9073

Философия Рене Декарта (смысл и назначение философии, принцип методологического сомнения, сущность дедуктивного метода, учение о врожденных идеях.)

Доклад

Логика и философия

Философия Рене Декарта (смысл и назначение философии, принцип методологического сомнения, сущность дедуктивного метода, учение о врожденных идеях.) Рене Декарт (1596- 1650).Его философия- рационалистическая. Декарт- основоположник рационализма. Прот...

Русский

2013-02-22

17.96 KB

53 чел.

Философия Рене Декарта (смысл и назначение философии, принцип методологического сомнения, сущность дедуктивного метода, учение о врожденных идеях.)

Рене Декарт (1596- 1650).Его философия- рационалистическая. Декарт- основоположник рационализма.

Противопоставление себя старому, начать все заново, чтобы найти истину. Последователи Декарта- картезианцы. Всякая настоящая философия начинается с самопознания. Декарт призывал обратить внимание внутрь себя, ставил эксперименты на себе. Стремился подвергнуть сомнению все, что не является очевидностью. Принимает за истину все очевидное. Истина до сих пор не найдена. Мы находим причину во внешнем мире. Декарт сравнивает это с трещиной в доме- проблема в фундаменте. В нас самих что-то не так, измени себя, и изменится мир.

Декарт родился во Франции. Зачем уехал он в Голландию? Он одинок среди незнакомого народа. Декарт заново рождается в новой стране. Среда, в которой мы изначально, связывает нас. Картина мира там нам навязана, Декарт рвет с этим. Сведение всего остального к «я».

Декарт начинает сомневаться во всем, что его окружает. Чувства с достоверностью истины не дают, лишь показывают существование материи. Священное писание для него- не авторитет, его книга- это книга жизни. Отказывается от существования Бога.

Одно несомненно- факт собственного сомнения. Значит, он мыслит. Значит, существует. Если есть действие, есть и субъект. Только мышление способно осознать себя.

Дальше Декарт говорит о Боге. Раз мы существуем, но мышление наше несовершенно, в мышлении что-то не то. Другие существа еще менее разумны. Откуда же у нас стремление к совершенству?

Бог- абсолютное совершенство. Наше совершенство- в мышлении. Оно стремится, значит существует существо с совершенным мышлением. В нас есть идея Бога. Идея, превосходящая человеческое мышление, идея самого Бога. Декарт не согласен с Фомой Аквинским, так как тот идет от мира к Богу.

Бог творит с необходимостью. Вопрос «почему» Декартом уничтожается. «Как» развивается наш мир? Необходим метафизический базис.

Деизм: учение о том, что Бог творит мир, но не управляет им. Бог уподобляется некоему часовщику. Создает часы -мир. Завел часы, а дальше они ходят самостоятельно. Если Бог управляет- приходим к идее чуда. Чудо-признак того, что Бог не доверяет своему мышлению. А это противоречит совершенству его мышления.

Кроме того, Бог уважает наши попытки познать мир. Единожды создав этот мир, Бог уже ничего не может изменить.

Мир творится Богом из ничего. Субстанция- это все, что сущетсвует,не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

Две субстанции создает Бог: материальную и духовную. Материальная- протяженность. Духовная- мышление.

Декарт-дуалист. Признает существование двух субстанций, не зависящих друг от друга.

Гносеология: Познавательная деятельность человека состоит из идей. Они могут приходит извне, но главные идеи заложены в наш ум самим Богом. Эти идеи освещаются светом разума. Это интуиция. Видение осуществляется непосредственно. Далее путем дедукции( из общего выводится частное) выводятся другие идеи.

Учение о врожденных идеях: Большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует врожденными идеями , которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: Понятия и суждения. Пример врожденного понятия- число (существует) воля, тело, душа. Суждение врожденное: целое больше части\нельзя одновременно быть и не быть.

Сущность дедуктивного метода: В процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания, и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Дедукция- от общего- к частному.

Цели познания по мнению Декарта:

  1.  Расширение познания и углубление знаний человека об окружающем мире
  2.  Усовершенствование природы человека

В центре его философии-дуализм души и тела.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77660. Нанотехнологии в медицине 990 KB
  Человечество всегда стремилось к прогрессу и с древних времён искало способы лечить болезни и продлевать жизнь. Люди пытались излечивать болезни разными способами - если в XX веке умели решать проблемы на клеточном уровне, то в наше время уже научились решать их на атомном и молекулярном.
77661. История и эволюция инфографики 109 KB
  Выявить значения инфографики как средства совершенствования информации Составить периодизацию истории инфографики Определить особенности и области применения инфографики на различных этапах её развития...
77662. Теория «трех штилей» в учении и поэзии М. В. Ломоносова 134.5 KB
  Актуальность настоящей работы определяется необходимостью проследить «связующую нить» между теоретическими взглядами на стилистическую дифференциацию единиц русского языка М. В. Ломоносова и их практическим воплощением в поэзии автора теории.
77664. РАБОТА СЕКРЕТАРЯ-РЕФЕРЕНТА – ЛИЧНОГО ПОМОЩНИКА РУКОВОДИТЕЛЯ 69.68 KB
  В России должность секретаря появляется в XVIII веке сначала как должность личного секретаря императора в Толковом словаре В. Понятие секретарь сегодня достаточно сложное и имеет много градаций -– от секретаря-помощника руководители секретаря-референта ученого секретаря...
77666. Противоречия техногенной цивилизации 97.5 KB
  Если инженерное техническое проектирование имеет дело с разработкой процессов описанных в естественных или технических науках то другие виды проектирования архитектурное градоcтроительное дизайнерское организационное и т.