9061

Философия элейской школы. Ксенофан, Парменид и Зенон

Доклад

Логика и философия

Философия Элейской школы. Наиболее известными представителями философской школы города Элея были Ксенофан, Парменид и Зенон. Ксенофан (565-478 гг.) выступал против традиционной религии. Он критиковал антропоморфизм богов, язвительно замечая, что есл...

Русский

2013-02-21

14.63 KB

8 чел.

Философия Элейской школы.

Наиболее известными представителями философской школы города Элея были Ксенофан, Парменид и Зенон.

Ксенофан (565-478 гг.) выступал против традиционной религии. Он критиковал антропоморфизм богов, язвительно замечая, что если бы быки могли измыслить богов, то те походили бы на них. Ксенофан, который также признавал наличие первоначала, видел его не в материи, а в боге. К его богу неприемлемо понятие развития, он не рождался и не умрет. Бог – воплощение качественного единства и абсолютной неизменяемости мира. Выдвигая теорию о вечности и неподвижности мира (бога), он утверждал, что части мира множественны и подвижны. Что касается познания, то Ксенофан утверждает, что высшим знанием обладает только бог, а все знания человеческие сводятся к мнениям людей. Истина может быть найдена только случайно. Кроме всего прочего, Ксенофан утверждал, что мудрость важнее физической силы.

Парменид (540-470 гг.), ученик Ксенофана, первый обратился к понятиям бытия и небытия. Единственно истинным утверждением он объявляет положение «бытие есть, небытия нет», поскольку небытие нельзя ни помыслить, ни высказать. Нельзя отыскать мысль без бытия. Бытие вечно, не может быть порождено или уничтожено. Небытие абсолютно, едино, неизменно и неподвижно; есть всегда и существует без начала и конца. Вселенная, по Пармениду, имеет форму шара и целиком однородно заполнена веществом. В познании Парменид выделял рациональное (путь истины) и чувственное познание (путь мнения), утверждая при этом, что органы чувств обманчивы и только разум может дать достоверную картину мира.

Зенон (490-430) был учеником Парменида. Он утверждал, что движение и многообразие явлений существуют лишь на уровне, постигаемом с помощью органов чувств, а в истинном бытии, постигаемом разумом, его не существует. Для доказательства этого положения он прибегал к апориям (парадоксам, затруднениям). Примерами являются такие апории, как «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Объяснение этих апорий состоит в том, что Зенон в своих рассуждениях абсолютизировал прерывность движения и игнорировал его непрерывность.

Идеи элиатов получили продолжение в работах атомистов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68373. Сделать Сибирь и Дальний Восток русскими 86.5 KB
  Расширение империи на восток не ограничивалось только военно-политической экспансией, это был еще и сложный процесс превращения Сибири и Дальнего Востока в Россию. С установлением новых государственных границ имперская политика не завершается, а только начинается...
68374. Управление имущественными комплексами организаций и предприятий 184 KB
  Положением предусмотрено: организация при принятии объекта к бухгалтерскому учету определяет срок полезного использования его. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии...
68375. Понятие, цели и принципы оценки недвижимости 220.5 KB
  Основные этапы процесса оценки недвижимости Основные формы регулирования оценочной деятельности Методы оценки недвижимости Оценка инвестиционной привлекательности объекта недвижимости Понятие цели и принципы оценки недвижимости Теоретической основой процесса оценки является система оценочных принципов.
68376. Философия: ее место и роль в обществе 70.5 KB
  Чем она отличается от иных гуманитарных дисциплин и иных видов духовной деятельности В чем ее специфика У почти что каждого философа было индивидуальное понимание философии В чем ее предмет Никто не сомневается что философия некий вид мировоззрения наряду с религиозным и мифологическим.
68377. Древнекитайская философия. Роль традиций в философии 74.5 KB
  Древнекитайская философия возникает в эпоху воющих государств (6—2 века до нашей эры). Именно в этом время возникает социальная нестабильность, которая позволяет человеку пересмыслить свои связи и отношения с миром. Время, когда происходит рассвет кит. философии
68378. Средние века и эпоха Возрождения 62 KB
  Учения Платона и Аристотеля – учения, где взгляд на мир как на целое. Философы стремились создать единую систему знаний о мире. Аристотель превратил философию в науку. Он разработал учения о политике, об этике. Они изучали систему политического устройства древнегреческих полисов.
68379. Английская эмпирическая школа философии 81 KB
  Возникают две прямопротиволожные теории познания: теория познания эмпиризма ориентированная на экспериментальные исследования природы и теория познания рационализма ориентированный на механо-математическое познание мира понимание. Но он также был озабочен методом научного познания...
68380. Классическая немецкая философия. Философия диалектического материализма 73 KB
  Под влиянием скептическим взгялдом Юма Кант меняет представление о возможностях рационального познания метафизического познания философского познания умозрительное спекулятивное основанное на разуме познание мире. Как возможно научно познание как оно совершается Можно ли объяснить сенсуализм и рационализм...
68381. Особенности русской философии и Западноевропейская философия XX века (ее основные направления) 77.5 KB
  В чем заключается особенность русской философии. Если ее сравнивать с ЗЕ философией, она имеет ряд особенностей: во-первых, русская философия никогда не основывалась на рацио, она не представляет собой системы рационального познания, что мы встречаем, например, в деятельности Декарта, Канта или Гегеля.