90977

Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан

Лекция

Педагогика и дидактика

Рассмотрение учебных вопросов можно начинать с заслушивания реферата. Выступление докладчика заслушивается в пределах установленного времени от начала до конца. Прерывать докладчика следует только при отходе от темы выступления, не соблюдении времени, существенном искажении терминологии.

Русский

2015-07-12

342 KB

14 чел.

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Л.Н.Гумилева

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров__________

Экземпляр №_________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол №_____от      «______»_________201__ года.

Уточнена:      «______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

По книге учета методических документов цикла №_____

г. АСТАНА

Л.Н.Гумилев атындағы

ЕУРАЗИЯ ҰЛТТЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ

    ӘСКЕРИ КАФЕДРА

                                                                                                               _____   дана

                                                                                                           № ______дана

(800100-ӘЕМ) «Мотоатқыштар құрамаларында тәрбие және әлеуметтік- құқықтық жұмыстарын ұйымдастыру» мамандығы бойынша оқып жатқан студенттер үшін

ТӘРБИЕ ЖӘНЕ ӘЛЕУМЕТТІК- ҚҰҚЫҚТЫҚ ЖҰМЫСТАР ӘДІСТЕМЕСІ бойынша

ӘДІСТЕМЕЛІК ШЫҒАРЫЛЫМ

2011 жылғы  бағдарлама

№3 тақырып: «Қазақстан Республикасы Қарулы Күштеріндегі тәрбие және әлеуметтік - құқықтық жұмыстар жүйесі».

       Әскери кафедраның пәндік-әдістемелік комиссиясы отырысында талқыланды.

                                                             201     жылғы «      »             №    хаттама

                                                          201     жылғы «      » ________               

                                                          201     жылғы «      » ________             

                                                          201     жылғы «      » ________  

                                                        201     жылғы «      » _______ нақтыланған

                           

Циклдің   №      әдістемелік құжаттарын тіркеу кітабы бойынша

АСТАНА қ.

       

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие №4. Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Учебные и воспитательные цели:

1.Дать студентам углубленные знания об организации воспитательной и социально-правовой работы в подразделении части, ее определение и главные цели, а также требования, предъявляемые к ее организации, задачи, принципы направления, формы и методы.

2.Воспитывать у студентов любовь к профессии офицера воспитательных структур Вооруженных Сил Республики Казахстан.           

         

          Метод: семинарское занятие

          Время: 2 часа

Место: учебная аудитория

        Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2011 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5. Закон Республики Казахстан «О  воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

7.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

8.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

9.Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.          

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование,  оборудование класса №301, стенды по теме занятия, слайды по теме и схемы, тесты.

                           Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Учебные вопросы

Время

(мин)

1

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по взводу. Проверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, время, метод занятия.

Проверяю знание студентов по предыдущей теме.

10

2

Основная часть

Учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Предвопросы: 

1. Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

3.Методологические и научно-теоретические, основы организации воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

4. Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

5.Формы и методы воспитательной  работы  заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

6. Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении.

7.Методика проведения. 

Вывод по теме:

55

    

    

    

    

    

    

   

 

   

    

5

 

3

Заключительная часть

Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии

   10

      Вступительное слово преподавателя (раскрыть значение темы, задачи и порядок проведения семинарского занятия).

Заслушивание и обсуждение реферата на тему: « Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Докладчик: студент

Учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

 Предвопросы: 

1. Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

3.Методологические и научно-теоретические, основы организации воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

4. Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

5.Формы и методы воспитательной  работы  заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

6. Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении.

7.Методика проведения. 

1. Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

При подготовке преподавателя к проведению семинарского занятия необходимо детально разобраться в темах, продумать вопросы, которые могут быть заданы обучаемым.

Изучить: 

1.Приказ Министра обороны №620    2010 г;

           2.Концепция ВиСПР в ВС РК.

   2. По проведению семинарского занятия.

1. Основу методики проведения семинарского занятия  должна составлять творческая дискуссия при активном участии всей учебной группы, анализ проблем и поиск их разрешения.

В течении 5 минут преподаватель объявляет тему и цель занятия, обосновывает актуальность и значение темы, доводит требования руководящих документов по изучаемым вопросам, объявляет порядок проведения семинарского  занятия.

Рассмотрение учебных вопросов можно начинать с заслушивания реферата. Выступление докладчика заслушивается в пределах установленного времени от начала до конца. Прерывать докладчика следует только при отходе от темы выступления, не соблюдении времени, существенном искажении терминологии.

По окончании реферата преподаватель организует его обсуждение. Именно в этот период следует создать активную творческую обстановку путем выделения проблемных вопросов по теме доклада.

      По реферату и результатам его обсуждения преподаватель дает оценку, отмечает положительное и отрицательное в ответах и суждениях обучаемых.

      Вопросы, рассматриваемые на занятии, обычно ставятся перед всеми обучаемыми. Предоставив, 30-40 секунд на обдумывание ответа на поставленный вопрос, преподаватель спрашивает желающего отвечать или вызывает одного к трибуне или к интерактивному оборудованию, классной доске и заслушивает его.

     Аудитория внимательно следит за ответами, делает пометки у себя в рабочих тетрадях и по спорным вопросам после ответа вызванного обучаемого проделывает обсуждение темы. Преподавателю следует заинтересовать студентов, чтобы они не занимались подготовкой к очередному вопросу.

