9063

Основные черты и периоды развития средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Основные черты и периоды развития средневековой философии Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римс...

Русский

2013-02-22

22.61 KB

26 чел.

Основные черты и периоды развития средневековой философии

Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия-христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.

Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием:

  1.  Древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции
  2.  Священного писания, определившего религиозную (христианскую) направленность философии средних веков.

Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.

Для средневековой философии характерен теоцентризм-(греч theos-Бог):признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.

  1.  Такая установка обозначается термином «креационизм» (лат. творю, создаю.)
  2.  Еще одна важная черта средневековой философии- «провиденциализм»-история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего-спасение человека.

В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

Патристика

  1.  Патристика включает в себя теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона.  (идеализм, окружающий мир изменчив, реально существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)

Этапы патристики:

  1.  Апологетика (защита)  (2-3 вв.) - оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. Христианство защищается. До 313 года это гонимая религия. Начало этому положил Нерон. Гонения на христиан были потому, что таинства Христа (крещение, причастие) были поняты язычниками как каннибализм (хлеб-плоть, вино-кровь). Христиане собирались тайно. В 313 году император Константин уравнивает христианство с другими религиями.  325 году христианство стало официальной государственной религией Рима. Первые века христиане пытались защищаться, оправдаться. После признания - защита от ереси ,гностицизма.

  1.  Классическая патристика (4-5 вв.) систематизировала христианское учение. Деятельность Аврелия Августина и Дионисия Ареопагита. 5 в.- золотой век патристики.

  1.  Заключительный период (6-8 вв.) стабилизировал догматику.

Смысл апологетики: Христианство не имеет аналогов. С точки зрения античности - недопустимо любить врагов. Христианство- религия любви. Важна вера, но, не имея любви, мы становимся ничем. Но есть параллели античного и христианского : происхождение всего из чего-то одного. Моральный аскетизм. Из этого рождается две мысли. Были апологетики, которые признавали сходство двух традиций. Радикальные апологетики говорили, что истина только у христианства.

Радикалы: Татиан, Теофил, Тертулиан, Арнобий. Татиан :» Бога не знаете, поэтому вы ничтожны. Грехи не приближаются к Богу, они слишком рациональны. Тертулиан - «истина, ибо нелепа».

Первый апологетик - Юстин. У греков была отрывочна истина (противоречие между различными философскими системами)

Юстин: Были христиане до Христа, ибо они жили по логосу. Ближе всех к Христу Платон. К школе Эпикура отношение отрицательное. К скептикам тоже.

Соотношение веры и разума: Тертуллиан: что общего между Афинами и Иерусалимом, академией и церковью? Пропасть между ними.

Но апологеты – конформисты ратуют за синтез разума и церкви. Вера выше знания, но знание ей не мешает.

Апологетика против гностики: Гнозисом нельзя спастись, спасаются только верой.

Проблема теодицеи: « как добрый Бог допустил существование Демиурга (зла)?»

Золотой век патристики: Ориген и Климент Александрийские. (Александрийская школа)

 Климент подводит итог: вера выше знания, но знание не мешает вере. Грекам была дана истина в природе, иудеям в вере, но более всего истины в христианстве.

Ориген-первый неоплатоник в христианстве. Ориген: после конца света исчезнет всякое зло, а сам Сатана будет прощен и вновь станет архангелом. Рассуждения Ориген не приемлемы для христианства.

Тертулиан: Тело бога.

Павел: бог духовен. Победила линия апостола Павла.

Капподакийская школа : Василий Великий и Григорий Богослов. Неоплатоническая линия. Три ипостаси, три неба :

1.небо святого духа (ниже)

2.небо логоса (выше)

3.небо Бога – отца (еще выше)

  1.  Схоластика – это качественно иной тип философствования :средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительные черты: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям. «Схоле»- школа. Северин Боэций- отец схоластики. Проблема существования Бога, соединения свободы воли и Божьего провидения, соотношения сущностей и существования (универсалий и их воплощений в бытии)
  2.  В 9 в. Иоанн Скотт Эриуген (крайний реализм) (не относился к церкви, начало схоластики) трактует творение мира богом:

4 божественные природы:

1.Несотворенная и творящая (Бог)

2.Сотворенная и творящая (о сыне Бога)

3.Сотворенная и не творящая (мир конечных вещей)

4.Несотворенная и не творящая ( Бог как результат творения)

Это тринитарная проблема. На второй стадии был создан и человек, но после грехопадения он сошел в мир вещей. Позже человек должен вернуться к богу и даже обожествиться. Бог рассматривается в динамике.

