90929

Определение и описание породообразующих минералов по образцам

Лабораторная работа

Минералогия

Может не совпадать с цветом минералов в куске. Не определяется для минералов белого цвета и в отдельных случаях для бесцветных. По этому признаку кроме небольшой группы матовых минералов не обладающих блеском определяются: Металлический блеск минералы поверхность которых в отраженном свете напоминает блеск полированной поверхности металла.

Русский

2015-07-10

19.72 KB

1 чел.

Лабораторная работа №1

Определение и описание породообразующих минералов по образцам

Цель работы: Описать 5 породообразующих минералов по свойствам (биотит, опал, мусковит, гипс, нефелин):

-внешний вид

-цвет

-блеск

-излом

-спайность

-твердость

-прозрачность

-название минерала

Указания к проведению работы:

Минералы - это соединения, образовавшиеся в результате различных физико-климатческих процессов, происходящих в недрах земли и на ее поверхности, обладающим определенным химическим составом, внутренним строением и физическими свойствами.

       ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ минералы могут иметь следующее сложение:

Зернистое сложение: масса сложена из отдельных приблизительно одинаковых кристаллических зерен (магнезит, авгит).

Плотное или скрытокристаллическое сложение: минералы состоят из очень мелких кристаллов, видимых только под микроскопом. Внешне они представляют собой однородную массу с гладкой на ощупь поверхностью (магнезит, милолит).

Волокнистое сложение: тонкие, сильно вытянутые в длину образования       а)параллельно волокнистые б)спутано волокнистые

Шестоватое слежение индивидуумы имеют форму шестов. Различают параллельно лучистую (гипс-селенит) и спутано шестоватую форму.

Чешуйчатое сложение: пластичные индивидуумы имеют вид мелких чешуек, расположенных в массе без всякого порядка.

Пластинчатое сложение: пластинчатые неделимые располагаются в массе параллельными рядами (слюда).

Оолитовое сложение: сфероидальная форма слагающих индивидуумов, каждое зерна состоит из концентрических слоев.

Землистое сложение: сложение рыхлых землистых масс, состоящих из легко истирающихся мелких комочков, в свою очередь сложенных из мелких зерен, неправильной формы, как в охре или из тонких чешуек, как в глине.

В виде кристалла (кварц, кальцит).

ЦВЕТ минерала в куске от химического состава и кристаллической структуры, а также от наличия примесей. Определяется визуально по преобладающей окраске образца. Характеристику цвета желательно давать с указанием оттенков, например: бледно-розовый, беловато-голубой.

Нередко один и тот же минерал может иметь различную окраску (кварц молочно-белый, серый, фиолетовый, черный), встречаются пестро окрашенные (многоцветные) и бесцветные минералы.

ЦВЕТ ЧЕРТЫ служит важным диагностическим признаком. Может не совпадать с цветом минералов в куске. Определяется трением по образцу более твердым предметом (сталь, стекло) в результате которого остается черта, определяющая цвет порошка минерала. Поэтому по цвету черты правильно говорить о цвете, а не о цвете черты минерала. Не определяется для минералов белого цвета и в отдельных случаях для бесцветных.

БЛЕСК минерала особенностями отражения световых лучей поверхности образца. По этому признаку, кроме небольшой группы матовых минералов (не обладающих блеском) определяются:

Металлический блеск - минералы, поверхность которых в отраженном свете напоминает блеск полированной поверхности металла. Обладающие металлическим блеском минералы не прозрачны (пирит, халькопирит).

Полуметаллический блеск, или металловидный, характерен для потускневших металлов.

Жирный, напоминает цвет поверхности смазанный  тонким слоем жира (тальк, кварц на изломе).

Перламутровый, минерал блестит, как перламутровая поверхность раковины, образуя радужные переливы. Такой блеск возникает в результате отражения света от плоскости спайности.

ПРОЗРАЧНОСТЬ определяется способностью минерала пропускать через себя свет. Различают минералы:

Прозрачные, просвечивающие в толстом слое, т.е. сквозь еоторый отчетливо видны предметы (гипс, мусковит).