     В ходе семинарского занятия  должны решаться - проблемные ситуации, которые осуществляются путем совместных усилий преподавателя и обучаемых.

     К каждому обучаемому на занятии надо подходить индивидуально, более слабым необходимо давать задания при подготовке к практическому занятию, а также чаще давать возможность слабо успевающим выступать перед аудиторией.

     По каждому обсуждаемому вопросу преподаватель должен сделать краткое, но обстоятельное заключение, используя, если необходимо, интерактивное оборудование или классную доску, отметить ошибки и положительное, добиваясь единого понимания вопроса всеми обучаемыми.

      2. Студенту, назначенному выступать с рефератом, дать консультацию.

 Время на выступление по каждому вопросу 5-7 минут, дополнение 3-4 минуты.

       Заключительная часть:

1) Напоминаю тему, цель и вопросы семинарского занятия;

2) Подвожу итоги занятия, оцениваю доклад, подготовленность группы к занятию, выступление студентов, положительные стороны и недостатки, объявляю оценки;

3) Заключительное слово: общий вывод по теме и задачи на самостоятельную работу.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.

                                                                

                                 

                                                                                    

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие№3.«Методы, формы  и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части».

            Учебные и воспитательные цели:

1.Обучить студентов основам методики работы по организации воспитательной и социально-правовой работы в подразделении, части.

2.Привить прочные  практические навыки по использованию форм и методов воспитательной работы. 

Метод: практическое занятие

 Время: 2 часа (80 минут)

Место: учебная аудитория

Литература: 

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2011 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

5.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

6.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, конспект-лекции, методическая разработка.

                Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Учебные вопросы

Время

(минут)

Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов

1.

Вводная часть

10

Принимаю доклад от дежурного по взводу. Проверяю наличие личного состава, внешний вид и готовность взвода к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия. Провожу краткий опрос пройденной темы.  

2.

Основная часть:

учебный вопрос: Методы, формы  и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части.

60

   60

Довожу до студентов руководящие документы по организации воспитательной работы в подразделении.

Довожу под запись до студентов основные требования по методике проведения воспитательной работы в подразделений.  

Делаю вывод.  

3.

Заключительная часть.

10

Напоминаю тему, учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия, (вывод), отвечаю на вопросы. Даю задание на самоподготовку (изучить руководящие документы по теме). Отмечаю дисциплину на проведенном занятии.

 

 Учебный вопрос: Методы, формы  и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части.

Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет зам. командира по ВиСПР. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир обязан постоянно воспитывать подчиненных:

  •  формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, уважение к законам, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, добросовестного отношения к службе, а также воинские ритуалы.

Приказом МО РК определены основные направления воспитательной работы:

-государственно-правовая подготовка;

  • информирование л/с;

  • военно-социальная работа;

       -психологическая работа;

  • культурно-досуговая работа.

Испытанными и надежными направлениями формирования у л/с высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга являются государственно-правовая подготовка (ГПП) и информирование войск. ГПП многофункциональна.

Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ГПП были интересными, доступными, позволяющими слушателю размышлять самостоятельно.

При правильной постановке дела ГПП может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий, которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы . Занятия в системе ГПП - это каналы двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально - доверительными.

Одна из серьёзных проблем современной информационной эпохи - противоречие между прежними формами и методами проведения занятий с новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели раннее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятии по ГПП уже используются видеофильмы.

Базисным звеном воспитания л/с в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск.

Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис: «Идеология реформы ВС основывается на том, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы».

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты  командования  соединений  (частей)  с руководителями регионов,

областей, где дислоцируется воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказания материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решить проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.

В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию л/с, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у л/с определенных качеств необходимых для военной службы. Психологи занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения л/с, формирует необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, сержант (старшина) должен принимать участие в нелегком деле  воспитания личного состава.

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделений, рассматривается возможность введения должности психолога в частях, т.е. там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимые в соединениях эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с л/с непосредственно в роте (батарее).

Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себе развитие самодеятельного, художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей культурно-досуговых центров (домов офицеров), штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.

И в дальнейшем следует средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышения уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлением низкопробной культуры.

При организации воспитательной работы в ВС РК используются следующие виды деятельности:

-       изучение  и  учет  исходного  уровня  воспитанности  военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

  •  оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов воздействия;
  •  согласования и скоординированная практическая деятельность командиров, штабов, органов ВиСПР, служб и учреждений;
  •  аналитическая деятельность (изучение, обобщение результатов воспитания выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.

                                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие №1. Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Учебные и воспитательные цели:

1.Раскрыть сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2.Довести до студентов систему воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Метод: лекция

Время: 2 часа

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2007 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5. Закон Республики Казахстан «О  воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

7.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

8.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

9.Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.

Материальное  обеспечение:   интерактивное оборудование, слайды.

стенд,   альбом  схем, плакаты.

                    Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Вопросы занятия

Время (мин)

1

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по взводу. Поверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, временя, метод занятия. Проверяю знание студентов по предыдущей теме.

