90901

Антропометрия. Оценка физического развития человека

Лабораторная работа

Биология и генетика

Длина тела (рост). Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами, межлопаточной областью.

Русский

2015-07-10

580.34 KB

10 чел.

Лабораторная работа №1

Тема:  антропометриЯ. Оценка физического

развития ЧЕЛОВЕКА

Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям.

Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки».

Задания:

  1.  Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей.

Соматометрия:

-  Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.

-  Для определения массы тела пользуются медицинскими весами.

- При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой.

Соматоскопия:

  1.  Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек.
  2.  Определение степени развития подкожного жирового слоя.
  3.  Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы.
  4.  Степень полового развития.

Физиометрия:

-  Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др.

  1.  Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки: длину тела, массу тела и окружность грудной клетки.

Методика проведения соматометрии:

 Длина тела (рост). Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале.

 Масса тела (вес). Взвешивание проводится без одежды и обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе и сохранять спокойное положение тела.

 Окружность грудной клетки (ОГК). Для измерения окружности грудной клетки при вдохе и выдохе сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков у мужчин, а у женщин - над грудными железами. Измеряющий удерживает оба конца сантиметровой ленты  тремя пальцами левой руки, а правой натягивает ленту, предлагает обследуемому сделать глубокий вдох и производит измерение. Затем обследуемый делает глубокий выдох, а лента легко скользит в пальцах измеряющего. В конце выдоха производят измерения. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать показатель в покое.

     Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников - 5-6 см.

Экскурсия испытуемого равна ______ см, что свидетельствует о_________

  1.  Полученные данные внесите в таблицу №1:

Оценка физического развития  студента(-ки)  _____________________

                                                        (ф.,и., возраст) Таблица №1

По

ка

за

те

ли

Фактические данные

обследуемого

Средняя возраст-ная норма

Раз-ни-ца

Квадратическое отклонение (сигма)

Отношение разницы к сигме (величина сигмального отклонения)

Степень развития

показа-теля

Рост (в см)

Вес (в кг)

ОГК в покое (в см)

Оценка физического развития  ребенка  ___________________________

                                                                                      ( имя, возраст)

Рост (в см)

Вес (в кг)

ОГК (в см)

4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблицы №2 и №3). Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 4, указав также и показатель сигмы, взятый из этих же таблиц.

Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №4 и оцените его.

Если разница лежит в пределах +1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития.

Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и юношей в возрасте 6-19 лет                                                    Таблица №2

Возраст (лет)

Рост (в см) М

Сигма

()

Вес (кг )

М

Сигма

()

ОГК

(в см) М

Сигма

()

6

116.1

4.9

20.9

2.4

58.6

2.6

7

121.1

4.8

23.6

3.4

60.6

3.3

8

124.5

4.8

24.9

3.3

62.8

2.5

9

131.1

5.2

27.7

4.2

64.2

3,3

10

136.2

5.3

30.5

5.1

65.8

3.6

11

140.1

5.5

34.4

5.8

67.3

4.2

12

144.9

5.0

37.9

6.3

69.9

4.3

13

151.3

6.9

44.4

7.2

73.7

4.9

14

158.4

7.5

48.9

8.4

77.8

5.1

15

164.3

7.4

54.3

8.4

81.9

5.4

16

168.8

6.8

59.4

7.3

85.5

5.1

17

171.9

6.8

63.2

6.8

87.9

4.7

18

174.8

6.1

66.9

8.0

90.2

5.2

19

177.2

5.8

68.2

7.5

93.1

6.1

Средние возрастные показатели физического развития девочек и девушек в возрасте 6-19 лет                                                                  Таблица № 3

Возраст (лет)

Рост (в см) М

Сигма

()

Вес (кг )

М

Сигма

()

ОГК

(в см) М

Сигма

()

6

115,33

5.16

21.44

3.79

57.73

3.9

7

120,88

5.29

23.76

3.63

59.58

3.91

8

124.3

4.9

24.7

3.3

60.9

3.4

9

130.6

4.9

27.5

4.3

62.5

3,8

10

136.4

5.5

31.1

5.2

65.1

4.3

11

142.9

6.1

35.6

6.7

67.3

4.7

12

148.8

6.4

39.3

6.9

70.3

4.9

13

152.4

7.1

45.8

7.1

74.6

5.1

14

157.4

7.0

49.2

7.4

76.7

5.3

15

159.6

7.2

53.1

7.2

79.3

5.7

16

161.1

6.5

55.6

7.6

80.5

4.9

17

163.0

6.6

58.1

7.3

82.1

4.6

18

162.1

5.6

59.2

7.1

84.1

4.4

19

162.8

5.1

59.6

6.8

84.9

4.8

5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы,  то развитие - непропорциональное.

Профиль физического развития

Рост

3

-2

-1

0

+1

+2

+3

Вес

ОГК

6. Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента: __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка (из таблицы №4) и соответствующие средние возрастные показатели (из таблиц №2 и №3) в таблицу № 1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития: __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Варианты индивидуальных данных                   Таблица №4

п/п

Имя ученика

Возраст

Длина тела (в см)

Масса тела (в кг)

ОГК(в см)

1

Таня

7

110,6

24,6

53.8

2

Олег

8

115,8

36,7

58,9

3

Аня

9

112,5

26,3

52,5

4

Дима

10

117,9

39,7

67,4

5

Лена

11

137,5

42,6

77,9

6

Денис

12

144.8

36.4

69,5

7

Тамара

14

163.0

59.3

88,0

8

Евгений

15

157,5

46,8

76,2

9

Сергей

16

163.6

52.9

79.3

10

Лиза

16

157,5

51,2

77,6

8. Дайте определение следующим понятиям:

Акселерация - …………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Антропометрия - ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Гетерохрония роста и развития - ……………………………………………...

