90651

Социальный портрет современного выпускника

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Характеристика респондентов, участвовавших в социологическом опросе Социальные предчувствия выпускников школ начала XXI века Основные аспекты социализации выпускников: отношение к учебе и школе, образовательные планы и профессиональные ориентации Становление гражданской позиции: характеристика старшеклассника как гражданина...

Русский

2015-06-09

562.5 KB

1 чел.

PAGE  - 2 -

Социальный  портрет современного выпускника
Содержание

Введение

  1.  Характеристика респондентов, участвовавших в социологическом опросе
  2.  Социальные предчувствия выпускников школ начала XXI века
  3.  Основные аспекты социализации выпускников: отношение к учебе и школе, образовательные планы и профессиональные ориентации
  4.  Становление гражданской позиции: характеристика старшеклассника как гражданина

Заключение

Литература

Приложение 1. Анкета для старшеклассников

Приложение 2. Опросные листы

Приложение 3. Диаграммы показателей социализации


Введение

Современный выпускник – кто он? Ответ на этот вопрос нельзя дать сразу. Нужно проанализировать многие характеристики, описывающие нынешнего выпускника, определенные социально-экономические условия современной России, для того чтобы попытаться ответить на него. И только после этого, возможно, мы увидим портрет современного выпускника, его социальные потребности и возможности, его отношение ко всему его окружающему. Ведь как много зависит от того, какой выйдет выпускник из стен своей школы, с какими знаниями и умениями он вступит во взрослый мир, и в частности как поведет себя на рынке труда. Придет ли он уже сформировавшимся в своих целях и желаниях? От того насколько он будет граждански и социально сформирован, зависит то, сколько он привнесет в развитие нашей страны.

С начала 2000-х годов началась реализация профильного образования. Несомненно, что профильное обучение дает другое образование, следовательно, меняются качественные характеристики выпускника. Так с какими результатами выйдет выпускник профильных классов? С какими трудностями он столкнется в новой для него образовательной ситуации. Будет ли он отличатся от выпускника прошлых лет? Сейчас об этом трудно сказать, и мы только можем предположить что с изменением социальной, политической и экономической обстановке в стране взгляды выпускника изменились. Измениться могут и потребности выпускника, в связи с профилизацией образования.

Цель данной работы определяется как создание социального портрета современного выпускника.

Задачи:

  1.  Изучить теоретическую базу социологического исследования по данной теме.
  2.  Разработать содержание анкет для проведения исследования.
  3.  Проанализировать полученные в ходе анкетирования данные, сопоставить их с данными опроса 2002 г., выявить произошедшие изменения и составить социальный портрет выпускника.
  4.  Выявить результаты и текущие проблемы профильного обучения.

Объектом анализа являлись результаты реализации профильного обучения за период с 2005 по 2007 гг.

Предмет исследования – показатели социализации выпускников профильных классов образовательных учреждений города Лангепаса (отношение к будущему страны, школы, планы относительно дальнейшего обучения, гражданская позиция).

В итоге проделанной работы учителя смогут  увидеть в социальном портрете:

  •  Современный уровень социализации выпускников.
  •  Основные проблемы при работе с учащимися.
  •  Потребности и потенциальные возможности выпускников.
  •  Основные направления социализации выпускников.
  •  Перспективы своей работы.

Родители смогут увидеть:

  •  Современный уровень социализации выпускников.
  •  Потребности и потенциальные возможности своего ребенка.
  •  Основные направления социализации выпускников.
  •  Перспективы своих взаимоотношений с будущим студентом.

Методами исследования стали социологический опрос и анализ анкет. Исследование проводилось на основе работы 2000 года Ишбаева М.М., Ниязова И.К., Ходакова А.И. «Старшеклассник – 2000. Региональный портрет (Социально-педагогический очерк)».


1. Характеристика респондентов,

участвовавших в социологическом опросе

В ходе проведенного социологического мониторинга были опрошены:

  •  25 учащихся 11-х классов МОУ «СОШ  №1»;
  •  21 учащихся 11-х классов МОУ «СОШ  №2»;
  •  45 учащихся 11-х классов МОУ «СОШ  №3»;
  •  47 учащихся 11-х классов МОУ «Гимназия №6».

Общее количество учащихся профильных 11 классов в городе Лангепасе составляет 160 человек. Из них было опрошено 138 учащихся. Среди опрошенных старшеклассников 44 % составляли юноши и 56 % девушки. В выборке опрошенных 12 % учащихся проживали в неполных семьях (18,3 % для выборки 2000 года Нижневартовского района; для 2002 года 25 %)1. За последние 7 лет этот показатель уменьшается, что говорит о стабилизации семейного благополучия, и о том, что внутренняя политика государства, национальные проекты, способствуют укреплению института семьи. Положительная динамика, объясняется еще и тем, что в последние годы развития экономика страны претерпевает рост, что сказывается на уровне жизни семьи.

Единственным ребенком в семье в рассматриваемых выборках оказались 23% респондентов (18,3 % для выборки 2000 года Нижневартовского района, для 2002 года 7 %)2, 77% имеют брата или сестру и 40 % семей имеют трех или четырех детей.

Примерно у 65 % учащихся, возраст родителей колеблется в пределах 40 – 50 лет, у 28 % возраст родителей колеблется в пределах 35 – 40 лет, у 7 % учащихся, возраст родителей свыше 50 лет.

В каких сферах труда заняты родители старшеклассников?

Таблица 1.

Занятость родителей по сферам деятельности (в %)

Профессии гуманитар-ной сферы (юрист, врач, психолог, переводчик)

Профессии педагоги-ческой сферы (учитель, преподава-тель, воспитатель)

Профессии финансово-экономи-ческой сферы (экономист, бухгалтер и др.)

Профессии производ-ственно-технической  сферы (инженер, строитель, производ=ственник и др.)

Профессии сферы услуг (торговля, бытовое обслуживание и др.)

Профессии военно-охранной и спортивной  сферы

отец

мать

отец

мать

отец

мать

отец

мать

отец

мать

отец

мать

2002 год

-

37

5

16

-

16

76

21

14

11

5

-

2007 год

-

10

2,5

22,5

-

20

70

27,5

27,5

20

-

-

Из приведенных данных следует, что самую многочисленную группу родителей составляют представители производственно-технической  сферы (70 % отцов и 27,5 % матерей). Из отцов никто не работает в гуманитарной и небольшой процент в педагогической сфере и приоритет здесь принадлежит матерям (соответственно 10 % и 22,5 %).

Среди родителей опрошенных отсутствуют лица, занятые в сфере науки, искусства, военно-охранной сфере и спорта. По сравнению с 2002 годом увеличилось количество родителей, работающих в педагогической сфере (матери), производственно-технической (матери), сфере услуг (отцы и матери).

Таблица 2.

Контингент исследуемых учащихся многонационален (кол-во)

Национальность

2002 год

2007 год

Мать

Отец

Мать

Отец

Русские

52

54

30

24

Белорусы

8

9

5

3

Украинцы

12

18

7

4

Татары

24

18

12

12

Башкиры

4

-

1

-

Армяне

-

-

2

1

Лезгины

-

-

2

3

Даргины

-

-

1

1

Таджики

-

-

1

1

Азербайджанцы

-

-

1

-

Чуваши

-

-

1

1

Молдоване

-

-

1

-

Немцы

-

-

1

-

Талаши

-

-

-

1

Поляки

-

-

-

1

Черкесы

-

-

-

1

Родители в своем большинстве являются русскими, украинцами, татарами по национальности.


2. Социальные предчувствия выпускников школ начала
XXI века

События мирового и внутриполитического масштаба, происходящие в последнее время, влияют на каждого человека по-разному. И сегодня, когда в нашей стране начинают развиваться в полной мере  все сферы жизни общества, каждый человек сам выбирает каким образом простраивать свою жизнь и какие шаги предпринимать, для того чтобы не беспокоиться о своем будущем.

От того, каким нынешнее подрастающее поколение видит уровень развития нашей страны и какие перспективы ее дальнейшего развития, зависит характер их практических действий в будущем и отношение к существующей реальности.

В ходе исследования сделана попытка выявить наиболее доминирующие ожидания старшеклассников и оценить степень их социального оптимизма относительно будущего России. Вопросы не были направлены на то, чтобы увидеть четкое их отношение. Старшеклассникам была дана возможность отметить как положительные, так и отрицательные суждения о дальнейшем развитии нашей страны. Что обуславливает более правдивое отношение к данному вопросу.  Результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3

Вопрос 1: Как Вы считаете, что принесет положительного грядущий XXI век для нашей страны?