10

2

Основная часть

Введение

1 учебный вопрос: Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

2. учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Вывод по теме:

60

5

25

25

         

         5

3

Заключительная часть

Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии

10

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

На изучение данной темы отводится - 8 часов, из них 4 часа на лекцию, 2 часа на семинар и 2 часа на практические занятия.

Преподавателю в ходе подготовки к занятию глубоко изучить основные положения Концепции воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. На занятиях широко использовать технические средства обучения, учебные пособия и литературу, альбом-схему и имеющиеся плакаты по ВиСПР.

В ходе самостоятельной подготовки студентов организовать изучение Концепции идеологической работы в Вооруженных Силах РК.

                                    

                                      Введение.

Во все времена и во всех армиях вопросам формирования личности военнослужащего и морального духа уделялось первостепенное внимание. Духовный потенциал армии являлся и является опорой ее силы и представляет мощный морально-психологический капитал. За период своего существования Вооруженные Силы Республики Казахстана накопили достаточно весомый духовный капитал. Сохранить и преумножить его - задача нынешнего поколения защитников Отечества.

Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения воинского духа является воспитательная работа.

Ее значение в армейских условиях трудно переоценить в работе с личным составом. Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан является составной частью всего народа Республики Казахстан, и поэтому вся воспитательная работа в Вооруженных Силах осуществляется на основании общечеловеческих ценностей, национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана.

          Воспитательная работа обуславливается новым содержанием общественно-политической жизни, вызванным процессом развития государства Республики Казахстан, особенностям функционирования и реформирования собственных Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах это требует формирования более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих, выработки у них навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинских коллективах.

          Первый учебный вопрос: Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

           В последние годы воспитательная работа претерпела многие схоластические подходы, и сейчас о ней заговорили в полный голос, как на уровне государственных деятелей, так и в войсках. Мы все убедились в том, что без воспитания, как самостоятельной сферы деятельности, в армии обойтись нельзя. К этому нас подталкивает и специфика переживаемого периода, которая заключается в том, что изменились сами условия службы, диаметрально другими становятся качества призывного контингента, его физические и нравственные данные, изменилась сама мотивация военной службы, т. е. человек в военной форме стал значительно сложнее.

История Отечества знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот почему, так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования. Почему это необходимо?

Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере общественной жизни. Налицо нравственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверглись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе, в армии - чувство патриотизма, готовность служить Родине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность Вооруженным Силам.

Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан перестал быть однородной массой, нивелированной и усредненной посредством единой партийной идеологи.

В-третьих, кроме изменения содержания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры «скелета» воспитательной работы, представляющей собой систему партийных, комсомольских и общественных организаций, различных активов и движений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности.

       Необходимость воспитательной работы обуславливается следующими принципиальными факторами:

  • в  центре  военного  строительства был и остается человек, который должен обладать соответствующими качествами;

-войны, характеризуются решительностью, бескомпромиссностью и высокой динамичностью боевых действий, что вызывает максимальное напряжение психических, и духовных сил личного состава, требует применения новых средств работы с людьми.

Кроме этого, необходимость воспитательной работы обуславливается и реалиями сегодняшнего времени.

   Среди них, следующие:

- процесс реформирования  и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан не может не предполагать и нового качества личного состава;

- обострение социальной ситуации в обществе, негативное воздействие антиармейских настроений, падение престижа и изменения условий воинской службы отрицательно сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава, деформируют систему духовных и нравственных координат личности воина;

- существенные трудности в области боевой учебы, в обеспечении жизнедеятельности и функционирования войск могут в известной мере быть компенсированы психологическими, воспитательными и социально-правовыми мероприятиями.

       Из вышеуказанного следует, что воспитание личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан является неотъемлемой частью всей системы военного строительства государства.

Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизма ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования.

Результатом работы военных теоретиков и практиков стала «Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Она представляет собой программу воспитания личного состава.

Положение концепции распространяются на деятельность командиров (начальников), Органов воспитательной и социально-правовой работы в войсках, организациях, предприятиях, учреждениях Министерства обороны, Министерство внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Республиканской гвардии и других воинских формирований Республики Казахстан.

       Концепция воспитательной и социально-правовой работы определяет методологические, научно-теоретические основы воспитания личного состава Вооруженных Сил, формирует цели, принципы и задачи воспитательной и социально-правовой работы во всех структурных подразделениях Вооруженных Сил Республики Казахстан по обеспечению законных прав и социальных гарантий военнослужащим, членам их семей, определяет необходимое материально-техническое, финансовое и методическое обеспечение воспитательной и социально-правовой работы.

       Концепция состоит из теоретических положений и практических рекомендаций по организации и проведению воспитательной и социально-правовой работы.

В целях совершенствования и наполнения содержания воспитательной и социально-правовой работы, новыми, современными подходами и требованиями концепция предусматривает совершенствование существующей структуры органов воспитательной и социально-правовой работы, введение в их штаты в последующем специалистов по проблемам идеологии, политологии, психологии, культурологи, правоведения, социологии, взаимодействия с общественными организациями, национально-культурными и духовными центрами, в звене - соединение, объединение, вид Вооруженных Сил Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан;

юристов- при управлениях частей и учреждений.

       Воспитательная работа - это процесс целеустремленного и организованного воздействия командиров, штабов, органов воспитательной и социально-правовой работы на сознание, волю и чувства военнослужащих, воинские коллективы в целях формирования и развития у них высоких морально-психологических, боевых и профессиональных качеств.

