9085

Структура философского знания. Философия и наука - сходство и различие

Доклад

Логика и философия

Структура философского знания. Философия и наука - сходство и различие. Сущность и специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием...

Русский

2013-02-22

19.88 KB

62 чел.

Структура философского знания. Философия и наука – сходство и различие.

Сущность и специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в егодвойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, чтофилософия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

 имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

6

 носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основные разделы философии

Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и...логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.

Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Ценностей теория, аксиология, философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Социокультурная ценность научного и философского знания.

Люди архаического периода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, как особый способ освоения действительности. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром, с таинственными стихиями и силами. Систе матическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия»(от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «фи лософия» приписывают Платону.

Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятель ная наука философия формируется в VII-V вв. до н. э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период проходил активный процесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного  и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия пре вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем моральногосовершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Сходство философии и науки

Рациональность, систематизированность, стремление к открытию законов, практическая значимость, обоснованность.

Отличия философии от науки

1)Наука испытывает постоянное движение вперед. Философия возвращается к одним и те же проблемам, ее  проблемы вечны.

2)Различный понятийный аппарат. Язык науки – четкая фиксация объема и содержания понятий, философия создает свой язык понятий.

3)Частные науки могут учитывать опыт других наук. Философия пытается учесть весь имеющейся опыт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72292. Учреждения и органы, исполняющие наказания 346 KB
  Нормы уголовно-исполнительного законодательства закрепляющие виды исправительных учреждений правила их назначения и изменения различным категориям осужденных а также правила определения места отбывания лишения свободы содержат существенные недостатки выражающиеся в их рассогласованности отсутствии...
72293. Економічне обґрунтування конкурентоспроможності продукції (на прикладі ПАТ «Поліссяхліб») 827 KB
  Дослідження конкурентоспроможності підприємства в умовах економічної ситуації, яка склалась в Україні, дає змогу розглядати її як комплексну характеристику потенціальних можливостей забезпечення конкурентних переваг у перспективі.
72294. Бизнес-план по созданию дополнительного гостиничного комплекса ЗАО «ГК «Крона №2» 442.09 KB
  Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности организации.
72295. Определение рыночной стоимости имущественного комплекса ЗАО «Саянстрой» 147.45 KB
  Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки их стратегии. Эффективность принимаемых управленческих решений зависит от качества проведения оценки. Качество самой оценки предприятия зависти от достоверности используемой информации применяемых подходов и методов оценки.
72296. Разработка технических параметров проектируемого издания 1.34 MB
  Целью курсового проекта является разработка технических параметров проектируемого издания, подбор технологического оборудования, материалов, выполнение необходимых технологических расчетов для выпуска заданной продукции.
72297. Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка 244 KB
  Выполняя функцию руководства учебно – познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.
72298. Анализ видов социальной работы с детьми-инвалидами в процессе реабилитации 559.91 KB
  Опыт социальной адаптации детей инвалидов Организация исследования цели и задачи.2 Социально-психологический статус умственно-отсталых детей при поступлении в абилитационное отделение. Данные всемирной организации здравоохранения ВОЗ свидетельствуют что число таких жителей в мире достигает...
72299. Выявление условий и форм внеклассной работы, способствующих повышению качеств знаний учащихся 61.99 KB
  Цель работы: выявить условия и формы внеклассной работы способствующие повышению качеств знаний учащихся. Гипотеза: использование внеклассной работы по физике способствует повышению качества знаний учащихся. Задачи квалификационной работы: дать психолого-педагогическое обоснование внеклассной работы...
72300. Локомотивное эксплуатационное депо. Выполнение разреза аккумуляторной батареи «75 КРН-150 Р» 481.01 KB
  Основные задачи железнодорожного транспорта – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы, безопасность движения на единицу перевозок, повышение скорости и сроки доставки грузов...