9060

Человек как личность. Свобода и ответственность личности

Доклад

Логика и философия

Человек как личность. Свобода и ответственность личности. Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек - родовое, общее, а личность - единичн...

Русский

2013-02-21

15.46 KB

17 чел.

Человек как личность. Свобода и ответственность личности.

Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек – родовое, общее, а личность – единичное, специфически индивидуальное начало, проявляющееся через родовой тип.

Некоторые ученые рассматривают личность как меру социальности того или иного индивида, говоря, что человек является личностью, если воплощает в себе социально значимые черты и особенности общественной среды, в которой он развивается. Люди становятся личностями в процессе социализации. Имеет место и другой подход: в личности выделяется не социальное и типичное, а напротив – уникальное, индивидуально особенное.

Оба подхода верны, предполагают и обуславливают друг друга. В понятии личность человек характеризуется как целостное существо в единстве его социально значимых и индивидуально-особенных свойств. Это не только объект общественных отношений, но и субъект, воздействующий на окружающую среду, коллектив. Личность отличается многофункциональностью.

Человек выполняет социальную и конкретную роль. Социальная роль предполагает особое социальное положение и не всегда зависит от воли индивида, но роль конкретная, то есть предпринимаемые шаги, целиком находится под контролем личности.

Личность проходит определенное развитие. Чем она богаче и содержательнее, тем активнее она как субъект. Основными компонентами личности называют: (1) общие социально значимые особенности проявления сознания и деятельности (опыт, объем и качество знаний, умений, навыков), (2) индивидуальные особенности (характер, привычки, интересы, поведение), (3) самосознание, мировоззрение, убеждения.

Воспитание и образование являются важнейшими формами общения и передачи социального опыта, социализации личности. Воспитание имеет ценностный аспект, формирует человека посредством придания смысла окружающей действительности. Образование же – обеспечение личности знаниями. По этой причине образованность и воспитанность – не одно и то же, и могут как сочетаться в личности, так и присутствовать в разных пропорциях.

В последние годы возрастающее воздействие на духовный мир личности оказывает массовая культура. Она рассчитана на стандартизацию социальных качеств индивидов. С помощью технических средств она значительно оттеснила влияние умной книги и театра. Она вторгается в глубины человеческого духа, такие как понимание греха и совести.

Личности могут по-разному классифицироваться. Выделяют интровертов и экстравертов, конформистов и нигилистов.

Вопрос о свободе личности достаточно сложен. В обыденном понимании, быть свободным – значит беспрепятственно делать все, что хочется. Для Канта, свобода – подчинение закону, действие со знанием дела, утверждение личностью самой себя. Свобода в таком случае двусоставна: свобода выбора цели (свобода воли) и свобода ее достижения (свобода действия).

Люди не свободны в выборе объективных условий своей деятельности, однако у них есть свобода воли и свобода действия. Свобода личности развивается с развитием общества. Подлинная свобода личности реализуется в развитом обществе тогда, когда каждая отдельная личность будет согласовывать свои цели с интересами остальных составляющих общество людей.

Экзистенциалисты считают, что человек «приговорен» к свободе. Свобода – основание бытия и не имеет другой цели, кроме самой себя. Люди обречены быть свободными и по этой причине ответственны за свой выбор.

Подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, такой человек, который всегда ответственен перед собой и другими людьми за свой выбор. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу) Ответственность служит своеобразной мерой, отделяющей свободу от произвола, так как свобода базируется на морали и праве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77248. Внутреннее ухо. Его части, содержимое. Строение полукружных каналов и преддверия. Преддверно-улитковый нерв, ядра, части. Вестибулярный путь 145.78 KB
  Преддверноулитковый нерв ядра части. Ядра слуховые ядра: nuclei cochleres nterior et posterior вестибулярные ядра: верхнееБехтерева нижнее Роллера латеральное Дейтерса медиальное Швальбе в области латерального угла foss rhomboide 2. Место выхода из черепа: porus custicus internus Вестибулярный путь От рецепторов статокинетического аппаратаампулярные гребешки и отолитовые аппараты внутреннего уха импульсы поступают к gnglion vestibulre 1 нейроны Далее в составе rdix vestibulris они входят в мостомозжечковый угол и...
77249. Глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Медиальный продольный пучок 14.76 KB
  oculomotorius IIIсмешанный: Ядра серое вещество среднего мозга: N. ciliris Место выхода из мозга foss interpedunculris 3 Место выхода из черепа fissur orbitlis superior. trochleris IV двигательный: Ядрасерое вещество среднего мозга: N.obliquus superior 2 Место выхода из мозга сбоку от velum medullre superius.
77252. Тройничный нерв, его ядра, корешки, узел. Третья ветвь тройничного нерва 42.16 KB
  tensor tympni m. lingulis В области основания черепа присоединяет chord tympni преганглионарные парасимпатические волокна от n. lingules общая и вкусовая за счёт chord tympni чувствительность передних 2 3 языка rr. sublingules к подъязычной и поднижнечелюстной слюнным железам слизистой оболочке дна полости рта десне нижней челюсти chord tympni заканчивается на gg.
77253. Лицевой нерв, его ядра, ганглии и ветви 42.5 KB
  Через metus custicus internus в cnlis n. petrosus mjor парасимпатический ответвляется на уровне коленца идёт в cnlis n. petrosi mjoris через hitus cnlis n. petrosi mjoris до formen lcerum откуда идёт через cnlis pterygoideus где к нему присоединяется симпатический n.
77254. Языкоглоточный нерв, n. glossopharyngeus 237.4 KB
  Последняя связана с иннервацией желобоватых сосочков. По ходу от языкоглоточного нерва отходят боковые ветви. tympnicus смешанный отходит от языкоглоточного нерва наиболее краниально на уровне нижнего узла. croticotympnici из внутреннего сонного сплетения а также соединительная ветвь от лицевого нерва.
77255. Блуждающий нерв, п. vagus 17.93 KB
  В его пределах имеются две ветви. В этом отделе имеются следующие ветви. Глоточные ветви rmi phryngei смешанные по составу волокон двигательные чувствительные преганглионарные парасимпатические. Двигательные ветви из этого сплетения иннервируют констрикторы глотки а также мышцы мягкого нёба за исключением tensor veli pltini.