       Стратегическая цель воспитательной работы обусловлена государственной принадлежностью Вооруженных Сил, их значением и спецификой функционирования. В целом она заключается в формировании у военнослужащего качества гражданина, профессионала военного дела и всесторонне развитой личности.

          Воспитание (как педагогический процесс) - это целеустремленная, систематическая, совместная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения его к самосовершенствованию.

           Воспитательная работа в Вооруженных Силах - это важнейшая и приоритетная часть деятельности Министерства обороны, органов управления, командиров, их заместителей по воспитательной работе, инженерно-технических, тыловых категорий офицерского состава, военнослужащих по контракту на сержантских должностях, направленная на становление и развитие морально-психологической готовности личного состава выполнить основную задачу Вооруженных Сил по защите суверенитета, независимости, территориальной целостности Республики Казахстан, формирование образованной, творческой и нравственной личности военнослужащего и здоровых воинских коллективов.

           Она осуществляется на основе общечеловеческих ценностей национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана и обуславливается новым содержанием, общественно-политической жизни, вызванным процессом становления государства Республики Казахстан, а так же реформированием Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это требует формирование более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих и, прежде всего, у офицеров выработки навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинском коллективе, между начальниками и подчиненными, а также гуманитарных, экономических, юридических и информационных занятий, владения основами управленческой деятельности психолого-педагогического мастерства и социологии, государственным и иностранными языками.

          Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Казахстан основывается на прочных методологических и научно-теоретических основах.

       Методологической основой воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются исторически сложившиеся и закрепившиеся в народном сознании традиции гуманизма, патриотизма и межнационального согласия, равенства всех наций и народностей, идей высокой нравственности и эстетических идеалов.

          Научно-теоретической базой воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются Конституция и законы Республики Казахстан, ставшие боевой программой строительства  и реформирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также труды ученных, развивающие идеи великой созидательной мощи народа, строящего демократическое правовое государство, и научные психолого-педагогические исследования личности военнослужащего и воинского коллектива.

        

       Содержание формы и методы воспитательной социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан вытекают из основных положений военной доктрины, военной науки, военной психологии в тесной связи с требованиями к воспитательной и социально-правовой работе Президента страны - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, министра обороны Республики Казахстан.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах организуется с учетом реальной общественной жизни и экономических возможностей передовых научных разработок и мирового опыта в тесном сотрудничестве с государственными и местными органами власти и общественностью.

Сегодня воспитательный процесс, при всей приемлемостью подходов в работе с личным составом, существенно отличается от его прежнего состояния.

Воспитательная работа пронизывает все сферы армейской деятельности и прежде всего, боевую подготовку, службу войск, свободное время, быт личного состава. Это предполагает единство в воспитании и обучении, непрерывность воздействия на личность, необходимость строго уклада воинской жизни, твердого распорядка дня, создание достаточных социальных и бытовых условий службы личного состава, социальной защищенности военнослужащих, обеспечение социальной справедливости демократизации военно-служебных отношений.

Этим самым осуществляется решительный уход от сложившегося стереотипа, когда воспитание, как правило, рассматривалось лишь как набор словесных мероприятий (лекций, бесед и т.д.)

В воспитательной работе принимают участия все генералы, офицеры, прапорщики, и сержанты. Вот здесь-то как раз происходит существенная разница между прежним и нынешним порядком. Термин «участвовать» подразумевает не прошлое, обязательное для всех «хождение в народ» с выступлением на ту или иную тему, а, прежде всего участие, в воспитательной работе исходя из своих обязанностей. Всякую мысль для того, чтобы она была понятной, следует продемонстрировать своими делами.

То есть суть воспитания - не слова или вернее не только слова, а конкретные дела каждого должностного лица в объеме функциональных обязанностей.

                  Вывод по первому вопросу:

Таким образом, осуществляется демонополизация воспитательной работы, отход от ситуации, когда она была сосредоточена лишь в одних руках, и что в значительной степени порождало нежеланием заниматься воспитанием у других категорий офицеров.

Второй учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

      Воспитательная работа в ВС РК как процесс реализуется через цельную систему воспитательного воздействия, включающую конкретных воспитателей воспитуемых, их индивидуальные личностные качества, мотивы, цели, формы, пути и методы ее достижения, механизм коррекции воспитательного воздействия с учетом практических результатов.

          В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как духовную опору в воспитании военнослужащих. Для данного периода реформирование это главное, поскольку «технология» воспитания изменилась несущественно.

Поиск духовно - нравственных основ воспитания позволил сформулировать идей, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: «Казахстанский государственный патриотизм», «Верность воинскому долгу», «Готовность к защите интересов РК». Кратко их можно обозначить так: «Казахстан», «Долг», «Профессионализм». Несмотря на идейные политические различия во взглядах, установках людей, у них есть общее, объединяющее - Отечество, любовь и верность ему. Для ВС главным является фактор их единства и сплоченности действий.

