90773

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Курсовая

Экология и защита окружающей среды

Экологическое образование и воспитание Виды особо охраняемых природных территорий Дендрологические парки и ботанические сады Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России Перспективы развития ООПТ в России...

Русский

2015-06-11

1.14 MB

6 чел.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт наук о Земле

Кафедра геоэкологии и прикладной геохимии

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Курсовая работа

студентки 1 курса 5 группы

очной формы обучения

Нагорная А. А.

Научный руководитель: преп. Коханистая Н. В.

Ростов-на-Дону

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение           3

1 Основные задачи ООПТ        3

1.1 Сохранение биоразнообразия      4

1.2 Охрана участков с нетронутой природой    5

1.3 Экологическое образование и воспитание    6

2 Виды особо охраняемых природных территорий    7

2.1 Государственные природные заповедники    8

2.2 Природные парки        10

2.3 Национальные парки        11

2.4 Государственные природные заказники    13

2.5 Памятники природы        14

2.6 Дендрологические парки и ботанические сады   14

3 Современная система государственных природных заповедников и национальных парков России        15

4 Перспективы развития ООПТ в России      20

Заключение          25

Список использованных источников и литературы    27

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение биоразнообразия — разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем — актуальнейшая задача современности. В рамках этой проблемы признано, что охрана живого на Земле не является узкой задачей определенных групп и кругов, но является задачей всего человечества и одновременно условием его выживания на планете. Из этого вытекает, что для сохранения жизни на планете, включая и биологический вид Homo sapiens, необходимо не только вести традиционную природоохранную работу, но и соответствующим образом перестраивать экономику и социальную систему в целях уравновешивания взаимоотношений всех трех основных блоков планеты — природы, социума и экономики[15].

Актуальность темы  определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. Статус ООПТ в настоящее время определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях".  Согласно Закону, "Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим специальной охраны." [2].

Целью данной работы является выяснение значения и важности системы особо охраняемых природных территорий в России. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: изучить понятие ООПТ, их виды и задачи, исследовать современное состояние сети ООПТ России и рассмотреть направления развития государственной сети ООПТ России.

1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ООПТ

При решении проблемы защиты требуются развитые формы международного сотрудничества на основе единых критериев и универсальных подходов. В этих целях действуют такие крупные организации как Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.

Цели особо охраняемых природных территорий определяются требованиями социума и объективными потребностями общественности. Эти задачи  не являются четко закрепленными, и изменяются в зависимости от уровня развития науки, понятия людьми значения ООПТ в сбережении богатств природы. В разных отрывках времени задачами ООПТ являлись: защита редких и промысловых видов животных, охрана объектов природы, сохранение баланса в экосистеме, поддержание биоразнообразия. Но следует понимать, что только организация ООПТ не в силах урегулировать всю массу вопросов природоохранной практики.

Все основные задачи ООПТ были определены на Конгрессе по национальным паркам и охраняемым территориям в 1992 году:

- защита территорий с нетронутой природой;

- научно-исследовательские работы;

- поддержание биологической вариабельности;

- сохранение равновесия в экологической системе;

- защита уникальных природных объектов культуры;

- содействие службам по защите природы;

- рекреация и туризм;

- экологическое просвещение;

- сбережение объектов культуры и классических методов обработки земель.

У каждой из вышеназванных целей выработаны отличительные приоритеты: избрание  отвечающих назначению форм ООПТ, земель, специфики организации, координации и др. Но при всем при этом, все задачи имеют тесные связи и часто взаимозаменяемы. Рассмотрим некоторые из них.

1.1 Сохранение биологического разнообразия

Биоразнообразием называют вариативность биологических организмов морских, наземных и иных экологических систем, в границах вида между видами и разнообразие экосистем. Это понятие было определено на конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в г. Рио-де-Жанейро в 1992 году.  Выделяют три ступени организации разнообразия:

· генетическое разнообразие;

· видовое разнообразие;

· экосистемное разнообразие.

Защита разнообразия видов осуществляется в основном посредством поддержания биологической вариабельности через формы ООПТ.

В сохранении экологического баланса в биологической системе основную роль имеет поддержание биологического разнообразия. Так же необходимо помнить, что прогресс науки обеспечивается именно за счет вариабельности видов представителей флоры и фауны, как хранителей уникального генетического фонда. На сегодняшний день в науке человеком используется всего 1,5%  потенциала всего разнообразия фауны. Поскольку потенциальная полезность для человека различных видов растений и животных далеко не установлена, а потеря любого вида невосполнима, все виды организмов априори считаются требующими сохранения. [10, с.42]

При организации какой-либо формы ООПТ главным фактором при выборе территории является биологическое разнообразие. Территории, которые обладают максимальным разнообразием видов, как правило, получают преимущество, но при этом учитывается и уникальность экологических систем. Для того что бы урегулировать проблему защиты биологического разнообразия лишь через создание ООПТ, нужно было бы заповедовать всю поверхность Земли, что не представляется возможным.  Из этого следует, что помимо создания ООПТ важно организовывать буферные зоны, которые представляют собой один из важных методов эколого-экономической системы, сохранять виды и в искусственных условиях (генетических банках, зоопарках, дендрологических заповедниках), восстанавливать нарушенные местообитания, регенерировать изначальное разнообразие видов, способствовать укреплению позиции экологии в сфере пользования природой.

