9066

Северин Боэций, Утешение философией (проблемы соотношения Провидения и свободы воли, времени и вечности, теодицея)

Научная статья

Логика и философия

Северин Боэций, Утешение философией (проблемы соотношения Провидения и свободы воли, времени и вечности, теодицея) Утешение философией это последнее сочинение Боэция, написанное во время пребывания в тюрьме в ожидании казни. Трактат, отличающийся бо...

Русский

2013-02-22

20.15 KB

23 чел.

Северин Боэций, Утешение философией (проблемы соотношения Провидения и свободы воли, времени и вечности, теодицея)

Утешение философией это последнее сочинение Боэция, написанное во время пребывания в тюрьме в ожидании казни. Трактат, отличающийся большим жанровым разнообразием, где поэзия различных стихотворных размеров сочетается с прозой, имеет форму диалога между персонифицированной Философией и Боэцием, в котором «госпожа наук» стремится утешить попавшего в опалу филосо

фа. В контексте этого диалога исследуются понятия блага и блаженства ,поднимаются вопросы теодицеи, Промысла Божия и судьбы соотношения Божественного предвидения и человеческой свободной воли. Основными идейными источниками «Утешения» являются сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки и других.

Касаясь вопроса о соотношении Божественной благодати и человеческой свободы в спасении, Б. вслед за блж. Августином говорит, что природа человека не произвела ничего, кроме наказания, а все дело спасения совершила благодать, к-рая дана не по заслугам человека, а даром (Ibidem). Однако в «Утешении философией» Б. полагает, что неоценимый дар Божественной благодати человек может заслужить ценой смирения (V 3 pros.). Бог, знающий все от вечности, располагает предустановленные награды согласно заслугам каждого (V 2 pros.). Награды добрым и наказания злым имеют смысл только в том случае, когда они заслужены свободным и волевым выбором души, а свобода воли присуща человеку всегда (V 3 pros.). Свобода воли человека признается и при наличии Божественного предопределения, основанного на Божественном провидении и предведении всех буд. событий. Для доказательства этого Б. указывает на вечность и простоту Божественного знания, видящего в своем вечном настоящем все события, как необходимые, так и не необходимые, такими, какими они станут в будущем (V 6 pros.). Одно и то же будущее, когда оно относится к Божественному знанию, необходимо, когда же рассматривается относительно своей природы, остается свободным и независимым (Ibidem). Б. указывает, что существуют 2 вида необходимости: простая природная необходимость, напр. смертность всех людей или движение солнца по небосклону, и условная необходимость, напр., если мы знаем, что кто-то в настоящий момент идет, то необходимо, чтобы он ходил, поскольку то, что познано, не может быть иным, чем как оно познано (Ibidem). Однако условная необходимость не влечет за собой простой необходимости, поскольку она основывается не на собственной природе, а образуется привходящими условиями: никакая необходимость не заставляет идти идущего, хотя, когда он идет, необходимо, что он идет (Ibidem). Таким же образом, если Божественное провидение видит что-либо как существующее, бытие этого является необходимым, хотя бы в его природе не содержалось никакой необходимости. То будущее, к-рое зависит от воли человека, является необходимым только относительно Божественного знания по условию самой природы последнего; рассмотренное же само по себе, относительно своей природы, оно не теряет неограниченной свободы (Ibidem).

2). Согласно Б., когда форма, или идея, мира рассматривается в чистом виде в самом Божественном Уме, она называется провидением (промыслом); когда же она относится к вещам, к-рые Бог приводит в движение и располагает, она называется судьбой. «Провидение есть сам Божественный Разум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все, судьба же есть связующее расположение изменяющихся вещей, посредством к-рого провидение упорядочивает их существование» (Consol. IV 6 pros.). Провидение - это простая и неизменная форма всего того, что должно возникнуть, а судьба представляет собой изменчивое сплетение и временной порядок того, что Бог в Своей простоте располагает к возникновению. Провидение в вечности, неподвижности и простоте объемлет в равной степени все, как отдельное, так и бесконечное, судьба же в движении упорядочивает только отдельное, наделяя его соответствующим местом, временем и формой (Ibidem). В отличие от Бога, существующего в вечности, мир существует во времени, к-рое своим бесконечным движением «подражает» состоянию неизменной и всегда целиком присутствующей Божественной вечности (Consol. V 6 pros.; De Trinitate.

Б. определяет вечность как «совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни» (Consol. V 6 pros.). Действие в Боге тождественно Его бытию (Quomodo substantiae). Когда Бог движет и управляет миром, Он остается неподвижным (Consol. III 12 pros.; ср.: III 9 metricae; De Trinitate. 2; De fide catholica). Особое внимание Б. уделяет рассмотрению Божественного знания, к-рому доступны все формы познания - и общие понятия, выявляемые рассудком, и образы, постигаемые воображением, и то, что относится к области чувственного восприятия,- однако не так, как человеку. Бог как бы единым умственным взором прозревает все со стороны его формы (Consol. V 4 pros.). Его знание, превосходя движение времени, пребывает в простоте Его настоящего. Сила Божественного знания, все охватывающая своим непосредственным постижением, сама устанавливает способ бытия всего сущего (Ibid. V 6 pros.).

Боэций обращается к проблеме теодицеи, доказывает бессилие зла и  могущество добра в этом мире.

О вечности

Бог вечен и не причастен времени. Мир со всей совокупностью своего прошлого, настоящего и будущего извечно присутствует в Разуме Бога.

