9061

Философия элейской школы. Ксенофан, Парменид и Зенон

Доклад

Логика и философия

Философия Элейской школы. Наиболее известными представителями философской школы города Элея были Ксенофан, Парменид и Зенон. Ксенофан (565-478 гг.) выступал против традиционной религии. Он критиковал антропоморфизм богов, язвительно замечая, что есл...

Русский

2013-02-21

14.63 KB

8 чел.

Философия Элейской школы.

Наиболее известными представителями философской школы города Элея были Ксенофан, Парменид и Зенон.

Ксенофан (565-478 гг.) выступал против традиционной религии. Он критиковал антропоморфизм богов, язвительно замечая, что если бы быки могли измыслить богов, то те походили бы на них. Ксенофан, который также признавал наличие первоначала, видел его не в материи, а в боге. К его богу неприемлемо понятие развития, он не рождался и не умрет. Бог – воплощение качественного единства и абсолютной неизменяемости мира. Выдвигая теорию о вечности и неподвижности мира (бога), он утверждал, что части мира множественны и подвижны. Что касается познания, то Ксенофан утверждает, что высшим знанием обладает только бог, а все знания человеческие сводятся к мнениям людей. Истина может быть найдена только случайно. Кроме всего прочего, Ксенофан утверждал, что мудрость важнее физической силы.

Парменид (540-470 гг.), ученик Ксенофана, первый обратился к понятиям бытия и небытия. Единственно истинным утверждением он объявляет положение «бытие есть, небытия нет», поскольку небытие нельзя ни помыслить, ни высказать. Нельзя отыскать мысль без бытия. Бытие вечно, не может быть порождено или уничтожено. Небытие абсолютно, едино, неизменно и неподвижно; есть всегда и существует без начала и конца. Вселенная, по Пармениду, имеет форму шара и целиком однородно заполнена веществом. В познании Парменид выделял рациональное (путь истины) и чувственное познание (путь мнения), утверждая при этом, что органы чувств обманчивы и только разум может дать достоверную картину мира.

Зенон (490-430) был учеником Парменида. Он утверждал, что движение и многообразие явлений существуют лишь на уровне, постигаемом с помощью органов чувств, а в истинном бытии, постигаемом разумом, его не существует. Для доказательства этого положения он прибегал к апориям (парадоксам, затруднениям). Примерами являются такие апории, как «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Объяснение этих апорий состоит в том, что Зенон в своих рассуждениях абсолютизировал прерывность движения и игнорировал его непрерывность.

Идеи элиатов получили продолжение в работах атомистов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74076. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 66 KB
  Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 иерархический характер; 2 сословный характер; 3 ограничение права распоряжаться землей а некоторые категории например церковные земли вообще были изъяты из гражданского оборота. Основные черты феодального права Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.
74077. Право континентальной Европы в средние века 100 KB
  Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором.
74078. Право средневековой Англии 70.5 KB
  После нормандского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. В руках монарха были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Это объясняется, прежде всего, необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного населения.
74079. Государство и право Византии 61 KB
  Государство и право Византии. Право Византии. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей когда император назначал соправителя своего малолетнего сына цезаря для облегчения тому борьбы за престол.
74080. Мусульманское право 57 KB
  Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Но купеческая и племенная верхушка первоначально восприняла их настороженно, если не враждебно.
74081. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 35 KB
  В зависимости от этого решался вопрос о форме государства созданного революцией о форме права и способах его кодификации. Буржуазное право Буржуазные революции положив начало перевороту в области социальных и политических отношений привели к значительным изменениям и в области права. Традиционные отрасли цивильного и карательного права дополняются новой и обособленной отраслью регулирования организации и деятельности учреждений государственной власти.
74082. Государство и право Англии 100 KB
  Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители “старого”, феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и выступали за сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма (новое дворянство - “джентри” и буржуазия)
74083. Государство и право США в Новое время 76 KB
  Отношения американских колоний и метрополии в XVIII в. во многом определялись политикой Англии, стремящейся превратить колонии в сырьевой придаток и рынок сбыта. Это вызвало возмущение во всех слоях общества и в 60-е – начале 70-х гг. начались массовые выступления населения колоний. Королю была направлена петиция с просьбой прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву.
74084. Государство и право Франции в Новое время 144 KB
  В условиях острого кризиса абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собирающихся более 150 лет. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью других делегатов, вступили в конфликт с королевской властью. Депутаты организовались сначала в Национальное собрание, а позднее в Учредительное собрание