90821

Структура российского импорта и экспорта: причины, динамика, последствия

Курсовая

Международные отношения

Изучить научную, научно-методическую, специальную литературу, статистическую информацию, источники Интернет по интересующей тематике. Рассмотреть структуру экспорта России в 2012 году и проанализировать ее. Рассмотреть структуру импорта России в 2012 году и проанализировать ее.

Русский

2015-06-12

314.5 KB

13 чел.

Структура российского импорта и экспорта: причины, динамика, последствия


СОДЕРЖАНИЕ

международная торговля экспорт импорт

ВВЕДЕНИЕ

  1.  Теоретические основы внешней торговли
    1.  Мировая экономика и внешняя торговля
    2.  Теории внешней торговли
  2.  Место и роль России в мировой торговле
    1.  Особенности российского экспорта и импорта товаров
    2.  Международная торговля товарами: основные проблемы для России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определяется многообразием и сложностью процессов реформирования экономики России, отражения их влияния на состояние и развитие внешней торговли, настоятельной потребностью в анализе формирования экспорта и импорта товаров в условиях проведения реформ и использования его результатов в таможенной практике с целью решения задач как внешнеторговой, так и внутриэкономической политики страны.

Радикальные экономические преобразования последних лет способствовали формированию качественно новой основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой и существенно повысили роль внешнеэкономических факторов в развитии страны.

Во многом благополучие России зиждется на высоких мировых ценах на энергоносители и другие исчерпаемые природные ресурсы, т.е. мы торгуем тем, что дала нам природа, не вкладывая практически никакой добавленной стоимости в тот продукт, который экспортируем, и с другой стороны, структура импорта представляет собой высокотехнологичную продукцию, в конечной цене которой львиная доля добавленной стоимости.

Внешнеторговые процессы, проходящие в России в период проведения экономических реформ, имеют свои особенности. Подтверждением этого факта является рост экспорта товаров в условиях значительного сокращения производства промышленной продукции и рост объемов импорта в условиях снижения ВВП. При этом можно отметить наличие специфических, характерных для развития внешней торговли России факторов. Следовательно, определение экономических факторов, влияющих на формирование внешней торговли России, и отражение их в моделях анализа и прогнозирования объема экспорта и импорта товаров имеет как научную, так и практическую значимость.

Объектом исследования является внешняя торговля России в условиях проведения экономических реформ.

Предметом исследования является механизм формирования экспорта и импорта товаров под влиянием основных экономических факторов и его формализация.

Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать структуру экспорта и импорта РФ, а также рассмотреть и дать оценку проблемам российской внешней торговли.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить научную, научно-методическую, специальную литературу, статистическую информацию, источники Интернет по интересующей тематике.

2. Рассмотреть структуру экспорта России в 2012 году и проанализировать ее.

3. Рассмотреть структуру импорта России в 2012 году и проанализировать ее.

4. Рассмотреть основные проблемы российской внешней торговли и оценить перспективы ее развития.

Поставленные задачи определили логику исследования и структуру курсовой работы.

В работе исследуются экономические условия, которые сложились в результате проводимых реформ.

Для проведения сравнительного анализа использовались как российские, так и зарубежные источники статистических данных.

Для этого в работе анализируется динамика и структура экспорта товаров и производства, определяется причина роста экспорта в условиях общего спада производства, рассматривается влияние на объем внешней торговли соотношения внутренних и мировых цен и условия их формирования, определяется взаимозависимость спроса и предложения экспорта. Более детальный анализ экспорта проводится на примере энергоресурсов, занимающих около половины его объема и конкретного товара - сырой нефти. Для проведения анализа основных экономических факторов, влияющих на экспорт товаров, используются материалы публикаций А. Агаларова [1], С. Алексашенко [4], В. Андрианова [6], Е. Барановой [9], О. Богомолова [10], А. Вавилова [35], А. Илларионова [33], А. Мастепанова [20], В. May [33], С. Меньшикова [21] и других экономистов.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области анализа влияния экономических показателей на объем экспорта и импорта товаров, а также имеющийся опыт моделирования внешнеторгового оборота.

В ходе исследования использовались методы группировок, анализа динамических рядов и структуры показателей, индексный метод, графический метод и другие.

Информационной базой исследования послужили данные таможенной статистики России, официальных публикаций Госкомстата РФ, Евростата, статистической комиссии ООН. При осуществлении расчетов по разработанным моделям использовалось программное средство БТАтеТЮА.

Практическая значимость. Результаты анализа динамики внешней торговли, определяющих ее основных экономических факторов и применение разработанных моделей позволяет оценить перспективы развития и формализовать механизм формирования экспорта и импорта товаров России для их последующего учета при определении внешнеторговой и таможенной политики.


1. Теоретические основы внешней торговли

1.1. Мировая экономика и внешняя торговля

Мировая экономика является результатом длительного исторического развития. Оформление системы мирового хозяйства как целостной системы на рубеже 19-20 вв. связано с деятельностью международных корпораций и созданием колониальных империй. Эта система включала разнородные части, существенно различавшиеся по социально – экономическому уровню и структуре народного хозяйства. Вместе с тем развитие этих разнородных частей находилось под воздействием общемировых процессов: развертывания промышленной революции, кардинальных изменений в производительных силах [14, с. 233].

Объективной основой межгосударственных экономических отношений является международное разделение труда – специализация отдельных стран в рамках мировой экономики на производстве определенных видов продукции и услуг. Эта специализация обусловливает необходимость обмена результатами деятельности между различными странами. В экономической литературе выделяют три типа международного разделения труда.

Общее - разделение труда по сферам производства (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и, как следствие, деление стран на сырьевые, аграрные и индустриальные.

