90634

ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Курсовая

Педагогика и дидактика

Структура организаторской деятельности и ее особенности Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности Технология организации развивающих видов деятельности школьников...

Русский

2015-06-09

195 KB

2 чел.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проектирование системы занятий по теме:

 «ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»


ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.

ВВЕДЕНИЕ

5

ГЛАВА I Теоретические основы темы (реферативная работа)

6

Введение

6

Основная часть

6

Заключение

13

ГЛАВА II Разработка учебно-методических материалов по предмету

15

§ 1

Тематическое планирование учебной темы

15

§ 2

Поурочные планы – конспекты занятий

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Кр2011.02.235.087

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Разработал

Давтян

Г. П.

Проектирование системы занятий по теме

Лист

Листов

Проверил

Фролов В.В.

4

22

СПбГУ КФК и ЭТ

Н. Контр.


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашей страны есть острая необходимость в квалифицированных специалистах. Ситуация нехватки профессиональных кадров наблюдается и в области образования.

Актуальность данной работы определяется модернизационными процессами, происходящими в современном обществе, реформированием системы образования.

Целью выполнения курсовой работы является систематизация знаний, полученных на занятиях по педагогике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть вопросы воспитания и обучения с точки зрения современного подхода к образованию;

Применить на практике полученные знания в области инновационной педагогики;

Разработать документацию для обеспечения учебного процесса по педагогике.

Структура курсовой работы отражена в оглавлении, имеет вариативный характер и предполагает наличие двух глав.

В первой главе будет выполнен обзор темы варианта в виде реферативной работы.

Вторая глава, являясь практической, посвящена разработке системы занятий по теме, составлению тематического планирования и написанию подробных планов – конспектов.

Для тематического планирования и разработки планов – конспектов взят за основу учебник В.А. Сластенина. В качестве дополнительных учебников для подготовки преподавателя к занятию мы возьмём учебники П.И. Пидкасистого, О.Ю. Ефремова, И.П. Подласова и И.Ф. Харламова.


Глава
I. Теоретические основы темы (реферативная работа)

Технология осуществления педагогического процесса

Введение

   Я расскажу о технологии осуществления педагогического процесса.

В моём докладе поставленная тема раскрывается через освещение следующих вопросов:

1) Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

2) Структура организаторской деятельности и ее особенности.

3) Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.

4) Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.

5) Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

6) Технология организации развивающих видов деятельности школьников.

7) Технология организации коллективной творческой деятельности.

Основная часть

    Начиная рассмотрение данной темы, в первую очередь необходимо сказать о понятие, о технологии осуществления педагогического процесса.

    Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. 

     Далее, необходимо рассмотреть вопрос об структуре организаторской деятельности и ее особенности.

    Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. По этому выражению В.Г. Колинская «Воспитание великое дело: им решается участь человека». А об общечеловеческом значении воспитания ещё у А.Я. Команского: «Пренебрежение воспитание есть гибель людей, семей, государств, и всего мира»1.
    
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
· усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
· подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
· определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
· распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
· внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
· учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
· определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
· работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
· итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И. Уманский).

   

   «Я – творец Мира, и это самое главное во мне. Во всё, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира»*1.

    

   «Если не воспитать человека, то лучше его не учить. Он меньше принесёт вреда». А философ И.А. Ильин ещё более категоричен: «Образование без воспитания не развивает и портит человека, ибо даёт в его распоряжение выгодные возможности, техническими умениями, которыми он бездуховный, бессовестный и бесхарактерный начинает злоупотреблять».

     Далее, необходимо рассмотреть вопрос о видах деятельности детей и общих технологических требованиях к их организации.

    Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
    
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. 
    
Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
· познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
· трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде само обслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
· художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
· спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;
· общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
· ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта фор · ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;
· коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

    Далее, необходимо рассмотреть вопрос об учебно-познавательной деятельности и технологии ее организации.

    Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
    
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:
· пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
· активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
· организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи и осуществляется взаимодействие учащихся с объектом деятельности и познания и формируется обобщенное умение подходить к решению любой задачи2. 
    
