90756

Социальный институт семьи и брака

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов; известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины; семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием...

Русский

2015-06-10

131.8 KB

9 чел.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Социальный институт семьи. 7

1.1. Семья, какая она? 7

1.2. Семья вчера и сегодня 10

Глава 2. Социальный институт брака 20

2.1. Что такое брак. 20

2.2. Брак в наше время, какой он? 23

2.3. Брак и семья 28

Заключение 41

Список литературы 45


Введение

В нынешнее время в основной массе случаев брак представляет как свободный союз мужчины и женщины, базирующийся на обоюдной предрасположенности и индивидуальной договоренности, утвержденный в учрежденном законодательством режиме, ориентированный на формирование и поддержание семьи.

«Семья» и «Брак» – это разные понятия, но между ним существует тесная связь: брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами.

Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины и женщины.

Семья – более глубокое понятие, так как это не только круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака, но и личные, интимные отношения, которые не поддаются правовому регулированию.

Семья – более широкое понятие, так как в отличие от брака представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников, а также и близких, и необходимых членам семьи людей.

Ученые считают, что брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами. Например, в случае различного рода обстоятельств, возникающих в семейной жизни (потеря работы, выход на работу жены-домохозяйки и т.д.), в семье сильно меняются и личные, и эмоциональные отношения: возникают конфликты, ссоры, разногласия. В таких случаях супруги принимают решение о пересмотре отношений ради сохранения брака.

В целом, можно сказать, что нормальная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне его.

Эти два схожих понятия часто используют для обозначения одного и того же смысла. Они действительно очень близки, но есть и отличия брака от семьи. Вот некоторые из них:

  1.  семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов;
  2.  известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины;
  3.  семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием, зато брак – юридический термин и объект. Хотя может быть и такое явление: ушедший из семьи отец разорвал семейную связь с ребенком, но, с юридической точки зрения на брак, эта связь продолжает действовать.

Но такое разделение условно. Дело в том, что окончательной трактовки этих понятий до сих пор нет, и они применяются чаще в качестве синонимов, что практически не вызывает возражений.

В качестве основы и брака, и семьи рассматривается брачная пара, а также другие члены семьи, состоящие с этой парой в родственных отношениях. В большинстве стран есть специальные семейные кодексы. Часто основные догмы построения семейных отношений устанавливаются религией.

В последнее время к услугам тех партнеров, кто стремится к гармонии в семье и браке, появилась целая наука и профессионалы со специальным образованием. Речь идет о психологии брака и семьи. Главный постулат этого направления в психологии в том, что гармоничные отношения могут наладиться только в результате работы над ними обоих партнеров. А семейный психолог поможет решить проблемы семьи и брака.

Современный брак и семья находится в наиболее доброжелательных условиях для того, чтобы быть успешным. Общество толерантно относится к желанию людей выбирать нетрадиционные формы семейного устройства. А это значит – больше свободы в поиске своего личного счастья.

В том, что счастье полноценной семьи в наше время стало уделом немногих, нет ничего удивительного. Наука построения семьи забыта. Это как с древними ремеслами. Допустим, умели когда-то племена ацтеков строить стены из огромных камней. Теперь таких камней уже никто и ничем поднять не может, поэтому и стен таких построить никому не удается. Так же забыты и правила построения семьи.

Отличие семьи от древних ремесел в том, что каменную стену можно заменить бетонной. Хоть и не так долго, но она послужит. А вот семью заменить нечем. Немногие могут быть счастливы в одиночестве. Другие же формы союза двоих людей показали, что традиционной семье они и в подметки не годятся.

Семья обладает огромными преимуществами перед всеми остальными формами обустройства любовных отношений: возможностью всех членов семьи быть счастливыми, возможность сохранять любовь неограниченно долгое время, возможностью вырастить детей полноценными, гармоничными личностями.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей – формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие «приходящих» родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении  разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Происходит изменение характера межличностных отношений в семье. Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь.

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно «домашнюю» миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Проблема исследования заключается в том, что часть социологов полагает, что семья находится в состоянии глубокого упадка и данный упадок необратим. Иные считают, что семья сейчас просто переживает  процесс перерождения, в соответствии с изменившимися условиями жизни. Необходимо рассмотреть эти диаметрально противоположные взгляды и дать их оценку.

Объект работы – брачные мотивации.

Предмет  - изменение брачных мотиваций среди молодежи .

Цель работы – изучение  изменения брачных мотиваций среди молодежи.

Для достижения поставленной цели, был выдвинут ряд задач:

  1.  Изучить социальный институт семьи.
  2.  Определить понятие семья.
  3.  Рассмотреть семью вчера и сегодня – изменения с течении времени.
  4.  Рассмотреть социальный институт брака, что такое брак.
  5.  Изучить брак в наше время, какой он?
  6.  Сравнить понятия брак и семья

Изучением проблем семьи и брака занимаются специалисты разных сфер гуманитарных наук.

Социальную и социально-экономическую сторону семьи, ее развитие наиболее широко рассмотрены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Важный вклад в изучение семьи внес А. Г. Харчев. Его определение семьи считается «классическим» и многими принимается как эталон.

Трансформации семьи и брака в российском обществе рассматривались А. Г. Вишневским, А. Г. Волковым, Е. М. Андреевым и другими.

Современный этап рассмотрения проблем семьи и брака  отражено в трудах авторов Гурко Т. А., Карцевой Л. В Хубиева Б. Б. и др.


