90621

Виды власти и значение в обществе

Реферат

Политология и государственное регулирование

Цель данной работы – дать характеристику власти, ее видам и значению в обществе. Изучить понятие, сущность и значение власти. Проанализировать концепции власти. Рассмотреть виды власти. Охарактеризовать лидерство как неотъемлемую составляющую власти.

Русский

2015-06-09

96.5 KB

0 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3

1 Понятие, сущность И ЗНАЧЕНИЕ власти..............................................4

2 КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ..........................................................................................9

3 Виды власти......................................................................................................11

4 ЛИДЕРСТВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЛАСТИ..........14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................19

Введение

Сквозь века и тысячелетия понятие "власть" тяготело над сознанием и поведением человека. При упоминании термина "власть" перед нами возникают ассоциативные образы жертв инквизиции и церкви, войн и революций, гражданских войн и неудачных экономических реформ. Власть сегодня получила "зловещее" звучание. Любая реформа, удавшаяся и не удавшаяся, в любой сфере социальной действительности, прямо или косвенно "упирается" во власть. "Властью" оперируют начиная с античных времен различные партии и социально-политические движения: "демократы" и "либералы", "правые" и "левые".

В широком смысле власть - это форма социальных отношений, которая проявляется в способности влиять на характер и направление деятельности людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также использование авторитета традиций, обычаев, обрядов и др.

Власть представляет собой один из фундаментальных принципов в развитии общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер: существуют везде, где имеются любые стойкие объединения людей.

Цель данной работы – дать характеристику власти, ее видам и значению в обществе.

Задачи:

1. Изучить понятие, сущность и значение власти.

2. Проанализировать концепции власти.

3. Рассмотреть виды власти.

4. Охарактеризовать лидерство как неотъемлемую составляющую власти.

1 Понятие и сущность власти

Как европейские, так и отечественные исследователи указывают на то, что власть стала "вечной" проблемой и в зависимости от социального времени то и дело приобретает высочайшую актуальность. Дж. Скотт - редактор трехтомного издания по истории кратологии (науке о власти) пишет: "Власть стала одним из наиболее дебатированных понятий, которые оспариваются в социологическом лексиконе"1.

Реальность власти организуется действиями людей. Эти действия крайне сложны. В частности, они требуют необходимого осмысления, причем по законам определенной (политико-идеологической) логики. В результате образуются так называемые властные дискурсы. То, что словесно выражается на эмпирическом (повседневном) уровне, на уровне науки кратологии функционирует на понятийном уровне, то есть переходит в понятие. Она не может существовать без отчуждения от конкретных ситуаций, например, в таких структурах власти, как право, судопроизводство и т. п.

Понятие «власть» имеет много смыслов и разнообразных подходов к их пониманию.

В отечественной литературе власть понимает в трех значениях:

- как отношения командования и подчинения в общественной группе, государстве и обществе;

- как волевой элемент, который выражается в способности одних субъектов навязать волю другим субъектам с помощью принуждения и убеждения, подчинить их своим интересам;

- как институт, то есть организованное учреждение, способное обеспечить единство действий и устоявшийся порядок в общественных отношениях2.

Отношения власти наблюдаем в семье, в школе, на работе, в армии, в политической организации. Важным фактором появления власти является психологический, сущность которого заключается в том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми. И одновременно есть люди, которые чувствуют себя комфортно и спокойно, когда ими управляют3.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией. Весомый вклад в развитие теории социальной власти сделал М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта утверждать в сфере социальных отношений собственную волю, несмотря на сопротивление4.

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики. Большинство ученых считает, что источником власти является политическое господство, которое предстает как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть. В политической практике иногда ошибочно толкуют наоборот, что власть - источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше - закрепить свое господство.

Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть":

Во-первых, политическая власть возникла раньше государственной, еще в догосударственные времена.

Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть - всегда политическая.

В-третьих, государственная власть носит специфический характер: только она обладает монополией на принуждение, правом издавать законы и т. п. Однако, кроме принуждения, она пользуется другими средствами воздействия: убеждением, идеологическими, экономическими факторами и т. д.5.

