90813

Основные положения качественного анализа

Лекция

Химия и фармакология

Условия выполнения реакций. Способы выполнения аналитических реакций. Систематический и дробный анализ. Классификация катионов и анионов. Условия выполнения реакций Проводя ту или иную аналитическую реакцию, необходимо соблюдать определённые условия для её протекания, т.к. иначе результат реакции окажется недостоверным.

Русский

2015-06-11

45.31 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка

теоретического занятия №7 (комбинированный урок)

по дисциплине «Аналитическая химия с курсом ТЛР»

специальность 2 – 79 01 03

«медико-профилактическое дело»

Тема: Обязательная контрольная работа

Основные положения качественного анализа.

Подготовила преподаватель С.Ю. Галухина

Рассмотрена и обсуждена на заседании

предметной (цикловой) комиссии

общепрофессионального и

специального цикла № 5

Протокол №___ от _________________

Председатель цикловой комиссии

_____________________ Н.Я. Мяделец

г. Витебск


Обязательная контрольная работа «Теоретические основы аналитической химии». Основные положения качественного анализа.

План лекции.

  1.  Условия выполнения реакций.
  2.  Способы выполнения аналитических реакций.
  3.  Систематический и дробный анализ.
  4.  Классификация катионов и анионов.

1. Условия выполнения реакций

Проводя ту или иную аналитическую реакцию, необходимо соблюдать определённые условия для её протекания, т.к. иначе результат реакции окажется недостоверным. Таким образом, условия протекания реакций следующие:

  1.  Определённое значение рН раствора;
  2.  Определённое значение температуры: с повышением температуры одни реакции ускоряются, другие замедляются;
  3.  Определённые концентрации исследуемого вещества и реагента;
  4.  Отсутствие мешающих ионов или присутствие их в дозволенном количестве.

2. Способы выполнения аналитических реакций.

Аналитические реакции могут выполняться «сухим» и «мокрым» путём.

В первом случае исследуемое вещество и реагенты берут в твёрдом состоянии и обычно осуществляют реакцию, нагревая их до высокой температуры К данным реакциям относят, например, реакцию окрашивания пламени солями некоторых металлов; реакцию образования окрашенных перлов (стёкол) тетрабората натрия, либо гидрофосфота натрия (аммония) с солями некоторых металлов; метод растирания исследуемого твёрдого вещества с каким-либо твёрдым реагентом. Данные реакции возможно выполнять с очень малыми количествами вещества, поэтому их применяют в полумикро- и микроанализе. Реакции, проводимые «сухим» путём играют вспомогательную роль и используются в предварительных испытаниях.

Чаще всего в качественном анализе применяют реакции, выполняемые «мокрым» путём. Мокрый путь предполагает перевод вещества в раствор и выполняется анализ либо в пробирке либо капельно (на предметном стекле). Данные реакции чаще используются в полумикроанализе. Реакции «мокрым» путём происходят обычно между простыми или сложными ионами, и, применяя эти реакции, обнаруживают непосредственно не элементы, а образуемые ими ионы.

3. Систематический и дробный анализ

Обнаружение элементов при совместном присутствии можно проводить дробным и систематическим методами анализа.

Систематическим называется метод качественного анализа, основанный на разделении смеси ионов с помощью групповых реагентов на группы и подгруппы и последующем обнаружении ионов в пределах этих подгрупп с помощью селективных реакций.

Название систематических методов определяется применяемыми групповыми реагентами. Известны следующие систематические методы анализа:

  1.  сероводородный
  2.  кислотно-основной
  3.  аммиачно-фосфатный.

О системах группового разделения ионов говорилось выше. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Так основным недостатком сероводородной классификации является необходимость работы с сероводородом, что требует хорошей вентиляции. Метод довольно длителен в исполнении. В кислотно-основной системе при разделении групп можно встретиться с затруднениями, особенно если концентрации разделяемых катионов сильно различаются. С подобными же затруднениями можно встретиться и в других системах.

Наиболее широко применяемой в данное время является кислотно-основная классификация.

Согласно кислотно-основной классификации катионы в зависимости от их отношения к растворам HCl, H2SO4, NaOH (или KOH) и NH3 разделяют на 6 групп. Каждая из групп, за исключением первой, имеет свой групповой реагент. 

