90854

Становление древне-русского общества и государства (8-10 вв.)

Лекция

История и СИД

Социо-культурные основы становления и развития славянских племен. Проблема происхождения русского государства. Принятие православия и его последствия. Восточные славяне: русские, украинцы, белорусы. Западные славяне: поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане. Южные: болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы.

Русский

2015-06-12

260 KB

1 чел.

Тема 2. Становление древне-  русского общества и государства  (8-10 вв.)

 

  1.  Социо-культурные основы становления и развития славянских племен.
  2.  Проблема происхождения русского государства.
  3.  Принятие православия и его последствия.

Восточные славяне: русские, украинцы, белорусы.

Западные славяне: поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане.

Южные: болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы.

Дописьменная история, источники:

Лингвистика –языкознание,

Археология, этнография, ономастика – изучение имен собственных,

Антропология- наука о происхождении и эволюции человека,

Фольклористика.

Славяне, германцы,кельты, греки, италийцы, балты и др. – индоевропейская языковая семья. 

Прародина индоевропейцев ?

Дискуссии. Версии : 1)Балкано-Дунайская или Балкано-Карпатская, 2) Юго-Восточная Европа и Причерноморье, 3) Азиатская ( Восточная Анатолия, Ю.Кавказ, Сев. Месопотамия)

5 тыс. до н.э.  Языковое единство

племен : мать  в литовском –Motina”,

в латышском- “Mate”,

древнерусском-“Muti”, древнеиранском(Авеста)-“Matar”,

новоперсидском- “Madar”,

латинском- “Mater”,  ирландском-Mather

глагол “искать” в сербохорватском –

Ieskoti”, литовском- древнеиндийском –“Icchati”,  английском –“Ask

языки имели общую основу

по месту обитания народов, говоривших на сходных языках общность назвали индоевропейцами.

4-3 тыс. до н.э. –распад индоевропейской общности

экологический кризис

Среди индоевропейцев выделилась языковая и культурная общность – древнеевропейцы – Сев. Причерноморье.

Расселение их по Сев.  Европе – к=ра шнуровой керамики

3 тыс. – вторая волна миграции: от Пиренеев и Бретани до Ср. Дуная : к-ра “колоколовидных кубков”

6 в. до н.э. – нашествие скифов ( ираноязычных племен) в районы Вислы ит Одера

Контакты скифов с племенами Лужицкой культуры – начало формирования славянского этноса + балты = культура “подклошевых погребений”

Клош, польск.-колоколовидный керамический сосуд

Районы Вислы, Варты, Припяти, Волыни.

Это первая славянская культура.

Жилища- полуземлянки или наземные столбовывые конструкции;

Трупосожжение, бескурганные могильники, урновые и безурновые;

Керамика без гончарного круга (горшки яйцевидной формы, выпуклобокие амфоры, кубки, клоши, кувшины, миски с ребристыми краями;

Плужное земледелие:просо, пшеница, ячмень, горох, бобы, лен.

Железные орудия.

Славянский язык – в тесном контакте с балтами , германцами, иранцами, кельтами, фракийцами. Германцы называли славян “венетами”.-

Германизмы в славянском языке :

KЪNEZЪ”-князь, “CHLEBъ”-печеный хлеб, “Bludo”-блюдо,“Kotъlъ

”-котел, “Kupiti”-купить,“Chlevъ”-хлев, “Selmъ”-шлем,“Dъlъg”- долг, “ Mesъ”-меч

2 в. до н.э. – кельтское вторжение.

Расселение славян в Припятском полесье и Ср. Днепре.

Зарубинецкая культура. Очаг, друхскатная соломенная или глиняная крыша, хоз. Ямы около жилищ, жел. серпы, косы, топоры, долото, рыболовные крючки , шило, бронзовые украшения, фибулы. Использовали провинциальные римские изделия: гончарную посуду, стеклянную посуду, костяные гребни, серебряные монеты. Киевское население использовало выемчатую эмаль ( от балтов).

