90932

Макроэкономические модели

Лабораторная работа

Макроэкономика

Порядок выполнения работы Для каждой из рассмотренных моделей демографического роста населения и модели мобилизации по числовым данным своего варианта используя электронные таблицы построить таблицы значений функций Nt Yt при изменении t=01210...

Русский

2015-07-10

81.5 KB

2 чел.

Лабораторная работа №3

Макроэкономические модели.

3.1. Учебные цели занятия:

изучение и практическое освоение основных понятий макроэкономического моделирования;

изучение моделей демографического роста населения, рынка труда и мобилизации;

экспериментальная (на компьютере) проверка теоретических положений.

3.2. Некоторые теоретические сведения.

Макроэкономика является разделом экономической теории, исследующим закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны как единого целого. Макроэкономический анализ требует абстрагирования от различий между отдельными рынками и обнаружения ключевых моментов функционирования целостной экономической системы. Основой макроэкономического анализа является применение подходов и методов математического моделирования.

1. Модели демографического роста населения.

Одним из важнейших макроэкономических показателей страны является рост численности населения.

Для построения математических моделей введем обозначения:

N(t) – численность населения в момент времени t ( t=0,1,2,…T);

b- темп рождения (b >0);

q – темп смертности (q >0);

s – коэффициент перенаселения Ферхлюста (s >0, s< (b-q)/ N(0)) ;

В зависимости от априорной информации о характере демографического процесса используются следующие модели:

  1.  Модель чистого роста:     N(t+1)= N(t)+bN(t)
  2.  Модель чистого вымирания:     N(t+1)= N(t)-qN(t)
  3.  Модель стационарного процесса воспроизводства:            N(t+1)= N(t) +bN(t)-qN(t)
  4.  Модель Ферхлюста-Перла:   N(t+1)= N(t)+N(t) (b -q-sN(t)).

Решения задач прогноза в рамках этих моделей:

  1.  N(t)= N(0)exp(bt)
  2.  N(t)= N(0)exp(-qt)
  3.  N(t)= N(0)exp((b-q)t)
  4.  N(t)= (b-q) N(0) /(S N(0)+(b-q-S N(0) exp((q- b)t)).

2. Модель  мобилизации.

Вовлечение людей в какую-либо партию, построение финансовых пирамид и прочие подобные процессы математически описываются моделью мобилизации.

Для построения математической модели введем обозначения:

Y(t) – доля вовлеченных людей в момент времени t ( t=0,1,2,…T);

g – коэффициент успешности агитации;

h – коэффициент выбытия.

Модель мобилизации имеет вид:   Y(t+1)= Y(t) + g(1-Y(t)) -hY(t)

Решения задачи прогноза в рамках этой модели:  

Y(t)=  g /( g+h)+( Y(0)-( g /( g+h))) exp(-gt-ht)

3. Модель  рынка труда и динамики безработицы.

На рынке труда взаимодействуют работодатели и наемные работники. Рассмотрим ситуацию, когда в момент времени t=0 на рынке труда существует равновесие, т.е. при средней заработной плате P(0) занятость составляет работников M(0) работников.   

Используя обозначения:

M(t) – число занятых работников в момент времени t ( t=0,1,2,…T);

P(t) – средняя заработная плата в момент времени t;

 – коэффициент влияния числа работников на размер заработной платы;

 – коэффициент влияния размера заработной платы на число работников.

построим модель рынка труда:   P(t+1)= P(t) - (M(t) -M(0))

           M(t+1)= M(t) + (P(t) -P(0))

 3.3. Порядок выполнения работы

  1.  Для каждой из рассмотренных моделей демографического роста населения и модели мобилизации по числовым данным своего варианта (используя электронные таблицы) построить таблицы значений функций N(t), Y(t) при изменении t=0,1,2,…,10.

- используя соотношения модели;

- используя формулы решения задач прогноза.

Построить и сравнить гистограммы для полученных значений.