Воспитательной работе в ВС РК присущи определенные закономерности. К ним относятся:

-постоянное повышение роли воспитания в жизни и деятельности ВС, в решении поставленных перед ними задач;

-обусловленность целей, задач, содержания воспитания идеологией и политическим курсам руководства РК;

-соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы конкретным задачам боевой деятельности войск (с учетом особенностей общественно-политической, социально-экономической обстановки в республике и местах дислокации воинских частей и подразделений);

-зависимость эффективности проводимой воспитательной работы от уровня подготовки военных кадрах, их морально-деловых качеств.

Субъекты воспитательной работы.

Субъектами воспитания в целом выступают общество, государство, его институты и учреждения, отдельные воспитатели (должностные лица).

В ВС субъектами воспитательной работы выступают:

-органы военного управления, командиры (начальники);

-органы ВиСПР;

-подразделения юридической службы;

-войсковые общественные организации;

-трудовые коллективы;

-военные средства массовой информации.

Объекты воспитательной работы:

-воинские коллективы;

-генералы, офицеры, прапорщики и сверхсрочнослужащие, женщины-военнослужащие;

-военнослужащие срочной службы;

-военнослужащие, проходящие службу по контракту;

-гражданский персонал ВС, члены семей военнослужащих.

Основными задачами воспитательной работы являются:

-воспитание любви к Родине, привитие военнослужащим чувства патриотизма и интернационализма, верности народу и стране, ее Конституции, правительству республики, ВС, бережного отношения к традициям;

-воспитание и развитие морально- психологических и боевых качеств воина, необходимых для выполнения долга по защите республики;

-воспитание казахстанского патриотизма, ценностного отношения к таким понятиям, как Родина, Герб, Флаг, Гимн, долг, честь, совесть;

-формирование общей устойчивости личности военнослужащего к неблагоприятному влиянию условий войны и боевой обстановки. Развитие у воинов боевой активности, эмоционально- волевой устойчивости и способности к эффективной боевой работе, к преодолению различных форм напряженности, к успешному выполнению своих обязанностей при резком усложнении боевой обстановки, в критических ситуациях;

-формирование у воинов навыков и умений самонастрайвать себя на предстоящую боевую деятельность, психологически готовится к бою;

-воспитание у командиров всех степеней умения и готовности руководить людьми в условиях боя, управлять их поведением, проводить психологическую подготовку в боевой обстановке, восстанавливать боеспособность подразделения, частей после боя, понесенных потерь и т.п.;

-формирование у воинов психологической готовности к первому бою;

-формирование общечеловеческих норм, современного права войны при выполнении миротворческих задач;

-формирование правосознания, воспитания, уважения к уставным нормам жизни воинских коллективов, развитие правовой ответственности, как важнейшие черты личности воина, правовое воспитание воина и профилактики правонарушений, формирование нравственного облика, социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих как граждан демократического государства;

-приобщение воинов к культуре и традициям Отечества, своего народа, ВС РК, формирование потребности в их углубленном изучении и приумножении;

-воспитание у воинов потребности к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;

      -изучение нужд и запросов различных категории военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей, забота о своевременном и полном обеспечении их положенными видами довольствия, коммунально-бытовыми услугами, торговом и медицинским обслуживанием.

Воспитание личного состава должно быть комплексным, и строится по следующим направлениям:

-государственно-патриотическое,

-воинское,

-нравственное,

-правовое,

-международное сотрудничество,

-экономическое,

-эстетическое,

-физическое,

-экологическое и т.д.

Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота Казахстана и способны выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

        Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:

-разрешение противоречий процесса формирования гражданина -патриота с учетом условий современного периода казахстанской государственности;

-совершенствование воспитания в духе дружбы народов РК;

-воспитания военнослужащих на героических традициях народа Казахстана и ВС;

-творческое использование воспитательного потенциала религиозных различных конфессии и другие.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Осуществляется в процессе всей воинской деятельности и направляется на воспитание морально- психологических качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

Основными путями воинского воспитания является:

-осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

-соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

-обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

-моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

-обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

-использование сложившихся в ВС системы воинских ритуалов и другие.

Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинства, честь и т.д.), о вооружении военнослужащих нравственными, эстетическим и экологическим знаниями, взглядами, идеалами, приобщения к мировой и национальной культуре.

Основными путями нравственного воспитания являются:

-вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;

-стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;

-обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости  военнослужащих;

-целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

-применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

-анализ и учёт общественного мнения, социально психологического климата индивидуальных особенностей воинов и др.

Правовое воспитание - это целеустремлённое, систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формировании у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитие им навыков практического использования правовых знаний и повседневной жизни и деятельности.

Основным содержанием которого является:

-формирование у военнослужащих верности военной присяги, понимания необходимости строгого соблюдения законов РК и их разъяснение;

-доведение военной политики государства, общественно-политической ситуации в РК, странах СНГ, военно-политической обстановки в мире;

-информирование о деятельности правительства РК, местных органов власти.

Целью правового воспитания является формирование личности воина, глубоко осознающего государственную принадлежность и назначение ВС в деле обеспечения безопасности государства, своего места и гражданской позиции, ясное понимание правовой основы государства, уважение к его законам и неукоснительное их соблюдение.

Международное сотрудничество. Оно заключается в организации взаимодействия со структурными подразделениями и ведомствами других государств и строится на основе программы международного права, в том числе международного гуманитарного права.