Государственная власть - высшая форма политической власти, опирающаяся на специальный управленческо-властный аппарат и обладающая монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения6.

Государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу. Это означает, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика). Государственная власть - суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних сношениях7.

В целом проблема теоретического анализа власти заключается в выяснении трех вопросов:

- сущность власти (кому она служит?);

- содержание власти (в чьих руках находится?);

- форма власти (как она организована, каковы аппарат и методы ее осуществления).

Характеристика власти требует рассмотрения вопроса о ее субъекте и объекте.

1. Субъект политической власти. Им есть источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Существует мнение, что понятие "субъект власти" и "носитель власти" тождественны. Субъект власти - это социальные группы, прежде всего господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носители власти - государственные и другие политические организации, органы и учреждения, созданные для реализации интересов политическое доминирующих социальных групп. Такое разделение является относительным. Существует и другая классификация властных субъектов. Согласно ей субъекты власти условно разделяют на первичные и вторичные:

а) Первичным субъектом при республиканском, демократическом правлении является народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие "народ" неоднородно: основными субъектами власти являются большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; неосновными - небольшие этнические группы, религиозные общины и т. п.8.

2. Вторичные субъекты носителей власти - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциированные группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов и т. д. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. И, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных общностей и их отношений9.

2. Объект власти. Это явления и процессы общественной сферы, на которые направлено действие субъектов власти. К пониманию объекта власти нужно подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, вместе с тем они и отношения между ними являются объектами властного воздействия. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни - экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и т. д., общество в целом10.

2 КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

На сегодня в научной литературе существует более 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и одновременно недостаточной изученности проблемы.

Согласно нормативно-формалистической концепции источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus - законный). Она исходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III вв. до н. э. при существованию абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизированной. Сейчас в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы11.

Содержанием органистической концепции являются различные версии функционализма, структурализма и солидаризма, определяющие общественные функции власти, которые умаляют или игнорируют ее классовый характер. Например, по структурно-функционалистской теории власть - это особый вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль личности в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы12.

В русле органистической концепции власти находится и элитарная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучшее, отборное, избранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе (итальянские ученые Моска, Парето, немецкий Михельс и др.)13.

Относительно понимания сущности элиты сейчас нет единодушия. Одни относят к ней активных в политике, другие - высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит ("круговорот элит"). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни14.

Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне обусловленное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существование "среднего класса", который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризуемость и элитность.

3 Виды власти

Специалистами был разработан очень много подходов по классификации видов власти. Сначала выделялись 5 базовых видов власти:

- власть принуждения;

- власть, базирующаяся на вознаграждениях;

- законная (легитимная) власть;

- экспертная власть;

- эталонная власть.

Позже был добавлен шестой вид власти - власть информации, а затем и седьмой вид - власть связей15.

Все виды власти разделены на две большие группы. К первой группе относятся: экспертная власть, власть примера, законная власть, власть информации. Эти виды власти базируются на личной основе (рис. 1).

Рис. 1. Виды власти, которые базируются на личной основе

Личная основа - это степень уважительного, хорошего, преданного отношения к лицу, которое имеет власть, со стороны других субъектов власти. Она базируется на близости целей. Личная основа власти приходит снизу - от субъектов власти, и может быть забрана ими у носителя власти как реакция на его неверные действия.

Ко второй группе относятся виды власти, основанные на организационной основе: власть вознаграждения, власть принуждения, власть связи.

Организационная основа возникает не из самого положения носителя власти, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен16.

1. Власть принуждения - это применение различных форм взысканий к лицам, допускающих нарушения установленных правил, норм и нормативов. Власть, базирующаяся на принуждении, реализуется в основном из-за страха: попасть в тюрьму, заплатить высокий штраф, снижение уровня заработков, потерять какие-то привилегии и т. д.