Каждый систематический метод анализа имеет свою групповую аналитическую классификацию. Недостатком всех систематических методов анализа является необходимость проведения большого числа операций, длительность, громоздкость, значительные потери обнаруживаемых ионов и т.д.

Дробным называется метод качественного анализа, предполагающий обнаружения каждого иона в присутствии других с использованием специфических реакций либо проведение реакций в условиях, исключающих влияние других ионов.

Обычно дробное определение проводят по следующей схеме – вначале устраняют влияние мешающих ионов, затем обнаруживают искомый ион с помощью селективной реакции.

 

 

Анионы обычно обнаруживают дробным методом и групповые реагенты используют только для установления наличия или отсутствия анионов той или иной группы.

Реакции обнаружения анионов могут быть основаны на их окислительно-восстановительных свойствах, способности образовывать малорастворимые соединения, а также на взаимодействии с кислотами с образованием газообразных продуктов. Классификации анионов не являются строго установленными. Например, в зависимости от растворимости солей бария и серебра анионы разделяют на:

1-я группа

образуют осадки с Ba2+ в нейтральной среде

                              

2-я группа

 образуют осадки с Ag+ в присутствии HNO3

АНИОНЫ

3-я группа

не образуют осадков с Ba2+ и Ag+ 

По окислительно-восстановительным свойствам анионы можно разделить на следующие группы:

Типичные

окислители

                            

Типичные восстановители

АНИОНЫ

Проявляющие как окислительные, так и восстановительные свойства

Не склонные вступать в ОВР в разбавленных водных растворах

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39118. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 63.5 KB
  Строгий естественнонаучный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений которые составляют золотой фонд мировой психологии: исследована эффективность различных типов подкрепления поощрения и наказания в процессах научения разработано множество тонких методов позволяющих регистрировать различные формы поведения животных установлено...
39119. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 172 KB
  Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций ВПФ. Источник развития человеческой психики находится во внешней идеальной форме – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурноисторического опыта человечества что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. При этом...
39120. ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ТЕОРИИ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 155 KB
  Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда: когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности; когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают Яконцепцию; когда люди чувствуют личную ответственность за свои неверные действия и поступки; когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия. Когда свои действия или поступки которые вызывают когнитивный диссонанс человек не может оправдать и объяснить внешними факторами уменьшение диссонанса...
39121. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА 163.5 KB
  Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения; эмпирическим опытом который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром логикоматематический опыт организации и координации познавательных действий; воздействием социального окружения. Взаимодействие субъекта и объекта – это источник любого знания который складывается из двух типов опыта: координации действий и операций которые строятся...
39122. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА 104.5 KB
  СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА План 1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии 1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии Кратковременная память Ограниченность объема: в среднем 5–7 единиц информации. На самых глубоких уровнях: а происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных связей с информацией в долговременной памяти; б устанавливается смысл и содержание информации осуществляется ее субъективная оценка.
39123. Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека 63.5 KB
  Теории и модели внимания в когнитивной психологии Д. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов Существует перцептивный фильтр расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным семантическим анализом сообщения. Стадия предвнимания: происходит быстрое извлечение и обработка информации полученной рецепторами позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов; обработка информации производится автоматически быстро параллельно; обработка информации происходит без сознательных усилий и...
39124. ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 86.5 KB
  ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА План Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны: с анализом организации процессов внимания с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека с описанием сознания как сцены на которой представлен феноменологический опыт субъекта ассоциативная психология гештальтпсихология с трактовкой сознания как активного начала организующего в единство...
39125. МЕТОДОЛОГИЯ В НАУКЕ 177 KB
  Методология в составе научного знания Современная психология – это система знаний состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов феноменологических описаний психических явлений а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. Методология науки – это: система знаний о принципах построения формах и способах организации научного познания о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний получаемых в процессе научного исследования естественных природных и социальных...
39126. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ 98.5 KB
  Феноменологические признаки психических явлений и ошибки возникающие при восприятии субъектом собственной психики Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том что такое психика. Существует большое разнообразие психических явлений которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой...