90933

Задача анализа производственно-экономических процессов

Лабораторная работа

Экономическая теория и математическое моделирование

Тренд – компонента временного ряда, отражающая основную тенденцию процесса. Колеблемость – отклонение уровней временного ряда от тренда, вызванное случайными или несущественными факторами. Абсолютное изменение уровней (прирост)– разница между сравниваемым и более ранним базовым уровнем временного ряда.

Русский

2015-07-11

80 KB

0 чел.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Задача анализа производственно-экономических процессов.

2.1. Учебные цели занятия:

изучение моделей и методов решения задач теории временных рядов;

вычисление показателей временных рядов при помощи электронных таблиц;

экспериментальная (на компьютере) проверка теоретических положений.

2.2. Некоторые теоретические сведения.

Временной ряд – это последовательность упорядоченных по времени числовых показателей y0, у1,…, уn, характеризующих уровень состояния и изменения изучаемого явления.

Временные ряды различаются по следующим признакам:

  1.  по времени (моментные и интервальные);
  2.  по форме представления уровней (ряды абсолютных, относительных и средних величин);
  3.  по расстоянию между датами или интервалами времени (полные и неполные ряды);
  4.   по содержанию показателей (ряды частных и интегрированных показателей);

Уровни временных рядов, отражающих социально-экономические процессы, должны быть сопоставимы по следующим качественным признакам:

  1.  социально-экономическое содержание;
  2.  территория;
  3.  полнота охвата;
  4.  методика расчета;
  5.  единицы измерения;
  6.  момент регистрации;
  7.  изменение цен;
  8.  однородность этапов.

Тренд – компонента временного ряда, отражающая основную тенденцию процесса.

Колеблемость – отклонение уровней временного ряда от тренда, вызванное случайными или несущественными факторами.

Абсолютное изменение уровней (прирост)– разница между сравниваемым и более ранним базовым уровнем временного ряда.

Если за базу принят начальный уровень, то прирост называется базисным:

 i * = yi– у0

Если за базу принят предыдущий уровень, то прирост называется цепным:

 i ** = yi– уi-1

Ускорение – разность между абсолютным приростом за данный период и абсолютным приростом за предыдущий период такой же длительности:

a i = i ** – i-1 **

Относительное изменение уровней (темп роста) – отношение сравниваемого уровня к более раннему базовому уровню временного ряда.

Если за базу принят начальный уровень, то темп роста называется базисным:

k i * = yi/ у0

Если за базу принят предыдущий уровень, то темп роста называется цепным:

k i ** = yi/ уi-1

2.3. Выполнение лабораторной работы

1. Составить при помощи электронных таблиц Excel таблицу, показателей временного ряда по образцу

Год

Уровень ряда.

Базисный прирост

Цепной прирост

Ускорение

Базисный

Цепной

темп роста

темп роста

-

-

-

-

-

-

в соответствии со своим вариантом.

2. Создать диаграмму для каждой колонки показателей таблицы.

3. Проверить для своего варианта выполнение теоретических положений:

а) сумма цепных абсолютных изменений равна базисному абсолютному изменению;

б) произведение цепных темпов изменения равно базисному темпу изменения.

4. Подготовить отчет.

2.4. Контрольные вопросы:

1. Что такое временной ряд?

  1.  По каким признакам классифицируются временные ряды?

3. Как проверяется сопоставимость уровней временных рядов?  

4. Из каких основных компонентов состоит временной ряд?

  1.  Какие показатели характеризуют временной ряд?


Производство продукции (за год) по филиалам в сопоставимых ценах (млн.руб.)

Воронежский

Курский

Липецкий

Тамбовский

Ставропольский

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

1997

101

1997

94

1997

99

1997

62

1997

110

1998

109,3

1998

93

1998

108

1998

65

1998

107,5

1999

112,5

1999

95

1999

117

1999

66

1999

115

2000

117

2000

100

2000

126

2000

69

2000

122,8

2001

130,4

2001

105

2001

136

2001

70

2001

131,7

2002

144,4

2002

110

2002

147

2002

74

2002

141

1

Краснодарский

Ростовский

Саратовский

Омский

Томский

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

Год

Уровень ряда, млн.руб.

1997

330

1997

161

1997

62

1997

178

1997

64

1998

374

1998

178

1998

63,5

1998

200

1998

53

1999

418

1999

195

1999

65,4

1999

220

1999

55

2000

436

2000

210

2000

68

2000

250

2000

57

2001

450

2001

225

2001

70,7

2001

280

2001

60

2002

465

2002

245

2002

73,3

2002

300

2002

65


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9140. Повышение точности систем регулирования 1001 KB
  Повышение точности систем регулирования Методы повышения точности, т.е. уменьшения ошибки регулирования можно разделить на общие и специальные. К общим относятся увеличение общего коэффициента усиления, повышение порядка астатизма, применение регули...
9141. Повышение качества переходного процесса 974.5 KB
  Повышение качества переходного процесса Под улучшением качества процесса регулирования, помимо повышения точности в типовых режимах, понимается изменение динамических свойств системы регулирования с целью получения необходимого запаса устойчивости и...
9142. Синтез системы автоматического регулирования 376 KB
  Синтез системы автоматического регулирования Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По от...
9143. Личность ученика как субъекта образования и развития 116 KB
  Личность ученика как субъекта образования и развития В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать. Именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждом...
9144. Методология и методы педагогических исследований 68.5 KB
  Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогики. Методологические принципы педагогических исследований. Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Понятие о методол...
9145. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания 132.5 KB
  Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Характеристика методов воспитания и самовосп...
9146. Образование как целостный педагогический процесс 47.5 KB
  Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...
9147. Педагогика в системе наук о человеке 132 KB
  Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими наук...
9148. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 55.5 KB
  Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...