9084

Особенности мифологического мировоззрения

Доклад

Религиоведение и мифология

Особенности мифологического мировоззрения Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира...

Русский

2013-02-22

19.16 KB

206 чел.

Особенности мифологического мировоззрения

  1. Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.

Мифы - древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев - многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением.

  1. Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.
  2. Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой "Илиаде", индийской "Рамаяне", карело-финской "Калевале" и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде "живут" образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли - анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, - своего рода "художественную религию", полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.

  1. Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных

  1. Миф  выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

С его помощью осуществлялась связь "времен" - прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49834. Работа со списками и таблицами в текстовом редакторе (MS Word, OOo Writer) 4.67 MB
  Приложение Writer – текстовый редактор, позволяющий разрабатывать и выпускать текстовые документы, содержащие графические объекты, таблицы и диаграммы. Документы могут быть затем сохранены в различных форматах, включая Microsoft Word, HTML или даже формат PDF (Adobe Portable Document Format).
49835. Расчет волновода. Расчет структуры переменных электромагнитных полей в волноводе 223.5 KB
  Для численных параметров задачи построить эпюры полей по осям x y z также картину распределения полей в плоскостях xy и xz. Рассчитать заданные характеристики полей и построить их зависимости от частоты. Поскольку характер изменения полей по оси z задается выражением.
49836. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ» 990.5 KB
  Данная тема занимает важное место в процессе производства и реализации, так как в итоге от грамотного, рационального распределения затрат зависит финансовый результат (прибыль/убыток) деятельности фирмы, он то и является главной целью всего процесса.
49837. Расчет цепного конвейера 4.78 MB
  Общий коэффициент полезного действия привода определяется по формуле ɳобщ = ɳм1 ɳ1 ɳ3 ɳм2 ɳприв = 099 097 097 099 099 = 0913 где ==099 коэффициент полезного действия муфты М1 и М2; ==097 коэффициент полезного действия зубчатой передачи с цилиндрическими колесами; =099 коэффициент полезного действия подшипников. Мощность электродвигателя определяется по формуле Pэд = Ft V 103 ɳ общ = 6307 103 0913 = 483 кВт где =6300 Н окружное усилие на звездочках =07 м с...
49838. Проектирование привода вертикального вала 3.89 MB
  Определение мощности частоты вращения и крутящего момента для каждого вала. Проверочный расчет тихоходного вала наиболее нагруженного на усталостную прочность и выносливость. Определение частоты вращения приводного вала: мин1 где диаметр звездочки мм. Определение частоты вращения вала электродвигателя: Т.
49839. Технологический процесс изготовления детали “Форсунка” 133.5 KB
  БАУМАНА Калужский филиал Кафедра К1КФ Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту на тему: Технологический процесс изготовления детали Форсунка Введение. Применяемый на ОАО КАДВИ технологический процесс изготовления детали Форсунка является вполне современным. Припуск слой материала удаляемый с поверхности заготовки в целях достижения заданных свойств обрабатываемой поверхности детали. Базирование детали происходит по внешней торцевой поверхности мм с упором в противоположный торец.