Группа

Распределение ответов

Оптимисты

60%

Пессимисты

40%

Как видно из этой таблицы, оптимистическое видение преобладает над пессимистическим. Скорее всего, это связано с тем, что старшеклассники еще не в полной мере понимают и осознают существующую ситуацию в стране и концепцию ее развития в будущем. Возможно, это связано с тем, что программы, реализуемые в образовательных учреждениях, не закладывают личное отношение к окружающей его реальности и отношение к проводимым в стране реформам. Ведь именно школа существенно влияет на становление и развитие личности старшеклассника. Еще одно объяснение данным показателям можно найти в том, что не далеко ушло то время, когда родители опрашиваемых старшеклассников ощутили всю «прелесть» постперестроечной эпохи: дефицит товаров, отсутствие гарантий в завтрашнем дне, социальные и бытовые неурядицы, и возможно совершенно не осознанно их социальный пессимизм переходит к моим сверстникам.

По сравнению с опросом 2002 года количество оптимистов увеличилось, а пессимистов уменьшилось с 4 2% до 40 %. Возможно, объяснениями этого изменения является то, что профильное обучение, введенное в 2005 – 2006 учебном году дало определенные гарантии поступления в вузы и выбора дальнейшего профессионального пути. Кроме того, изменились и социально-экономические условия в регионе, стране, был введен ЕГЭ, который, повысив уровень требований к обученности выпускников, ужесточив условия приема в вузы, вызвал повышение ответственности старшеклассников к своему образованию.

Таблица 4.

Распространенность конкретных пессимистических ожиданий (в %)

Пессимистические ожидания

Старшеклассники

2002 год

2007 год

1. В течение следующего века может ухудшиться материальное положение значительной части населения России.

11

9,2

2. Думаю, что в жизни большинства людей нашей страны в XXI веке отрицательное будет то же, что и в прошедшие времена.

6

6,3

3. В нашем обществе, по всей видимости, усилится социальное неравенство: с одной стороны, станет больше богатых, с другой - бедных.

10

16,6

4.  Скорее всего, в нашей стране будет наблюдаться рост насилия, произвола, преступности.

17

17,8

5. Можно предположить, что в нашей стране будет крайне сложно достичь материального благополучия честным трудом.

17

10,3

6. В наступающие времена для значительной части российских граждан станет недоступным хорошее медицинское обслуживание

10

5,7

7. Предполагаю, что на протяжении нового века наша экономика неоднократно будет переживать спады и кризисы

6

6,3

8. Полагаю, что в будущем веке в российском обществе станет больше конфликтов, противоборства, взаимной вражды

5

6,3

9. Думаю, что в нашей стране людям будет все труднее найти достойную работу, реализовать себя в профессиональной сфере

13

13,8

10. Убежден, что в XXI веке международные отношения в целом ухудшатся, еще острее станет соперничество между ведущими странами

5

7,4

Основные тревоги старшеклассников по опросу 2006 года находятся в социальной и политической плоскостях, по опросу 2002 года - в социально-экономической плоскости. Объяснением более позитивных настроений относительно экономики является, вероятно, тот экономический рост, который наблюдается в России в 2003-2006 г. А пессимизм относительно политики размещен в во внешней сфере, т.е. отношений с другими государствами, претерпевающими очередной виток напряжения.

Интересны вероятные причины социального пессимизма («В нашем обществе, по всей видимости, усилится социальное неравенство: с одной стороны, станет больше богатых, с другой – бедных»; «Скорее всего, в нашей стране будет наблюдаться рост насилия, произвола, преступности»; «Думаю, что в нашей стране людям будет все труднее найти достойную работу, реализовать себя в профессиональной сфере» (увеличение показателей по сравнению с 2002 г.), истоки которых видим в следующем:

  •  вероятно, различном восприятии нашими гражданами понятий «богатый» и «бедный»;
  •  миграционном потоке из-за границы;
  •  большом количестве студентов, которые, заканчивая ту или иную востребованную на данный момент специальность, выходя «в свет» с дипломом не находят себе работы.

Характер позитивных ожиданий оказался различным.

Таблица 5

Распространенность конкретных оптимистических ожиданий (в %)

Оптимистические ожидания

Старшеклассники

2002 год

2007 год

1. Предполагаю, что в российском обществе станет больше социальной справедливости

4

10,1

2. Думаю, что в жизни большинства людей нашей страны в XXI веке положительное будет то же, что и в прошедшие времена

10

5,6

3. Значительно укрепятся демократия и законность в стране, более полно будут соблюдаться права человека

10

13,7

4. В XXI веке в нашем обществе сложатся условия, при которых каждый человек, честно и упорно работающий, сможет достичь высокого уровня материального благополучия

14

13,7

5. Уверен, что для большинства людей станет доступным хорошее образование

12

15,3

6. Грядущий век будет для России периодом устойчивого экономического роста

15

10,1

7. Полагаю, что в наступающем веке в нашем обществе получат широкое распространение согласие, сотрудничество, гуманизм

6

7,2

8. В будущем жизненный уровень большинства населения нашей страны заметно повысится

11

7,2

9. Думаю, что в будущем веке у молодежи и взрослых нашей страны будет гораздо больше свободного времени, возможностей для отдыха и развлечений

8

10,1

10. Убежден, что в XXI веке в целом улучшатся международные отношения, практически исчезнет вражда между странами

10

6,4

Наиболее оптимистичные взгляды старшеклассников опроса этого года связаны со следующим «Предполагаю, что в российском обществе станет больше социальной справедливости», «Значительно укрепятся демократия и законность в стране, более полно будут соблюдаться права человека», «Уверен, что для большинства людей станет доступным хорошее образование». Объяснения этих позиций кроются в той социальной и экономической политике, которая заявлена и очень успешно проводится в государстве (экономический рост, национальные проекты “Образование”, “Здоровье” и др.). Укрепление демократии и законности, вероятно, связываются с борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Конечно, немаловажен тот факт, что в условиях маленького города администрацией проводится большая работа по обеспечению порядка.

Уменьшаются показатели оптимистичной оценки динамики роста уровня жизни (с 11 до 7,2 %). Объяснение отрицательной динамики нам видится в том, что выпускники понимают, что в будущем не все они получат высшее образование, станут конкурентоспособными на рынке труда, а поскольку свое благополучие они связывают именно с высшим образованием и получением хорошей работы, отсюда и их беспокойство.

Выводы:

  •  выпускники, вступающие во взрослую жизнь, не подвержены никаким иллюзиям;
  •  полагают, что во многом их благополучие зависит от собственных усилий;
  •  старшеклассников беспокоит социальное развитие страны, они уверены в экономической стабильности;
  •  их беспокоит возможности получения перспективного образования и их конкурентоспособности на рынке труда;
  •  свое благополучие они связывают с процветанием государства и его высоким статусом на мировой арене;
  •  выпускников волнует рост насилия, произвола, преступности, поскольку они заинтересованы в стабильности государства;
  •  в основном свое будущее и страны они отмечают как перспективное.


3. Основные аспекты социализации выпускников:

отношение к учебе и школе, образовательные планы и профессиональные ориентации

Учебная деятельность является одним из основных средств социализации учащихся, развития у них социально значимых личностных качеств. О характере учебной мотивации учащихся 10-11 классов говорят данные таблицы 6.

Таблица 6

Характер учебной мотивации старшеклассников (в %)

Мотивы

Старшеклассники

2002 год

2007 год

1

Учатся с интересом, стараются учиться как можно лучше (активная учебная мотивация)

26

51

2

Стараются учиться нормально, но особого интереса к учебе нет («поддерживающая» учебная мотивация)

44

20

3

Затрудняются ответить (неопределенная учебная мотивация)

19

13

4

Учиться не интересно, учатся по необходимости («принудительная» мотивация)

11

16

5

Учиться совершенно не интересно, практически никаких усилий к учебе не прилагаю.

-

-

Как показали результаты вопроса об учебной мотивации, 51 % сегодняшних старшеклассников имеют высокую учебную мотивацию. Сравнивая этот же показатель в 2002 году, видно, что учащиеся с большей ответственностью стали относиться к своему образованию, т.е. они уже сегодня задумываются о своей будущей жизни.

Также из результатов анкетирования видно, что количество учеников с поддерживающей и неопределенной мотивацией уменьшилось, в чем, вероятно, сыграло свою роль введение профильного обучения (каждый выбрал тот пакет предметов, которые определяют траекторию его дальнейшего образования).

Объяснение четвертой позиции о принудительной учебной мотивации (увеличение процентного числа показателей 2006 года с 2002годом) находим в том, что немногие старшеклассники еще не до конца определившись в выборе траектории своего дальнейшего образования выбрали профиль лишь из-за того, что не хотели менять школу, либо расставаться со своими друзьями.

Результаты вопроса о том, нужно ли стремиться в школьные годы к высоким оценкам отражены в таблице 7.

                 Таблица 7

Как вы полагаете, надо ли стремиться в школьные годы к высоким оценкам? (в%)

Мнения старшеклассников

Количество человек имеющих данное мнение

2002 год

2007 год

  1

Обязательно надо стараться иметь в школе высокие оценки.

63

76

  2

Трудно сказать.

26

18

3

Нет никакого смысла добиваться в школе высоких оценок.

11

6

76 % учащихся 11-х классов придают большое значение оцениванию своих учебных достижений (этот показатель вырос по сравнению с 2002 годом), уменьшилось количество учащихся, не определивших своего отношения к высоким оценкам или не видящих никакого смысла добиваться в школе высоких оценок (соответственно 26 (18) % и 11 (6) %).  

Итак, опрос показал, что старшеклассники по сравнению с 2002 годом более серьезно начали относиться к оценкам, получаемым в школе. Скорее всего, это связано с тем, что учащиеся понимают, что их высокие результаты обученности являются условием успешного поступления в вузы, т.е. уже сейчас они очень серьезно начали задумываться о своем будущем. Предполагаем, что повышение значимости учебной оценки произошло вследствие ее соответствия реальному знанию учащегося (результаты ЕГЭ все чаще соответствуют годовым оценкам по предметам).

В ходе исследования обнаружено изменение успеваемости по учебным дисциплинам. Выше успеваемость по предметам гуманитарного цикла, чуть ниже физико-математического цикла.

Таблица 8

Успеваемость по учебным предметам (в %)

Гуманитарный цикл (русский язык, литература, история)

Физико-математический цикл

(физика, математика, информатика)

Естественно-научный

(биология, химия, география)

Смешанный набор дисциплин

2002 год

14

17

10

59

2007 год

32

27

11

30

Как видно из результатов таблицы 8 профилизация сыграла большую роль. Стало больше старшеклассников, успешных в профильном наборе дисциплин. Преобладание  более успешных учащихся в гуманитарном цикле объясняется тем, что в городе количество профильных классов с гуманитарным уклоном больше, чем с физико-математическим и естественно-научным.

Таблица 9.

Трудности старшеклассников в процессе учебы (в %)

Характер трудностей

2002 год

Характер трудностей

2007 год

1

По ряду предметов мне трудно понять материал

9

Большое количество предметов

1

2

Многие учителя преподают скучно, неинтересно

18

Нет интереса в работе с детьми со стороны учителей

Конфликт с учителем

Непонимание учителей

8

3

В конце дня ощущаю сильную усталость

26

-

4

Не хватает времени на выполнение домашнего задания

35

Выполнение домашнего задания

Много времени уходит на самостоятельное изучение материала

Много ненужного материала

11

5

Многие учителя говорят слишком быстро и не совсем понятно

3

Невысокая эффективность обучения

С новыми учителями и их привычками

8

6

Материальное положение семьи мешает учебе

3

Давление со стороны родителей

1

7

Нормальной учебе мешает состояние здоровья

3

-

8

Настроение в школе портят отношения с одноклассниками

3

-

9

-

Большое количество предметов

1

10

-

Организация подготовки к экзаменам

4

11

-

Отсутствие выбора профильных предметов, не заявленных в учебных планах профильной школы.

5

С введением профильного обучения спектр трудностей старшеклассников изменился. Наибольшими проблемами для учащихся стали:

  •  равнодушие, конфликты и непонимание со стороны учителей;
  •  организация самостоятельной работы по подготовке домашнего задания;
  •  невысокая эффективность обучения;
  •  отсутствие выбора профильных предметов, не заявленных в учебных планах профильной школы.

Большинство старшеклассников города ориентированы на дальнейшее продолжение образования.

Таблица 10.

Образовательные планы учащихся (в %)

Планы учащихся

2002 год

2007 год

1

Планируют учиться в профессионально-техническом училище

4%

2%

2

Предполагаю поступать в среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум)

4%

1%

3

Планирую поступать в ВУЗ

92%

91%

4

После школы не собираюсь нигде учиться, пойду сразу работать

-

1%

5

Трудно сказать определенно

-

5%

Большее количество старшеклассников города рассчитывают на получение высшего образования (91 %), этот показатель существенно не изменился по сравнению с 2002 годом (92 %). Уменьшилось количество выпускников, планирующих обучение в колледжах или техникумах. 5 % старшеклассников не определились с траекторией своего дальнейшего образования.

Важнейшей характеристикой личности старшеклассника являются его планы на будущее. Большинство наших выпускников настроены оптимистично относительно своего будущего.

Таблица 11

Планы старшеклассников на будущее (в %)

Планы на будущее

2002 год

2007 год

1. Уверен, что у меня будет все хорошо, сумею добиться поставленных целей

58%

72%

2.  Думаю, что не все будет гладко на моем жизненном пути, могут возникнуть неожиданные трудности и проблемы

23%

19%

3.  Трудно сказать определенно

19%

2,5%

4. Полагаю, что мне придется в жизни нелегко, возникнет много проблем и трудностей

0%

4%

5.  Ничего хорошего от будущего не жду, представляю его достаточно безрадостным

0%

2,5%

Возросла уверенность в будущем с 58 до 72 % старшеклассников, предполагаю, что достаточно большое значение здесь играет профильное обучение. Появились учащиеся (6,5 %), которые думают, что возникнет много проблем в будущем и ничего хорошего в нем не будет. Вероятно, это та группа учащихся, которая не определилась с правильностью выбора профильного обучения.

Таблица 12.

Опора старшеклассников в будущем (в %)

На чью помощь рассчитывают старшеклассники

2002 год

2007 год

Помогут друзья знакомые

13%

12%

Помогут родители, родственники

34%

29%

Помогут на бирже труда

-

6%

Надеюсь на счастливый случай

-

7%

Рассчитываю на самого себя

69%

46%

При поступлении в вуз и в дальнейшем при поиске работы выпускники в первую очередь надеются на себя, затем на родителей и знакомых, на биржу труда надеется 6 %, на счастливый случай 7 %. Уменьшилось количество выпускников, рассчитывающих на самих себя и на помощь родителей.

Важнейшим аспектом ориентации на будущее является выбор профессии. Все профессии в анкете  были разделены на несколько групп.

Таблица 13.

Выбор профессии старшеклассниками (в %)

Профессии гумани-тарной сферы (юрист, врач, психолог, перевод-чик)

Профессии педагоги-ческой сферы (учитель, преподава-тель, воспита-тель)

Профессии финансово-экономи-ческой сферы (экономист, бухгалтер и др.)

Профессии производ-ственно-техничес-кой сферы (инженер, строитель, производ-ственник и др.)

Профессии сферы услуг (торговля, бытовое обслуживание и др.)

Наука и искус-ство

2002 год

32

-

14

46

-

4

2007

год

35,4

6,3

16,7

25

14,6

2

Выпускники города стали предпочитать профессии гуманитарной и финансово-экономической сферы по сравнению с 2002 годом. Уменьшилось количество учащихся претендующих на получение профессий производственно-технической сферы. Объяснение этому находим в том, что учебные планы образовательных учреждений города в основном предлагают профили, ориентирующие на гуманитарные сферы. Появился выбор профессий педагогической сферы и сферы услуг (в 2002 году этого выбора не было). Наука и искусство не являются привлекательными для выпускников.

В ходе исследования учащимся было предложено оценить 25 профессиональных областей 3 по 10-бальной шкале: 10 баллов приписывалось самой привлекательной профессиональной области, 1 балл – самой непривлекательной. Распределение мнений отражено в нижеследующей таблице

Таблица 14

Ориентация выпускников на профессиональные области

(в баллах/количество вакансий)

Профессиональная область

Количество баллов (исходя из выбора)

Количество вакансий по данному направлению

Соотношение запросов учащихся / вакансии

Инсталляция и сервис

456

181

2,51

Информационные технологии/ интернет/телеком

626

8065

0,07

Медицина/Фармацевтика

464

578

0,8

Строительство/ Недвижимость

594

1485

0,4

Страхование

536

391

1,37

Банки/Инвестиции/Лизинг

832

4208

0,19

Продажи

586

6985

0,08

Бухгалтерия/управленческий учет/Финансы предприятия

678

5420

0,12

Административный персонал

660

3029

0,21

Производство

620

1665

0,37

Консультирование

612

481

1,27

Транспорт/Логистика

546

1607

0,33

Некоммерческие организации

480

22

21,8

Управление персоналом/Тренинги

758

1929

0,39

Маркетинг/Реклама/PR

894

4408

0,2

Автомобильный бизнес

672

466

1,44

Искусство/Развлечения/ Массмедиа

748

558

1,27

Наука/Образование

520

165

3,15

Юристы

562

1314

0,42

Безопасность

622

85

7,31

Туризм/Гостиницы/ Рестораны

848

368

2,3

Добыча сырья

538

138

3,89

Высший менеджмент

692

655

1,05

Спортивные клубы/Фитнес

666

20

33,1

Начало карьеры/Студенты

608

520

1,16

Полученные данные были проанализированы следующим образом: был выведен коэффициент востребованности данных профессиональных областей на рынке труда как соотношение запросов учащихся / вакансии.

По анализу результатов этой таблицы, можно сделать следующие выводы: видна дифференциацию профессиональных областей по соотношению востребованности, нет четкого баланса на рынке труда, что обуславливает неравномерное количество свободных вакансий в каждой из профессиональных областей. Соотношение востребованности профессий показывает, что рынок труда или перенасыщен, или характеризуется нехваткой специалистов в этих областях. Если коэффициент меньше 1, то данная профессиональная область имеет потребность в специалистах, а если коэффициент больше 1, то профессиональная область имеет избыток специалистов.

Как видно из данных таблицы, 12 из 25 профессиональных областей, выбранных выпускниками города Лангепас, имеют дефицит специалистов, например, такие как информационные технологии/интернет/телеком, бухгалтерия/управленческий учет/финансы предприятия, маркетинг/реклама/PR, производство и другие. И выбрав их, выпускники  делают правильную ставку на то, что после вуза они будут востребованными специалистами в данных областях. Остальные области перенасыщены специалистами и в будущем не будут в них нуждаться. Поэтому старшеклассникам уже сейчас стоит задуматься о своем профессиональном будущем, и если выбранная им область уже перенасыщена, изменить выбранную им траекторию профессионального развития на ту, которая бы точно его трудоустроила.   

Думается, чтобы у выпускников не возникали такие проблемы в старших классах, уже после окончания 9 класса необходимо:

- просмотреть состояние на рынке труда, востребованность в будущем тех или иных специальностей;

- сделав прогноз потребностей рынка труда в кадрах, получая высшее образование, четко знать, будет ли востребован он как специалист.

Выводы:

  •  Учебная мотивация выпускников 2007 года достаточно высокая.
    •  Придают большое значение высокой оценке своих учебных достижений.
      •  Выпускники отмечают, что успеваемость по предметам гуманитарного цикла, выше, ниже показатели успеваемости по предметам физико-математического профиля.
      •  С введением профильного обучения спектр трудностей старшеклассников изменился. Наибольшей проблемой для учащихся стали отношения с учителями, освоение новых форм деятельности на занятиях и при организации самостоятельной работы, возможность выбора того профиля, который им необходим для продолжения дальнейшего образования.
      •  Большее количество старшеклассников города рассчитывают на получение высшего образования, что свидетельствует о том, что введение профильного образования создало условия для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
      •  Возросла уверенность старшеклассников в будущем.
      •  Уменьшилось (по сравнению с 2002 г.) количество выпускников, рассчитывающих на самих себя и на помощь родителей.
      •  Выпускники города стали предпочитать профессии гуманитарной и финансово-экономической сферы по сравнению с 2002 годом.
      •  Примерно 50% выпускников информированы в перспективе о состоянии рынка труда и соответственно выбирают те профессии, которые будут в будущем востребованы.

.


4. Становление гражданской позиции:

характеристика старшеклассника как гражданина

Гражданское становление представляет собой сложный, долгий процесс осознания человеком своих прав и обязанностей, своей принадлежности обществу. В результате этого постепенно формируется чувство гражданского долга, готовность соблюдать законы страны и активно участвовать в общественно-политической жизни. Проанализировав отношение опрошенных респондентов к России, к статусу Великой державы следует отметить, что более половины старшеклассников считает, что Россия и сегодня является Великой державой, хотя достаточно высок процент скептиков и колеблющихся среди старшеклассников. Но количество тех, кто высказывает  мнение о том, что Россию нельзя считать Великой державой по сравнению с 2002 годом уменьшилось почти вдвое. Скорее всего, объяснение этого заключается в том, что в период с 2002 по 2006 гг. только начался процесс экономической и политической стабилизации в стране, авторитет России на международной арене был невысок (и к тому же имели место различные провокации по отношению к государству и др.), поэтому учащиеся достаточно категорично высказываются по заданному вопросу. Это можно увидеть в таблице 15.

Таблица 15

Мнение опрошенных о том, можно ли считать Россию Великой державой (в %)

Респонденты

Можно

Трудно сказать

Нельзя

2002 год

59

19

23

2007 год

55

33

12

Таблица 16

Мнение опрошенных о том, каковы исторические перспективы Российской Федерации (в %)

Респонденты

Положительные

Неопределенные

Отрицательные

2002 год

54%

28%

12%

2007 год

70%

25%

5%

 Как видно из результатов таблицы 16, старшеклассники 2007 года более оптимистично смотрят на исторические перспективы Российской Федерации. Опять же это объясняется тем, что старшеклассники стали лучше понимать происходящую ситуацию в стране и уровень России на международной арене. И понимая все это, они уже могут делать какие-то выводы по поводу дальнейшие исторические перспективы нашей страны. А результаты 2002 года объясняются тем, что в то время наша страна только вставала на путь стабилизации. Вероятно, еще сказывается та политика государства в области культуры, образования, СМИ, которая призвана приобщить граждан к новым ценностям, в чем-то возвратить к старым истокам, что, безусловно, встречает понимание и поддержку, обсуждается в каждой семье.

Таблица 17

Отношение опрошенных к экономическим реформам, проводимым сегодня в стране (в %)

Респонденты

Положительно

Неопределенно

           Отрицательно

    2007 год

          75%

 15%

       10%

Достаточно большое количество старшеклассников положительно относятся к проводимым сегодня экономическим реформам в стране. Это значит что проводимая политика в экономической сфере им понятна, и судя по результатам предыдущего вопроса («Каковы исторические перспективы Российской Федерации?»), можно сделать вывод, что старшеклассники в большей своей массе ждут и в будущем положительных реформ в этой сфере общества.

Таблица 18

Предполагаемое место проживания после окончания школы (в %)

2002 год

2007 год

Предполагаю жить там же, где живу сейчас

19

10

Возможно, перееду в другой населенный пункт, но в границах нашего ребенка (округа, области)

6

8

Планирую переехать в один из городов России

54

67

Предполагаю переехать в одну из республик ближнего зарубежья

-

3

Предполагаю переехать на постоянное место жительства за границу

21

12

 Скорее всего, неприятие жизненных реалий побуждает многих задуматься об отъезде с Севера. Желающих переехать на ПМЖ за границу стало меньше, что объясняется опять же определенной стабилизацией в стране. Предполагают в будущем уехать жить в другой город 67 % (54 % в 2002 г.), в пределах округа 8 % (6 % в 2002 г.). Появились 3 % желающих уехать в республики ближнего зарубежья.

Выводы:

  •  Более половины старшеклассников считает, что Россия является Великой державой.
  •  Старшеклассники 2007 года более оптимистично смотрят на исторические перспективы Российской Федерации.
  •  Большое количество старшеклассников положительно относится к проводимым сегодня экономическим реформам в стране.
  •  Большая часть выпускников предпочитает в силу определенных причин переехать с Севера на большую землю, хотя увеличилось количество желающих остаться в округе. Видно, что политика в сфере образования, социальные стратегии, реализуемые в Ханты-Мансийском автономном округе привлекательны для молодежи города.
  •  Выпускники неравнодушно относятся к политическим процессам, происходящим в стране.


Заключение

Результат проведённого исследования позволил создать портрет выпускника города Лангепаса 2007 года, который помогает увидеть современных старшеклассников - выпускников. Полученные данные показывают, что сегодняшняя школа выпускает  в жизнь новое поколение, которое является «продуктом» новых социально-экономических  условий.  

Благодаря  проведённому исследованию мы увидели сильные и слабые стороны в работе общеобразовательных учреждений города Лангепаса, еще раз убедились, насколько чувствительна школьная жизнь ко всем проблемам социума.

Социологический анализ не предлагает  готовых решений, нами были сделаны лишь попытки объяснить те или иные результаты анкетирования. Они показывают нужное направление дальнейшей деятельности, как образовательных учреждений города, так и учащихся, преподавателей и родителей. Многие результаты анкетирования требуют дополнительных исследований, которые в дальнейшем помогут более подробно прояснить определенные ситуации на уровне школ города Лангепаса, если будет социальный заказ.

В ходе проведения данного исследования мы выявили общие основания, которые  формируют портрет выпускника 2007 города Лангепаса.

Современный выпускник:

2002 год

2007 год

  1.  Стремится получить фундаментальные и универсальные знания.
  2.  Стремится к знаниям, которые  должны выходить за рамки школьной программы.     

  1.  Стремится достичь материального благополучия честным трудом.

  1.  Его волнует экономическое благополучие России, с которым он связывает перспективы своей взрослой жизни.
  2.  Считает, что его благополучие  зависит от собственных усилий.    
  3.  Самостоятелен в принятии решений и, прежде всего, надеется на самого себя.
  4.  Желает продолжить дальнейшее  обучение в вузе.
  5.  Хотел бы проявить себя в производственно-технической и гуманитарной сфере.

  1.  Наиболее предпочтительными профессиями считает профессию: программиста, юриста, экономиста, бухгалтера, спортсмена-профессионала, политика, журналиста.
  2.  Гордится своей страной, уверен в ее целостности, считая Россию великой державой.
  1.  Стремится получить знания по конкретному спектру предметов (профильных).
  2.  Стремится получить хорошие знания, поддерживать хорошую успеваемость и достичь высокой оценки своей учебной деятельности.
  3.  Стремиться достичь материального благополучия честным трудом.
  4.  Его волнует экономическое благополучие России, с которым он связывает перспективы своей взрослой жизни.
  5.  Считает, что его благополучие  зависит от собственных усилий.
  6.  Самостоятелен в принятии решений и, прежде всего, надеется на самого себя.
  7.  Желает продолжить дальнейшее обучение в вузе.
  8.   Хотел бы проявить себя как в гуманитарной, так и производственно-технической сфере.
  9.  Имеет представление о современном рынке труда и его запросах.
  10.  Наиболее предпочтительной профессиональной областью считает область обслуживания населения.

  1.  Считает Россию Великой державой.
  2.  Оптимистично смотрит на исторические перспективы Российской Федерации.
  3.  Имеет ряд трудностей, в связи с введением профильного обучения.

На основе проведенного анкетирования и сравнительного анализа  результатов социологического опроса за 2002 и 2006 гг. можно сделать следующие выводы:

  •  выпускники «настоящие и будущие» определились в выборе профессии и подготовлены к условиям рынка труда;
  •  введение профильного обучения в образовательных учреждениях способствует адаптации и социализации современного выпускника в обществе;
  •  у выпускника сформировано прагматичное отношение к дальнейшему образованию и достаточно четко определена гражданская позиция, проявляющаяся в осознанном отношении к общественно-политическим процессам, происходящим в стране;
  •  свое будущее и будущее России тесно связывает между собой.


Литература

  1.  Боголюбов Л.Н. Человек и общество: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. - М. Просвещение, 2002 г.
  2.  Ерофеев Н. Социология. Практический курс 1,2. Рабочая тетрадь. М. «открытый мир», 1995.
  3.  Ишбаев М.М., Ниязов И.К., Ходаков А.И. Старшеклассник – 2000. Региональный портрет (Социально-педагогический очерк).- Москва, Санкт-Петербург, Нижневартовск, 2001.
  4.  http://headhunter.ru 


Приложение 1

Разработчик анкеты:

кандидат педагогических наук А.И.Ходаков

МЫ ВХОДИМ В XXI ВЕК (АНКЕТА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА)

Дорогие юноши и девушки!

Просим Вас принять участие в социологическом опросе. Ваши суждения помогут лучше понять настроения и запросы молодежи на пороге 2007 г., помогут школе улучшить свою работу.

Правила работы над анкетой

• Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые варианты ответа на него.

• Выбрав ответ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим собственным мнением, обведите кружком номер ответа или подчеркните его.

• В одних случаях нужно отметить только ОДИН ответ, в других случаях можно отметить НЕСКОЛЬКО ответов.

Будьте внимательны!

• В некоторых случаях свой ответ Вы должны написать сами.

• Прочитав очередной вопрос, сразу же отвечайте на него, а затем уже читайте следующий.

• Своей фамилии указывать не надо.

НАШЕ БУДУЩЕЕ

1. Как Вы считаете, что принесет положительного XXI век для нашей страны?

(Можно отметить несколько ответов, но не более ПЯТИ)

1) Предполагаю, что в российском обществе станет больше социальной справедливости

2) Думаю, что в жизни большинства людей нашей страны в XXI веке положительное будет то же, что и в прошедшие времена

3) Значительно укрепятся демократия и законность в стране, более полно будут соблюдаться права человека

4) В XXI веке в нашем обществе сложатся условия, при которых каждый человек, честно и упорно работающий, сможет достичь высокого уровня материального благополучия

5) Уверен, что для большинства людей станет доступным хорошее образование

6) Грядущий век будет для России периодом устойчивого экономического роста

7) Полагаю, что в наступающем веке в нашем обществе получат широкое распространение согласие, сотрудничество, гуманизм

8) В будущем жизненный уровень большинства населения нашей страны заметно повысится

9) Думаю, что в будущем веке у молодежи и взрослых нашей страны будет гораздо больше свободного времени, возможностей для отдыха и развлечений

10) Убежден, что в XXI веке в целом улучшатся международные отношения, практически исчезнет вражда между странами

2. Как Вы полагаете, что принесет отрицательного XXI век для нашей страны?

(Можно отметить несколько ответов, но не более ПЯТИ)

1) В течение следующего века может ухудшиться материальное положение значительной части населения России

2) Думаю, что в жизни большинства людей нашей страны в XXI веке отрицательное будет то же, что и в прошедшие времена

3) В нашем обществе, по всей видимости, усилится социальное неравенство: с одной стороны, станет больше богатых, с другой - бедных

4) Скорее всего, в нашей стране будет наблюдаться рост насилия, произвола, преступности

5) Можно предположить, что в нашей стране будет крайне сложно достичь материального благополучия честным трудом

6) В наступающие времена для значительной части российских граждан станет недоступным хорошее медицинское обслуживание

7) Предполагаю, что на протяжении нового века наша экономика неоднократно будет переживать спады и кризисы

8) Полагаю, что в будущем веке в российском обществе станет больше конфликтов, противоборства, взаимной вражды

9) Думаю, что в нашей стране людям будет все труднее найти достойную работу, реализовать себя в профессиональной сфере

10) Убежден, что в XXI веке международные отношения в целом ухудшатся, еще острее станет соперничество между ведущими странами

ВАША ШКОЛА

3. Насколько Вам интересно учиться в школе?

(Отметьте, пожалуйста, только ОДИН ответ)

1) Учусь с интересом, стараюсь учиться как можно лучше

2)  Стараюсь учиться нормально, но особого интереса к учебе нет

3) Трудно сказать

4) Учиться неинтересно, учусь, скорее, по необходимости

5) Учиться совершенно не интересно, практически никаких усилий к учебе не прилагаю

4. Где Вы собираетесь учиться дальше?

(Можно отметить НЕСКОЛЬКО ответов)

1)  После школы планирую учиться в профессионально-техническом училище

2) Предполагаю поступать в среднее специальное учебное заведение (техникум, колледж)

3) Планирую поступать в вуз

4)  После школы не собираюсь нигде учиться, пойду сразу работать

5) Трудно сказать определенно

5. С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в учебе?

6. По каким учебным предметам у Вас в школе успеваемость выше?

(Пожалуйста, отметьте только ОДИН ответ)

1) Успеваемость выше по дисциплинам гуманитарного цикла (русскому языку, литературе, истории и пр.)

2) По дисциплинам физико-математического цикла (физике, математике, информатике и пр.)

3) По дисциплинам естественнонаучного цикла (биологии, химии, географии и пр.)

4) Трудно сказать определенно (по разным предметам разная успеваемость, по всем предметам успеваемость примерно одинакова)

7. Как Вы полагаете, надо ли стремиться в школьные годы к высоким оценкам?

1) Обязательно надо стараться иметь в школе высокие оценки

2)   Трудно сказать

3) Нет никакого смысла добиваться в школе высоких оценок

8. Как Вы полагаете, что дала Вам школа?

(Можно отметить НЕСКОЛЬКО ответов)

1) Школа мне помогла выбрать профессию

2) Школа дала мне полезные знания

3)  В школе я приобрел (а) друзей

4) Школа помогла мне понять свои права и обязанности как гражданина

5) Школа помогла мне лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны

6) Школа меня научила самостоятельно работать

7) Школа научила меня разбираться в происходящих в мире общественно-политических событиях

8) (Что еще? Напишите сами)

9. Каковы ваши ожидания  от профильного обучения?

10. Изменилась ли организация занятий в профильной школе? В чем?

ЗАГЛЯНЕМ В ЗАВТРА

11. Каким Вы представляете свое будущее после окончания учебы?

(Отметьте, пожалуйста, только ОДИН ответ)

1) Уверен, что у меня будет все хорошо, сумею добиться поставленных целей

2) Думаю, что не все будет гладко на моем жизненном пути, могут возникнуть неожиданные трудности и проблемы

3)  Трудно сказать определенно

4) Полагаю, что мне придется в жизни нелегко, возникнет много проблем и трудностей

5) Ничего хорошего от будущего не жду, представляю его достаточно безрадостным

12. Какую профессию, специальность Вы намерены приобрести в жизни?

(Напишите сами)

13. При поиске будущей работы на чью помощь Вы станете рассчитывать в первую очередь?

(Можно отметить НЕСКОЛЬКО ответов)

1) Буду надеяться, что помогут друзья, знакомые

2) Помогут найти работу родители родственники

3) Полагаю, что помогут на бирже труда

4) Надеюсь на счастливый случай

5) Прежде всего рассчитываю на самого себя

6) (На чью еще? Напишите сами)

14. Насколько для Вас привлекательны следующие профессии?

(Просьба оценить КАЖДУЮ профессию из указанных в списке по десятибалльной шкале: 10 баллов приписывать самым привлекательным, 1 балл — самым непривлекательным, всем другим профессиям можно дать какие-либо промежуточные оценки)

Профессиональная область

Оценка (в пределах от 1 до 10)

Профессиональная область

Оценка (в пределах от 1 до 10)

Инсталляция и сервис

14

Управление персоналом/Тренинги

Информационные технологии/ интернет/телеком

15

Маркетинг/Реклама/PR

Медицина/Фармацевтика

16

Автомобильный бизнес

Строительство/ Недвижимость

17

Искусство/Развлечения/ Массмедиа

Страхование

18

Наука/Образование

Банки/Инвестиции/Лизинг

19

Юристы

Продажи

20

Безопасность

Бухгалтерия/управленческий учет/Финансы предприятия

21

Туризм/Гостиницы/ Рестораны

Административный персонал

22

Добыча сырья

Производство

23

Высший менеджмент

Консультирование

24

Спортивные клубы/Фитнес

Транспорт/Логистика

25

Начало карьеры/Студенты

Некоммерческие организации

26

15. После завершения обучения (в школе, колледже, вузе) каким образом Вы постараетесь обеспечить свое материальное благополучие?

(Можно отметить НЕСКОЛЬКО ответов)

1. Постараюсь прикладывать больше усилий и стараний на своей работе;

2.Буду непрерывно повышать свою квалификацию, делать все возможное, чтобы совершенствоваться в профессии;

3.Попробую себя в предпринимательстве, попытаюсь организовать свое дело;

4.В первое время буду опираться на материальную поддержку родителей, родственников;

5.Постараюсь эффективно использовать знакомства, связи;

6.Ничего особенного делать не стану, просто буду жить экономно, довольствоваться малым;

7.Буду надеяться на поддержку со стороны государства;

8.Буду терпеть и ждать лучших времен;

... НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН

16. Как Вы относитесь к экономическим реформам, проводимым сегодня в стране?

(Отметьте, пожалуйста, только ОДИН ответ)

1) Полностью одобряю

2) Одобряю, но только частично

3) Не имею определенного мнения

4) Многое в реформах не одобряю

5) Совершенно не одобряю

17. На Ваш взгляд, каковы исторические перспективы Российской Федерации?

(Отметьте, пожалуйста, только ОДИН ответ)

1) Россия останется обширным целостным многонациональным государством, объединяющим различные нации и народы на принципах федерации

2) Трудно сказать определенно

3) Россия распадется на целый ряд совершенно независимых самостоятельных государств (республик), образовавшихся по национальному признаку

18. Можно ли считать сегодняшнюю Россию Великой державой?

1)   Можно

Трудно сказать

3)   Нельзя

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ

19. Ваш пол:

1) Мужской.

2) Женский

20. Сколько Вам лет?

(Напишите)

21. В каком классе Вы учитесь?

22. Состав Вашей семьи:

(Напишите)

1) Проживаю с матерью и отцом

2) Проживаю с матерью

3) Проживаю с отцом

23. Имеются ли у Вас братья и сестры?

1) Нет ни братьев, ни сестер

2) Имеются братья (сестры) старше меня

3) Имеются братья (сестры) младше меня

4) Имеются братья (сестры): одни старше меня, другие младше

24. Кем работают Ваши родители?

Отец:

Мать:

25. Национальность матери:

26. Национальность отца:


27. Сколько лет Вашим родителям ?

От 35 до 40 лет

От 40 до 50 лет

Свыше 50 лет

1) Отец

2) Мать

28. Ваши любимые занятия в свободное время?

29. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

(Отметьте, пожалуйста, только ОДИН ответ)

1) Здоровье, в основном, хорошее (почти не болею или болею очень редко)

2) Состояние здоровья удовлетворительное (иногда болею, но серьезных заболеваний нет)

3) Здоровье неважное (часто болею, имеется хроническое заболевание)

30. Где Вы предполагаете жить в будущем?

1) Предполагаю жить там же, где живу сейчас

2) Возможно, перееду в другой населенный пункт, но в границах нашего региона (округа, области)

3) Планирую переехать в один из городов России

4) Предполагаю переехать в одну из республик ближнего зарубежья

5) Предполагаю переехать на постоянное место жительства за границу


Приложение 2

 В данном приложении представлен количественный анализ социологического опроса, проведенного в 2006 году, в общеобразовательных учреждениях города Лангепас.

Анкета для старшеклассника

Вопрос №1:Как вы считаете, что принесет положительного XXI век для нашей страны?

Класс: 

Кол-во человек: 

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

5

1

10

14

2

3

2

3

11

3

6

5

14

14

4

8

9

8

14

5

9

6

11

17

6

4

6

8

12

7

6

2

2

13

8

1

1

6

15

9

3

3

9

15

10

3

1

6

11

Вопрос №2:Как вы считаете, что принесет отрицательного XXI век для нашей страны?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

8

1

3

4

2

4

2

4

1

3

7

10

6

6

4

12

3

12

4

5

3

3

8

4

6

2

4

2

2

7

2

4

4

1

8

3

1

7

0

9

5

6

8

5

10

2

3

4

4

Вопрос №3:Насколько вам интересно учиться в школе?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

16

10

25

12

2

7

3

8

12

3

1

3

6

3

4

1

5

6

10

5

0

0

0

0

Вопрос №4:Где вы собираетесь учиться дальше?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

4

0

0

0

2

0

0

2

0

3

19

21

37

47

4

0

0

1

0

5

2

0

5

0

Вопрос №6:По каким учебным предметам у Вас в школе успеваемость выше?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

13

3

7

17

2

1

7

8

13

3

3

0

8

5

4

8

11

22

12

Вопрос №7:Как Вы полагаете, надо ли стремиться в школьные годы к высоким оценкам?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

15

13

36

37

2

7

6

6

10

3

3

2

3

6

Вопрос №8:Как Вы полагаете, что дала Вам школа?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

6

3

2

22

2

15

11

19

28

3

11

6

17

27

4

4

2

1

22

5

0

6

7

3

6

2

5

7

24

7

1

1

3

2

8

0

0

0

0

Вопрос №11:Каким Вы представляете свое будущее после окончания учебы?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

19

21

31

40

2

3

0

6

5

3

3

0

0

1

4

0

0

4

1

5

0

0

4

0

Вопрос №13:При поиске будущей работы, на чью помощь Вы станете рассчитывать в первую очередь?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