……………………………………………………………………………………

Онтогенез - ……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Развитие - .............................................................................................................

……………………………………………………………………………………

Рост - …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

Ретардация - ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

9.  По результатам проведенных исследований сделайте выводы:

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Что понимают под паспортным и биологическим возрастом?
  2.  Основные составляющие развития?
  3.  Роль генотипа и среды в формировании организма ребенка?

Литература:

  1.  Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.– М.: Высшая школа, 1985, стр.21-48
  2.  Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990, стр.9–22.

Лабораторная работа №2

Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА.

Цель: проанализировать поведение человека в ситуациях воздействия различных раздражителей.

  1.  Опережающее задание:

- Заполнить таблицу «Основные отличительные признаки видов рефлексов» (табл. № 5)

- Зарисовать схему коленного рефлекса, обозначив основные элементы рефлекторной дуги (по табл. «Коленный рефлекс»).

- Зарисовать схему условного мигательного рефлекса.

- Перечислите правила образования условных рефлексов.

Основные отличительные признаки видов  рефлексов                        Таблица № 5

п/п

Признаки

Безусловный

рефлекс

Условный

рефлекс

1

2

3

4

5

6

7

Врожденный или нет

Передается ли по наследству

Условия для выработки

Субстрат дуг рефлекса

Период образования дуги рефлекса

Приспособляемость к изменяющимся условиям среды

Классификация.  Примеры.

Распределите в соответствующие колонки перечисленные рефлексы:

сосательный, мигательный, коленный, отделение слюны на вкус лимона, отделение слюны на вид лимона, мигательный на звонок, отделение слюны на свет лампочки, звонок на урок, навыки письма и чтения, речь, ориентировочный, ахиллов рефлекс, локтевой, плавание.

Схема коленного рефлекса

Обозначения

1.-

2.-

3.-

4.-

5.-

2. Проведите эксперимент по выработке условного мигательного рефлекса на звонок, используя струю воздуха.

Схема условного мигательного рефлекса

Обозначения

1.-

2.-

3.-

4.-

5.-

6.-

7.-

8.-

9.-

10.-

11.-

3. Запишите необходимые правила образования условных рефлексов:

1. ______________________________________________________________

________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения:

  1.  Определение рефлекса. Основные виды рефлексов.
  2.  Рецепторы. Определение, виды.
  3.  Условия (правила) выработки условных рефлексов.
  4.  Координация рефлекторных реакций в организме (иррадиация, концентрация, индукция, доминантность).
  5.  Динамический стереотип, его роль в процессе обучения.
  6.  Виды торможения условных рефлексов, возрастные особенности.
  7.  Характеристика основных типов ВНД у детей.
  8.  Влияние условий обучения и воспитания на формирование типов ВНД.

Литература:

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985.

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. изд. М.: Просвещение, «Владос», 1995.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990.

Лабораторная работа №3

Тема: Исследование функциональных особенностей зрения.

Цель работы: Изучить строение глаза. Освоить методику определения остроты зрения. Пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей.

Оборудование: муляж глаза, таблица « Зрительный  анализатор» , влажные препараты, таблицы для определения остроты зрения, указка.

Задания:

1. Рассмотрите строение органов зрения и обозначьте основные структурные элементы глазного яблока. 

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

11-

12 -

13 -

14 -

15 -

16 -

17 -

18 -

2.Схематично изобразите строение зрительного анализатора, обозначьте его отделы, и заполните таблицу №6:

Характеристика отделов зрительного анализатора       Таблица №6

Отделы зрительного анализатора

Функциональное

значение

Возрастные

особенности

1.

2.

3.

3. Проведите следующие эксперименты, а результаты наблюдений занесите в таблицу № 7:

Таблица №7

Условия эксперимента

Результат

Вывод

Реакция зрачков:

- на свет

- на темноту

-содружественная реакция зрачков

- на близкорасполо-

женные  предметы

- на удаленные

 предметы

-определение слепого пятна

4. Объясните схему аккомодации хрусталика:

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

5. Определите остроту зрения, пользуясь таблицей докт. Сивцева Д.А.

Для определения остроты зрения пользуются таблицей доктора Сивцева Д.А., составленной из строк букв различной величины. Остроту зрения у дошкольников определяют с помощью таблицы, на которой вместо букв изображены знакомые детям предметы

Как правило, исследования проводят с расстояния 5м, раздельно для каждого глаза /другой глаз должен быть закрытым/.