В районе Дуная, Прикарпатья(2 в.до н.э.-5 в. н.э.) этнокультурный синтез славян, готов, скифо-сарматов.

Сложился славянский союз-АНТЫ ( от иранск. – «живущие на окраине»)

4-5 вв.н.э. – Великое переселение народов.

Причины :

1)изменения европейского климата, похолодание, увеличение увлажненности почвы, повышение уровня рек и озер

2) нашествие кочевников. Готы. Гунны.

Распад славянской общности. Несколько больших группировок:1)пражско-корчакская или склавины ( по Иордану)- по рр. Сава, Висла, Днестр. Первое упоминание славян под своим именем.

Славяне от « слово», т.е. «ясно говорящие» в отличие от «немцев», т.е. «немых».

Склавины, дулебы, поляне, ленчицане, середзане, слензяне, дедошане, бобряне. Это основа будущих поляков.

На Ср. Дунае- седличане, лучане, дечане, лемузы, пшоване, дулебы, чехи и мороване – будущие чехи и словаки.

Между верхним течением Зап. Буга и Днепра – дулебы, от которых отпочковались волыняне, древляне, поляне, дреговичи и др.-одна из компонентов древнерусской народности.

Нач. 7 в. – новая волна миграции славян. Авары. Сербы и хорваты из Венгрии в Ср. Подунавье, создали политическое объединение. Завоёвано  аварами. В рамках аварского каганата – складывается сербская народность.

Хорваты - в борьбе с аварами, в рамках франкского государства – политическое объединение и народность хорватов (иранск.- «страж скота», или Хорваты от «сарматы»-«женский», «изобилующий женщинами»)

Группировка Новгородско- Псковских и ильменских славян, с 4-5 вв.

По культуре (культура длинных курганов, сопок), по антропологическим данным (суббрахикефальность черепа-низкое или сравнительно-низкое, узкое лицо) ильменские славяне близки балтам. Они также участвовали в складывании древнерусской народности.

В 6-7 вв. на Нижнем Одере – велеты или лютичи. «вел» — слав. Корень = великан, богатырь. Свирепый характер = лютичи.

Вошли в состав польской народности.

С 6-7 вв. на Балканах – Славии или «славинии»- славянские политические союзы - племенные княжения. Завоеваны болгарами ( тюрками). Славяне ассимилировали болгар и приняли их этническое имя.  С 7в. - Первое Болгарское царство.

С сер 7 в. – первое славянское государство в Европе – государство Само

В 7-10 вв.- первые славянские государства: Сербия, Хорватия, Великая Моравия, Русь.

Восточные славяне – из различных ветвей славянства (венеты, анты, ильменские балто-славяне) – сложность культурно-этнического синтеза.

Этногенез – рождение народа

«Этносы – коллективы людей, которые противопоставляют себя другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности, ощущения своей общности, имеющие общие традиции.»

Рождение этносов?

Л.Н.Гумилёв – пассионарный толчок, появление пассионариев, активных людей

3-5 вв. н.э. – пассионарный толчок, рождение нескольких этносов

«великое переселение народов»

готы, гунны, расселение германцев, славян

6-7 вв.- племенные союзы – до 15:

словене – о. Ильмень, р. Волхов

кривичи, полочане - Верхн. Зап.Двина.Верхн. Волга. Днепр.

Дреговичи-Между Припятью и Березиной.

Вятичи- Ока, Москва-река.

Радимичи-Сожа, Десна.

Северяне-Десна, Сейма, Сула, Северский Донец.

Древляне-Поднепровье.

Поляне-Ср.Днепр

Бужане, Волыняне, дулебы –Буг, Волынь.

