90767

Технология социальной работы по профилактике правонарушений подростковой молодежи

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Теоретико-методологические основания исследования технологий социальной работы по профилактике правонарушений подростков Отечественный и зарубежный опыт применения технологий социальной работы по предотвращению правонарушений молодежи Общая характеристика основных направлений социальной работы по профилактике...

Русский

2015-06-10

83.14 KB

8 чел.

Содержание

Введение ………...………………………………………………………..…. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования технологий социальной работы по профилактике правонарушений подростков 7

1.1. Отечественный и зарубежный опыт применения технологий социальной работы по предотвращению правонарушений молодежи ……….... 7

1.2.  Общая характеристика основных направлений социальной работы по профилактике противоправных деяний подростков ………………………….... 14

1.3. Анализ нормативно-правовых актов по предотвращению правонарушений молодежи …………………………………………………….... 17

Глава 2. Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних на территории г. Волгограда ……………………………. 23

2.1. Анализ технологий социальной работы по профилактике правонарушений МУ «Социум» ………………………………………………… 23

2.2. Пути совершенствования технологий социальной работы по профилактике правонарушений среди подростковой молодежи ……………... 25

Заключение …………..…………………………………………………..... 31

Список литературы …….……………………………………………...…. 35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Рост безнадзорности и правонарушений несовершеннолетней молодежи связан с социально-экономической нестабильностью во  многих  семьях,  отсутствием  материальных  средств, а также  возможностей трудоустроиться. Необходимо  отметить,  что  на  развитие  семьи  влияют разные факторы неблагополучия: социально-экономические, социально-демографические, социально-психологические, медико-социальные и криминальные факторы. Наличие  того  или  иного  фактора  социального  риска  в  большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении подростков, порождают беспризорность  и  преступность  среди  молодежи  и  требуют  к  себе повышенного  внимания  субъектов  профилактики. Все  это  обуславливает  необходимость  создания  комплексной  программы  по  профилактике  правонарушений несовершеннолетней молодежи.

В  настоящее  время  между  теорией профилактики и практикой профилактической деятельности ощущается заметный разрыв, который, несомненно, отрицательно влияет на эффективность, а также результативность социальной работы по предотвращению правонарушений несовершеннолетних.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость разрабатывать, систематизировать методы и направления социальной работы по профилактике правонарушений молодежи, давать оценку и анализировать информацию по данной проблематике.

Актуальность и недостаточная разработанность технологий социальной работы по профилактике правонарушений обусловили выбор темы данной научно-исследовательской работы «Технология социальной работы по профилактике правонарушений подростков».

Степень разработанности проблемы. Основные теоретические проблемы разработки технологий социальной работы по профилактике правонарушений рассмотрены в трудах ученых Г.И. Камаевой, Я.Л. Коломийцева, Э. Манукяна, Е.А. Харичкина, Е.И. Холостовой и др.

Э. Манукян анализирует технологии социальной работы по предотвращению правонарушений за рубежом. Он выделяет следующие технологии социальной работы в данной сфере: проект Thuislozen Team, проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT), проект Halt, проект Home Video Training (HVT), проект Nieuwe Perspectieven (NP). Позицию автора отражает утверждение, что социальная работа с клиентом должна основываться на наиболее эффективных методах предоставления поддержки и помощи, поставившая своей задачей обеспечение наилучшего взаимодействия с клиентом.

Я.Л. Коломийцев и Е.А. Харичкин выделяют следующие основные направлениями деятельности социального работника по предотвращению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: постановка социального диагноза, оказание психологической, коррекционной и иной помощи, обеспечение и разработка индивидуальных программ по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних.

Г.И. Камаева считает, что необходимо комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого подростка, оказавшегося в социально опасном положении, так и на среду, в которой он находится, в том числе свою семью.

Однако, несмотря на очевидные достижения, проблема профилактики правонарушений подростковой молодежи не оснащена достаточными теоретическими разработками технологий социальной работы, осуществляемых социальными учреждениями.

Объект: профилактика правонарушений подростков.

Предмет: технологии социальной работы по профилактике правонарушений подростковой молодежи.

Цель: на основе анализа научной литературы усовершенствовать технологию социальной работы по профилактике правонарушений подростков.

Задачи:

1) проанализировать отечественный и зарубежный опыт технологий социальной работы по предотвращению правонарушений подростков;

2) дать оценку отечественной нормативно-правовой базе по профилактике безнадзорности и правонарушений подростковой молодежи;

3) усовершенствовать технологию социальной работы по предотвращению противоправных деяний подростков.

Гипотеза исследования – технология социальной работы по предотвращению правонарушений будет эффективной, если будет содержать в себе комплексный подход решения проблем подростка.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основу теоретической базы исследования составляют работы Г.И. Камаевой, Я.Л. Коломийцева, Э. Манукяна, Е.А. Харичкина, Е.И. Холостовой и др., направленные на анализ отечественного и зарубежного опыта технологий социальной работы по предотвращению противоправных деяний подростков. Основой исследования стал системный подход к анализу проблемы профилактики правонарушений молодежи. В данной работе также были применены сравнительно-правовой и структурно-функциональный методы исследования.

Методы исследования. При проверке гипотезы и решении поставленных задач ведущими и взаимодополняющими методами исследования явились теоретические (сравнение, анализ нормативно-правовой базы, посвященный различным аспектам рассматриваемой проблемы, анализ документации МУ «Социум»), эмпирические (наблюдение, опрос).