Технология организации усвоения урочной темы. 
Раскроем технологию организации усвоения урочной темы через задачи, решаемые на каждом этапе:
· изучение нового материала: ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений;
· закрепление: первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового учебного материала и установление уровня усвоения;
· домашняя работа: вторичное повторение учебного материала урочной темы - повторение и осмысление учебного материала урочной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения урочной темы;
· приговор содержания урочной темы: актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний; еще одно повторение знаний, которые приобретаются в результате изучения урочной темы;
· фронтальное повторение: актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах урочной темы; организация тематического повторения (выделение главного, обобщение учебного материала, установление закономерностей); организация итогового повторения (в пределах всех учебных тем, которые уже пройдены).

    Далее, необходимо рассмотреть вопрос о ценностно-ориентационной деятельности и ее связи с другими видами развивающей деятельности.

    Своеобразие ценностно-ориентационной деятельности поэтому состоит в том, что она направлена на установление отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.
    
Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников. Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. 
    
Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне.
    
Общественная деятельность, как и ценностно-ориентационная, не ведет к чисто внешним результатам, она изменяет внутренний облик воспитанника, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности.

    Далее, необходимо рассмотреть вопрос о технологии организации развивающих видов деятельности школьников.

    Технология организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников. Человек начинается с саморазвития, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию. Вся сущность школьного образования и воспитания заключается в саморазвитии, в самообразовании, самовоспитании. А.Г. Спиркин отмечал, что субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значимость для себя. Именно это определяет различие познавательной и оценочной деятельности сознания3. Внешняя природа, как и вся жизнь даёт организму человека лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность только собственная*1.
    
При рефлексивном управлении, считают Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, речь должна идти не о прямом управляющем воздействии, а о передаче субъекту деятельности "тех оснований", из которых он мог бы выводить собственные решения. В то же время рефлексивное управление не может быть реализовано, если педагог не будет отражать картину внутреннего мира воспитанника, понимать его ожидания и интересы, разделять его заботы и радости. Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности.

    Заканчивая рассмотрение темы технология осуществления педагогического процесса, нельзя не сказать о технологии организации коллективной творческой деятельности.

    Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Научить ребёнка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства… Но главное заключается не в этом. Главное – в том, чтобы с этим умением считать ребёнок не стал… обсчитывать». М.С. Каган выразился еще более определенно: он считает, что человеку для сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о социально полезном, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать4.

    Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

«Поведение – зеркало ,в котором каждый показывает свой лик».

«Человек есть ни что иное, как ряд его поступков».

    

Заключение

    Рассмотрев тему технология осуществления педагогического процесса мы можем сделать следующие выводы:

-Во-первых, мы проанализировали понятие о технологии осуществления педагогического процесса;

-Во-вторых, мы узнали о структуре организаторской деятельности и ее особенности;

-В-третьих, мы узнали о видах деятельности детей и общих технологических требований к их организации;

-В-четвёртых, мы проанализировали учебно-познавательную деятельность и технологию ее организации;

-В-пятых, мы узнали о ценностно-ориентационной деятельности и ее связи с другими видами развивающей деятельности;

-В-шестых, мы проанализировали технологию организации развивающих видов деятельности школьников;

-В-седьмых, мы познакомились с технологией организации коллективной творческой деятельности.


Глава
II. Разработка учебно-методических материалов по предмету

§1. Тематическое планирование учебной темы

Важную роль в организации работы учителя играет планирование.

Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Тему «Технология осуществления педагогического процесса» целесообразно рассмотреть на занятиях, изучению нового материала отводится 6 занятий, на закрепление 2 занятия, проверке и контролю знаний отводится 2 занятия. Надо отметить, что 4 занятия по изучению нового материала проводятся в виде комбинированных.

Основным учебником для подготовки домашнего задания был определен учебник В.А.Сластенина  «Педагогика».

         Источниками для подготовки преподавателя послужили:

1.   В.А.Сластёнин, Педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576с.;

2.   Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для

     вузов/   И. П. Подласый;

 3.  П.И.Пидкасистый, Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576с.

При проведении занятий подразумевается использование следующих материальных средств обучения:

Учебник, мел, доска;

Лист, ручка;

Конспекты, тетрадь.

Исходя из структуры изучаемого материала его целесообразно разделить на следующие смысловые блоки:

1)Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

2) Структура организаторской деятельности и ее особенности.

3) Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.

4) Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.

5) Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

6) Технология организации развивающих видов деятельности школьников.

7) Технология организации коллективной творческой деятельности

Между блоками подразумевается проведение занятий по закреплению, проверке и контролю, а так же по повторению и обобщению изученного материала.

