9063

Основные черты и периоды развития средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Основные черты и периоды развития средневековой философии Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римс...

Русский

2013-02-22

22.61 KB

26 чел.

Основные черты и периоды развития средневековой философии

Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия-христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.

Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием:

  1.  Древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции
  2.  Священного писания, определившего религиозную (христианскую) направленность философии средних веков.

Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.

Для средневековой философии характерен теоцентризм-(греч theos-Бог):признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.

  1.  Такая установка обозначается термином «креационизм» (лат. творю, создаю.)
  2.  Еще одна важная черта средневековой философии- «провиденциализм»-история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего-спасение человека.

В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

Патристика

  1.  Патристика включает в себя теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона.  (идеализм, окружающий мир изменчив, реально существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)

Этапы патристики:

  1.  Апологетика (защита)  (2-3 вв.) - оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. Христианство защищается. До 313 года это гонимая религия. Начало этому положил Нерон. Гонения на христиан были потому, что таинства Христа (крещение, причастие) были поняты язычниками как каннибализм (хлеб-плоть, вино-кровь). Христиане собирались тайно. В 313 году император Константин уравнивает христианство с другими религиями.  325 году христианство стало официальной государственной религией Рима. Первые века христиане пытались защищаться, оправдаться. После признания - защита от ереси ,гностицизма.

  1.  Классическая патристика (4-5 вв.) систематизировала христианское учение. Деятельность Аврелия Августина и Дионисия Ареопагита. 5 в.- золотой век патристики.

  1.  Заключительный период (6-8 вв.) стабилизировал догматику.

Смысл апологетики: Христианство не имеет аналогов. С точки зрения античности - недопустимо любить врагов. Христианство- религия любви. Важна вера, но, не имея любви, мы становимся ничем. Но есть параллели античного и христианского : происхождение всего из чего-то одного. Моральный аскетизм. Из этого рождается две мысли. Были апологетики, которые признавали сходство двух традиций. Радикальные апологетики говорили, что истина только у христианства.

Радикалы: Татиан, Теофил, Тертулиан, Арнобий. Татиан :» Бога не знаете, поэтому вы ничтожны. Грехи не приближаются к Богу, они слишком рациональны. Тертулиан - «истина, ибо нелепа».

Первый апологетик - Юстин. У греков была отрывочна истина (противоречие между различными философскими системами)

Юстин: Были христиане до Христа, ибо они жили по логосу. Ближе всех к Христу Платон. К школе Эпикура отношение отрицательное. К скептикам тоже.

Соотношение веры и разума: Тертуллиан: что общего между Афинами и Иерусалимом, академией и церковью? Пропасть между ними.

Но апологеты – конформисты ратуют за синтез разума и церкви. Вера выше знания, но знание ей не мешает.

Апологетика против гностики: Гнозисом нельзя спастись, спасаются только верой.

Проблема теодицеи: « как добрый Бог допустил существование Демиурга (зла)?»

Золотой век патристики: Ориген и Климент Александрийские. (Александрийская школа)

 Климент подводит итог: вера выше знания, но знание не мешает вере. Грекам была дана истина в природе, иудеям в вере, но более всего истины в христианстве.

Ориген-первый неоплатоник в христианстве. Ориген: после конца света исчезнет всякое зло, а сам Сатана будет прощен и вновь станет архангелом. Рассуждения Ориген не приемлемы для христианства.

Тертулиан: Тело бога.

Павел: бог духовен. Победила линия апостола Павла.

Капподакийская школа : Василий Великий и Григорий Богослов. Неоплатоническая линия. Три ипостаси, три неба :

1.небо святого духа (ниже)

2.небо логоса (выше)

3.небо Бога – отца (еще выше)

  1.  Схоластика – это качественно иной тип философствования :средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительные черты: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям. «Схоле»- школа. Северин Боэций- отец схоластики. Проблема существования Бога, соединения свободы воли и Божьего провидения, соотношения сущностей и существования (универсалий и их воплощений в бытии)
  2.  В 9 в. Иоанн Скотт Эриуген (крайний реализм) (не относился к церкви, начало схоластики) трактует творение мира богом:

4 божественные природы:

1.Несотворенная и творящая (Бог)

2.Сотворенная и творящая (о сыне Бога)

3.Сотворенная и не творящая (мир конечных вещей)

4.Несотворенная и не творящая ( Бог как результат творения)

Это тринитарная проблема. На второй стадии был создан и человек, но после грехопадения он сошел в мир вещей. Позже человек должен вернуться к богу и даже обожествиться. Бог рассматривается в динамике.