В определении остроты зрения участвуют два человека: один является испытуемым, другой должен располагаться рядом с таблицей и показывать испытуемому буквы:

  1.  Разместить таблицу Сивцева Д.А. так, чтобы она была хорошо и ровно освещена.
  2.  Усадить испытуемого на расстоянии 5м от таблицы и закрыть один глаз экраном или рукой.
  3.  Затем предложить испытуемому назвать буквы из строк, начиная сверху вниз. Найти ту последнюю строку, буквы которой испытуемый может прочесть.
  4.  Если последняя строка, которую отчетливо видит испытуемый десятая, острота зрения равна 1. При нормальном зрении первая строка видна с расстояния 50м. 10-я - с расстояния 5м.
  5.  Затем процедуру повторяют с другим глазом и результаты исследований занести в таблицу №8:

«Острота зрения»     Таблица №8

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Острота зрения

левого

правого

По результатам измерений дайте индивидуальные характеристики остроты зрения различных испытуемых.

Средние показатели остроты зрения у человека: а) нормальная - 1.0 и выше; б) пониженная - от 0.8 и ниже; в) повышенная - 1.5 - 2.0

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Нарисуйте схему рефракции при нормальном зрении, близорукости, дальнозоркости и заполните таблицу №9 «Виды рефракции»:

Виды рефракции          Таблица №9

Рисунок

Пояснение

Сделайте  выводы по проделанной работе: ________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Форма глазного яблока и ее значение у детей разного возраста.
  2.  Особенности строения сетчатки.
  3.  Механизм восприятия света зрительным анализатором.
  4.  От каких факторов зависит просвет зрачка?
  5.  Механизм содружественной зрачковой реакции.

Литература

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр.393 – 426.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.138-150

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.:     Academa, 2002, стр. 420 – 431.

Лабораторная работа №4

Тема: Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку

 Цель работы: научиться давать оценку реакции сердечно-сосудистой системы в покое и при дозированной физической нагрузке, ознакомиться с методами подсчета частоты пульса, измерения артериального давления.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, объект исследования, секундомер, метроном, таблицы «Строение сердца», «Проводящая система сердца», «Кровеносная система», муляжи.

Задание:

  1.  Рассмотрите по муляжам и таблице строение сердца и на рисунке цифрами обозначьте его основные элементы:

1 – эпикард

2 – миокард

3- эндокард

4 – левое предсердие

5 – левый желудочек

6 – правое предсердие

7 – правый желудочек

8 – трехстворчатый

      клапан

9 – двустворчатый

      клапан

10 – полулунные клапаны

11 – верхняя полая вена

12 – нижняя полая вена

13 – аорта

14 – легочная артерия

15 – легочные вены

16 – межжелудочковая

        перегородка

  1.  Подсчитайте частоту пульса в покое за 1мин.

-  Для этого нащупывают тремя пальцами - вторым, третьим и четвертым левой руки пульс лучевой артерии на запястье левой руки и записать показатель за одну минуту. Оцените полученный показатель: _____ ударов в мин.  

- Определение ритмичности пульса проводится путем подсчета в разные 15-ти секундные отрезки времени:

- за первые 15 сек. пульс составил    _______ ударов

- за вторые 15 сек            _______ ударов

- за третьи 15 сек             _______ ударов

- за четвертые 15 сек           _______ ударов.

    Если разница в показателях не превышает одного удара, то пульс считается ритмичным, если же разница составила 2 и более ударов, то пульс аритмичен.

Характеристика признаков пульса:

Частота  - _____________________________________________________

_____________________________________________________________

Ритмичность - _________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Определите величину систолического и диастолического давления в состоянии покоя по Короткову.

Способ измерения давления по Короткову наиболее точный. Он основан на улавливании звуковых явлений (сосудистых тонов) на плечевой артерии - ниже места его сдавливания.

Методика выполнения задания:

-  исследователь  надевает манжетку испытуемому на верхнюю треть плеча левой руки. Испытуемый сидит боком к столу, положив на него левую руку. Манжетка должна прилегать к коже достаточно плотно, но не пережимать плечо.

-  в локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп;

-  в манжетке создают давление, превышающее максимальное, но не более 200 мм рт. ст., при этом пульс исчезает;

- затем медленно выпускают из нее воздух, улавливают фонендоскопом отчетливые звуки (тоны). Момент появления тонов соответствует систолическому давлению;

-  продолжают снижать давление в манжетке и слушают нарастающую силу тонов, затем отмечают ослабление тонов и их последующее исчезновение. Момент исчезновения тонов соответствует диастоличекому артериальному давлению.

-  запишите полученные результаты:

а) систолическое давление (СД)   ______________________

б) диастолическое давление (ДД) ______________________

в) пульсовое давление (разница между СД и ДД) _________

4. Исследуйте реакции ССС на дозированную физическую нагрузку.

Исследователь (студент) предлагает испытуемому сделать 40 приседаний в течение 1 минуты или бег на месте в темпе 160-180 шагов в минуту.

- Сразу после нагрузки подсчитайте  пульс за 15 сек. в начале каждой минуты до восстановления исходного показателя (в течение 5 минут).

- Одновременно определите артериальное давление за этот же период. Испытуемый выполняет нагрузку, не снимая манжетку.  

- Определите время восстановления частоты пульса, артериального давления  до исходной величины. Данные внесите в таблицу № 10.

Результаты работы и их оформление

ФИО______________, пол ______, возраст _____

   Таблица № 10

Параметры

Покой

Восстановительный период

1мин.

2мин.

3мин.

4мин.

5мин.

Пульс

ЧСС

СД

ДД

ПД

- Проанализируйте полученные результаты, сравните их с данными из таблицы № 11

Показатели реакций ССС на нагрузку        Таблица №11

Показатель

Изменение,     %

Время

нормализации

Оценка

реакции ССС

Систолическое

АД

- У спортсменов увеличение на 25 -30

- У нетренированных

увеличение на 30-40

-С ослабленным здоровьем - уменьшение

1 – 1,5 мин.

2 -3 мин.

более 3 мин

благоприятная

благоприятная

не благоприятная

Диастолическое

АД

- у спортсменов – уменьшение. на 20-25

- У не тренированных уменьшение на 10-15

- С ослабленным здоровьем - увеличение

1 – 1,5 мин.

2 -3 мин.

более 3 мин

благоприятная

благоприятная

не

благоприятная

Пульс

- у спортсменов – увеличение на  60-70

-у не тренированных - увеличение на  100

- с ослабленным здоровьем – снижение

ударного объема, резкое увеличение частоты, одышка, головокружение

1 – 1,5 мин.

2 -3 мин.

более 3 мин.

благоприятная

благоприятная

не

благоприятная

5. Дайте оценку реакциям ССС, ответив на вопросы:

а) Как можно объяснить  изменение пульса и ЧСС после нагрузки? ______

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Как изменилось систолическое давление испытуемого после нагрузки? Сравните полученный показатель с нормой, указанной в таблице №11: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

в) Как изменилось диастолическое давление после нагрузки и в восстановительный период? ______________________________________________

_______________________________________________________________

г) Почему изменилось пульсовое давление после нагрузки? ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________

д) Проанализируйте реакции сердечно-сосудистой системы испытуемого, учитывая его тренированность, состояние здоровья, самочувствие на момент эксперимента, наличие вредных привычек и других условий.

Сделайте вывод: _________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Нарисуйте схему кругов кровообращения и обозначьте красным цветом сосуды, несущие артериальную кровь, а синим – венозную.

Опишите большой и малый круг кровообращения:

Рисунок

Пояснение

7.Дайте определение следующим понятиям:

Миокард - ……………………………………………………………………

Вены - ……………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Артерии - ……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Капилляры - …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Пульс - ……………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Нормокардия - ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

Брадикардия - ……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Тахикардия - …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

Систола - …………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………...

Диастола - ……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Какие факторы определяют величину кровяного давления?
  2.  Что такое максимальное артериальное давление?
  3.  Что такое минимальное артериальное давление?
  4.  Что такое пульсовое давление (ПД)?
  5.  Что такое пульс?
  6.  Чем характеризуется гипертоническая реакция?
  7.  Чем характеризуется гипотоническая реакция?
  8.  Чем объясняется неодинаковая частота сердечных сокращений в различные возрастные периоды?

Литература:

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 131 – 154.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.303-314.

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 258 – 265.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. 3 изд. М.: Просвещение, «Владос», 1995, стр. 189 – 219.

Лабораторная работа №5

Тема: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. НОРМА

И РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион, обосновывать его оптимальный режим и нормы и рассчитывать энергетический баланс организма.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов, "Строение органов пищеварения", данные о своем весе, росте и возрасте.

Ход работы:

1. Определите свой основной обмен.

Методика определения основного обмена:

- Используя таблицу № 17 (для мужчин) или таблицу № 18 (для женщин), найдите основное число, которое соответствует Вашему весу  __________ккал

- По таблицам №17 или №18 найдите второе число обмена: на пересечении линий, соответствующих Вашему росту и возрасту  _________ккал.

Сумма найденных чисел дает Ваш основной обмен за сутки:

………ккал + …… ккал = _______ккал

- Отсюда основной обмен за 1 час равен:    …….. : 24 = _____ккал

Определите свой общий обмен.

Общий обмен складывается из расхода энергии на: а) основной обмен; б) усвоение пищи; в) физическую деятельность – рабочая прибавка. Чтобы определить свой общий обмен:

- составьте суточный хронометраж всех видов деятельности. Внесите эти данные в таблицу №12;

- рассчитайте энергозатраты на каждый вид деятельности, учитывая затрачиваемое время и процентное увеличение на данную работу, указанное в таблице №13.

- Поскольку во время сна дополнительной затраты энергии не происходит, то энергозатраты на сон рассчитываются путем умножения времени сна на величину основного обмена за 1 час.

Таблица №12

Расчет общего обмена

Вид деятельности

Продолжительность

Энергозатраты

1.Сон

2.Занятия в вузе

3.Занятия дома

4.

5.

6.

Общий обмен. . . . .

Итого:

24 ч

ккал

Таблица №13

Затраты энергии при различных видах работы

Виды работ

Увеличение в %

к основному обмену

Занятия в школе, слушание лекций, докладов

45%

Самостоятельные умственные занятия

60%

Прием пищи сидя

40%

Спокойное сидение

20%

Разговор, письмо, чтение, работа с ПК

30%

Ручное шитье, вязание

40%

Работа по дому (глажение, подметание пола и т.п.)

100%

Спокойное стояние

40%

Ходьба прогулочная

150%

Быстрая ходьба

275%

Плавание

400%

Бег медленный

500%

3. Рассчитайте калорийность рекомендуемого четырехразового питания.

При расчете необходимо учесть, что на первый завтрак рекомендуется отводить 20% от калорийности суточного рациона, на второй завтрак (или полдник) - 15%, на обед - 45% и на ужин - 20%.

  1.  Завтрак:
  2.  2-й завтрак:
  3.  Обед:
  4.  Ужин:

4. Составьте и оцените свой собственный пищевой рацион.

- Составьте меню одного типичного дня. Занесите в таблицу № 14.

- Определите количественный и качественный состав пищевого рациона, для этого используйте таблицы № 15 и № 16;

- Определите энергетическую ценность каждого приема пищи и его процентное отношение к суточной энергоемкости рациона:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Определите соотношение белков, жиров и углеводов, суточное потребление основных витаминов, минеральных солей и воды:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №14

Меню:

Прием пищи

набор продуктов

кол-во, г

калорийность

Витамины

Минеральные соли

Завтрак

1.

2.

3.

4.

Итого:

ккал

2-й завтрак

1.

2.

Итого:

ккал

Обед

1.

2.

3.

4.

Итого:

ккал

Ужин

1.

2.

3.

Итого:

Всего за день:

Таблица № 15

Примерный набор продуктов на одну порцию взрослого человека

Наименование блюда и примерный набор продуктов

Вес продуктов, г

Наименование блюда и примерный набор продуктов

Вес продуктов, г

Борщ

мясо

капуста

картофель

свекла

морковь

лук

томат

сметана

мука

50-100

150

100

20

10

10

10

20

5

Суп крупяной (рис, гречка)

крупа

мясо

картофель

морковь

лук

томат

жир

30-50

50

100-150

10-20

5-10

5

10-15

Щи

мясо

капуста свежая или кислая

картофель

морковь

лук

томат

коренья

сметана

мука

50

200

100

25

10

10

10

20

10

Суп с лапшой (макаронами) и курицей

лапша

курица

яйцо

морковь

лук

масло сливочное

50

50

1/4шт.

20

10

10

Мясо жареное

мясо

картофель

масло топленое

150

200

15

Мясо тушеное

мясо

картофель (капуста)

морковь

лук

томат

масло сливочное

200

200

20

20

10

10

Курица жареная с рисом

курица

рис

масло сливочное

сметана

250

100

10

30

Плов

баранина

рис

морковь

лук

томат

мука

масло сливочное

100

100

5

15

10

5

15

Печень жареная

печень

картофель

огурцы соленые

сметана

масло сливочное

яйцо

200

100

50

25

10

1/4шт.

Котлета

говядина

картофель (макароны, рис)

морковь

хлеб пшеничный

мука

лук и томат

масло сливочное

100-150

200

60

30

5

по 10

10

Макароны с фаршем

мясо

макароны

томат

масло сливочное

100

80

10

10

Блинчики

мука

сметана

масло сливочное

сахар

70

40

10

2

Рыба жареная

лещ, судак и т.д.

картофель

огурцы соленые

лук

сухари

масло сливочное

150-200

200

50

5

20

20

Каша овсяная

крупа

масло сливочное

молоко

60

10

150

Вареники

творог

мука

сахар

яйцо

150

30

10

1/2шт.

Картофель жареный

картофель

масло растительное

лук

250

20

10

Омлет с мясом

яйцо

молоко

мясо

масло сливочное

2шт.

50

80

10

Сырники

творог

масло сливочное

сахар

мука

яйцо

200

10

20

10

1/2шт.

Таблица №16

Химический состав наиболее часто используемых пищевых продуктов

(в перерасчете на 100 г продукта)

Продукт     

Белки (г)

Жиры

(г)

Угле-

воды

(г)

Минеральные

соли

Витамины(мг)

Энерг.

ценность

(ккал)

Са

(мг)

Р

(мг)

Fe

(мг)

А

В1

С

Мука пшеничная

10,3

0,9

74,2

18

86

2,1

0

0,17

0

327

КРУПА:

-манная

- гречневая

- рисовая

- пшено

- овсяная

- перловая

- ячневая

- горох лущеный

11,3

12,6

7,0

12,0

11,9

9,3

10,4

23,0

0,7

2,6

0,6

2,9

5,8

1,1

1,3

1,6

73,3

68,0

77,3

69,3

65,4

73,7

71,7

57,7

20

70

24

27

64

38

0

89

84

298

97

233

361

323

343

226

2,3

8,0

1,8

7,0

3,9

3,3

1,6

7,0

0

0

0

0,15

0

0

0

0,05

0,14

0,53

0,080,62

0,49

0.12

0,27

0,9

0

0

0

0

0

0

0

0

326

329

323

334

345

324

322

323

Макароны

10,7

1,3

69,6

24

116

1,2

0

0,25

0

339

Хлеб ржаной

5,0

1,0

42,5

29

200

2,0

0

0,15

0

204

Хлеб пшеничный

7,6

0,9

49,7

26

83

1,6

0

0,16

0

226

Сахар – песок

0

0

99,8

2

0

0,3

0

0

0

374

Карамель

0,1

0,1

92,1

15

8

0,2

0

0

0

348

Шоколад молочный

6,9

35,7

52,4

187

235

1,8

0

0,05

0

547

Какао-порошок

24,2

17,5

27,9

18

771

11.7

0

0,1

0

373

Печенье

10,8

8,5

66,4

29

98

2,0

0

0

0

395

Вафли

3,2

2,8

80,1

10

33

0,6

0

0,04

0

342

Пирожное с кремом

5,4

38,6

46,4

37

58

1,0

0,14

0,04

0

544

Молоко пастеризован.

2,8

3,2

4,7

121

91

0,1

0,01

0,03

1,0

58

Сливки 10% жирн.

3,0

10,0

4,0

90

62

0,1

0,03

0,03

0,5

118

Сметана 20% жирн.

2,8

20,0

3,6

86

60

0,2

0,06

0,03

0,3

205

Сметана 30% жирн.

2,6

30,0

2,8

85

59

0,3

0,1

0,02

0,2

293

Творог

14,0

18,0

1,3

112

217

0,4

0,1

0,05

0,5

226

Кефир жирный

2,8

3,2

4,1

120

95

0,1

0,01

0,03

0,7

59

Молоко сгущ. с сахар.

7,2

8,5

56,0

307

219

0,2

0,02

0,06

1,0

315

Масло сливочное

1,0

78,0

0,7

23

190

0,2

0,45

0

0

709

Сыр голландский

26,8

27,3

0

1040

544

0

0,17

0,03

2,8

361

Сыр российский

23,4

30,0

0

1000

544

0,6

0,17

0,04

1,6

371

Мороженое сливочное

3,5

20,0

19,6

122

96

1,0

0,06

0,03

0,4

268

Масло растительное

0

99,9

0

0

0

0

0

0

0

899

Капуста белокочанная

1,8

0

5,4

48

31

1,0

0,02

0,06

50

28

Капуста цветная

2,5

0

4,9

26

51

1,4

0,02

0,1

70

29

Картофель

2,0

0,1

19,7

10

58

0,9

0,02

0,12

20

83

Лук репчатый

1,7

0

9,5

31

58

0,8

0

0,05

10

43

Морковь

1,3

0,1

7,0

51

55

1,2

9

0,06

5

33

Огурцы

0,8

0

3,0

23

42

0,5

0,06

0,03

10

15

Редис

1,2

0

4,1

39

44

1,2

0

0,1

25

20

Свекла

1,7

0

10,8

37

43

1,4

0,01

0,02

10

48

Томаты

0,6

0

4,2

14

26

1,4

1,2

0,06

25

19

Яблоки

0,4

0

11,3

16

11

2,2

0,03

0,01

13

46

Апельсины

0,9

0

8,4

34

23

0,3

0,05

0,04

60

38

Капуста квашеная

0,8

0

1,8

51

34

1,3

0

0

20

14

Огурцы соленые

2,8

0

1,3

25

20

1,2

0

0

0

19

Баранина

20,8

9,0

0

11

215

2,3

0

0,09

0

164

Говядина

18,9

12,4

0

9

198

2,6

0

0,06

0

187

Свинина

14,6

33

0

7

164

1,6

0

0,52

0

355

Печень

17,4

3,1

0

5

339

9

1

0,3

33

98

Колбаса докторская

13,7

22,8

0

29

178

1,7

0

0

0

260

Сардельки

9,5

17

1,9

7

149

1,9

0

0

0

198

Сосиски молочные

12,3

25,3

0

29

161

1,7

0

0

0

277

Колбаса сырокопченая

10,5

47,2

0

8

182

2,8

0

0

0

467

Куры

18,2

18,4

0,7

16

228

3

0,07

0,07

0

241

Утки

15,8

38

0

23

200

3

0,05

0,12

0

405

Яйца куриные

12,7

11,6

0,7

55

185

2,7

0,35

0,07

0

157

Карп

16

3,6

0

12

0

0

0,02

0,14

0

96

Лещ

17,1

4,1

0

26

0

0,3

0,03

0,12

0

105

Окунь морской

17,6

5,2

0

36

213

0,5

0

0,11

0

117

Скумбрия

18

9

0

37

278

2,3

0

0,12

0

153

Сельдь атл.,ср. сол.

17

8,5

0

85

0

0

0

0

0

145

Икра осетровая

28,9

9,7

0

0

0

0

0,18

0,3

7,8

203

Томат –паста

4,8

0

20,4

20

68

0,7

2

0,15

45

105

Фрукты сушеные:

- изюм

- чернослив

- курага

1,8

2,3

5,0

0

0

0

70,9

65,6

67,5

80

80

166

129

83

152

3

13

11,8

0

0,06

3,5

0,15

0,1

0,1

0

3

4

276

264

278

Квас хлебный

0,2

0

5

0

0

0

0

0,04

0

25

5. Дайте определение следующим понятиям:

Основной обмен –  

 

Общий обмен –  

 

Анаболизм –  

 

Катаболизм –  

 

Метаболизм –  

 

6. По результатам проделанной работы сделайте выводы: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие белки называются полноценными, а какие неполноценными?

  1.  Можно ли в суточном рационе заменить белки жирами или углеводами?
  2.  Каковы особенности обмена веществ у детей?
  3.  Какие физиолого-гигиенические требования предъявляются к рациональному питанию?
  4.  Что означает сбалансированность питания?

Литература:

1. Великанова Л.К., Гуминский А.А., и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. - М.: НПО "ИнформТЭИ", 1992. -                             С. 93-123.

2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975. - С. 201-218.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. - С.337-350.

4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Academa, 2002. - С. 190-201.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990. – С.190-213.

Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста (мужчины)          Таблица № 17

Основное число

Второе число

Вес

Рост

Возраст (годы)

кг

кал

кг

кал

см

7

9

11

13

15

17

19

37

575

71

1043

48

38

589

72

1057

52

39

603

73

1070

56

40

617

74

1084

60

2

41

630

75

1098

64

10

42

644

76

1112

68

50

43

658

77

1125

72

90

40

44

672

78

1139

76

130

80

30

45

658

79

1153

80

170

120

70

46

699

80

1167

84

210

160

110

60

47

713

81

1180

88

250

200

160

100

48

727

82

1194

92

290

250

220

140

100

49

740

83

1208

96

330

300

280

180

140

119

50

754

84

1222

100

370

350

330

280

180

163

128

51

768

85

1235

104

410

400

390

280

220

193

168

52

782

86

1249

108

450

450

450

330

260

233

208

53

795

87

1263

112

500

500

500

380

300

283

248

54

809

88

1277

116

540

550

550

430

340

313

288

55

923

89

1290

120

580

600

600

480

380

353

328

56

837

90

1304

124

630

640

650

530

480

395

368

57

850

91

1318

128

680

690

700

580

460

433

408

58

864

92

1332

132

720

740

750

630

500

473

448

59

878

93

1345

136

770

780

800

680

540

513

488

60

892

94

1359

140

810

830

840

720

580

553

528

61

905

95

1373

144

860

880

890

760

620

593

568

62

919

96

1387

148

900

920

950

820

660

633

608

63

933

97

1406

152

940

960

990

860

700

673

648

64

947

98

1414

156

970

990

1030

890

740

713

678

65

960

99

1428

160

1030

1020

1060

920

780

746

708

66

974

100

1442

164

1060

1100

960

810

773

738

67

988

101

1455

168

1100

1140

1000

840

803

768

68

1002

102

1469

172

1190

1020

860

823

788

69

1015

103

1483

176

1230

1040

880

843

808

70

1029

104

1497

180

1060

900

863

828

105

1510

184

920

893

848

Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста

(для женщин)            Таблица №18

Основное число

Второе число

Вес

Рост

Возраст (годы)

кг

кал

кг

кал

см

7

9

11

13

15

17

19

39

1028

75

1372

48

40

1038

76

1382

52

41

1047

77

1351

56

134

42

1057

78

1401

60

118

43

1066

79

1411

64

102

111

44

1076

80

1420

68

86

95

45

1085

81

1430

72

70

79

89

46

1095

82

1439

76

54

63

73

47

1105

83

1449

80

38

47

57

66

48

1114

84

1458

84

22

31

31

50

49

1124

85

1468

88

6

15

5

34

43

50

1133

86

1478

92

10

1

19

18

27

51

1143

87

1487

96

26

17

27

2

11

21

52

1152

88

1497

100

42

33

43

14

15

5

14

53

1162

89

1506

104

58

54

62

30

21

11

2

54

1172

90

1516

108

74

75

85

56

37

27

18

55

1181

91

1525

112

90

91

101

72

53

43

34

56

1191

92

1535

116

106

107

117

98

69

59

50

57

1200

93

1544

120

132

123

143

114

85

75

66

58

1210

94

1554

124

148

138

159

130

101

101

82

59

1219

95

1564

128

164

161

175

146

117

107

98

60

1229

96

1573

132

186

181

191

162

133

123

114

61

1238

97

1583

136

196

187

207

178

140

133

130

62

1248

98

1592

140

212

213

228

194

165

155

146

63

1258

99

1602

144

228

239

249

210

181

171

167

64

1267

100

1611

148

234

255

265

236

197

187

176

65

1277

152

263

271

281

252

212

201

192

66

1286

156

276

287

297

260

227

215

206

67

1296

160

282

295

303

274

242

223

220

68

1305

164

309

311

290

257

243

234

69

1315

168

325

306

271

255

246

70

1325

172

331

318

285

268

258

71

1334

176

328

299

279

270

72

1344

180

313

291

282

73

1353

184

327

303

294

74

1363

186

336

315

306

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР  № 1

Тема: Анатомо-физиологические особенности созревания нервной системы

Вопросы для обсуждения

  1.  Развитие нервной системы в эмбриональном периоде.
  2.   Свойства и функции элементов нервной системы.
  3.  Строение отделов головного мозга: продолговатого, заднего, среднего, промежуточного, переднего, значение. Возрастные особенности.
  4.  Структурно-функциональная организация коры больших полушарий: слои коры, доли, зоны. Этапы ее созревания.
  5.  Вегетативная нервная система и ее роль в организме человека.

Рекомендуемая литература:

  1.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.
  2.  Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990

СЕМИНАР № 2

Тема: Возрастные особенности эндокринной системы

Вопросы для обсуждения:

1. Общие понятия об эндокринной системе и гормонах.

2. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза:

- гипофиз, эпифиз, их строение и основные гормоны;

- щитовидная железа, паращитовидные железы. Влияние их гормонов на рост и развитие ребенка;

- тимус, его роль в формировании иммунитета;

- надпочечники, роль гормонов в механизмах адаптации;

- поджелудочная железа и регуляция гомеостаза;

- половые железы, влияние их гормонов на развитие ребенка.

3. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.

Рекомендуемая литература: 

1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985. -С. 246-260.

3. Ноздрачев А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. - М.: Высшая школа, 1990. - Т. I. - С. 72-102.

СЕМИНАР  №3 

Тема: Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата и условия его развития

Вопросы для обсуждения

1.Химический состав костей, их строение, типы соединения. Рост костей в длину и толщину.

