90813

Основные положения качественного анализа

Лекция

Химия и фармакология

Условия выполнения реакций. Способы выполнения аналитических реакций. Систематический и дробный анализ. Классификация катионов и анионов. Условия выполнения реакций Проводя ту или иную аналитическую реакцию, необходимо соблюдать определённые условия для её протекания, т.к. иначе результат реакции окажется недостоверным.

Русский

2015-06-11

45.31 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка

теоретического занятия №7 (комбинированный урок)

по дисциплине «Аналитическая химия с курсом ТЛР»

специальность 2 – 79 01 03

«медико-профилактическое дело»

Тема: Обязательная контрольная работа

Основные положения качественного анализа.

Подготовила преподаватель С.Ю. Галухина

Рассмотрена и обсуждена на заседании

предметной (цикловой) комиссии

общепрофессионального и

специального цикла № 5

Протокол №___ от _________________

Председатель цикловой комиссии

_____________________ Н.Я. Мяделец

г. Витебск


Обязательная контрольная работа «Теоретические основы аналитической химии». Основные положения качественного анализа.

План лекции.

  1.  Условия выполнения реакций.
  2.  Способы выполнения аналитических реакций.
  3.  Систематический и дробный анализ.
  4.  Классификация катионов и анионов.

1. Условия выполнения реакций

Проводя ту или иную аналитическую реакцию, необходимо соблюдать определённые условия для её протекания, т.к. иначе результат реакции окажется недостоверным. Таким образом, условия протекания реакций следующие:

  1.  Определённое значение рН раствора;
  2.  Определённое значение температуры: с повышением температуры одни реакции ускоряются, другие замедляются;
  3.  Определённые концентрации исследуемого вещества и реагента;
  4.  Отсутствие мешающих ионов или присутствие их в дозволенном количестве.

2. Способы выполнения аналитических реакций.

Аналитические реакции могут выполняться «сухим» и «мокрым» путём.

В первом случае исследуемое вещество и реагенты берут в твёрдом состоянии и обычно осуществляют реакцию, нагревая их до высокой температуры К данным реакциям относят, например, реакцию окрашивания пламени солями некоторых металлов; реакцию образования окрашенных перлов (стёкол) тетрабората натрия, либо гидрофосфота натрия (аммония) с солями некоторых металлов; метод растирания исследуемого твёрдого вещества с каким-либо твёрдым реагентом. Данные реакции возможно выполнять с очень малыми количествами вещества, поэтому их применяют в полумикро- и микроанализе. Реакции, проводимые «сухим» путём играют вспомогательную роль и используются в предварительных испытаниях.

Чаще всего в качественном анализе применяют реакции, выполняемые «мокрым» путём. Мокрый путь предполагает перевод вещества в раствор и выполняется анализ либо в пробирке либо капельно (на предметном стекле). Данные реакции чаще используются в полумикроанализе. Реакции «мокрым» путём происходят обычно между простыми или сложными ионами, и, применяя эти реакции, обнаруживают непосредственно не элементы, а образуемые ими ионы.

3. Систематический и дробный анализ

Обнаружение элементов при совместном присутствии можно проводить дробным и систематическим методами анализа.

Систематическим называется метод качественного анализа, основанный на разделении смеси ионов с помощью групповых реагентов на группы и подгруппы и последующем обнаружении ионов в пределах этих подгрупп с помощью селективных реакций.

Название систематических методов определяется применяемыми групповыми реагентами. Известны следующие систематические методы анализа:

  1.  сероводородный
  2.  кислотно-основной
  3.  аммиачно-фосфатный.

О системах группового разделения ионов говорилось выше. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Так основным недостатком сероводородной классификации является необходимость работы с сероводородом, что требует хорошей вентиляции. Метод довольно длителен в исполнении. В кислотно-основной системе при разделении групп можно встретиться с затруднениями, особенно если концентрации разделяемых катионов сильно различаются. С подобными же затруднениями можно встретиться и в других системах.

Наиболее широко применяемой в данное время является кислотно-основная классификация.

Согласно кислотно-основной классификации катионы в зависимости от их отношения к растворам HCl, H2SO4, NaOH (или KOH) и NH3 разделяют на 6 групп. Каждая из групп, за исключением первой, имеет свой групповой реагент. 

Каждый систематический метод анализа имеет свою групповую аналитическую классификацию. Недостатком всех систематических методов анализа является необходимость проведения большого числа операций, длительность, громоздкость, значительные потери обнаруживаемых ионов и т.д.

Дробным называется метод качественного анализа, предполагающий обнаружения каждого иона в присутствии других с использованием специфических реакций либо проведение реакций в условиях, исключающих влияние других ионов.

Обычно дробное определение проводят по следующей схеме – вначале устраняют влияние мешающих ионов, затем обнаруживают искомый ион с помощью селективной реакции.

 

 

Анионы обычно обнаруживают дробным методом и групповые реагенты используют только для установления наличия или отсутствия анионов той или иной группы.