Тиверцы, уличи –Причерноморье, Дунай ( от антов)

Племенные княжения  с центрами в :Новгороде – словене, В Киеве – у полян, в Искоростени –у древлян, в Смоленске – у кривичей, в Любече – у северян

Периодизация Древней Руси:

  1.  5-8 вв. –расселение слав. племен по Русской равнине;
  2.  9 в.- создание Русского государства;
  3.  10-11 вв.-принятие христианства и расцвет Руси.
  4.  Распад Киевской Руси 12-13 вв;
  5.   Монгольское завоевание Руси 13-15 вв.

Славяне – язычники от церковно-слав. «иноверцы»

Не знали понятий «грех», «спасение».

Понятие о несовершенстве земной жизни. Вера в сверхъестественные силы. Добрые и злые духи.

Церемонии, молитвы, заговоры-чтобы задобрить духов.

Упыри и берегини. Культ рода и рожаницы.

Добрые - домовые, банники и др. Злые –Водяной, кикимора, русалки, лесавки и т.п.

Около 400 языческих персонажей. Сварог – дед всех богов, бог Неба; принимает людей после смерти в Ирии (рае), где вечная жизнь; Свентовит – бог Света, прави и яви, уберегает от Нави (наваждения);

Велес – бог скота;

Хорс- красное солнце, Ярило – бог зрелого солнца;

Перун – Бог молнии и грозы;

Макошь- мать Сварога, богиня плодородия, достатка;

Дажьбог-солнечное божество, «дающий бог»;

Зимцерла –богиня весны;

Купало – бог плодов;

Дидилия – богиня супружества;

Ладо – богиня любви, Лелио- маленький бог любви.

Культ деда – родоначальника- чура. «Чур (дед)! Не меня!»

Культ земли («Мать-сыра земля»), воды и огня.

Языческие традиции: Многоженство, праздники, жертвенная пища –тризна,

матерная брань — стерво, курво, иметь твою мать, блясти=блудить и т.п.. Украсть для угощения – не грех, «умыкание невест». Вено- плата жениха роду за невесту; «приданое». Обычаи «разувания супруга», «вскрывания молодых» и т.п.

Земледельцы: пшеница, озимая рожь, ячмень, просо, огородные культуры. Животноводство. Лошадь - для верховой езды, в пищу не употреблялось конское мясо.

Значительное место – охота, рыболовство, бортничество.

Сельские ремесла - прядение, ткачество, обработка дерева, кости, кож.

Жилища- срубы;  каменные дома – с 15 в.; освещение  в доме князя- восковые свечи, с 17 в – сальные свечи, в доме смерда – конопляное или льняное масло.

Еда – просо, гречиха, молоко, квас, хлеб ржаной.

Погребение остатков трупосожжения в насыпных курганах.

Тризна – поминки в течение 30 дней.

В 7-9 в в. - распад родовых общин, переход к соседской.

Почему?

Расселение по большой территории;

Появление более совершенных орудий труда, возможность вести самостоятельное хозяйство;

Появление городов на международных торговых путях…

Переход к малым и неразделенным семьям (патронимиям) : несколько малых семей, которые носили единое имя и сохраняли родственные и хозяйственные связи, но имели свои хозяйства.

В соседских общинах не прослеживается коллективного производства и распределения.

Ремесло – на заказ и на продажу. Переход от лепной керамики к гончарному кругу.

Железоплавильное, железоделательное и ювелирное производство.

Единая денежная система –«меховые деньги» (куницы и виверицы- белки) + восточные монеты с к. 8в. –дирхемы.

С к.8-9 вв. – развитая сеть транзитных и местных торговых путей: Балто-черноморский –«Из Варяг в Греки»; Балто-Каспийский : «Из варяг в арабы» сухопутные – в Ср.Азию, в Центр.Европу, на Прагу и Регенсбург.

Племенные центры –в  торгово-ремесленные центры.

Племена – в племенные княжения. Сохранялись остатки племенной жизни –вече, тысячная организация населения ,но + дифференциация членов племени, выделение племенной знати, княжеской дружины, внутриплеменное обложение данью.

Социально-политическая структура княжений – на примере древлян – Князь и бояре играли первые роли в управлении. Народное собрание – вече- практически утратило значение  (решение убить Игоря принимает князь и знать.) «Лучшие мужи» или «нарочитые мужи» - знать.

Рабы, младшие члены семьи, женщины – челядь.

Племенные княжения либо подчинились Руси либо погибли в борьбе с нею.

На смену племенным княжениям пришло государство.

Несколько версий ;1) Славянская версия , Ломоносов; Рось или Русь – от названия речки, притока Днепра. Славянское племя Роксоланы. Опора на поздние Киевские летописи.

2)норманская версия; норманы-варяги ( германцы по этнической принадлежности) создали Русь : ссылка на «Повесть временных лет»,

лигвистика – «руотси»,финск. «гребцы», так называли финны шведов-норманов.

«Русь» от «руотси»;

археология – много варяжских захоронений ( в ладье) на Северо-Западе Руси , относящихся к 8-9 вв. ;

византийцы, русские законы различали «русов» и «славян».

18в. Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлёцер;

19 в.-Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.

  1.  создание государства протекало в условиях славяно-норманского этнического синтеза, в городах и селах славянских княжений жило много варягов.  Киевский хакан ( так звали князя Киева) даже направлял их дипломатами в Византию, где Киевское княжение называли Русским хаканатом.

В 9в.-викинги –варяги стали угрожать племенным княжениям, проникали вплоть до Киева. С целью обороны в 862 г. славяне избрали нормана Рюрика на княжение в Новгороде. Т.о. было не призвание варягов, а избрание местного нормана .

К 9 в.- условия для образования восточнославянского государства; 1) В племенных союзах – надобщинные структуры,

2) экономические потребности

3) мимесис : Хазарский каганат, Аварский каганат, Византия, Франкское государство, Великоморавское гос-во и т.д.4) потребности обороны. Поляне платили дань хозарам, чудь и словене – норманам.

Олег в 882 г. захватил Киев

Начало Киевской Руси. Государство – верховный собственник земли (по праву захвата);

походы за сбором дани – полюдье. Ценность дани, а не земли для князя и дружины. Вотчин мало.

С 10 в.- упорядочение дани ( Ольга).

Соц. Структура:

Великий князь,

бояре,

дружинники – гридни,

мечники - судебные исполнители, вирники- сборщики штрафов, посадники – князья в городах, от князя,

тысяцкие - главы ополчений

смерды - свободные крестьяне, закупы,

рядовичи - зависимые крестьяне, рабы и холопы.

Правление родом. Борьба за княжеский стол

Государственное единство =не есть духовное единство

Выбор религии

Причины принятия христианства: 1) язычество исчерпало себя;

  1.  «европейский смысл избрал христианство»;
  2.  необходимость войти в число цивилизованных стран;
  3.  мимесис на Византию
  4.  на Руси уже было много христиан.
  5.  Византийский цезаре-папизм, идея «симфонии» церкви и государства.

Победа над Византией;

Необходимость для Владимира утвердить легитимность своей власти

( он был незаконнорожденным сыномСвятослава от ключницы Малуши)

988 г. –Владимир – Креститель

Православие из Византии.

Последствия принятия православия :

  1.  возможность мирных контактов с христианскими странами; династические браки и т.п.;
  2.  появилась письменность, славянская азбука Кирилла и Мефодия (9в.) распространилась на Руси;
  3.  литература: церковные поучения, сказания и былины, летописи.

“Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, 11 в.

“Сказание о Борисе и Глебе”, 12в. осуждение братоубийственной борьбы, усобиц княжеских, Святополка Окаянного.

“Поучение” Владимира Мономаха:

“Жен своих любите, но воли над собой не давайте…

Сирых не забывайте. Не давайте сильным погубить человека…

Ни правого , ни виновного не убивайте…

На войну выйдя, не ленитесь, ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь, в дому не ленитесь…”;

  1.  новые ценности смирения, любви. Владимир Мономах не осаждал городов по воскресеньям и великий пост.
  2.  укрепился брак. Устав Ярослава – штраф за двоеженство, второй брак –только по немощи природной, третий брак равнялся блуду.
  3.  монастыри, 11в. Киево-печерский
  4.  законы
  5.  двоеверие- схранение язычества в православии. Языческие праздники (масляница), вера в нечистую силу, небесные знамения, сны. Большое внимание ритуалам, языческое отношение к иконам и т.п.
  6.  «обрядовое православие»: споры не о сути богослужения, а о мощах, постах и другой внешней атрибутике
  7.  освятило власть князя. Князь – от бога;
  8.  положило начало новым традициям : милосердия, почитания святых, почитание калек, юродивых (Пыжев «История дураков и дур»)

Расцвет Киевского государства = при Ярославе Мудром (1019-1054 )

От Днестра и Вислы до Дона и Волги; От северной Двины до Таманского полуострова.

90 городов ( в 9 в. –20-30 городов )

Династические связи с Западом

Собор Софии в Киеве.

Города Юрьев, Ярославль.

Золотые Ворота в Киеве.

«Русская правда»: 1) отказ от кровной мести,

2) штрафы за убийство. Размер штрафа зависел от социального ранга убитого.

3)штрафы за оскорбление чести,

  1.  охрана прав собственников земли, коня, рабов, оружия, имущества.
  2.  регулирование роли общины,
  3.  ограничение прав вирников,
  4.  защита товаров купцов, прав кредиторов,
  5.  наследственное право и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18965. Планирование и организация пресс-службы в государственных и коммерческих структурах 28 KB
  On the other hand, English people, after getting into contact with new Americans, condemned their language for the mistakes and territorial peculiarities of their language and considered it to be wrong and barbarous.
18966. Правовое регулирование и этические проблемы рекламной деятельности. «Закон о рекламе» 37 KB
  Правовое регулирование и этические проблемы рекламной деятельности. Закон о рекламе Правовое регулирование и этические проблемы рекламной деятельности. Закон о рекламе. по К.А.Аксёновой Реклама и рекламная деятельность конспект лекций Федеральный закон от...
18967. Сущность и классификация имиджа 79 KB
  Сущность и классификация имиджа Имидж – внешний образ создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление мнение отношение у других. Имидж – эмоционально окрашенный образ кого – либо/ чеголибо сложившейся в массовом сознании и способный оказать влия
18968. Понятие общественности в паблик рилейшнз 61 KB
  Понятие общественности в паблик рилейшнз Усилия специалистов PR должны быть направлены на установление двусторонних контактов с общественностью. Общественность группа людей оказавшихся в различных ситуациях осознающих неопределенность и проблемность ситуаци...
18969. Интернет-технологии, применяемые в связях с общественностью 166 KB
  Интернеттехнологии применяемые в связях с общественностью Internet представляет из себя динамично развивающееся средство представления информации и следовательно публикация сайта это сильная рекламная акция которая привлекает внимание к деятельности вашей компан...
18970. Нарушение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании 40.5 KB
  Нарушение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством. Объектом так называемых грязных технологий служат избира
18971. Кодексы профессионального поведения и этики ПР-специалиста 55.5 KB
  Кодексы профессионального поведения и этики ПРспециалиста Для такой специфической доверительной основанной на межличностных отношениях сферы как ПР законодательных норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возникают немалые противоречия между целью и эт
18972. Эффективность рекламы и связей с общественностью 101.5 KB
  Эффективность рекламы и связей с общественностью Реклама – распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице товарах идеях и начинаниях рекламная информация которая предназначена для неопределённого круга лиц и ...
18973. Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций 60.5 KB
  Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций ИМК комплекс объединяющий средства коммуникации от рекламы до упаковки позволяющее с согласованными и убедительными сообщениями обратиться к целевой аудитории. Цель: объединить разрозн...