Его целью является формирование у военнослужащего ценности и взаимопонимания международного сотрудничества, которое играет важную роль постоянного гаранта безопасности РК.

Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих ( на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.).

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливания, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Вывод  по второму вопросу: Воспитательная и социально-правовая работа в подразделений, части должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований руководства страны к ВС по формированию у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к ВС РК.

Задание на самоподготовку:

  1. Изучить материалы лекции.
  2. Изучить и законспектировать:

- Концепцию идеологической работы в ВС РК;

- Концепцию ВиСПР в ВС РК.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса С. Шайкенов

                                                                                   

                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

         

   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие №2. Организация воспитательной и социально-правовой работы  в подразделении.

Учебные и воспитательные цели:

1.Раскрыть формы и методы  воспитательной работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

2.Изучить организацию воспитательной и социально-правовой работы в подразделении. Методика проведения.

Метод: лекция.

Время: 2 часа.

Место: учебная аудитория.

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2007 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5. Закон Республики Казахстан «О  воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

7.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

8.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

9.Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.

Материальное  обеспечение:   интерактивное оборудование, слайды.

стенд,   альбом  схем, плакаты.

                Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Вопросы занятия

Время (мин)

1

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по взводу. Поверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, временя, метод занятия. Проверяю знание студентов по предыдущей теме.

10

2

Основная часть

Введение

1 учебный вопрос: Формы и методы воспитательной  работы  заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

2. учебный вопрос: Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении. Методика проведения. 

 

Вывод по теме:

60

5

25

       25

       5

3

Заключительная часть

Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии

10

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

             На изучение данной темы отводится - 8 часов, из них 4 часа на лекцию, 2 часа на семинар и 2 часа на практические занятия.

Преподавателю в ходе подготовки к занятию глубоко изучить основные положения Концепции воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. На занятиях широко использовать технические средства обучения, учебные пособия и литературу, альбом-схему и имеющиеся плакаты по ВиСПР.

В ходе самостоятельной подготовки студентов организовать изучение Концепции идеологической работы в Вооруженных Силах РК.

1.учебный вопрос: Формы и методы воспитательной работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работы.

Воспитательная работа в ВС РК проводится на основе общечеловеческих ценностей, лучших образцов мировой и национальной культуры, нравственных многовековых устоев, трудовых и воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального государства - РК, народам мира.

В содержании, формах и средствах воспитания учитываются особенности, и специфика места дислокации части его экономики и инфраструктуры, истории, культуры, традиции, национального и религиозного состава населения, а также особенности воинских коллективов.

Для повышения специальных гуманитарных и общих знаний, умений и навыков военнослужащих, целенаправленного воздействия на их морально-психологическое состояние, удовлетворения разносторонних интересов, полезного проведения свободного времени, используются следующие формы воспитания:

-занятия по боевой и командирской подготовке;

- уставная организация жизнедеятельности войск;

-индивидуально- воспитательная работа;

-государственно-правовая подготовка;

-целевое информирование военнослужащих;

-собрание личного состава, в том числе различных категорий военнослужащих;

-культурно-досуговая работа;

-художественно- эстетическое оформление территорий военных городков и помещений с учетом казахстанской национальной символики;

-осуществление воинских и национальных ритуалов;

-побуждение к самовоспитанию.

Кроме этого в воспитательной деятельности широко используется и другие разнообразные формы и средства, осуществляется их переориентация от информативной направленности на творчески деятельные способы воздействия, совершенствуется методика.

Вывод по первому вопросу:

Цель воспитательной работы конкретна определена - формировать и развивать у военнослужащих качества военного профессионала и надежного защитника Отечества, личную ответственность за выполнение поставленных задач. Поставленная цель предполагает и соответствующие средства ее реализации.

Второй учебный вопрос: Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении. Методика проведения. 

К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевая учёба и т.д.), а с другой - совокупность предметов которые используются воспитателем при решении задач воспитания (наглядное пособие, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства - всё то, что можно назвать техническими, информационными средствами).

Средства составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и применяются на практике в единстве, но их следует отличать друг от друга.

Методы воспитания - это определённые способы педагогического воздействия на военнослужащих и воинский коллектив в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга. Они могут включать в себя ряд приёмов воспитания, которые выступают относительно, применительно к конкретной педагогической ситуации.

Методы воспитания не существует отдельно друг от друга. Их надо рассматривать в комплексе, поскольку ни один метод не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства воина, всестороннем развитии его личности, духовных и физических сил.

К основным методам воспитания следует отнести:

метод убеждения,

метод примера,

метод упражнения,

метод поощрения,

метод принуждения.

Указанный перечень методов воспитательной работы предполагает творческий подход командиров и начальников к процессу воспитания, активное и непосредственное участие в нем армейской общественности. Положительное воздействие форм, способов и методов воспитания достигается при создании необходимых социальных и бытовых условий деятельности л/с, высокого уровня социальной защищенности, военнослужащих и членов их семей, обеспечением социальной справедливости, правомерных и высоконравственных военно-служебных отношений.

В интересах воспитательной работы используется просветительные учреждения по месту дислокации воинских частей.

В отечественной военно-педагогической практике накоплен богатый потенциал форм воспитательной работы, который целесообразно адаптировать

к сегодняшним условиям жизни и деятельности ВС РК.

