9070

Схоластическая система Фомы Аквинского

Доклад

Логика и философия

Схоластическая система Фомы Аквинского Фома Аквинский - ангельский доктор. Монах доминиканского ордена. Ему необходимо было что-то противопоставить линии Августина. Его целью было примирить Аристотеля с христианством. И ему это с блеском удало...

Русский

2013-02-22

17.39 KB

5 чел.

Схоластическая система Фомы Аквинского

Фома Аквинский - ангельский доктор. Монах доминиканского ордена. Ему необходимо было что-то противопоставить  линии Августина. Его целью было примирить Аристотеля с христианством. И ему это с блеском удалось .Аристотель в 13 веке- запрещенный мыслитель. Аристотель говорил, что душа смертна. Фома поясняет догмат о воскрешении с помощью теории Аристотеля. Душа вновь жаждет слиться с телом, и это произойдет после конца света. Универсалии до вещей, как мысли Бога.

Теория познания Фомы Аквинского : не существует доопытного знания. Бог познает все так, как есть на самом деле. Для Бога существование и сущность-едино.

 Фома Аквинский разработал собственную доктрину, до сих пор действующую в католическом вероучении. Согласно его позиции, философия и религия отличаются друг от друга по методу достижения истины. Философия и наука опираются на опыт и разум, а религия черпает истины в откровении, в Священном писании. Но различие методов не означает различия предмета философии и теологии. Догматы теологии в своем большинстве нуждаются в философском обосновании - они становятся ближе и понятнее человеку как мыслящему существу и тем самым укрепляют его веру

Выделил пять доказательств существования Бога. Использует метод индукции: от частного к общему:

  1.  Движение. Все, что движется, имеет причину вне себя. Должен быть последний предмет, который все движет и недвижим сам.
  2.  Причина. Каждый произведен кем-то. Был некто, кто сам не рожден, но произвел остальных.
  3.  Случайность и необходимость. Закономерность в мире. Причина- необходимость, скрытая от нас.
  4.  Степень совершенства. Оценивая что-то, мы имеет некий критерий совершенства -Бог.
  5.  Цель. Все движется к определенной цели. Это Бог.

Фома показывает, что и философия, и теология едины по предмету, но разные по методу. «Рассек единство веры и знаний, положение по двойственности истины.

И Фома Аквинский делает вывод: «Философия ниже богословия настолько, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Не природа, а Бог есть действующая и конечная причина мира». Человеческий разум ошибается, в то время как вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Если факты науки противоречат вере, то тем хуже для науки, хотя религия и философия (наука), вера и разум могут и должны сосуществовать. Касаясь спора реалистов и номиналистов о природе универсалий, Фома не отвергает существование общего, источником которого является Бог. Общее, или «универсалии», существует трояко: до вещей как «идеи», как идеальные архетипы божественного разума; в самих вещах, поскольку всеобщее есть сущность единичной вещи; после вещей в человеческом разуме, который абстрагирует общее от отдельных вещей и фиксирует его в понятии. Рассматривая вопрос об «универсалиях», Фома Аквинский поднимает и проблему соотношения сущности и существования. Проявление общего составляет сущность, которой обладает все существующее, начиная от Бога и кончая любым единичным бытием, любым существованием. По определению мыслителя, сущность - это то, что выражено в дефиниции (определении, понятии). Между сущностью и существованием принципиальное различие на уровне единичного бытия чувственно воспринимаемого мира, ибо единичное бытие через свою сущность при общается к сверхъестественной реальности. На уровне Бога сущность и существование сливаются, ибо существование Бога есть его собственная сущность. Такое решение проблемы сущности и существования оформляло дуализм Бога и мира как основания христианского монотеизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23190. Інтелект,почуття,пам»ять і воля як здатності людини 49.5 KB
  Пам'ять є складною системою процесів що здійснюють повний цикл перетворень інформації суб'єктом: запам'ятовування зберігання відтворення і забування. Запам'ятовування–це процес пам'яті який забезпечує приймання відбір і фіксацію інформації завдяки утворенню й закріпленню тимчасових нервових зв'язків. Запам'ятовування як і інші психічні процеси буває мимовільним і довільним. А Мимовільне запам'ятовування має місце тоді коли людина не ставить собі за мету щось закріплювати і в подальшому використовувати цю інформацію.