1.2 Охрана участков с нетронутой природой

В современном мире, с постоянно растущими темпами по освоению земель, огромной ценностью обладают нетронутые территории с дикой природой. Такие земли необходимо сохранять посредством организации ООПТ.

При подборе земель для ООПТ необходимо рассматривать не только такой критерий как целостность природы, но и  принимать в расчёт уникальность объектов природы [10, с.40]. Под уникальностью подразумевают степень их исключительности.

Это понятие имеет много значений и может быть изменчиво, так же эквивалентно понятию географический феномен. Сюда относят самые старые и самые высокие деревья, высочайшие горные вершины, глубоководные озера, живописные природные объекты (озеро Байкал, гора Эверест, долина Гейзеров), как единственные в своем роде, обладающие редкими параметрами.

Уникальность можно так же рассматривать и в историческом аспекте. Это могут быть малочисленные реликты или узко ареальные эндемики, необычные черно-бурые почвы, формирующиеся под орехоплодовыми лесами на юго-западном Тянь-Шане и т.п.

Уникальными можно назвать так же и рукотворные объекты, которые неразрывно связаны с окружающей их природой. Они являются лучшими воплощениями какого-либо природного объекта или часто встречающегося  в природе явления. Например,  мореного рельефа, который обладает идеальной выраженностью и привносит черты неповторимости.

Заповедники, национальные парки, памятники природы являются формами ООПТ, в которых выделяют наибольшее количество уникальных природных объектом или явлений.

1.3 Экологическое образование и воспитание

Высокая экологическая культура социума культивируется благодаря беспрерывному экологическому образованию. Поэтому главной задачей государства является реализация человеком своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду и обязанностей по защите природы.

Экологическое о6разование - целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций и норм поведения, воспитания и обучения населения основам экологических знаний, умениям и навыкам в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности [8, с. 118].

Экологическая культура - это совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений [7, с 207].

Непланомерные воспитательные меры, требования, запреты, карательные меры и ответственность за экологические правонарушения не помогут добиться необходимого результата в поднятии уровня охраны окружающей среды и экологической культуры населения. Формирование у социально-активной группы социума (молодежи 10 - 15 лет) нравственной идейности в невозможности нанесения неблагоприятных действий, влекущих за собой причинение ущерба окружающей среде, достигается только благодаря комплексному, уравновешенному, методичному подходу к экологическому воспитательному воздействию на сознание. Исполнение правового порядка защиты объектов природы и предотвращение природных правонарушений косвенно достигается и благодаря экологическому воспитанию, которое нацелено на популяризацию и введение в практическую деятельность требующихся знаний и навыков. Необходимо укоренять в социуме осознание о не беспредельности природных ресурсов, потребности защиты природы, для того что бы будущее поколение получило в свое пользование Землю не только не иссякшей, но и обогащенной. Экологическое образование, то есть воздействие на понятия общества об экологии средствами просвещения, обеспечивает успешные предпосылки для благоприятного воплощения в жизнь требований законодательства об охране природы. 

Нельзя недооценивать экологическую просветительскую и образовательную деятельность ООПТ, т.к. она создает условия для формирования экологического мироощущения общественности, воспитания экологической культуры социума, помогает повышению качества экологической обстановки на местах, обеспечивает идеи по защите природного и культурного достояния поддержкой населения.

2 ВИДЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Система особо охраняемых природных территорий является фундаментом защиты окружающей среды в России. Режим этих территорий управляется законами Российской Федерации, которые принимают в расчет интересы и уровень развития общества и государства.

Согласно Федеральному Закону (ФЗ) РФ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) – «Особо охраняемые природные территории - участки земли и недр, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны» [2].

Существует множество мнений о понятии ООПТ так, например, академик Российской экологической академии Б.В. Ерофеев истолковывает ООПТ как «участок земли или водного пространства, который имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, который изъят решением органов государственной власти или органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны» [9, с. 384]. А в соответствии с Земельным кодексом, ООПТ принадлежат к землям, которые «имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим» [1, ст. 94].

Земли, которые определяются как особо охраняемые:

1) курортов и лечебно-оздоровительных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли.

При этом, при учреждении какого-либо вида особо охраняемых природных территорий учитываются особенности режима территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, ставятся отдельные цели и задачи. Рассмотрим их применительно к отдельным видам ООПТ.

2.1 Государственные природные заповедники

Согласно ФЗ РФ государственные природные заповедники значатся «природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем» [3, ст. 6]

При создании заповедников, постановлением Федерального правительства, их земли целиком изымаются из хозяйственного оборота и находятся под общим началом Федерации и ее Субъекта. В заповедниках имеется специализированный научный отдел, в котором происходит безостановочное изучение самих природных комплексов. Любая деятельность, которая противоречит целям заповедника и режиму защиты его территории, запрещена. На территориях, которые граничат с землями и водным пространством заповедников устанавливаются охранные участки с ограниченным режимом природопользования.

