90869

Политический режим как способ осуществления власти

Лекция

Политология и государственное регулирование

Политический режим как способ осуществления власти Политический режим совокупность методов технических приемов осуществления государственной власти. Выделяют следующие элементы или аспекты политического режима: Способы формирования органов государственной власти.

Русский

2015-06-12

48.5 KB

1 чел.

Тема 6. Политический режим

1.Политический  режим как способ осуществления власти

Политический режим – совокупность методов, технических приемов осуществления государственной власти.

Выделяют следующие элементы (или аспекты) политического режима:

  1.  Способы формирования органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти и управления могут быть разными - выборы или назначения, широкое обсуждение кандидатур либо единоличное распоряжение какого-либо лица (диктатора).
  2.  Реализация принципа разделения властей, существование системы сдержек и противовесов. Для того, чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, различные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не должны соединяться в руках одного органа, а должны быть разграничены. Анализ политического режима позволяет выявить единство и разделение власти, функции и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей и их иерархию.
  3.  Распределение власти между различными социальными силами, проблема участия различных социальных групп в осуществлении власти, степень представленности и учета разнообразных интересов. Анализ политического режима позволяет ответить на вопрос, кто и почему обладает наибольшей «долей» власти в данном обществе. Государственная власть в целом и различные ее ветви могут быть монополизированы какой-либо одной или несколькими социальными группами.
  4.  Система методов осуществления политической власти. В практике политического властвования и управления существует многообразие методов: политические и неполитические, экономические и внеэкономические, духовно-идеологические, принудительные методы и методы саморегуляции людей,  основанной на добровольном ценностном подчинении власти, методы либерализма, сдерживания, пресечения, подавления субъектов политики, компромисса, взаимного согласования позиций, прямого и косвенного насилия и т. д.
  5.  Политическая плюралистичность или монистичность общества, тип партийной системы (одно-, многопартийная), статус политических партий, их взаимоотношения с государством, существование и статус политической оппозиции и ее взаимоотношения с государственной властью.

Политический плюрализм - состояние соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, отсутствие единого и общепризнанного центра власти.

Политический монизм характеризуется монополией какой-либо одной группы или организации на власть, созданием юридических и фактических преимуществ одной группе в осуществлении власти.

  1.  Политический и юридический статус и роль в обществе силовых структур государства, то есть определяются функции армии, полиции (милиции), судов и органов безопасности в обществе и их направленность. Оценивается правовые или неправовые основы деятельности этих органов, наделение их несвойственными функциями (борьбы с инакомыслием, оппозицией и т. д.).

Политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе. При анализе политического режима необходимо выяснить степень свободы средств массовой информации, их взаимоотношения с государственными органами и правящими группами (в чьих руках находится печать), наличие свободных негосударственных печатных органов, подцензурность печати, радио, телевидения, средств массовых коммуникаций.

Система прав и свобод личности, степень и гарантии их реализации. Исследуя режим, необходимо выяснить следующие аспекты: происходит ли ограничение, урезывание прав личности, есть ли нарушения прав человека в стране и каковы масштабы этих нарушений, гарантированы ли права человека, какие права обладают приоритетом - права государства или права личности, осуществляется ли защита прав и свобод личности.

2. Типология политических режимов

Наиболее распространенной типологией политических режимов является выделение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.  Критерием данной классификации является степень демократичности режима.

«Тоталитарный» (от лат. - целостный, охватывающий все в целом) – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом. Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ веке.

По характеру различают:

  1.  тоталитаризм фашистского типа (Италия, Германия);
  2.  коммунистического типа (СССР, Китай, Куба, КНДР и др.)

Впервые в западной политологии определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия». Они выделили 6 наиболее характерных признаков тоталитаризма:

  1.  Однопартийная система, возглавляемая харизматическим лидером («отец нации», «великий вождь», «спаситель народа»).
  2.  Официальное господство одной идеологии. Преследование инакомыслящих.
  3.  Монополия государства на средства массовой информации («четвертую власть»).
  4.  Монополия государства на все средства вооруженной борьбы.
  5.  Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.
  6.  Жестко централизованная система управления экономикой (АКС).

