9068

Проблема универсалий и варианты ее решения

Научная статья

Логика и философия

Проблема универсалий и варианты ее решения Универсалии-понятия, идеи. Универсалия (от лат. universalis - общий) - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. Проблема универсалий восходит к философским идеям Платона и Арист...

Русский

2013-02-22

18.83 KB

28 чел.

Проблема универсалий и варианты ее решения

Универсалии-понятия, идеи. Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Проблема универсалий восходит к философским идеям Платона и Аристотеля и является одной из главных тем схоластики, в особенности раннего ее периода. Тема универсалий приходит в средневековую философию не напрямую из работ античных философов, но через комментарии к их трудам. В частности, через комментарии Порфирия к «Категориям» Аристотеля: «Существуют ли роды и виды субстанционально или только мысленно? Телесно или бестелесно?»

  1.  Крайний реализм: Универсалии существуют до вещей .Предопределяют существование единичных вещей. Это идет от Платона. Августин тоже выступает с позицией крайнего реализма. 
  2.  Умеренный реализм: Универсалии существуют в самих вещах. Не могут существовать отдельно от них. Боэций занимает именно эту позицию. Фома Аквинский в споре об универсалиях пошел по стопам своего учителя Альберта Великого, избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель.

Например, если назвать общую всем людям сущность «человечностью», то согласно умеренным реалистам, человечность существует в каждом отдельном человеке, согласно крайним – до людей сама по себе. Нетрудно догадаться, что первые следовали Аристотелю (учившему о том, что сущности вещей существуют в них самих), вторые – Платону (учившему о том, что идеи существуют до вещей за пределами космоса).Выражение «до вещей» следует понять правильно. Крайние реалисты не утверждали, что общее не может существовать в вещах. Но даже в вещах оно существует самостоятельно, само по себе, подобно тому как существует сама вещь. Умеренные реалисты считали по-другому: общее не имеет самостоятельного существования и существует иным нежели вещь способом. Иными словами, если для крайнего реалиста общее тоже может быть названо вещью, то для умеренного – ни в коем случае.

  1.  Номинализм: Универсалии- мысленные конструкции, которые появляются после вещей. Универсалии- лишь названия вещей, имена лишены смысла, приклеиваются, как ярлык к вещам. (Иоанн Росцелин)

Крайние номиналисты полагали, что общее – это не более чем имя вещей (слово), умеренные – не только имя, но и понятие. Например, согласно первым, у людей нет ничего общего кроме слова «человек» (которое мы произносим говоря об отдельных людях), согласно вторым – у людей нет ничего общего кроме слова и понятия «человек» (которое мы мыслим представляя отдельных людей). Умеренных номиналистов называют также концептуалистами (от лат. conсeptum – представляемое, мыслимое).

  1.  Концептуализм: В 12 в. Пьер Абеляр счел нужным ослабить номинализм.  Понятие, которое наделено смыслом, которая выражает суть вещи. Это конструкции, наделенные смыслом, но существующие только в уме.

Фактически, проблема универсалий была связана с теологическим догматом Троицы. Если Бог един в трех Лицах, то существует ли он реально и в каком виде?

Церковь в этом вопросе приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, поскольку материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

                   

Из четырех перечисленных учений самым убедительным выглядит умеренный реализм. Ведь если согласиться с номиналистами, то непонятно следующее: на каком основании мы называем вещи одного и того же вида одним именем? Почему каждого из людей мы именуем человеком, каждую из лошадей – лошадью? Ибо если у вещей одного вида нет ничего общего, то с чего вдруг мы обозначаем их одним и тем же словом? В номинализме именование вещей – дело нашего произвола, и тогда что мешает нам называть осла конем, слона мышью и т.д.? Однако доводы номиналистов тоже не лишены убедительности.                   

Реалисты заявляют, что одна и та же общая всем людям сущность существует в каждом отдельном человеке. Но как может одно и то же существовать одновременно в разных местах? Например, одна и та же сущность – в Сократе и Платоне? Ибо если она в Сократе, то ее нет в Платоне, а если она в Платоне, то ее нет в Сократе. Кроме того, поскольку люди и собаки суть животные, в тех и других должна существовать общая им сущность «животность». Но ведь люди разумны, а собаки нет, и значит животность должна подразумевать и разумность и неразумность одновременно – противоречие!

                    

       Пожалуй, ближе всего к решению проблемы подошел Пьер Абеляр

Абеляр был концептуалистом.

Согласно Абеляру, мы потому называем человека человеком, что люди похожи друг на друга, что между ними есть сходство. У этого сходства есть причина, но этой причиной не может быть то, что существует в людях. Ибо причина сходства одна на всех людей, а одно и то же не может существовать одновременно в разных местах. Следовательно, причиной сходства может быть лишь «статус», т.е. «само бытие человеком». Статус не является вещью и в самих людях не существует. Но лишь благодаря общему статусу люди похожи друг на друга и именуются общим именем. В подтверждение того, что причина не обязана быть вещью, Абеляр приводит пример человека, который был убит, потому что не хотел идти на форум. Здесь причина смерти – нежелание идти, однако ясно, что нежелание не есть вещь.Правда, Абеляр не решает проблему до конца, поскольку не дает ответа на вопрос, как статус вещи понимать (что собственно означает «быть человеком»?) и в каком отношении находится статус к вещи.

