9060

Человек как личность. Свобода и ответственность личности

Доклад

Логика и философия

Человек как личность. Свобода и ответственность личности. Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек - родовое, общее, а личность - единичн...

Русский

2013-02-21

15.46 KB

16 чел.

Человек как личность. Свобода и ответственность личности.

Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек – родовое, общее, а личность – единичное, специфически индивидуальное начало, проявляющееся через родовой тип.

Некоторые ученые рассматривают личность как меру социальности того или иного индивида, говоря, что человек является личностью, если воплощает в себе социально значимые черты и особенности общественной среды, в которой он развивается. Люди становятся личностями в процессе социализации. Имеет место и другой подход: в личности выделяется не социальное и типичное, а напротив – уникальное, индивидуально особенное.

Оба подхода верны, предполагают и обуславливают друг друга. В понятии личность человек характеризуется как целостное существо в единстве его социально значимых и индивидуально-особенных свойств. Это не только объект общественных отношений, но и субъект, воздействующий на окружающую среду, коллектив. Личность отличается многофункциональностью.

Человек выполняет социальную и конкретную роль. Социальная роль предполагает особое социальное положение и не всегда зависит от воли индивида, но роль конкретная, то есть предпринимаемые шаги, целиком находится под контролем личности.

Личность проходит определенное развитие. Чем она богаче и содержательнее, тем активнее она как субъект. Основными компонентами личности называют: (1) общие социально значимые особенности проявления сознания и деятельности (опыт, объем и качество знаний, умений, навыков), (2) индивидуальные особенности (характер, привычки, интересы, поведение), (3) самосознание, мировоззрение, убеждения.

Воспитание и образование являются важнейшими формами общения и передачи социального опыта, социализации личности. Воспитание имеет ценностный аспект, формирует человека посредством придания смысла окружающей действительности. Образование же – обеспечение личности знаниями. По этой причине образованность и воспитанность – не одно и то же, и могут как сочетаться в личности, так и присутствовать в разных пропорциях.

В последние годы возрастающее воздействие на духовный мир личности оказывает массовая культура. Она рассчитана на стандартизацию социальных качеств индивидов. С помощью технических средств она значительно оттеснила влияние умной книги и театра. Она вторгается в глубины человеческого духа, такие как понимание греха и совести.

Личности могут по-разному классифицироваться. Выделяют интровертов и экстравертов, конформистов и нигилистов.

Вопрос о свободе личности достаточно сложен. В обыденном понимании, быть свободным – значит беспрепятственно делать все, что хочется. Для Канта, свобода – подчинение закону, действие со знанием дела, утверждение личностью самой себя. Свобода в таком случае двусоставна: свобода выбора цели (свобода воли) и свобода ее достижения (свобода действия).

Люди не свободны в выборе объективных условий своей деятельности, однако у них есть свобода воли и свобода действия. Свобода личности развивается с развитием общества. Подлинная свобода личности реализуется в развитом обществе тогда, когда каждая отдельная личность будет согласовывать свои цели с интересами остальных составляющих общество людей.

Экзистенциалисты считают, что человек «приговорен» к свободе. Свобода – основание бытия и не имеет другой цели, кроме самой себя. Люди обречены быть свободными и по этой причине ответственны за свой выбор.

Подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, такой человек, который всегда ответственен перед собой и другими людьми за свой выбор. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу) Ответственность служит своеобразной мерой, отделяющей свободу от произвола, так как свобода базируется на морали и праве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75831. Правление Елизаветы 98.38 KB
  Группировка Елизаветы находилась в оппозиции. Нолькен в сотрудничестве с послом Шетарди должны были «убрать» группировку Елизаветы. Версаль жаждал прекращения союза России и Австрии, поэтому любой неверный шаг и разоблачение Франции в заговоре с участием Екатерины могло обернуться для них плохими последствиями.
75833. Вивчення генетичної ефективності лазерного випромінювання як нового фізичного фактора 79.27 KB
  До числа таких факторів відноситься лазерне випромінювання. Робота з рослинами передбачає не тільки отримання відповіді на питання про генетичне дії лазерного випромінювання а й у разі наявності генетичних ефектів використання його в якості мутагенного фактора в селекції.
75835. Смертная казнь 95.79 KB
  Тема смертной казни очень актуальна для современной России,данный вид наказания существует в нашей стране и по сей день, но на него наложен мораторий в связи со вступлением России в Совет Европы и ну и конечно же попытками построения правового государства.
75836. Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Читательская самостоятельность, как методическое понятие 31.4 KB
  Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного правильного беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников. В национальной программе поддержки и развития чтения принятой в ноябре 2006 года говорится что Россия подошла...
75837. Значение металлов в нашей жизни 89.5 KB
  Этим материалом оказалось железо. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том каким образом люди научились выплавлять железо. Существует гипотеза что первое железо которое получили люди досталось им с неба в метеоритах.