90869

Политический режим как способ осуществления власти

Лекция

Политология и государственное регулирование

Политический режим как способ осуществления власти Политический режим совокупность методов технических приемов осуществления государственной власти. Выделяют следующие элементы или аспекты политического режима: Способы формирования органов государственной власти.

Русский

2015-06-12

48.5 KB

1 чел.

Тема 6. Политический режим

1.Политический  режим как способ осуществления власти

Политический режим – совокупность методов, технических приемов осуществления государственной власти.

Выделяют следующие элементы (или аспекты) политического режима:

  1.  Способы формирования органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти и управления могут быть разными - выборы или назначения, широкое обсуждение кандидатур либо единоличное распоряжение какого-либо лица (диктатора).
  2.  Реализация принципа разделения властей, существование системы сдержек и противовесов. Для того, чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, различные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не должны соединяться в руках одного органа, а должны быть разграничены. Анализ политического режима позволяет выявить единство и разделение власти, функции и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей и их иерархию.
  3.  Распределение власти между различными социальными силами, проблема участия различных социальных групп в осуществлении власти, степень представленности и учета разнообразных интересов. Анализ политического режима позволяет ответить на вопрос, кто и почему обладает наибольшей «долей» власти в данном обществе. Государственная власть в целом и различные ее ветви могут быть монополизированы какой-либо одной или несколькими социальными группами.
  4.  Система методов осуществления политической власти. В практике политического властвования и управления существует многообразие методов: политические и неполитические, экономические и внеэкономические, духовно-идеологические, принудительные методы и методы саморегуляции людей,  основанной на добровольном ценностном подчинении власти, методы либерализма, сдерживания, пресечения, подавления субъектов политики, компромисса, взаимного согласования позиций, прямого и косвенного насилия и т. д.
  5.  Политическая плюралистичность или монистичность общества, тип партийной системы (одно-, многопартийная), статус политических партий, их взаимоотношения с государством, существование и статус политической оппозиции и ее взаимоотношения с государственной властью.

Политический плюрализм - состояние соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, отсутствие единого и общепризнанного центра власти.

Политический монизм характеризуется монополией какой-либо одной группы или организации на власть, созданием юридических и фактических преимуществ одной группе в осуществлении власти.

  1.  Политический и юридический статус и роль в обществе силовых структур государства, то есть определяются функции армии, полиции (милиции), судов и органов безопасности в обществе и их направленность. Оценивается правовые или неправовые основы деятельности этих органов, наделение их несвойственными функциями (борьбы с инакомыслием, оппозицией и т. д.).

Политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе. При анализе политического режима необходимо выяснить степень свободы средств массовой информации, их взаимоотношения с государственными органами и правящими группами (в чьих руках находится печать), наличие свободных негосударственных печатных органов, подцензурность печати, радио, телевидения, средств массовых коммуникаций.

Система прав и свобод личности, степень и гарантии их реализации. Исследуя режим, необходимо выяснить следующие аспекты: происходит ли ограничение, урезывание прав личности, есть ли нарушения прав человека в стране и каковы масштабы этих нарушений, гарантированы ли права человека, какие права обладают приоритетом - права государства или права личности, осуществляется ли защита прав и свобод личности.

2. Типология политических режимов

Наиболее распространенной типологией политических режимов является выделение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.  Критерием данной классификации является степень демократичности режима.

«Тоталитарный» (от лат. - целостный, охватывающий все в целом) – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом. Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ веке.

По характеру различают:

  1.  тоталитаризм фашистского типа (Италия, Германия);
  2.  коммунистического типа (СССР, Китай, Куба, КНДР и др.)

Впервые в западной политологии определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия». Они выделили 6 наиболее характерных признаков тоталитаризма:

  1.  Однопартийная система, возглавляемая харизматическим лидером («отец нации», «великий вождь», «спаситель народа»).
  2.  Официальное господство одной идеологии. Преследование инакомыслящих.
  3.  Монополия государства на средства массовой информации («четвертую власть»).
  4.  Монополия государства на все средства вооруженной борьбы.
  5.  Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.
  6.  Жестко централизованная система управления экономикой (АКС).