И тем не менее Абеляр был от решения в двух шагах. Надо было лишь ответить на два вопроса: 1) что такое «само бытие человеком»? 2) в каком отношении оно находится к людям?

Фома подвел итог в споре об универсалиях. Общее, учил он, не имеет самостоятельного существования, не существует само по себе. Оно существует либо в вещах, либо в разуме. В вещах – в виде общей сущности, в разуме – в виде общего понятия. И так как разум есть у Бога и человека, общее существует трояким образом: до вещей в разуме Бога, в вещах, после вещей в разуме человека. Общее «до вещей» – это их прообраз, или божественная идея, «после» – их подобие, или человеческая идея.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74879. Урок – подорож з математики в 2 класі. Складання таблиці ділення на 3. Складання задач за даним розв’язанням 135.5 KB
  Складання задач за даним розвязанням. Вправляти в умінні застосовувати випадки табличного ділення на 3 під час розвязання прикладів і задач. Продовжувати вчити складати обернені задачі задачі за даним розвязанням. Розвивати набуті математичні навички логічне мислення память уміння користуватися математичними термінами працювати в парах.
74880. Задачі на знаходження невідомого від’ємника. Знаходження значень виразів 151 KB
  Задачі на знаходження невідомого відємника. Ознайомити учнів із задачами на знаходження невідомого відємника; довести до свідомості учнів що задачі на знаходження невідомого відємника розвязуються дією віднімання; формувати вміння знаходити значення виразів...
74881. Читання, запис і порівняння чисел. Одноцифрові і двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного. Додавання й віднімання одиниці. Одиниці вартості –гривня,копійка 282.5 KB
  Вправляти учнів у розв’язанні прикладів на додавання й віднімання одиниці; формувати вміння зіставляти результати власної роботи зі зразком;ознайомити з грошовою одиницею «гривня»; розвивати уміння складати й розв’язувати задачі;прищепити любов до рідної землі,збагачувати знання учнів Про Україну.
74882. Вправи і задачі на додавання і віднімання круглих десятків. Задачі на знаходження третього доданка 216.5 KB
  Вправляти учнів у додаванні і відніманні круглих десятків; удосконалювати вміння розв’язувати задачі на знаходження третього доданка; закріплювати обчислювальні навички учнів. Розвивати логічне мислення, пам\'ять, увагу, спостережливість, пізнавальні інтереси, творчі здібності, кмітливість, фантазію, емоції учнів за допомогою створення ситуації здивування, радості, зацікавленості
74883. Додавання і віднімання в межах 10. Зв’язок між додаванням і відніманням. Складання прикладів на віднімання з прикладів на додавання. Задачі на знаходження невідомого доданка 241 KB
  Формувати в учнів уміння визначати арифметичну дію за назвою результату дії; мобілізувати знання учнів про взаємозв’язок між діями додавання і віднімання; визначати зв’язок односюжетних задач на знаходження суми і невідомого доданка, розвивати логічне мислення, пізнавальні здібності учнів.
74884. Закріплення знань таблиць множення і ділення числа 2, таблиці ділення на 3. Розв’язування задач на 2 дії 916 KB
  Розвязування задач на 2 дії. Мета: закріпити знання таблиць множення і ділення числа 2 таблиці ділення на 3 та вміння розвязувати задачі на 2 дії; вдосконалювати обчислювальні навики створювати умови для розвитку уваги памяті творчого та логічного мислення; виховувати любов до математики акуратність активність і самостійність в роботі правильне відношення до здорового способу життя. Яку самеви дізнаєтесь якщо розвяжете приклади.На засіданні клубу ми будемо розвивати здатність мислити.
74885. Закріплення прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел. Творча робота над задачею 738 KB
  Працювати над закріпленням прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел; проводити творчу роботу над задачею. Тема нашого уроку Закріплення прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел.
74886. Математичний рахунок. Повторення таблиць множення числа 2 і ділення на 2 102 KB
  Провести математичний ранок по даній темі; повторити таблиці множення числа 2 і ділення на 2; формувати уміння розв’язувати задачі; розвивати логічне мислення, увагу, пам’ять; виховувати інтерес до вивчення математики.
74887. ЧИСЛА 11 – 20. Интегрированный урок по математике, обучению грамоте и природоведению в 1 классе 4.52 MB
  Догадались Конечно это Маша из мультфильма Маша и Медведь. А пришла Маша не просто так. А за это Маша вам покажет свою любимую серию мультфильма. Маша очень любит собирать цветочки в лесу.