9063

Основные черты и периоды развития средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Основные черты и периоды развития средневековой философии Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римс...

Русский

2013-02-22

22.61 KB

26 чел.

Основные черты и периоды развития средневековой философии

Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия-христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.

Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием:

  1.  Древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции
  2.  Священного писания, определившего религиозную (христианскую) направленность философии средних веков.

Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.

Для средневековой философии характерен теоцентризм-(греч theos-Бог):признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.

  1.  Такая установка обозначается термином «креационизм» (лат. творю, создаю.)
  2.  Еще одна важная черта средневековой философии- «провиденциализм»-история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего-спасение человека.

В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

Патристика

  1.  Патристика включает в себя теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона.  (идеализм, окружающий мир изменчив, реально существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)

Этапы патристики:

  1.  Апологетика (защита)  (2-3 вв.) - оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. Христианство защищается. До 313 года это гонимая религия. Начало этому положил Нерон. Гонения на христиан были потому, что таинства Христа (крещение, причастие) были поняты язычниками как каннибализм (хлеб-плоть, вино-кровь). Христиане собирались тайно. В 313 году император Константин уравнивает христианство с другими религиями.  325 году христианство стало официальной государственной религией Рима. Первые века христиане пытались защищаться, оправдаться. После признания - защита от ереси ,гностицизма.

  1.  Классическая патристика (4-5 вв.) систематизировала христианское учение. Деятельность Аврелия Августина и Дионисия Ареопагита. 5 в.- золотой век патристики.

  1.  Заключительный период (6-8 вв.) стабилизировал догматику.

Смысл апологетики: Христианство не имеет аналогов. С точки зрения античности - недопустимо любить врагов. Христианство- религия любви. Важна вера, но, не имея любви, мы становимся ничем. Но есть параллели античного и христианского : происхождение всего из чего-то одного. Моральный аскетизм. Из этого рождается две мысли. Были апологетики, которые признавали сходство двух традиций. Радикальные апологетики говорили, что истина только у христианства.

Радикалы: Татиан, Теофил, Тертулиан, Арнобий. Татиан :» Бога не знаете, поэтому вы ничтожны. Грехи не приближаются к Богу, они слишком рациональны. Тертулиан - «истина, ибо нелепа».

Первый апологетик - Юстин. У греков была отрывочна истина (противоречие между различными философскими системами)

Юстин: Были христиане до Христа, ибо они жили по логосу. Ближе всех к Христу Платон. К школе Эпикура отношение отрицательное. К скептикам тоже.

Соотношение веры и разума: Тертуллиан: что общего между Афинами и Иерусалимом, академией и церковью? Пропасть между ними.

Но апологеты – конформисты ратуют за синтез разума и церкви. Вера выше знания, но знание ей не мешает.

Апологетика против гностики: Гнозисом нельзя спастись, спасаются только верой.

Проблема теодицеи: « как добрый Бог допустил существование Демиурга (зла)?»

Золотой век патристики: Ориген и Климент Александрийские. (Александрийская школа)

 Климент подводит итог: вера выше знания, но знание не мешает вере. Грекам была дана истина в природе, иудеям в вере, но более всего истины в христианстве.

Ориген-первый неоплатоник в христианстве. Ориген: после конца света исчезнет всякое зло, а сам Сатана будет прощен и вновь станет архангелом. Рассуждения Ориген не приемлемы для христианства.

Тертулиан: Тело бога.

Павел: бог духовен. Победила линия апостола Павла.

Капподакийская школа : Василий Великий и Григорий Богослов. Неоплатоническая линия. Три ипостаси, три неба :

1.небо святого духа (ниже)

2.небо логоса (выше)

3.небо Бога – отца (еще выше)

  1.  Схоластика – это качественно иной тип философствования :средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительные черты: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям. «Схоле»- школа. Северин Боэций- отец схоластики. Проблема существования Бога, соединения свободы воли и Божьего провидения, соотношения сущностей и существования (универсалий и их воплощений в бытии)
  2.  В 9 в. Иоанн Скотт Эриуген (крайний реализм) (не относился к церкви, начало схоластики) трактует творение мира богом:

4 божественные природы:

1.Несотворенная и творящая (Бог)

2.Сотворенная и творящая (о сыне Бога)

3.Сотворенная и не творящая (мир конечных вещей)

4.Несотворенная и не творящая ( Бог как результат творения)

Это тринитарная проблема. На второй стадии был создан и человек, но после грехопадения он сошел в мир вещей. Позже человек должен вернуться к богу и даже обожествиться. Бог рассматривается в динамике.