Частное - специализация стран на определенных отраслях производства (например, машиностроение, легкая, пищевая промышленность и т. д.). Частное международное разделение труда означает широкое развитие межотраслевого обмена.

Единичное - специализация стран на изготовлении отдельных агрегатов, машин, деталей, узлов или технологических стадиях процесса производства. Например, при строительстве международной космической станции отдельные узлы и агрегаты разрабатывались Россией, другие - США, третьи – Францией. Сегодня практически невозможно определить национальную принадлежность готового изделия: например, телевизор японского производства состоит из деталей, изготовленных в странах Азии, а собирают его в Японии, Великобритании, Испании и других странах мира. Единичное международное разделение труда означает развитие внутриотраслевой специализации и соответствует высокоразвитым производительным силам. В сторону его развития в настоящее время как раз и переместился центр тяжести внешнеэкономических связей [11, с.13].

К причинам развития международного разделения труда можно отнести следующие:

1. природно-климатические различия, связанные с обеспеченностью страны полезными ископаемыми, пахотными землями и т. д.;

2. географическое положение страны, характеризуемое прежде всего ее удаленностью от основных транспортных путей и рынков сбыта;

3. различия в численности населения и занимаемой территории;

4. особенности исторического развития (сложившиеся производственные и внешнеэкономические традиции). Так, признанными мировыми лидерами считаются: в производстве часов - Швейцария, тканей - Великобритания, изделий из стекла - Италия, чая - Индия, Китай и Цейлон, кофе - Бразилия;

5. уровень экономического и научно-технического развития стран.

В настоящее время происходит относительное снижение роли двух первых факторов в связи с созданием новых транспортных средств и особенно – информационных коммуникаций.

В результате углубления международного разделения труда произошло формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами, то есть процесс, получивший название интернационализации экономики, проявляющийся в росте взаимозависимости национальных экономик, в выходе воспроизводственного процесса за рамки национальных границ, во все большем участии стран в международном разделении труда [4, с.112]. Несмотря на то, что экономические и политические связи между странами возникли с появлением национальных государств, формирование устойчивых экономических связей (то есть процесс интернационализации экономики) стало возможным только с переходом к крупному машинному производству. Дополнительный импульс развитию интернационализации экономики придает научно-технический прогресс. В настоящее время даже экономически развитые страны не могут осуществлять эффективное развитие всех отраслей материального производства, науки и техники. Для успешного решения многих проблем современности (например, освоение космоса) требуются значительные материальные затраты и высококвалифицированные научные кадры, что возможно только в результате объединения усилий нескольких стран [2, 156].

Итак, к началу 20 в. сложилось мировое хозяйство, или, как его теперь чаще называют, мировая экономика, процесс развития которой продолжается и в наши дни. Мировая экономика представляет собой совокупность национальных экономик и их хозяйственных отношений (то есть международных экономических отношений) друг с другом.

К числу важнейших форм международных экономических отношений можно отнести следующие:

1. Торговля товарами. Обмен традиционными товарами существует тысячелетия. Термин «торговля» первоначально подразумевал именно такой обмен. Международная торговля товарами представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Она делится на торговлю сырьевыми товарами, машинами и оборудованием, а также потребительскими товарами.

2. Торговля услугами. Это торговля «невидимыми» товарами, неимеющими вещественной формы. Сюда относятся:

а) обмен научно-техническими знаниями. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда в форме патентов, товарных знаков, технических знаний и опыта, именуемых «ноу-хау» («знаю как»), технических услуг (инжиниринг) и т. д.;

б) международный туризм;

в) арендные операции;

г) информационные и рекламные услуги;

д) посреднические и другие виды услуг.

3. Вывоз капитала - движение, или миграция, капитала через национальные границы.

4. Международная миграция рабочей силы, означающая перемещение, переселение трудоспособного населения по причинам экономического характера.

5. Экономическая интеграция, означающая создание единого интернационального хозяйства на базе переплетения экономик отдельных государств. Примером экономической интеграции может служить Европейский Союз (ЕС).

6. Международные валютные отношения. С их помощью осуществляются все остальные формы международных экономических отношений.

К субъектам мирового хозяйства относят государства с их народно – хозяйственными комплексами, транснациональные корпорации, международные экономические организации, а также юридические и физические лица [16, с.355].

В настоящее время в мире насчитывается около 240 государств, в которых проживает 6,1 млрд человек. Согласно официальной версии ООН в мировой экономике выделяют три группы стран:

1. развитые страны с рыночной экономикой, в которых проживает «золотой миллиард» человечества. Сюда входят примерно 25 наиболее развитых в промышленном отношении стран Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона;

2. развивающиеся страны с рыночной экономикой. В эту группу входят более 100 государств, общими чертами которых являются многоукладность экономики, отсталость развития промышленности, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры, периферийное положение и зависимость в системе мировой экономики;

3. страны с переходной экономикой. К ним относят бывшие социалистические страны Европы, страны СНГ, постепенно растворяющиеся в двух предыдущих группах стран.

В структуре внешнеторгового оборота России в 2004 г. первое место занимали страны ЕС, второе место - страны СНГ, затем следуют государства-члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Среди отдельных стран крупнейшими внешнеторговыми партнерами России являются Германия, Нидерланды, Китай, Италия, Белоруссия и Украина. На долю этих шести стран приходится более 40% внешнеторгового оборота РФ [8].

В таблице 1 отражены данные внешней торговли РФ со странами Дальнего Зарубежья по данным Росстата.