Задачи, которые накладываются на государственные заповедники определяются нижеуказанным [13, с.361-370]:

1) сохранение в естественном состоянии защищаемых природных комплексов и поддержание биоразнообразия;

2) организация экологического мониторинга, включая ведение "Летописи природы" (ежегодное собрание материалов об экологической обстановке в заповедных территориях);

3) осуществление научно-исследовательских работ;

4) участие в обучении специалистов в сфере защиты природы;

5) экологическое просвещение;

6) деятельность в экологических экспертизах.

Среди всех видов ООПТ, именно в заповедниках наиболее приоритетной задачей является проведение научно исследовательской работы. Существует ряд основных направленностей научных исследований:

1. Инвентаризация природы территорий. В условиях этой направленности осуществляют исследования различных  природных составляющих и их особенностей: геологической структуры, специфики климатических условий, вод, почв, флоры и фауны. Логическим завершением инвентаризационных исследований является составление карт.

2. Особенно значимыми в проблемах заповедного дела считаются структура и динамика природных комплексов. В силу того, что первоначально обязательно знать структуру защищаемых экологических систем, взаимодействие между ними, естественную и антропогенную эволюцию. В рамках этого направления внимание отдается преимущественно исследованию структуры и динамики растительного покрова.

3. Исследование биологии растительного и животного миров, их значении в биоценозах, равно как и изучение исчезающих видов растений и животных.

4. Влияние на экологические системы заповедника человеческой деятельности. Эта тема включает в себя широкий фронт проблем: результаты старых рубок, которые были осуществлены до основания заповедной зоны; сукцессии, порожденные пожарами; воздействие хозяйственной практики, на граничащей с заповедником территории и т.д.

5. Подготовка научных рекомендаций, которые нацелены на поддержание экосистем заповедника.

6. Исследование и мониторинг явлений и процессов в природном комплексе по программе "Летописи природы". Эта направленность содержит в себе надзор за природными процессами, диагностирование текущего состояния среды и ее естественных и антропогенных изменений, является наиболее обширной темой изучения.  Важнейшей задачей "Летописей природы" определяется планомерный  сбор информации о природных процессах в заповедной зоне и граничащих территориях.

Около 340 тыс. км2 образуют территории государственных заповедников в России. Наибольший вклад внесли такие заповедники как: Большой Арктический (41 тыс. км²), Командорский (36 тыс. км²) и Остров Врангеля (22 тыс. км²). Большинство заповедников России распложены в Красноярском(7), Приморском(6) и Хабаровском(6) краях.

2.2 Природные парки

Такая форма особо охраняемых природных территорий как природные парки вошла в практическую деятельность не так давно - в 90х годах. Эта категория имеет актуальное значение с таких углов зрения как природоохранная и рекреационная деятельности. По  определению ФЗ РФ «природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях» [2, ст. 18].

Международный союз охраны природы (МСОП) считает, что природные парки  созданы именно для поддержания природного баланса и рекреационного применения, т.е. относятся к группе охраняемых ландшафтов. Будет полезно рассмотреть само понятие "охраняемые ландшафты", так как для России природный парк новая, еще не сложившаяся форма особо охраняемых природных территорий. Соответственно формулировкам МСОП, для охраняемых ландшафтов свойственны отличительная эстетическая, культурная и экологическая ценность территории, существенное биологическое разнообразие формирующих ее природных комплексов. Подчеркивается, что именно сочетание этих составляющих - охраны природы и рекреации - содержит в себе суть сохранения и развития данной категории, как формы ООПТ.

Охраняемые ландшафты как форма ООПТ основываются для решения большого количества проблем, наиболее важными из которых являются нижеследующие: сохранение равновесных отношения природы и культуры с помощью поддержания ландшафта; сохранение сложившегося уклада жизни и хозяйственной практики народонаселения; расширение тех видов рекреации и туризма, которые отвечают природным возможностям территории.

На сегодняшний день природные парки России размещены на территориях всего лишь 9 республик, 4 краев, 10 областей. Огромный потенциал для создания природных парков имеют регионы высокой освоенности человеком. Там, где большинство территорий видоизменено хозяйственной деятельностью, и от естественной природы сохранились лишь небольшие участки. Основание природных парков действительно важно для областей  Центральной России в особенности Московской, Тульской, Курской областей. В этих местах парки выигрышно совмещают в себе удовлетворение потребностей населения в рекреационных ресурсах, с одной стороны, и сохранения природных ресурсов, - с другой.

2.3 Национальные парки

Национальные парки (НП) - особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаются задачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организацией активного познавательного отдыха [10, с. 22].  В  соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»,  национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма [2, ст. 12].

По упомянутому выше Федеральному закону, на национальные парки возложено осуществление таких ведущих задач  как: защита природных комплексов, уникальных историко-культурных и природных объектов; экологическое просвещение общества; обеспечение условий для развития регулируемой рекреации; выполнение экологического мониторинга и другие. Научные исследования обязательно ведутся в каждом национальном парке. В изучение входят как общие задачи ООПТ (мониторинг, инвентаризация), так и специализированные (популяционная экология, биоэнергетика). Разработка программ экологического образования играет важную роль в большинстве национальных парков. Эти программы имеют разделение, в соответствии с отличными категориями посетителей.

Защита исторических памятников и природы не является единственным замыслом образования парковых зон. Воспитание бережливости к природе у общества, обеспечение роста экологического туризма так же являются основополагающими  идеями для создания парков. В НП выделяют различные по функциям зоны, определяемые комбинированием рекреационных и природоохранных задач, каждая из  которых имеет свой режим:

- заповедная,  в границах которой нелегальна любая хозяйственная практика и применение территорий в рекреационных целях;

- особо охраняемая зона, в границах которой создаются оптимальные условия для поддержания природных комплексов, здесь возможно осуществление строго регулируемого посещения;

- зона познавательного туризма, определенного для ознакомления с достопримечательностями парка и экологического просвещения;

- рекреационная зона, рассчитанная на отдых, здесь обеспечиваются условия для регулируемого туризма, отдых производится в согласии с утвержденными правилами;

- зона охраны историко-культурных объектов, в которой создаются условия для поддержания объектов культурного наследия;

- зона обслуживания посетителей, обеспечивает необходимые удобства для ночлега, бытового, информационного сервиса;

-  зона хозяйственного назначения,  в границах которой осуществляются хозяйственно-производственные работы, незаменимые для функционирования парка.

Вследствие специфики территориального расположения, условий природы, исторического развития местности кроме общих функций, существует ряд дополнительных задач. Например, парки, расположенные невдалеке от крупных агломераций, имеют целью сохранить историко-культурные объекты и природу от влияния промышленной, сельскохозяйственной, лесной деятельностей с одной стороны, и от регресса экологических систем под воздействием массового туризма и отдыха, - с другой.

Площадь всех земель 43 национальных парков расположенных на территории России на сегодняшний день около 110000 км2. Расположение НП в России неравномерно, так,  большое их количество  находится в европейской части - 28, 6 на Урале  и 3 на Кавказе, на всю огромную территорию Сибири приходится 6 НП. Остальные территории (Дальний Восток, Крайний Север) пока не имеют национальных парков.

2.4 Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками называют «территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса» [2, ст. 22]. Заказниками проводится землепользование как на собственной земле, так они могут организовываться и на территориях других  владельцев.

На землях заказников не разрешено или ограничено осуществление любой хозяйственной практики, при условии ее несоответствия задачам образования заказника или при возможности нанесения какого либо вреда природным компонентам.

Раньше заказники традиционно являлись исключительно охотничьими резервными и репродуцирующими территориями, основанный на некоторый срок, который был нужен для возобновления израсходованных охотничьих ресурсов. В России примерно в 50-х годах начали образовываться первые заказники республиканского значения, которые отличны от заказников местного значения, большей строгостью охраны, улучшенной материальной и технической базой, комплексностью, не ограниченным временем действия.

Выделяют несколько профилей заказников, которые основываются на различного рода задачах сохранения природы и назначении природных ресурсов:

- комплексные или ландшафтные, призванные восстановить и защитить природные комплексы или ландшафты;

- биологические или зоологические, призванные защитить и восстановить численность исчезающих и редких видов представителей флоры и фауны, так же ценных в научном отношении;

- палеонтологические, которые призваны сохранить место обнаружений скоплений останков растений и животных, которые представляют ценность в науке;

- гидрологические, которые призваны восстановить или защитить водные и экологические системы, которые представляют ценность;

- геологические, которые призваны защитить объекты неживой природы, например месторождений полезных ископаемых.

При оглашении государственными природными заказниками каких либо комплексов, преследуются следующие цели: сохранение объектов природы в естественном состоянии; репродукция и защита природных объектов; содействие равновесию в экологической системе.

Общая площадь земель в России, занимаемая 69 заказниками федерального значения на 45 субъектах федерации, составляет 170000 км2.   Таким образом, можем сделать вывод, что государственные заказники составляют основу федеральных систем ООПТ России.

2.5 Памятники природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения [2, ст. 25].  Сохранение памятников природы в их изначальном состоянии есть главный замысел возлагания этого статуса природным объектам. Имеются 3 принципа, по которым природному объекту можно дать статус "памятник природы": уникальность, важность, потребность в защите государством.

Памятниками природы допускается объявлять как территории суши, так и водного пространства, так же одиночные природные объекты: места обитания ценных, малочисленных, исчезающих животных и растений, уникальные формы земной поверхности, массивы леса, участки водных объектов, объекты неживой природы (пещеры, вулканы) и т.д.

Целевое использование - мера, которая позволяет регулировать режим охраны природных памятников. Таким образом, эксплуатация памятников природы позволяется в следующих задачах: [4, с.48]

- научных (контроль состояния экологической обстановки; исследование работы природных экологических систем их составляющих);

-эколого-просветительских (организация познавательных пресс-туров, проведение экологических троп);

- рекреационных (прогулки);

- природоохранных (защита генетического фонда видов).

Памятники природы, как одна из форм ООПТ, имеет наибольшую распространенность на территории нашей страны и играет немалую роль в защите составных частей ландшафтов. Это является наиболее актуальным для старо освоенных областей, так как помогает сохранять равновесную конструкцию ландшафтов. В нашей стране официально числится более 10000 памятников природы, они занимают территорию в 4млн.га.

2.6 Дендрологические парки и ботанические сады

Ботаническими садами и дендрологическими парками называют природоохранные организации, целями которых является  “создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности” [2, ст. 28]. Сады и парки представляют собой как место осуществления научно-исследовательской деятельности, так и местом контролируемой рекреации жителей.

