90839

Социально-психологический портрет предпринимателя

Реферат

Психология и эзотерика

Говорят, предпринимателями, в широком смысле этого слова, не становятся, а рождаются. И остаются ими на всю жизнь. Значительное число исследователей сходятся во мнении, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы определенные способности.

Русский

2015-06-12

43.63 KB

4 чел.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Реферат на тему:

«Социально-психологический портрет предпринимателя»

               

Преподаватель: Кочетов П.В.

Студент гр. БШ-012-ЭР03: Лаптев С.А.

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.

1 Общие черты предпринимателей Ошибка! Закладка не определена.

1.1 Предприниматель по В. Зомбарту Ошибка! Закладка не определена.

1.2 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей 6

2 Специфические особенности российского предпринимателя 9

Выводы 14


Введение
Описание личности предпринимателя является одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Ведь в наше время многие молодые люди стремятся стать бизнесменами (предпринимателями), не понимая, с чем связана такая профессия1. Исследование Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации показало, что для образа жизни, которым живет эта категория населения, характерны: хронический стресс и перенапряжение, патогенный режим труда и отдыха, страх насильственной смерти (зачастую вполне обоснованный), коммуникативные перегрузки, многообразные семейные дисфункции, ведущие к невротизации и психопатизации детей, нездоровые способы снятия нервного напряжения с помощью алкоголя, секса, азартных игр. Сочетание хронического стресса с отсутствием осознания психологических проблем и низкой психологической культурой создает чрезвычайно большой риск психосоматических заболеваний.

Говорят, предпринимателями, в широком смысле этого слова, не становятся, а рождаются. И остаются ими на всю жизнь. Значительное число исследователей сходятся во мнении, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы определенные способности. Природной же предпосылкой их развития является наличие задатков, которые у всех различны. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания. Так, по данным западных исследователей, в 50 – 72 % (исследования разных лет) случаев у основателей фирм, по крайней мере, один из родителей имеет «свободную профессию» (работа на себя, творческая деятельность). Эти цифры значительно превышают показатели по другим видам деятельности. Другой пример: в Гарвардскую школу бизнеса принимают людей, обладающих предпринимательским типом личности, что определяется по специальному тесту Мейерса-Бригса. В результате 83% выпускников этой школы остаются предпринимателями не менее 5 лет.


1. Общие черты предпринимателей
1.1 Предприниматель по В. Зомбарту

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

– завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

– организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);

– торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются другие качества:

– хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;

– деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа — бюрократия. 

Черты бюрократа:

– преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия,

– коллективный интерес,

– дисциплина,

– потребность в четкой инструкции,

– наличие закрепленных функций.

Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто прежние правительства России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

В рамках социально-психологической теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

1) в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

2) в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

3) в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Среди личностных качеств, необходимых предпринимателю, можно также выделить:

– самостоятельность в глобальном смысле можно охарактеризовать, как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения,

– амбициозность определяется как повышенная самооценкой и вера в успех, которые придают человеку дополнительные силы и помогают справляться с трудностями,

– настойчивость означает желание делать всё возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы,

– трудолюбие проявляется, когда человек работает не только ради получения денег, а потому, что ему нравится сам процесс труда, он доставляет ему удовольствие,

– стойкость состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач.


1.2. Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей

К открытиям большой важности можно отнести заявление З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т.д.

В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой.

Классическое определение понятия «установки» звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка — состояние готовности к совершению определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные — в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.

Отечественные исследователи ^ А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так.

Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле»

Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.


Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. 

На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

  1.  
    простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
  2.  
    активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
  3.  
    компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
  4.  
    получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
  5.  
    использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.


Добавим к этому общую точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса на мотивы.



Мотивы:

  1.  
    желание быть хозяином своей судьбы;
  2.  
    стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
  3.  
    желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.


Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

Вывод: предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и исследования, выполненные рядом ученых, доказывают обязательное наличие способности доводить дело до конца, умения объединить вокруг себя людей, самостоятельности, амбициозности, настойчивости, трудолюбия, стойкости, благоприятствующих выполнению основных задач, т. к. предприниматель, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства. Также значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности.

2. Специфические особенности российского предпринимателя

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Развитие любой организации похоже на рост живого организма, который проходит одинаковые для всех организмов стадии. Ю. Г. Жемчужникова предложила оригинальную классификацию качеств российских предпринимателей на стадиях их развития:

Стадия 1.

