90929

Определение и описание породообразующих минералов по образцам

Лабораторная работа

Минералогия

Может не совпадать с цветом минералов в куске. Не определяется для минералов белого цвета и в отдельных случаях для бесцветных. По этому признаку кроме небольшой группы матовых минералов не обладающих блеском определяются: Металлический блеск минералы поверхность которых в отраженном свете напоминает блеск полированной поверхности металла.

Русский

2015-07-10

19.72 KB

1 чел.

Лабораторная работа №1

Определение и описание породообразующих минералов по образцам

Цель работы: Описать 5 породообразующих минералов по свойствам (биотит, опал, мусковит, гипс, нефелин):

-внешний вид

-цвет

-блеск

-излом

-спайность

-твердость

-прозрачность

-название минерала

Указания к проведению работы:

Минералы - это соединения, образовавшиеся в результате различных физико-климатческих процессов, происходящих в недрах земли и на ее поверхности, обладающим определенным химическим составом, внутренним строением и физическими свойствами.

       ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ минералы могут иметь следующее сложение:

Зернистое сложение: масса сложена из отдельных приблизительно одинаковых кристаллических зерен (магнезит, авгит).

Плотное или скрытокристаллическое сложение: минералы состоят из очень мелких кристаллов, видимых только под микроскопом. Внешне они представляют собой однородную массу с гладкой на ощупь поверхностью (магнезит, милолит).

Волокнистое сложение: тонкие, сильно вытянутые в длину образования       а)параллельно волокнистые б)спутано волокнистые

Шестоватое слежение индивидуумы имеют форму шестов. Различают параллельно лучистую (гипс-селенит) и спутано шестоватую форму.

Чешуйчатое сложение: пластичные индивидуумы имеют вид мелких чешуек, расположенных в массе без всякого порядка.

Пластинчатое сложение: пластинчатые неделимые располагаются в массе параллельными рядами (слюда).

Оолитовое сложение: сфероидальная форма слагающих индивидуумов, каждое зерна состоит из концентрических слоев.

Землистое сложение: сложение рыхлых землистых масс, состоящих из легко истирающихся мелких комочков, в свою очередь сложенных из мелких зерен, неправильной формы, как в охре или из тонких чешуек, как в глине.

В виде кристалла (кварц, кальцит).

ЦВЕТ минерала в куске от химического состава и кристаллической структуры, а также от наличия примесей. Определяется визуально по преобладающей окраске образца. Характеристику цвета желательно давать с указанием оттенков, например: бледно-розовый, беловато-голубой.

Нередко один и тот же минерал может иметь различную окраску (кварц молочно-белый, серый, фиолетовый, черный), встречаются пестро окрашенные (многоцветные) и бесцветные минералы.

ЦВЕТ ЧЕРТЫ служит важным диагностическим признаком. Может не совпадать с цветом минералов в куске. Определяется трением по образцу более твердым предметом (сталь, стекло) в результате которого остается черта, определяющая цвет порошка минерала. Поэтому по цвету черты правильно говорить о цвете, а не о цвете черты минерала. Не определяется для минералов белого цвета и в отдельных случаях для бесцветных.

БЛЕСК минерала особенностями отражения световых лучей поверхности образца. По этому признаку, кроме небольшой группы матовых минералов (не обладающих блеском) определяются:

Металлический блеск - минералы, поверхность которых в отраженном свете напоминает блеск полированной поверхности металла. Обладающие металлическим блеском минералы не прозрачны (пирит, халькопирит).

Полуметаллический блеск, или металловидный, характерен для потускневших металлов.

Жирный, напоминает цвет поверхности смазанный  тонким слоем жира (тальк, кварц на изломе).

Перламутровый, минерал блестит, как перламутровая поверхность раковины, образуя радужные переливы. Такой блеск возникает в результате отражения света от плоскости спайности.

ПРОЗРАЧНОСТЬ определяется способностью минерала пропускать через себя свет. Различают минералы:

Прозрачные, просвечивающие в толстом слое, т.е. сквозь еоторый отчетливо видны предметы (гипс, мусковит).

Полупрозрачные, минералы, сквозь которые видны лишь контур предмета.

Просвечивающие, минералы, через которые свет проходить в очень тонких пластинках, тонких срезах, например по краям образца (полевой шпат, гипс).

Непрозрачные, минералы, через которые свет совсем не проходит даже в тонком срезе (пирит, доломит).

ИЗЛОМ т.е. вид поверхности получающийся при расколе минерала:

Ровный, сравнительно гладкой поверхности (у минералов обладающих спайностью).

Неровный наблюдается у минералов не обладающих спайностью (апатит).

Зернистый имеют минералы с зернистым строением.

Ступенчатый, излом по пересекающимся плоскостям спайности.

Занозистый, имеющий поверхность излома, покрытую ориентированными в одном направлении занозами, иглами.