Глава 1. Социальный институт семьи.

  1.  Семья, какая она?

Понятие «семья» встречается в научной литературе достаточно часто, при этом многие из них так вжились в сознание людей, что уже достаточно сложно определить автора каждого определения.

Семья рассматривается в роли социального института, ячейки общества, малой группы родственников, которые совместно проживают и ведут совместную хозяйственную деятельность[4, 21].

Семья́ представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. По некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно- брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Самым простым примером социального института является семья. В нём человек проводит большую часть времени, и именно семья осуществляет столько социальных функций, что накладывает неизгладимый отпечаток на всё развитие человека. Она также воплощается во множестве форм общественных отношений и удовлетворяет самые разнообразные потребности человека.

Семья – это небольшая группа, основанная на кровном родстве или браке. Члены этой группы связаны общим бытом, взаимоподдержкой и моральной ответственностью. Она выстраивает свою систему образцов поведения, санкций и поощрений, которые устанавливают эффективные взаимоотношения между мужем и женок, родителями и деться, а также детьми между собой.

Кроме того, семья нужна для роста, правильного развития и социализации детей. Качество этой среды обитания ребёнка определяется рядом параметров: демографический (состав семьи, количество членов), социально-культурный (уровень образования и участия в общественной жизни родителей), социально-экономический (имущество и занятость родителей на работе), технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни) и т.д.

Современная семья кардинально отличается от семей прошлых веков, прежде всего, по своим эмоционально-психологическим функциям. Отношения между родителями и детьми становятся всё более эмоциональными и основываются на глубокой привязанности друг к другу, так как дети становятся для многих главной ценностью жизни. Однако это ещё больше усложняет семейную жизнь.

Причинами этого могут быть разные вещи. Например, в большинстве современных семей отсутствуют бабушки/дедушки, братья/сёстра, дяди/тёти, которые могли бы разнообразить возможные межличностные отношения. Кроме того, на смену авторитета родительской власти приходит авторитет личности родителей.

Слово «семья» несет в себе славянские и индоевропейские корни (ср. лит. Šeima). Относит нас к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля)[28, 16].

Семью чаще всего рассматривают как группу родственников. При этом родство может быть как кровным: родители и дети, братья, сестры, так и законным: муж, жена, отчим. К членам семьи относятся: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка. К дальнему кругу родственников относятся дядя, тётя, племянник, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры. Также для обозначения семьи часто используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке прежде всего обозначает «общее имя для членов семьи» [1. c.63]

Возникновение и развитие христианства внесло коррективы в патриархальные семьи – традиции были сохранены, но положение женщины немного улучшилось.

Современная российская семья – это ячейка нашего общества со всеми его недостатками, отличиями от предыдущего поколения, с особенностями русского менталитета. Семья не варится в собственном соку – на ее формирование оказывает влияние место жительства, политика, экономика, мораль и взгляды современного общества. Современную семью в России характеризует ряд установок и образцов поведения.

Двойные стандарты ушли в прошлое. Теперь то, что разрешено мужчине, разрешено и женщине. Это основное отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек. В первые послевоенные годы люди строили семьи в условиях острой нехватки мужчин, поэтому в браке муж мог вести себя как угодно, а жена стремилась всеми силами не дать браку распасться. Сейчас, спустя два поколения, все стало по-другому.

2Оба супруга стали терпимее к добрачному сексуальному опыту своей половинки. Если раньше девушка стеснялась того, что не девственницей выходит замуж, то теперь это норма. Во многих парах принято рассказывать о сексуальном опыте с предыдущими партнерами. Соответственно, отношение к супружеской измене во многих случаях стало терпимее.

Роли обоих супругов стали равными: мужчина активно участвует в воспитании детей и в ведении домашнего хозяйства, женщина чаще занимается собственным бизнесом и построением карьеры. Жена запросто может зарабатывать намного больше мужа. Мужчины не стесняются вести домашнее хозяйство, сидеть дома с детьми и даже уходить в отпуск по уходу за ребенком.

4Отношение к гражданскому браку, а фактически – к сожительству стало намного терпимее. Женщины научились реализовывать свои права, даже не будучи в законном браке. Кроме того, они уже не чувствуют экономическую зависимость от мужа. Более того, появились молодые мамы, сознательно воспитывающие детей без мужа, самостоятельно зарабатывающие и успевающие уделять время дому.

5Исчезло значение некоторых символов семьи. Например, ношение свадебных колец уже не считается обязательным. Многие покупают кольца только для проведения свадебной церемонии и не более. Многие другие свадебные атрибуты (венчание, например) стали считаться излишними. Другой пример: раньше считалось, что супруги должны спать в одной кровати. В современных семьях нередко супруги спят в разных комнатах, находя это более удобным.

6Законодательство в вопросах брака и развода стало более либеральным, что стало предпосылкой и причиной более терпимого отношения к разводу. Супруги уже не бояться потерять свою семью. В детских учреждениях уже не дразнят детей из неполных семей, так как многие дети психологически привыкли к одному родителю.

  1.  Семья вчера и сегодня

Новые времена – новые взгляды на жизнь, особенно семейную. Практически забыта советская семейная идеология: «один раз и на всю жизнь». Большинство традиционных признаков брака разрушено, а новое не создано. Что в наше время представляет собой современная семья?