  1.  Для модели рынка труда по числовым данным своего варианта (используя электронные таблицы) построить  таблицы значений функций P(t), M(t) при изменении t=0,1,2,…,20. Построить графики зависимости P(t), M(t) от времени.

3.4. Задания для лабораторной работы и самостоятельной работы студентов.

Вариант

1

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

100

4

3

0,004

0,1

0,6

0,1

100

30000

100

0,0002

Вариант

2

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

10

8

6

0,03

0,3

0,4

0,2

10

22000

12

0,0001

Вариант

3

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

25

12

11

0,03

0,6

0,9

0,3

32

17000

2

0,0004

Вариант

4

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

100

4

1

0,009

0,2

0,3

0,1

44

27000

8

0,0003

Вариант

5

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

84

10

8

0,02

0,55

0,25

0,4

40

16000

10

0,0008

Вариант

6

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

8

3

2

0,02

0,4

0,3

0,6

5

12000

30

0,0003

Вариант

7

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

5

4

2

0,3

0,2

0,85

0,3

12

10000

1

0,0004

Вариант

8

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

6

3

1

0,2

0,1

0,8

0,15

10

12000

5

0,0003

Вариант

9

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

200

14

13

0,004

0,18

0,5

0,2

3

20000

5

0,0001

Вариант

10

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

100

15

13

0,018

0,2

0,3

0,1

60

15000

2

0,0003

Вариант

11

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

15

7

6

0,05

0,55

0,7

0,2

50

12000

3

0,0004

Вариант

12

N(0)

b

q

s

Y(0)

g

h

M(0)

P(0)

12

5

4

0,07

0,18

0,55

0,3

20

15000

4

0,0007

Контрольные вопросы к защите

  1.  Что называется социально-экономической моделью?
  2.  В чем заключается различие разных демографических моделей?
  3.  В чем состоит модель мобилизации и в каких случаях она используется?
  4.  Какие соотношения входят в модель рынка труда и динамики безработицы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8987. Проблемы и предмет социальной философии 33 KB
  Проблемы и предмет социальной философии Традиционное философствование и социально-философская проблематика Сверхчеловеческий характер всеобщих категорий Является ли социальная философия философией человека Отрыв бытия социального от бытия человече...
8988. Специфика социального познания 44.5 KB
  Специфика социального познания Проблема истины является одной из древнейших в философии. Сама философия является порождением интенции к истине. Даже этимология термина философия в скрытой форме содержит интерес к истине и истинности вещей и знаний...
8989. Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания 36.5 KB
  Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализ...
8990. Рефлексия как методология в социально-гуманитарном познании 53 KB
  Рефлексия как методология в социально-гуманитарном познании Методология - это область деятельности, функцией которой является создание и совершенствование интеллектуальных средств организации рефлексивных процессов. Поскольку осознанное отношение к ...
8991. Этические проблемы современной российской науки 54.5 KB
  Этические проблемы современной российской науки Социальное поведение регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения, в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, н...
8992. Общие проблемы философии науки 168.5 KB
  Общие проблемы философии науки Вопрос № 13: Идеалы и нормы исследования, их социокультурная размерность и роль в научной деятельности. Ответ на вопрос: Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенным...
8993. Лекции по философии. Соотношение философии и науки по предмету 262.48 KB
  Лекция № 1. Предмет философии. Основная проблема: соотношение философии и науки по предмету. Цель: определить предмет философии как отношение человека к миру, так что аспекты этого отношения (онтологический, гносеологический и аксиологический) опред...
8994. Определение места философии в жизни человека 362.5 KB
  Определение места философии в жизни человека. Основная часть. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Бердяев Н.А. Философия как творческий акт. Приложение. Соловье...
8995. Философия античности. Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание 319 KB
  Философия античности. Основная часть. Платон: Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание. Теоретическое знание и философское познание. Философия как стремление к мудрости. Аристотель: О философии. О началах и причинах вещей. Материя и движ...