Земли дендрологических парков и ботанических садов отдаются им в постоянную эксплуатацию. Эти территории, как правило, разграничиваются на различные функциональные части:

- экспозиционную, доступ к которой производится по установленным правилам;

- научно экспериментальную;

- административную.

Разработка концепций ведения лесопаркового хозяйства, ландшафтной архитектуры, декоративного садоводства, озеленения, включение в сельскохозяйственную деятельность  некультурных растений, исследование в лабораторных условиях специфики флоры отдельных экосистем являются основными темами научно-исследовательской деятельности парков и садов. Здесь необходимы знания не только основ биологии, но и эколого-географического базиса.

Дендрологические парки и ботанические сады России сплочены в Совет ботанических садов России (СБСР). В числе совета состоят более 100 парков и садов, которые занимают суммарную территорию в 7,5 тыс. га.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в России на 2014 год занимают примерно 12% от всей территории страны. На сегодняшний день система ООПТ России представлена:  102 природными заповедниками S=33,8 млн. га (1,6% от общей S России); 46 национальными природными парками S=12 млн. га (0,8% от общей S России); 71 федеральным заказником S=13 млн. га (0,8% от общей S России); 28 федеральными памятниками природы S=0,04 млн. га (0,002% от общей S России).

3 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ РОССИИ

Россия является самой большой страной мира. Она занимает 11,4% всей суши планеты ( 17 000 тыс. км2). Здесь расположены экологические системы 9 природных зон: пустыни, полупустыни, степи, лесостепи, тайга, тундры, широколиственные леса, полярные пустыни. Леса занимают примерно 69% территории Российской Федерации (22% от площади лесов на планете). Природные сенокосы и пастбища занимают второе место по площади - 4 млн.км2. Протяженность берегов морей составляет 60 тыс.км2. В стране обитает большое количество видов растений и животных, находящихся как в Красной Книге России, так и Красной книге Всемирного союза охраны природы. Охрана биологической вариабельности осуществляется более 15 тыс. ООПТ разных категорий, режима охраны. Суммарная территория ООПТ  превышает 11% от всей площади страны, что соответствует минимальному мировому значению - 10%. Активное становление ООПТ в России началось в начале 20-го века, и к настоящему времени развилась уникальная система различных охраняемых природных территорий, которые занимают преимущественную роль в охране природы. В 2014 году российской заповедной системе исполняется 97 лет. Основную часть сети ООПТ как по численности, так и по площади составляют ООПТ различных категорий регионального значения. Тем не менее, федеральные ООПТ, составляя всего 1% по числу, занимают 28% общей площади ООПТ. Наиболее представительной по площади является категория государственных природных заказников всех уровней, которые составляют 37% всей площади ООПТ в России.

Региональные отличия охраняемых природных территорий играют существенную роль при построении их сети. Местоположение, число, размеры, развитие сети ООПТ коррелирует с прогрессом в освоении территорий. Площади существенно возрастают по ходу продвижения освоенности с запада на восток и с юга на север в плохо освоенные арктические пояса. Большинство крупных по площади ООПТ (более 1млн. га) находятся в практической или арктической зонах. В ряде регионов страны процент критически низок, а в других дота точно высок (Карачаево - Черкессия - 34%) (см. приложение А). Крупные ООПТ дают возможность обеспечить как саморегуляцию экологических систем и процессов, так и постоянство экологической обстановки, что обозначает существенную роль сети в России и ее преимущество среди других государств. С другой стороны, разбросанность ООПТ, нередко их островной характер снижают эффективность невозможностью организации единых систем[14, с. 14].

Настоящее законодательство делит ООПТ на 6 категорий, которые различны по режиму, целям, уровням управления. На сегодняшний день некоторое количество ООПТ частично не соответствуют  своему формальному статусу, что связано с изменениями к подходу их выделения за длительную историю их развития в России[12, с. 22]. Например, в начале 20 века для защиты отдельных видов животных создавались заповедники, что в современности более подходит к категории заказников. В цели многих заповедников включались развитие рекреации и туризма, т.к. в законодательстве Российской Федерации такая категория как национальные парки отсутствовала длительный период. Учитывая эти несоответствия была прията новая редакция ФЗ о ООП, которая предусматривает переход государственных заповедников в национальные природные парки. Преобразование можно провести до 31 декабря 2015 года, имея положительные результаты государственной экологической экспертизы.

Снижение результативности использования ФЗ о ООПТ связано с некоторыми несоответствиями гражданскому, земельному и лесному законодательству РФ. Одно из противоречий гражданскому законодательству состоит в том, что по ФЗ о ООПТ особо охраняемые природные территории являются как территориями (по основному определению), так и юридическими лицами (например, заповедник - федеральное государственное учреждение), несмотря на то, что термины "учреждение" и "территория" приурочены к различным сферам правового урегулирования[11, с. 16].  Согласно определению Закона об ООПТ особо охраняемые природные территории – «участки земли..».

Отдельные статьи Закона об ООПТ посвящены порядку образования ООПТ, режиму особой охраны их территорий. В данном случае понятие «ООПТ» трактуется как «территория». В то же время, например, государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими

учреждениями. При этом к задачам государственных природных заповедников отнесены, в том числе, осуществление охраны природных территорий, организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы, осуществление экологического мониторинга, экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды, что является задачами учреждений, а не территорий. Таким образом, рядом статей Закона об ООПТ понятие «ООПТ» трактуется как «учреждение». При этом многие вопросы ООПТ как учреждений остаются юридически непроработанными. Ввиду того, что понятие «ООПТ» как территория и учреждение не разведены, нормы Закона об ООПТ оказываются «недописанными», имеются внутренние противоречия между положениями отдельных статей Закона об ООПТ. 

Для сохранения водных объектов животного и растительного мира

и среды их обитания Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не предусмотрено создания ООПТ, которые признаны мерами охраны природных объектов статьей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусмотрены подпунктом «д» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и Законом об ООПТ.

Такая юридическая не проработанность норм Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приводит к конкуренции норм различных отраслей законодательства при регулировании вопросов сохранения водных биоресурсов, путанице при выборе вида особо охраняемой территории и препятствует эффективной реализации норм указанных законодательных актов.

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившими в силу с 1 апреля 2010 года, государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков лишены права составления протоколов в охранных зонах заповедников и национальных парков и других ООПТ, находящихся в ведении заповедников и национальных парков. Эти изменения фактически лишили инспекторов возможности контролировать прилегающие к заповедникам и национальным паркам территории, что естественно повлекло за собой рост браконьерства и разрушения ценных природных комплексов.

К сожалению, в последние годы органы власти различных уровней приняли большое количество решений, направленных на разрушение особо охраняемых природных территорий России, в том числе, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти решения направлены как на разрушение (изменение границ, изъятие территории, вовлечение в интенсивную хозяйственную деятельность) отдельных ООПТ, так и на ослабление законодательной защиты системы ООПТ в целом, прав должностных лиц, осуществляющих их охрану, ухудшение кадрового состава руководителей системы [5, с. 3]. 2 сентября 2010г. был создан Утришский заповедник, но решением Правительства в его территорию не вошли наиболее ценные участки можжевелово-фисташковых средиземноморских лесов. Именно те, где предполагается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для Управления делами Президента. В 2010 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.  Она предполагает строительство железнодорожной линии Кисловодск - Черкесск – Адлер, автодороги Черкесск-Адлер, а также реализацию проекта «Высота 5642». Все эти проекты посягают на территории заповедников Кавказского, Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Тебердинского, национальных парков «Алания» и «Приэльбрусье». Утверждено строительство еще одного горнолыжного курорта – прямо на территории участка всемирного природного наследия «Западный Кавказ» (плато Лагонаки, территория Кавказского заповедника). В 2009 году из территории первого российского объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми" (национальный парк "Югыд ва") незаконно вырезали «кусок», где в настоящее время идет добыча золота. Как и во всех предыдущих случаях, власть игнорирует протесты российских экологов и ЮНЕСКО. В 2011 году WWF России провел анализ расположения лицензионных участков в Национальном парке «Русская Арктика» Роснефти и BP в южной части Карского моря. Совместив нанесенные по описаниям границы лицензионных участков и границы прилегающих ООПТ, выяснилось, что лицензионные участки захватывают юго-восточную часть акватории национального парка «Русская Арктика». Площадь перекрытия территории ООПТ и лицензионных участков составляет около 45 кв. км., что нарушает ФЗ о ООПТ. Разведка и добыча нефти в акватории национального парка "Русская Арктика" приведет к деградации ценных природных комплексов, что особо ощутимо в условиях особо чувствительной природы Арктики.

Таким образом, ООПТ России имеют множество проблем, которые неизбежно ведут к массовым попыткам строительства в национальных парках, ликвидации охранных зон многих заповедников, изъятию земель любых ООПТ, в том числе заповедников, лишение заповедников и национальных парков прав штрафовать за экологические правонарушения, ослаблению системы государственного контроля за ресурсами.

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ООПТ В РОССИИ

Коренные перемены в российском обществе, изменения в законодательной базе, реформа административной системы, все это диктует необходимость совершенствования системы российских ООПТ для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях

Стратегия развития системы ООПТ России определена до 2020 года концепцией развития системы ООПТ Правительством Российской Федерации. В документе учтены рекомендации V Всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям (Дурбан, 2003) и резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 2003).

Основной целью Концепции является повышение эффективности государственной системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, поддержания экологической стабильности в регионах и здоровой среды жизни людей, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений [3]. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 

продолжение формирования репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий, в первую очередь создание новых заповедников и национальных парков;

обеспечение эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;

развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны;

вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма;

обеспечение востребованности научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;

интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития регионов;

повышение роли особо охраняемых природных территорий в формировании позитивного международного имиджа России. 

Мероприятия, необходимые для реализации задач Стратегии, в соответствии с установленными приоритетами и принципами, по ключевым направлениям развития и совершенствования системы ООПТ, ведомства и организации, ответственные за выполнение этих мероприятий, а также сроки их выполнения

В число ключевых мероприятий, необходимых для реализации задач Концепции, в соответствии с установленными приоритетами и принципами, по ключевым направлениям развития и совершенствования системы ООПТ, ведомства и организации, ответственные за выполнение этих мероприятий, входят следующие:

Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий. В этих целях до 2020 года предусматривается:

  1.  создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника;
  2.  провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка;
  3.  рассмотреть предложения о возможности преобразования в национальные парки ряда особо охраняемых природных территорий иных категорий;
  4.  обеспечить наличие охранных зон вокруг территорий всех заповедников и национальных парков.

Совершенствование законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. В Российской Федерации в целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:

  1.  Внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" изменения в части: порядка образования и функционирования биосферных полигонов заповедников; регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации; организации рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей; уточнения особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий; приведения положений отдельных статей указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами.
  2.  Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения в части: усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий; расширения полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий.
  3.  Определить в уголовном законодательстве Российской Федерации понятие значительного ущерба на особо охраняемых природных территориях и критерии его оценки.

Совершенствование государственного управления. Для реализации настоящей Концепции в рассматриваемой сфере необходимо:

  1.  создать на базе федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, центр координации и организации научно-исследовательской, просветительской, эколого-туристической, учебной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере особо охраняемых природных территорий;
  2.  сформировать при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации экспертный совет для выработки решений по стратегическим вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий и важным проблемам, касающимся отдельных особо охраняемых природных территорий, обеспечить его постоянную работу;
  3.  внедрить методически единую обязательную систему разработки среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого заповедника и национального парка.

Экономическое и финансовое обеспечение системы особо охраняемых природных территорий. Для решения этой задачи необходимо:

  1.  пересмотреть в сторону увеличения базовые показатели бюджетного финансирования особо охраняемых природных территорий, но определять эффективность деятельности ООПТ в первую очередь по состоянию охраняемых объектов (в частности, по динамике численности охраняемых видов) и территорий, а не по сумме «привлеченных средств»[6, с2].;
  2.  разработать и внедрить объективные критерии расчета реальных финансовых потребностей заповедников, национальных парков и федеральных заказников с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей;
  3.  разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях;
  4.  развивать практику оказания безвозмездной финансовой помощи заповедникам и национальным паркам со стороны коммерческих организаций, в том числе путем создания целевых благотворительных фондов.

Организация охраны и защиты природных комплексов и объектов. Для решения этой задачи необходимо:

  1.  усилить борьбу с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием земельных и водных участков;
  2.  уделять приоритетное внимание организации и деятельности оперативных групп, состоящих из государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;
  3.  совершенствовать методическое обеспечение организации охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;
  4.  осуществить комплекс мероприятий по охране лесов и других природных комплексов от пожаров;
  5.  разработать стратегию охраны от пожаров лесов на особо охраняемых природных территориях, учитывающую экологические и экономические аспекты, а также международный опыт в этой сфере.

Организация научных исследований. Основой для реализации данной задачи является система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой территории, а также потенциальных потребностей соответствующих органов исполнительной власти в получении научной информации. Направления работы штатного научного и научно-технического персонала заповедников и национальных парков должны быть ориентированы на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов, а также на научное обеспечение деятельности по их сохранению.

Сохранение культурного наследия. Для повышения эффективности деятельности по сохранению объектов культурного наследия на особо охраняемых природных территориях необходимо: обеспечить выявление, обследование и оценку состояния памятников истории и культуры; осуществлять постоянное наблюдение за состоянием памятников истории и культуры, а также культурно-ландшафтных комплексов; разработать рекомендации по сохранению структуры культурных ландшафтов, восстановлению и использованию памятников истории и культуры; проводить работы по восстановлению и поддержанию в традиционном состоянии приоритетных культурно-ландшафтных комплексов; осуществить регламентацию режима особо охраняемых природных территорий с учетом интересов сохранения объектов культурного наследия; содействовать восстановлению и развитию традиционных промыслов и ремесел.

Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства федерального бюджета, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе иностранные гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими федеральными государственными бюджетными учреждениями (в том числе заповедниками и национальными парками) от приносящей доход уставной деятельности.

Реализация упомянутых целей позволит к 2020 году обеспечить эффективное функционирование ООПТ для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, оперативное управление федеральной и региональными системами ООПТ, адекватные финансовые, технические и прочие ресурсы для покрытия расходов, необходимых для результативного функционирования федеральной и региональных систем ООПТ; создать репрезентативную и эффективно управляемую сеть морских ООПТ, условия для познавательного туризма и отдыха населения в природных условиях на и вокруг ООПТ, обеспечить выполнение Россией международных обязательств в части охраны биологического разнообразия и природного наследия, закрепить лидирующие позиции России в области развития ООПТ на международном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принято считать, что отношение государства к вопросам организации и развития особо охраняемых природных территорий – один из признаков его цивилизованности. Осознавая это, в таких странах принимаются прогрессивные законы, обеспечивается их неуклонное соблюдении, ведется активная пропаганда идей сохранения природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия охватывает все слои населения. Достижения России (как и ее предшественника – СССР) в сфере территориальной охраны природы имеют мировое признание. Ее выдающаяся система заповедников и национальных парков вызывает в природоохранном мире заслуженное уважение. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.  Но, тем не менее, современная система ООПТ имеет множество недостатков. Так, имеются тенденции к пересмотру статуса, площадей, границ и режима заповедников и национальных парков. Остаются безнаказанны чиновники, принимающие, визирующие и лоббирующие противоправные решения, идущие вразрез законодательством, так же как и пропаганда передела «ничейных» природных богатств, скрытая за экономическими и псевдо экономическими рассуждениями. В этих условиях остро ощущается отсутствие в стране федерального органа исполнительной власти, в полной мере отвечающего за вопросы заповедного дела, специализирующегося именно в этой сфере, способного и призванного отстаивать интересы территориальной охраны природы и обеспечить дальнейшее развитие федеральной системы особо охраняемых природных территорий.

