90747

Конституционно-правовые отношения (характеристика, виды)

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Конституционное право РФ как основная отрасль права Понятие и предмет конституционного права Сущность Конституционных правоотношений Понятие конституционно-правовых отношений Виды конституционно-правовых отношений Субъекты конституционно-правовых отношений (характеристика, виды)...

Русский

2015-06-10

59.79 KB

8 чел.

Оглавление                                                                                                            С.  

Введение 2

Глава 1. Конституционное право РФ как основная отрасль права 6

1.1 Понятие и предмет конституционного права 7

Глава 2. Сущность Конституционных правоотношений 12

2.1 Понятие конституционно-правовых отношений 12

2.2 Виды конституционно-правовых отношений 16

Глава 3. Субъекты конституционно-правовых отношений (характеристика, виды) 20

3.1 Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их характеристика 20

Заключение……………………………………………………………………...26

Библиографический список…………………………………………………. 29

                          

    

                                           

                  

                                              Введение

   

   Конституционное право – это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.

   Конституционное право регулирует все сферы общественной жизни, в том числе и различные общественные правоотношения, но для меня исходя из основной сути моей работы, интерес представляют, прежде всего, конституционные правоотношения. Дадим определение, что такое конституционные правоотношения.

   Конституционные правоотношения – это правоотношения, которые возникают на основе юридических фактов, между особенными субъектами по поводу особенных объектов содержанием их являются корреспондирующие права и обязанности.

   Проанализировав данное определение можно выявить основные элементы конституционных правоотношений, т.е. те составные структурные единицы, которые являются основой данного определения, а именно такие элементы как: юридические факты, субъекты, объекты, а также субъективные права и обязанности.

   Далее как, наверное, логично можно было предположить, поговорим непосредственно о теме моего исследования о субъектах конституционных правоотношений.

   Итак, Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и приобретшие свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью. Раскрывать видовую составляющую субъектов конституционных правоотношений и давать общую характеристику данным правоотношениям я буду в основной части своей работы, а пока скажу, что круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк и отличается определенной спецификой. Специфика субъектов конституционно-правовых отношений заключается в том, что их разделяют на индивидуальные (физические лица) и коллективные. Разница между данными субъектами как наверно можно было уже догадаться по их названиям, состоит в том, что индивидуальные субъекты представляют собой конкретных индивидов (лиц), которые так или иначе вовлечены в сферу конституционно-правовых отношений, а коллективные субъекты конституционно-правовых отношений в отличие от индивидуальных субъектов представляют собой более обширную организационно упорядоченную структуру. Итак, раскроем смысл всего сказанного.

  К индивидуальным субъектам относятся:

   - Граждане Российской Федерации;

   - Иностранные граждане;

   - Лица без гражданства;

   - Лица с двойным гражданством.

   Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений. Они делятся на следующие виды:

   - Само государство;

   - Субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область);

   - Государственные органы и учреждения;

   - Органы местного самоуправления;

   - Общественные объединения (в частности, политические партии);

   - Некоторые другие субъекты (например, окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

   Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.  

   Теперь мне бы хотелось обозначить основные направления изучения данной темы, а именно определить: актуальность данной темы; поставленные цели и задачи, которые будут решаться для достижения данных целей исследования; а также определить предмет и объект исследования.

   Итак, актуальность данной темы исследования заключается в том, что субъекты, а вместе с ними и возникающие конституционные правоотношения находятся в постоянном развитии, что способствует их проникновению во все сферы общественной жизни, в том числе в такие сферы как: сфера конституционного строя РФ, сфера федеративного устройства, сфера защиты прав и свобод личности, и др. сферы.

   Цель исследования: изучение конституционного права как отрасли - особой сферы, в которой и возникают конституционно-правовые отношения; изучение структуры конституционно-правовых отношений; а также изучение субъектов конституционных правоотношений, их видов.    

   Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- изучить конституционное право РФ как отрасль право, а именно изучить основные элементы такие как: понятие и предмет данной отрасли, эти элементы необходимо изучить для того, чтобы можно было более точно представлять какие именно отношения входят в сферу конституционно-правовых отношений;

- рассмотреть подробно отдельно каждый структурный элемент конституционных правоотношений, а именно такие элементы как: понятие, содержание, виды, конституционных правоотношений;

- рассмотреть и дать отдельную характеристику каждому субъекту конституционно-правовых отношений;

- рассмотреть в общем виде статус субъектов конституционных правоотношений;

   В качестве предмета исследования выступили субъекты конституционно-правовых отношений;

   Объект исследования: конституционно-правовые отношения.

Глава 1. Конституционное право РФ, как основная отрасль права

1.1 Понятие и предмет конституционного права2

   Прежде чем дать определение, что такое конституционное право и говорить, что собой представляет предмет данной отрасли права, следует сказать, что конституционно право это одна из важнейших отраслей права, направленная на регулирование многих общественных отношений.

   Итак, конституционное право  - представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, которые образуют отрасль, могут характеризоваться внутренним единством, а также определенными общими признаками, они находятся в тесной связи между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки, прежде всего, обусловлены особенностями определённых общественных отношений, на регулирование которых и направлены правовые нормы, образующие данную отрасль.

   Общественные отношения, которые регулируются определёнными нормами отрасли права в такой науке как юриспруденция принято именовать её предметом, т.е. предметом данной науки  

   Без знания предмета той или иной отрасли права невозможно, к примеру,3 точное осуществление правоприменительной деятельности. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе тех или иных конкретных ситуаций, которые могут подлежать правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, а какие нормы той или иной отрасли права подлежат применению. Без знания данных положений не может быть обеспечена правильная и верная с точки зрения права правовая оценка таких ситуаций.

   Поэтому, исходя из этого приступая к изучению конституционного права, надо, прежде всего, понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

   По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет наличие несколько наиболее ярко выраженных характерных черт. Они выражаются в том, что предметом конституционное права выступают те отношения, которые складываются практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

   Другие же отрасли права они характеризуются более узкой направленностью и воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни, в отличие от отрасли конституционного права. Приведём конкретный пример: Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а предметом деятельности конституционного права как уже было сказано являются различные сферы жизни общества.

   Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по4 своему объему.

   В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности.

   Исходя из этого, можно сделать вывод, и сказать, что, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими отношениями данной отрасли права. Эти отношения образуют как бы основу всей отрасли права и естественно, что такая сложная система социальных связей, подлежит правовому воздействию. Поэтому в силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют собой сложную систему.

   По содержанию и функциональному назначению  можно выделить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим и охарактеризуем каждую группу.

   1) Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на этих самых принципах и основано устройство государства и общества.

   В этих отношениях находят выражение, прежде всего, такие качественные элементы государства как: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества. Приведём конкретный пример, где данные нормы конституционного права имеют основополагающие общественные отношения, которые определяют устройство государства и общества, эти нормы закреплены в гл. 1 Конституции РФ, и обобщаются общим для эти норм понятием "основы конституционного строя".

   2)  Предметом конституционного права могут, являются и такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, которые характеризуют положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются основополагающими, исходными для всех остальных общественных отношений, которые существуют между людьми эти отношения и определяют положение человека в любых его социально и общественно значимых взаимосвязях. Приведём конкретный пример. Итак, конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ, которая называется "Права и свободы человека и гражданина".  

   3) Поскольку Россия является федеративным государством, то поэтому присутствует широкая сфера отношений между Федерацией и ее частями (субъектами). Разрешение данных общественных отношений составляет важное условие, благодаря которому происходит обеспечения целостности и единства государства, что обосновано реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Приведём конкретный пример. Итак, нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в гл. 3 Конституции России "Федеративное устройство".

   4) Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но также и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через данный механизм осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

   Таким механизмом перед нами предстаёт система государственной власти и система местного самоуправления.