Эмпирическая база: исследование было проведено на базе МУ социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» и в ходе работы использовались такие методы исследования, как опрос и наблюдение.

Положения, выносимые на защиту:

1. Технологии социальной работы по профилактике правонарушений за рубежом носят более адресный характер, в отличие от отечественных технологий. Это связано с тем, что социальные работники в ряде европейских стран работают одновременно с небольшим количеством подростков.

2. Государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но главным ее недостатком является отсутствие четкой роли социальных работников в данном виде деятельности.

3. Комплексное планирование и реализация всех этапов технологии социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетней молодежи позволит преодолеть негативные стороны развития подростков, способствующие правонарушениям, позволит устранить условия для правонарушений, недостатки и просчеты в организации деятельности субъектов профилактики, позволит повысить уровень сознательности и организованности молодежи.

Научная новизна заключается в том, что:

- уточнены основные направления деятельности социального работника по предотвращению противоправных деяний молодежи;

- дана оценка нормативно-правовой базе социального работника;

- усовершенствована технология социальной работы по предотвращению правонарушений подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что усовершенствованная технология социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетней молодежи направлена на улучшение результатов деятельности специалистов данного учреждения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

1.1. Отечественный и зарубежный опыт применения технологий социальной работы по предотвращению правонарушений молодежи

«Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, совокупность операций, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»2.

Технологию социальной работы по профилактике правонарушений подростковой молодежи можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект – система теоретических знаний и практика, представляющую собой алгоритм, организацию, и всю совокупность средств, приемов и способов воздействия на объекты социальной работы. Такой подход используется, прежде всего, управленческими органами и организаторами для реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Второй аспект – совокупность частных технологий, специфика которых определена конкретным объектом и субъектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы, как правило, присущ непосредственным организаторам социальной работы с различными категориями населения.

Д. Эванс отмечает: «Как на Западе, так и в современной России разработка социальных технологий по профилактике правонарушений молодежи включает три основных этапа: методический, теоретический и процедурный»3.

Мировой и отечественный опыт по профилактике правонарушений показывает, что главным звеном в решении данной проблемы должна стать массовая сеть консультативных или стационарных учреждений, где возможно было бы оказывать все виды помощи молодым людям, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая их диагностику индивидуальных особенностей, условий жизни, а также воспитания. Социальные работники, педагогики, медики, психологи и юристы должны обеспечить адресную помощь нуждающимся, организуя коррекцию поведения, профилактическую работу, адаптацию к сложным условиям жизни дезадаптивных подростков, а также их реабилитацию.

На примере Германии рассмотрим опыт социальной работы с молодежью, в которой имеется широко разветвленная и развитая система помощи молодежи. «В сферу социальной работы входит содействие в развитии несовершеннолетней молодежи вне школы. Большинство социальных услуг предоставляется негосударственными организациями в дневное время. По мнению Е. Слуцкого, общество в лице государства не только идейно признает негосударственные организации, но также активно оказывает им финансовую поддержку»4.

«Государственная система помощи молодежи в Германии осуществляется на четырех уровнях. Первый уровень реализует Федеральное министерство по делам женщин и молодежи. В функции данного министерства входят подготовка законодательства, финансирование мероприятий общегосударственных значений и мероприятий, имеющих характер проектов-моделей. На уровне федеральных земель деятельность осуществляют компетентные министерства. В их сфере деятельности входят подготовка местного земельного законодательства, поддержка социальных проектов и развитие молодежной политики на уровне земель. На уровне областных организаций свою деятельность выполняют ведомства земель по делам молодежи. Данные ведомства реализуют координирующие, консультирующие и регионально-планирующие функции. На заключительном, уровне местных организаций помощи несовершеннолетней молодежи деятельность реализуют ведомства по делам молодежи округов и городов не окружного подчинения. На эти ведомства возлагается главная задача помощи молодежи»5.

«Одной из основных задач социальной работы с молодежью в Германии является консультирование данной группы населения по вопросам профессионального самоопределения»6. Кроме того, направления социальной работы с молодежью поддерживают и стимулируют молодых людей к адаптации и обучению в профессиональном развитии. Одним из главных нормативно-правовых актов, который отражает социальную работу с подростковой молодежью в Германии, является «Закон о помощи детям и молодежи». Данный нормативно-правовой акт определяет широкий круг задач социального работника: от работы с молодежью до помощи молодым совершеннолетним. Помимо этого, данный правовой акт содержит пункт об участии учреждений по делам молодежи, например, в судебном производстве.

Э. Манукян отмечает: «Социальная работа с трудными детьми и подростками в Голландии осуществляется по нескольким проектам (социальным технологиям):

- проект Thuislozen Team (TT) – работа с бездомной молодежью;

- проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT) – работа по предотвращению побегов из интернатов, а также предотвращение конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками;

- проект Halt – работа с подростками, которые допустили мелкие кражи или совершили акты вандализма;

- проект Home Video Training (HVT) – работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении ряда проблем, в том числе, связанных с воспитанием детей;

- проект Nieuwe Perspectieven (NP) – работа с условно осужденными подростками»7.

Проведя анализ технологий социальной работы по профилактике правонарушений молодежи в Голландии, можно выделить некоторые особенности, на которых базируются данные социальные технологии.

