90698

Становление теоретических представлений о теории архитектурного рисунка

Реферат

Архитектура, проектирование и строительство

Архитектурный рисунок в творчестве современных архитекторов. Рисунок это один из основных инструментов творческого процесса архитектора. Рисунок относится к древнейшим способам и простейшим способам изображения предметов на плоскости. В период Античности рисунок встречается в вазовой живописи.

Русский

2015-06-09

30.66 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

«Становление теоретических представлений о теории архитектурного рисунка»

Реферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии наук

07.06.01

Архитектура

Подготовил аспирант                                 Прокудина Р.Р.

         (аспирант или соискатель)                                     (Фамилия, И., О.)

Предварительная экспертиза проведена  «____»____________2015 г.

                     _____________________                                         Бурцев А.Г.

(Подпись научного руководителя)                        (Фамилия, И., О.)

Окончательная проверка реферата проведена

«___»__________2015 г.

Оценка  ______________         ______________         ___Ким.В.В.___

            (зачтено, не зачтено)            (Подпись проверяющего)       (Фамилия, И.,О.)

Екатеринбург 2015

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

  1.  Развитие представлений о теории архитектурного рисунка в Эпоху Возрождения………………………………………………………………..4
  2.  Становление архитектурного рисунка на современном этапе……..……8
  3.  Архитектурный рисунок в творчестве современных архитекторов…….9

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………10

Введение

В настоящее время в эпоху цифровых технологий обострились проблемы устоявшихся традиций рисунка, которые складывается как результат перехода проектной практики с ручного эскизирования на компьютерную графику. «Рисунок - это один из основных инструментов творческого процесса архитектора. Именно рисунком, но конечно, не только им, отличается специфика развития художественного замысла, начиная с зарождения идеи, с самых первых ее записей». [1, 9]

Прежде всего нужно подчеркнуть, что архитектура – это искусство и наука строить и проектировать здания и сооружения. Архитектурные здания, часто воспринимаются как культурные символы и произведения искусства. Однако, на лицо проблема увядания художественной составляющей архитектуры и преобладание инженерных технологий.

Для того чтобы прояснить роль и место архитектурного рисунка в архитектуре будущего и раскрыть необходимость существования его как ключевого элемента в формировании профессионального мышления архитектора, нужно начинать с изучения исторического опыта, который позволит спрогнозировать тенденцию развития архитектурного рисунка в том или ином направлении.

Объект исследования: история развития представлений об архитектурном рисунке.

Предмет исследования: становление теоретических представлений о теории архитектурного рисунка.  

  1.  Развитие представлений о теории архитектурного рисунка в Эпоху Возрождения.

«История архитектуры показывает, что во все времена графическое искусство, его средства и приемы, применяемые в творческом процессе создания проекта, были необходимой составной частью этого процесса, важнейшим элементом выявления архитектурной идеи (главным образом для целей строительства)» [4, 6].

Рисунок относится к древнейшим способам и простейшим способам изображения предметов на плоскости. Но рисунки, которые сумели дойти до нашего времени это большая редкость. «К наиболее выдающимся принадлежат, выполненные графическими приемами, изображения на скалах и стенах пещер древнего человека. Наскальные изображения…охватывают почти все обитаемые человеком в прошлом области земного шара, начиная от крайнего Севера Америки и Азии, Кончая Южной Африкой». [7, 30] Наскальные изображения встречались в России (Сибирь, Урал и т.д.)

В египетской культуре встречаются рисунки на папирусе. В период Античности рисунок встречается в вазовой живописи. Средние века оставили нам большое наследие иллюстраций рукописных книг. Стоит отметить Джованни Баттиста Пиранези – итальянского архитектора, художника, графика, гравера и т.д., который оказал огромное влияние на последующих художников своими фантастическими гравюрами.

«Резкий перелом в истории рисунка совершается в эпоху становления реалистических установок Возрождения». Картина мира – антропоцентризм. Гуманизм - как прогрессивное направление эпохи Возрождения. В этот период зарождается новый тип мышления. Происходит смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится потусторонний мир, автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид. Человек - высшая ценность. Создаются предпосылки для возникновения экспериментально-математического естествознания.

Поскольку в эпоху Возрождения человек выводится на один уровень с Богом (в отличие от средневековья), как человек-творец, отстаивающий свою личность. Возникает большой интерес к человеку как художнику. «Рисунок становится исключительно важной составляющей творческого процесса художника, скульптора, архитектора. Определяется его роль в художественном образовании». [7, 31] В этот период рисунок перестает быть просто вспомогательным инструментом, он обретает статус отдельного искусства и трактуется как художественная организация пространственной формы. Джорджо Вазари в 1560 г создает Академию рисунка, под который подводит три вида искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Но архитектурный рисунок мы рассматриваем совместно с архитектурой. Рисунок обретает неслыханное богатство, в связи с появлением новой дешевой бумаги и материалов. В следствии организуется огромное количество архитектурных композиций и множество проектов. Известный архитектор Филиппо Брунеллески заново открыл закон перспективы. Его известным творением стал купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре.

