90846

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ГОРМОНОВ КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ

Лекция

Медицина и ветеринария

Минералокортикоиды – гормоны коры надпочечников, влияющие на минеральный обмен, главным образом на обмен натрия и калия. Эти гормоны способствуют реабсорбции в почечных канальцах ионов натрия и секреции ионов калия. Таким образом, натрий задерживается, а калий выводится.

Русский

2015-06-12

52.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT3

ТЕМА 3.14  ГОРМОНАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИХ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕНИТЕЛИ И АНТАГОНИСТЫ. АНАБОЛИЧЕСКИЕ СТЕРОИДЫ 

ЗАНЯТИЕ 46   ЛЕКЦИЯ №32 (комбинированное занятие)

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ГОРМОНОВ КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ГОРМОНОВ КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ

Надпочечники – железы внутренней секреции, прилегающие к верхним полюсам почек (отсюда их название). В надпочечниках различают мозговой (внутренний) слой и корковый (наружный) слой. Мозговое вещество продуцирует и выделяет в кровь адреналин, кора надпочечников – гормоны.

Гормоны коры надпочечников называются кортикостероидами.

Кортикостероиды представлены тремя группами:

  1.  Минералокортикоиды
  2.  Глюкокортикоиды
  3.  Половые гормоны

Половые гормоны (мужские и женские) вырабатываются корой надпочечников по сравнению с половыми железами в небольших количествах.

МИНЕРАЛОКОРТИКОИДЫ

Минералокортикоиды – гормоны коры надпочечников, влияющие на минеральный обмен, главным образом на обмен натрия и калия.

Эти гормоны способствуют реабсорбции в почечных канальцах ионов натрия и секреции ионов калия. Таким образом, натрий задерживается, а калий выводится.

При избыточной продукции минералокортикоидов возникают:

  1.  Отеки, связанные с задержкой натрия и соответственно воды в организме;
  2.  Повышение артериального давления (как следстиве задержки натрия);
  3.  Гипокалиемия (сопровождается мышечной слабостью и аритмиями.

При недостатке минералокортикоидов:

Усиливается выведение натрия и воды почками – происходит обезводивание организма. Обезвоживание является одним из симптомов общей недостаточности надпочечников, которая может возникать при поражениях надпочечников.

Основным минералокортикоидом является АЛЬДОСТЕРОН, а продуктом его превращения – менее активный дезоксикортикостерон.

ДЕЗОКСИКОРТИКОСТЕРОНА АЦЕТАТ – синтетический аналог минералокортикоидов, применяемый для лечения недостаточности надпочечников, миастении.

ФЛУДРОКОРТИЗОН (кортинефф) – применяют аналогично дезоксикортикостерону.

Побочные эффекты: повышение АД, отеки, провоцирование сердечной недостаточности.

ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ

Глюкокортикоиды – гормоны коры надпочечников, оказывающие влияние на углеводный обмен (стимулируют синтез гликогена).

Влияние  глюкокортикоидов на организм:

  1.  Оказывают влияние на углеводный обмен (стимулируют синтез гликогена в печени и повышают содержание глюкозы в крови). Уменьшают усвоение глюкозы тканями организма, вызывают гипергликемию вплоть до развития «стероидного диабета».
  2.  Влияют на белковый обмен – способствуют превращению белков в углеводы, нарушая синтез белков. Это действие называется «катаболическое действие»;
  3.  Стимулируют образование паратгормона и этим уменьшают кальцификацию костной ткани – при длительном применении вызывают остеопороз;
  4.  Изменяется жировой обмен – происходит изменение в распределении жирав организме –уменьшение отложения жира в области рук и ног и увеличение  на лице, шее, спине и животе;
  5.  Ни минеральный обмен влияют как и минералокортикоиды – увеличивают выведение калия и уменьшают выведение натрия – но в значительно меньшей степени.
  6.  Подавляют активность лимфоидной ткани и вызывают эозино-, нейтро-, лимфопению. Но в то же время стимулируют образование тромбоцитов и эритроцитов.
  7.  Влияние на сердечно –сосудистую систему – повышается чувствительность адренорецепторов к катехоламинам, усиливается прессорное действие ангиотензина, уменьшается проницаемость капилляров, поддерживается нормальный тонус артериол, повышается сократимость миокарда.
  8.  ТОРМОЗЯТ АКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ РАЗРУШАЮЩИХ ТКАНИ ФЕРМЕНТОВ — протеаз и нуклеаз, металлопротеиназ, гиалуронидазы, фосфолипазу и др., тормозят синтез простагландинов, кининов, лейкотриенов и других медиаторов воспаления из арахидоновой кислоты.