Авторитарный режим  - политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая концентрирована в руках одного человека или в одной ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

Характерные черты:

  1.  Автократизм, концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы.
  2.  Недооценка (порой игнорирование) принципа разделения властей.
  3.  Наличие у государства лишь ключевых, решающих рычагов регулирования общественной жизни.
  4.  Отсутствие огромного репрессивного аппарата.
  5.  Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
  6.  Разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством.
  7.  Присутствие некоторых элементов демократии (выборы).
  8.  СМИ более свободны, но может существовать цензура, как социальный государственный институт.
  9.  Типичная форма поведения граждан – конформизм, политическое отчуждение.
  10.  Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбой.

В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме существует определенная свобода поведения человека, государство так жестко не регламентирует частную жизнь граждан.

При авторитарном режиме диктатор может быть смещен в результате борьбы за власть политической элиты, при тоталитаризме диктатор не зависит от социальных групп и правящей элиты.

При авторитаризме нет единой идеологии, она основана на размытой концепции национального интереса. Тоталитарный же режим требует активности каждого члена общества (поддержка идеологии, демонстрация любви к вождю и ненависти к врагам режима, не терпит пассивности и равнодушия).

Демократический политический режимспособ функционирования политической системы, организация общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Признаки демократического режима:

  1.  Органы государственной власти формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
  2.  Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3.  Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
  4.  В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство правовое.
  5.  Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
  6.  Легальная оппозиция имеет все политические права и свободы. Она – неотъемлемый элемент политического процесса.
  7.  Средства массовой информации свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
  8.  Силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы) обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они - вне политики. Функцию правопорядка выполняют полиция и суды, а не армия и спецслужбы.

9.Граждане имеют большой объем прав и свобод, не только провозглашаемых, но и гарантированных законами и всей социальной системой.

10.Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77466. Понятие правовой конструкции «доминирующие положения» по антимонопольному законодательству и ее правовое значение 17.51 KB
  Механизм включения хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35.5 – это такое положение субъекта группы лиц нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара которое дает им возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке устранять или затруднять доступ на данный товарный рынок. Предполагается доминирующее положение субъекта если доля его на рынке определенного товара превышает 50.е субъект имеет возможность доказать отсутствие у...
77467. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия органов власти и местного самоуправления 15.6 KB
  ОГВ и ОМСУ запрещается принимать акты и или осуществлять действия бездействие которые приводят или могут привести к недопущению ограничению устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и или осуществления таких действий бездействия в частности запрещаются:  введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или...
77468. Понятие экономической концентрации по антимонопольному законодательству. Формы государственного контроля за экономической концентрацией 15.74 KB
  Правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных действий а также нарушения порядка его уведомления о совершении сделок и иных действий. Государственный контроль за экономической концентрацией подразделяется на два основных типа: Предварительный контроль осуществляется до момента совершения сделок и или процессов выступающих в качестве объектов антимонопольного контроля или обстоятельств которые могут приводить к увеличению экономической концентрации. В данном...
77469. Государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (название органа, функции и полномочия) 23.47 KB
  Возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Способы реагирования антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела. Осуществляет след функции: по принятию НА контролю за соблюдением антимонопольного законодательства законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий контроль за соблюдением законодательства о рекламе И иные полномочия.
77471. Понятие, способы, формы и особенности защиты прав предпринимателей 30.46 KB
  Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер механизмов по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей которые осуществляются в определенных формах определенными способами в законодательно определенных границах с применением к нарушителям мер юридической ответственности а также механизма по практической реализации исполнимости этих мер. Понятие защита права следует отличать от понятия охрана права которое обычно трактуется более широко так как...
77472. Правовое регулирование рекламной деятельности 36.5 KB
  Участниками рекламной деятельности являются рекламодатели рекламо-производители распространители рекламы. Ситуация когда отсутствие правового регулирования рекламы имеет неблагоприятные последствия наблюдалась в период становления рыночных отношений. Основные направления государственного регулирования рекламы...
77473. Субъекты рекламной деятельности 43.5 KB
  У частникам так же относят потребителей рекламы и государственные органы которые осуществляют контроль в этой сфере. Саморегулируемые организации в сфере рекламы Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей...