90868

Место и роль государства в политической системе общества

Лекция

Политология и государственное регулирование

Государство является центральным, связывающим элементом политической системы общества. Государство - универсальная территориальная форма организации политической власти в социально-неоднородном обществе. Государство существует не извечно.

Русский

2015-06-12

51 KB

0 чел.

Тема5. Место и роль государства в политической системе общества

1.Возникновение государства и его признаки

Государство является центральным, связывающим элементом политической системы общества. Государство - универсальная территориальная форма организации политической власти в социально-неоднородном обществе.

Государство существует не извечно. При первобытно -общинном строе, где господствовали родоплеменные зависимости между людьми и общественная власть над ними, государства не было вообще.

Появление государства было вызвано, прежде всего, расслоением первобытного общества, общественным разделением труда (отделением земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, появлением купцов), ростом его производительности, зарождением на этой основе частной собственности на орудия и средства производства.

Общественное расслоение проявилось, прежде всего, в виде неравенства, иерархии и социального господства собственника. Возникшая общественная дифференциация нуждалась в институциональном оформлении новых социальных связей. Таким институциональным образованием явилось государство вкупе с правом. Появившаяся новая система социального управления не совпадала уже с самим обществом, отделилось от него.

В политической науке имеются разные подходы к пониманию сути государства. Сущность государства интерпретируется как определенная форма человеческого общежития (Аристотель), как средство обеспечения мира и безопасности, предотвращения «войны всех против всех» (Томас Гоббс), как механизм защиты естественных прав людей на свободу, на веру и на собственность (Дж. Локк), как воплощение идеи нравственности, разума, свободы и прав личности (Гегель), как всеобъемлющую форму солидарности между людьми (Б. Костяковский) и т.д.

Для отечественной политологии было характерно рассмотрение государства как машины классового господства, классового угнетения, орудия подчинения эксплуататорским классом других слоев населения, навязывание им своей воли, удержание их в «узде».

Государство - территориальная, универсальная и суверенная политическая организация общества, в которой материализуется и институциализируется власть наиболее влиятельных слоев населения.

Наиболее общими признаками, отличающими государство от других элементов политической системы общества, являются:

Основные признаки государства:

1.Территория.

Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.

2.Этническая общность.

Государство строится не по кровнородственному или религиозному признакам, а на основе территориальной, этнической или политической общности.

3.Суверенитет,

т.е. верховная власть на определенной территории; право издания законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Право на взимание налогов и сборов с населения.

5.Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией

всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

6.Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

7.Обязательность членства в государстве. Государственное гражданство

человек получает с момента рождения.

Таким образом, государство - суверенная универсальная территориальная политическая организация в социально разнородном обществе, в котором воплощается особая власти по выполнению как специфических социально-групповых задач, так и общих дел, вытекающих из природы человеческого сообщества.

Политико-правовой предпосылкой определения связей между государством как «политической общностью» и населением территории является институт гражданства.

Гражданство (в монархиях используется термин «подданничество») устанавливает устойчивую политико-правовую принадлежность индивидуума к данному государству.  Гражданство приобретается либо по рождению, либо в порядке натурализации. Различают два принципа приобретения гражданства по рождению: по «праву крови» и «по праву почвы».

В первом случае гражданство детей зависит от гражданства родителей (Дания, Афганистан), во втором - от места рождения ребенка (США, Аргентина, Бразилия). Чаще всего законодательство предусматривает сочетание обоих принципов. Но всегда гражданство приобретается помимо воли индивидуума.

Гражданство в силу натурализации приобретается лицом по его воле, выраженной в соответствующем ходатайстве перед уполномоченным на то государственным органом.

Существует единое или двойное гражданство (в странах федеративной формы государственного устройства).

  1.  Функции государства

Государство осуществляет свою деятельность через функции, то есть главные направления и стороны своей деятельности. В соответствии с наиболее крупными сферами деятельности государства, функции разделяют на внешние, характеризующие роль государства на международной арене, во взаимоотношениях с другими государствами, и внутренние, характеризующие роль государства внутри страны.

Прежде всего функции классифицируются в зависимости от предмета регулирования: хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, политическая и т. д.

К постоянным внутренним функциям государства относятся:

- охрана политического, общественного и экономического строя государства;

- подавление классового противника;

- регулирование экономики;

- идеологическое и правовое влияние на граждан.

Постоянными внешними функциями являются:

- участие в решении глобальных проблем современности;

- обеспечение национальной безопасности;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- отстаивание государственных интересов в международных делах.

Виды органов государства: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные, чрезвычайные.

3.Формы государства

Каждое государство имеет определенную форму, под которой в общем виде понимается строение, структура, организация государственной власти. Рассмотрим два элемента формы государства: форму правления и форму государственного устройства.

Форма правления – организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, определяющая ее структуру, компетенцию, порядок образования, длительность полномочий, взаимоотношения с населением.

Существует две основные модели формы правления: монархия и республика. Они характеризуют отличные варианты того, кто стоит во главе государства.

Монархия (Бельгия, Великобритания, Канада, Япония) являет такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически (номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Монархии могут быть абсолютными (Катар, Оман, ОАЭ), ограниченными (Иордания, Кувейт, Марокко) и конституциональными (Дания, Швеция, Норвегия, Испания).

Абсолютная монархия характеризуется отсутствием каких-либо представительных учреждений, сосредоточением всей государственной власти в руках монарха.

Ограниченная монархия, как правило, является промежуточной формой правления. Она характерна главным образом для отсталых стран с сильными пережитками феодализма. При ней существуют одновременно два политических учреждения - феодальная монархия и буржуазный парламентаризм, которые делят государственную власть. Монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, обладающим правом вето, правом назначения в верхнюю палату и правом роспуска парламента.

Конституционная монархия не содержит никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля за правительством.

Республика характеризуется тем, что все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Практика государственного строительства знает два основных вида республиканских форм правления - президентскую и парламентскую республики.

Президентская республика (Мексика, Бразилия, США) предполагает соединение полномочий главы государства и правительства, жесткое разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной). Избрание президента и формирование правительства осуществляется внепарламентским путем. Президент не обладает правом роспуска парламента.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Австрия, Индия, Турция) строится по принципу верховенства парламента, пред которым правительство несет ответственность за свою деятельности. Правительство в этом случае формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Глава государства, как правило, избирается парламентским путем. Правление носит ярко выраженный партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

Форма государственного устройства – административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы - унитарную и федеративную.

Унитарная форма государственного устройства (Великобритания, Франция, Италия, Япония) предполагает неделимость государства. Она характеризуется единой системой высших органов государственной власти, единой конституцией, единым гражданством, единой системой права, единой судебной системой.

Федерация (США, ФРГ, Канада, Бразилия, Индия) представляет собой союз государств, при котором наряду с последними образуется союзное государство. Первые же сохраняют определенную политическую самостоятельность. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, провинции и т. д.) имеют собственные законодательные собрания, правительства, правовые и судебные системы.

Истории известна и такая форма единения государств, которая получила наименование конфедерация. Это - тоже союз государств, однако такой союз, при котором, в отличие от федерации, не создается новое, союзное государство. При конфедерации образующие ее государства:

  •  полностью сохраняют свою независимость;
  •  имеют собственные органы государственной власти и управления;
  •   Центральные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. д.).
  •  В их состав входят представители всех государств-членов;
  •  Их решения принимаются единогласно.

Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в него государств.

Конфедерация обычно создается на основании договора между заинтересованными сторонами, которые будучи суверенными государствами, делегируют определенные полномочия Союзу. Причем центр не имеет иных полномочий, кроме переданных ему учредителями конфедерации (Швейцарская Конфедерация, которая возникла еще в 1291 году, но вследствие последующей их интеграции трансформировалось в федерацию).

Содружество  Независимых Государств (СНГ).

Высшие органы – Совет глав государств, Совет глав правительств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54806. Урок позакласного читання. Остап Вишня. «Паралелепіпед». Прямокутний паралелепіпед та його об’єм 160 KB
  Мета: Закріплювати інтерес учнів до творчості Остапа Вишні ознайомити зі змістом твору Паралелепіпед закріплювати знання про життєвий і творчий шлях Остапа Вишні;удосконалювати навички виразного читання;розвивати читацький інтерес; Закріплювати знання учнів про елементи прямокутного паралелепіпеда поняття об’єма і формули об’єма прямокутного паралелепіпеда й куба; відпрацювати уміння розв’язувати задачі на обчислення вимірів прямокутного паралелепіпеда площі його поверхні та...
54807. Площі паралелограмів 13.66 MB
  Підготовча робота: За тиждень до проведення уроку учні класу об’єднуються в три групи і отримують завдання застосовуючи знання теми Площі прямокутників і паралелограмів: 1. Обладнання: Мультимедійна дошка презентації вчителя і учнів набори паралелограмів картки консультанти картки інструкції картки з домашнім завданням креслярські інструменти банки з фарбою тестові завдання для роботи за комп’ютером. № Вид діяльності Час 1 Організаційний момент 4хв 2 Актуалізація опорних знань 6хв 3 Перегляд учнівських робіт 12хв 4...
54808. Паралелограми 736 KB
  2хв 3 Корекція зорового образу: робота з зашумленим рисунком; упізнання методом виключення 6хв 4 Встановлення взаємозв’язків різних видів паралелограмів за допомогою кіл Ейлера та опорної схеми 6хв 5 Фізкультхвилинка для зняття зорового напруження 15 хв 6 Корекція образно логічного сприйняття матеріалу шляхом встановлення відповідності між властивостями поданими в усній формі різних видів...
54809. «Учнівський парламент» - форма організації учнівського самоврядування в школі 189.5 KB
  Активну роль у підготовці сьогоднішніх школярів до реального суспільного самоврядування і формування в них готовності виконувати свій громадянський обовязок покликане відіграти учнівське самоврядування загальноосвітньої середньої школи. Однак сформована на сьогодні система організації діяльності учнівського самоврядування в школі відсутність відповідного соціального замовлення на практичну діяльність учнів законодавства в державному масштабі про трудову діяльність підлітків і учнівської молоді призвели до того що по суті учнівське...
54810. Універсальна модернізована одномісна учнівська парта 4.39 MB
  Стосовно запропонованої учнівської парти то вона має ряд переваг над стандартною. Буде методично правильно коли коли при вивченні графічної грамоти на уроках трудового навчання чи при виконанні графічних робіт на уроках креслення дані завдання виконувати не при горизонтальному положенні столика парти а при вертикальному. Щоб зробити вертикальне положення столика парти достатньо лівою рукою дістатися важіля в передній частині опустити його вниз і столик набуває...
54811. Holidays and traditions in Ukraine and English-speaking countries 1.3 MB
  Dear pupils. I am glad to see you again. The theme of our lesson is “Holidays and traditions in Ukraine and English-speaking countries.” Today we are going to read the text about traditions in English speaking countries and Ukraine, we’ll listen to the text about Thanksgiving Day in Canada and of course you’ll speak English and present your projects. Let’s start.
54812. Parties and Holidays 78.5 KB
  Objectives: to practice pupils’ listening and speaking skills; to enrich the pupils’ vocabulary; to train the usage of the lexical material in practice; to widen students’ knowledge about the celebration of different parties and holidays in Ukraine and English-speaking countries; to develop their critical thinking; to enrich their outlook;
54814. FOOD AND COOKERY 90 KB
  It is not a secret that Ukrainian people are big eaters. Our women cook very much and they cook tasty. But our men like to eat what our women cook and they are thankful for tasty dishes.