Основные свойства глюкокортикоидов:

  1.  Высокая противовоспалительная активность, связанная со способностью угнетать образование простагландинов (самых активных медиаторов воспаления). ГКС угнетают все фазы воспаления, независимо от вызвавшей воспаление причины;
  2.  Высокая противоаллергическая активность. Влияют на все этапы развития аллергии – подавляют развитие иммунных клеток (иммунодепрессивное действие), уменьшают продукцию антител, предупреждают разрушение тучных клеток и выделение из них медиаторов аллергии, оказывают действие, противоположное медиаторам аллергии (уменьшают проницаемость сосудов, повышают АД);
  3.  Подавляют развитие соединительной ткани
  4.  Угнетают лимфоидную ткань и в связи с этим проявляют иммунодепрессивную активность
  5.  Оказывают противошоковое и антитоксическое действие, связанное с повышением АД,
  6.  Способствуют эритропоэзу и быстрейшему восполнению кровопотери

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ГКС:

  1.  Неотложные состояния – шок, астматический статус и др.
  2.  Терапия средней продолжительности действия при болезнях крови, с целью подавления гранулематозного процесса (при болезни Крона, лимфогрануломатозе)
  3.  Длительная терапия системной красной волчанки, ревматоидного артрита, бронхиальной астмы
  4.  Заместительная терапия при надпочечниковой недостаточности.

Абсолютных противопоказаний к применению ГКС нет.

Относительные противопоказания:

  1.  Сахарный диабет в стадии декомпенсации (особенно опасны фторированные ГКС дексаметазон, триамцинолон);
  2.  Психические заболевания, эпилепсия. Меньше всего влияет метилпреднизолон;
  3.  Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;
  4.  Выраженный остеопороз;
  5.  Тяжелая артериальная гипертензия;
  6.  Тяжелая сердечная недостаточность.
  7.  Острые инфекционные процессы, в т. ч. глаз и кожи.

При длительном применении нежелательные эффекты:

  1.  Ятрогенного кушинга (перераспределение жировой ткани –«луноподобное лицо») с повышением АД, развитием стероидного диабета, остеопороза и язвы желудка;
  2.  Активация эндогенной инфекции (бактериальной, туберкулеза);
  3.  Изменения психики (бессонница, возбуждение, судороги, психозы);
  4.  Осложнения со стороны глаз (катаракта, поражение роговицы, глаукома);
  5.  Повышение  свертываемости крови.
  6.  Подавление функции гипофиза. Это может привести к уменьшению выработки гонадотропного и тиреотропного гормонов. Это приводит к нарушениям менструального цикла, задержке роста у детей.

Для снижения частоты побочных эффектов предлагаются меры:

  1.  Адекватный выбор ГКС;
  2.  Учет циркадных ритмов при постоянной схеме применения – применяют утром.
  3.  Использование минимальных поддерживающих доз;
  4.  Альтернирующая схема приема (через  день);
  5.  Назначение ГКС при БА ингаляционно;
  6.  Использование при кожных болезнях местно.
  7.  Во время лечения с питанием получать достаточное количенство белка, ограничить введение натрия хлорида, увеличить потребление калия.

Во время лечения ГКС постоянно контролировать уровень артериального давления, содержание глюкозы в крови, свертываемость крови, диурез и массу тела больного, следить за состоянием психики.

Основным естественным глюкокортикоидом является гидрокортизон. Наряду с глюкокортикоидной активностью,  он в одинаковой степени влияет и на минеральный обмен.

Синтетический аналог ПРЕДНИЗОЛОН в 3 раза эффективнее гидрокортизона по противовоспалительному действию и меньше влияет на минеральный обмен.

ДЕКСАМЕТАЗОН является еще более активным, не обладает минералокортикоидной активностью.

МЕТИЛПРЕДНИЗОЛОН практически равен по активности преднизолону, чуть меньше минералокортикоидная активность. Меньше всего влияет на артериальное давление.

ТРИАМЦИНОЛОН практически равен по активности преднизолону, не обладает минералокортикоидной активностью.

БЕКЛАМЕТАЗОН, МОМЕТАЗОН, ФЛУТИКАЗОН, БУДЕСОНИД при ингаляционном  применении оказывают малое системное действие. В связи с этим нашли широкое применение для лечения бронхиальной астмы.

Для лечения кожных заболеваний (экзем, псориаза, аллергических дерматитов), применяют ГКС, которые плохо всасываются в кожу и не оказывают выраженного резорбтивного действия (ФЛУОЦИНОЛОН, БЕТАМЕТАЗОН, ФЛУМЕТАЗОН и др.).

После резкой отмены ГКС после системного применения возникает «синдром отмены», проявляющийся в виде обострения процесса. Поэтому лечение заканчивают постепенно уменьшая дозы. В течение 3-4 дней после отмены препарата назначают кортикотропин в небольших дозах для стимулирования коры надпочечников.

При применении ГКС с целью оказания неотложной терапии постепенной отмены не нужно, отмена проводится резко.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54467. Microsoft Word 97 1 MB
  Порядковый номер видимой в окне страницы документа Номер раздела в котором находится видимая страница Номер видимой страницы общее число страниц в документе Расстояние от курсора ввода до верхнего края страницы Номер строки в которой находится курсор Номер позиции курсора в строке Индикатор режима записи макрокоманды Индикатор режима редакторской правки Индикатор режима расширения маркировки Индикатор режима замены Режимы отображения документа...
54468. Microsoft Word 2000 2.67 MB
  Порядковый номер видимой в окне страницы документа Номер раздела в котором находится видимая страница Номер видимой страницы общее число страниц в документе Расстояние от курсора ввода до верхнего края страницы Номер строки в которой находится курсор Номер позиции курсора в строке Индикатор режима записи макрокоманды Индикатор режима редакторской правки Индикатор режима расширения маркировки Индикатор режима замены Индикатор языка Режимы...
54469. Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів 9.85 MB
  Обладнання: мультимедійний проектор презентація уроку Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів презентація Історія математичних позначень презентація Багатозначні терміни. Оголошення представлення теми та очікуваних результатів слайди № 1-4 Надання необхідної інформації слайд № 5 Інтерактивна вправа...
54470. Математичне моделювання 39.5 KB
  Усні вправи: Якими математичними поняттями зручно змоделювати зображені предмети з навколишнього середовища слайди № 11-16 Розвязування прикладних задач слайди № 23-24 Коментарі до розвязування задач Задача 1. Дана задача прикладна бо в ній говориться про поверхню підлоги нематематичне поняття. слайд № 25 Задача 2. Це також прикладна задача з практичним змістом.
54471. Використання та розробка мультимедійних ресурсів для навчання школярів 118 KB
  Тому зробимо спробу розібратися в тому що представляє собою урок з використанням мультимедійних засобів навчання та як можна залучити учнів до створення мультимедійних ресурсів сучасного уроку мови та літератури. Розпочинаються вони з того що зміст мультимедійного уроку припускає наявність певного пакету: мультимедійну презентацію; сценарій уроку що деталізує виведення та шляхи реалізації навчальних завдань опис технологічних прийомів; наявність відповідного до уроку дидактичного матеріалу; контрольновимірювальні матеріали що...
54472. Музыка в баснях 47 KB
  Цели:организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке; помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой; создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать...
54473. Музыка и искусство слова 113 KB
  Цель урока: организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве; обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях; содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство; содействовать развитию у детей умения общаться;...
54474. Могут ли музыка и литература жить друг без друга? 42 KB
  Цели: направить деятельность учащихся на обобщение представления о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой их взаимовлиянии и взаимодополнении; содействовать развитию представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира; способствовать формированию интонационно-слухового опыта учащихся развитию вокально-хоровых навыков; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся как составляющей духовной культуры; продолжить использовать...
54475. Музыка в рассказах 136 KB
  Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.