Раковистый, напоминает поверхность раковин (кварц).

Землистый излом имеет матовую поверхность, покрытую мелкой пылью.

СПАЙНОСТЬ – способность кристаллических минералов раскалываться по одному или по нескольким направлениям, образуя ровные поверхности, называемые плоскостями спайности. Для установления спайности необходимо исследовать поверхность образца, содержащего следы откола от массива.

ТВЕРДОСТЬ оценивается сопротивлением поверхности минерала царапающему воздействию. Принято определять твердость по шкале Мооса, в которой каждый последующий минерал может оставить царапину на предыдущем. Твердость определяемая шкалой Мооса, относительная, включающая десять эталонных минералов: тальк-1, гипс-2, кальцит-3, флюрит-4, апатит-5, ортоклаз-6, кварц-7, топаз-8, корунд-9, алмаз-10.

ОБЬЕМНАЯ МАССА минералов в практике определяется взвешиванием на руке, что дает возможность отнести ее к одной из трех групп: легкие до 2,5 г/см3, средние 2,5-4,0 г/см3, тяжелые свыше 4,0 г/см3.

ПРОЧИЕ СВОЙСТВА реакция со слабой соляной кислотой проявляется у отдельных минералов из класса карбонатов.

КЛАССИФИКАЦИЯ МИЕРАЛОВ

Минералы в соответствии с их химическим составом, условиями образования, характерными физическими свойствами делятся на классы:

  1. Самородные
  2. Сульфиды
  3. Галоиды
  4. Окислы и гидроокислы
  5. Карбонаты
  6. Сульфаты
  7. Фосфаты
  8. Силикаты

Министерство  образования и науки  Республики Казахстан

Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева

                          Кафедра "Проектирование зданий и сооружений"

                                                              Отчет

Лабораторная работа №1:     

Определение и описание породообразующих минералов по образцам

          

Выполнил:

                           Проверила: Оразова Д.К.

                                        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13095. Классный час «Сталинградская битва в военных фотографиях» 54.5 KB
  Классный час на тему Сталинградская битва в военных фотографиях Цели: Познакомить обучающихся с основными этапами Сталинградской битвы. Подвести обучающихся к пониманию значения героической обороны Сталинграда. Оборудование: проектор экр...
13096. Сталинградская битва. Ты хочешь мира? Помни о войне!. Сталинградская битва 24.89 KB
  Литературно-исторический вечер Ты хочешь мира Помни о войне. Сталинградская битва Цели: углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы; развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа своей страны; воспитывать патриотические ч
13097. Современный этикет. Классный час 58 KB
  Классный час на тему Современный этикет Цели усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми овладеть навыками культурного поведения. Сегодня мы поговори...
13098. Дружба и отношения между мальчиками и девочками. Классный час 32.5 KB
  Классный час на тему Дружба и отношения между мальчиками и девочками Цель: создавать условия для эмоционального роста детей; углубить представления о гендерном равенстве. Задачи: раскрыть значение понятий мужское дело и женское дело; развивать кул
13099. Классный час на тему «Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова» 37.79 KB
  Классный час на тему Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Тема: Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Цель занятия: в игровой форме провести ознакомление и повторение произведений Н.Н. Носова. Участники: класс Продолжительность: 45 минут ...
13100. Классный час на тему «Что значит быть настоящим другом?» 51.5 KB
  Классный час на тему Что значит быть настоящим другом. 4й класс Цель: помочь детям разобраться в том каким должен быть настоящий друг. Задачи: определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию; провести самооценку учащимися
13101. Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. 80.5 KB
  7 Ана тілі 2сынып Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. Сабақтың мақсаты: 1. Оқушыларды қазақтың классик ақыны Абай Құнанбаевтың өмірімен толығырақ таныстыру. 2. Мәтіндегі негізгі идеяны ұғындыру. 3. Әр түрлі ой дамыту стратегиялары арқылы өздік жұмыс і
13102. Сабақтың тақырыбы: ҚАНАҒАТ ҚАРЫН ТОЙҒЫЗАР (ел аузынан) 76.5 KB
  8 Ана тілі 3сынып Сабақтың тақырыбы: қанағат қарын тойғызар ел аузынан. Сабақтың мақсаты: 1. Тақырыптың идеясын ашу қанағатшыл шыдамды болуға үйрету. 2. Өтілген сабақ пен жаңа сабақты байланыстыру арқылы шығармашылық ойлау қабілетін дамыту...
13103. Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН 47.5 KB
  4 Ана тілі 4сынып Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН Сабақтың мақсаты: Батырлар жыры туралы оқушыларға жанжақты түсінік беру. Елін қорғау Отанын халқын сүю батырлар жырының басты қасиеттері екендігін оқушыларға ұғындыру. Ер Тарғынның ...