Итоговый контроль знаний по теме предусматривается в виде письменного зачёта.

Тематическое планирование (приложение А) является отправным документом при разработке поурочных планов-конспектов занятий.

      §2. Поурочные планы–конспекты занятий

Система занятий – это совокупность уроков разных типов, расположенных в определенной иерархии и подчиненных общей конечной цели.

Кроме того, система уроков обладает свойствами, присущими понятию «система», а именно состоит из элементов не противоречащих и дополняющих друг друга, являющих единое целое.

Разработка системы занятий по теме «Технология осуществления педагогического процесса»  начата с составления тематического плана, рассмотренного в первом параграфе данной главы.

Во втором параграфе основной задачей является рассмотрение структуры каждого запланированного занятия и обоснование того или иного выбора методов, приемов и средств обучения, позволяющих достичь максимальный обучающий эффект.

Отобранная информация для всестороннего рассмотрения изучаемой темы была распределена на 7 занятий.

Первое занятие.  Его тема «Понятие о технологии осуществления педагогического процесса».

Тип занятия – объяснение нового материала.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: углубить знания по теме «Детские общественные объединения как институт воспитания»;

2.Коррекционно-развивающая: умение слушать лекцию, достигаемая на занятии учеником внимательности и сосредоточенности;

3.Воспитательная: творческое отношение к труду.

Средствами обучения на этом занятии выступают учебник и тетрадь.

Второе занятие. Его тема «Структура организаторской деятельности и ее особенности».

Тип занятия – комбинированное занятие.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: актуализировать знания по теме «Классный руководитель и педагогический коллектив»;

2.Коррекционно-развивающая: творческая инициатива, достигаемая на занятии путём работы в группах;

3.Воспитательная: честность и правдивость.

Средствами обучения на этом занятии выступают доска и тетрадь.

Третье занятие. Его тема закрепление материала

Тип занятия – закрепление материала.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: повторение, которая достигается на занятии через повторение пройденной темы;

2.Коррекционно-развивающая: развивать коммуникабельность;

3.Воспитательная: товарищеская взаимопомощь.

Средства: тетрадь, ручка.

Четвёртое занятие. Его тема «Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации». Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.

Тип занятия: комбинированное

Задачи занятия:

1.Образовательная: изучение нового материала и представление связи между новой и ранее изученной темы;

2.Коррекционно-развивающая: умение связывать темы между собой ;

3.Воспитательная:  развитие мышления.

Оборудование: мел , доска , конспект.

Пятое занятие. «Его тема ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности».

Тип занятия – закрепление материала.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: повторение, которая достигается на занятии через повторение пройденной темы;

2.Коррекционно-развивающая: умение вести конспект;

3.Воспитательная: товарищеская взаимопомощь, решаемая с помощью помочь своим товарищам в трудный момент.

Оборудование: тетрадь, ручка.

Шестое занятие. Его тема обобщение и систематизация знаний.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Задачи занятия:

1.Образовательная: повторение и представление связи между данной и ранее изученной темами ,подготовка к контрольной ;

2.Коррекционно-развивающая: умение связывать темы между  собой ;

3.Воспитательная: развитие мышления.

Оборудование: работа с конспектами

Седьмое занятие. Проверка и контроль знаний

Тип занятия: контроль знаний

Задачи занятия:

1.Образовательная: проверка знаний за пройденный курс ;

2.Коррекционно-развивающая: проверка памяти и мыслительных способностей;

3.Воспитательная: воспитать чувство ответственности .

Оборудование: двойной лист

Восьмое занятие. 


                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью выполнения курсовой работы являлась систематизация знаний, полученных на занятиях по Педагогике.

Для достижения поставленной цели мы определили и решили следующие задачи:

1) Рассмотрели вопросы воспитания (обучения) с точки зрения современного подхода к образованию;

2) Применили на практике полученные знания в области инновационной педагогики;

3) Разработали документацию для обеспечения учебного процесса по Педагогике.

В первой главе был выполнен обзор темы варианта «Технология осуществления педагогического процесса» в виде реферативной работы. При выполнении были сделаны следующие выводы:

-Во-первых, мы проанализировали понятие о технологии осуществления педагогического процесса;

-Во-вторых, мы узнали о структуре организаторской деятельности и ее особенности;

-В-третьих, мы узнали о видах деятельности детей и общих технологических требований к их организации;

-В-четвёртых, мы проанализировали учебно-познавательную деятельность и технологию ее организации;

-В-пятых, мы узнали о ценностно-ориентационной деятельности и ее связи с другими видами развивающей деятельности;

-В-шестых, мы проанализировали технологию организации развивающих видов деятельности школьников;

-В-седьмых, мы познакомились с технологией организации коллективной творческой деятельности.