2. Возрастные особенности строения скелетных мышц, сроки их развития.

3. Роль учителя в формировании правильной осанки у школьников.

4.Физическая работоспособность, ее зависимость от возраста, пола и других условий.

Рекомендуемая литература:

1.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.

2.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990

СЕМИНАР  № 4

Тема: Комплексная диагностика уровня

функционального развития ребенка

Вопросы для обсуждения:

  1.  Характеристика периодов развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и юношеский возраст (заполните таблицу или составьте опорный конспект). ( Литература 1,2,3)

Параметры

Периоды развития

младенчество

Раннее

детство

Дошкольный

возраст

Младший

Школьный

возраст

Подростковый и юношеский возраст

Физическое

развитие

Моторика скелетныхмышц

Термо-

регуляция

Иммунитет

Созревание

мозга

  1.  Методы исследований в возрастной физиологии  (1,стр.10-15)
  2.  Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе роста и развития. (1, стр. 75-87; 3, стр. 268-280).
  3.  Функциональное развитие организма. Работоспособность, утомление, адаптация. (1, стр. 174-198)
  4.  Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи. (1, стр.331-338, 3, стр.57-66)
  5.  Готовность детей к обучению. Адаптация к школе. (1, стр.399-413)

Рекомендуемая литература:

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990.

Задания к  самостоятельной работе студентов по курсу

«Возрастная анатомия и физиология»

п/п

Тема для СРС

Задания

1.

Рост и развитие организма

Перечислите критерии возрастной периодизации. Охарактеризуйте основные периоды роста и развития ребенка. Сенситивные периоды развития ребенка.

2.

Классификация тканей

Зарисуйте основные виды соединительных тканей человека. Дайте характеристику органному и системному уровням организации.

3.

Нервная система ее развитие и строение

Опишите структурно-функциональную организацию коры больших полушарий.

Изобразите схематично рефлекторную дугу и обозначьте ее элементы.

Изучите по муляжам и составьте опорную таблицу по структуре нервной системы

4.

Сенсорные системы и их значение для развития человека

Дайте характеристику зрительным функциям и их возрастным особенностям.

Зарисуйте элементы отделов органа слуха.

Дайте характеристику слуховому анализатору.

Возможности компенсации нарушенных сенсорных функций.

5.

Железы внутренней секреции

Составьте опорную таблицу по действию основных гормонов на развитие ребенка.

Охарактеризуйте строение и топографию надпочечников, тимуса, половых желез.

6.

Опорно-двигательный аппарат.  

Охарактеризуйте возрастные особенности хим. состава костей.

Назовите и охарактеризуйте основные отделы скелета человека.

Зарисуйте строение скелетных мышц.

Раскройте понятие о мышечном тонусе и его регуляции.

Составить рекомендации по профилактике функциональных нарушений осанки.

7.

Пищеварительная система и ее функции

Дайте характеристику строению зубов, этапам их смены. Составьте рекомендации по профилактике кариеса у детей.

Составьте опорную таблицу по характеристике пищеварительных ферментов.

8.

Сущность метаболизма в организме человека

Раскройте понятие основных сторон обмена веществ.

Дайте характеристику влияния  витаминов А, группы В, С, D, Е, РР, К.

Зарисуйте схему строения нефрона и опишите механизм его работы.

9.

Терморегуляция

Опишите механизмы терморегуляции на разных возрастных этапах.

10.

Возрастные особенности лимфатической системы

Охарактеризуйте структурные компоненты лимфатической системы, ее возрастные особенности.

Охарактеризуйте основные виды иммунитета.  

11.

Возрастные особенности систем крови и кровообращения

Изобразите основные отделы сердца и обозначьте проводящую систему сердца.

Дайте характеристику показателям работы сердечнососудистой системы в разных возрастных группах.

Опишите группы крови по резус-фактору. Иммунный конфликт матери и плода.

12.

Анатомия и физиология  дыхательной системы

Значение носового дыхания для развития детей.

Сформулируйте основные профилактические меры по предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей.

Изобразите строение ацинуса и дайте характеристику его работы.

13.

Строение кожи ребенка. Возрастные особенности ее функций.

Зарисовать строение основных слоев кожи и дать характеристику их функций.

Сформулируйте основные правила закаливающих процедур.

14.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Охарактеризуйте основные этапы диагностики развития ребенка.

Критерии готовности ребенка к систематическому обучению.

Проанализируйте современное состояние здоровья в разных возрастных группах, выделите основные тенденции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...
27760. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20.86 KB
  в книге Теория социализации употребил его в значении близком к современному развитие социальной природы или характера индивида подготовка человеческого материала к социальной жизни. говоря о социализации почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Анализ многочисленных концепций социализации показывает что все они так или иначе...
27761. Человек как объект социализации 18.04 KB
  Каждый человек особенно в детстве отрочестве и юности является объектом социализации. Об этом свидетельствует то что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины полоролевая социализация создал прочную семью семейная социализация мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни профессиональная социализация был законопослушным гражданином политическая социализация и т. Следует иметь в виду что требования к...
27762. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями 19.29 KB
  Структура современной социальнопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер представленный следующим образом. Основное положение современной системы социальнопедагогической помощи – утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: ♦ формирование гуманных отношений в социуме; ♦ содействие саморазвитию личности ребенка; ♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников; ♦...