Вспомним, как раньше жили наши бабушки и дедушки, а после наши родители. Крепкая и дружная семья с двумя и более детьми, встретились, когда были молоды, поженились, первое время жили с родителями, постепенно преодолевали трудности (постоянно копили деньги то на бытовую технику, то на машину, то на кооператив), зимний отдых — на лыжах, летний  — на даче. Этакая размеренная, спокойная и незамысловатая семейная жизнь.

Новое поколение двадцатилетних остановилось на перепутье. Как строить семейные отношения? Как у родителей уже не хотят, а как хотели бы — сами не знают. Классическую семью с ее принципами и устоями благополучно сменил «западный брак». Непонятное желание подрожать всему заграничному, импортному приобрело карикатурный характер.

Быть может скоро институт брака исчезнет, отомрет как ненужный и не востребованный элемент «цивилизованного» общества.  Предлагаю разобраться в основных проблемах современной семьи.

Браки на всю жизнь - большая редкость. Те кому, удалось продержаться вместе 10—15 лет, скорее вызывают удивление, чем восторг. Создавать что-то серьезное, в эпоху индивидуализма, становиться все сложнее. Люди больше не хотят исправлять отношения и создавать свое счастье, проще их выбросить из жизни, и забыть как прошлогодний снег. Свобода так соблазнительна, поэтому сохранить семейные отношения на десятилетия становится все сложнее.

Ранние браки — теперь уже редкость. Это было под силу только нашим родителям. Современная молодежь хочет вначале крепко встать на ноги, получить профессию, работу, создать свой бизнес, обзавестись жильем, машиной и т.д. по списку и уже после задумывается о создании семьи.

Наши родители искали свою половинку среди коллег и однокурсников, из своего ближайшего окружения. Сейчас с развитием интернета расширилась география поиска знакомств. Влюбленные с легкостью меняют страну, веру и все ради счастья. Намного сложнее хранить любовь на расстоянии.

Не худшим вариантом были знакомства по согласию родственников. Теперь каждый слушает только свое сердце. Слушаем, ждем, ищем своего «принца на белом коне»… до пенсии. А советы старшего поколения нам уже не указ.

В Советском Союзе было принято считать, что секса нет, хотя бы до свадьбы. Считалось позором, если невеста не была девственницей. Новое поколение приобретает опыт интимных отношений еще до свадьбы и не всегда с одним партнером.

Рыцари закончились с началом Перестройки. Каких-то лет 15 назад «залетевшая» невеста обязательно бы женила не себе наивного юношу. В наши дни беременность - не повод для создания семьи. В моде свободная любовь, свободные отношения и пары не спешат расписываться, даже когда их дети уже сами женятся.

Зачем связывать себя узами официального брака, когда можно жить в гражданском? Типичные рассуждения мужчин. И женщины вынуждены с этим мериться, их страха остаться одной. Гражданский брак, как пробник – пожили вместе, не понравилось, разъехались.  Сошлись со следующим партнером и так по кругу. Вроде бы и отношения есть, но при этом, ни кто, ни кому ничего не должен. А главное нет ни какой ответственности, которую мужчины бояться как огня.

Эмансипация погубила наших женщин. Боролись за равноправие, а в итоге получили одиночество и отсутствие семейной жизни. Какому мужчине понравиться, когда женщина пытается встать у руля семейной лодки?

Все знают, что нормальный, естественный брак – это традиционный, когда женятся мужчина и женщина. Это было раньше, теперь свобода нравов. И наиболее популярными становятся браки между мужчиной и мужчиной, между женщиной и женщиной. Сюда же можно отнести и гражданский, гостевой брак, свободный,  брак между свингерами. А в итоге, никакого удовольствия, только потраченное время, нервы и средства.

А как вам современная привычка проводить выходные и отпуск отдельно друг от друга? У современной молодежи - это называется отдых от семейной жизни. Вначале отдельные интересы,  выходные, отдых за границей, после разные спальни, и заканчивается все разводом и одиночеством.

С каждым годом их становится все больше. Теперь все упростилось, люди не хотят больше бороться за свое счастье. Не получается, не клеится — до свидания, дверь открыта, чемодан собран и вперед на поиски новых ощущений или отношений.

Институт брака — это соединение двух людей, способных подстраиваться под любые реалии, когда они этого хотят. Да, старое отмирает, новое зарождается. Что выбрать: старомодные традиции или свободные отношения, секс по брачному договору или по любви? Почему нельзя от всего взять только хорошее, смешать и получить что-то новое? Новую счастливую семью, красивых и здоровых  детей. Важно не перепутать пропорции и ингредиенты.

Сейчас бытует мнение, о распаде института семьи. Основанием данных неприятных итогов служит большое число расторжения браков, детей с одним родителем, стариков без присмотра детей и новые формы семьи. Как никогда актуален вопрос что будет происходить с институтом семьи в дальнейшем. Ученые, занимающиеся изучением брака все чаще делают выводы о том, что вопреки многочисленным изменениям, росту бездетности и семей с маленьким количеством детей и многие иные преобразования, семейная ячейка, образованная на обычном традиционном видении брака, остается той ячейкой общества, где могут реализоваться различные потребности и возможности индивида - как ребенка, так и взрослого. Эмоциональная взаимосвязь индивида с членами семьи,  отображают рост значения семейных ценностей. Вопреки следующим неприятным явлениям, как сожительство без законного оформления, вторичные семьи, расторжения брака, уменьшение количества детей в семьях, а также стремления к независимости женщин, граждане нашей страны,  начали сильнее ценить семью. Исходя из этого, изменения, какие многие нарекают «кризисом российской семьи», на самом деле лучше называть трансформацией семьи к современным условиям, изменением самих внутрисемейных отношений, причем трансформацией, совершающейся на стабильной традиционной социально-нормативной основе. [6, c.116]

Раньше больше были распространены патриархальные семьи, то сейчас набирают популярнось нуклеарные.

Наиболее распространены в современном урбанизированном обществе нуклеарные семьи, которые состоят из двух. В такой семье существуют три нуклеарные позиции (муж, жена, дети(ребенок)).

Расширенная семья  - это  семья, объединяющая в себе нуклеарные семьи, которые проживают в одном месте и ведущие обще хозяйство. Таки семьи состоят из 3-х или более поколений – родителей супругов, супругов и их детей.

В повторных семьях, которые основанны на вторичном браке, совместно с супругами могут быть дети от предыдущего брака, и дети рожденные в новом браке.

Увеличение количества расторжения браков увеличил процент повторных браков, которые ранее создавались в большинстве своем по причине смерти предыдущих мужа или жены. Ранее дети вторичных браков намного реже  имели по три «родителя». Из-за этого стали сложнее взаимоотношения среди детей, имеющих только кровных родителей и имеющих кроме кровного родителя еще приемного.

В работах большинства социологов состояние современной семьи расценивается как кризисное. Кризис проявляется в целом ряде проблем, с которыми сталкивается и которые решает современная семья.

Проблемы связи семьи и общества. В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей – формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие «приходящих» родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении  разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Изменение характера межличностных отношений в семье. Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно «домашнюю» миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения – это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% – трехдетных, 20% – четырехдетных, 7% – пятидетных и более, 14% – бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

Проблемы кризисов семейных отношений. По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я – стадия бездетности; 2-я – стадия репродуктивного родительства; 3-я – стадия социализационного родительства; 4-я – стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.


Глава 2. Социальный институт брака

2.1. Что такое брак.

Брак представляет собой исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению как друг к другу, так и к детям и к обществу.

Другими словами, брак представляет собой контракт  между тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Но существует отличие брака от других формальных договоров, признанных в обществе - в нем существует только лишь одна дата – заключения брачного соглашения, но отсутствует дата окончания действия контракта. Таким образом подразумевается, что брак объединяет людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные[18, 26-28]. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе как вдревнем, так и в современном – семья формируется, прежде всего, через брак.

Брак – санкционированный обществом сексуальный союз между двумя и более индивидами.

Такой союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Она может проходить в строго формальной, либо в совершенно неформальной атмосфере. При этом дети, рожденные в браке, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне его – незаконнорожденными.

Брак также представляет совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения между супругами. Если взять современную европейскую культуру, то также данные обычаи включают такие элементы как знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание молодоженов через символическое препятствие и другие.

Данные нормы, согласно определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Подбор партнера для брака в некотором роде схож с процессами, которые происходят на рынке, при этом формы обмена между партнерами и их домохозяйствами определяются правилами выбора. Данные правила различаются высокой сложностью, но не смотря на это, их можно рассматривать как своего рода континуум от организованных до формально свободных форм брака.

В условиях закрытого рынка, подбор партнера осуществляют родители. При этом важное значение имеет консолидация собственности и формирования семейных союзов. Выбор родителей имеет большее значение, чем любовь и чувства брачующихся, а брак основывается на расчете и предусмотрительности. В условиях открытого рынка основу брака составляют чувства и любовь, при этом роль родительского мнения минимальна, а партнеры при этом выбираются из неограниченного круга лиц.

Брак являет собой культурный феномен, санкционирующий не только непосредственно союз партнеров, но и дающий обеспечение легитимностью их детей.

Брак как институт может иметь следующие формы:

  1.  Моногамная форма – брак заключается в одно время с одним лицом
  2.  Полигамная форма - брак заключается одновременно с двумя или более партнерами.

Вторая форма брака разделяется на:

1 полигинию (один мужчина и две или более жены);

2 полиандрию (одна женщина и два или более мужа)

3 групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке)[12, c. 56].

При любой из форм брака, выбор партнеров определяется экзогамией или эндогамией. Степень постоянства брачного союза также изменчива. Стабильность браков в рамках обычного права не нуждается в формальном узаконении — такие браки основаны на обычае, хотя могут вести и к юридическому союзу.

Семья в сегодняшнем обществе основывается больше только на брачных взаимоотношениях. Под браком в этом случае рассматривается исторически сформировавшаяся модель взаимоотношений среди мужчиной и женщиной, через какую общественность упорядочивает их взаимоотношения, как в законном, так и в нравственно-моральном плане. Супружеские взаимоотношения предполагают из себя сложнейшую палитру взаимоотношений между людьми: с естественно-биологических вплоть до финансовых, законных, моральных, общественно-психологических, эстетических и т.п.

Содержание брачных взаимоотношений обусловливается степенью развитости общества. Чем примитивней социальные взаимоотношения, тем большую роль в семейственно-супружеском объединении имеют физические и экономично-финансовые факторы. Нежели при более сформированном обществе - там большую значимость в брачных взаимоотношениях представляют общественно-психические, моральные, эстетические и, безусловно, сексуальные факторы.

Социологи акцентируют 3 аргумента вхождения в брак: союз по влюбленности, союз по расчету и союз по шаблону. Причина романического желания в брачных взаимоотношениях не нуждается в комментариях. Союз по шаблону создается тогда, когда действует рассуждение о том, что все мои ровесники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать. В подобных вариантах господствующее значение имеют никак не осмысленное до конца половое влечение, стремление иметь детей. Порой человек считает, что в основании лежат аргументы влюбленности. На самом деле такая страсть сводится к тому, что из многих кандидатур он либо она выбирают наиболее предпочтительную.

