90691

Правописание слов с буквами Ь и Ъ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательная: закрепить умение правильно писать слова с разделительными Ъ И Ь; Совершенствовать умение распределять существительные по родам. Воспитательная: развивать каллиграфический навык, логическое мышление, внимание, память, пополнение словарного словаря, коммуникативные умения и навыки.

Русский

2015-06-09

23.41 KB

1 чел.

  Конспект урока по русскому языку

 Класс: 4

Тема: Правописание слов с буквами Ь и Ъ

Цель:

Образовательная: закрепить умение правильно писать слова с разделительными Ъ И Ь; Совершенствовать умение распределять существительные по родам.

 Воспитательная: развивать каллиграфический навык, логическое мышление, внимание, память, пополнение словарного словаря, коммуникативные умения и навыки.

 Развивающая: воспитание лучших качеств личности, коллективизма.

Оборудование: доска, мел, учебник, карточки с пословицами.

Примечание: чёрный шрифт – речь учителя, синий – речь учащихся, курсив – этапы урока и методические комментарии.

Ход урока

1. Оргмомент (8.00-8.01).

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Актуализация знаний.  (8.01-8.04).

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Ребята, вы уже знаете, что такое лексическое значение слова. Сейчас я буду говорить значение слова, а вы должны сказать, что это за слово.

Седьмой день недели - воскресенье.

 Животное, от которого произошел человекобезьяна.

 Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместесемья.

 Сообщение, с какой-либо информацией, которое размещается в газетах, на информационных досках, на телевидение и т.д.объявление.

 Сильная метель, снежная бурявьюга.

 Продукт (хлеб, кефир) годный для употребления в пищу – съедобный.

 Ребята, как вы думаете, почему я разделила слова на два столбика?

         В первом столбике слова с Ь знаком, а во втором с Ъ.

Сегодня на уроке мы поговорим о правописание слов с буквами Ь и Ъ. Мы с вами научимся правильно писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками. Будем совершенствовать умение распределять существительные по родам.

3. Работа над темой урока (8.04-8.20).

 Ребята, спишите слова в тетрадь. (Дети пишут)

 Перед какими буквами стоит Ь знак? (Перед буквами Е, Я, Ю)

 Перед какими буквами стоит Ь знак? (Перед буквами Я, Е,)

 Выделите корень в словах (воскресенье, обезьяна, семья, объявление, вьюга, съедобный)

 Выделите приставки в словах 2го столбика (объявление, съедобный)

 На гласные или согласные буквы оканчиваются приставки? (Приставки оканчиваются на согласные буквы)

 Так, когда же мы пишем Ь и Ъ разделительные знаки? Перед какими буквами? Для того чтобы вам легче было сформулировать вывод я подготовила для вас небольшую подсказку (Вывесить схему правописания Ь и Ъ знака).

 Мягкий  разделительный знак пишется после корня, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Твёрдый разделительный знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я.

 Обратите внимание Ь знак пишется перед И, а Ъ – нет.

Найдите 107-е упр. на 65-й странице. Давайте все вместе найдём слова с Ь и Ъ знаками (Объявления, въезд, подъезда, петь, подъём, ночью)

 Теперь будем выписывать слова. София пишет первое слово у доски, а остальные в тетради.

Объявление

 Почему пишем Ъ знак. Выдели корень и приставку.  Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Подобрать однокоренное слово)

Въезд

 Ксюша, следующее слово. Почему пишем Ъ знак. Выдели корень и приставку.

Подъезда

 Саша, следующее слово. Почему пишем Ъ знак. Выдели корень и приставку.

Ребята, а кто знает, чем отличаются слова петь, апельсин, жизнь, день, лень от других слов. А если я скажу денъ, петъ, апелъсин, ленъ.

Оказывается, Ь знак играет много ролей. Он может не только разделять, но и смягчать.

Петь

 Саша, следующее слово. Почему пишем Ь знак. (Он указывает на мягкость)

Подъём

 Саша, следующее слово. Почему пишем Ъ знак. Выдели корень и приставку.

Ночью

 И последнее слово, Богдан. Почему пишем Ь знак. Выдели корень.

 (Учитель вывешивает слова)

 Прочитайте, назовите конечный согласный в словах:

Овощ, дочь, молодежь, экипаж, помощь, грач, мышь, шалаш

 Как называются в русском языке эти звуки? (ж, ш, ч, щ- шипящие)

Разделите данные существительные на 2 группы. В первую группу выписываем слова м.р, а во 2-ю слова ж.р.

 Слова распечатаны и наклеены на доску, ученики называют род слова и клеят его в соответствующую колонку.  

М.р.

Ж.р.

овощ

шалаш

грач

экипаж

дочь

молодежь

помощь

мышь

 

Так на какую же грамматическую форму указывает Ь на конце у

существительных после шипящих? (на форму женского рода)

5. Физкультминутка (8.20-8.23).

А сейчас мы немного отдохнем. Встаньте. Повторяйте за мной.

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись! (Повторить несколько раз с ускорением)

6. Выполнение тренировочных упражнений (8.23-8.35)

1. Работа с учебником.

 Ребята, если произнести растянуто слова п[йо]т, ател[йэ], необ[йа]тный, с[йо]мка, л[йу]т. Вам слышатся один или два звука? (Два)

Правильно. (Вывесить табличку)

Е – слышется как [йэ]

Ё – слышется как [йо]

Ю – слышется как [йу]

Я – слышется как [йа]

Разделительный Ъ и Ь знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука и последующего гласного звука.

Найдите упражнение 109 на странице 66. Давайте все вместе произнесём слова. (Дети читают слова)

Ребята, мы целый урок работали и сделали много выводов, давайте, проверим правильно или нет. Откройте учебники на стр. 64 и прочитайте про себя правило. (Дети читают правило)

Правильно ли мы сделали выводы? (ответы детей)

 

2. Работа по карточкам.

Выпишите слова с Ь знаком который показывает мягкость предшествующего согласного звука.

Сем_я, под_ехал, апел_син, обез_яна, в_юга, пет_, об_явление, лен_, с_ёжился, жизн_, под_езд, руж_ё.

Выпишите слова с Ь разделительным знаком.

Сем_я, под_ехал, апел_син, обез_яна, в_юга, пет_, об_явление, лен_, с_ёжился, жизн_, под_езд, руж_ё.

Выпишите слова с Ъ разделительным знаком.

Сем_я, под_ехал, апел_син, обез_яна, в_юга, пет_, об_явление, лен_, с_ёжился, жизн_, под_езд, руж_ё.

 У вас на столах лежат карточки. Вы должны вставить в слова пропущенные буквы. Первый ряд выписывает слова с Ь разделительным знаком, второй вариант с Ъ разделительным знаком, а третий ряд слова с Ь знаком который показывает мягкость предшествующего согласного звука. Работаем самостоятельно. София, Аня и Саша работают у доски.

Ребята, давайте проверим, как правильно вы выписали слова. София,

какие слова ты должна была выписать? (С Ь разделительным знаком).  Прочитай слова, который ты выписала и сразу называй, почему ты вставила Ь знак.

Семья – в корне перед я.

Обезьяна – в корне перед я.

Вьюга – в корне перед ю.

Ружьё – в корне перед ё.

Аня, какие слова ты должна была выписать? (С Ъ разделительным знаком).  Прочитай слова, который ты выписала и сразу называй, почему ты вставила Ъ знак.

Подъехал – после приставки, перед е.

Объявление – после приставки, перед я.

Съёжился – после приставки, перед ё.

Подъезд – после приставки, перед е.

Саша, какие слова ты должна была выписать? (С Ь знаком, который показывает мягкость предшествующего согласного звука).  Прочитай слова, который ты выписала.

Апельсин

Петь

Лень

Жизнь

Итак, ребята,  когда же мы пишем Ъ и Ь разделительные знаки? Какую роль они играют? (Твёрдый разделительный знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я.

Мягкий  разделительный знак пишется после корня, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Мягкий знак  показывает мягкость предшествующего согласного звука, а так же показывает формы женского рода имён существительных.

Разделительные Ъ и Ь знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука [й'] и последующего гласного звука.)

3. Дидактическая игра.

 Давайте поиграем в игру «Найди ошибку». Я буду показывать вам слова, а вы должны найти в них ошибки и исправить их. (Учитель показывает карточки со словами)

Сьехал – съехал, пишем Ъ после префикса, перед е.

Муравьи – правильно.

Пъеса – пьеса, пишем Ь в корне, перед е.

Белъё – бельё, пишем Ь т.к. указывает на мягкость.

Разъезд – правильно.

Съёмка – правильно

Варенъе – варенье, пишем Ь в корне, перед е.

6. Задание на дом + инструктаж (8.35-8.40).

Откройте дневники, запишите домашнее задание: выучить правило на стр.64-й, выполнить упр. 108 на стр.65-й.

(После записи в дневнике учитель объясняет, что надо сделать дома).

В упражнении вам даны две группы слов. Выбирая подходящие по смыслу слова из первой и второй групп, вы должны составить словосочетания. Запишите их, вставляя в слова пропущенные буквы. Например: серьёзный разговор; забавная обезьянка.

7. Обобщающая беседа (8.40-8.43).

Какую тему изучили?  (Правописание слов с буквами Ь и Ъ)
Когда же пишется разделительный Ь и Ъ знак ? 
( Разделительный мягкий знак пишется в корне слова. Перед гласными ё, е, ю, я, и.
Разделительный твердый знак пишется только после приставки. Перед гласными
ё, е, ю, я)

Что показывает Ь ? (Мягкий знак показывает мягкость предшествующего согласного звука, а так же показывает формы женского рода имён существительных)

 На что указывают Ъ и Ь знаки? (Разделительные Ъ и Ь знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука [й'] и последующего гласного звука)

8. Выставление оценок + словесное оценивание.

Урок окончен! Всем спасибо!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19836. Уголовное право по Русской правде 17.84 KB
  Уголовное право по Русской правде Уголовное право это основная часть судебника. Преступление Субъектами преступления были все физические лица включая холопов без возрастного ценза при наличии у них ясного сознания. Субъективная сторона преступления включала
19837. Суд и судопроизводство по Русской правде 21.69 KB
  Суд и судопроизводство по Русской правде Самостоятельных судебных органов нет суд производился представителями администрации. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам. Чиновники которым надлежало решить у...
19838. Причины и предпосылки политической раздробленности 18.34 KB
  Причины и предпосылки политической раздробленности XII XIII вв. После смерти князя Ярослава 1054 вся территория Киевской Руси была разделена между его сыновьями. Постоянный рост членов княжеских династий и дробление земельных наделов между ними сопровождались пост...
19839. Правовое положение населения по Русской правде 20.98 KB
  Правовое положение населения по Русской правде В Киевской Руси можно выделить 3 основных социальных класса. 1. Представители привилегированного слоя: Бояре советники старшие дружинники князя; Княжьи мужи лица исполняющие важнейшие поручения князя близкие к н...
19840. Гражданское право по Русской Правде 19.3 KB
  Гражданское право по Русской Правде Гражданское право это вещное и семейное право. Разделов нет. Упоминается о праве собственности по отношению движимых вещей. Понятие недвижимости ещё нет земля принадлежит общине или всему роду боярскому родовая традиция.
19841. Регулирование вещного права по Псковской судной грамоте 24.49 KB
  Регулирование вещного права по Псковской судной грамоте Вещное право разделяло имущество на недвижимые отчина и движимые живот; различало наследственное вотчина и условное кормля землевладение. Большое внимание уделялось земле как объекту права собствен...
19842. Понятие компьютинга и дискретной математики 214.5 KB
  Лекция 1 Понятие компьютинга и дискретной математики Компьютинг computing это широкая область знаний которая не может быть сведена к рамкам какойлибо из составляющих ее дисциплин. Основы компьютинга включают в себя основы информатики и математики необходимые для п
19843. Исследование статической характеристики измерительной системы 169 KB
  Лабораторная работа №1 Исследование статической характеристики измерительной системы 1. Цель работы Цель работы закрепить теоретический материал по статическим характеристикам измерительных систем и научиться производить анализ статических характерис...
19844. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 189 KB
  МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1 Цель работы Цель работы приобрести умение производить выбор набора измерительных преобразователей для измерительной системы на основе оценки предельной допускаемой погрешности измерения это...