9058

ФИЛОСОФИЯ Ф.АКВИНСКОГО И НЕОТОМИЗМ

Доклад

Логика и философия

Философия Ф.Аквинского и неотомизм. Фома Аквинский (1225-1275) - центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы - Сумма против язычников, Сумма теологии. Он был чл...

Русский

2013-02-21

16.5 KB

13 чел.

Философия Ф.Аквинского и неотомизм.

Фома Аквинский (1225-1275) – центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы – «Сумма против язычников», «Сумма теологии». Он был членом монашеского ордена Доминиканцев (Псы Господни), по взглядам – схоласт-реалист, т.е. считал, что универсалии реальны и находятся вне ума.

Его работа во многом была направлена на примирение богословия и науки. По его идее, наука и философия черпают свои знания, опираясь на опыт и разум, а богословие опирается на откровение и Священное Писание. Однако в теологии есть ряд догм, которые нуждаются в обосновании философией потому, что их доказанность укрепит веру. Однако он заметил, что доказать можно не все: догматы первородного греха, Страшного суда, вечного блаженства, возникновение мира из ничего, Троица не поддаются обоснованию. Однако это не потому, что они неразумны, а потому, что они сверхразумны то есть не под силу уму человека. Поэтому при противоречии веры и разума полагаться надо на веру.

В отличии от Августина, считавшего бытие души в теле наказанием для души, Фома считал их единение нормальным явлением бытия, душу же в отдельности считал неполной.

Фома, следуя за Аристотелем, признавал важность чувственного познания. Рациональное познание он ставил выше, утверждая, что чувственное слишком обременено телесным началом, и что разуму следует отбрасывать лишнее, материальное. Еще вышестоит ангельское познание, чистое, интуитивное. На вершине же – познание божие, совпадающее сущностью с самим бытием.

Фома Аквинский разработал 5 доказательствбытиябога: от движения (все движущееся было приведено в движение чем-то другим, это другое – еще чем-то, изначальным же источником движения являлся бог), от производящейпричины (аналогично предыдущему), через необходимость (вещь может существовать потенциально и реально, что-то должно было послужить причиной перехода из потенциального в реальное); через степеньсовершенства (люди говорят о различных степенях совершенства только в сравнении с самым совершенным, а самое совершенное – бог), через целесообразность (в мире разумных и неразумных существ что-то задает цель для деятельности, которая в общем целесообразна; это что-то - бог).

Фома Аквинский признает право человека на счастье в жизни. Кроме того, он говорит о свободе воли. Размышляя о человеке, он выделяет 7 добродетелей, из которых три - вероучительные (вера, надежда, любовь), а 4 – человеческие (благоразумие, мужество, умеренность, справедливость).

В конце XIX века пришедшее в упадок учение Фомы было возрождено в новой, соответствующей современности форме. С 1879 года неотомизм является официальной философией Ватикана. Неотомизм привлекателен своей универсальностью, т.к. объединяет все духовные и этические ценности, подчеркивая всесилие бога, отдает должное природе, говорит об уважении к человеку – в общем, охватывает все аспекты жизни и может дать ответ на любой вопрос. Основным тезисом неотомизма является гармония веры и разума. При этом верить – значит признавать нечто на основе божественного откровения, так как истины веры сверхразумны, знать на основе разума – видеть, что нечто истинно. Вера таким образом выше разума, и неотомисты делят знание на три ступени: частные науки внизу, философия выше, и на вершине – теология.

Наука для неотомистов – стремление перевести наблюдаемые аспекты мира в последовательные знаки. Философия же имеет дело не со знаниями, а с подлинным бытием. В философии неотомисты выделяют метафизику – учение о чистом бытии, то есть бытием бога.

Онтология в неотомизме строится вокруг учения об акте и потенции, согласно которому возникновение вещей – это актуализация потенций как чисто абстрактной возможности. Актуальным началом всего сущего является бог. Он же – высшая форма, которая актуализирует материю.