2.2. Брак в наше время, какой он?

Часть социологов полагает, что семья находится в состоянии глубокого упадка и данный упадок необратим. Иные считают, что семья сейчас просто переживает  процесс перерождения, в соответствии с изменившимися условиями жизни.

Следующие особенности характеризуют современную семью.

Первоначально стоит отметить ее нуклеарность. Семья состоит из следующих членов: жена, муж, дети. Остальные родственники, такие как родители супругов, которые входили раньше в состав расширенной семьи, теперь не входят в нуклеарную семью. Нуклеарная семья – преобладающая форма современных семей. 87 % населения развитых стран живет на данный момент в нуклеарных семьях.

В следующих формах может существовать семья:

  1.  супруги живут в семье мужа или патрилокальная семья;
  2.  супруги живут в семье жены или матрилокальная семья;
  3.  супруги живут отдельно или неолокальная семья.

Следующий момент, который надо отметить - эгалитарность современной семьи. Базис такого рода семей представляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз супругов.

В современном мире есть запрет на создание брака среди близких родственников, таким образом семьи являются экзогамными.

Также следует отметить  «симметричность» семей - работают оба супруга. Семьи характеризуются высочайшей степенью эластичности домашних ролей, что, в свою очередность, предоставляет высокое приспособление в обстоятельствах стремительных перемен в мире. Строгое деление ролей согласно гендерному свойству отходит в далекое прошлое. Оба супруга сейчас осуществляют и лидерские функции, и функции ведомых в связи от условия и зоны ответственности в этой либо иной проблеме. Инвариантное устройство более свойственно для  браков интеллигентных людей в обществе с большой степенью общественно-финансового развития.

«Несимметричность» взаимоотношений (к примеру, продвижение супруга обладает наиболее существенное значимость, нежели продвижение супруги) свойственна для семей, заключающихся с менее интеллигентным мужем и в менее цивилизованных сообществах.

Семейно-супружеские взаимоотношения весьма чувствительны к переменам в экономике, политической деятельности и в общественной области общества. С этого места эти направленности, каковым подвергается нынешняя семья, и задачи, ими рождаемые. Каковы эти задачи?

Более позднее развитие общественной готовности к формированию семьи. Чем это обусловлено? Одним из условий представляется то, что нужно больше времени для окончания образованиясвязи с ростом размера требуемых знаний). Иным условием представляет стремление вначале сделать карьеру, Для того чтобы экономически гарантировать создаваемую семью.

Повышение числа разводов. Об этом, что данная проблема брака представляется довольно резкой, рассказывают последующие данные. За минувшие 30 лет число расторжений брака в Российской Федерации увеличилось в 6 раз, каждый год распадается каждый 3-й союз. Данная проблема свойственна никак не только для нашго государства, однако и для абсолютно всех цивилизованных государств. Социологические изучения демонстрируют, что в основании данной проблемы покоятся финансовые факторы. Проблема в том, что приобретенная степень формирования производительных сил, создания дает возможность представительнице слабого пола лично содержать семью, т. е. содержать и обеспечивать детей.

Современная жизнь перевоплотила брак из финансового института в морально-правовой. Одновременно в нашем государстве, асимметричность домашних взаимоотношений пока что преобладает положение и за счет этого, что мужские домашние обязанности (приносить еду, создавать жилище и пр.) отправились в небытие, а женские (готовка, уборка, супруга и ребят) сохранились. Обстановка, если супруг никак не принимает участия в бытовых процессах, нередко приводит к расторжению брака. В 10 случаях разводов 7 из них инициирует супруга.

Какие результаты растущего количества расторжений брака? Максимально от них страдают дети. Каждый год в нашем государстве больше 750 тысяч ребят остаются в неполной семье. При этом они приобретают и неполное воспитание, т. е. недополучают материнского внимания, любви, тепла. Это, в свою очередность, проводит к детским преступлениям. Таким  образом, 90 % рецидивистов начали собственную преступную деятельность с детских лет, а почти все из них выросли в неполных семьях.

Количество детей в семьях уменьшается. Сегодня, в РФ около 90 % семей имеют 1–2 детей, при этом 58 % из них имеют одного ребенка. При этом демографическая статистика говорит, что даже для небольшого прироста населения нужно, чтобы в семье было 2–3 ребенка.

Есть объективные и субъективные факторы, связанные с данной проблемой современных семей.

Социальное обеспечение. Прежде огромное число детей требовалось для того, чтобы они сумели в дальнейшем содержать собственных отца с матерью. Сейчас пенсионное обеспечение, мед услуги, разные общественные льготы, прижизненные сбережения предоставляют вероятность престарелым людям не обращаться к поддержке детей.

Медицинское обеспечение. Прежде слабенькое формирование медобслуживания в РФ приносило к этому, что практически пятьдесят процентов родившихся детей умирала, не достигнув возраста активных работников. Вследствие этого, рождаемость держалась на высочайшем уровне. В нынешнее время положение поменялось. Нынешняя врачебная наука в состоянии поставить на ноги практически каждого малыша.

Плохая наследственность. Опасность здоровью малыша исходит, равно как демонстрирует врачебная статистика, в основном из 2-ух источников: с так называемого слабоумия (к примеру, олигофрении) и пьянства отца с матерью. Согласно официальным сведениям, часть только что родившихся, у каковых закрепляются особенности поражения олигофренией, достигает 12 %, в трудной форме заболевание потрясает 33,5 % ребят. При этом, как выявил осмотр в одном из регионов РФ, алкоголизм отца с матерью представляется основанием более 80 % всех случаев данного недуга.