Всем известно: для того чтобы началось новое дело нужен один, единственный человек, которого мы и зовем предпринимателем, который будет смелее других сначала в мысли, потом решится рискнуть своими силами, сбережениями, иногда именем, своим авторитетом перед друзьями, которых позовет с собой в бизнес. На этой стадии пока смешные "потери"   уйти с работы, поссорится с супругом (супругой) из-за неизвестности бюджета, пропустить отпуск с приятелями.

Стадия 2. 

Когда захлестнет волна первых трудностей, единственное что спасет (хотя многим покажется, что это везение)   смелость владельца. Она будет источником вдохновения сотрудников, поможет найти и средства, и способы, и ресурсы. 

Стадия 3. 

Потом все будет хорошо. Для всех кроме нее (него). Потребуется смелость, чтобы выстроить организацию (часто, потеряв друзей), распределяя должности и места в бизнесе. Здесь рядом со смелостью возникает неожиданное одиночество. Обычно владелец, по совместительству директор, превращая команду в организацию и страдая от хлопающих дверей и неодобрительных шуток в спину, обманывает себя. Пройдет, потом поймут. Не проходит? Приходится привыкать.

Стадия 4.

Перед этой стадией идет закладка стратегической выживаемости бизнеса. Предприятия делятся на тех, кто просто случайно выживает и увеличивает капитализацию (не зная этого термина), и тех, кто делает серьезные энергетические вложения в менеджмент. 

На этой стадии бизнесмены разделяются на три условные группы:

1) “Работающий владелец”   редкий вид людей, не имеющих пристрастий за пределами своего бизнеса и поглощающих прессинг работы, как наркотик. Чтобы фирма выжила после первого десятилетия своего существования, от этих людей требуется либо много знаний и навыков, либо фантастическое чутье.

В этой группе много хрестоматийных примеров таких как наши соотечественники: покойный Святослав Федоров, Александр Паникин, несметное количество мелких, средних, крупных бизнесменов.

2) “Хозяин”   человек, имеющий хороший доход и вкус к его расходованию. Освоив основные правила бизнеса, и порядком подустав от прорывов и сбоев, "наигравшись" в руководство, хозяин передает управление наемным менеджерам. Отношения с предприятием у разных хозяев отличается только частотой и эмоциональностью денежного вопроса. “Хозяину” практически безразличны отношения с персоналом предприятия, т.к. его круг общения совсем иной.

Самый распространенный представитель этого вида   акционер. В мелком бизнесе   традиционный владелец мелких торговых точек.

3) “Неопределившийся”. Это тот, кто пытается «усидеть на обоих стульях». С колебаниями во времени от нескольких дней до нескольких месяцев такой бизнесмен то активно руководит, то улетает на отдых. Сотрудникам приходится наблюдать то внедрение случайных находок от стратегического планирования до формы одежды и системы экономии бензина, то поиска сочувствия в вопросе «разве я не могу себе это позволить?»

Что интересно, представители всех трех видов интегрированы во все размеры бизнеса   от коммерческих палаток до транснациональных корпораций.

Видимо, нельзя однозначно сказать, какая ситуация более перспективна. В отечественном бизнесе сейчас, к сожалению, нарастает третий вид. Журнал “Карьера” недавно назвал эту ситуацию “дракой у руля”. Самое интересное в этой драке то, что менеджеры, в основном, знают, чего хотят, а именно: получить возможность управлять “без помех”. Владельцы же «гоняются за двумя зайцами»: сложно описываемой идеей контроля и потребностью в почете и уважении.

На самом деле идея контроля здесь лишь прикрытие. Контроль не имеет ничего общего с частым хождением по организации и выдачей случайных запросов и рекомендаций.

Например, весьма распространенная ситуация: владелец “решил” отойти от дел, нанял управляющего, но продолжает ходить по предприятию, “выяснять, что происходит”, подбрасывать идеи и увеличивать долги. Не имея даже идеи рентабельности, он, тем не менее, влезает в вопросы ежедневных расходов. 

Источников у ситуации три:

Первый источник   элементарное незнание основ контроллинга4, методов оценки ситуации, неумение ставить цели. Все это легко упраздняется грамотными менеджерами.

Второй источник   страх захвата компании. В нашей ситуации, страх не беспочвенен, т.к. юристы привлекаются лишь для покупки юридических лиц. В число привычек и правил не входят нормальные договорные отношения и бизнес почти полностью нелегален. Эта причина также упраздняется, особенно быстро при помощи хорошего юрисконсульта.

Третий источник   самый проблемный. Страх одиночества. Непонятность   куда податься? Человек, который целыми днями быть «в деле», вдруг наблюдает, как его подчиненные переориентируются на нового управленца (иногда более успешного). Внимание же к собственнику сводится к обычной вежливости. Наш бизнесмен видит в такой позиции чуть ли не предательство. Он то думал, люди работают не ради денег, что они команда, семья. Свою семью он за время усиленной работы успел упустить, друзей   подрастерять. Что же снова одиночество? Способны ли его скрасить дивиденды?

Приходиться констатировать: в нашей стране безнадежно утеряна культура собственника. Нигде не учат, не объясняют   как быть собственником, если ты не директор. Единственная, пожалуй, возможность   взять устав АО и представить себя единственным акционером. И еще, вспомнив былую смелость, взяться искать себе новые увлечения.

Существует еще одна классификация отечественных предпринимателей по типам:

Дилетант - наверное, самый распространенный типаж. Это бизнесмен, который стал таковым без какого бы то ни было предшествующего экономического опыта. Биографически Дилетант - бывший журналист, комсомольский, советский (а то и партийный) работник, экс-преподаватель, экс-аспирант, экс-спортсмен и т. д. Это не порок, а скорее достоинство - наличие политического или организаторского, исследовательского опыта очень помогает в принятии решений и общении с людьми. Слабость Дилетанта - желание компенсировать недостаток знания законов и практики активностью действий.

Дилетант может быть энергичным, открытым, не без вкуса одетым человеком, подчас с отменной репутацией в «прежнем воплощении». Цитируя Форда, Карнеги и газеты «Деловой мир», «Бизнес», «Коммерсантъ», он легко докажет выгодность и простоту предлагаемой сделки. При этом может оказаться, что Дилетант не представляет некоторых аспектов. Дилетант - это не столько тип бизнесмена, сколько этап в его развитии. 

Перекупщик - это бизнесмен, специализирующийся исключительно на коммерции. Поскольку «чистая коммерция» находится по сей день под сильным налоговым и юридическим гнетом, Перекупщик неумело маскирует свое лицо. При заключении договора он будет именовать свою фирму «производителем», товар «продукцией». Но стоит навести справки - и окажется, что его «продукция» еще не миновала чужих заводских ворот или далекой таможни.

Перекупщик вынужден жить от операции до операции, у него не может быть далеко идущих перспективных планов. Это накладывает отпечаток на личность: Перекупщик старается «рвать цветы, пока цветут», потреблять, пока есть на что. 

Перекупщиком становится человек с достаточно простым экономическим мышлением. Это не стратег, не организатор, не новатор, но при этом обладатель завидной хватки. В общении Перекупщика выдает этакая вальяжность, нарочитая небрежность и лексикон: «бешеные бабки», «баксы», «прокрутить», «прокачать», «дать на лапу»; «толкнуть», «кусок» .

Следующий вид - Ездок. Это люди, критерием успеха для которых является частота и продолжительность загранкомандировок. Ездоки, как правило, рождаются в отделах внешнеэкономических связей крупных предприятий. Такие отделы начали создаваться после принятия постановления правительства, давшего предприятиям внешнеэкономическую самостоятельность..

Ездок избирателен в своих контактах: он довольно пассивен в отношениях с НПО, СП, МП, кооперативами и оживляется, встретив иностранного предпринимателя. Тут же активизируются переговоры, с сувенирами и обилием спиртных напитков. Успешное завершение - вызов на переговоры заграницу. Целесообразность контракта, его выгодность теряют своё значение.

Вывод очевиден - наличие Ездоков приносит определенный ущерб. Ущерб исчисляется сотнями тысяч долларов упущенной выгоды. Ущерб дополняется случаями подкупа. Ущерб имеет моральную сторону - дельные специалисты, глядя на Ездоков, теряют веру в справедливость и самих себя. Ездоки распространяются столь интенсивно во многом потому, что альтернативой зачастую им выступает еще менее симпатичный тип бизнесмена. Например, Монополист.

Монополист - это предприниматель, основным мотивом поведения которого является простой факт: он «сидит на дефиците». В роли Монополиста могут выступать директора заводов, выпускающих позиции, пользующиеся особым спросом. Монополист может предстать железнодорожным чиновником, работником госстраха, директором издательства, управляющим строительным трестом и др. Сочетание государственной собственности и дефицита порождают бизнесменов-монополистов в самых разных отраслях.