Человек – средняя ступень в иерархии бытия, так как обладает материальным телом и разумной душой. В душе его имеется воля и интеллект. Причина существования зла – свобода воли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27810. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СЕМЕЙНОГО ТИПА 22.49 KB
  В задачи семейного социального педагога входит постановка диагноза: каковы условия жизни семьи возможности для воспитания какую помощь необходимо оказать. В работе с детьми внимание педагога направлено на повышение уровня их развития с тем чтобы выровнять возможности для социального старта восполнить ущерб нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. Формы работы семейного социального педагога разнообразны: непосредственное участие в воспитании детей уходе за ними больными членами семьи. Разнообразно...
27811. Основными направлениями деятельности социального педагога 19.57 KB
  Основными направлениями деятельности социального педагога работающего в школеинтернате являются: определение правового статуса ребенка поступившего в учреждение получение сведений о ребенке дата рождения место нахождение родителей и родственников состояния жилищнобытовых условиях проживания ребенка состояние здоровья оформление детей в школуинтернат обеспечение конституционных прав и законных интересов.В государственные детские учреждения образования детские дома дома ребенка школыинтернаты всех типов могут...
27812. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ « ГРУППЫ РИСКА» 26.41 KB
  Известно что каждый человек стремиться реализовать свой потенциал постоянно совершенствоваться найти свое место в жизни. В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в экономической жизни региона в оздоровлении общества. Еще недавняя нестабильность экономики бытовые неурядицы недостаточный уровень семейного воспитания а порой и полное его отсутствие нездоровый образ жизни в социуме привели к таким явлениям как обнищание отдельных семей асоциальное поведение детей и взрослых безработица низкий уровень этического...
27813. Особенности оказания помощи с помощью телефона доверия 23.5 KB
  К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора. К учреждениям использующим заочные формы оказания помощи относятся информационные службы и телефоны доверия в том числе специализированные информационноконсультативные службы для детейинвалидов наркоманов алкоголиков и др. Деятельность телефона доверия заключается в оказании детям и их родителям лицам их заменяющим экстренной консультативнопсихологической помощи по телефону в том числе в случаях жестокого...
27814. Процессы дифференциации и интеграции в географии 44 KB
  и интеграции объединения отдельных разделов отраслей подотраслей учений и теорий науки в одно целое образование их единства. Науковеды выделяют в числе внутренних законов развития науки закон дифференциации каждая новая ступень развития наук зависит от более совершенных методов исследования и ведет к расщеплению фундаментальных наук на разделы изучающие свой круг объектов и закон интеграции каждое новое открытие сопровождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований. Процесс дифференциации науки...
27815. Телекоммуникации и ГИС 55 KB
  Образ всемирной паутины оказался довольно удачным карты словно вплетены в сеть линий связи опутывающих земной шар. Более сложные тематические карты требуют обращения в Веб для целенаправленного поиска источников подбора слоев их последующего совмещения и комбинирования управления разными базами данных выполнения процедур генерализации и классификации выбора способов изображения и т. Карты и атласы в компьютерных сетях Все карты атласы аэро и космические снимки обращающиеся в Интернете подразделяются на четыре большие группы: ...
27816. Картографическая семиотика. Условные знаки, их виды и функции 46.5 KB
  На стыке картографии и семиотики лингвистической науки исследующей свойства знаков и знаковых систем сформировался особый раздел картографическая семиотика картосемиотика в рамках которой разрабатывается общая теория систем картографических знаков как языка карты. Семиотика включает три основных раздела: синтактику семантику и прагматику соответственно эти разделы существуют и в картографической семиотике: картографическая синтактика изучает правила построения и употребления знаковых систем их структурные свойства грамматику...
27817. Научно-технические приемы анализа картографического изображения 48 KB
  Широкое использование картографического метода исследования в разных отраслях знания привело к возникновению множества приемов анализа карт в разработке которых активное участие принимали картографы географы геологи геофизики математики экономисты. Издавна широко использовались картометрия и морфометрия позднее активное развитие получили приемы математического анализа и математической статистики теории вероятности. В наши дни все методы математики так или иначе испытываются для анализа картографического изображения.
27818. Понятие о карте. Цифровая, компьютерная и электронная карты 43 KB
  Цифровая компьютерная и электронная карты Картой называют уменьшенное изображение на плоскости горизонтальных проекций контуров и рельефа значительных участков земной поверхности' на плоскости с учетом влияния кривизны Земли: В связи с тем что сферическую поверхность Земли нельзя изобразить на плоскости без искажений последняя на карте представляется с искажениями степень которых сводится к разумному минимуму путем использования специальных картографических проекций. Планом называют уменьшенное и подобное изображение на плоскости...