Понятно, что страх в своей активной форме проявления не может быть постоянным спутником каждого человека, поскольку это порождает скованность, излишнюю нервозность, отчужденность Он может выполнять свою функциональную роль в некоторых специфических ситуациях: низкая дисциплина в обществе, отказ от своих обязательств, невыполнение распоряжений органов власти, прочие негативные проявления в поведении субъектов власти.

2. Власть, основанная на вознаграждениях. В отличие от предыдущей, этот вид власти предполагает влияние через порождение положительных эмоций, позволяет добиваться закрепления и расценку желаемых или устранения нежелательных черт в поведении субъектов власти.

На практике используется широкий спектр наград: различные формы дотаций, материальных компенсаций, моральное стимулирование, предоставление возможностей в продвижении по службе и др.

Для активного воздействия на поведение и деятельность субъектов власти необходимо знать их потребности, ценностные ориентации, а также отношение к отдельным видам вознаграждений и взысканий.

3. Законная власть основывается на использовании властных полномочий, которые зависят от места в иерархии власти, авторитета лидера. Большую роль здесь, играют традиции, в частности тысячелетняя традиция подчинения лицам, занимающим определенную должность.

Недостатками законной власти являются:

- сопротивление традиций общественным изменениям;

- отсутствие тесной связи между традициями и наградами, с одной стороны, и удовлетворением собственных потребностей, с другой.

4. Экспертная власть основана на осуществлении экспертизы, с помощью которой оценивают других, их знания, мастерство, что помогает достичь успеха, поскольку субъекты власти верят в высокий профессионализм носителя власти.

Разумная вера облегчает как принятие, так и выполнение решений, поэтому так важно, с одной стороны, определенным образом культивировать такую веру, а с другой - постоянно заботиться о росте профессиональных знаний и мастерства лидеров. "Развенчание" лидеров за малейшие погрешности, которое иногда случаются, приносит больше вреда, чем пользы. Именно в этих условиях некоторые социальные группы лишились своих талантливых лидеров17.

Недостатки экспертной власти заключаются в том, что "разумная" вера менее устойчива, чем влияние харизматической личности.

4 ЛИДЕРСТВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЛАСТИ

Лидерство - это тип властного взаимодействия, основанный на более эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей18.

Лидер - лицо, имеющее общее признание группы, к которой прислушиваются и которая способна вести за собой людей.

Лидер - человек, который отражает общее мнение, которому доверяют, за которым следуют. Таким образом, в основе лидерства - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Обычно люди занимают место лидера потому, что способны в данной ситуации указать другим пути достижения их цели и средства удовлетворения потребностей. В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по всем вопросам или эмоционального центра, он может подбодрить, посочувствовать, помочь хотя бы морально. В коллективах с высоким уровнем интеллектуального развития лидер - это, прежде всего, интеллектуальный центр. Но в обоих случаях лидер является интегратором, инициатором и организатором активных действий, образцом, с которым люди сверяют свои мысли и поступки19.

В процессе исследований феномена лидерства, которое активно развернулось в начале XX в., сформировались различные концептуальные системы, теории, каждая из которых рассматривала его под особым углом зрения, объясняя его происхождение, сущностные особенности, влияние на функционирование малой социальной группы.

1. Теория черт (личностная теория лидерства).

Концентрируя свое внимание на врожденных качествах лидера, доказывает, что им может быть лицо с определенными личностными качествами (совокупностью определенных психологических черт). Разные исследователи по-своему выделяли эти характеристики, так и не придя к согласию относительно их перечня. В недрах теории черт зародилась харизматическая концепция, согласно которой человек рождается с задатками лидера, лидерство послано отдельным выдающимся личностям как благодать, "харизма" (греч. charisma - дар, милость, благодать Божия). Харизматический лидер пользуется в группе абсолютным доверием, побуждает к преклонению перед собой20.

2. Ситуационная теория лидерства.

Не отвергая теории черт, считает лидерство продуктом ситуации. Согласно этим представлениям, решения задач и общения в различных ситуациях групповой жизни выводит на передний план конкретных индивидов, превосходящих других хотя бы по одному качеству. Поскольку в конкретной ситуации актуально конкретное качество, то лидером становится наделенный им индивид21.