Формы воспитательной работы можно разделить на служебно-плановые и внеслужебные.

Служебно-плановые формы воспитательной работы:

- это собрания с различными категориями военнослужащих;

- различные виды информирования л/с;

- лекции, вечера вопросов и ответов;

- подведение итогов;

-занятия в музеях и комнатах Боевой славы;

- тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы;

-пропаганда передового опыта и др.

Внеслужебные формы воспитательной работы включают:

- просмотр кинофильмов, телепередач;

- спортивные соревнования;

- встречи с ветеранами войны, ВС и труда;

- экскурсии по историческим местам и местам боевой славы;

  •  работу клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности и другие.

Выбор конкретных форм воспитания зависит от ряда факторов: качественной характеристики л/с, специфики решаемых задач, возможностей применить ту или иную форму и т.д.

В ходе воспитательной работы немаловажное значение нужно уделять гармоничному сочетанию прямого и непосредственного воздействия на военнослужащих.

Прямое воздействие оказывается воспитателем на человека при непосредственном общении с ним в ходе занятий по боевой подготовке, выполнении различных служебных обязанностей, культурно-досуговой работы, спортивно-массовых мероприятий и других форм личного общения.

Непосредственное воздействие - это воздействие на военнослужащих через всю организацию их жизнедеятельности и той обстановки, в которой они находятся.

Успешному формированию необходимых современному воину качеств способствует устойчивый уставной порядок подразделения и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, боевая плановая подготовка. Все это создает нормальный психологический фон, микросреду, благодаря которому военнослужащий чувствует себя естественно и комфортно.

Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет зам. командира по ВиСПР. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир обязан постоянно воспитывать подчиненных:

  •  формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, уважение к законам, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, добросовестного отношения к службе, а также воинские ритуалы.

Приказом МО РК определены основные направления воспитательной работы:

-государственно-правовая подготовка;

  • информирование л/с;

-военно-социальная работа;

       -психологическая работа;

  • культурно-досуговая работа.

Испытанными и надежными направлениями формирования у л/с высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга являются государственно-правовая подготовка (ГПП) и информирование войск. ГПП многофункциональна.

Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ГПП были интересными, доступными, позволяющими слушателю размышлять самостоятельно.

При правильной постановке дела ГПП может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий, которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ГПП - это каналы двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально - доверительными.

Одна из серьёзных проблем современной информационной эпохи - противоречие между прежними формами и методами проведения занятий с новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели раннее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятии по ГПП уже используются видеофильмы.

Базисным звеном воспитания л/с в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск.

Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис: «Идеология реформы ВС основывается на том, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы».

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты  командования  соединений  (частей)  с руководителями регионов,

областей, где дислоцируется воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказания материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решить проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.

В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию л/с, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у л/с определенных качеств необходимых для военной службы. Психологи занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения л/с, формирует необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, сержант (старшина) должен принимать участие в нелегком деле  воспитания личного состава.

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделений, рассматривается возможность введения должности психолога в частях, т.е. там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимые в соединениях эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с л/с непосредственно в роте (батарее).

Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себе развитие самодеятельного, художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей культурно-досуговых центров (домов офицеров), штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.

И в дальнейшем следует средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышения уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлением низкопробной культуры.

При организации воспитательной работы в ВС РК используются следующие виды деятельности:

-       изучение  и  учет  исходного  уровня  воспитанности  военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

  •  оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов воздействия;
  •  согласования и скоординированная практическая деятельность командиров, штабов, органов ВиСПР, служб и учреждений;
  •  аналитическая деятельность (изучение, обобщение результатов воспитания выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).

Для организации воспитательного процесса в войсках создаются соответствующие структуры. Общее организационно-методическое руководство воспитательной деятельностью осуществляется МО РК через Департамент воспитательной и социально-правовой работы.

Основными направлениями его деятельности являются:

- организация эффективного руководства воспитательным процессом на основе разделения функций, прав и ответственности, ориентации на конечные итоги;

       - содействие расширению самостоятельности командиров и воспитательных структур в решении проблем и воспитания военнослужащих.

Организация воспитательной работы предполагает:

       -анализ морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих (изучения документов, беседы, наблюдения, опросы, социологические исследования, анализ поступков и поведения и др.);

-планирование работы на основе использования всех возможностей системы воспитания;

-выбор оптимальных методов, форм и средств воспитательного воздействия;

-целенаправленную, согласованную и скоординированную практическую работу командиров, штабов, воспитательных структур;

-своевременную корректировку содержания воспитательной работы, исходя из особенностей выполняемых задач личным составом и изменившихся условий;

-анализ и обобщения результатов воспитательной работы и выработка предложение по дальнейшему совершенствованию (устранений недостатков) воспитания личного состава;

-обучение практике воспитательной работы.

Финансирование реализации и задач воспитательной работы осуществляется за счет МО РК.

Нельзя рассматривать воспитательный процесс вне связи с дисциплиной, только обсуждая ее и вырабатывая лишь какие-то организационные меры; это не позволит кардинально ее улучшить, сделать показатели стабильными.