Таблица 1. Внешняя торговля РФ со странами дальнего Зарубежья (млн.долларов)

2010

2011

2012

Экспорт

Экспорт

Экспорт

Импорт

Импорт

Импорт

ЕВРОПА

135863

174734

195097

43812

61435

86862

АЗИЯ

46377

52951,6

67623,9

21774,5

34448

55932,4

АФРИКА

1807

2290

3951

225,3

363,9

504,2

АМЕРИКА

7823,7

10381,1

10290,4

8198,8

1507,2

16369,3

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

47,7

33

52,8

307,7

583,2

742,1

ВСЕГО

191918,4

240389,7

27015,1

74318,3

98337,3

160410

Из таблицы 1 видно, что в 2012 г. большинство экспортируемых товаров России поступает в Европу и точно также большинство импортируемых товаров в Россию поступает из Европы. В 2012 г. в общем объеме экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии - 7,8, Германии - 7,5, Турции - 5,2, Китая - 4,5, Швейцарии - 4,0, Польши - 3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) - 3,1, Финляндии - 3,0, Франции - 2,5, США - 2,3%. В импорте преобладали поставки из Германии - 13,3%, Китая - 12,2, Японии - 6,4, США - 4,7, Италии - 4,3, Франции - 3,9, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,8, Финляндии - 2,5, Польши - 2,3, Нидерландов - 1,9%.

В таблице 2 отражены данные по экспорту товаров в страны СНГ по данным Росстата.

Таблица 2. Экспорт РФ в страны СНГ (млн.долларов)

Всего

14530

13824

15711

20498

29471

32627

42310

52578

в том числе

Азербайджан

85,6

136

277

410

621

858

1381

1395

Армения

127

27,5

94,5

126

135

191

392

655

Беларусь

2965

5568

5922

7602

11219

10118

13099

17187

Грузия

48,9

42,3

91,4

153

230

353

570

586

Казахстан

2555

2247

2403

3279

4664

6524

8967

11963

Киргизия

105

103

104

161

268

398

561

879

Республика Молдова

413

210

269

306

372

448

664

870

Таджикистан

190

55,9

67,9

128

183

240

378

608

Туркмения

93,1

130

143

222

242

224

229

384

Узбекистан

824

274

453

512

767

861

1087

1729

Украина

7149

5024

5885

7595

10770

12402

14983

16323

Из стран СНГ в 2012 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины - 4,6%, Казахстана - 3,4%.В импорте преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана - 2,3%.

Таким образом, мировая экономика представляет собой единый мировой хозяйственный механизм, в состав которого входят национальные хозяйства. В настоящее время мировая экономика претерпела большие изменения. Если раньше обрабатывающая промышленность размещалась в основном в развитых странах, а отсталые страны развивались в качестве аграрно-сырьевых придатков, то сейчас практически все страны производят готовые изделия. Однако же, развитые страны специализируются на экспорте наукоемких товаров, а отсталые - на экспорте ресурсо-, трудо- и капиталоемких товаров, изготовление которых часто загрязняет окружающую среду [12, с.89].

  1.  Теории внешней торговли

Развитие и усложнение международной торговли отразилось в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. Теории торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным (порой уникальным) условиям и целям конкретной страны и оказывающую значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков, а также конкурентоспособность продукции; помогают разобраться в типах государственной торговой политики, которые используются на практике и влияют на конкурентоспособность [8, с.33].

Теория торговли с 16 до 18 вв. выступала как теория меркантилизма. Сторонники этой теории - меркантилисты - считали, что источником богатства и благосостояния общества является сфера товарного обращения, а не производство материальных благ. По их мнению, благосостояния общества можно достигнуть путем регулирования внешней торговли, достижения активного торгового баланса (преобладание вывоза товаров над ввозом) и накопления таким образом денежного капитала (преимущественно в виде золота).

В настоящее время по отношению к внешнеторговой политике стран, которые для достижения определенной социальной или политической цели (например, добиться полной занятости или сохранить политическое влияние в каком-либо регионе) стремятся любыми путями иметь активный торговый баланс, форсируя экспорт и ограничивая импорт, употребляется термин «неомеркантилизм» [2, с.95].

Современные теории международной торговли ведут свое начало от классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо.

Основы теории международной торговли они заложили в своих трудах. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал теорию абсолютного преимущества.

Согласно теории абсолютного преимущества, большую выгоду можно получить, если каждая страна будет специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. Например, более плодородные земли, благоприятные месторождения природных ресурсов или местоположение страны.

Д. Рикардо, биржевой маклер, собственными силами составивший миллионное состояние, обосновал теорию сравнительного преимущества, или сравнительных издержек производства, впоследствии получившую широкую известность [5, с.63].

Согласно теории сравнительных издержек, каждая страна может извлечь огромную выгоду:

1. специализируясь на тех товарах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом (наибольшей относительной эффективностью);

2. обменивая их на товары, в производстве которых сравнительным преимуществом располагает другая страна.

Основным звеном в цепи аргументов, на которых основывается теория сравнительных издержек, служит различие условий производства между разными странами. Конкретно это означает, что производственные возможности разных стран сильно отличаются друг от друга. Если даже случается так, что две страны могут производить одни и те же товары, то каждая из них без труда обнаружит, что ей выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве каких-то определенных товаров и торговать ими в обмен на другие товары. До тех пор пока между обеими странами существует различие в относительной эффективности при производстве разных товаров, всегда можно убедиться в том, что даже бедная страна обладает сравнительным преимуществом в отношении тех товаров, в производстве которых она обладает относительно наибольшей эффективностью. Точно так же богатая и высокопроизводительная страна обнаружит, что ей следует специализироваться в тех отраслях производства, где она располагает сравнительным преимуществом, и импортировать те товары, при производстве которых она поставлена в сравнительно неблагоприятное положение [3, с.288].

Рассмотрим пример, который Д. Рикардо описал в своей книге «Начала политической экономии и налогового обложения». Допустим, в Англии производятся сукно и вино, стоимость которых 100 и 120 ден. ед. соответственно. В Португалии на производство точно таких же товаров тратится 90 и 80 ден. ед. (таблица 3.).