1. Особенности организации работы по профилактике правонарушений молодежи. Министерство и местная администрация лишь только формулируют проблему и на конкурсной основе рассматривают социальные проекты, а также определяют исполнителя. Кроме того, роль министерств, а также местных органов власти заключается в поиске, выделении, контроле средств и результатов применения выбранной технологии социальной работы. Негосударственные организации непосредственно ведут работу по каждому социальному проекту.

2. Этапы социальной работы с подростковой молодежью. Социальную работу по каждому проекту условно можно разделить на два этапа. Первый этап связан с социальной диагностикой. Данный вид деятельности включает в себя изучение сложившейся ситуации вокруг подростка (его положение в семье, школе, а также среде свободного времени) и изучение его мотивационной сферы (как правило, он сам определяет значимые для него проблемы, например, трудности профессионального самоопределения или взаимоотношений). Этот этап завершается составлением совместно с молодым человеком, а также его семьей плана решения возникшей проблемы. Бюро и клиент заключают контракт. Данный контракт предусматривает лишь моральную ответственность, так как он не имеет юридической силы. Второй этап представляет собой движение по выработанному плану. Данный этап включает в себя, прежде всего, психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг молодого человека. Кроме того, ведется работа по развитию умений и навыков подростка.

3. Роль социальных работников в профилактике правонарушений молодых людей. Специалисты по социальной работе являются ключевой фигурой всех проектов. Необходимо отметить, что они работают одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной. Насколько хватает средств и специалистов по социальной работе, столько клиентов и задействовано в работе. Существует конкурс на участие в работе по каждому проекту. Можно сказать, что данный факт усиливает желание несовершеннолетних работать в нем.

Подросток, который принимает участие в социальном проекте, в любое время суток имеет возможность связаться со специалистом по социальной работе. В целом, основными обязанностями социального работника в рассмотренных выше проектах являются установление доверительных отношений, тщательное изучение ситуации и личностных особенностей молодого человека, составление индивидуального плана работы, установление и координация контактов с работниками различных учреждений, обеспечение прогресса в работе и помощи со стороны социального окружения.

«Исследование мировых тенденций констатирует появление новых процессов в теории и практике социальной работы. Наблюдается усиление гуманистической ориентации социальной деятельности, ориентирующейся на целостный подход к человеку, а не на решение конкретной проблемы отдельного индивида»8. Позицию автора отражает утверждение, что социальная работа с клиентом должна основываться на наиболее эффективных методах предоставления поддержки и помощи, поставившая своей задачей обеспечение наилучшего взаимодействия с клиентом. Трансформация возникающих изменений ситуации проведения социальной работы предполагает необходимость перехода к использованию новых методов и принципов в условиях изменившейся обстановки. В условиях неустойчивости социальной обстановки на социальную работу возложена задача предотвращения роста социальной дезадаптации в российском обществе.

В Российской Федерации в зависимости от того, с какими категориями подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, технология социальной работы строится по определенной системе, которая включает в себя меры первичной, вторичной, а также третичной профилактики.

Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения подростка осуществляются, как правило, социально-психологическими центрами, досуговыми учреждениями, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации.  

Объектами первичной работы являются молодые люди, которые не были замечены в проявлении асоциальных поступков, но пребывают  долгое время в трудной жизненной ситуации и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, а также имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам подростка из семьи или воспитательного учреждения.

Объектами вторичной профилактики  являются беспризорные дети и подростки. Они еще не приобщились к преступной деятельности, но их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера.

Целью социальной работы в отношении такого контингента молодежи является развитие форм общественного и государственного воздействии в целях коррекции поведения и социальной адаптации детей, которые находятся в зоне социального риска.

Субъекты, принимающие участие в решении проблем безнадзорности и правонарушений на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных учреждений.

В России функционируют территориальные центры помощи семье и детям в целях улучшения и оптимизации социальных отношений в ближайшем окружении подростка и его семьи9. Деятельность специалистов данного центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении подростка.

Г.И. Климантова отмечает: «Главной задачей центра является индивидуальная, конкретная работа с молодым человеком в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего  в специализированных учреждениях»10.

Технология социальной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений территориальных центров помощи семье и детям состоит из следующих мероприятий:

- Традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска в целях создания условий для более плотного взаимодействия.

- Проведение тематических бесед и лекций для подростковой молодежи.

-  Работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков.

- Реализация программ социальной реабилитации дезадаптированных подростков, склонных к противоправному поведению.

- Клубная и кружковая работа, задачами которой является социальная адаптация и реабилитация детей с отклоняющимся от нормы поведением, иными словами, профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка.

- Организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб в целях профилактики девиантного поведения молодежи.

Таким образом, необходимо создать в российском обществе механизмы и условия оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой11.

1.2. Общая характеристика основных направлений социальной работы по профилактике противоправных деяний подростков

Специалист по социальной работе оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь молодому человеку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение12. Понимание целей и задач социальным работником подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к профилактической работе, учета возрастных особенностей подростков и максимального использования тех возможностей, которые раскрываются перед ним13.

Е. А. Харичкин выделяет следующие основные задачи социальных учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений подростковой молодежи:

1. Определение причин и  источников социальной дезадаптации подростков.

2. предоставление бесплатно социальных услуг молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

3. Участие социальных работников совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы подростков, в их устройстве.

4. Оказание коррекционной, психологической и иной помощи.

5. Разработка и обеспечение программ социальной реабилитации подростковой молодежи.

6. Профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних14.

По мнению Г.И. Камаевой поддержку и помощь молодым людям «группы риска» в России осуществляют следующие социальные службы: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, территориальные центры социальной помощи семье и детям. Социально-реабилитационные центры комплексно решают проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого молодого человека, оказавшегося в социально опасном положении, так и на среду, в которой подросток находится, в том числе на его родную семью15.

Согласно Я.Л. Коломийцеву: «Основными направлениями деятельности специалиста по социальной работе по предотвращению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетней молодежи являются:

  1.  Постановка социального диагноза.

2. Профилактика правонарушений, отклоняющегося от нормы поведения несовершеннолетней молодежи, а также пропаганда здорового образа жизни.

3. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

4. Диагностирование, определение и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, которые затрагивают интересы подростка.

5. Индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций подростков в семье.

6. Пропаганда и разъяснение прав подростков, его семьи.

7. Привлечение подростков, их родителей, общественности к организации и проведению социальных мероприятий, акций»16.

Деятельность социальных работников по решению проблемы подростков с девиантным поведением предусматривает проведение целой системы профилактических мероприятий, направленные на развитие личности несовершеннолетнего, формирование у него морально-нравственных ценностей, а также воспитание чувства ответственности. «Чтобы создать молодому человеку мотивацию и укрепить его веру в возможность исправления и коррекции девиантного поведения, специалист по социальной работе обязан начинать с исправления только тех негативных проявлений, с которыми ему в данный момент будет проще всего справиться»17. Это поможет пониманию необходимости несовершеннолетнему пересмотреть свой образ жизни и систему ценностей.

 Таким образом, исходя из анализа литературы по проблематике социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, можно выделить следующие основные направления деятельности социального работника в данной сфере: нейтрализация, устранение факторов противоправного поведения; активизация и развитие позитивных личностных и социальных процессов и факторов, обеспечивающих нормальную социализацию; сокращение условий и факторов, которые способствуют ситуациям, при которых подростки вовлекаются в противоправную деятельность; обеспечение социальной реабилитации подростков с девиантным поведением. Реализация данных направлений включает в себя систему общих и специальных мероприятий на разных уровнях: общественном, общегосударственном, правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом, экономическом. Условиями успешной работы по предотвращению противоправных деяний несовершеннолетних являются ее комплексность, своевременность, дифференцированность и последовательность.

1.3. Анализ нормативно-правовых актов по предотвращению правонарушений молодежи

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»18. Данный правовой акт не только создал правовую основу деятельности, направленной на предотвращение преступлений и правонарушений несовершеннолетних граждан, но и явился первым федеральным законом, регулирующим профилактическую деятельность в целом.

Основным достоинством данного нормативно-правового акта является хорошо выстроенная система принципов, на которых базируется деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков. Данный закон определяет перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетней молодежи. Глава 2 данного закона включает основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики.  Следует отметить, что в правовом акте освещены вопросы, связанные с правовым статусом подростков, в отношении которых проводится профилактическая деятельность.

К проблемам данного закона необходимо отнести отсутствие законодательного регулирования порядка обжалования и опротестования постановления судьи о помещении подростка. Кроме того, в данном законе отсутствуют основные направления деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»19 устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, которые предусмотрены Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите государственных органов. Кроме того, данный нормативно-правовой акт предусматривает необходимость осуществления социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении данных детей. В статье 4 данного правового акта определены цели государственной политики в интересах детей. К следует отнести государственную поддержку, защиту прав ребенка, подготовку его к полноценной жизни в обществе, содействие духовному, интеллектуальному, психическому и физическому воспитанию гражданственности детей.

Также Правительство Российской Федерации утвердило «Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации»20. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних»21 регламентирует образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти. Основной функцией данного штаба является борьба с безнадзорностью. Ему предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Кроме того, он ежемесячно отчитывается Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о проделанной работе в данной сфере деятельности. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендуется разрабатывать и осуществлять целый ряд  мероприятий по решению проблем безнадзорности подростков, оказывать медицинскую помощь и устройство несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Нормативно-правовую базу социальной работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Волгоградской области составляют Закон ВО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», закон ВО, Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области», Постановление главы Администрации ВО «Об утверждении Положения о едином  банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении», Постановление КДНиЗП администрации Волгограда «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними силами специалистов центров профилактики Волгограда».

Согласно закону Волгоградской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», специалисты учреждений по профилактике правонарушений в целях предотвращения правонарушений подростков:

а) регулярно информируют в определенной форме органы исполнительной власти, органы местного самоуправления о состоянии деятельности по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений на подведомственной им территории;

б) получают необходимую для осуществления своих должностных обязанностей информацию от муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций;

в) в определенном законом порядке осуществляют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в семье;

г) организовывают получение необходимых сведений о безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних и нарушениях прав несовершеннолетних;

д) ведут учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях муниципальных комиссий;

е) обобщают полученные данные и результаты анализа в своей деятельности.

ж) организовывают профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями и т.д.22.

Согласно ст. 3 п. 10 Постановления Главы Администрации Волгоградской области «Об утверждении Положения о едином банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации»23, руководители учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений каждый месяц представляют в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сведения о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и информацию о проделанной ими работе24.

В соответствии с законом Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»25 должностные лица системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также специалисты учреждений социально-психологической помощи молодежи обязаны направлять в государственные органы, органы местного самоуправления Волгоградской области информацию о причинах и условиях, которые способствуют правонарушениям подростков, и обязаны вносить предложения по их устранению. Также должностные лица обязаны информировать население региона о состоянии профилактической работы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне. Также в последнее время проблема детской безнадзорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации26.

