90949

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Развитие государственной собственности как цель управления не подразумевает ее объемный рост, наращивание массы объектов государственной собственности, сопротивление ее преобразованию в муниципальную или частную собственность. Оно ориентировано на формирование такой совокупности объектов государственной собственности, управление которыми со стороны государства как собственника гарантирует их использование в общегосударственных интересах, позволяет решать насущные социально-экономические проблемы

Русский

2015-07-11

934 KB

0 чел.

Кафедра управление и интегрированные маркетинговые коммуникации

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УиИМК

полковник внутренней службы

Е.Н. Бардулин

«____» _________ 201   года

ЛЕКЦИЯ

для проведения занятия по курсу

«УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

для курсантов, слушателей и студентов, обучаемых

по всем специальностям

ТЕМА 1

«Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью»

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-201 

Утверждена на заседании

ПМК кафедры, протокол № __

от «____» ____________

Санкт-Петербург

201 

  1.  
    Учебные цели
  2.  Дать определение собственности и рассказать о его роли в экономике..
  3.  Рассказать о структуре отношений собственности
II. Воспитательные цели
  1.  Сформировать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.
  1.  Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
мин
мин
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебные вопросы:
  1.  Собственность как основной институт, источник власти, силы и могущества государства.
  2.  Содержание собственности и ее формы.
  3.  Объективная основа многообразия форм собственности. Система отношений собственности в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5
80
80
25
25
30
5

IV. Литература

а) Основная:

1. Шевчук Д.А. Оценка недвижимости и управление собственностью. М. Феникс, 2010г.

2. Экономическая теория. Учеб. посоие. под ред. Сидоровича А.В. Москва, 2011г.

б) Дополнительная

  1.  В.В. Иванов, А.Н. Коробова. Муниципальный менеджмент: справочное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2008
  2.  Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010
  3.  А.Радыгин и др. Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты. – М.: ИЭПП, 2011

V. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, интерактивная доска.


Вопрос 1. Собственность как основной институт, источник власти, силы и могущества гос
ударства.

Глобальная цель управления любой системой состоит в обеспечении сохранности, устойчивости, развития этой системы в общих интересах входящих в нее элементов или связанных с ней других систем.

Применительно к государственной собственности сформулированная генеральная цель может быть представлена в виде формулы: «обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах российского народа как первичного собственника».

Эта формулировка цели вовсе не противоречит задачам структурного преобразования государственной собственности в процессе перехода к рыночным отношениям. Напротив, реструктуризация государственной собственности является одним из средств повышения эффективности ее использования, развития.

Развитие государственной собственности как цель управления не подразумевает ее объемный рост, наращивание массы объектов государственной собственности, сопротивление ее преобразованию в муниципальную или частную собственность. Оно ориентировано на формирование такой совокупности объектов государственной собственности, управление которыми со стороны государства как собственника гарантирует их использование в общегосударственных интересах, позволяет решать насущные социально-экономические проблемы, предотвращает эксплуатацию объектов государственной собственности в интересах наживы узкого круга корыстных лиц, формирование монопольных структур, охраняет собственность государства от разворовывания.

Принадлежность объектов к государственной собственности и управление ими государством в лице своих законодательных, исполнительных, судебных органов необходимо и в тех случаях, когда оно обеспечивает достижение более высокой народнохозяйственной эффективности (экономической и социальной) в сравнении с другими формами собственности.

Государственная собственность не противостоит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие (они установлены законодательно), существуют объекты общей, совместной собственности. В последнем случае управление государственной собственностью является частью управления объектами разных форм собственности на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного на максимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными собственниками в целом и государством как одним из участников.

Генеральная цель управления государственной собственностью расчленяется на цели более низкого уровня иерархии.

В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, принятой Правительством РФ в 1999 г. намечены следующие цели государственной политики в области управления собственностью:

• увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

• оптимизация структуры собственности с точки зрения соблюдения пропорций на макро-и микроуровнях в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;

• вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

• использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Из приведенного перечня вытекает, что цели управления государственной

собственностью должны формироваться во взаимосвязи с государственными целями управления всеми формами собственности, представленными в экономике страны.

Иначе говоря, управление государственной собственностью ставит также цель воздействия с помощью государственной собственности на другие, негосударственные формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем - преодоления кризисных явлении в экономике, обеспечения устойчивых предпосылок роста производства.

В подобной расширительной постановке цели управления государственной собственностью как частью национального богатства страны должны обладать следующей направленностью:

  1.  компенсация недостаточности негосударственного, частного сектора экономики (она проявляется в узости мотивации действии частных собственников, в слабых возможностях концентрировать материальные, трудовые, финансовые ресурсы для решения крупномасштабных экономических и социальных проблем, выполнять комплексные целевые программы;
  2.  преодоление монополистических тенденций, свойственных частному капиталу, особенно в сфере деятельности естественных монополий;
  3.  культивирование узаконенных государством общих для всех субъектов собственности правил хозяйствования, способствующих, в частности, расщеплению прав и полномочий собственности, которое предотвращает их узурпацию;
  4.  использование возможностей государства как титульного собственника крупных имущественных комплексов, пакетов акций, долей в хозяйственных обществах как средства повышения эффективности управления этими объектами.

Из сформулированных целей вытекает обширный спектр задач управления государственной собственностью, который на современном этапе включает следующие задачи:

  1.  классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;
  2.  инвентаризация объектов государственной собственности,
  3.  оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использования объектов по назначению;
  4.  обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду» передаваемого в залог и в доверительное управление;
  5.  рационализация структуры и состава объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности, создания новых объектов;
  6.  формирование правовых основ управления теми объектами государственной собственности, применительно к которым правовые нормы практически отсутствуют или недостаточны;
  7.  обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;
  8.  повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Принципиально важно понимать, что генеральная цель управления государственной собственностью достижима только при условии системного подхода, когда целевые задачи решаются в комплексе, совокупно, с учетом их взаимосвязей и взаимодействия.

Научно обоснованная целевая ориентация процессов управления государственной собственностью служит определяющей предпосылкой их рациональной организации и результативности.


Вопрос 2. Содержание собственности и ее фо
рмы.

В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желании, получать выгоду.

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению.

Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством.

Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей и социальных групп интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения - чувства хозяина, собственника.

Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и событиям и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает управлять ими ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира.

И наоборот, отчуждение людей от вещей, лишение их возможности чувствовать себя хозяином порождает безучастие, индифферентность, а порою -и неприязнь к тому, что воспринимается как не свое, а чужое.

Стимул к эффективному управлению притупляется. Если предметы материального мира нуждаются в заботе о них со стороны людей, если они попали в орбиту человеческой деятельности и тем более являются продуктом такой деятельности, эти предметы неизбежно должны стать объектом чьей-то собственности.

Антиподом такому подходу служит бесхозяйственность, безответственность, возможность губительного отношения к материальным и духовным богатствам, управляемости.

Принадлежность вещей, имущества, любых других ценностей человеку, семье, группе людей, организации, региону, государству позволяет им опереться на юридическое право и фактическую возможность распоряжаться вещью, использовать ее, воздействовать на нее желаемым образом. Такое воздействие есть не что иное, как управление. 

Собственник вещи поневоле управляет ею, тем самым реализуя свое право собственности.

Подобная теснейшая связь между собственностью и управлением побуждает к рассмотрению отношений собственности в их связи с управлением.

Ведь, с одной стороны, все экономические объекты представляют объекты чьей-то собственности. С другой стороны, практически все экономические объекты кем-то управляются, - либо их собственниками, либо с ведома и по поручению собственников, так что связь собственности с управлением естественна и неизбежна, хотя и принимает иногда усложненные формы.

Чтобы выявить эту связь, формы и способы ее проявления и использования в управлении, необходимо глубже вникнуть в отношения между собственниками и принадлежащими им объектами собственности, основанные на собственническом интересе.

Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы.

Так, если централизованно-распорядительной системе свойственна в основном так называемая государственная форма собственности на средства производства, то рыночная экономика опирается на весь спектр форм и отношений собственности, исходит из принципа их равных прав на существование.

Однако и в рыночной экономике существует наряду с частной государственная собственность на факторы производства, товары и услуги, финансовые ресурсы, взаимосвязанная и взаимодействующая с частной собственностью.

Устраняя недостатки и пороки централизованного государственного управления экономикой, опирающегося на глобалитет Государственной собственности на средства производства, рыночная экономика порождает трудные проблемы сочетания управления государственной собственностью с управлением объектами негосударственных форм собственности.

В условиях рыночных отношений приходится решать сложнейшую задачу обеспечения эффективного с экономических и социальных позиций функционирования института государственной собственности, неизбежно присутствующего в рыночной экономике.

Одна из причин низкой результативности экономических преобразований в России, связанных с переходом к рыночной экономике, заключена в недостаточно продуманном, неумелом проведении преобразований форм и отношений собственности.

Уже в начальной стадии проведения российских экономических реформ было ясно, что глубокие перемены сложившихся и укоренившихся в советской экономике собственнических структур неизбежны, что без их трансформации, разгосударствления и приватизации собственности не проложить дорогу к рыночной экономике.

В то же время поспешная крутая ломка отношений собственности, скороспелая приватизация порождают острые социальные проблемы, которых не избежала российская экономика, поскольку не были найдены способы гармоничного сочетания государственной собственности, разделенной на федеральную и субфедеральную, муниципальной, общественной, частной (включая корпоративную) форм собственности.

Поспешное разгосударствление, не подкрепленное формированием хозяйственных и правовых механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, как показал российский опыт опыт 90-х годов, приводит не к рождению эффективно действующих в общенародных интересах собственников, а к диффузии государственной собственности в интересах узких групп ее новых, не всегда законных обладателей.

На управление государственной собственностью в России и в том числе, на восприятие собственности как категорий экономики и управления наложил устойчивый отпечаток период господства советской экономической системы, которая условно именовалась социалистической.

В течение десятков лет в стране насаждались и культивировались неестественные, искаженные в теоретическом видении, неэффективные в прикладном отношении псевдосоциалистические формы и отношения собственности.

Наведя полную путаницу в понятиях общественной, общенародной, социалистической, государственной собственности, правящая номенклатура узурпировала собственнические права, а с ними и властные функции. Под видом общественной, народной, государственной процветала по сути собственность государственных органов, руководящих ими лиц как на средства производства, так и на общественные блага.

В их личном или коллективно-групповом распоряжении находились и земля, и природные богатства, и основные средства предприятий, в значительной мере трудовые ресурсы, а иногда и жизнь людей. В какой-то период вся страна стала частной, личной собственностью, вотчиной Сталина, который был если не полным владельцем, то по крайней мере генеральным распорядителем всей собственности-Советского Союза.

Исходя из положений марксистско-ленинской экономической теории о наличии объективных тенденций обобществления производства и собственности (в принципе верных), советская догматическая доктрина довела их до абсурдной крайности, поведя лобовую атаку на индивидуальную, частную, а затем и групповую, коллегиальную собственность.

Но при отсутствии личной собственности на рабочую силу, имущество, средства производства подавляется индивидуальное творческое начало, человек исчезает как активная самостоятельная личность, теряет интерес к управлению своими возможностями.

Уничтожается первичная экономическая клеточка общества, исчезает личная заинтересованность, возникает так называемая «ничейная» собственность, хотя собственность не может быть ничейной, никому не принадлежащей.

Извращение форм и отношений собственности - главная причина краха коммунистической идеи и стоявшей на ней системы.

В то же время было бы глубоко ошибочным, а в определенной степени и наивным полагать, что переход от тоталитарного режима к демократическому, от директивно управляемой централизованной экономики к хозяйству, основанному на рыночных отношениях, радикально меняет суть управления государственной собственностью и автоматически ликвидирует пороки планово-распорядительной системы управления экономикой.

Государству вне зависимости от общественно-политической системы, в условиях которой оно функционирует, имманентно присущи некоторые черты, свойства, проявляющиеся в экономике любого типа.

Дело заключается в двойственной природе государства, которое выступает как в облике народа, населения страны, так и в виде органов государственной власти (представляющих небольшую часть народа), наделенных самим народом или получивших иным образом полномочия управлять объектами и отношениями собственности от лица народа.

Согласно ст. 3 Конституции РФ «единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Приходится, к сожалению, констатировать, что даже в самом демократическом государстве народ не может быть в полной мере единственным источником и носителем государственной власти и соответственно субъектом государственной собственности.

Будучи совокупностью самых разнообразных социальных, в том числе национальных, этнических групп, обладающих разными потребностями, интересами, целями, культурой, народ не обладает возможностью выражать единую для всех волю и тем более реализовать ее в управлении государственной собственностью.

Поскольку такие отклонения объективно существуют, народ иногда поневоле становится не творцом, а наблюдателем ряда событий в управлении государственной собственностью, ее использовании и даже переходе из одних рук в другие, не соответствующих общественной целесообразности, а то и просто противозаконных.

Таким образом, проблема прямой реализации народом, обществом своих прав непосредственного собственника существует и будет существовать. Преодоление коррумпированности государственного аппарата и стоящих за его спиной кланов, обеспечение примата общественных интересов над узкогрупповыми и личными представляет сложнейшую проблему управления государственной собственностью в современной России.

Обеспечение гармоничного сочетания собственнических интересов и нужд народа, государства, регионов, социальных групп, организаций, граждан становится еще более затруднительным в условиях многообразия форм и отношений собственности, свойственного рыночной экономике, где отдельные виды собственности сплетаются в общую, совместную, преобразуются из одного в другой.

При всей важности собственности как экономической и правовой категории, существенно влияющей на процессы управления имуществом, неправомерно ставить эффективность, результативность управления производством, обращением, потреблением товаров и услуг в зависимость только от формы собственности на факторы производства.

Как показал опыт российских рыночных экономических реформ 90-х годов, даже повальный переход от государственной и муниципальной собственности к частной — в многообразии ее организационно-правовых форм - не привел сам по себе к подъему экономики, росту эффективности производства и качества продукции.

Наряду с преобразованием форм и отношений собственности в процессе перехода к рыночной экономике необходим ряд других системных изменений, затрагивающих иные аспекты функционирования экономики и управления экономическими объектами и процессами.

Иначе говоря, было бы глубоко ошибочным сводить всю гамму разнообразных экономических отношений к отношениям собственности и считать, что эффективность управления и функционирования экономики в целом и экономических объектов зависит только от того, кому они принадлежат, от формы собственности на средства производства. Обладать правом собственности на объект еще не значит заведомо быть рачительным хозяином и умелым управленцем.

Надо желать и уметь управлять, хозяйствовать. Без этих фундаментальных условий собственность просто захиреет. Кроме того, государство, правительство призваны создать законодательные, правовые условия частного хозяйствования, необходимый психологический общественный климат, благоприятный для тех, кто становится хозяином, предпринимателем.

Мало сделать людей формальными собственниками, акционерами, хозяевами бизнеса, надо еще и превратить их в подлинных менеджеров, научить управлять объектами собственности или привлекать к управлению этими объектами грамотных, опытных, предприимчивых людей.

Попытка неподготовленной замены бывшего «государственного» на нынешнего «частного» собственника приводит либо к неумелому, неэффективному управлению объектами собственности, либо к их растаскиванию, разворовыванию.

К тому же умение и желание применять рачительные формы и методы хозяйствования в управлении государственной собственностью столь же важны, как и в управлении негосударственной или смешанной собственностью.

Из сказанного со всей очевидностью вытекает, что собственность как категория экономики и управления должна трактоваться не только с позиций принадлежности объектов, ценностей определенным субъектам, которые обладают правами и возможностями воздействовать на объекты собственности в своих интересах.

Собственность как экономико-управленческая категория означает одновременно хозяйствование, то есть наличие чувства хозяина, проявляющего заботу о вещах, умеющего эффективно применять их с пользой для себя и несущего юридическую, моральную, материальную ответственность за сохранность и надлежащее использование объектов собственности

Долгое время собственность как особое общественное отношение была непосредственным предметом юриспруденции, прежде всего гражданского права.

Однако с дальнейшим развитием общественного производства и появлением новых форм предпринимательской деятельности становится более значимым экономический аспект собственности.

Формы и отношения собственности ныне определяют природу социально-экономического строя страны, влияют на общественно-политические процессы, служат основной причиной социальных конфликтов и представляют в то же время институт и инструмент управления экономикой на макро-и микроэкономическом уровнях.

Теория и практика управления государственной собственностью широко оперируют такими фундаментальными понятиями, как «собственность», «субъекты собственности», «объекты собственности».

Эти понятия относятся к категории «размытых», не поддающихся точному, строгому, однозначному определению, как и многие другие понятия, используемые в экономике и управлении.

К тому же указанные термины многозначны в том смысле, что обладают несколькими разными значениями в зависимости от области употребления и цели использования данного термина. Сказанное относится в особенности к термину «собственность», имеющему по меньшей мере двоякое значение.

Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом (человеком, группой или сообществом людей, хозяйствующими субъектам, организациями, учреждениями, органами власти и управления), с одной стороны, и объектом (любой субстанцией материального мира в виде материально-вещественных объектов и духовных ценностей, информации), с другой стороны.

Эта связь проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Собственность как объект означает все то, что становится предметом, объектом принадлежности определенному субъекту (индивиду, группе, множеству индивидуальных субъектов).

Субъект собственности (собственник) - лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности.

Наличие конкретного субъекта собственности, олицетворяющего, реализующего право собственности, есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности.

Бессубъектная собственность - это абстракция.

В качестве субъектов государственной собственности могут выступать:

  •  народ, осуществляющий права и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;
  •  государство в лице уполномоченных органов государственной
  •  власти, федерации и ее субъектов;
  •  государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

Объект собственности представляет пассивную сторону отношений собственности, выступая в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных, интеллектуальных ценностей, денежных средств, принадлежащих целиком или в некоторой части субъекту собственности.

Как упоминалось выше, объекты собственности часто называют просто собственностью.

В перечень видов объектов, которые могут находиться в государственной собственности, входят:

  •  недра, полезные ископаемые;
  •  земли сельскохозяйственного и иного назначения;
  •  водные ресурсы;
  •  леса и лесные богатства;
  •  имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;
  •  памятники истории и архитектуры;
  •  унитарные предприятия;
  •  объекты интеллектуальной собственности;
  •  финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности.

Вопрос 3. Объективная основа многообразия форм собственности. Система отношений собственности в Российской Федерации.

В процессе производства, распределения, обмена, потребления объектов собственности возникают отношения между уже существующими и вновь нарождающимися собственниками по поводу принадлежности этих объектов тем или иным лицам, то есть прав собственности и возможности их реализации.

Отношения собственности проявляются в экономике двусторонним образом, имеют двустороннюю направленность. Это, с одной стороны, отношения, связывающие собственника с принадлежащим ему частично или полностью объектом собственности, имущественные субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом.

Такие первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

Данная группа отношений имеет социально-экономический характер и обусловливает прежде всего формы распределения имущества, продукции, товаров, доходов, других ценностей между собственниками, в соответствии с их правами и полномочиями, вытекающими из субъектно-объектных отношений в виде прав собственности субъекта на объект.

В процессах управления государственной собственностью проявляются прежде всего субъектно-субъектные отношения, в которые вовлечены рад субъектов собственности - государственных органов и всех других субъектов, с которыми эти органы вступают в экономические и правовые отношения по поводу купли-продажи, передачи, использования, присвоения, преобразования объектов собственности, поддержания их сохранности.

