9067

Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии в средневековой философии

Доклад

Логика и философия

Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии в средневековой философии. О вере и знании: Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наслед...

Русский

2013-02-22

15.11 KB

45 чел.

Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии в средневековой философии.

О вере и знании : Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.

Для средневековой философии характерен теоцентризм-(греч theos-Бог):признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.

• Такая установка обозначается термином «креационизм» (лат. творю, создаю.)

• Еще одна важная черта средневековой философии- «провиденциализм»-история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего-спасение человека.

Тертуллиан: что общего между Афинами и Иерусалимом, академией и церковью? Пропасть между ними.

Но апологеты – конформисты ратуют за синтез разума и церкви. Вера выше знания, но знание ей не мешает.

Апологетика против гностики: Гнозисом нельзя спастись, спасаются только верой.

О теологии и философии: Теория двух истин : Философия- это свой мир. Теология же- это область божественного, опора на Священное писание.

• Схоластика – это качественно иной тип философствования :средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.

Нравственное учение: «Достаточно одной заповеди: Возлюби Бога и не делай, что хочешь» Все зло от того, путаем понятие наслаждаться и пользоваться. Наслаждаться можно только Богом!

Учение о предопределении: Бог определяет человеческую судьбу. Свобода воли есть, но она призрачна.

Гносеологическое учение: Познается разум, душа. Познание заключается в суждении. Существует мир разумный и чувственный. Ум постигает истину, чувства- кажущееся. Тело постигает лишь мнения.

Теория иллюминации(озарения): Душа не припоминает, Бог озаряет душу светом изнутри. Познание в самом себе.