Полупрозрачные, минералы, сквозь которые видны лишь контур предмета.

Просвечивающие, минералы, через которые свет проходить в очень тонких пластинках, тонких срезах, например по краям образца (полевой шпат, гипс).

Непрозрачные, минералы, через которые свет совсем не проходит даже в тонком срезе (пирит, доломит).

ИЗЛОМ т.е. вид поверхности получающийся при расколе минерала:

Ровный, сравнительно гладкой поверхности (у минералов обладающих спайностью).

Неровный наблюдается у минералов не обладающих спайностью (апатит).

Зернистый имеют минералы с зернистым строением.

Ступенчатый, излом по пересекающимся плоскостям спайности.

Занозистый, имеющий поверхность излома, покрытую ориентированными в одном направлении занозами, иглами.

Раковистый, напоминает поверхность раковин (кварц).

Землистый излом имеет матовую поверхность, покрытую мелкой пылью.

СПАЙНОСТЬ – способность кристаллических минералов раскалываться по одному или по нескольким направлениям, образуя ровные поверхности, называемые плоскостями спайности. Для установления спайности необходимо исследовать поверхность образца, содержащего следы откола от массива.

ТВЕРДОСТЬ оценивается сопротивлением поверхности минерала царапающему воздействию. Принято определять твердость по шкале Мооса, в которой каждый последующий минерал может оставить царапину на предыдущем. Твердость определяемая шкалой Мооса, относительная, включающая десять эталонных минералов: тальк-1, гипс-2, кальцит-3, флюрит-4, апатит-5, ортоклаз-6, кварц-7, топаз-8, корунд-9, алмаз-10.

ОБЬЕМНАЯ МАССА минералов в практике определяется взвешиванием на руке, что дает возможность отнести ее к одной из трех групп: легкие до 2,5 г/см3, средние 2,5-4,0 г/см3, тяжелые свыше 4,0 г/см3.

ПРОЧИЕ СВОЙСТВА реакция со слабой соляной кислотой проявляется у отдельных минералов из класса карбонатов.

КЛАССИФИКАЦИЯ МИЕРАЛОВ

Минералы в соответствии с их химическим составом, условиями образования, характерными физическими свойствами делятся на классы:

  1. Самородные
  2. Сульфиды
  3. Галоиды
  4. Окислы и гидроокислы
  5. Карбонаты
  6. Сульфаты
  7. Фосфаты
  8. Силикаты

Министерство  образования и науки  Республики Казахстан

Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева

                          Кафедра "Проектирование зданий и сооружений"

                                                              Отчет

Лабораторная работа №1:     

Определение и описание породообразующих минералов по образцам

          

Выполнил:

                           Проверила: Оразова Д.К.

                                        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25099. Смысл жизни 33.5 KB
  Если смысл жизни это как бы объективная оценка значимости существования человека то счастье это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил стремлением к переживанию всей многомерности бытия а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности равнодушия инертности. Поэтому счастье это осуществление внутренней свободы процесс...
25100. Категорії естетики 38.5 KB
  Середньовічна естетика яка виробляла своє розуміння гармонії опинилася в складному і суперечливому становищі щодо античної спадщини. Необхідно було обґрунтовувати нову християнську космогонію аби замінити ідею космічної гармонії ієрархією земного і небесного людського і Божого. Нової ідеєю щодо гармонії було уявлення її як тотожності цілого і частини; за нею стояло вчення стоїків і неоплатонівців про єдність мікро і макрокосмосу. Категорії гармонії і міри широко використовувалися й у Новий час проте вони вже не були головними естетичними...
25101. Доба відродження 37 KB
  Кепаікзапсе – відродження. Естетика Відродження як і філософія цього періоду зумовлена розвитком товарного виробництва торгівлі розквітом міської культури на межі XIV–XV ст. Епоха Відродження починається в Італії а пізніше охоплює більшість країн Європи.
25103. Методы эстетического воспитания 47 KB
  На художественных занятиях педагог дает точные указания показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета формы объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте длительности тембру динамике; музыкальный поэтический слух художественный вкус и т. Методические приемы поскольку они относятся к области художественного воспитания должны...