Во второй главе была разработана и обоснована система занятий по теме и составлено тематическое планирование, написаны и проанализированы планы–конспекты занятий.

Для тематического планирования и разработки планов–конспектов был взят за основу учебник В.А.Сластенина. В качестве дополнительных учебников для подготовки преподавателя к занятию взяты учебники П.И. Пидкасистого,
О.Ю. Ефремова, И.П. Подласова и И.Ф. Харламова.

Были разработаны презентации для каждого занятия темы.

Результаты работы могут найти своё применение на практике при проведении занятий по технологии «лектор».

Все поставленные задачи при выполнении курсовой работы были решены, цель работы достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество россии, 2008. -576с;
  2.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»);
  3.  Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПБ.: Питер, 2012. – 256 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»);
  4.  Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА – М, 2009. – 208 с. – (Профессиональное образование);
  5.  Подласый И.П. Педагогика :учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с. – (Основы наук);
  6.  Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008. – 208 с. – (Профессиональное образование);
  7.  Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ В.А Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с;
  8.  Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по дисциплине ПЕДАГОГИКА


п/п

Наименование темы и краткое содержание занятия (перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на занятии)

Количество
часов

Тип занятия

Материальное

обеспечение
занятия

Литература

Домашнее задание

Технология осуществления педагогического процесса

2

Объяснение нового материала

Доска, мел, учебник, тетрадь.

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

Стр. 532

Структура организаторской деятельности и ее особенности

2

Комбинированное

Конспекты с предыдущих занятий.

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

Стр. 533-535

Виды деятельности детей и общие технологические требования к их

организации       

2

Закрепление материала

мел, доска, конспект с ранее написанной темой

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

Стр. 536-540

Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации

2

Комбинированное

доска, мел, учебник

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

Стр. 541-545

5

Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности

2

Закрепление материала

работа с конспектами

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

Стр. 546-550

6

Обобщение и систематизация знаний.

2

объяснение нового материала

Доска, мел, учебник, тетрадь.

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

7

Технология организации развивающих видов деятельности  школьников 

2

Комбинированное

Доска, мел, учебник, тетрадь.

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый

Стр. 551-552

8

Технология организации коллективной творческой деятельности

2

Контроль знаний

Двойной лист

В.А.Сластенин ;

И.Ф.Харламов ;

П.И.Пидкасистый


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Поурочные планы – конспекты занятий

Поурочные планы – конспекты занятий

Комбинированное занятие

Номер занятия: 1

Тема: технологии осуществления педагогического процесса.

Тип занятия – объяснение нового материала.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: углубить знания по теме «Детские общественные объединения как институт воспитания»;

2.Коррекционно-развивающая: умение слушать лекцию;

3.Воспитательная: творческое отношение к труду.

Средствами обучения на этом занятии выступают учебник и тетрадь.

Ход занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие , отметить в журнале присутствующих и отсутствующих

2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Написать название лекции на доске «Детские общественные объединения в воспитательной системе школы».

3.Сообщение нового материала:

1) «Понятие о технологии осуществления педагогического процесса»

(устно)

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. 

2) «Структура организаторской деятельности и ее особенности»

(под запись)

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми.

4.Закрепление полученных знаний:

Повторить основные понятия и спросить желающего по вопросам данным в конце параграфа учебником.

5.Подведение итогов:

д/з.

        Номер занятия: 2

Тема: структура организаторской деятельности и ее особенности

Тип занятия – комбинированное занятие.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: актуализировать знания по теме;

2.Коррекционно-развивающая: творческая инициатива;

3.Воспитательная: честность и правдивость.

Средствами обучения на этом занятии выступают доска и тетрадь

Ход занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие , перекличка.

2.Проверка домашнего задания:

Проверка д/з.

3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Записать название темы: «структура организаторской деятельности и ее особенности»

4.Сообщение нового материала:

1) «Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации»

(под запись)

а) Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
         
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.