Реакции обнаружения анионов могут быть основаны на их окислительно-восстановительных свойствах, способности образовывать малорастворимые соединения, а также на взаимодействии с кислотами с образованием газообразных продуктов. Классификации анионов не являются строго установленными. Например, в зависимости от растворимости солей бария и серебра анионы разделяют на:

1-я группа

образуют осадки с Ba2+ в нейтральной среде

                              

2-я группа

 образуют осадки с Ag+ в присутствии HNO3

АНИОНЫ

3-я группа

не образуют осадков с Ba2+ и Ag+ 

По окислительно-восстановительным свойствам анионы можно разделить на следующие группы:

Типичные

окислители

                            

Типичные восстановители

АНИОНЫ

Проявляющие как окислительные, так и восстановительные свойства

Не склонные вступать в ОВР в разбавленных водных растворах

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14844. Қазақ философиясы қалыптасуының тарихи ерекшеліктері 48.5 KB
  Қазақ философиясы қалыптасуының тарихи ерекшеліктері Кіріспе бөлімі Әдетте адамдардың барлығы да ізденуші өмірге қажеттінің бәрін өзімен бірге ала келген жоқ. Тарихты адам жасайды адамзат тарихы дегеніміз – дарияның асау тасқыны да толқынға қарсы жүзетін кем...
14845. ҚАЗАҚ ФИЛОСОФИЯСЫ ТАРИХЫН ЛОГИКАЛЫҚ-ҚҰРЫЛЫМДЫ КЕСТЕЛЕР АРҚЫЛЫ ОҚЫТУ ӘДІСТЕМЕСІ 79.5 KB
  ҚАЗАҚ ФИЛОСОФИЯСЫ ТАРИХЫН ЛОГИКАЛЫҚҚҰРЫЛЫМДЫ КЕСТЕЛЕР АРҚЫЛЫ ОҚЫТУ ӘДІСТЕМЕСІ Р.Е. Джуншеев Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Философия пәнін оқытуды талдау барысында соңғы кезде академиялық сабақтардың әсіресе практикалық мазмұнында эмп...
14846. Мағжан дүниетанымы 77.5 KB
  Мағжан дүниетанымы Жиырмасыншы ғасырдың басы қазақ философиясының даму тарихы тұрғысынан әлі күнге дейін толық және терең зерттелмеген кезең. Бұл кезеңде әйгілі ақындар мен жазушылардан ғалымдар мен қоғам қайраткерлерінен құралған демократиялық бағыттағы қазақ ...
14847. Махаббат пен ғадауат 71 KB
  Махаббат пен ғадауат Рисала Біздің ұлық Абайымыз айтпаған сөз қалған ба Жасың ұлғайып дүние сырына бұрынғыдан тереңірек үңілген сайын Абайға барып жүгінуің жиілей береді. Жаныңды қинаған сұрақтарға жауап іздейсің. Өлсем орным қара жер сыз болмай ма Өткір...
14848. «Мұтылған» философиясы 38.5 KB
  Мұтылған философиясы Ғарифолла ЕСІМ академик. Шәкәрім өзінеөзі €œМұтылған€ ұмытылған – Ғ.Е. деп ат қойған. Біздіңше бұл псевдоним. Мәселенің байыбына барсақ ақынның өзіне осылайша ат қоюында мән бар. Оның дәлелін €œМұтылғанның өмірі€ деген толғауөлеңнен ...
14849. Арифметикалық және геометриялық прогрессия 29 KB
  Арифметикалық және геометриялық прогрессия Ежелгі замандардан бастап адамзат арифметикалық және геометриялық прогрессиялардың заңдылықтарын қолдана білген.Мәселен Біздің заманымызға дейінгі ежелгі вавилондықтардың сына жазу клинопись кестелерінде ежелгі мысы...
14850. КВАДРАТ ТЕҢДЕУЛЕРДІ ШЕШУ ЖОЛДАРЫНЫҢ ӘР ТҮРЛІ ӘДІСТЕРІ 150.5 KB
  КВАДРАТ ТЕҢДЕУЛЕРДІ ШЕШУ ЖОЛДАРЫНЫҢ ӘР ТҮРЛІ ӘДІСТЕРІ З.Е.Темірғали Б.А.Қадырбаева І.Жансүгіров атындағы Жетісу мемлекеттік университеті Талдықорған қ. Білім өркениеттіліктің әрі өлшемі әрі тетігі болып табылатындықтан кез келген мемлекеттің рухани және ә...
14851. Өлшеулер теориясының негізгі түсініктері 326 KB
  1 тақырып Өлшеулер теориясының негізгі түсініктері Дәрістер жоспары 1. Физикалық қасиеттері мен шамалар 2. Өлшеу және негізгі операциялар Қоршаған ортаның барлық объектілері өз қасиеттерімен сипатталады. Қасиет – бұл объектінің құбылыстың процестің бір жағы о...
14852. Сызықтық функция 199 KB
  Сызықтық функция y = kx l мұндағы x тәуелсіз айнымалы k мен l – нақты сандар түріндегі формуламен берілетін фуннкцияны сызықтық функция деп атайды. у = kx l функциясының анықталу аймағы барлық нақты сандар жиыны. Егер у = kx l сызықтық функциясындағы l = 0 бол