Но характер указанных взаимодействий и их результаты зависят от изначального состояния субъектно-объектных отношений, отражающих формы, степень, меру принадлежности объектов тем субъектам, между которыми возникают отношения по поводу сложившейся принадлежности объектов и ее последующих изменений.

Поэтому для проникновения в суть отношений собственности и управления этими отношениями необходимо сконцентрировать внимание на отношениях первого и второго вида, представляющих основные типы собственнических отношений. Общая схема таких отношений в их взаимосвязи изображена на рис. 1.

Рис. 1 ОБЩАЯ СХЕМА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Выделение субъектно-объектной стороны отношений собственности обусловлено тем обстоятельством, что вне конкретизации субъектов, персонажей собственнических отношений не может быть рациональной организации хозяйственной системы.

Хуже того, в условиях командно-распорядительной, чрезмерно огосударствленной, а также и рыночной экономики происходит подмена собственников, когда формально провозглашенный или скрытый собственник не является узаконенным хозяйствующим субъектом.

Происходят вмешательство в отношения собственности, узурпация собственнических прав со стороны властвующих субъектов, политических структур в образе возглавляющих их лиц, олигархов и олигархических группировок, коррумпированных корпоративных объединений.

Характерно, что многие из них, не будучи формально субъектами государственной собственности, полновластно распоряжаются объектами этой собственности в материальной и денежной формах и делают все возможное для частичного или даже полного, временного или постоянного присвоения объектов, отчуждения их от государственной собственности.

Поэтому центральной предпосылкой рачительного ведения экономики служит четкое выделение субъектов и объектов собственности и установление законодательно закрепленных прав, норм, правил, отношений между ними. Конечно, полностью легализовать отношения собственности не всегда удается.

ОТНОШЕНИЯ «СУБЪЕКТ - ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ»

Связи между субъектом и объектом собственности можно называть отношениями с определенной степенью условности. В большинстве случаев объекты собственности есть неодушевленные предметы, не способные реагировать на отношение к ним со стороны собственника, так что имеет место однонаправленный процесс, который правомерно считать отношением субъекта к объекту, но трудно рассматривать как отношение объекта к субъекту.

Пассивный объект собственности «реагирует» на отношение к нему субъекта лишь той отдачей, которую получает субъект от объекта своим состоянием или даже самим фактом принадлежности, так как при неправильном отношении объект может быть просто потерян, частично или полностью.

Но в отдельных случаях отношения между субъектами и объектами государственной собственности могут носить и двусторонне активный характер.

В известной мере это относится к живой природе. и гораздо большей степени активной стороной субъектно-объектных отношении способны выступать государственные предприятия и учреждения.

Хотя государство есть собственник только имущественного комплекса этих организаций, их работники вправе занимать активную позицию. Они могут выступать в роли защитников интересов объекта собственности, рассматриваемого в единстве имущества и связанного с ним своей трудовой деятельностью коллектива вне зависимости от того, является ли коллектив собственником.

В случае если, активным представителем интересов объектов собственности способен стать народ, обладающий своей точкой зрения относительно их целесообразного использования. В отношении объектов государственной собственности народ имеет на то суверенное право.

Высказанные соображения дают основание называть связи между субъектами и объектами собственности отношениями даже в тех случаях когда объектами собственности является имущество. В любых отношениях собственности всегда фигурирует масса самых различных, неравнозначных объектов собственности. Среди них есть ключевые, доминирующие.

В марксистской теории таким объектом собственности принято считать средства производства, вещественный капитал. Однако не следует, упрощенно понимая К. Маркса, полагать, что определяющим объектом в системе отношений собственности не только были, но и есть, и, главное, будут основные и оборотные средства производства.

Такая точка зрения устарела. Выделение отношений собственности на средства производства как главенствующих затеняет другие объекты и факторы, значение которых непрерывно возрастает. О снижении роли вещественных средств производства говорят и теория и практика экономики новейшего капитализма.

Развитие акционерной собственности, «распыление» акционерного капитала, практика передачи акционерной собственности рабочим и служащим, то есть формы, при которых капиталисты «уступают» на тех или иных условиях средства производства трудящимся, говорят о переносе акцента устремлений на организацию дела, информацию и управление, которые связаны с собственностью на средства производства не однозначно. В современной экономике колоссально возрастает роль объектов интеллектуальной собственности, средств информации, природных богатств, еще не ставших средствами -производства или не предназначенных быть ими, денежных инструментов в виде основных и производных ценных бумаг, социальных имущественных комплексов, средств рекреации, исторических ценностей. Это в полной мере относится к государственной собственности.

О том, что не только собственность на средства производства в виде орудий и предметов труда, но весь спектр видов и отношений собственности оказывают воздействие на экономику, свидетельствует опыт любой экономики.

Собственность на рабочую силу, имущество, информацию, интеллектуальный, инновационный продукт, на денежные средства оказывает столь же мощное воздействие на экономические процессы, как и собственность на средства производства в узком смысле этого слова.

Всемирное распространение смешанных многосубъектных форм собственности на средства производства, делегирование прав собственности, особенно распорядительства, стали повсеместными явлениями, свидетельствующими, что форма собственности на средства производства перестает быть доминантой социально-экономических отношений н общественного строя, хотя и продолжает играть важнейшую роль в экономике.

Значительное влияние на отношения собственности и вытекающие из них другие экономические отношения играет тот факт, что работник есть суверенный субъект собственности на свою рабочую силу, представляющую трудовой фактор производства.

В демократическом государстве, где рабский труд в его прямых и косвенных формах запрещен, субъекты собственности на рабочую силу, вступая в отношения с работодателями и государством по поводу ее использования, найма, активно влияют на социально-экономические процессы и развитие экономики. Поэтому рабочая сила это особый объект собственности.

Субъектно-объектные отношения чрезвычайно многообразны, ини характеризуют меру обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид функции, реализуемой субъектом в процессе практического воплощения отношений собственности, меру и характер использования субъектом своих прав.

Так как субъектно-объектные отношения определяются прежде всего мерой принадлежности объекта определенному субъекту, во главу угла должны быть поставлены степень принадлежности и вытекающие из нее права и возможности субъекта оказывать воздействие на объект, управлять им.

Другими словами, говоря о связях между субъектами и объектами, необходимо различать отношения владения, пользования, распоряжения, представляющие одновременно юридические, правовые и экономические категории. Отсюда следует различать владельца, пользователя, распорядителя, особенно в тех случаях, когда эти элементы отношений собственности разделены между разными лицами.

Владение – начальная, исходная форма прав собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию принадлежности объекта субъекту собственности либо факт реального обладания объектом. Право распоряжения означает юридически обеспеченную возможность определять дальнейшую судьбу объектов путем изменения их состояния, назначения, принадлежности. Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность распоряжаться объектом собственности. Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя.

Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и, не будучи ее владельцем.

И наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он осуществляет отношение пользования, управляет объектом собственности в соответствии с условиями, заданными ему владельцем или распорядителем. Отношения собственности лежат в основе отношений управления, обусловливая, кто, чем и как (в какой мере) управляет.

Собственность же - это тот объект, которым субъект может управлять в силу своего места в системе отношений собственности по поводу данного объекта. Поэтому возникает необходимость рассмотрения понятия управление и взаимосвязанных с ним категорий.

Владелец, которому принадлежит объект, может обладать правом, удостоверенным наличием требуемых документов или просто признанным как факт, не осуществляя это право, не пользуясь им.

Отдельные владельцы издавна делегировали полномочия распорядительства своей собственностью управляющим, сохраняя при этом за собой получение доходов от собственности.

Так что владение, взятое в отдельности, еще не является в полной мере собственностью в социальноэкономическом смысле этого слова, подразумевающем не только владение, но и распорядительство, и использование объекта.

В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает как пользоваться и не стремится к тому.

Так обстояло дело и остается сейчас с общественной, общенародной собственностью, владельцем которой формально является народ. В других случаях функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъекту, который, не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается ею и использует ее.

Так, например, государственные органы, не являясь юридически владельцами государственной, собственности (таковым номинально является народ в лице государства), фактически выступают в роли владельцев.

Они сдают в аренду и даже продают государственную (общенародную, общественную) собственность, способны использовать ее сами, а иногда и присваивать, далеко не во всех случаях имея на то полномочия от номинальных владельцев.

Распоряжение - наиболее явный способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность распоряжаться объектом собственности. Так что даже владелец есть полный собственник, только если он одновременно и распорядитель. Делегирование, передача прав распорядительства означает по сути передачу полномочий собственника в другие руки.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами.

Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее владельцем. И наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту.

Так, к примеру, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.

Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он осуществляет отношение пользования, управляет объектом собственности в соответствии с условиями, заданными ему «более высоким» субъектом собственности — владельцем или распорядителем.

Соответственно пользователь не есть собственник в прямом смысле слова, не обладает постоянным правом собственности, а лишь получает на определенных основаниях право извлекать в своих интересах полезные свойства объекта собственности, в чем и заключается использование объекта.

Ответственность - «бремя собственности». Функция ответственности, на первый взгляд, не требует специального выделения, поскольку автоматически вытекает из предыдущих функций, дополняя их.

Однако это не совсем так или, правильнее сказать, совсем не так. «Бремя собственности» означает как интерес к активному использованию объектов собственности, так и ответственность за них, за их судьбу, за их эффективное функционирование, возмещение ущерба, нанесенного объекту. Специфика отношений ответственности состоит в том, что они не есть прямые отношения между субъектом и объектом собственности.

Субъект не отвечает перед неодушевленным объектом за бережное отношение к нему. Ответственность возникает прежде всего у пользователя перед распорядителем и владельцем или у распорядителя перед владельцем, делегировавшим ему права распоряжения собственностью, у любого собственника - перед законом.

В принципе, и независимый владелец должен нести ответственность перед обществом, государством за принадлежащие ему объекты собственности, их сохранность и рачительное применение, использование. Пока что явные формы такой ответственности прорисовались в отношении специфического объекта собственности - домашних животных.

Отношения ответственности, понимаемые в широком смысле, связывают не только субъект и объект собственности (кто и за что отвечает), но и разных субъектов (кто и перед кем отвечает), они есть одновременно и субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения.

Если функции владения, пользования, распоряжения полностью находятся в руках одного и того же субъекта собственности, ответственность владельца возникает автоматически как самоответственность. Она проявляется в потерях от нерадивого хозяйствования, ущерб от которых заведомо ложится на плечи собственника. В таком случае отношение ответственности не надо адресовать: адресат заранее известен, и наказание в виде понесенных потерь неизбежно настигает виновника. Субъект несет ответственность перед самим собой.

Однако данное отношение начинает играть иную роль в случае, когда функции распорядительства, пользования передаются владельцем в другие руки. В этом случае необходимо обязательно совмещать делегирование другому субъекту функций собственности и полномочий управления с одновременной передачей ответственности за собственность.

Иначе возникающий по вине распоряжающегося или пользующегося собственностью органа или лица ущерб ложится в конечном счете на первичного собственника, который доверился ни за что не отвечающим, безответственным людям.

Необходимо при делегировании собственнических функций другому субъекту в обязательном порядке делегировать ему и отношение экономической ответственности по поводу объекта собственности, оформленное в виде системы правовых и экономических мер, штрафов и санкций, создавать механизм возбуждения ответственности.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ

Рассмотрим теперь отношения, возникающие между собственниками, то есть субъектно-объектные отношения, разделив их на две группы:

  1.  передел имеющейся собственности и раздел вновь созданной собственности.
  2.  передел созданной, существующей собственности означает изменение собственника, передачу прав владения и распоряжения собственностью из одних рук в другие.

В связи с таким переделом возникают отношения между бывшими и новыми собственниками по поводу способов, масштабов, условий передачи прав собственности.

Посредниками в подобных отношениях выступают законодательные, исполнительные, судебные органы, по инициативе и решению которых происходит переход объектов собственности к новым владельцам, распорядителям.

Наиболее типичны следующие способы изменения собственника:

  •  продажа объектов собственности на товарных, фондовых рынках, с использованием аукционов, конкурсов;
  •  приватизация объектов государственной и муниципальной собственности и национализация в форме обратного выкупа или иных способов деприватизации;
  •  наследование, дарение, безвозмездная передача;
  •  обмен одного объекта на другой на основе взаимных расчетов;
  •  изъятие объекта собственности и передача его другому собственнику по решению суда в счет возмещения долгов, в силу незаконного присвоения, в связи с банкротством.

Частичное изменение прав собственности на существующие объекты происходит применительно к объектам общей долевой собственности посредством перераспределения собственнических функций, долей собственности между совокупными владельцами, распорядителями или привлечения новых, дополнительных владельцев.

В этом случае отношения собственности имеют место между разными субъектами одного и того же объекта собственности. Подобные отношения наиболее характерны для совместных предприятий, акционерных обществ, акции которых принадлежат разным собственникам, хозяйственных товариществ и обществ с долевым разделением имущества.

Отношения между разными субъектами одного объекта собственности или претендующими на эту роль сводятся к разделению функций, прав, обязанностей каждого собственника, выделению принадлежащей ему долевой части, установлению условий совместного управления и пользования объектом.

Взаимоотношения потенциальных собственников по поводу права собственности на вновь созданные ими ценности, которые становятся новым объектом собственности.

Наиболее типичная форма таких отношений - отношения по поводу совместного производства и распределения произведенных, ранее не существовавших продукции, товаров, услуг.

В этом случае все участники создания нового объекта собственности имеют основания претендовать на право быть собственниками вновь созданной собственности, выполняя по отношению к ней функции владения, пользования, распоряжения.

Претензии и даже права на новую собственность могут предъявляться и лицами, не принимавшими прямого участия в создании объекта, но управлявшими этим процессом.

Свою долю вправе потребовать государственное органы в виде налогов, отчислений, платежей, В той мере, в какой создание нового продукта сопряжено с возникновением дохода и прибыли, скажем, вследствие продажи произведенного товара, участники созидательного процесса вправе рассматривать себя в качестве потенциальных собственников дохода и прибыли и участвовать в их распределении.

Тем самым происходит раздел нового объекта собственности в его денежном выражении, порождающий добавление собственности в виде денег, вырученных от продажи продукта производства.

Еще один вид отношений собственности возникает в процессе управления функционированием, использованием объектов собственности. Это отношения между субъектами собственности - владельцами и распорядителями объектов, с одной стороны, и пользователями не принадлежащих им объектов собственности, с другой стороны.

По своей природе это управленческие отношения между собственниками и лицами, которым собственники передают объект во временное пользование. Суть отношений сводится к установлению договорных условий предоставления объекта в пользование, платы за пользование, характера использования объекта, времени передачи и возвращения объекта. Отношения такого вида возникают:

  •  при сдаче объекта собственности в аренду, в условиях лизинга имущественных объектов;
  •  при залоге имущества, в том числе - ипотечном залоге;
  •  при передаче имущества в доверительное управление;
  •  при предоставлении денежных средств в кредит;
  •  при передаче объектов в безвозмездное пользование.

Практически все указанные виды субъектно-субъектных отношений между владельцами, распорядителями, пользователями объектов собственности распространяются на процессы, связанные с объектами государственной собственности.

Задание на самоподготовку:

Изучить: систему отношений собственности в Российской Федерации. Государственная и муниципальная формы собственности: проблемы управления.

Составитель:

доцент кафедры УиИМК

ст. лейтенант вн. службы       А.Н. Григорьян


ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ

по теме 1:

«Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью»

  1.  Вопросы:
  2.  Собственность как основной институт, источник власти, силы и могущества государства.
  3.  Содержание собственности и ее формы.
  4.  Объективная основа многообразия форм собственности. Система отношений собственности в Российской Федерации.
  5.  Темы сообщений

1 Цели управления государственной собственностью

2. Собственность как категория экономики и управления

3. Структура отношений собственности

  1.  Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару

При подготовке к семинару необходимо повторить материалы лекции, изучить основную и дополнительную литературу и быть готовым к обсуждению дополнительных вопросов по теме семинара.

  1.  Указания обучающимся по подготовке сообщений

Сообщение не должно превышать 10-12 минут

  1.  Перечень литературы и учебно - методических материалов для подготовки к семинару

а) Основная:

1. Шевчук Д.А. Оценка недвижимости и управление собственностью. М. Феникс, 2010г.

2. Экономическая теория. Учеб.посоие. Под ред.Сидоровича А.В. Москва, 2011г.

б) Дополнительная

  1.  В.В. Иванов, А.Н. Коробова. Муниципальный менеджмент: справочное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2008
  2.  Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010
  3.  А.Радыгин и др. Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты. – М.: ИЭПП, 2011

Составитель:

доцент кафедры УиИМК

ст. лейтенант вн. службы      А.Н. Григорьян


Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Доцент  кафедры

Григорьян А.Н.

Проверил

Зам.начальника кафедры

Мартышевская А.В.

Стр. 1 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72357. История и становление Российских СО 117.26 KB
  Особая функция менеджмента представляющая собой систему управления связями с общественностью. В Администрации Президента РФ появилось Управление по связям с общественностью. было создано первое корпоративное объединение Российская Ассоциация по связям с общественностью РАСО.
72358. Исследования в области СО. Качественные и количественные методы исследования 13.22 KB
  Качественные методы исследования в PR используются для изучения индивидуального аспекта восприятия PRсообщений имиджа PRкампании в целом. Результатом качественных методов исследования в PR являются неструктурированные текстовые материалы содержащие прямую речь которая в свою очередь...
72359. Регуляция мышечного тонуса, позы и движений: Учебно-методическое пособие 5.93 MB
  Любая поза тела за исключением лежания представляет собой результат непрерывной борьбы систем регуляции активности скелетных мышц с действием силы тяжести. Это осуществляется благодаря тоническому напряжению мышц тела которые крепятся к многочисленным подвижным звеньям скелета...
72362. Элементарная математика: Общие методы решения уравнений и неравенств (Часть 1): Учебно-методическое пособие 2.96 MB
  В пособии представлены первые две части раздела «Общие методы решения уравнений и неравенств» курса «Элементарная математика». В нём содержится тематический план, базовые теоретические положения с выделением основных типов и методов решения задач, список задач для индивидуальной работы...
72363. Программирование на языке высокого уровня СИ/СИ++ 622 KB
  Пособие разработано для студентов очной и заочной формой обучения по соответствующей специальности. Может использоваться для самостоятельной работы, при выполнении практических и лабораторных работ, при подготовке курсовых и дипломных работ: преподавателем соответствующей дисциплины в учебном процессе.
72364. Анатомия и морфология высших растений 2 MB
  Морфология и анатомия растений – науки, изучающие соответственно внешнее и внутреннее строение тела растений. Их важнейшими задачами являются описание и наименование органов и тканей растительного организма, ведь без достаточного понятийного аппарата невозможно развитие ни самих этих наук, ни других разделов ботаники.
72365. Обладнання нафтогазової галузі і умови його експлуатації: Лабораторний практикум 5.71 MB
  Нафтогазове обладнання на даному етапі це високотехнологічні конструкції, які працюють в умовах значних і складних навантажень, що призводить до зношування окремих його деталей та інструменту. Загальне ознайомлення з вказаним обладнанням розширить знання студентів...