Схоласты подразделяли знание на два вида :

  1.  Сверхъестественное, даваемое в откровении (то что имел в виду Бог в библии)
  2.  Естественное, разыскиваемое человеческим разумом. (как человек понял и расшифровал идеи бога)

В схоластике выделяются два противоположных направления : номинализм и реализм.

  1.  Реализм- подлинно существуют на сами вещи, а их понятие- универсалии (ансельм кентерберийский)
  2.  Номинализм- реально существуют лишь сами конкретные вещи, универсалии-имена вещей. (пьер абеляр)

Этапы схоластики:

  1.  Ранняя форма (11-12 вв.)
  2.  Зрелая форма (12-13 вв.)
  3.  Поздняя схоластика (13-14 вв.)

Отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

Теория двух истин : Философия- это свой мир. Теология же- это область божественного, опора на Священное писание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52716. СНІД – СТРАШНИЙ СУПУТНИК ЛЮДСТВА 76.5 KB
  Мета: формувати в учнів інтерес до існування глобальних проблем людства; формувати навички здорового способу життя; розвивати зацікавленість до творчо-пошукової роботи; виховувати почуття небайдужості, добра та співчуття.
52717. ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ ЗАСОБАМИ ІННОВАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 48.5 KB
  Цілі та завдання технології: Формування пізнавального інтересу в учнів та розуміння мети вивчення даної теми; Розвиток внутрішньої мотивації до цілеспрямованого навчання; Підтримування пізнавальної активності учнів; Спонукання учнів до порівняння отриманої інформації з особистим досвідом і на її грунті формування аналітичного судження; Розвиток критичного способу мислення. ТЕХНОЛОГІЯ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ Наприкінці ХХ століття інтерактивні технології набули поширення в теорії та практиці американської...
52718. Обійняти безмежне. Презентація як метод навчання 85.5 KB
  А хто може зразу не замислюючись пояснити що ж це таке Де можна застосувати презентацію Чи можна самому навчитися створювати презентації Чи взагалі це так необхідно А може простіше працювати як раніше не застосовуючи новітніх технологій і комп’ютерної техніки Для того щоб розібратись в усіх цих питаннях щоб з’ясувати всі можливі переваги і недоліки використання презентацій в роботі і написана ця робота. Презентація спосіб представлення інформації – інформаційний або рекламний інструмент що дозволяє повідомити необхідну...
52720. Робота з обдарованими учнями в умовах спеціалізованого навчального закладу в контексті Національної стратегії розвитку освіти в Україні на період до 2021 року 164.5 KB
  Безперечно передбачає вона і вивченні потреб та забезпечення розвитку обдарованих дітей розроблення індивідуальних методик організації їх навчання та соціалізації проектування особистіснорозвивального середовища обдарованих дітей і молоді. Критерії обдарованості Обдарованими можна вважати дітей якщо вони: 1.Юркевич Обдарованими ми вважаємо наших дітей і підлітків рівень інтелекта яких і мотивація що склалася дозволяє їм досягти в майбутньому високих професійних і творчих досягнень.Шадриков Обдарованість завжди...
52721. Dora, the Explorer 241 KB
  Dora is an adventurous1 who lives inside a computer. Determined, positive, helpful2 and caring, Dora is always ready for adventure. She's filled with a sense of wonder, as she explores her world with her faithful3 Backpack, Map and her best friend Boots.
52722. Сценарій новорічного свята «Зоряна доріжка» 47.5 KB
  Сценарій новорічного свята Зоряна доріжка для учнів початкових класів Ведмедик Мудрійко Зайчик Косько Рисеня Русько Білочка Їжачок Тітонька Сова Вірус 1 Вірус 2 Дракон Змія Снігуронька Святий Миколай Лісова галявина перед головною ялинкою. Їжачок: І взяти її штурмом Білочка: Можна зліпити сніговика Зайчик: А коли замерзне ставок то можна кататися на ковзанах Мудрійко: А головне це Новий рік Рисеня: Це подарунки ялинка хороводи та різні розваги Білочка: А ви вже написали листа Святому...
52724. До майстерності – через передовий досвід 69 KB
  Авторська школа О. Як це починалось Знайомтесь Авторська школа О. Сахнівська школа славилась Літописом надзвичайних справ а саме: майстрували повітряну кулю; майстрували дво чи триступінчасті ракети які запускали зі шкільного Байконуру; створили €œрозумні двері з кодовим замком для контрольних робіт; створили обчислювальні машини Ромашка і Ромашка 2 €; створили Музей бойової слави; будівництво Палацу здоров’я; спорудження Криниці совісті; випуск шкільної газети €œДівочі гори та інші. І ще...