90869

Политический режим как способ осуществления власти

Лекция

Политология и государственное регулирование

Политический режим как способ осуществления власти Политический режим совокупность методов технических приемов осуществления государственной власти. Выделяют следующие элементы или аспекты политического режима: Способы формирования органов государственной власти.

Русский

2015-06-12

48.5 KB

5 чел.

Тема 6. Политический режим

1.Политический  режим как способ осуществления власти

Политический режим – совокупность методов, технических приемов осуществления государственной власти.

Выделяют следующие элементы (или аспекты) политического режима:

  1.  Способы формирования органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти и управления могут быть разными - выборы или назначения, широкое обсуждение кандидатур либо единоличное распоряжение какого-либо лица (диктатора).
  2.  Реализация принципа разделения властей, существование системы сдержек и противовесов. Для того, чтобы предотвратить возникновение абсолютной власти, различные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) не должны соединяться в руках одного органа, а должны быть разграничены. Анализ политического режима позволяет выявить единство и разделение власти, функции и полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей и их иерархию.
  3.  Распределение власти между различными социальными силами, проблема участия различных социальных групп в осуществлении власти, степень представленности и учета разнообразных интересов. Анализ политического режима позволяет ответить на вопрос, кто и почему обладает наибольшей «долей» власти в данном обществе. Государственная власть в целом и различные ее ветви могут быть монополизированы какой-либо одной или несколькими социальными группами.
  4.  Система методов осуществления политической власти. В практике политического властвования и управления существует многообразие методов: политические и неполитические, экономические и внеэкономические, духовно-идеологические, принудительные методы и методы саморегуляции людей,  основанной на добровольном ценностном подчинении власти, методы либерализма, сдерживания, пресечения, подавления субъектов политики, компромисса, взаимного согласования позиций, прямого и косвенного насилия и т. д.
  5.  Политическая плюралистичность или монистичность общества, тип партийной системы (одно-, многопартийная), статус политических партий, их взаимоотношения с государством, существование и статус политической оппозиции и ее взаимоотношения с государственной властью.

Политический плюрализм - состояние соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, отсутствие единого и общепризнанного центра власти.

Политический монизм характеризуется монополией какой-либо одной группы или организации на власть, созданием юридических и фактических преимуществ одной группе в осуществлении власти.

  1.  Политический и юридический статус и роль в обществе силовых структур государства, то есть определяются функции армии, полиции (милиции), судов и органов безопасности в обществе и их направленность. Оценивается правовые или неправовые основы деятельности этих органов, наделение их несвойственными функциями (борьбы с инакомыслием, оппозицией и т. д.).

Политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе. При анализе политического режима необходимо выяснить степень свободы средств массовой информации, их взаимоотношения с государственными органами и правящими группами (в чьих руках находится печать), наличие свободных негосударственных печатных органов, подцензурность печати, радио, телевидения, средств массовых коммуникаций.

Система прав и свобод личности, степень и гарантии их реализации. Исследуя режим, необходимо выяснить следующие аспекты: происходит ли ограничение, урезывание прав личности, есть ли нарушения прав человека в стране и каковы масштабы этих нарушений, гарантированы ли права человека, какие права обладают приоритетом - права государства или права личности, осуществляется ли защита прав и свобод личности.

2. Типология политических режимов

Наиболее распространенной типологией политических режимов является выделение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.  Критерием данной классификации является степень демократичности режима.

«Тоталитарный» (от лат. - целостный, охватывающий все в целом) – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом. Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ веке.

По характеру различают:

  1.  тоталитаризм фашистского типа (Италия, Германия);
  2.  коммунистического типа (СССР, Китай, Куба, КНДР и др.)

Впервые в западной политологии определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия». Они выделили 6 наиболее характерных признаков тоталитаризма:

  1.  Однопартийная система, возглавляемая харизматическим лидером («отец нации», «великий вождь», «спаситель народа»).
  2.  Официальное господство одной идеологии. Преследование инакомыслящих.
  3.  Монополия государства на средства массовой информации («четвертую власть»).
  4.  Монополия государства на все средства вооруженной борьбы.
  5.  Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.
  6.  Жестко централизованная система управления экономикой (АКС).

Авторитарный режим  - политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая концентрирована в руках одного человека или в одной ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

Характерные черты:

  1.  Автократизм, концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы.
  2.  Недооценка (порой игнорирование) принципа разделения властей.
  3.  Наличие у государства лишь ключевых, решающих рычагов регулирования общественной жизни.
  4.  Отсутствие огромного репрессивного аппарата.
  5.  Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
  6.  Разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством.
  7.  Присутствие некоторых элементов демократии (выборы).
  8.  СМИ более свободны, но может существовать цензура, как социальный государственный институт.
  9.  Типичная форма поведения граждан – конформизм, политическое отчуждение.
  10.  Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбой.