Искусство старых мастеров от Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера оставалось всегда могучим орудием познания мира и не менее важным средством выражения идей, эмоций и стремлений человека. Опыты Брунеллески, Альберти, Леонардо по исследованию оптических фокусов и перспективных построений изменили как подачу архитектурных идей, так и понимание архитектурного артефакта и, впоследствии, архитектурного пространства. Архитекторы «исследовали трехмерное пространство с помощью наброска, делая быстрые перспективы, чтобы отчетливо представить форму. Они полагали возможности наброска достаточными для того, чтобы выразить технические детали, размерность, пространственные качества или основу художественного замысла. Используя надежные средства, они совершенствовали мастерство самовыражения.   Именно искуство ренессанса дало миру ученых, способных к глубочайшим наблюдениям. Став учеными по существу, на основе глубокого проникновения в природу, художники открывали неограниченные возможности перед архитектурой и изобразительным искусством. Начиная с 20х годов 16го в. в архитектурном рисунке начинают ценить фиксацию первого творческого импульса, наиболее непосредственное выражение творческой фантазии, индивидуальный графический почерк мастера(что отразилось на архитектуре). Высокий Ренессанс заметен тем, что почти все его крупные представители работали во всех трех искусствах – зочестве, скульптуре и живописи и рисунок становится исключительнео важной составной частью творческого процесса художника, скультптора, архитектора.

Миропонимание человека непосредственно отражалось на архитектурном мышлении и творческой деятельности. В архитектуре Возрождения особенное значение придается формам античной культуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки.

«Деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания -- против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания».

  1.  Становление архитектурного рисунка на современном этапе развития.

«На сегодняшний день актуальны поиски новых методов проектирования, форм. Их пытаются найти в диаметрально противоположных направлениях - и в современной математике хаоса и нелинейности и в радикальной эклектитке и в «архитектуре без архитекторов». Архитектор мыслит такими категориями, как пространство, объем, форма, композиция, образ, все, из чего состоит архитектура. Ранее подразумевалось только реальное физическое пространство. Поскольку первоначально идеи формируются в сознании человека, это пространство потенциально возможного стали называть «виртуальном пространством»». [6]

«В современной ситуации архитектура на самом деле никому особенно и не нужна и сохраняется по инерции. Строительство частных жилых домов все чаще обходится без архитекторов. Если архитектура прошлых веков и тысячелетий может считаться своего рода лицом цивилизации, то лицом современной цивилизация стала техника, коммуникации, машины. Деловые центры как лунапарки для простодушных, мало говорят сердцу и уму».  Александр Гербертович Раппапорт. Характерной чертой эстетики Возрождения было включение искусства, особенно живописи, в сферу познавательной деятельности человека. Богатая художественная практика породила многочисленные трактаты об искусстве: архитектуре, скульптуре и живописи, тогда как сейчас искусство, в частности рисунок отходит на второй план, уступая место цифровым технологиям. Не смотря на сложившуюся ситуацию в архитектуре гармония, пропорции, масштаб (ощущение которых воспитывает рисунок) занимают важное место в проектировании.

Архитектурный рисунок открывает возможность мысленного эксперимента. Проектная деятельность, обособившаяся в Наше время от строительства, включила в свои возможности фиксацию форм, не переводимых в натуру. Наряду с вариантами проекта, представляющими в системных моделях результаты различных подходов к практическому решению конкретной задачи, возможны проектные модели, заведомо не существующие в натуре, - архитектурные фантазии. Фиксируя представления, основанные на произвольных допущениях, фантазии могут быть не только результатом самоцельной игры ума, но и исследованием неких ещё не существующих возможностей, фиксацией предвидения, равно как экспериментом, предметно раскрывающим роль определенных связей в системе.

Архитектурный рисунок в творчестве выдающихся архитекторов.