б) (под запись)

 На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
· познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
· трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
· художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
· спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;
· общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
· ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта фор · ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;
· коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

5.Закрепление изученного материала:

Вопросы:

Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации?

6.Подведение итогов:

Выставление оценок по устным вопросам.

Номер занятия: 3

Тема: закрепление материала

Его тема закрепление материала

Тип занятия – закрепление материала.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: повторение;

2.Коррекционно-развивающая: развивать коммуникабельность;

3.Воспитательная: товарищеская взаимопомощь.

.

Ход занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие , перекличка.

2.Проверка домашнего задания:

Выборочный опрос  на вопрос

3.Подготовка учащихся к закреплению пройденного материала:

Просмотреть и повторить ранее изученный материал

5.Закрепление полученных знаний:

Задание:

1.Понятие о технологии осуществления педагогического процесса;

2.Структура организаторской деятельности и ее особенности.

6.Подведение итогов:

Выставление оценок за устный опрос.

Шаблон по комбинированному занятию.

Номер занятия: 4

Тема:  Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.

Тип занятия: комбинированное

Задачи занятия:

1.Образовательная: изучение нового материала и представление связи между новой и ранее изученной темы;

2.Коррекционно-развивающая: умение связывать темы между собой ;

3.Воспитательная:  развитие мышления.

Оборудование: мел , доска , конспект.

                                                         Ход занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие , перекличка

2.Проверка домашнего задания:

Проверка конспекта и наличия оценки за устный опрос

3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Записать название темы : Семья как специфическая педагогическая система

4.Сообщение нового материала:

1) «Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации»

(под запись)

а) Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
         
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.

б) (под запись)

 На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
· познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
· трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
· художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
· спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;
· общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
· ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта фор · ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;
· коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

«Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации»

а) (под запись)             

Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

б) (устно)

Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:
· пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
· активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
· организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

2) Технология организации усвоения урочной темы.

 (устно)
Раскроем технологию организации усвоения урочной темы через задачи, решаемые на каждом этапе:
· изучение нового материала: ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений;
· закрепление: первичное повторение содержания материала; организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания учащимися нового учебного материала и установление уровня усвоения;
· домашняя работа: вторичное повторение учебного материала урочной темы - повторение и осмысление учебного материала урочной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы; дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения урочной темы;
· проговор содержания урочной темы: актуализация знаний и умений через словесное повторение; формирование навыка устных высказываний; еще одно повторение знаний, которые приобретаются в результате изучения урочной темы;
· фронтальное повторение: актуализация знаний и умений, выделение главного в пределах урочной темы; организация тематического повторения (выделение главного, обобщение учебного материала, установление закономерностей); организация итогового повторения (в пределах всех учебных тем, которые уже пройдены).

5.Закрепление изученного материала:

Вопросы:

Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации ?

6.Подведение итогов:

Выставление оценок по устным вопросам.

Номер занятия: 5

Тема: ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности

Тип занятия – закрепление материала.

При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная: повторение;

2.Коррекционно-развивающая: умение вести конспект;

3.Воспитательная: товарищеская взаимопомощь.

Оборудование: тетрадь, ручка.

Ход занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие, перекличка.

2.Проверка домашнего задания:

Проверка домашнего задания, выставление оценок.

3.Подготовка учащихся к закреплению пройденного материала:

Просмотреть и повторить ранее изученный материал

5.Закрепление полученных знаний:

Рассказать :

1.Технология организации усвоения урочной темы;

2. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса;

3. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации

6.Подведение итогов:

Выставление оценок за устный опрос.

Номер занятия: 6

Тема: Обобщение и систематизация знаний.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Задачи занятия:

1.Образовательная: повторение и представление связи между данной и ранее изученной темами;

2.Коррекционно-развивающая: умение связывать темы между  собой ;

3.Воспитательная: развитие мышления.

Оборудование: работа с конспектами.

Ход занятия

1.Организационный этап:

Приветствие , перекличка

2.Подготовка учащихся к усвоению материала:

Написать темы с которыми предстоит работать :

1)Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

2) Структура организаторской деятельности и ее особенности.

3) Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.

4) Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.

5) Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

6) Технология организации развивающих видов деятельности школьников.