Схоласты подразделяли знание на два вида :

  1.  Сверхъестественное, даваемое в откровении (то что имел в виду Бог в библии)
  2.  Естественное, разыскиваемое человеческим разумом. (как человек понял и расшифровал идеи бога)

В схоластике выделяются два противоположных направления : номинализм и реализм.

  1.  Реализм- подлинно существуют на сами вещи, а их понятие- универсалии (ансельм кентерберийский)
  2.  Номинализм- реально существуют лишь сами конкретные вещи, универсалии-имена вещей. (пьер абеляр)

Этапы схоластики:

  1.  Ранняя форма (11-12 вв.)
  2.  Зрелая форма (12-13 вв.)
  3.  Поздняя схоластика (13-14 вв.)

Отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

Теория двух истин : Философия- это свой мир. Теология же- это область божественного, опора на Священное писание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54523. My favourite film 272 KB
  What do we usually do in our free time? Well, yes, we read books and magazines, listen to music, walk with our friends and watch TV. So, out lesson will be connected with TV programs, especially with films. We’ll speak about types of films, work over some texts, do different tasks, speak about your favourite films and present your project works.
54524. Meet My Friend 96 KB
  Brother Rabbit took the two carrots to Brother Goat’s house. Brother Goat was not at home. Brother Rabbit put the carrots on the table and went away. Brother Goat saw the carrots on the table and thought; “Oh, what good friend I have. I should be a good friend too. It’s winter now. Brother Rabbit has not got any food to eat. I must help him.” So he ate one carrot, took the other and ran to Brother Rabbit’s house.
54525. My Land 50 KB
  Objectives: to expand students’ vocabulary to involve students into reading, writing, communicative activities, to develop students’ thinking
54526. MY NATIVE LAND-OUR GLORIOUS DONBAS 1.37 MB
  To begin with, I want to draw your attention to the quotation on the blackboard: He, who loves not his land, can love nothing. These wonderful words belong to the great poet G.G. Byron. His love to his land was deep and passionate. He could not imagine his life without his Highlands. He was so devoted to it, for him there was nothing like his Homeland. I think these Byron's words can be the motto of our lesson.
54527. MY SCHOOL LIFE 66.5 KB
  Do you know what schools are in Great Britain. Let`s watch the video about schools in England and while watching write down the number of the pictures 1-7 in the order that you see them and write a subject under each picture.
54528. Я і мистецтво 44.5 KB
  Обладнання: музичні інструменти: фортепіано акордеон скрипка флейта труба бубен ложки барабан маракаси трикутник; фотоілюстрації виставка дитячих робіт схема роздатковий матеріал. Розширити знання про музичні інструменти і відчути тембровий колорит музичних інструментів.Струнні інструменти. У народі всім відомі далеко не нові Інструменти дерев яні струнні – щипкові.
54529. На фірмі: працевлаштування 247 KB
  Objectives: to systemtize students’ knowledge concerning the presenttion of firm nd its produce rules nd procedure of pplying for job; to expnd their vocbulry on the topic discussed; to develop students’ listening nd speking skills. Boss So the problem we re going to discuss tody is job nd job hunting. No doubt good job nd good position we’d like to hve re of immense importnce for nybody since it is gret chnce for selfdetermintion nd mking creer for providing wellbeing for ourselves nd our fmilies. I hope you re redy nd eger to...
54530. Капитализм и становление классической школы в экономической теории 17.64 KB
  Бабайцевой Используемое оборудование: Презентация Односоставные предложения Краткое описание: Урок русского языка в 8 классе Односоставные предложения Автор: Иванова Татьяна Николаевна Г. Какая ночь Внимательно рассмотрите эти предложения. Что мы уже знаем Двусоставные предложения. числа инфинитив Чего мы ещё не знаем Односоставные предложения.