В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме существует определенная свобода поведения человека, государство так жестко не регламентирует частную жизнь граждан.

При авторитарном режиме диктатор может быть смещен в результате борьбы за власть политической элиты, при тоталитаризме диктатор не зависит от социальных групп и правящей элиты.

При авторитаризме нет единой идеологии, она основана на размытой концепции национального интереса. Тоталитарный же режим требует активности каждого члена общества (поддержка идеологии, демонстрация любви к вождю и ненависти к врагам режима, не терпит пассивности и равнодушия).

Демократический политический режимспособ функционирования политической системы, организация общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Признаки демократического режима:

  1.  Органы государственной власти формируются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
  2.  Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3.  Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
  4.  В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство правовое.
  5.  Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
  6.  Легальная оппозиция имеет все политические права и свободы. Она – неотъемлемый элемент политического процесса.
  7.  Средства массовой информации свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
  8.  Силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы) обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они - вне политики. Функцию правопорядка выполняют полиция и суды, а не армия и спецслужбы.

9.Граждане имеют большой объем прав и свобод, не только провозглашаемых, но и гарантированных законами и всей социальной системой.

10.Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57955. Антарктида 80 KB
  Мета навчальна: закріпити та узагальнити знання і вміння учнів з теми: «Антарктида»; поглибити їх знання за допомогою цікавих фактів про вивчений об’єкт, вдосконалювати вміння та навички роботи з картою, формувати нестандартне мислення...
57956. Антарктида і Антарктика. Загальні відомості. Відкриття та сучасні наукові дослідження 248 KB
  Сформувати поняття «Антарктика»; сприяти формуванню в учнів знань про географічне положення; поглибити і систематизувати знання про відкриття та сучасні дослідження Антарктиди в рамках міжнародного співробітництва; продовжити формування навичок встановлювати закономірності поширення природних умов
57957. Антарктида. Своєрідність географічного положення. Відкриття материка. Льодовиковий покрив 33 KB
  Мета уроку: дати поняття Антарктика и Антарктида льодовий материк планети; вивчити загальні відомості про материк: своєрідність ГП материка його розміри; розглянути відкриття Антарктиди та сучасні наукові дослідження материка...
57958. встралия – самый маленький материк Земли 60.5 KB
  Перед началом соревнования вам ребята надо потренироваться повторить изученный материал о природе Австралии. На протяжении трех уроков вы составляли вопросы об особенностях природы Австралии теперь у вас есть возможность задать их своим одноклассникам и выслушать ответы. Какой остров расположен к северу от Австралии Правила игры: В течение изучения материка ученики составляют вопросы по параграфам. По плану ФГП ученики сравнивают физикогеографическое положение Австралии с ФГП...
57959. ГЕОГРАФІЧНОГО ПОЛОЖЕННЯ. ІСТОРІЯ ВІДКРИТТЯ І ДОСЛІДЖЕННЯ. ГЕОЛОГІЧНА БУДОВА. ФОРМИ РЕЛЬЄФУ ТА КОРИСНІ КОПАЛИНИ АВСТРАЛІЇ 108 KB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про своєрідність та особливості природи Австралії; продовжити формування навичок учнів складати характеристику географічного положення материка за планом відшукувати закономірності розташування форм рельєфу та корисних копалин...
57960. Передня Азія в давнину 54.5 KB
  Мета: повторити, закріпити, узагальнити знання учнів з історії Передньої Азії: географічне положення, утворення, розквіт та загибель імперій, культуру та релігійні уявлення. Продовжувати формування навичок узагальнювати, порівнювати, аналізувати історичний матеріал.
57961. Основы объектно-ориентированного программирования. Первое знакомство со средой Visual Studio. Создание консольного приложения с помощью языка Visual Basic. Net 367 KB
  Цель: Сформировать у учащихся представление о среде программирования Visul Studio; Освоить основные приемы создания и запуска на выполнение консольного приложения его редактирования и сохранения; Получить практические навыки работы в среде программирования...
57962. Білорусь 50 KB
  Мета уроку: формування в учнів географічного образу Білорусі знань про її територію населення ресурси І можливості їх використання; визначити актуальні проблеми її соціально-економічного розвитку; розвивати вміння робити відповідні висновки...
57963. Діяльність людини і сучасний стан біосфери 68 KB
  Мета: сформувати поняття про людину як частинку природи її вплив на стан біосфери шляхи подолання екологічних проблем; розвивати вміння висловлювати свої думки аргументувати їх; виховувати любов до природи потребу в дбайливому ставленні до неї...