надо на веру.

В отличии от Августина, считавшего бытие души в теле наказанием для души, Фома считал их единение нормальным явлением бытия, душу же в отдельности считал неполной.

Фома, следуя за Аристотелем, признавал важность чувственного познания. Рациональное познание он ставил выше, утверждая, что чувственное слишком обременено телесным началом, и что разуму следует отбрасывать лишнее, материальное. Еще вышестоит ангельское познание, чистое, интуитивное. На вершине же – познание божие, совпадающее сущностью с самим бытием.

Фома Аквинский разработал 5 доказательствбытиябога: от движения (все движущееся было приведено в движение чем-то другим, это другое – еще чем-то, изначальным же источником движения являлся бог), от производящейпричины (аналогично предыдущему), через необходимость (вещь может существовать потенциально и реально, что-то должно было послужить причиной перехода из потенциального в реальное); через степеньсовершенства (люди говорят о различных степенях совершенства только в сравнении с самым совершенным, а самое совершенное – бог), через целесообразность (в мире разумных и неразумных существ что-то задает цель для деятельности, которая в общем целесообразна; это что-то - бог).

Фома Аквинский признает право человека на счастье в жизни. Кроме того, он говорит о свободе воли. Размышляя о человеке, он выделяет 7 добродетелей, из которых три - вероучительные (вера, надежда, любовь), а 4 – человеческие (благоразумие, мужество, умеренность, справедливость).

В конце XIX века пришедшее в упадок учение Фомы было возрождено в новой, соответствующей современности форме. С 1879 года неотомизм является официальной философией Ватикана. Неотомизм привлекателен своей универсальностью, т.к. объединяет все духовные и этические ценности, подчеркивая всесилие бога, отдает должное природе, говорит об уважении к человеку – в общем, охватывает все аспекты жизни и может дать ответ на любой вопрос. Основным тезисом неотомизма является гармония веры и разума. При этом верить – значит признавать нечто на основе божественного откровения, так как истины веры сверхразумны, знать на основе разума – видеть, что нечто истинно. Вера таким образом выше разума, и неотомисты делят знание на три ступени: частные науки внизу, философия выше, и на вершине – теология.

Наука для неотомистов – стремление перевести наблюдаемые аспекты мира в последовательные знаки. Философия же имеет дело не со знаниями, а с подлинным бытием. В философии неотомисты выделяют метафизику – учение о чистом бытии, то есть бытием бога.

Онтология в неотомизме строится вокруг учения об акте и потенции, согласно которому возникновение вещей – это актуализация потенций как чисто абстрактной возможности. Актуальным началом всего сущего является бог. Он же – высшая форма, которая актуализирует материю.

Человек – средняя ступень в иерархии бытия, так как обладает материальным телом и разумной душой. В душе его имеется воля и интеллект. Причина существования зла – свобода воли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство – О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство – В. УМК Начальная школа XXI века Музыка – О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...
27373. Неуспеваемость 32.5 KB
  Содержание и методы обучения повышают а иногда задерживают понижают возможности учащихся. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания поразному воздействуют на детей воспитывающихся в разных условиях имеющих различия в организме в общем развитии.
27374. Норма - сочетание личности и социума 42 KB
  Социум обязан обеспечивать норму Среднестатистическая норма уровень психологического развития человека который соответствует средним качественноколичественным показателям полученным при обследовании представителей популяции людей того же возраста пола культуры. Попадание в эту зону означает уровень развития свойственный не менее 68 лиц данной группы. Функциональная норма индивидуальная в её основе лежит представление о непоторимости пути развития каждого человека и любое его отклонение можно считать индивидуальным отклонением....
27375. Мораль. Формирование морали 34 KB
  Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Главной проблемой является не следование предписаниям а отыскание смысла жизни.
27376. Профессиональные свойства и характеристики личности учителя 40.5 KB
  Как и любой вид деятельности деятельность педагога имеет свою структуру Зимняя И. Предмет педагогической деятельности. Продукт и результат педагогической деятельности. Каждый вид деятельности имеет свой предмет точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
27377. Классный руководитель 27.5 KB
  выполняет следующие функции: 1 знакомится с семьями учащихся для того чтобы знать какое влияние оказывается на них дома и для того чтобы своевременно помочь им если это влияние оказывается неблагоприятным; 2 знакомит родителей с требованиями школы к учащимся по режиму дня приготовлению уроков привлечению учащихся к домашнему труду и др.; 3 стремится обеспечить единство требований школы и семьи; 4 для родителей регулярно устраивает лекции по отдельным вопросам где говорится о средствах и методах которыми семья может помочь школе в...