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов. Без перехода же на современную и эффективную модель управления особо охраняемыми природными территориями, в первую очередь системой заповедников и национальных парков, не удастся обеспечить реального выполнения возложенных на эту систему задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 01.17.2014)
  2.  ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 28.12.13).
  3.  Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2322-р «О концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г.»
  4.  Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006. 184 с.
  5.  Гринпис России  Состояние сети особо охраняемых природных территорий России. Проблемы и пути решения. Краткий аналитический обзор. 2009.
  6.  Шварц Е. Л. ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ: Если нельзя, но очень хочется, то можно? // Газета «Панда» - 2012. - №9. – С. 1-2.
  7.  Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.. Экологическое право России : учебник — М. : Издательство ЮраГп ; ИД Юрайт, 2010. — 504 с
  8.  Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. - М.: Городец, 2008.
  9.  Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с
  10.  Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 119 с.
  11.  Кревер О.Н., Галиновская Е.А. Проблемы законодательства об особо охраняемых природных территориях и предложения по его совершенствованию. Всемирный фонд дикой природы (WWF) – М., 2009. – 150 с.
  12.  Кревер В.Г., Стишов М.С., Онуфреня И.А. Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития, М.: изд-во "Орбис-пиктус", 2009. – 458 с.
  13.  Кулешова Л.В., Исаева-Петрова Л.С. Основные направления и результаты научно-исследовательской работы заповедников // Научные исследования в заповедниках и национальных парках России. Вып.2. 4.2. М.: ВНИИ природы, 2001. С. 625.
  14.  Шестаков А.С. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства /. — М.: Издательство КМК, 2003. — 352 с.
  15.  Всемирный фонд дикой природы России [электронный  ресурс]/ Режим доступа: http://www.wwf.ru/.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Площадь ООПТ в регионах России


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17232. Создания хранимых процедур и функций с использованием средства СУБД SQL Server и языковых конструкций Transact-SQL 79.5 KB
  Лабораторная работа № 2. Создания хранимых процедур и функций с использованием средства СУБД SQL Server и языковых конструкций TransactSQL. Цель работы Изучение возможностей программирования элементов поддержки БД под управлением СУБД SQL Server. Задание на лабораторн
17233. Использование языка манипулирования данными Transact-SQL для создания курсоров 89.5 KB
  Лабораторная работа № 3. Использование языка манипулирования данными TransactSQL для создания курсоров Цель работы Изучение возможностей программирования элементов поддержки БД под управлением курсоров. Задание на лабораторную работу Ознакомиться с метод
17234. Параллельная обработка транзакций 104.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Параллельная обработка транзакций Цель работы Изучение возможностей параллельной обработки данных в SQL Server и приемов подключения приложений к серверу с использованием ODBC. Изучение действия блокировок накладываемых сервером. Задание
17235. Общее представление об информационной системе 68 KB
  Лекция №1 Общее представление об информационной системе Под информационной системой ИС понимается организованная совокупность технических и обеспечивающих средств технологических процессов и кадров. В зависимости от конкретной области применения информацио
17236. Организация СУБД 51 KB
  Лекция №2 Организация СУБД Для увеличения эффективности обработки данных повышения надежности их хранения обеспечения качественной поддержки целостности и согласованности а также наличие единого для соответствующей модели данных подхода к обработке и манипул...
17237. Компоненты СУБД MS SQL Server 93 KB
  Лекция №3 Компоненты СУБД MS SQL Server SQL Server реализуется в виде нескольких самостоятельных служб каждая из которых отвечает за выполнение определенного круга задач: MSSQLServer; SQLServerAgent; Microsoft Search MSSearch; Microsoft Distributed Transaction Coordinator MS DTС. MSSQLServer Основное яд...
17238. Представления СУБД MS SQL Server 40 KB
  Лекция №3_1 Представления Представление VIEW объект данных который не содержит никаких данных его владельца. Это тип таблицы чье содержание выбирается из других таблиц с помощью выполнения запроса. Поскольку значения в этих таблицах меняются то автоматически их з...
17239. Определение триггера в стандарте языка SQL 65.5 KB
  Лекция №4 Определение триггера в стандарте языка SQL Триггер – это откомпилированная SQLпроцедура исполнение которой обусловлено наступлением определенных событий внутри базы данных. Триггеры – особый инструмент SQLсервера используемый для поддержания целостности...
17240. Понятие хранимой процедуры 55.5 KB
  Лекция №5 Понятие хранимой процедуры Хранимые процедуры это группа связанных между собой операторов SQL или функций хранимых в откомпилированном виде. Использование хранимых процедур вместо отдельных операторов SQL дает пользователю следующие преимущества: хра