Главным недостатком законодательной базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений подростков можно считать отсутствие четкой роли социальных работников в данном виде деятельности.

Необходимо создать отдельный пункт статьи, который бы регламентировал деятельность социальных работников в ФЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ» и в Законе Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений в Волгоградской области». Социальные работники вносят весомый вклад в данный вид деятельности, поэтому возникает необходимость прописать основные компетенции социальных работников учреждений социально-психологической психологической помощи.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ  Г. ВОЛГОГРАДА

2.1. Анализ технологий социальной работы по профилактике правонарушений МУ «Социум»

МУ социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» призван к участию в деятельности по реализации конкретных направлений молодежной политики г. Волгограда, направленной, прежде всего, на предупреждение девиантного поведения среди подростков и молодежи.

Необходимо провести анализ технологий социальной работы (программ) по профилактике отклоняющегося от нормы поведения, в частности программ по профилактике правонарушений на предмет использования специалистом по социальной работе комплексного подхода в проводимых мероприятиях. Комплексный подход должен обеспечиваться согласованной работой и взаимной заинтересованностью в деле профилактики девиантного поведения подростков различных учреждений, ведомств, общественных организаций, институтов образования, семьи, а также совместными усилиями различных специалистов – специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов, сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.

Программа профилактики девиантного поведения подростков «Новый мир».

Своей целью программа ставит формирование у подростков с девиантным поведением позитивного отношения к себе и к собственному социальному окружению.

В программе принимают участие: специалист по социальной работе и социальному проектированию, специалист  по  работе  с  молодёжью, социальный  педагог, педагог-психолог, подростки (учащиеся школ, ПУ и ССУЗов).

Результатами программы является умение решать проблемы, пользуясь социально-правовой информацией, искать конструктивные пути решения проблем, сдерживать и контролировать проявления эмоций, уметь добиваться понимания друг друга.

Стоит отметить, что данную программу нельзя назвать комплексной, т.к. в профилактический процесс остаются невовлеченными родители неблагополучных подростков, школьные учителя, хорошо знающие особенности каждого подростка, а также другие учреждения, способные оказать профилактическое воздействие.

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков «Перекресток».

В качестве цели программа определяет создание таких психолого-педагогических условий, которые бы способствовали нормальному психологическому развитию личности и формировали адекватное поведение у «трудных» детей и подростков.

В программе принимают участие: педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, специалист по социальной работе, дети микрорайона, подростки (учащиеся школ, ПУ и ССУЗов) и их родители.

Программа включает 2 направления: массовую работу по просвещению и профилактике социально опасных явлений с подростками микрорайона, которые не проявляют признаки девиантного поведения и коррекционно-развивающее направление в части индивидуальной работы с проявляющими девиантное поведение подростками, в которое входит психологическая диагностика, коррекционно-развивающие занятия и консультирование родителей по некоторым аспектам воспитания подростков.

Данная программа является более организованной, чем предыдущая, т.к. обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса – специалиста по социальной работе, педагогов, детей, подростков и родителей.

Проект по профилактике девиантного поведения подростков «Перспектива».

Целью проекта является вовлечение подростков в социально-значимую деятельность по формированию позитивных ценностей и активной гражданской позиции.

В программе принимают участие: учащиеся ГОУ ПУ и студенты ССУЗов, ВУЗов 1-2 курсов, социальный педагог, педагог-психолог, специалист по социальной работе, специалист по работе с молодежью, специалист по PR-технологиям, юрист.

Как можно увидеть, в данном проекте отсутствует возможность участия в профилактическом процессе родителей подростка, но зато в работе принимает участие широкий круг специалистов, от социального педагога до специалиста по PR-технологиям и юриста, что обеспечит формирование у подростков профессионально значимых качеств и обретение ими новых знаний и умений.

Таким образом, существующие программы по профилактике девиантного поведения подростков показывают невысокую эффективность, в силу отсутствия комплексного подхода к решению данной проблемы и не способны достичь ожидаемых результатов, т.к. проводимая работа должна охватывать не только отдельные стороны жизни несовершеннолетних, а стать слаженной и комплексной системой обеспечения мер воспитательного воздействия, как со стороны различных общественных организаций, так и семьи.

2.2. Пути совершенствования технологий социальной работы по профилактике правонарушений среди подростковой молодежи

МУ «Социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» занимается вопросами патриотического, гражданского и нравственного воспитания молодежи. Профилактика правонарушений среди подростковой молодежи также входит в сферу деятельности данного учреждения. Конечно, МУ «Социум» осуществляет ряд социальных проектов, направленных на развитие молодежи. Например, проект по профилактике девиантного поведения, проект «Алгоритмы здоровья», проект по развитию толерантности и т.д. Однако, для того, чтобы снизить показатели правонарушений среди подростковой молодежи следует усовершенствовать и реализовывать социальный проект (технологию социальной работы по профилактике правонарушений молодежи), направленный на профилактику правонарушений подростков.

Цель проекта – выработать и применить эффективные формы социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи проекта:

а) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

б) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи.

в) Создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки молодежи.

г) Осуществление индивидуального подхода к подросткам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья.

д) Осуществление консультативно-профилактической работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и родителей.