Несмотря на то, что современном обществе преобладает основная цивилизованная форма супружества – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в некоторых странах (в 16 государствах мира) существуют также однополые браки; встречается и  групповой брак, когда в брачных отношениях между собой находятся сразу несколько мужчин и женщин.

Необходимо указать и на ошибочное название фактического, незарегистрированного в органах ЗАГС брака гражданским, в то время как более правильно гражданским называть брак зарегистрированный, в отличие от церковного брака (венчания).

В России церковный брак не имеет юридической силы, поэтому молодожены венчаются уже после того, как их брак зарегистрирован в ЗАГСе.

В некоторых мусульманских странах юридическую силу имеет временный брак – брак, заключаемый на определённый период, оговоренный в брачном договоре.

Бывает также и гостевой брак, когда супруги зарегистрированы, но живут далеко друг от друга (в разных городах), и встречаются лишь периодически.

Несмотря на то, что сегодня основой брака является любовь, и большинство браков в европейских странах это – браки по любви, но в некоторых странах имеют место браки по договорённости, браки по расчёту и браки по принуждению.

Брак по договорённости является результатом договора заинтересованных лиц (родителей, родственников, духовных лиц) без учёта мнения молодых людей; брак по расчёту заключается с целью личной выгоды одного или обоих партнёров; брак по принуждению заключается против воли одного или обоих будущих супругов.

Частным случаем брака по принуждению является брак «по залёту», когда молодой человек обязан был жениться на забеременевшей от него девушке.

А частным случаем браков по расчёту является политический брак, когда люди (обычно из монарших семей) женились с целью иметь от этого какие-либо политические выгоды, например, укрепление связей между государствами.

Известны и такие виды брака, как мезальянс и морганатический брак – это так называемые «неравные» браки, когда супруги принадлежат к разным сословиям. Но при мезальянсе супруг более низшего сословия приравнивается затем в правах супруга более высшего сословия, а при морганатическом браке социальное положение того супруга, который стоял ниже по социальной лестнице, не повышается.

Нельзя не упомянуть и о таких видах брака, как:

  1.  фиктивный – это фальшивый брак, преследующий какие-либо цели супругов, но не создание семьи;
  2.  «белый» – брак без сексуальных отношений, между представителями отдельных кругов духовной или творческой интеллигенции;
  3.  брак по заданию – практикуется в разведслужбах разных стран, в том числе и в российской разведке;
  4.  посмертный – брак, заключаемый с погибшим человеком.

Посмертный брак практикуется в очень редких странах, обычно разрешается беременной женщине в случаи гибели, например, её жениха-военнослужащего.

2.3. Брак и семья

Брак на протяжении веков пережил много испытаний. В современном мире браки заключаются во всех частях света, а его история насчитывает не одно тысячелетие. Значение брака и семьи в жизни каждого члена общества нельзя переоценить. При этом каждое новое поколение постигает смысл брака заново.

Учение о семье формируется в обстоятельствах многоликости семейных структур и многообразия взглядов людей о семье и браке. Любой житель нашей земли считает себя осведомленным в сферы брачно-семейных взаимоотношений. Общество крайне охотно ведут беседы о влюбленности, браке, детях, родственниках со стороны супруга и супруги, разделяются друг с другом «рецептами» решения семейных трудностей. Педагог либо психолог также имеют личной концепцией семьи, которая время от времени имеет возможность не согласовываться с их профессиональной позицией. Увеличение повседневных познаний и отбор надёжных академических прецедентов связаны общей целью: осознать, каковым способом гарантировать устойчивость института брака и семьи, как сделать семейную жизнедеятельность успешной и благополучной.

В сознании обычных людей понятия «брак» и «семья» равны. В научной деятельности их принято разделять. Брак является отражением социально-правовых аспектов семейно-родственных взаимоотношений. Он представляет собой общественный институт, который регулирует взаимоотношения между супругами. Супруги рассматриваются в браке не только как личности, но и как граждане государства. Социальная сторона брака обуславливается и в публичной форме его заключения, и в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, и в праве наследования семейного имущества детьми и родственниками.

Философский энциклопедический словарь описывает брак исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой обществом формой отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет обязательства по охране брака и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, другими словами - за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

Большой профессионал в сферы социологии семьи А.Г. Харчев осознавал брак как исторически меняющуюся общественную форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общественность упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнедеятельность и определяет их брачные, родительские полномочия, прямые обязанности.

С.И. Голод сосредоточивает интерес на то, что брак предполагает собою в полном исторически многообразные механизмы общественного регулирования(запрет, традиция, обычай, вера, возможность, мораль) сексуальных взаимоотношений среди мужчиной и женщиной, что ориентировано на сохранение непрерывности существования. Общественное предназначение брака — воспроизведение. Отсюда необходимо заключение, что однополые союзынелепость, а гомосексуальные взаимосвязидействительность. Одновременно с тем, в определенных обстоятельствах общественная задача брака имеет возможность и не осуществиться.
Значение брака в ежедневной жизни людей имеет возможность фиксироваться его духовным таинством. Брачные взаимоотношения освящаются церковью, что обозначает их прочность, стабильность, надежность.

В нынешнее время в основной массе случаев брак представляет как свободный союз мужчины и женщины, базирующийся на обоюдной предрасположенности и индивидуальной договоренности, утвержденный в учрежденном законодательством режиме, ориентированный на формирование и поддержание семьи. Вследствие правовой охране семейства и кровнородственных взаимоотношений поддерживается общественная безопасность личности. Тем не менее, не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду с независимостью заключения брака, имеет возможность существовать и независимость его расторжения, что проявляется в разводе. В следствии этого к области супружеского поведения принадлежат и действия партнеров, приводящие к сепарации (т. е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и расторжению брака.

В сегодняшнем обществе прослеживается существенная изменчивость модификаций брачных взаимоотношений, создаются союзы, представляющие альтернативами традиционной моногамии.

Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Семья  - это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.

Рассмотрим традиционную формулировку этого понятия, которая встречается в многочисленных справочниках и энциклопедиях. Семья представляет собой важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую социальную группа, основанную на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на разносторонних взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Но действительность корректирует данное понимание семьи. Например, развивается так называемый «гостевой» брак, который предполагает раздельное проживание супругов в течение длительного промежутка времени, еще называемый регулярно-раздельным.

А.Г. Харчевым было предложено определение, которое используют  многие специалисты. Семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Ковалев С.В. при комментировании данного определения, выделяет ряд его важных аспектов.

  1.  со временем семья претерпевает изменения, в зависимости от перемен в самом обществе, но при этом она представляет собой один из социальных институтов отличающихся стабильностью.
  2.  семью законно называют малой группой т.к. она соответствует определению данного базового элемента социума, при этом отличаясь интимно-личностным характером  объединения членов общества.
  3.  потребность общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций обуславливает социальную необходимость семьи, данное дает гарантию продолжения существования человечества в целом.

Как социальную группу семью нельзя изучить, исходя только лишь из знаниях о ее членах, взятых в отдельности. Она представляет из себя открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую значительные адаптивные возможности. При этом изменения хотя бы одного элемента системы, например отношения между супругами, отражаются целиком на всей семье.

Отражением системных нарушений являются индивидуальные дисфункции членов семьи.

Если взять точное содержание понятия «семья», то следует понимать, что оно находится во взаимосвязи с определенным историческим и культурным контекстом. Первоначально под понятием «семья» имелось ввиду целиком домашнее хозяйство, функционирующее как один организме, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо непосредственно семьи, также включались многочисленные родственники, слуги, а также домашние питомцы.

Эти два схожих понятия часто используют для обозначения одного и того же смысла. Они действительно очень близки, но есть и отличия брака от семьи. Вот некоторые из них:

  1.  семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов;
  2.  известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины;
  3.  семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием, зато брак – юридический термин и объект. Хотя может быть и такое явление: ушедший из семьи отец разорвал семейную связь с ребенком, но, с юридической точки зрения на брак, эта связь продолжает действовать.

Но такое разделение условно. Дело в том, что окончательной трактовки этих понятий до сих пор нет, и они применяются чаще в качестве синонимов, что практически не вызывает возражений. Дальше в статье мы и будем их употреблять в качестве тождественных терминов.

Основные функции семьи и брака:

  1.  Репродуктивная. Главный ресурс для развития человечества – новые люди – производится как раз в семьях.
  2.  Экономическая. Семья – это минимальная единица национальной экономики, ведущая свой бюджет, являющаяся производителем и потребителем.
  3.  Воспитательная. Брак можно назвать школой, в которой и взрослые, и маленькие люди учатся социализации, получают и отрабатывают опыт в этой сфере.

Формы, или модели брака и семьи

Союз мужчины и женщины может принимать самые разнообразные формы в зависимости от прогрессивности общества и веса в нем религиозных догм. Так, семья или брак может быть:

  1.  Традиционный брак – подтвержденный светскими и/или религиозными учреждениями, поощряемый обществом. В наибольшей мере урегулирован юридически.
  2.  Гражданский брак – все отношения как в традиционной семье, но без регистрации. В последнее время все больше приближается к традиционному браку в вопросах юридической защищенности партнеров.
  3.  Временный брак – заключенный на определенное время, по истечению которого считается расторгнутым. Встречается в некоторых мусульманских странах.
  4.  Коммунальный брак – это формат для случая, когда партнеров больше, чем два.
  5.  Гостевой брак – современная тенденция, результат стремления оставить себе только комфортную сторону, удалив все напряженные моменты вроде быта. Партнеры проживают на разных территориях, время от времени встречаются.
  6.  Свободный брак – когда партнеры договариваются оставить друг другу право иметь личные отношения вне семьи.

В качестве основы и брака, и семьи рассматривается брачная пара, а также другие члены семьи, состоящие с этой парой в родственных отношениях. В большинстве стран есть специальные семейные кодексы. Часто основные догмы построения семейных отношений устанавливаются религией.

В последнее время к услугам тех партнеров, кто стремится к гармонии в семье и браке, появилась целая наука и профессионалы со специальным образованием. Речь идет о психологии брака и семьи. Главный постулат этого направления в психологии в том, что гармоничные отношения могут наладиться только в результате работы над ними обоих партнеров. А семейный психолог поможет решить проблемы семьи и брака.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей – формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие «приходящих» родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении  разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно «домашнюю» миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения – это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% – трехдетных, 20% – четырехдетных, 7% – пятидетных и более, 14% – бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

 По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я – стадия бездетности; 2-я – стадия репродуктивного родительства; 3-я – стадия социализационного родительства; 4-я – стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Современный брак и семья находится в наиболее доброжелательных условиях для того, чтобы быть успешным. Общество толерантно относится к желанию людей выбирать нетрадиционные формы семейного устройства. А это значит – больше свободы в поиске своего личного счастья.

Специфика современной семьи в России  определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3. Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. «Отец 21 века» чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости  в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.

3. Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более – достойных.

4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена – старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.

7. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости – финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.

11. «Заграничные» браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета «заграницы». К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.

12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее.

13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины. «Мать и дитя» - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.


Заключение

Определений понятия «семья» встречается в научной литературе очень много, при этом многие из них так давно вжились в общественное сознание, что уже достаточно трудно установить авторство данных определений.

Семья — группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.

Сейчас много говорится о том, что институт семьи исчерпал себя.

Сейчас часто говорят, что институт семьи распадается. Основанием таких неприятных выводов служит большое число разводов, семей с одним родителем, одиноких стариков и возникающие альтернативные формы семьи. Как никогда актуален вопрос что будет с семьей в будущем. Исследователи социальных проблем семьи все чаще делают выводы, что «несмотря на многочисленные изменения, рост малодетности и многие другие перемены, семья, основанная на обычном традиционном видении брака, остается той ячейкой общества, где могут реализоваться многогранные потребности и возможности человека как ребенка, так и взрослого. Брак представляет собой исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению как друг к другу, так и к детям и к обществу.

Современная научно-технологическая революция перевоплотила брак из финансового института в морально-правовой. В то же время в такого рода государстве, как Россия, асимметричность домашних взаимоотношений пока что преобладает положение и за счет этого, что мужские домашние обязанности (добывать еду, создавать жилище, заготавливать дровишки и т. д.) отправились в небытие, а женские (приготовление еды, содержание дома, супруга и ребят) сохранились. Обстановка, если супруг никак не принимает участия в бытовых процессах, нередко приводит к расторжению брака. Из 10 случаев разводов в 7 из них инициатором выступает женщина.

В работах большинства социологов состояние современной семьи расценивается как кризисное. Кризис проявляется в целом ряде проблем, с которыми сталкивается и которые решает современная семья.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей – формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие «приходящих» родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении  разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно «домашнюю» миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения – это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи. Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.


Список литературы

  1.  Tenenbaum S.A. A psychologist look at marriage. – London, 1968.
  2.   Андреева Н. И. Семья как объект социально-философских исследований. Ставрополь, 2000;
  3.   Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М. 1996;
  4.  Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М. 2000;
  5.  Антонов А.И. Возродить семейную жизнь. // Социологические исследования. – 1992. - №8.
  6.  Анурин В. Ф. Сексуальная революция: Двойной стандарт // Социологические исследования. 2000. № 9;
  7.  Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. М., 2000;
  8.   Бек У. Общество риска. На пути к модерну. М. 2000;
  9.   Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М. 1987;
  10.  Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М. 1988;
  11.  Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI века. 1904 –2004. От колосса к коллапсу и обратно. М. 1997;
  12.   Бодрийяр Ж. Соблазн. М. 2000;
  13.  Воронцова М. В. Российская семья в условиях трансформации общества: монография. Таганрог, 2008;
  14.  Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. М. 2009. С 81.
  15.  Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. М. 2009;
  16.   Гармаев А., свящ. Культура семейных отношений. Волгоград. 2003;
  17.  Гаспарян Ю. А Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб. 1999;
  18.  Гидденс Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб. 2004;
  19.   Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
  20.   Голод С. И Адюльтер: тенденции и нормы // Рубеж (альманах социальных исследований). 1994. №5.;
  21.  Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. 1998;
  22.  Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. №1.;
  23.  Голод С. И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. М. 2005;
  24.   Гончаров Ю. М. Историческое развитие семьи в России в XVIII – начале XX века// Преподавание истории в школе. 2001. № 7; 
  25.   Гумеров П. Малая церковь: жизнь семьи в современном мире. М. 2009;
  26.  Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М. 2008,
  27.  Карцева Л. В Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7; Карцева Л. В. Российская семья на рубеже двух веков: Монография. Казань. 2001.
  28.   Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М. 1997;
  29.  Лещенко В. Ю. Семья и Русское Православие (XI – XIXвв.). СПб. Изд-во Фроловой Т. В. 1999;
  30.  Лещенко В. Ю. Русская семья (XI – XIX вв.): Монография. СПб. 2004.;
  31.  Листова Т. «Под злат венец встать…» // Родина. 1994. № 9;
  32.  Михеева А.Р. Феномен сожительства в сибирской деревне: новая форма брака или продолжение традиции? // ЭКО. – 1991. - №6.
  33.  Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном обществе. – М., 1988.
  34.   Хубиев Б. Б. Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека: Автореф. дис. докт. филос. наук. Нальчик, 2008. С.12.
  35.  Черняк Е.М./ Социология семьи. /М., 2003.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52666. Формування мотиваційної готовності вчителя до інноваційної діяльності 92 KB
  А вчителі – перейняти головні ідеї інноваційного навчання усвідомити їх корисність для навчального процесу і стати активними учасниками процесу реформування освіти. Допомогти учасникам сформувати мотиваційну готовність до сприйняття нового. Інструкція учасникам: як нам потрібно поводитись у групі щоб нам було комфортно і ми досягли поставленої мети Спільно з групою виводимо основні правила: бути активними толерантними пунктуальними говорити по суті і по черзі можливість сказати ні. Інструкція учасникам: по черзі висловитися...