Отвергнув утверждения о врожденности качеств, представители этой теории высказывали свои убеждения, что конкретная ситуация стимулирует и обеспечивает полное проявление конкретных черт лидера. Они также доказывали, что человек, став лидером один раз, может вновь проявить лидерские способности. Часто вследствие действия стереотипов, человек-лидер в одной ситуации иногда рассматривается группой как лидер в целом. Признание лидером в отдельной ситуации, полученный благодаря этому авторитет являются предпосылками избрания индивида на лидерские роли и в следующий раз.

3. Поведенческий подход к проблемам лидерства.

По мнению его представителей, лидером становится человек, придерживающийся определенного стиля поведения. Концентрируя внимание на поведении человека, часто абсолютизировался один стиль руководства, эффективность которого зависела от конкретной ситуации: когда ситуация менялась, то менялся и стиль. В рамках этого подхода были исследованы и классифицированы различные стили лидерства. Однако от поведенческого подхода пришлось отказаться и вернуться к ситуационному22.

Синтетическая (системная) теория лидерства сформировалась на основе обобщения наработок в пределах предыдущих подходов. Лидерство она толкует как процесс организации межличностных отношений в группе, считая лидером субъекта управления этим процессом. Представители этой теории существенное внимание обращают при этом на структуру личности лидера, длительность существования группы и др. Собственно феномен лидерства анализируют как продукт совместной групповой деятельности при решении конкретной задачи, когда индивиды могут проявить свою способность организовать группу на решение групповой проблемы. Итак, совместная деятельность (актуальность цели, широта задач, разнообразие условий для их решения и др.) способствует возникновению и формированию лидерства, появлению конкретного лидера. Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется именно в координатах этой теории.

Традиционно социальная психология ориентирована на исследование стиля лидерства, а не руководства.

Стиль лидерства - способ, метод работы, манера поведения индивида, типичная для лидера система принципов, норм, индивидуальных особенностей влияния на подчиненных23.

Социальная психология рассматривает три стиля - авторитарный, демократический, либеральный, соответственно определяет и три типа лидеров (автократ, демократ, либерал). У каждого руководителя (лидера) формируются определенные стереотипы деятельности, которые при выполнении совместной деятельности проявляют себя как стили руководства (лидерства).

Авторитарный стиль основывается на том, что руководитель отдает распоряжение своим подчиненным, не объясняя их связь с общей целью и задачей фирмы и не стремясь узнать их мнение и получить их одобрение24. Выделяют две разновидности этого стиля: "эксплуататорский" и "дружелюбный". "Эксплуататорский" предусматривает, что руководитель, не доверяя подчиненным, решает все вопросы исключительно самостоятельно, а им "спускает" лишь указания о том, что, как и когда делать. При более мягкой - "доброжелательной" - разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески.

Либеральный стиль управления базируется на минимальном вмешательстве руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель считает подчиненных равными партнерами. Более того, руководитель принимает решения, предложенные подчиненными, если даже они не совпадают с его собственными. Иногда это является следствием профессиональной слабости менеджера.

Демократический стиль управления характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых служебные обязанности становятся для них привлекательными сами по себе, их успешное выполнение является одновременно и основой вознаграждения.

Авторитарный, либеральный и демократический стили управления не имеют четкого разграничения. На практике они переходят друг в друга.

Заключение

Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Власть используется для достижения определенных целей, которые отвечают интересам определенных социальных групп. Разные социальные группы по-разному, в большей или меньшей степени, способные повлиять на решение, что их выносят институты, которые осуществляют политическую власть, и таким способом реализовать свои интересы. Контроль над средствами производства, процессом производства материальных ценностей и его продуктами характеризует основные интересы властной социальной группы. Но, защищая свои интересы в определенной ситуации, она одновременно должна принимать во внимание текущие интересы других групп и употреблять мероприятия для развития народного образования, здравоохранения, снижения уровня безработицы и тому подобное.