Социальный проект предполагается реализовать в тринадцать этапов, взаимосвязанный между собой. Периодичность проекта составляет 1 год. Проект предполагается осуществлять 5 лет (Приложение 1).

Система основных мероприятий:

1. Организационная работа.

Направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой «группы риска». Данный вид деятельности должен осуществляться социальными работниками МУ «Социум».  Место проведения мероприятия – МУ «Социум».

Организационная работа включает в себя:

а) разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике противоправных деяний подростков;

б) планирование мероприятий, направленных на профилактику правонарушений подростковой молодежи;

в) составление программ, направленных на предотвращение правонарушений подростков;

г) осуществление систематической работы с картотекой «группы риска»;

д) обсуждение социальными работниками вопросов, связанные с улучшением их деятельности.

2. Диагностическая работа.

Предполагает создание банка данных об образе жизни семей асоциальных подростков, об их положении в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков. Данный вид деятельности должен осуществляться социальными работниками МУ «Социум» совместно с инспектором по делам несовершеннолетних.  Место проведения мероприятия – МУ «Социум» или на территории комиссии по делам несовершеннолетних.

Диагностическая работа включает в себя:

а) планирование и коррекция работы по предотвращению правонарушений совместно с комиссией по делам несовершеннолетних;

б) анкетирование трудных подростков;

в) проведение диагностических методик изучения личности молодых людей «группы риска»;

г) оформление карты сопровождения молодых людей «группы «риска».

3. Профилактическая работа.

Включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Данный вид деятельности способствует формированию у молодого поколения представлений об адекватном поведении, не склонной к правонарушениям личности. Данный вид деятельности следует осуществлять социальным работникам МУ «Социум».  Место проведения мероприятия – учреждения среднего профессионального образования.

Профилактическая работа с подростками включает в себя:

а) проведение различных творческих мероприятий, касаемых профилактики правонарушений;

б) психологические тренинги;

в) организацию правового обучения молодежи;

г) профориентационную работу;

д) проведение бесед на тему «Профилактике правонарушений».

4. Индивидуальная работа с подростками, склонными к девиантному поведению.

Данный вид деятельности заключается в содействии осознанному выбору девиантным подростком своего жизненного пути. Индивидуальную работу с трудным подростком следует осуществлять социальному работнику и психологу МУ «Социум». Место проведения мероприятия – МУ «Социум».

При работе с подростками «группы риска» социальным работникам и психологам необходимо:

а) выявлять трудности, которые испытывает молодой человек, систематически оказывать ему социально-психологическую и иную помощь в процессе индивидуальной работы;

б) при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из трудных подростков и формировать у него это чувство. Социальный работник и психолог должен видеть в подростке творческую, развивающуюся личность, а также поддерживать его стремление к самосовершенствованию

в) привлекекать подростков «группы риска» к общественной работе;

г) выявлять у подростка качества, способности, умения, которые могут получить положительную оценку в обществе, а также всячески их развивать;

д) формировать гуманистические отношения, способности и навыки самодисциплины и самоорганизации у каждого подростка «группы риска»;

е) разъяснять подростку законодательство, его права и обязанности;

ж) оказывать молодому человеку «группы риска» помощь в разработке программы самовоспитания, а также в ее реализации.

5. Профилактическая работа с родителями трудного подростка.

Профилактическая работа с родителями трудного подростка заключается в установлении неиспользованного резерва семейного воспитания. Данный вид деятельности следует осуществлять социальному работнику и психологу МУ «Социум».  Место проведения мероприятия – МУ «Социум» или место жительства семьи подростка (рейд по семьям трудных подростков).

Данный вид деятельности включает в себя:

а) организацию тематических встреч родителей с социальными работниками, психологом.

б) организацию консультаций родителям трудного подростка на тему воспитания своего ребенка;

в) обучение родителей подростка «группы риска» приемам педагогического контроля за ребенком;

г) использование разнообразных форм для оказания помощи родителям подростка «группы риска» в пределах компетенции социальных работников и психолога.

Ожидаемые результаты технологии социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

а) Развитие социальной инфраструктуры, которая обеспечит предоставление помощи и услуги семье и детям.

б) Обеспечение доступности реабилитационных и иных социальных услуг для несовершеннолетних граждан и их семей.

в) Сокращение динамики роста детской безнадзорности и снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних.

г) Оказание своевременной психологической, педагогической и других видов помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

д) Сокращение правонарушений среди несовершеннолетних граждан на территории района.

е) Складывание целостной системы профилактической работы по предотвращению правонарушений и преступлений, безнадзорности детей.

ж) Создание условий для полезной занятости молодых людей.

з) Укрепление механизма социального партнерства по разрешению социальных проблем семьи и ее членов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что организация деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков за рубежом и в РФ имеет свои сходства и различия. Анализ трудов ученых по данной проблематике показывает, что в России и ряде европейских стран организация работы с подростками по предотвращению их противоправных деяний является межведомственной.