4

3

6

1

2

8

6

15

14

3

2

0

2

2

4

2

0

3

3

5

9

12

19

26

6

0

0

0

1

Вопрос №14:Насколько для вас привлекательны следующие профессии?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во балов

Номер варианта ответа

Кол-во балов

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

Общий итог

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

Общий итог

1

58

62

57

51

456

14

77

85

131

86

758

2

77

89

75

72

626

15

93

105

140

109

894

3

41

33

91

67

464

16

75

61

103

97

672

4

59

64

88

86

594

17

67

68

130

109

748

5

61

66

85

56

536

18

61

58

79

62

520

6

87

95

117

75

832

19

65

62

100

54

562

7

70

65

91

67

586

20

75

74

102

60

622

8

83

79

103

74

678

21

83

86

151

104

848

9

66

77

106

81

660

22

59

53

85

72

538

10

59

71

89

91

620

23

69

70

132

75

692

11

79

62

90

75

612

24

63

70

137

63

666

12

60

56

87

70

546

25

60

57

129

58

608

13

49

51

86

54

480

26

Вопрос №15:После завершения обучения (в школе, колледже, вузе) каким образом Вы постараетесь обеспечить свое материальное благополучие?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

13

10

18

20

2

12

10

13

24

3

5

3

7

7

4

1

4

3

0

5

2

4

3

4

6

1

0

1

0

7

0

0

1

0

8

0

0

1

0

Вопрос №16:Как Вы относитесь к экономическим реформам, проводимым сегодня в стране?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

13

3

14

40

2

8

16

7

6

3

0

2

14

1

4

3

0

5

0

5

0

0

5

0

Вопрос №17:На Ваш взгляд, каковы исторические перспективы Российской Федерации?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

22

11

20

40

2

4

8

20

4

3

1

0

4

2

Вопрос №18:Можно ли считать сегодняшнюю Россию Великой державой?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

19

10

17

49

2

10

8

23

11

3

0

6

7

5

Вопрос №19:Ваш пол:

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

14

10

21

13

2

16

16

24

28

Вопрос №22:Состав Вашей семьи:

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

37

18

46

15

2

0

15

4

3

3

0

0

0

0

Вопрос №23:Имеются ли у Вас братья и сестры?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

2

3

16

3

2

8

6

20

11

3

13

12

6

3

4

3

3

3

1

Вопрос №27:Сколько лет Вашим родителям?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

От 35 до 40 лет

12

8

22

3

От 40 до 50 лет

18

18

40

10

Свыше 50 лет

0

0

8

0

Вопрос №29:Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

24

12

47

4

2

6

10

13

3

3

0

4

9

6

Вопрос №30:Где Вы предполагаете жить в будущем?

Класс:

Кол-во человек:

Номер варианта ответа

Кол-во ответивших на данный вариант

СОШ№1

СОШ№2

СОШ№3

СОШ№4

СОШ№5

Гимназия№6

1

2

0

4

6

2

10

2

0

0

3

18

16

40

16

4

0

2

0

3

5

0

6

6

6


Приложение 3

Описание диаграмм

Результатом работы стали статистические данные, об уровне социализации современного выпускника профильных классов, общеобразовательных учреждений города Лангепаса. С их помощью, я наглядно отобразил результаты процесса социализации старшеклассников профильных классов общеобразовательных учреждений (МОУ «СОШ №1», МОУ «СОШ №2», МОУ «СОШ №3», МОУ «Гимназия№6»). Данные представлены в виде лепестковых диаграмм, которые отражают основные направления социализации выпускников. Основой диаграммы стали четыре лепестка, размер каждого из которых отражает разность между оптимистическими и пессимистическими мнениями и суждениями старшеклассников. Каждый лепесток несет в себе информацию по конкретному направлению социализации (представленному в анкете) и дает представление ситуации на уровне ряда общеобразовательных учреждений города Лангепаса.

Направления социализации, исследуемые у современного выпускника:

  1.  Наше будущее.
  2.  Ваша школа.
  3.  Заглянем в завтра.
  4.  …Но гражданином быть обязан.

Диаграмма показателей социализации современного выпускника профильного класса МОУ «СОШ №1» выглядит следующим образом:

   - Показатель по разделу “Наше будущее”.

   - Показатель по разделу “Ваша школа”.

   - Показатель по разделу “Заглянем в завтра»

   - Показатель по разделу “…Но гражданином быть обязан”.

Как видно из диаграммы показатель по разделу “Наше будущее” равен нулю. Это говорит о том, что разность между количеством положительных и отрицательных мнений и суждений выпускников профильных классов данного общеобразовательного учреждения равна нулю, т.е. в общем своем числе современный выпускник профильного класса МОУ “СОШ №1” не имеет четкого отношения к будущему России, хотя как видно из показателей раздела “…Но гражданином быть обязан” выпускник профильного класса данного учреждения имеет глубокое чувство патриотизма. Лепесток раздела “Заглянем в завтра” располагается практически по всей длине оси, что говорит о том, что современный выпускник имеет четко сформированное мнение о своем будущем.

В разделах “Заглянем в завтра” и “…Но гражданином быть обязан” видны положительные результаты работы с учащимися: лепестки этих разделов расположены практически по всей длине оси. Фиксируется отсутствие показателя социализации по первому направлению. Безусловно, администрация МОУ “СОШ №1” должна обратить на это свое внимание и устранить этот пробел в своем учебно-воспитательном процессе.   

Диаграмма показателей социализации современного выпускника профильного класса МОУ «СОШ №2» выглядит следующим образом:

   - Показатель по разделу “Наше будущее”.

   - Показатель по разделу “Ваша школа”.

   - Показатель по разделу “Заглянем в завтра”.

   - Показатель по разделу “…Но гражданином быть обязан”.

 

Из данной диаграммы видно, что выпускники профильных классов МОУ “СОШ №2”, практически все имеют положительно сформированное отношение к своему будущему. Об отношении выпускников данного общеобразовательного учреждения к своему настоящему и будущему образованию, а также об их патриотическом воспитании можно сказать следующее: в большинстве своем они положительно судят и оценивают свое образование и планы на дальнейшее образование, а так же считают, что многое получили на выходе из школы. Но стоит заметить, что не все старшеклассники профильных классов так думают. Существует и определенный процент респондентов, которые считают иначе. Также можно сказать и о патриотическом воспитании старшеклассников профильных классов этого учреждения: в целом оно находиться на достаточно высоком уровне. Зеленый лепесток говорит о том, что чуть больше половины старшеклассников профильных классов уверены в своем будущем, но стоит заметить, что практически такое же количество старшеклассников не уверены в своем будущем и мало что ждут от него.

Опираясь на показатели социализации выпускника профильного класса МОУ “СОШ №2”, можно сказать, что учебно-воспитательный процесс, проводимый в данном общеобразовательном учреждении, дает возможность большому количеству старшеклассников профильных классов получить достаточно высокий уровень социализации. Исходя из данных диаграммы администрация МОУ “СОШ №2” должна обратить внимание на понимание выпускником профильного класса существующей ситуации в стране в разных сферах общества, что, на наш взгляд, устранит неуверенность в будущем.

Диаграмма показателей социализации современного выпускника профильного класса МОУ «СОШ №3» выглядит следующим образом:

   - Показатель по разделу “Наше будущее”.

   - Показатель по разделу “Ваша школа”.

   - Показатель по разделу “Заглянем в завтра”.

   - Показатель по разделу “…Но гражданином быть обязан”.

Анализируя диаграмму показателей социализации современного выпускника профильного класса МОУ “СОШ №3” нужно сказать о противоречии показателей разделов “Наше будущее” и “…Но гражданином быть обязан”. У выпускников профильного класса этого общеобразовательного учреждения очень четкая и оптимистичная позиция в плане будущего России: они видят, что в будущем наша страна будет развиваться все больше и больше, во всех сферах общества. А от того, каким они видят будущее нашей страны, зависит характер практических действий. Тем самым можно сделать вывод о том, что современный выпускник профильного класса МОУ “СОШ №3” в будущем будет прикладывать много сил для развития и укрепления нашего государства. Также можно сказать и о высоком показателе в разделах “Ваша школа” и “Заглянем в завтра”. Выпускник профильного класса этого учреждения имеет позитивное отношение к своему нынешнему и будущему образованию. Он считает, что многое получил в процессе обучения в данной школе и имеет большие планы в отношении своего будущего образования. Также выпускник профильного класса МОУ “СОШ №3” в своей будущей жизни надеется только на самого себя. Но показатель патриотизма у выпускников профильных классов этого общеобразовательного учреждения низок. Проявляется это в том, что большая часть выпускников профильных классов затруднялись ответить на вопросы данного направления. Думается, это связано с тем, что некоторые выпускники МОУ “СОШ №3” не вполне понимают то, что сейчас происходит в стране, какие социально-экономические и политические процессы происходят в обществе.

Администрации МОУ “СОШ №3” нужно обратить внимание и внести определенные изменения в учебно-воспитательный процесс в направлении патриотического воспитания своих выпускников. В целом же уровень социализации современного выпускника профильного класса МОУ “СОШ №3” достаточно высок, что говорит о высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса проводимом  в этом учреждении.

Диаграмма показателей социализации современного выпускника профильного класса МОУ «Гимназия №6» выглядит следующим образом:

   - Показатель по разделу “Наше будущее”.

   - Показатель по разделу “Ваша школа”.

   - Показатель по разделу “Заглянем в завтра”.

   - Показатель по разделу “…Но гражданином быть обязан”.

 

Из диаграммы показателей социализации современного выпускника профильного класса МОУ “Гимназия №6” видно то, что все лепестки имеют большой размер, что говорит о высоком уровне социализации современного выпускника профильного класса этого общеобразовательного учреждения по всем выше обозначенным показателям. Показатель по разделу “Наше будущее” самый высокий в городе, что говорит о том, старшеклассников профильных классов МОУ “Гимназия №6” беспокоит социальное развитие страны, они уверены в экономической стабильности, свое будущее и будущее нашей страны видят как перспективное. Важно заметить, что в будущем с таким показателем в данном направлении социализации, выпускник профильного класса МОУ “Гимназия №6” будет активно проявлять свою гражданскую позицию. По разделу “Ваша школа”: выпускник профильного класса МОУ “Гимназия №6” считает, что многое получил обучаясь в этом учреждении. Но существует тот факт, что некоторая часть старшеклассников профильных классов этого учреждения еще не определилась в выборе будущей профессии, либо колеблется в выборе между несколькими. Хотя как показали статистические данные, современный выпускник профильных классов МОУ “Гимназия №6” имеет представление о состояние в перспективе современного рынка труда. Поэтому показатель по данному разделу ниже, чем остальные показатели социализации. Думается, для увеличения этого показателя в этом общеобразовательном учреждении нужно провести классные часы с различными специалистами, дабы определится в выборе будущей профессии выпускникам профильных классов. Показатель по разделу “Заглянем в завтра” также высок, что говорит о том, что современный выпускник профильного класса МОУ “Гимназия №6” имеет большую уверенность в своем будущем и будущем страны. Показатель по разделу “…Но гражданином быть обязан”, как и все остальные показатели, также высок. Полагаем, это объясняется определенными направлениями работы в части патриотического воспитания учащихся, которые успешно реализуются в ОУ.

Единственной существующей проблемой для старшеклассника профильного класса МОУ “Гимназия №6” стал выбор будущей профессии.

1 Ишбаев М.М., Ниязов И.К., Ходаков А.И. Старшеклассник – 2000. Региональный портрет (Социально-педагогический очерк).- Москва, Санкт-Петербург, Нижневартовск, 2001.- с.39.

2 Ишбаев М.М., Ниязов И.К., Ходаков А.И. Старшеклассник – 2000. Региональный портрет (Социально-педагогический очерк).- Москва, Санкт-Петербург, Нижневартовск, 2001.- с.39.

3 Данные о состояния рынка труда http//:headhunter.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22711. Протиріччя у зовнішньополітичному курсі президента Дж. Кеннеді 38.5 KB
  Кеннеді. Піднесення національновизвольного руху у країнах третього світу примусило адміністрацію Кеннеді розглядати цей регіон як пріоритетний. Попри наполягання американських військовиків Кеннеді заборонив повторний повітряний наліт як і перебування американських кораблів та підводних човнів в межах 20мильної зони ЗО км від місця висадки десанту. Для Кеннеді це був важкий удар.
22712. Основні напрямки зовнішньої політики адміністрації Л. Джонсона 27.5 KB
  Він продовжив політику нормалізації відносин з СРСР: всупереч позиції конгресу надав московському урядові кредити на закупівлю хліба в американських фермерів; 1964 року оголосив доктрину наведення мостів розвиток торговельних і гуманітарних зв'язків із деякими соціалістичними країнами 1968 року підписав Договір про нерозповсюдження ядерної зброї а під завісу свого урядування готувався до переговорів щодо обмеження стратегічних озброєнь ОСО1.Джонсон все ж 1965 року проголосив нову доктрину названу його ім'ям Доктрина Джонсона яка...
22713. Доктрина ядерного стримування у зовнішній політиці США 32 KB
  Доктрина ''ядерного стримування'' у зовнішній політиці США. Ядерное оружие играет важнейшую роль в системе обороны США их союзников и друзей. Этот ядерный потенциал обладает уникальными свойствами которые позволяют США решать важные стратегические и политические задачи. Интересы США и их союзников необязательно потребуют нанесения ядерных ударов.
22714. Доктрина Джонсона 19 KB
  €Доктрина Джонсона€.Джонсон все ж 1965 року проголосив нову доктрину названу його ім'ям Доктрина Джонсона яка передбачала право США на військові дії на латиноамериканському континенті з метою захисту своїх громадян . Более подробно о внешней политике Джонсона см.
22715. Доктрина Ніксона 24.5 KB
  Согласно этой доктрине США обязывались и в дальнейшем участвовать в обеспечении обороны своих союзников и заявляли о своем праве определять масштабы формы и сферы своего вмешательства в региональные события руководствуясь своими национальными интересами. В послании президента Никсона Конгрессу 18 февраля 1970 эта доктрина прежде всего относившаяся к угрозе коммунистической экспансии в странах Азии получила дальнейшее развитие как руководящий принцип политики США и в других регионах. Но насущной проблемой нового президента была война во...
22716. Політика адміністрації Дж. Картера на Близькому та Середньому Сході 28.5 KB
  Картера на Близькому та Середньому Сході. Картер достаточно рано дал понять что готов искать новые возможности для решения ближневосточного конфликта. Эти сначала неловко начатые усилия развились в диалог между Израилем и Египтом который Картер решительно ускорил пригласив израильского премьерминистра Бегина и египетского президента Садата в свою загородную резиденцию КемпДевид. После тринадцатидневных переговоров в которых Картер как посредник играл решающую роль в сентябре 1978 года было заключено мирное соглашение.
22717. Політика США щодо СРСР у 1972 - 1974 рр 24.5 KB
  І лише 1973 року Сполучені Штати відмовилися від загальної військової повинності і перейшли до створення професійної армії на добровільній основі. В грудні 1969 року США зняли деяке обмеження у торговельній сфері з СРСР через місяць конгрес ратифікував підписаний 1968 року Сполученими Штатами Великобританією та Радянським Союзом Договір про непоширення ядерної зброї згодом розпочалися американорадянські попередні переговори в Гельсінкі а потім у Відні про обмеження систем протиракетної оборони та страіегічних озброєнь. 30 вересня 1971...
22718. Латиноамериканський курс адміністрації Дж. Буша (мол.) 26.5 KB
  Целью его второй поездки за пределы США будет запланированный на конец апреля в Квебеке Саммит Америк где главным вопросом значится экономическая интеграция в рамках Западного полушария. То что в случае прихода к власти Буша одним из основных направлений внешней политики США станет именно латиноамериканское не вызывало у серьезных аналитиков никаких сомнений. Уж слишком тесно переплелись в этом регионе стратегические интересы США и интересы семейства Бушей в том числе лично Джорджа Бушамладшего. С другой стороны фундаментальным...
22719. Нова ядерна стратегія адміністрації Дж. Картера 25.5 KB
  Зовнішньополітична діяльність адміністрації 39го президента США здобула суперечливі та неоднозначні оцінки. 1 нарешті за наполяганням США керівництво НАТО на Брюсельській нараді в грудні 1979 року прийняло рішення про розміщення в країнах Західної Європи починаючи з 1983 року ракет середнього радіусу Дії. 1977 року президент Джиммі Картер запропонував Міністерству оборони зменшити американські і радянські стратегічні носії на 200250 з кожної сторони внаслідок чого в США та Росії залишилося б приблизно по 2000 боєголовок.15 Цифра ця майже...