Абсолютизация интересов в массовом сознании способствует появлению политических лидеров, которые в своей деятельности могут проявить определенные свои интересы, но не достичь общественно значимых целей. В целом следует отметить, что функционирование  власти - сложный процесс, который базируется на понимании социальных интересов. Оно необходимо для того, чтобы суметь вынести решение, адекватные ситуации, а также те, что в будущем будут служить интересам разных социальных групп.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Андрусяк Т. Г История политических и правовых учений / Т.Г. Андрусяк, Ф.П. Шульженко. - К.: Юринком Интер, 2009. - 304 с.
  2.  Вебер М. Политические работы (1895-1919) / Макс Вебер / Пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010. - 424 с.
  3.  Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. - 544 с.
  4.  Гобозов И.А. Философия политики. – М.: ТЕНС, 2011. – 154 с.
  5.  Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политический аспект. СПб.: Питер, 2009. – 314 с.
  6.  Каверин С.Б. Потребности власти. М.: Просвещение, 2011. – 410 с.
  7.  Канетти Э. Масса и власть. М.: ЭКСМО, 2011. – 542 с.
  8.  Лебедев В.Г. Власть: концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН, 2011. - 377 с.
  9.  Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 546 с.
  10.  Социальная психология / Под ред. А. М. Столяренко. - М.: Педагогика, 2011. – 465 с.
  11.  Теплов Э.П. Политическая власть. СПб.: Питер, 2012. – 436 с.
  12.  Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М.: ЮНИТИ, 2011. – 472 с.

1 Цит. по Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН, 2011. – С. 6.

2 Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политический аспект. СПб.: Питер, 2009. – С. 122.

3 Кирилюк Ф.М. Основы политологии: Учебное пособие / Ф.М. Кирилюк, В.Г. Антоненко, Г.И. Безверхая. - К.: Лыбидь, 2011. – С. 49.

4 Вебер М. Политические работы (1895-1919) / Макс Вебер / Пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010. – С. 190.

5 Андрусяк Т. Г История политических и правовых учений / Т.Г. Андрусяк, Ф.П. Шульженко. - К.: Юринком Интер, 2009. – С. 95.

6 Каверин С.Б. Потребности власти. М.: Просвещение, 2011. – С. 172.

7 Теплов Э.П. Политическая власть. СПб.: Питер, 2012. – С. 183.

8 Каверин С.Б. Потребности власти. М.: Просвещение, 2011. – С. 64.

9 Каверин С.Б. Потребности власти. М.: Просвещение, 2011. – С. 65.

10 Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М.: ЮНИТИ, 2011. – С. 157.

11 Канетти Э. Масса и власть. М.: ЭКСМО, 2011. – С. 211.

12 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. – С.309.

13 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. – С. 312.

14 Там же.

15 Андрусяк Т. Г История политических и правовых учений / Т.Г. Андрусяк, Ф.П. Шульженко. - К.: Юринком Интер, 2009. – С. 143.

16 Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политический аспект. СПб.: Питер, 2009. – С. 185.

17 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. – С. 254.

18 Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С. 159.

19 Лебедев В.Г. Власть: концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН, 2011. – С. 174.

20 Лебедев В.Г. Власть: концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН, 2011. – С. 176.

21 Там же. – С. 178.

22 Социальная психология / Под ред. А. М. Столяренко. - М.: Педагогика, 2011. – С. 169.

23 Канетти Э. Масса и власть. М.: ЭКСМО, 2011. – С. 314.

24 Социальная психология / Под ред. А. М. Столяренко. - М.: Педагогика, 2011. – С. 243.

PAGE  19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60839. Сложение и вычитание десятичных дробей 323 KB
  Цели урока: 1. Оборудование урока: Дидактические материалы по математике для 5 класса карточки для индивидуальной работы тесты компьютер презентация по теме урока.
60841. Объемный свет в mental ray 3.39 MB
  В стандартных атмосферных эффектах 3d Max есть возможность визуализации объемного света, когда лучи источника света будут видны на сцене, но при пользовании mental ray возникают проблемы при назначении данного эффекта...