90933

Задача анализа производственно-экономических процессов

Лабораторная работа

Экономическая теория и математическое моделирование

Тренд – компонента временного ряда, отражающая основную тенденцию процесса. Колеблемость – отклонение уровней временного ряда от тренда, вызванное случайными или несущественными факторами. Абсолютное изменение уровней (прирост)– разница между сравниваемым и более ранним базовым уровнем временного ряда.

Русский

2015-07-11

80 KB

0 чел.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Задача анализа производственно-экономических процессов.

2.1. Учебные цели занятия:

изучение моделей и методов решения задач теории временных рядов;

вычисление показателей временных рядов при помощи электронных таблиц;

экспериментальная (на компьютере) проверка теоретических положений.

2.2. Некоторые теоретические сведения.

Временной ряд – это последовательность упорядоченных по времени числовых показателей y0, у1,…, уn, характеризующих уровень состояния и изменения изучаемого явления.

Временные ряды различаются по следующим признакам:

  1.  по времени (моментные и интервальные);
  2.  по форме представления уровней (ряды абсолютных, относительных и средних величин);
  3.  по расстоянию между датами или интервалами времени (полные и неполные ряды);
  4.   по содержанию показателей (ряды частных и интегрированных показателей);

Уровни временных рядов, отражающих социально-экономические процессы, должны быть сопоставимы по следующим качественным признакам:

  1.  социально-экономическое содержание;
  2.  территория;
  3.  полнота охвата;
  4.  методика расчета;
  5.  единицы измерения;
  6.  момент регистрации;
  7.  изменение цен;
  8.  однородность этапов.

Тренд – компонента временного ряда, отражающая основную тенденцию процесса.

Колеблемость – отклонение уровней временного ряда от тренда, вызванное случайными или несущественными факторами.

Абсолютное изменение уровней (прирост)– разница между сравниваемым и более ранним базовым уровнем временного ряда.

Если за базу принят начальный уровень, то прирост называется базисным:

 i * = yi– у0

Если за базу принят предыдущий уровень, то прирост называется цепным:

 i ** = yi– уi-1

Ускорение – разность между абсолютным приростом за данный период и абсолютным приростом за предыдущий период такой же длительности:

a i = i ** – i-1 **

Относительное изменение уровней (темп роста) – отношение сравниваемого уровня к более раннему базовому уровню временного ряда.

Если за базу принят начальный уровень, то темп роста называется базисным:

k i * = yi/ у0

Если за базу принят предыдущий уровень, то темп роста называется цепным:

k i ** = yi/ уi-1

2.3. Выполнение лабораторной работы

1. Составить при помощи электронных таблиц Excel таблицу, показателей временного ряда по образцу

Год

Уровень ряда.

Базисный прирост

Цепной прирост

Ускорение

Базисный

Цепной

темп роста

темп роста

-

-

-

-

-

-

в соответствии со своим вариантом.

2. Создать диаграмму для каждой колонки показателей таблицы.

3. Проверить для своего варианта выполнение теоретических положений:

а) сумма цепных абсолютных изменений равна базисному абсолютному изменению;

б) произведение цепных темпов изменения равно базисному темпу изменения.

4. Подготовить отчет.

2.4. Контрольные вопросы:

1. Что такое временной ряд?

  1.  По каким признакам классифицируются временные ряды?

3. Как проверяется сопоставимость уровней временных рядов?  

4. Из каких основных компонентов состоит временной ряд?

  1.  Какие показатели характеризуют временной ряд?


Производство продукции (за год) по филиалам в сопоставимых ценах (млн.руб.)

Воронежский

Курский

Липецкий

Тамбовский

Ставропольский

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

1997

101

1997

94

1997

99

1997

62

1997

110

1998

109,3

1998

93

1998

108

1998

65

1998

107,5

1999

112,5

1999

95

1999

117

1999

66

1999

115

2000

117

2000

100

2000

126

2000

69

2000

122,8

2001

130,4

2001

105

2001

136

2001

70

2001

131,7

2002

144,4

2002

110

2002

147

2002

74

2002

141

1

Краснодарский

Ростовский

Саратовский

Омский

Томский

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

1997

330

1997

161

1997

62

1997

178

1997

64

1998

374

1998

178

1998

63,5

1998

200

1998

53

1999

418

1999

195

1999

65,4

1999

220

1999

55

2000

436

2000

210

2000

68

2000

250

2000

57

2001

450

2001

225

2001

70,7

2001

280

2001

60

2002

465

2002

245

2002

73,3

2002

300

2002

65


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54344. Сучасний урок - джерело творчості вчителя 2.78 MB
  €œТестові завдання з геометрії. клас із використанням тестуючого комплексу MIFTests. Кожен вчитель є справжнім керівником дитячого колективу діти визнають своїх педагогів за лідерів та активно співпрацюють із ними а це означає: вчитель має власний педагогічний імідж свій особливий педагогічний почерк він – конкурентоспроможний компетентний фахівець. МАТЕМАТИКА ТА ІТК У сучасному світі потреба в комп’ютерних технологіях постійно зростає – вони необхідні і вдома і на робочому місці. Систематичне використання...
54345. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами 717 KB
  Поражение верхней височной извилины приводит к тому что человек слышит слова но не понимает их смысла так как в зоне Вернике как в своеобразной картотеке хранятся все усвоенные человеком слова точнее их звуковые образы и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам. Действительно левое полушарие отвечает: за движение правых конечностей и обеих рук за...
54346. Урок русского языка и литературного чтения 352 KB
  Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...
54347. Етапи розвязування задач за допомогою компютера 1.3 MB
  Для розвязання цих задач компютер озброєний найрізноманітнішим програмним забезпеченням, яке поділяється на чотири великих категорії: операційні системи, системні утиліти, системи програмування, прикладне програмне забезпечення.
54348. Інформаційно-комп’ютерні технології на уроках географії та природознавства 83.5 KB
  Вчителями природознавства опановано такі теми: Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point Пошук та завантаження текстової звукової та відеоінформації з Інтернету Створення потокових презентацій відео кліпів у середовищі програми Movie Mker Створення та обробка графічної інформації засобами растрового графічного редактора dobe Photoshop. № п п Термін Тема заняття 1 Вересень Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point. 3 Лютий Створення потокових презентацій відео кліпів у...
54349. Методика вивчення дробових чисел за курсом Математика у 5-6 класах 334 KB
  Організація самостійної діяльності учнів при вивченні дій ззвичайними дробами. ВСТУП Характеристика обовязкових результатів навчальних досягнень при вивченні дробових чисел Основною метою курсу математики 5-6 класів вважається: систематичний розвиток понять числа та вироблення вмінь усно та письмово робити арифметичні операції над числами формувати вміння переводити практичні задачі на мову математики підготовка учнів до вивчення курсів Алгебра€ та Геометрія€. Форми організації усного рахунку Добре розвинені у учнів навики усної...
54350. Методика организации инновационной деятельности в школе 142.5 KB
  Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию какихлибо своих качеств способностей. Мотив придает смысл деятельности для человека. Проведение диагностики: Изучение мотивов трудового поведения Ваш творческий потенциал Личностные ориентации педагога Готовность педагога к работе в инновационном режиме наблюдения за работой учителя индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76 педагогов нашей школы в участии в инновационной...
54351. Методика створення ігрових зон для першокласників 225.5 KB
  Сюжети ігор дуже різноманітні й відображають реальні умови життя дитини. Народна педагогіка виділяє дві основні групи ігор. Дидактичні гри різновид ігор за правилами. Успіх дидактичних ігор значною мірою залежить від правильного використання в них ігрового обладнання іграшок геометричних фігур природного матеріалу шишок плодів насіння листків тощо.
54352. Вибір учительських методик відповідно до індивідуальних стилів навчання молодших школярів 159 KB
  Ось декілька методів читання які допомагають організувати ефективну роботу учніввізуалів з друкованими текстами. Вчитель розбиває текст на короткі частини об’єднує учнів у пари і дає чіткі пояснення що вони повинні будуть робити. Навчання учніваудіалів Ученьаудіал сприймає світ через призму звуків.