"Лишь то, что охватывает всю полноту бесконечной жизни и обладает ею, чему не недостает ничего из будущего и что не утратило ничего из прошлого, справедливо считается вечным. И оно с необходимостью обладает способностью быть всегда присутствующим в себе и заключать в себе подлинную бесконечность текущего времени".

Различие между вечностью и временем, по словам Боэция, в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще, а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время – мера движения.

"Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни, это с очевидностью явствует при сравнении ее с временными явлениями".

Проблема зла

Как плод творения единого высшего Блага наш мир не может быть ничем иным как благом; поэтому все, что имеет в этом мире бытие, есть благо, а зло – это только небытие, неполнота бытия. Зло – это разлад с самим собой и с миром, отпадение от Бога. Оно ничтожно, так как не имеет самостоятельного бытия. И хотя Бог всемогущ, но зла он создать не может, потому что он всеблаг и всезнающ, "стало быть, зло есть ничто, если его не может содеять Тот, Кто может все".

О Провидении и судьбе

Судьбы людей различны, но, благодаря Провидению, они полностью согласованы и составляют единую судьбу мира человеческого, в котором каждый занимает свое, наиболее соответствующее ему место: "Всякая участь есть благо, поскольку она или справедлива, или полезна".

Вместе с тем, если избежать своей судьбы невозможно, все-таки можно избежать ее превратностей. Чем сильнее человек зависит от временного, преходящего, тем превратнее и изменчивее его судьба. Но, чем ближе он к божественной жизни с ее неизменной вечностью, тем меньше его зависимость от времени, а, следовательно, и от превратностей судьбы.

"Провидение есть сам божественный разум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все вещи, судьба же есть связующее расположение изменяющихся вещей, посредством нее Провидение упорядочивает их существование".

О свободе воли

"Все, что наделено от природы разумом", обладает свободой воли, способностью определять, чего следует желать, чего – избегать. Но оно обладает свободой не в равной степени. "Человеческие души более свободны, когда они пребывают в созерцании божественного разума, менее – когда они соединяются с телом, и еще меньше, когда они оказываются связанными земными членами. Самый худший вид рабства тот, когда, предавшись порокам, они теряют власть над собственным рассудком".

Свобода человека состоит в добровольном принятия того порядка, который действует в мире; она состоит в сознательном соучастии в мировом процессе, направляемом Богом, в радостном признании, что все идет к лучшему.

За человеческим выбором всегда наблюдает Бог и в настоящем видит все таким, каким то станет в будущем: "…ты не можешь избежать устремленного на тебя взора, хотя ты и волен изменять свои действия по своему желанию".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23336. Обработка запросов 404 KB
  SELECT SALES.SNUM SALES.SNAME SALES.CITY; FROM SALES; WHERE SALES.
23337. Создание отчётов 434.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Определите структуру отчета. Создать и выполнить стандартный отчет. На основе стандартного отчета создать сложный отчет. Запустить отчет.
23338. Проектирование этикеток 124.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Определите структуру этикетки: база данных для этикетки; название этикетки; порядок размещения полей в этикетке; порядок размещения этикеток на листе; размер этикеток.
23339. Проектирование экранных форм 371.5 KB
  Выполните конструирование экранной формы. Создайте на экранной форме кнопки: навигации в базе данных; добавления новой записи; закрытия экранной формы. Создайте в экранной форме поле редактирования поле для ввода со списком селекторные кнопки или контрольные индикаторы. Сохраните среду созданной экранной формы.
23340. Создание макросов 107.5 KB
  Задание на лабораторную работу: Изучите правила записи макросов на примерах стандартных макрокоманд F2F9. Создайте свои макрокоманды для выполнения следующих работ: открыть нужные базы данных; удалить базы данных; установить отношения между базами данных; модифицировать отчет; выполнить запрос; Сохраните созданный набор макрокоманд в файле . Отчет по лабораторной работе: Диалоговое окно макрокоманд: Определение клавиши макрокоманды автоматизированное формирование: Определение клавиши макрокоманды запись вручную: Открыть таблицу...
23341. Генератор прикладных программ 290 KB
  Задание на лабораторную работу: Перед началом работы создать отдельный каталог для файлов приложения. Выполните генерацию стандартного приложения создавая или указывая базу данных на шаге 1. Проверьте работу стандартного приложения: стандартный экран форма ввода кнопки управления; меню стандартного приложения. Отчет по лабораторной работе: Проектирование приложения: Результат работы генератора: Результат работы кнопки New Knopka ввести новую запись: Контрольные вопросы: Структурные элементы стандартного приложения.
23342. Интегрированная cреда FoxPro 49 KB
  Лабораторная работа №1: Интегрированная cреда FoxPro. Цель работы: знакомство с возможностями среды СУБД FoxPro for Windows. Задание: Создайте на диске Х: каталог под именем FOXPRO для хранения примеров. Войдите в среду FoxPro.
23343. Создание структуры базы данных в СУБД FoxPro 118.5 KB
  Лабораторная работа №2: Создание структуры базы данных в СУБД FoxPro По дисциплине: Базы данных. Цели работы: изучить типы данных FoxPro; научиться создавать структуру базы данных; заполнить таблицы данными. Задание: Создайте структуру базы данных в соответствии с вашей темой расчетнографического задания. Изучите возможности среды СУБД FoxPro for Windows для создания структуры базы данных.
23344. Сортировка и индексирование баз данных 87 KB
  Лабораторная работа №3: Сортировка и индексирование баз данных По дисциплине: Базы данных. Задание: Выполните сортировку по одному полю базы данных содержащей не менее 15 записей. Повторите сортировку для полей содержащих разные типы данных. Просмотрите результат сортировки в новой базе данных.