 Деятельность социального работника по профилактике правонарушений за рубежом носят более адресный характер, в отличие от отечественного опыта социальной работы. Это связано с тем, что социальные работники в ряде европейских стран работают одновременно с небольшим количеством подростков. Зарубежная технология социальной работы по предотвращению правонарушений молодежи условно включает в себя два этапа. Первый этап связан с социальной диагностикой, включающей в себя изучение сложившейся ситуации вокруг подростка (его положение в семье, школе, а также среде свободного времени) и изучение его мотивационной сферы (как правило, он сам определяет значимые для него проблемы, например, трудности профессионального самоопределения или взаимоотношений). Этот этап завершается составлением совместно с молодым человеком, а также его семьей плана решения возникшей проблемы. Заключается контракт между бюро и клиентом. Данный контракт предусматривает лишь моральную ответственность, так как он не имеет юридической силы. Второй этап представляет собой движение по выработанному плану, включающий в себя, прежде всего, психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг молодого человека. Кроме того, ведется работа по развитию умений и навыков подростка.

В Российской Федерации в зависимости от того, с какими категориями подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, технология социальной работы строится по определенной системе, которая включает в себя меры первичной, вторичной, а также третичной профилактики.

Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения подростка осуществляются, как правило, социально-психологическими центрами досуговыми учреждениями, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации.

Объектами вторичной профилактики  являются беспризорные дети и подростки. Они еще не приобщились к преступной деятельности, но их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера, например, приобщением к алкоголю, наркотикам, склонностью к агрессии, к бродяжничеству.

Субъекты, принимающие участие в решении проблем безнадзорности и правонарушений на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных учреждений.  В этих учреждениях принимаются меры, которые направлены на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетней молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Тем самым, необходимо отметить, что главным отличием реализации технологии социальной работы за рубежом, по сравнению с отечественным опытом, является то, что социальные работники работают одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной.

Можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике правонарушений и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, занимающие решением данных проблем. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для успешной реализации законов федерального и регионального уровня.

Главным недостатком законодательной базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений подростков можно считать отсутствие четкой роли социальных работников в данном виде деятельности.

Например, в ФЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ» и в Законе Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений в Волгоградской области» необходимо создать отдельный пункт статьи, который бы регламентировал деятельность социальных работников. Социальные работники вносят весомый вклад в данный вид деятельности, поэтому возникает необходимость прописать основные компетенции социальных работников учреждений социально-психологической психологической помощи.

Для того чтобы снизить показатели правонарушений среди подростковой молодежи, следует усовершенствовать и реализовывать социальный проект (технологию социальной работы по профилактике правонарушений молодежи), направленный на профилактику правонарушений подростков, который будет содержать комплекс взаимосвязанных мероприятий.

Технология социальной работы по предотвращению правонарушений включает в себя 5 основных этапов.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей асоциальных подростков, об их положении в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков.

Профилактическая работа включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Она способствует формированию у молодежи представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору трудным подростком своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями трудного подростка предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания.

Таким образом, комплексное планирование и реализация всех этапов технологии социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетней молодежи позволит социальным работникам улучшить результаты своей деятельности в данной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. № 858-ОД // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

2. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 31 октября 2002 года N 748-ОД // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

3. Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними силами специалистов центров профилактики Волгограда: Постановление КДНиЗП администрации Волгограда от 10.12.2010 г. № 10/1 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс].

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс].

6. Об утверждении Положения о едином  банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении: Постановление главы Администрации Волгоградской области от 08.04.2003 г. № 259 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

7. Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».

8. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства / С.А. Беличева // Педагогика. – 2002. – №8. – С. 23–27.

9. Гембаренко, В.И. Управление процессами реформирования социальной сферы современной России / В.И. Гембаренко. – М.: РГСУ, 2010. – 229 с.

10. Демина, В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / В.С. Демина. – 2010. – № 14. С. 207.

11. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания / В.Д. Ермаков. – М., 2001. – 126 с.

12. Жундубаев, М.К. Профилактика девиантного поведения подростков в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования / М.К. Жундубаев // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №2. – С.192-194.

13. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240 с.

14. Камаева, Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей / Г.И. Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2009. – №. 1. – С. 75.

15. Климантова, Г. И. Духовно-нравственное воспитание молодежи – приоритет государственной семейной политики России / Г.И. Климатова. – М.: Союз, 2009. –   176 с.

16. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

17. Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Наука, 2008. – 80 с.

18. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы / Э.А. Манукян // Российский журнал социальной работы. – 1996. – № 2/4. С. 40.

19. Харичкин, Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства / Е.А. Харичкин // Работник социальной службы. – 2001. – № 2. – С. 55.

20. Эванс, Д. Обучение социальной работе / Д. Эванс. – Ростов-на-Дону, 2002. – 112 с.

21. Слуцкий, Е.Г. Социальная работа с молодёжью / Е.Г. Слуцкий, Р.А. Костин, Н.И. Сапова. – СПб.: СПбГИСЭ, 2004. – 122 с.

22. Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2012. – 368 с.

23. Холостова, Е.И. Технология социальной работы / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. – М.: Юрайт, 2011. – 503 с.

24. О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: Постановление Правительства от 13. 03.2002 № 154 // Работник социальной службы. – 2002. – № 2. – С. 85.

25. Burnham, David. The social worker speaks. A history of social workers through the twentieth century / D. Burnham. – Farnham: Ashgate, 2012. p. 438.

Приложение 1

Социальный проект предполагается реализовать в тринадцать этапов, взаимосвязанный между собой. Периодичность проекта составляет 1 год. Проект предполагается осуществлять 5 лет

Система мероприятий проекта (по срокам реализации)

Наименование мероприятий

Место проведения

Срок

1

Сбор данных о несовершеннолетних, состоящих на учете КДН, ПДН и “группах риска” по образовательным учреждениям

На территории комиссии по делам несовершенно-летних

Регулярно

2

Участие социальных работников в создании банка данных о безнадзорных детей совместно с комиссией по делам несовершеннолетних

На территории комиссии по делам несовершенно-летних

Регулярно

3

Индивидуальные и групповые консультации подросткам по правовым вопросам, по профориентации.

