9058

ФИЛОСОФИЯ Ф.АКВИНСКОГО И НЕОТОМИЗМ

Доклад

Логика и философия

Философия Ф.Аквинского и неотомизм. Фома Аквинский (1225-1275) - центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы - Сумма против язычников, Сумма теологии. Он был чл...

Русский

2013-02-21

16.5 KB

13 чел.

Философия Ф.Аквинского и неотомизм.

Фома Аквинский (1225-1275) – центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы – «Сумма против язычников», «Сумма теологии». Он был членом монашеского ордена Доминиканцев (Псы Господни), по взглядам – схоласт-реалист, т.е. считал, что универсалии реальны и находятся вне ума.

Его работа во многом была направлена на примирение богословия и науки. По его идее, наука и философия черпают свои знания, опираясь на опыт и разум, а богословие опирается на откровение и Священное Писание. Однако в теологии есть ряд догм, которые нуждаются в обосновании философией потому, что их доказанность укрепит веру. Однако он заметил, что доказать можно не все: догматы первородного греха, Страшного суда, вечного блаженства, возникновение мира из ничего, Троица не поддаются обоснованию. Однако это не потому, что они неразумны, а потому, что они сверхразумны то есть не под силу уму человека. Поэтому при противоречии веры и разума полагаться надо на веру.

В отличии от Августина, считавшего бытие души в теле наказанием для души, Фома считал их единение нормальным явлением бытия, душу же в отдельности считал неполной.

Фома, следуя за Аристотелем, признавал важность чувственного познания. Рациональное познание он ставил выше, утверждая, что чувственное слишком обременено телесным началом, и что разуму следует отбрасывать лишнее, материальное. Еще вышестоит ангельское познание, чистое, интуитивное. На вершине же – познание божие, совпадающее сущностью с самим бытием.

Фома Аквинский разработал 5 доказательствбытиябога: от движения (все движущееся было приведено в движение чем-то другим, это другое – еще чем-то, изначальным же источником движения являлся бог), от производящейпричины (аналогично предыдущему), через необходимость (вещь может существовать потенциально и реально, что-то должно было послужить причиной перехода из потенциального в реальное); через степеньсовершенства (люди говорят о различных степенях совершенства только в сравнении с самым совершенным, а самое совершенное – бог), через целесообразность (в мире разумных и неразумных существ что-то задает цель для деятельности, которая в общем целесообразна; это что-то - бог).

Фома Аквинский признает право человека на счастье в жизни. Кроме того, он говорит о свободе воли. Размышляя о человеке, он выделяет 7 добродетелей, из которых три - вероучительные (вера, надежда, любовь), а 4 – человеческие (благоразумие, мужество, умеренность, справедливость).

В конце XIX века пришедшее в упадок учение Фомы было возрождено в новой, соответствующей современности форме. С 1879 года неотомизм является официальной философией Ватикана. Неотомизм привлекателен своей универсальностью, т.к. объединяет все духовные и этические ценности, подчеркивая всесилие бога, отдает должное природе, говорит об уважении к человеку – в общем, охватывает все аспекты жизни и может дать ответ на любой вопрос. Основным тезисом неотомизма является гармония веры и разума. При этом верить – значит признавать нечто на основе божественного откровения, так как истины веры сверхразумны, знать на основе разума – видеть, что нечто истинно. Вера таким образом выше разума, и неотомисты делят знание на три ступени: частные науки внизу, философия выше, и на вершине – теология.

Наука для неотомистов – стремление перевести наблюдаемые аспекты мира в последовательные знаки. Философия же имеет дело не со знаниями, а с подлинным бытием. В философии неотомисты выделяют метафизику – учение о чистом бытии, то есть бытием бога.

Онтология в неотомизме строится вокруг учения об акте и потенции, согласно которому возникновение вещей – это актуализация потенций как чисто абстрактной возможности. Актуальным началом всего сущего является бог. Он же – высшая форма, которая актуализирует материю.

Человек – средняя ступень в иерархии бытия, так как обладает материальным телом и разумной душой. В душе его имеется воля и интеллект. Причина существования зла – свобода воли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3395. Особенности русской философии 46.05 KB
  Введение Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта. Философия порой понимается...
3396. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗБОРКИ 290 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗБОРКИ При выполнении лабораторной работы студенты изучают устройство машины или узла. Определяют основные движения в машине и оценивают наиболее изнашиваемые детали. Приобретают навыки составления технологич...
3397. Особенности построения и функционирования финансовой системы государства 442 KB
  Введение Финансовая система государства является одним из составных элементов микросистем, и ее существование объективно обусловлено наличием товарно-денежных отношений. Если рассматривать ее в широком смысле слова, то она включает в себя и денежно-...
3398. Создание конкурентоспособного предприятия по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту топливной аппаратуры дизельных автомобилей 888.5 KB
  Введение Автомобильный транспорт является наиболее массовым  и удобным видом транспорта, особенно эффективным и удобным при перевозке грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния. Он обладает большой маневренностью, хорошей проходим...
3399. Автоматизации электроприводов в производственном прцессе 104.36 KB
  Выполним расчет пусковых сопротивлений выполним графическим способом, для нормального режима пуска. Графический способ расчёта пусковых сопротивлений для двигателей постоянного тока параллельного возбуждения базируется на следующих положениях
3400. Философия Л. Н. Толстого Непротивление злу силой 19.44 KB
  Гениальный писатель и глубокий мыслитель Л.Н. Толстой занимает важное место в русской философии второй половины XIX в. В центре его религиозно-философских исканий стоят вопросы понимания Бога, смысла жизни, соотношения добра и зла, свободы и нравств...
3401. Система приточно-вытяжной вентиляции для цеха по производству гранулированной серы на Астраханском газоперерабатывающем заводе 792 KB
  Дипломный проект на тему. Система приточно-вытяжной вентиляции для цеха по производству гранулированной серы на Астраханском газоперерабатывающем заводе, выполненный Лебедевой О. А. в 2006 г., состоит из текстовой документации - пояснительной ...
3402. Технические средства радиосвязи, радиовещания и телевидения 33.52 KB
  Определить, насколько увеличится относительная разность частот сигнала и помехи при переходе от схемы приемника прямого усиления к супергетеродинному. Данные вариантов задания приведены в таблице 1. Таблица 1 № вар 11 fc, МГц 40 fп, МГц 40,4 fг...
3403. Совершенствование технологических процессов диагностики и ремонта в ОАО Омск-Лада 1.41 MB
  Введение При переходе экономики нашей страны на рыночные отношения по-новому ставятся вопросы развития службы авто сервиса автомобильного транспорта и задачи повышения экономической эффективности работы и снижения трудоемкости его технического обслу...