Таблица 3. Теория сравнительных преимуществ (ден.ед.)

Страна – производитель

Сукно

Вино

Англия

100

120

Португалия

90

80

В этом примере Португалия тратит на производство сукна и вина меньше денежных единиц, чем Англия, то есть их производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Согласно теории А. Смита Португалии было бы невыгодно торговать с Англией. Однако сравнивать следует не абсолютный, а относительный эффект. Что же выгодно в данном случае импортировать Англии, а что Португалии (учитывая, что сделка является бартерной)? Сравним отношение двух товаров для Португалии (предположим, что она является национальным государством, а Англия - интернациональным): 90/100 и 80/120; 0,9 > 0,6, следовательно, для Португалии выгодно импортировать сукно в обмен на вино. Действительно, вино, которое стоит в Португалии 80 ден. ед., она обменяет на английское сукно, собственное производство которого обходится в 90 ден. ед., то есть Португалия экономит 10 ден. ед. Англия же, обменяв сукно стоимостью 100 ден. ед. на португальское вино, собственное производство которого обходится в 120 ден. ед., выигрывает 20 ден. ед. Мы видим, что Англия обладает сравнительным преимуществом в производстве сукна, а Португалия - в производстве вина. Таким образом, Д. Рикардо был сделан вывод о выгодности международной торговли для всех стран-участниц [17, с.415]. Недостатком этой теории экономисты называют то, что в ней рассматривался только один фактор производства - труд, а другие факторы во внимание не принимались.

Итак, если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран.

Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны [7, с.712].

Из этого вывода следует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. В реальной действительности такой полной специализации не происходит, что объясняется, в частности, тем, что издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. При возрастающих издержках а) невыгодна полная специализация и б) в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются. Таким образом, теория сравнительных издержек приходит к выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.

В смешанной экономике, базирующейся на теории неоклассического синтеза, мобилизующего современные теории кредитно-денежной и фискальной политики в целях ликвидации хронических спадов и инфляции, классическая теория сравнительного преимущества вновь приобретает общественное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это - снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

Теория Хекшера–Олина

Основы современных представлений о факторах, определяющих направление и структуру международных торговых потоков, сформулировали шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин. Смысл их теории, подкрепленной в дальнейшем П. Самуэльсоном, заключается в следующем: страны экспортируют продукты избыточных факторов и импортируют продукты дефицитных для них факторов, то есть движение товаров из страны в страну должно компенсировать относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего, или количестве рабочей силы). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие, будет ниже, чем в других странах. Таким образом, и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли [9, с.118].

Теория Хекшера - Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в современной международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается и на мировом рынке все больше возрастает доля торговли «подобными» товарами между «подобными» странами.

Парадокс Леонтьева

Рассмотренные теории, безусловно, не согласуются со всеми явлениями, наблюдающимися в международной торговле. В настоящее время большое значение в формировании внешнеэкономических связей имеют спекулятивные интересы, которые приводят к встречным поставкам сходных товаров. В этом смысле и появился так называемый парадокс В. Леонтьева [11, с.12].

Американский экономист, уроженец России В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера - Олина. Использовав свою модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», он исследовал содержание факторов производства в экспорте и импорте США и доказал, что экспорт США был трудоинтенсивным, а импорт - капиталоинтенсивным. Иначе говоря, в американском экспорте в начале второй половины XX в. преобладали трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот вывод противоречил теории Хекшера - Олина, потому что США являются страной, изобилующей капиталом. И поэтому данное доказательство получило название парадокс Леонтьева. Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии и др.) [4, с.222].

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

1. неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации и с этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затрат неквалифицированного труда;

2. государственную внешнеторговую политику, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

Альтернативные теории

В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Рассмотрим альтернативные теории [14, с.118].

1. Теория жизненного цикла продукта

Согласно данной теории, развитие мировой торговли готовыми изделиями объясняется периодом времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии:

а) разработка,

б) рост,

в)зрелость,

г) упадок.

На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. На стадии роста спрос на продукт растет и соответственно, увеличивается его производство.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах. По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос особенно в развитых странах сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частным импортером [6, с.32].

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом, например, дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

2. Теория эффекта масштаба

Суть теории: при определенной технологи и организации производства средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Для того чтобы эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельной взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам [13, с.158].

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различными в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

  1.  
    Место и роль России в мировой торговле

  1.  Особенности российского экспорта и импорта товаров

По данным таможенной статистики [1] в 2012 году внешнеторговый оборот России составил 837,2 млрд.долларов США и по сравнению с 2011 годом возрос на 1,8%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 719,5 млрд.долларов США, со странами СНГ – 117,7 млрд.долларов США.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 212,2 млрд.долларов США, что на 1,3 млрд. долларов США больше, чем в 2011 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 175,1 млрд.долларов США (снижение на 1,3 млрд.долларов США), со странами СНГ – 37,1 млрд. долл. США1 (рост на 2,5 млрд.долларов США).

Экспорт России в 2012 году составил 524,7 млрд.долларов США и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,6%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в 2012 году приходилось 85,2%, на долю стран СНГ – 14,8%.

Основу российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,0% (в 2011 году – 72,7%).

В 2012 году по сравнению с 2011 годом стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 2,6%, а физический снизился на 7,2%.

Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 18,8%, топлив жидких – на 3,5%. Сократились объемы экспорта бензина автомобильного на 42,4%, кокса - на 15,6%, дизельного топлива – на 0,5%, газа природного – на 3,9%, электроэнергии – на 30,2%, нефти сырой - на 1,3%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2012 году составила 8,3% (в предыдущем году – 9,1%). Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с 2011 годом на 6,2%, а физический возрос на 2,9%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них возросли на 2,7%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 16,7%, ферросплавов – на 15,4%. Физические объемы экспорта меди увеличились на 35,0%; никеля и алюминия – на 12,0% и 3,5% соответственно.

Доля экспорта продукции химической промышленности в 2012 году составила 5,6% (в 2011 году – 5,8%). По сравнению с 2011 годом стоимостной объем экспорта этой продукции снизился на 1,0%, а физический возрос – на 4,6%, в том числе возросли физические объемы экспорта калийных удобрений – на 20,6%, метанола – на 19,8%, органических химических соединений – на 10,9%, смешанных удобрений – на 4,6%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2012 году осталась на уровне предыдущего года и составила 3,6%. По сравнению с 2011 годом стоимостной объем поставок машин и оборудования увеличился на 2,2%, в том числе: железнодорожного оборудования – на 20,1%, механического оборудования - на 11,8%, инструментов и аппаратов оптических – на 6,3%, электрического оборудования - на 2,0%. Стоимостные объемы поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возросли на 10,4%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в 2012 году составила 2,8% (в 2011 году – 2,1%). По сравнению с 2011 годом стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 36,6%, а физические – на 30,2%. Физические объемы экспорта продовольственных товаров увеличились в основном за счет экспорта зерновых культур. Значительно возросли физические объемы экспорта семян подсолнечника и растительного масла.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2012 году составила 1,8% (в 2011 году – 2,1%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы по сравнению с 2011 годом снизился на 11,6%, физический – на 7,7%. Физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов снизились на 16,8%, пиломатериалов – на 3,4%. бумаги газетной - на 6,5%. Физический объем экспорта целлюлозы возрос на 11,5%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012 году доля топливно-энергетических товаров составила 55,4% от всего экспорта в эти страны (в 2011 году – 55,3%). Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 7,7%, кокса – на 13,0%, электроэнергии – на 13,6%, нефтепродуктов – на 41,0%, в том числе: бензина автомобильного – на 29,0%, керосина – на 63,9%, дизельного топлива – на 27,6%, топлив жидких – на 78,8%. Поставки газа природного снизились на 4,8%, нефти сырой – на 5,0%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2012 году составила 13,3% (в предыдущем году – 12,8%). Стоимостной объем экспорта железнодорожного оборудования возрос на 5,7%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 32,2%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 39,0%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2012 году составила 9,3% (в 2011 году – 9,9%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с 2011 годом на 7,8%, а физический – на 13,4%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 14,0%, в том числе: чугуна на 36,3%, ферросплавов – на 4,5%. Вместе с тем возрос физический объем экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали на 21,3%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012 году составил 9,1% (в 2011 году – 9,4%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы сократился по сравнению с 2011 годом на 5,5%, а физический – на 6,4%. Снизились физические объемы экспорта продукции неорганической химии – на 13,8%, аммиака – на 26,9%, лаков и красок – на 13,4%, пластмасс и изделий из них – на 17,9%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в 2012 году осталась на уровне 2011 года и составила 5,3%. По сравнению с 2011 годом стоимостные объемы поставок этих товаров снизились на 2,0%, а физические - на 10%. Физические объемы экспорта продовольственных товаров снизились за счет сокращения экспортных поставок готовых продуктов из зерна злаков, продукции мукомольно-крупяной промышленности, готовых продуктов из мяса и рыбы, молочной продукции. Вместе с тем возросли экспортные поставки семян подсолнечника и растительного масла.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2012 году составила 2,9% (в 2011 году – 3,0%). Стоимостной объем экспорта этих товаров снизился на 4,6%, физический объем – на 2,1%. Физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов сократились на 19,7%, пиломатериалов – на 2,2%. Физический объем экспорта бумаги газетной возрос на 13,9%.

Импорт России в 2012 году составил 312,5 млрд.долларов США и по сравнению с 2011 годом увеличился на 2,2%. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в 2012 году приходилось 87,0%, на долю стран СНГ – 13,0%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2012 году приходилось 52,1% (в 2011 году – 51,0%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2011 годом увеличился на 6,5%, в том числе: механического оборудования – на 4,9%, электрооборудования – на 7,1%, железнодорожного транспорта – в 2,0 раза, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 14,6%, инструментов и аппаратов оптических – на 24,2%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 13,7%, грузовых – на 16,0%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2012 году остался на уровне предыдущего года и составил 16,1%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с 2011 годом на 4,2%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 14,6%, органических химических соединений – на 16,2%, лаков и красок – на 8,5%, косметических средств – на 6,0%, мыла и моющих средств – на 11,0%, каучуковых и резиновых изделий – на 14,7%, пластмасс и изделий из них – на 8,3%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила в 2012 году 13,0% (в 2011 году – 13,8%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2011 годом снизились на 12,3%, в том числе: сливочного масла – на 2,1%, цитрусовых – на 5,8%, чая – на 4,2%; значительно снизился объем поставок сахара-сырца. Вместе с тем возросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного на 5,9%, (в том числе мяса крупного рогатого скота – на 3,7%, свинины на 8,0%), мяса птицы - на 6,4%, рыбы – на 4,0%, сыров и творога – на 18,5%, кофе – на 9,2%, злаков – на 24,4%, в том числе: ячменя и кукурузы на 37,8% и 13,8% соответственно.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2012 году составил 5,6% (в 2011 году – 5,9%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2011 годом остался на том же уровне, а физический снизился на 4,3%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них сократились на 6,6%, в том числе: труб – на 62,9%. Вместе с тем возрос импорт проката плоского из железа и нелегированной стали на 5,4%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2012 году составила 5,4% (в 2011 году – 5,5%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2011 годом на 2,0%. Физические объемы закупок одежды снизились на 10,2%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 10,9%, хлопчатобумажных тканей - на 1,8%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2012 году доля машин и оборудования составила 38,1% (в 2011 году – 33,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2011 годом возрос на 2,8%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 37,7%, электрического оборудования – на 60,6%, инструментов и аппаратов оптических – в 3,8 раза. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 55,0% и 46,6% соответственно.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2012 году составил 16,2% (в предыдущем году – 15,6%). Стоимостной и физический объемы данной товарной группы по сравнению с 2011 годом снизились на 6,8% и 19,4% соответственно. Снизились физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них на 19,8%, в том числе: проката из железа и нелегированной стали – на 17,0%, труб – на 48,6%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2012 году составила 11,9% (в 2011 году – 14,7%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2011 годом снизились на 21,6%, в том числе: мяса свежего и мороженого – на 58,3%, сгущенного молока – на 17,6%, сливочного масла – на 31,6%, сыров и творога – на 34,7%. Вместе с тем возросли физические объемы закупок мяса птицы на 10,2%, молока и сливок – на 6,5%.

Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2012 году составил 5,5% (в 2011 году – 9,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2011 годом снизился на 46,5%, а физический - на 5,0% Физические объемы ввоза угля каменного сократились на 9,6%, нефтепродуктов – на 73,5%. Физические объемы импорта электроэнергии увеличились в 2,4 раза.

Доля импорта продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2012 году составила 9,6% (в 2011 году – 8,9%). Физические объемы поставок органических химических соединений возросли на 21,9%, лаков и красок – на 19,8%, косметических средств – на 10,5%, мыла и моющих средств – на 9,7%, пластмасс и изделий из них – на 2,1%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви в 2012 году составил 6,5% (в 2011 году – 5,0%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с предыдущим годом на 16,6%. В том числе возрос стоимостной объем импорта одежды на 80,3%, обуви с верхом из натуральной кожи возросли на 17,5%, Физические объемы поставок тканей хлопчатобумажных возросли на 27,1%.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2012 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2011 году – 47,9%). На страны СНГ в 2012 году приходилось 14,1% российского товарооборота (в 2011 году – 15,1%), на страны ЕврАзЭС – 7,3% (7,6%), на страны Таможенного союза – 6,9% (7,3%), на страны АТЭС – 24,0% (23,8%).

Основными торговыми партнерами России в 2012 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 87,5 млрд.долларов США (105,1% к 2011 году), Нидерланды – 82,7 млрд.долл.США (120,6%), Германия – 73,9 млрд.долл.США (102,8%), Италия – 45,8 млрд.долл.США (99,5%), Турция – 34,2 млрд.долл.США (107,9%), Япония – 32,2 млрд.долл.США (105,3%), США – 28,3 млрд.долл.США (91,2%), Польша – 27,4 млрд.долл.США (97,6%), Республика Корея – 24,9 млрд.долл.США (99,8%), Франция – 24,3 млрд.долл.США (86,4%).

Объемы торговли со странами СНГ в 2012 году приведены ниже (миллионов долларов США):

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Азербайджан

3 407,7

2 844,0

563,8

2 280,2

Армения

1 216,1

915,5

300,6

614,9

Белоруссия

35 726,4

24 421,6

11 304,7

13 116,9

Казахстан

22 427,9

14 557,9

7 869,9

6 688,0

Киргизия

1 829,4

1 634,1

195,3

1 438,8

Молдавия

2 085,3

1 608,9

476,4

1 132,5

Таджикистан

745,1

677,9

67,2

610,7

Туркмения

1 434,1

1 251,0

183,1

1 067,9

Узбекистан

3 714,4

2 325,0

1 389,5

935,5

Украина

45 146,5

27 179,4

17 967,1

9 212,3

  1.  Международная торговля товарами: основные проблемы для России

Международная торговля позволяет реализовать экономию на масштабе производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Особенно ярко это видно на примере таких небольших стран, как Швейцария. Выход таких стран с экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции [8, с.36].

Международная торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Любое ограничение конкуренции на рынке создает условия для его захвата одним поставщиком. Внешняя торговля расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Прежде чем принимать какие-либо протекционистские меры для защиты своих предприятий, любое правительство должно тщательно оценить риск монополизации внутренних рынков.

Международная торговля способствует расширению политических связей между странами. Примерами успешного политического сотрудничества экономически тесно связанных между собой стран могут служить Европейское Сообщество и другие страны, в частности, Россия.

Переход внешней торговли России на рыночные основы, произошедший ускоренными темпами в 1991 - 1997 гг., и прогрессирующая либерализация режима внешней торговли в ходе экономической реформы значительно опередили темпы, характер и формы рыночных преобразований в экономике страны. Необоснованная либерализация внешней торговли оказала негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность России и привела к потере российскими производителями около 40% внутреннего потребительского рынка. Доля импорта в розничном товарообороте с 1991 по 1996 гг. увеличилась в 2 раза - с 20 до 40%, а по отдельным товарным позициям в 7-9 раз (мясо птицы, сливочное масло и др.). Сократилось более чем в два раза внутреннее потребление нефтепродуктов, что свидетельствует об упадке производственной активности. Это породило многочисленные диспропорции в развитии процессов структурной перестройки национального производства России и остро поставило вопрос о защите ее экономических интересов. Об этом свидетельствует структура экспорта и импорта России.

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд. долл., а в 1998 г. - 72 млрд. долл., Россия обладала менее, чем 2,0% мирового экспорта. При этом вперед вышли такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно низкий уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тысячи различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций. Сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

В статистической отчетности не находит отражения деятельность физических лиц (так называемых «челноков»), осуществляющих поставку в Россию потребительских товаров из близлежащих стран. По приблизительным данным, этот импорт колеблется в пределах 8 - 10 .млрд. долл. и включает одежду, автомобили, бытовую электронику [10, с.254].

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу Соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

Для всех торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:

1. импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;

2. экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений [9, с.131].

Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки товаров ведутся в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. Соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.

В России основу российского экспорта составляют сырьевые товары и энергоносители, на долю которых приходится свыше 70% от всего объема экспорта, в том числе свыше 40% - продукция топливно-энергетического комплекса. В структуре российского импорта третью часть занимают машины и оборудование и примерно 30% - продовольствие [16, с.368].

Удельный вес продукции машиностроения и транспортных средств в экспорте остается практически на недопустимо низком уровне – 7 - 10%, в то время как в Японии, Малайзии, Корее, Германии, США машины и оборудование занимают в экспорте от 48 до 70%. В России свертываются производства высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в общем объеме экспорта России снизилась до 3%. Расходы на науку снизились до величины менее 0,8% от ВВП. Считается, что снижение их до 2% от ВВП является границей деградации общества. Страна в настоящее время занимает в мировом экспорте машин и оборудования только 0,4%. Лишь в экспорте обычных вооружений Россия сохраняет довольно приличный удельный вес - 20% от мирового экспорта, хотя и этот показатель сократился почти в два раза. Объяснить это можно только низкой конкурентоспособностью отечественного машиностроения и отсутствием средств на создание конкурентоспособных производств. Но сокращается и производство продукции сельского хозяйства. Импорт продовольствия в целом занимает более 50% от общего объема его потребления. Это ставит Россию в продовольственную зависимость от поставок из-за рубежа. Это национальная катастрофа [10, с.223].

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Немаловажны также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура экспорта и импорта каждой страны складывается в зависимости от стратегии истории развития ее экономики, наличия природных ресурсов, социально-экономических условий и других факторов. Принято считать, что приоритетное место в структуре экспорта России занимают поставки газа и нефти зарубежным партнерам. По выражению либералов, экономика России сидит на нефтяной игле. Если проанализировать реальные цифры, роль нефтяной иглы несколько преувеличена, т.к. сфера добычи нефти и газа в структуре номинального ВВП занимает 8%, а в 2008 г. перед кризисом, когда экспорт нефти достиг своего абсолютного максимума, подушевой доход от экспорта нефти составил 3 тыс. руб.

Природные богатства России включают практически 100% ассортимент необходимого для развития экономики сырья. Таким ассортиментом не обладает ни одна страна мира, поэтому не удивительно, что в структуре экспорта России приоритетное место занимают экспорт минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней, продуктов переработки и изделий из этого сырья. Среди минеральных продуктов нефть и газ занимают 45% , а 55% – другие продукты.

Укоренившаяся в годы рыночных реформ привычка аналитиков представлять все только в черном цвете, приводит к умалчиванию позитивных явлений в структуре экспорта сырьевых ресурсов. Экспорт сырой нефти и природного газа постепенно снижается, а нефтепродуктов увеличивается, т.е. доля сырья уменьшается, а продуктов переработки увеличивается. В 1 полугодии 2011 г.физический объем экспорта сырой нефти в страны дальнего зарубежья снизился на 2,6%, дизтоплива на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., при этом объем в стоимостном выражении увеличился на 35,7% и увеличился экспорт физического объема бензина на 24%.

Тем не менее, аналитики справедливо критикуют структуру экспорта России, в которой значительное место занимает экспорт невозобновляемых ресурсов. Среди стран СНГ стратегическими партнерами по экспорту российской продукции в порядке убывания объемов являются Украина. Белоруссия, Казахстан и Азербайджан, среди стран дальнего зарубежья – страны ЕЭС, Китай, Турция, Япония и Корея. Аналогичная динамика роста экспорта с 2008 по 2012 г.г. наблюдалась по основным позициям его структуры: по минеральным продуктам почти в 10 раз, по металлам, драгоценным камням, машинам, оборудованию, транспортным средствам, древесине, бумажным и целлюлозным изделиям почти в 3 раза, по продукции химической промышленности почти в 4 раза.

В результате глобального кризиса в 2009 г. по большинству позиций структуры экспорт снизился до уровня 2011 г., за исключением продуктов питания и аграрного сырья, доля которых в структуре экспорта увеличилась в 1,65 раза. В 1-ом полугодии 2011 г. экспорт практически всех элементов структуры восстановил позиции докризисного периода 2008 года, при этом сырье и продукция переработки из него продолжает до настоящего времени занимать 80% экспорта.

Расширяющаяся интеграция России в глобальную экономику требует для усиления ее позиций на международном рынке ускорить инновационное наукоемкое развитие экономики, что скажется на изменении структуры ее экспорта. В структуре импорта России приоритетными являются те товары, по которым российские производители неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными: оборудование и автомобили (48%), продукты питания (16%), химические товары (17%), обувь, текстиль и изделия из него (6%), т.е. общая доля этих товаров в структуре импорта составляет 87%.

В 1 полугодии 2011 г. положительное сальдо экспорта и импорта со странами дальнего зарубежья составило 90 млрд. дол. и со странами СНГ 17 млрд. дол. Общий объем импорта составил 140 млрд. дол., основными импортерами являются страны дальнего зарубежья, из которых Россия импортирует в 5 раз больше товаров, чем из стран СНГ. Среди стран СНГ наибольший объем импорта поступает из Украины, Белоруссии и Казахстана.

Белоруссия и Казахстан, являющиеся лидерами среди стран СНГ по торговым отношениям с Россией, являются членами Таможенного союза. Понятно стремление России вовлечь в Таможенный союз и Украину, торговый оборот с которой превышает суммарный торговый оборот с Белоруссией и Казахстаном.