Авторитарный режим  - политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая концентрирована в руках одного человека или в одной ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

Характерные черты:

  1.  Автократизм, концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы.
  2.  Недооценка (порой игнорирование) принципа разделения властей.
  3.  Наличие у государства лишь ключевых, решающих рычагов регулирования общественной жизни.
  4.  Отсутствие огромного репрессивного аппарата.
  5.  Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
  6.  Разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством.
  7.  Присутствие некоторых элементов демократии (выборы).
  8.  СМИ более свободны, но может существовать цензура, как социальный государственный институт.
  9.  Типичная форма поведения граждан – конформизм, политическое отчуждение.
  10.  Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбой.

В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме существует определенная свобода поведения человека, государство так жестко не регламентирует частную жизнь граждан.

При авторитарном режиме диктатор может быть смещен в результате борьбы за власть политической элиты, при тоталитаризме диктатор не зависит от социальных групп и правящей элиты.

При авторитаризме нет единой идеологии, она основана на размытой концепции национального интереса. Тоталитарный же режим требует активности каждого члена общества (поддержка идеологии, демонстрация любви к вождю и ненависти к врагам режима, не терпит пассивности и равнодушия).

Демократический политический режимспособ функционирования политической системы, организация общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Признаки демократического режима:

  1.  Органы государственной власти формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
  2.  Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3.  Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
  4.  В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство правовое.
  5.  Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
  6.  Легальная оппозиция имеет все политические права и свободы. Она – неотъемлемый элемент политического процесса.
  7.  Средства массовой информации свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
  8.  Силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы) обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они - вне политики. Функцию правопорядка выполняют полиция и суды, а не армия и спецслужбы.

9.Граждане имеют большой объем прав и свобод, не только провозглашаемых, но и гарантированных законами и всей социальной системой.

10.Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10543. Основные принципы социальной педагогики 76.5 KB
  Тема: Основные принципы социальной педагогики. План Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Литература Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педаго
10544. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 71 KB
  Тема: Социальнопедагогический процесс и пути его совершенствования. План. Понятие сущность и содержание социальнопедагогического процесса. Общая характеристика основных компонентов социальнопедагогического процесса. Литература. Галагузова ...
10545. Педагогика социального становления личности 104.5 KB
  Тема: Педагогика социального становления личности. План. 1. Социализация человека как социальнопедагогическое явление. Особенности возрастной социализации. ЛИТЕРАТУРА Беличева С А. Основы превентивной психологии М. 1993. Громова М.Т. Педагогич...
10546. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 104.5 KB
  Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо
10547. Деятельность и ее социально-педагогические возможности 112.5 KB
  Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности План. 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 2. Виды деятельности их прогрессивное и регрессивное влияние на личность 3. Инстинкты и деятельность. В развитии человека как личности г...
10548. Воспитание как педагогическое понятие 55 KB
  Тема: Воспитание как педагогическое понятие. План. Сущность процесса воспитания. Содержание отношений которые формируются в системе воспитания. Литература. 1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. М.: Педагогика Пресс 1999. 536 с. 2. Щуркова Н.Е.
10549. Методы воспитания. Императивные и игровые методы воспитания 78 KB
  Тема: Методы воспитания План. Понятие о методах воспитания. 2. Императивные и игровые методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания. Для формирования культурных отношений нормированных необходимо включать человека во взаимодействие с окружаю...
10550. Методика формирования коллектива из группы 146 KB
  Тема: Методика формирования коллектива из группы План 1. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки. 2. Устройство и правила примитивной группы. 3. Методика формирования коллектива 4. Коллектив и личность Литература 1. Аникеева Н. П. Учителю о психолог...
10551. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 77 KB
  Тема. Адаптация дезадаптация и реадаптация человека 1. Адаптация человека ее место и роль в социальном развитии социализации 2. Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление 3. Взаимосвязь адаптации и социализации дезадаптации и десоциализации их...