МУ «Социум», учреждения среднего профессио-нального образования

Регулярно

4

Оформление стенда по правовому обучению подростков

МУ «Социум»

Регулярно

5

Анкетирование подростков и их родителей

МУ «Социум», учреждения среднего професиональ-ного образования, место жительства семьи подростка «группы риска»

Регулярно

6

Организация экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

МУ «Социум»

Регулярно

7

Психолого-педагогическое сопровождение (индивидуальные беседы, консультации для подростков)

МУ «Социум»

Регулярно

8

Организация волонтерского движения из числа подростков «группы риска».

Содействие в трудоустройстве подростков

МУ «Социум»

Июнь – август

9

Планирование совместной работы с КДН (социальные рейды, патронаж проблемных семей)

На территории комиссии по делам несовершеннолетних

В начале сентября

10

Организация занятости детей «группы риска» во внеурочное время (охват секционной, клубной, кружковой, работы центра социально-психологической помощи молодежи)

МУ «Социум»

Сентябрь – май

11

Набор подростков, проживающих в проблемной семье, нуждающихся в социальной, психологической, социально-педагогической поддержке

МУ «Социум»

Сентябрь – декабрь

12

Организация и проведение тематических недель, декад по профилактике правонарушений

МУ «Социум»

Ежеквар-тально

13

Составление и реализация коррекционных занятий для подростков по самовоспитанию и самопознанию

МУ «Социум»

По графику

2 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М, 2008. С. 8.

3 Эванс Д. Обучение социальной работе. РД, 2002. С. 83.

4 Слуцкий Е.Г. Социальная работа с молодёжью. СПб, 2004. С.45.

5 Burnham, David. The social worker speaks. A history of social workers through the twentieth century. Farnham, 2012. p. 389.

6 Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы. М, 2012. С. 112.

7 Манукян Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы. Российский журнал социальной работы. 1996. № 2/4. С. 40.

8 Жундубаев М.К. Профилактика девиантного поведения подростков в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2. С. 192-194.

9 Холостова Е.И. Технология социальной работы. М, 2011. С. 76.

10 Климантова Г. И. Духовно-нравственное воспитание молодежи — приоритет государственной семейной политики России. М, 2009. С. 143.

11 Гембаренко В.И. Управление процессами реформирования социальной сферы современной России. М, 2010. С. 203.

12 Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. Педагогика. 2002. №8.      С. 23–27.

13 Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания / В.Д. Ермаков. – М, 2001. С. 86.

14 Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства. Работник социально службы. 2001. № 2. С. 55.

15 Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2009. №. 1. С. 75.

16 Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 2001. С. 110.

17 Коповая О.В., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Саратов, 2008. С.65.

18 Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

19 Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

20 Постановление Правительства России №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

21 Постановление Правительства РФ № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» // Работник социальной службы.

22 Закон Волгоградской области № 858-ОД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // НПП «Гарант-Сервис».

23 Постановление КДНиЗП администрации Волгограда № 10/1 «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними силами специалистов центров профилактики Волгограда» / НПП «Гарант-Сервис».

24 Постановление главы Администрации Волгоградской области № 259 «Об утверждении Положения о едином  банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении» / НПП «Гарант-Сервис».

25 Закон Волгоградской области № 748-ОД «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

26 Демина В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2010. – № 14. С. 207.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71123. МОДЕЛИРОВАНИЕ И МАСШТАБИРОВАНИЕ 1.14 MB
  Моделированием называется исследование проблем применения к промышленному оборудованию результатов лабораторных исследований и данных по опытным установкам Это необходимо для правильного конструирования аппаратов. Некоторые такие вопросы уже были нами рассмотрены.
71124. Контрольно-измерительная аппаратура 4.23 MB
  Многие контрольно-измерительные приборы в биотехнологии не имеют отличий от работающих на химических предприятиях (для измерения скорости потока, температуры, влажности, давления и уровня жидкости).
71125. Количество и конструктивный расчет аппаратуры 80.5 KB
  Целью этих расчетов является определение оптимальных объемов и производительности основной и вспомогательной аппаратуры и количества аппаратов, необходимых для заданной производительности. Расчет основан на тех материальных потоках, которые должны проходить через аппараты за определенный...
71126. Классификация биотехнологических производств по технологическим признакам 1.95 MB
  Основные характеристики процесса ферментации при глубинном культивировании С точки зрения проектирования и методики расчета оборудования наибольшее значение в биотехнологии имеет классификация процессов по способу организации: 1 периодические; 2 непрерывные; 3 многоциклические...
71128. Влияние рециркуляции 1.12 MB
  Если анализируется процесс в котором получается не биомасса а какой-то другой продукт значения Р1 Р2 в каждом ферментере получаются графическим методом по зависимости от Р по данным периодического культивирования. Соотношение между характеристиками работы периодического...
71131. Способы перемешивания. Барботаж 1.66 MB
  Если опалесценция не наблюдается и размеры пузырьков примерно одинаковы, то рассчитанная величина скорости движения может быть здесь применена. Определение Vв по вышеприведенной формуле из условий равновесия неприемлемо в следующих обстоятельствах...