По сути, Монополист вообще ни в чем не заинтересован, если отдает вышестоящей инстанции почти всю прибыль. В этом случае Монополист - пассивный тип, равнодушный к наилучшим деловым предложениям. Но если Монополиста «перевели на хозрасчет», это может обернуться только худшими последствиями.

Твердо ощущая свою монополию, Монополист будет вас беззастенчиво обирать. Например, вы - автор и пришли издать на коммерческих началах книгу в единственном местном издательстве.

Монополист-директор поставит условия: бумага ваша, сбыт ваш, расценки работ договорные. И еще намекнет на туманную зависимость успеха вашего издания от возможности приобретения импортной видеотехники. Другой Монополист, зная, что вы представляете предприятие-экспортера, на пороге встретит вас безапелляционным: «Оплата только в инвалютных рублях первой категории!» А оплата, как вы догадываетесь, за более чем купонные товары или услуги. Несомненно, что Монополист как тип - прямой продукт гос- и партмонополии. 

Помимо описанных выше, есть более специфические типы людей бизнеса.

Например, Человек-Таксометр. Это не самостоятельный предприниматель, а клерк, столь высоко оценивающий свои услуги, что не предлагает их, а продает, не торгуясь и набивая себе цену.

Есть не типы, а типичные представители эволюции предпринимателей, например Бизнесмен-Дегенерат. Это определение относится не к умственным способностям, а к изменениям, происходящим с личностью. Руководитель новообразованной фирмы показал себя энергичным и целеустремленным человеком. Его обаяние позволяло быстро достигать выгодных соглашений, его демократизм и добродушие собрали отличную «команду» - классных специалистов и просто порядочных людей. На шефа смотрели не снизу вверх, но с легким дружеским восхищением.

За считанные месяцы фирма от папки с документами выросла до высоты прекрасного административно-производственного комплекса, обросла сервисными участками, складами, автопарком. Рука вчерашнего дебютанта начала распоряжаться судьбами десятков людей, большими средствами и ценностями. Он присмотрелся к себе - не слишком ли я прост? И выстроил кабинет с тамбуром и приемной, где расположилась секретарша. Вчерашние друзья-коллеги стали ждать очередь на прием. Личный шофер, он же телохранитель, отнюдь не на «Жигулях» днем и ночью возил его куда прикажут, включая рынок, сауну, магазины. Коллегиальные обсуждения планов сменились директивами.

Дальше - больше. Переоценка самого себя переросла в легкую форму мании величия с непременными ее симптомами: прожектерством и подозрительностью. Директор стал раздавать громкие обещания, не подкрепленные реальными ресурсами.

Партнеры стали один за другим отворачиваться от предприятия и его несостоятельного руководителя. Он начал искать вокруг себя врагов и, естественно, их находил. И начал помаленьку увольнять. Атмосфера команды сменилась нервозным духом камеры смертников: кого выведут следующим?

Из активного, современно мыслящего и демократичного предпринимателя наш герой превратился в заурядного госдиректора. Правление фирмы отказалось от услуг этого руководителя. Сегодня он руководит другим, вновь созданным предприятием (9, С. 22).

Вывод: социально-психологическая ситуация, в которой находится современный российский деловой человек, формирует у него следующие психологические особенности:

  1.  
    рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;
  2.  
    недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;
  3.  
    автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей);
  4.  
    агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
  5.  
    авторитарность — преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;
  6.  
    амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;
  7.  
    экстрапунитивность — склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;
  8.  
    суеверно-мистическая настроенность — парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которое объясняется отмеченной выше невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией. Бизнесмену легче признать влияние иррациональных сил, чем свою неспособность рационально осмыслить ситуацию.



Заключение
Итак, отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству. Предпринимательство рассматривается как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности. 

Предпринимательство — это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, которые позволяют нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли. 

Вместе с тем людям, которые стремятся стать предпринимателями, необходимо понимать, что этот вид деятельности (особенно в нашей стране) связан не только с материальным благополучием и финансовой независимостью, но и с хроническими стрессами и перенапряжением, страхами, семейными дисфункциями, потерей друзей. Именно поэтому будущему предпринимателю необходимо хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм.


Список литературы

1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. – М., 1994.

2. Авдеев А.С., Рябова Е.Е. Предпринимательство в России. – М., 2000.

3. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. – Спб., 2004.

4. Душацкий Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // СОЦИС. 1998. №1

5. Емельянов Е.Н., Поварницына Е.Е. Психология бизнеса. – М., 1998.