Динамики структуры импорта аналогична динамике структуры экспорта, но падение объемов импорта наблюдалось вследствие кризисов 1998 и 2008 г.г.

Основными недостатками структуры экспорта и импорта России являются:

- значительные объемы экспорта невозобновляемых ресурсов;

- зависимость от развитых стран по вопросам инновационного развития экономики и модернизации производства;

- значительные объемы импорта товаров, являющихся жизненно необходимыми благами;

- зависимость от динамики цен на нефть, создающая большую степень риска для макроэкономики страны;

- зависимость экспортно-импортных операций от последствий национальных и глобальных кризисов;

- наличие в структуре импортируемых товарах значительной доли товаров, вредных для здоровья (например, 1,5% алкогольных напитков, табачных изделий).

Основные достоинства экспортно-импортной структуры России:

- положительное сальдо экспортно-импортных операций;

- зависимость экономики практически всех стран мира от экспорта сырья, топливных и энергетических ресурсов из России


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник./Т.А. Агапова – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.
  2.  Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник. / М.К. Бункина – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001. – 416 с.
  3.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.
  4.  Камаев В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: учебник/В.Д. Камаев, М.З. Ильчикова, Т.А Борисовская. – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2012. – 384 с.
  5.  Костюнина Г.М. Мировая торговля товарами и услугами / Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008.
  6.  Курс экономической теории: Учеб. Пособие / А.В. Сидорович, Т.А. Агапова, В.Ф. Железова; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и сервис, 2001. - 829 с.
  7.  Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. – М.: ЮНИТИ, 1991.
  8.  Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  9.  Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2010 г
  10.  Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 231 с.
  11.  Макроэкономика: учеб./ В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич; СПб. ун-т экономики и финансов. - СПб. : Экон. шк., 1994. - 398 с.
  12.  Марыгова Е.А. Макроэкономика: Экспресс-курс. – М: Экономика, 2010.
  13.  Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008.
  14.  Мировая экономика. Юнита 1. Мировое хозяйство и международная торговля / разработано Н.А. Бодровой. – М.:СГУ, 2009. – 64 с.
  15.  Мировой рынок. Юнита 1. / разработано Г.В. Рябовой. – М.:СГУ, 2009. – 115 с.
  16.  Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс: учебное пособие/С.С. Носова. – М.:КНОРУС, 2008. – 520 с.
  17.  
  18.  Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 319 с.
  19.  Основы экономической теории: курс лекций / Е.Б. Мостовая. - М. : Инфра-М, 2012. - 496 с.
  20.  Основы экономической теории: учеб./ В.Д. Камаев, М.А. Абрамова, Л. С. Александрова. - М. : Владос, 1997. - 380 с.
  21.  Хлыпалов В.М. Мировая экономика: учебное пособие. - Краснодар: Кубанский издательский дом, 2012.
  22.  Экономика: учебник/ под ред. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2011.
  23.  Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.
  24.  Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 655 с.
  25.  www.gks.ru

Размещено на Allbest


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9289. Методы сердечно-легочной реанимации 24.76 KB
  Лекция № 8 Методы сердечно-легочной реанимации Актуальность: Эффективность сердечно-легочной реанимации зависит от своевременности оказания медицинской помощи При начале реанимационных мероприятий после наступления клинической смерти. Для констатац...
9290. Кровотечение. Реакция организма на кровопотерю 21.25 KB
  Лекция №9 Кровотечение. Реакция организма на кровопотерю. Петехия - небольшое кровоизлияние в кожу. Пурпуре – кровоизлияние в слизистые оболочки. Экхимозы - обширное кровотечение в кожу или слизистые. Гематома - ограничивание кро...
9291. Переливание крови и ее компонентов 21.79 KB
  Лекция №10 Переливание крови и ее компонентов Трансфузиология - это раздел клинической медицины, изучающий вопросы переливания у человека крови и ее препаратов, а также крове- и плазмозамещающих жидкостей с лечебной целью. Кровь - одна из...
9292. Осложнения при переливании крови. Методы профилактики и лечения осложнений 28.73 KB
  Лекция №11 Осложнения при переливании крови. Методы профилактики и лечения осложнений. Приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2002 года №363 Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови Гемотрансфузионные реакции и осложнения возникают в случ...
9293. Особенности обследования и предоперационной подготовки хирургического больного 16.3 KB
  Лекция №12 Особенности обследования и предоперационной подготовки хирургического больного Предоперационный период. Цель - снижение риска развития интра- и послеоперационных осложнений. Диагностический этап Подготовительный этап. Об...
9294. Операция. Способы формирования хирургического шва 18.76 KB
  Лекция Операция. Способы формирования хирургического шва. Операция - способ хирургического вмешательства, заключающегося в проведении специального механического воздействия на органы и ткани с лечебной и диагностической целью. Операция...
9295. Послеоперационный период 21.51 KB
  Лекция №14 Послеоперационный период Воздействие патологических факторов, обусловленных болезнью и операционной травмой, вызывает состояние, которое именуется системной постагрессивной реакцией. Классификация: Ближайший период (с 1 по 5-7 день)...
9296. Общие принципы лечения переломов костей 19.25 KB
  Общие принципы лечения переломов костей И стоит вопрос так, от того что студенты знают, лекции редко читают, нескольких слов. Травматизм занимает третье место, после респираторных заболеваний У мужчин 15-29 лет стоит на первом месте. Требуют гопитал...
9297. Деонтология в хирургии 21.89 KB
  Лекция №16 Деонтология в хирургии Термин деонтология введен вначале 19 века английским философом и священником Бентом, как название науки о профессиональном поведении человека. Деонтология – учение о нравственных аспектах действия врача в сфе...