«Не доверяйте архитектору, не умеющему рисовать». Д.Дидро(1713-1784)

Архитектор Уилл Alsop часто начинает свой процесс проектирования с рисунка, который воплощает некоторые из его абстрактных идей, которые более формальный рисунок может исключить. Его картины красочны, веселы и богаты проектного потенциала. Другой архитектор, Эдвард Куллинан, тщательно рисует визуальные отношения между местом и в более широком виде- городом или пейзажем. В процессе он обнаруживает новые способы решения проблемы проектирования - способы, которые тонко прошивают новое здание в широком месте.  Куллинан, как с Фостером, в центре внимания и напряженность в этих ранних эскизах сообщает весь процесс проектирования. В работах выдающегося архитектора И. Леонидова концепция и прием авторской подачи связаны в единое целое. Стиль мастера отличает многообразие техник: «живая» набросочная линия, чертежная линия, выворотка, аппликация… К. Мельников, художник по образованию, использовал возможности ручной графики в поиске новой динамичной геометрии (диагонали), энергии «парения», побеждающей гравитацию. Совершенно очевидна актуальность описанных посылов, далеко не в полной мере реализованных в период конструктивизма, для современных архитектурных устремлений. Архитектура «силовых полей», экспрессивная и страстная, стала определенным знаком времени. Ярким примером служит творчество З. Хадид, которая прославилась произведениями графики еще задолго до построек. Для нее рисунок – теоретическая, исследовательская стадия, открытая к трансформации первоначального замысла («выстрел во тьме», как писал ее коллега П. Шумахер). Вероятно, неслучайно появление в творчестве мастера особого феномена «концептуальной живописи» («Лондон», «Берлин – 2000», «Манхеттен», «Взгляд на Мадрид»), занимающим промежуточное положение между архитектурной фантазией и живописным произведением. [2]

Заключение.

Изобразительная деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности архитектора, уровень осуществления которой должен позволять ему находить решения с высокой степенью индивидуальности, оригинальности и уникальности создаваемых им проектов. В век компьютерных технологий появилась возможность выполнять художественно-творческие задания по памяти и воображению при помощи компьютера. Однако, пока компьютерная техника не позволяет быстро и доступно использовать ее в натурных зарисовках для познания красоты окружающей среды.

В реферате проведен анализ истории развития представлений об архитектурном рисунке.

В прошлом, предшествовавшем промышленной революции, архитектура была вполне органичным соединением высокоразвитого ремесла и искусства. В новейшее время в архитектурную деятельность все шире входит научное мышление с его теоретическими представлениями и систематизированной информационной базой, вводящее архитектуру в контекст промышленной цивилизации. Важно отметить, что оно, однако, не может вытеснить и заменить навыки, интуицию и талант архитектора, которые позволяют объединить сложную, синтетическую деятельность созданием художественных и эстетических ценностей, удовлетворяющих специфически человеческую потребность в красоте окружения и его смысловой содержательности, духовности. Иначе это означало бы капитуляцию перед экспансией техномира, развивающегося по своим внутренним законам. Поэтому теория архитектурного рисунка требует различных методов и подходов к его изучению.

Список литературы

  1.  Аалто, А. Архитектура и гуманизм: сб. ст.: [пер. с фин., англ., фр., нем.] / Алвар Аалто ; сост., вступ. ст. и коммент. А.П. Гонзак. - М.: Прогресс, 1978. - 221 с., [8] л. цв. фот. фот. портр. – Библиогр.: с. 219.
  2.  Дуцев, М. Авторские методы в архитектуре. От эскиза к произведению [Электрон. ресурс] / М. Дуцев - 2010г. – Режим доступа: http://www.archiludi.ru/
  3.  Ермолаев, А.П. Основы пластической культуры архитектора – дизайнера: учебн. пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова – М.: Архитектура – С, 2005 – 464 с., ил.
  4.  Зайцев, К.Г. Графика и архитектурное творчество/ К.Г. Зайцев. – М.: изд. Стройиздат, 1979. - 160с.
  5.  Калатрава Сантьяго. В поисках движения/ Сантьяго Калатрава -  С.-Петербург, Изд-во Государственного Эрмитажа, 2012. - 264 стр.
  6.  Аврамченко О., Особенности проектного мышления и творческой деятельности в архитектуре и дизайне.- О. Аврамченко 2008г. Режим доступа: http://taby27.ru/studentam_aspirantam/aspirant/filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/osobennosti-proektnogo-myshleniya.html
  7.  Максимов, О.Г. Рисунок в профессии архитектора: дис. д-ра архитектуры: 18.00.01 – М.: Стройиздат, 1999. - 400с.: ил, - М 17 ISBN 5-274-02258-8
  8.   Edwards, B. Understanding Architecture through Drawing: Second Edition/ B. Edwards. -  Edinburgh: 2008, -273р.: ill. - ISBN13 978-0-415-44414-9 (pbk)
  9.   Gregory, R. L.  Разумный глаз/ R. L Gregory. - Edinburgh: 2003, 47p.: 5-354-00342-3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42193. Электрическая цепь с одним источником питания и смешанным соединением элементов 130 KB
  Основные теоретические положения Основными элементами любой электрической цепи являются: а источники электрической энергии электромашинные генераторы аккумуляторные батареи термоэлементы и т. С помощью закона Ома описывается связь между током напряжением и сопротивлением заданного участка цепи . Согласно 1му закону Кирхгофа алгебраическая сумма токов сходящихся в любом узле цепи равна нулю т. Так как при параллельном соединении все элементы находятся под одним и тем же напряжением то используя закон Ома это уравнение можно...
42194. Вимірювання опорів на постійному струмі 115 KB
  Ознайомлення з основними видами та методами вимірювання активних електричних опорів на постійному струмі. Дослідження методичних похибок основних методів вимірювання опорів та шляхи їх усунення. Завдання на вимірювання опорів кожен студент одержує від викладача.
42195. Калібрування і повірка засобів вимірювання тиску 86 KB
  1 Мета роботи Ознайомитись з будовою і принципом дії технічних засобів для вимірювання тиску. Набути практичних навиків при повірці і калібруванні систем вимірювання тиску.2 Програма роботи Під час заняття студент повинен самостійно ознайомитись з будовою і принципом дії технічних засобів які використовуються в системах для вимірювання тиску.
42196. Обробка результатів прямих багаторазових вимірювань 263.5 KB
  Вивчення методів і набуття практичних навиків в обробці результатів багаторазових вимірювань які містять випадкові похибки. Програма роботи Під час роботи студенти вимірюють активні опори за допомогою універсального цифрового вимірювача Ф 480 так щоб досягти при цьому одержання найбільш точних результатів шляхом визначення і виключення систематичних і випадкових похибок вимірювань параметра з рівноточними значеннями відліку. З цією метою використовується методика багатократного вимірювання однієї і тієї ж величини з...
42197. Вивчення будови, принципу дії амперметрів та вольтметрів. Визначення їх метрологічних характеристик 93 KB
  Якщо статична характеристика лінійна у=кх то коефіцієнт к називається чутливістю вимірювального приладу; ціна поділки ЗВ ; ціна одиниці найменшого розряду числа в показах цифрового приладу ; 2 похибки ЗВ: Абсолютна відносна приведена похибки ЗВ; Похибки поділяються на статичні які виникають при вимірюванні постійних величин динамічні які виникають при вимірюванні змінних величин. До числа характеристик похибок відноситься також варіація вихідного сигналу або варіація показів вимірювального приладу.8485]: метод порівняння з...
42198. Повiрка цифрових та аналогових омметрiв 144.5 KB
  Програма роботи У процесі підготовки до заняття студенту потрібно ознайомитись з методикою повірки омметрів згідно ГОСТ 9. Здійснити повірку цифрових універсальних омметрів типу В7 – 20 та В7 – 16А.1 Будова аналогових омметрів Омметрами називають прилади прямої дії які служать для безпосереднього вимірювання активних опорів. Перевага двохрамочних омметрів у тому що їх покази не залежать від напруги джерела живлення.
42199. Калібрування і повірка термометрів опору 286.5 KB
  Засвоїти методику отримання практичних навиків при проведенні досліджень динамічних характеристик термометрів опору при нагріванні і охолодженні повірці термометрів опору та калібруванні напівпровідникових термометрів опору термісторів.2 Програма роботи Під час заняття студент повинен ознайомитись з будовою та принципом дії термометрів опору. Визначити динамічну похибку термометрів опору типу ТСП і ТСМ.
42200. Систематичні похибки вимірювань та методи їх зменшення 71.5 KB
  У процесі заняття провести вимірювання різних електричних величин різними способами і засобами визначити систематичні похибки ввести поправки до результатів вимірювань обчислити дійсні значення вимірюваних величин і впевнитись у правильності отриманих значень.1 Систематичні похибки вимірювань та методи їх зменшення Процес пізнання матеріального світу відбувається через експериментальне визначення вимірювання кількісних оцінок фізичних величин що характеризують досліджувані процеси явища. Таким чином результат...
42201. Вивчення будови, принципу дії та застосування електронного осцилографа для електричних вимірювань 461 KB
  Практичне виконання вимiрювань напруги струму часових iнтервалiв частоти кута зсуву фаз складової комплексного опору та iнших електричних величин з допомогою осцилографа. При пiдготовцi до роботи студенти повиннi самостiйно продумати i завчасно пiдготувати програму виконання роботи для заданого їм варiанта вибрати або скласти самостiйно необхiднi для цього схеми вимiрювань запропонувати свої рiшення в здiйсненнi вимiрювань дiючих значень синусоїдальних струмiв i напруг з допомогою осцилографа. Пропонується продумати методику...