7) Технология организации коллективной творческой деятельности

3.Сообщение материала:

Подготовка по ранее изученным темам

4.Закрепление изученного материала:

Опрос по данным темам

5.Подведение итогов:

На следующий урок контрольная работа по данным вопросам

Номер занятия:7

       Тема: Технология организации развивающих видов деятельности  школьников

   Тип занятия: комбинированное

Задачи занятия:

1.Образовательная: углубить знания по теме «Школа как педагогическая система и объект научного управления»

2.Коррекционно-развивающая: умение слушать лекцию;

3.Воспитательная: творческое отношение к труду.

Оборудование: учебник и проектор.

Ход занятия.

1.Организационный этап:

Приветствие , отметить в журнале присутствующих и отсутствующих

2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Написать название лекции на доске

3.Сообщение нового материала:

Устно:  

 Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены работы В.М. Коротова, А.Ю. Гордина и других исследователей.

Овладевая конкретной технологией организации развивающих видов деятельности детей, важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип 

Под запись:

Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Однако оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций.

Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода организации деятельности детей, нужно отметить, ссылаясь на С.Л. Рубинштейна, что извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой связи они не всегда могут быть приемлемы [2]. Это означает, что в условиях педагогического процесса требование должно рассматриваться только в контексте так называемого рефлексивного управления.

Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.

  4.Закрепление полученных знаний:

Повторить основные понятия и спросить каждого

Номер занятия: 8

Тема: Технология организации коллективной творческой деятельности.

Тип занятия: контроль знаний

Задачи занятия:

1.Образовательная: проверка знаний за пройденный курс;

2.Коррекционно-развивающая: проверка памяти и мыслительных способностей;

3.Воспитательная: воспитать чувство ответственности .

Оборудование: двойной лист

Ход занятия

1.Организационный этап:

Приветствие , перекличка

2.Подготовка учащихся к написанию контрольной работы:

Написать вопросы на доске , разделить класс на варианты

3.Написание контрольной работы:

Вопросы и задания:

1ый вариант:

1. В чем сущность технологии осуществления педагогического процесса?

2. Каковы роль и место организаторской деятельности в структуре педагогической деятельности?

3. Назовите структурные компоненты организаторской деятельности педагога.

4. Дайте характеристику основных видов деятельности детей.

5. Каковы общие технологические требования к организации деятельности детей?

2ой вариант:

1. Раскройте технологию организации учебно-познавательной деятельности.

2. В чем специфика ценностно-ориентировочной деятельности?

3. Какова технология организации развивающих видов деятельности школьников?

4. В чем сущность коллективной творческой деятельности?

5. Раскройте технологию организации коллективной творческой деятельности детей на конкретном примере.

4.Подведение итогов:

Проверка работ и выставление оценок.

1 стр. 416 , М. 2008

2 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина


. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Стр 543

3 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина


. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Стр. 546

4 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина


. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Стр. 546


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9189. jQuery - библиотека JavaScript, фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML 34.95 KB
  JQuery jQuery - фокусирующаяся на взаимодействии JavaScript и HTML. Библиотека jQuery помогает легко получать доступ к любому элементу DOM, обращаться к атрибутам и содержимому элементов DOM, манипулировать ими....
9190. Використання бібліотек. Поєднання клієнтських та серверних сценаріїв у рамках технології AJAX 47.5 KB
  Використання бібліотек. Поєднання клієнтських та серверних сценаріїв у рамках технології AJAX Мета роботи - розглянути взаємодію серверних та клієнтських технологій, ознайомитися з перевагами та недоліками використання технології AJAX. Визначит...
9191. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФРАЗ ИЗ ТЕКСТА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ 1.95 MB
  Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России..
9192. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе 23.94 KB
  Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культу...
9193. Сущность, структура и функции процесса обучения 26.41 KB
  Сущность, структура и функции процесса обучения Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владе...
9194. Структура педагогической деятельности 26.3 KB
  Структура педагогической деятельности Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (пл...
9195. Цели, содержание и структура непрерывного образования 16.62 KB
  Цели, содержание и структура непрерывного образования Образование - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения...
9196. Эмоционально-волевая сфера личности 27.6 KB
  Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...
9197. Усі уроки української літератури 5 клас 3.75 MB
  ПЕРЕДМОВА Чи люблять, чи хочуть діти вчитися? Чи цікаво їм на уроках? Яких уроків вони чекають? Якими задоволені? Звичайно, на ці та аналогіч­ ні питання однозначно відповісти важко. Проте зрозуміло: сірі, одно­ манітні, нецікаві уроки викличуть не ...