Схоласты подразделяли знание на два вида :

  1.  Сверхъестественное, даваемое в откровении (то что имел в виду Бог в библии)
  2.  Естественное, разыскиваемое человеческим разумом. (как человек понял и расшифровал идеи бога)

В схоластике выделяются два противоположных направления : номинализм и реализм.

  1.  Реализм- подлинно существуют на сами вещи, а их понятие- универсалии (ансельм кентерберийский)
  2.  Номинализм- реально существуют лишь сами конкретные вещи, универсалии-имена вещей. (пьер абеляр)

Этапы схоластики:

  1.  Ранняя форма (11-12 вв.)
  2.  Зрелая форма (12-13 вв.)
  3.  Поздняя схоластика (13-14 вв.)

Отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

Теория двух истин : Философия- это свой мир. Теология же- это область божественного, опора на Священное писание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12643. Электричество и магнетизм. Лабораторный практикум по общему курсу физики 4.02 MB
  Косьянов П.М. Клочков А.А. Лабораторный практикум по общему курсу физики раздел Электричество и магнетизм: Методические рекомендации. Нижневартовск: Издво Нижневарт. гуманит. унта 2010. 55 с. В лабораторном практикуме даны описания установок методов измерени
12644. Фрактальные многоугольники и «золотое» сечение 742.59 KB
  Фрактальные многоугольники и золотое сечение Рассматривая разнообразные фракталы возникает интуитивное ощущение их красоты а искусственно построенные из них интригуют чрезвычайной похожестью на многие природные образования. Подобные чувства рождаются и при иссл...
12645. Елементи програмування в MATHCAD 80.5 KB
  Лабораторна робота N 8 Елементи програмування в MATHCAD Мета роботи: вивчення методики програмування у пакеті MATHCAD. Завдання: ознайомитися з наведеною методикою відтворити наведені приклади скласти звіт. На одному аркуші MATHCAD можуть визначатися один або декілька пр
12646. Компютерна математика і математичні пакети. Ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad 1.53 MB
  Лабораторна робота №1 Компютерна математика і математичні пакети Мета роботи: ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad Встановити пакет на ПЕОМ виконати завдання №1 скласти звіт. При використанні обчислювальної техніки встала проблема реалізації алгоритмі
12647. Масиви в Mathcad 1.55 MB
  Лабораторна робота №2 Масиви в Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з масивами в пакеті Mathcad. Завдання: Опрацювати приведені приклади. Вирішити приведені завдання. Скласти звіт. Стовпець чисел називається вектором а прямокутна таблиця чисел матрицею. Зага...
12648. Символьні обчислення в документі Mathcad 1.29 MB
  Лабораторна робота №3 Символьні обчислення в документі Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з символьним процесором системи Mathcad. Завдання : опрацювати наведені приклади скласти звіт. Символьні обчислення в документі Mathcad. Команди що відносяться до робо
12649. Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку Given-Find 67 KB
  Лабораторна робота №4 Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку GivenFind. Мета роботи: навчитись вирішувати системи рівнянь в аналітичному вигляді. Завдання: вирішити за допомогою наведені MATHCAD приклади. Вирішення систем рівнянь MATHCAD здійснює чисельними методам
12650. Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD 127 KB
  Лабораторна робота №5 Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD Мета роботи: навчитись вирішувати оптимізаційні завдання в пакеті MATHCAD Завдання: опрацювати наведені приклади скласти звіт. Оптимізаційні завдання можна розділити на два класи: завдання без...
12651. Чисельне вирішення одного диференціального рівняння 37.5 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне вирішення одного диференціального рівняння. Мета роботи: Навчитися вирішувати диференційні рівняння в пакеті MATHCAD. Завдання: відтворити наведені приклади скласти звіт. MATHCAD 2000 дозволяє без додаткових перетворень чисельно вирішити д