6. Жемчужникова Ю.Г. Психологический портрет предпринимателя // Российское предпринимательство. 2001. №3

7. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. – СПб., 2004.

8. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. – М., 1996.


9. Савкин В.И. Предпринимательская среда в оценке предпринимателей // СОЦИС. 1999. №7

10. Смольков А.В. Предпринимательство как особый вид деятельности // СОЦИС. 1994. №2


1 Если привести данные по России, по опросам социологов в Санкт-Петербурге, предпринимательством хотели бы заниматься (о способностях речь не идет) до 12% населения, а в тверской глубинке — менее 1%.


2 Йозеф Шумпетер – американский экономист.


3 Бенгт Карлоф – шведский специалист по менеджменту.


Контроллинг — это комплексная система управления предприятием включающая в себя управленческий учёт, учёт и анализ затрат с целью контроля всех статей затрат, всех подразделений и всех составных производимой продукции или услуги и их последующего планирования. Контроллинг обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54141. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 35.5 KB
  Мета: освітня: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розв’язувати неповні квадратні рівняння; розвиваюча: розвивати вміння вільно висловлюватися з теми відпрацьовувати вміння говорити коротко але по суті й переконливо; виховна: виховувати активність увагу...
54142. Загальна схема дослідження функції та побудова її графіка 624 KB
  Узагальнити та систематизувати знання студентів з теми Дослідження функції і побудова її графіка за допомогою похідної. Знайдемо стаціонарні точки функції. За допомогою другої похідної знаходимо напрямки опуклості і точки перегину графіка функції: критична точка другого роду.
54143. Додавання і віднімання десяткових дробів 44.5 KB
  –Перевіримо чи всі документи готові для експедиції – перевірка готовності робочих місць наявність домашнього завдання. Підготовка до експедиції. – При виконанні завдань експедиції необхідно вміння перевіряти себе. До експедиції готові то ж у путь ІІІ.
54144. Степень с отрицательным целым показателем 295.5 KB
  Но дай срок обдумать ответ. Повелитель был ответ приказание твое исполняется. Повелитель ответили ему математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час ответил старик.
54145. Формирование самообразовательной компетентности учащихся 9-ых классов способами математики 260.5 KB
  Вы будете знать: историю развития понятия функции разные способы преобразования графиков функций новые методы решения систем уравнений и неравенств второй степени и высших степеней; уметь: исследовать и строить графики квадратичных функций которые содержат переменную под знаком модуля решать неравенства и уравнения с параметрами проводить сравнительный анализ разных методов решения обобщать и систематизировать полученную информацию писать рефераты выбирать и работать с дополнительной литературой. Головне видво1989 елевая установка...
54146. Диференційований підхід при вивченні дисципліни «Вища математика» 55.5 KB
  Він направлений на те щоб навчити студентів розуміти загальні завдання навчання організовано працювати допомагаючи один одному формувати відчуття честі колективу і здатність відстоювати її. Принцип диференційованого індивідуального підходу до студентів обумовлений особливостями індивідуального розвитку типів вищої нервової діяльності а також прагненням найкращим чином розвивати в процесі навчання творчі сипи і здібності студентів. За малої кількості навчальних годин орієнтація на максимум засвоєння навчального матеріалу практично...
54147. ВІДПОЧИНОК ПОРУЧ З МАТЕМАТИКОЮ 77 KB
  У теплий червневий вечір мешканці вулиці Абхазька міста Дніпропетровська стали свідками незвичайного. З рюкзаками та чемоданами у гуртожиток Дніпропетровського обласного ліцею-інтернату фізико-математичного профілю стали збиратися юнаки та дівчата. Це дійсно було дивним, бо давно вже канікули.
54148. Сценарій проведення гри-конкурс «Математичне асорті» 89.5 KB
  Мета: Розвивати та поглиблювати інтерес учнів до математики, виховувати згуртованість, повагу до товаришів та їхньої думки. Сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних здібностей.
54149. ФОРМУВАННЯ ПІЗНАВАЬНОГО ІНТЕРЕСУ ТА ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОТІ УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ТА ЧИТАННЯ 505 KB
  Мета сучасної української школи – створити максимально сприятливі умови для розвитку індивідуальності, для формування творчих здібностей кожного учня. У кожної дитини є індивідуальні особливості памяті, уваги, мислення. Активізуючи їх, я визначаю пізнавальні можливості і стимулюю пізнавальний інтерес.