   Итак, подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что   конституционное право - это одна из ведущих и основополагающих отраслей права России. Данное утверждение можно подтвердить тем, что конституционное право представляет собой совокупность основных правовых норм, закрепляющих и регулирующих различные общественные отношения, определяющих организационное, а также функциональное единство общества. Конституционное право проникает во многие сферы общественной жизни, а именно такие сферы как: основы конституционного строя Российской Федерации, сфера защиты прав и свобод личности, сфера основ государственной власти, сфера основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

    

Глава 2. Сущность Конституционных правоотношений5

2.1 Понятие конституционно-правовых отношений

   Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ. Между данными субъектами, приведёнными в качестве примера, имеются по отношению друг к другу определённый спектр прав и обязанностей, набор этих самых прав и обязанностей и составляет основное содержание данных отношений.

   Итак, определив, что означает понятие конституционно-правовые отношения, перейдём теперь непосредственно к самой характеристике данных отношений.      

   Конституционно-правовые отношения имеют всеобъемлющий характер, это значит, что в сферу действия регулирования данных отношений могут попадать не строго определённые или определённый вид отношений, а различные общественные отношения, возникающие в различных сферах общественного устройства. Например, конституционно - правовые отношения могут возникать в таких сферах жизнедеятельности общества как: сфера защиты прав и свобод личности, сфера основ государственной власти и6 принципов7 ёё функционирования. Проникновение конституционно-правовых отношений в различные сферы общественной жизни лишь подчёркивает уникальность и своеобразие данного вида отношений.

   Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.

   Юридический факт – это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

   Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов. В качестве примера можно привести ситуацию, разобранную выше  межу двумя субъектами президентом и правительством (в конкретном примере - это заявление Правительства об отставке). При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

   Исходя из этого, Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.

   Исходя из всего выше сказанного, можно сформулировать и представить8 общую структуру  конституционно-правового отношения.

   Итак, данная структура включает в себя три основных элемента, на этих элементах базируются конституционно-правовые отношения:

   1) субъекты (число которых не может быть менее двух);

   2) содержание (то на чём основываются данные отношения);

   3) объект (то по поводу чего возникают данные отношения).

   Разберём данную структуру на конкретном примере. Возьмём в качестве примера ст. 2 Конституции, в которой говорится, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Итак, в данной статье чётко видны субъекты конституционных-правоотношений, это  государство и человек. Также понятно содержание данных правоотношений, т.е. понятно то на чём основываются данные правоотношения, это наличие конкретных прав и обязанностей между ними, а именно это выражается в следующем, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Также понятен и объект данных конституционных правоотношений, а именно права и свободы человека и гражданина, т.е. то по поводу чего возникают данные отношения.

   Раскрыв понятие конституционно - правовых отношений теперь перейдём к раскрытию следующего элемента конституционно - правовых отношений – содержанию данных отношений.

   Итак, содержание конституционно-правовых отношений составляют субъективные права и обязанности субъектов.

   Раскроем содержание этих двух понятий, а именно, что подразумевает под910 собой субъективное право и субъективная обязанность, а также проиллюстрируем эти понятия на конкретных примерах.

   Субъективное право – это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно - правового отношения.

   Рассмотрим на конкретном примере, что подразумевает под собой субъективное право. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

   Теперь рассмотрим понятие субъективная обязанность. Итак, Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, выделяют следующие виды субъективных обязанностей:

   1) активные субъективные обязанности предусматривают необходимость для субъекта совершение тех или иных действий. Например, так согласно ст. 58 Конституции РФ: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”, данная обязанность имеет одинаковое и равное значение для всех граждан;  

   2) пассивные субъективные обязанности, наоборот предписывают необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права. Например, так согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ: “Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда”.

   Теперь приведём в качестве примера ситуацию, в которой будет отражено субъективное право и обязанность субъекта. В качестве примера возьмём право граждан проводить демонстрации. Можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

   Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, важно будет отметить и подчеркнуть то, что конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизни общества. Возникновение и прекращение данных правоотношений происходит на основе юридических фактов. Структура  конституционно-правовых отношения отношений складывается на основании трёх её элементов, а именно таких элементов как: субъект, содержание и объект. Говоря о содержании конституционно-правовых отношений, следует сказать, что содержанием данных отношений является два элемента субъективное право и субъективная обязанность.  

2.2 Виды конституционно-правовых отношений 

   Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его1112норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Рассмотрим различные основания, по которым классифицируются данные отношения.

   1) В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений. Выделяют:

   - Конкретные;

   - Общие.

   Конкретные правоотношения. В данных правоотношениях чётко (конкретно) определены субъекты, их взаимные права и обязанности. В качестве примера, приведём ст. 2 Конституции РФ. ”Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. В данной статье понятны и определены оба субъекта правоотношений (государство и человек), и определены конкретные права и обязанности между ними.

   Общие правоотношения. В данных правоотношениях конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности. В качестве примера, приведём ч. 1 ст. 1 Конституции РФ. “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.”). Данная статья порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество государства. При этом не определено, какие права и обязанности возникают у государственных1314 органов и должностных лиц, какова их ответственность и т.д.

   Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

   2) С точки зрения времени функционирования. Выделяют:

   - Постоянные;

   - Временные.

   Постоянные правоотношения. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. В качестве примера, приведём ч. 1. ст. 6 Конституции РФ. “Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения”.

   Временные правоотношения. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Приведём конкретный пример, так, правоотношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных15 правоотношений действуют в данном случае только на период конкретных выборов.

   3) По назначению. Выделяют:

   - Материальные;

   - Процессуальные.

   Материальные правоотношения. В данных правоотношениях реализуются права обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения). В качестве примера приведём норму ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, в которой говорится, что в Российской Федерации признаётся и защищается частная собственность.

   Процессуальные правоотношения. В данных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). В качестве примера приведём норму, которая содержится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом.

   Подводя итог всему выше сказанному, следует сказать, что спектр видов конституционных правоотношений разнообразен и богат, а объясняется это разнообразие и богатство, прежде всего тем, что конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизни общества.

Глава 3. Субъекты конституционно-правовых отношений (характеристика, виды)

3.1 Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их характеристика16

   Итак, начнём с того, что дадим определение субъектам конституционно-правовых отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений – это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают данные правоотношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Именно поэтому конституционное право может именоваться и очень часто называется государственным правом.

   Субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

   Рассмотрим основные группы (виды) субъектов конституционно-правовых отношений и дадим их характеристику:

   1) Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).17

   Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений объясняется во многом тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России. В качестве примера можно рассмотреть ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, в данной статье говорится о том, что “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.

   К исключительному ведению народа могут относиться такие его права как: Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума и т.д.   

  Что касается наций то нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

  Подводя итог всему выше сказанному, важно отметить и сказать, что народ и нация, являясь одними из главных субъектов конституционно-правовых отношений, обладают суверенитетом (независимостью), что лишний раз подчёркивает их право на осуществление участия в управлении делами государства и на связь и взаимодействие с государством и его органами в целом. В этом и заключается специфичность народа и нации как субъекта конституционно-правовых отношений.

  2) Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

  Государству принадлежит особая роль в управлении общественными отношениями регулируемых нормами конституционного права. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений и это выражается, прежде всего, как осуществление правотворческой власти. В качестве примера можно рассмотреть ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, где говорится, что “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. Именно, главенствующее положение государства, дающее ему возможность выступать в качестве регулятора общественных отношений, лишний раз подчёркивает специфичность государства как субъекта конституционно-правовых отношений.     

  3) Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

  Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического18 образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

  4) Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.

  Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений. Именно, данная возможность перечисленных субъектов выступать в разных образах при осуществлении своей деятельности подчёркивает их уникальность и специфичность как субъектов конституционно-правовых отношений.

   5) Должностные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.

   Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В качестве примера, показывающего взаимодействие президента с различными органами государственной власти можно привести п. е ст. 84 Конституции РФ, где говорится, что Президент Российской Федерации: обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    6) К субъектам конституционных правоотношений со специальной19 правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

    Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

   7) Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях, выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан. Именно, активное взаимодействие различных политических партий и иных общественных объединений с государством и государственными органами в целом подчёркивает специфичность данных субъектов в сфере конституционно-правовых отношений.

    8) Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды). Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.

     Здесь также стоит отметить, что наиболее широкой и полной правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Уникальность физических лиц как вида субъекта конституционно-правовых отношений состоит в том, что они имеют свои определённые права, свободы и обязанности, которые все так или иначе прописаны в Конституции РФ.

     Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что структура субъектов конституционно-правовых отношений имеет очень сложный и неоднородный состав. К примеру, среди них можно выделить такие20 специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др. Исходя из этого, можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

      В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).   

.

                                                 

                                                Заключение

   Итак, я рассмотрел основные положения, относящиеся к теме моей работы, “Субъекты конституционно-правовых отношений” и хотелось бы отметить и проанализировать эти самые положения, и сделать итоговый вывод по всей работе в целом.

   Начнём с определения, что такое конституционное право?

   Итак, конституционное право -  это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.

   Общественные отношения, которые регулируются определёнными нормами отрасли права в такой науке как юриспруденция принято именовать её предметом, т.е. предметом данной науки.

 Исходя из этого предметом, конституционного права выступают те отношения, которые складываются практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.  

  Также немаловажным является и тот факт, что если брать по отношению в сравнении с другими отраслями права, то предмет конституционного права составляет гораздо больший объём регулирования всевозможных отношений по сравнению  с другими отраслями. Например, предметом трудового права являются трудовые отношения, предметом деятельности конституционного права являются различные сферы жизни общества.

  Теперь настало время ещё раз сказать, что такое конституционно-общественное отношение, а также отметить некоторых наиболее важных субъектов данных отношений.

  Итак, Конституционные правоотношения – это правоотношения, которые возникают на основе юридических фактов, между особенными субъектами по поводу особенных объектов содержанием их являются корреспондирующие права и обязанности.

  Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.

  Структура Конституционно-правовых отношений содержит в себе три элемента:

  1) субъекты (число которых не может быть менее двух);

  2) содержание (то на чём основываются данные отношения);

  3) объект (то по поводу чего возникают данные отношения).

  Рассмотрев и обобщив такие вышеизложенные вопросы как: предмет конституционного права как отрасли и конституционно-правовые отношения, теперь пришло время обобщить вопрос, касающийся субъектов конституционно-правовых отношений.  

  Скажем ещё раз, кого же называют субъектами конституционно-правовых отношений, субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

  Ещё раз рассмотрим, но теперь уже не всех основные группы (виды) субъектов конституционно-правовых отношений.

   1) Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

   2) Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).  

   Это лишь одни из немногих приведённых в качестве примера субъекты конституционно-правовых отношений, их полный состав гораздо полнее и богаче.

   Подводя итог всей работе в целом, хочется ещё раз отметить, что субъекты конституционно-правовых отношений имеют разнообразный состав и могут классифицироваться по различным основаниям, такое богатство и такое обилие видов субъектов конституционно-правовых отношений объясняется, прежде всего, тем, что одноимённые правоотношения возникают во всех сферах жизни общества.  

                                    

                                  Библиографический список

Нормативно правовые акты:

1) Конституция РФ;

                                                      Книги:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное) ("юристъ", 2004).;

2) Конституционное право России. Том 2. Авакьян С.А. - Учебник - 2005. — 749 с.;

3) Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006 г., 168 стр.;

4) Конституционное право Российской Федерации : учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.;

5) Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 445, [1] с. (Высшее образование).;

6)  Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. Издательство: Юрайт-Издат. Год издания: 2009. Количество страниц: 167с.;

7) Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.;

8) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 608 с.;

9) Конституционное право России: Учебник. Зиновьев А.В. Юридический центр Пресс 2010 г.  526 страниц.;    

10) Конституционное право России: Учебник. Е.Н. Хазова, под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова Юнити-Дана 2012 г.  479 страниц.;    

11) Конституционное право России: Учебник. Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. Юнити-Дана 2012 г.  615 страниц.;

12) Конституционное право России: Учебник. Под ред. В.А. Виноградова

Юнити-Дана 2012 г.  551 страница.;

13) Конституционное право России: учебник для студентов вузов под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова Юнити-Дана. 2014 год. 687 страниц.

 

   

   

2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное) ("юристъ", 2004).

3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное) ("юристъ", 2004).

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное) ("юристъ", 2004).

5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 608 с.

6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 608 с.;

7 Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.

8 Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. Издательство: Юрайт-Издат. Год издания: 2009. Количество страниц: 167с.

9 Конституционное право России: Учебник. Зиновьев А.В. Юридический центр Пресс 2010 г.  526 страниц.;    

10 Конституционное право России: Учебник. Е.Н. Хазова, под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова Юнити-Дана 2012 г.  479 страниц.;

11 Конституция РФ.;

12 Конституционное право России: Учебник. Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. Юнити-Дана 2012 г.  615 страниц.

13 Конституционное право России: Учебник. Под ред. В.А. Виноградова

Юнити-Дана 2012 г.  551 страница.;

14 Конституция РФ.

15 Конституция РФ.

16 Конституционное право Российской Федерации : учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.

17 Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006 г., 168 стр.

18 Конституционное право России. Том 2. Авакьян С.А. - Учебник - 2005. — 749 с

19 ) Конституционное право России: учебник для студентов вузов под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова Юнити-Дана. 2014 год. 687 страниц.

20 ) Конституционное право России: учебник для студентов вузов под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова Юнити-Дана. 2014 год. 687 страниц.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69351. Загальна характеристика мита 123.5 KB
  Мито є непрямим податком що стягується з товарів які переміщуються через митний кордон України тобто ввозяться вивозяться чи прямують транзитом. Введення мита може переслідувати кілька цілей: фіскальні економічні захист вітчизняних товарів від конкуренції з імпортними політичні.
69352. Створення інформаційної системи аудиторської компанії 269.5 KB
  Об’єктом дослідження в даній роботі є інформаційні процеси в сфері аудиту що характеризують здійснення аудиторської діяльності в Україні. Теоретичне значення даної роботи полягає у проведенні аналізу проблем здійснення аудиторської діяльності в Україні аналізу...
69353. Інформаційна база систем обробки економічних даних 93 KB
  ІЗ системи має бути сумісним з ІЗ систем що взаємодіють з нею по змісту системі кодування форматам даних та формою подання інформації. В системі мають бути передбачені методи контролю і відновлення даних. Розробка інформаційного забезпечення є однією з найважливіших частин...
69354. Організаційно-методичні основи проектування інформаційних систем 83 KB
  Користувач повинний приймати участь при висуванні вимог до АІС при оцінки ефективності при розробці постановки задачі при проведенні пробної експлуатації АІС. наскільки автоматизація дозволить підвищити швидкість обробки даних при розробці постановки задачі...
69355. Загальна характеристика системи фінансових розрахунків з позиції обробки даних 153.5 KB
  Державне регулювання бюджетної системи здійснюють: Міністерство фінансів Державне казначейство Державна податкова адміністрація Державна контрольноревізійна служба Верховна Рада України Формування Державного бюджету відбувається у такі етапи...
69356. Автоматизація управління фінансами підриємств та комерційних структур 151.5 KB
  Основні функції – це функції, що пов’язані з типом підприємства чи організації: виробничі, торгові, сервісні, наукові і т.д.). Склад основних функцій не залежить від послідовності виконання технологічних ланцюжків і структури підприємства, тобто зміна структури...
69357. Автоматизація оброблення інформації у податковій сфері 189 KB
  Система оподаткування це комплекс діючіх в державі законодавче затверджених видів податків і платежів та механізм їх нарахування. В даний час існують більше двох десятків загальнодержавних обов’язкових податків і платежів ПДВ-акцизний збір-податок...
69358. Функціональне забезпечення автоматизованої системи Казначейства 134 KB
  Державне казначейство України (ДКУ) засновано в 1995 році для здійснення управління виконанням державного бюджету, моніторингу та контролю над оборотом державних фінансових ресурсів та активів. З часом функції Казначейства розширюються в напрямку обслуговування операцій місцевих бюджетів...
69359. Автоматизація оброблення інформації у страховій галузі 75.5 KB
  З утворенням недержавних страхових компаній (СК) з’явилась система страхування. Страхівник (Страхова компанія) виконує умови страхування і пропонує їх клієнтам. Якщо клієнтів влаштовують умови договору, то вони підписують договір і вносять по ньому страхові внески.