Необходимо привидение повседневной жизни в полное соответствие с законами и уставами. Нужно организовывать и порядок, четко налаженная, без срывов, боевая подготовка, высокое требовательность офицеров, умение их ценить и сплачивать в организационный коллектив. Офицеры должны создавать атмосферу справедливости, доверия и уважения в своих воинских коллективах. Вот тот первоочередной перечень условий и мер, которые при всех негативных моментах, связанных с кризисным состоянием общества, их влиянием на ВС, способны обеспечивать воинскую дисциплину.

Нужно всеми имеющимися в армии средствами, а их достаточно, поставить каждого военного человека, без исключении в условиях, в которых он будет дисциплинирован и организован.

Общество эту задачу за нас не решит, в каком бы состоянии она не находилась.

Следует резко повысить взыскательность к офицерам, прапорщикам и сержантам, прежде всего, не за количество грубых нарушений и преступлений, а за обыденное, как некоторые считают - «мелкие», отклонения от уставов, расхлябанность, необязательность, пассивность и равнодушие в выполнении своих функциональных обязанностей, при этом во время и решительно устраняя их.

Воспитание - дело творческое, не терпящее догм и схематизма.

Но, с другой стороны, без основополагающих подходов нельзя действовать согласованно, стремясь к единой цели - формированию надежного защитника РК.

Критерии оценки воспитательной работы:

Воспитательная работа оценивается от ее воздействия на формирование у личного состава мировоззрения, основанного на принципах независимой казахстанской государственности и патриотизма, демократического, общественного и социально-экономического развития, осознанного понимания и добросовестного исполнения положении Конституции, действующего законодательства, указов и постановлений Президента, Правительства РК, приказов руководителей высших органов военного управления по принадлежности войск.

При оценке воспитательной работы учитывается:

       -отношение военнослужащих к исполнению служебных обязанностей;

-уровень моральной и психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий по защите интересов РК;

-степень информированности л/с, понимания им цели и задач в ВС РК;

-сплоченность воинских коллективов;

-наличие искривлении дисциплинарной практики, социальных, национальных, религиозных разногласии;

-авторитет и личная примерность офицерского состава;

-наличие и устойчивость здоровых воинских традиций, их влияние на уклад службы и жизнедеятельности воинских коллективов;

-способность командиров и начальников управлять учебно-воспитательным процессом;

-состояния воспитательной работы, масштаба распространения явлений, снижающих морально-боевые качества л/с (наркомания, пьянство, неуставные взаимоотношения, самовольное оставление части и др.);

-наличие случаев гибели людей по вине военнослужащих части;

-соответствие уровня организации воспитания личного состава положениям концепции, требованиям приказов и директив МО РК, регламентирующих воспитательную работу;

-степень соответствия результатов воспитательного воздействия его целям, морально-психологическим качествам, действиям и поступкам военнослужащих;

-соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в воинских коллективах целям и задачам воспитательной работы;

-направленность и эффективность проводимой работы по воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих в духе казахстанского патриотизма, преданности своему Отечеству, готовности к вооруженной защите и его суверенитета и территориальной целостности;

-последовательность и действенность проводимых мероприятий по обеспечению и привитию л/с гордости за службу в ВС РК, обеспечению их высокой боевой мобилизационной готовности, соблюдению постоянной бдительности, повышению уровня профессионального мастерства;

-комплексный подход к воспитательной работе, наполнение ее мероприятиями, актуальными по содержанию, учитывающими общественно-политические события, динамику служебной деятельности, особенности предназначения видов и родов в ВС;

-соответствие предъявляемых требований практики воспитательного процесса, уровня и эффективности его планирования, организующей роль командира, органов воспитательной и социально-правовой работы в реализации намеченных мероприятий, привлечении к их проведению структурных подразделений управленческих аппаратов и конкретных должностных лиц;

-действенность проводимой работы по воспитанию у л/с культуры межнационального общения, нетерпимости проявлениям национализма, национального нигилизма, укреплению гуманных и равноправных межличностных взаимоотношений;

-регулярность проведения мероприятий по пропаганде правовой культуры, уважения к конституционным и законодательным нормам;

-состояние работы по военно-патриотическому воспитанию, поддержанию деловых взаимоотношений с местными представителями и исполнительными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, использования их возможностей для разъяснений государственной военной политики, формирования общественного мнения в интересах повышения престижа военной службы; степень взаимодействия, оказания необходимой помощи и поддержки командирам, органам управления, общественным организациям;

      -эффективность практики нравственно-эстетического воспитания военнослужащих в духе глубокого уважения и культурного наследия,

моральных ценностей, общепринятых народных обычаев и традиций, систематичность и разнообразие культурно-массовой работы по гармоничному развитию л/с, наличие организованного самодеятельного, кружкового творчества, применения и поддержания в исправном состоянии технических средств воспитания, функционирования культурно-досуговых и информационно-воспитательных учреждений, стенной печати, средств наглядной информации.

Оценку воспитательной работы целесообразно проводить по двухбалльной системе:

1.Удовлетворительно (обеспечивает решение поставленных перед ВС РК задач).

2.Неудовлетворительно (не обеспечивает решение    поставленных перед ВС РК задач).

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: В этой сложной работе каждому офицеру, сержанту (старшине) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждого в учебно-воспитательном процессе. Ведь от качества воспитательной работы на прямую зависят уровень боеспособности и боеготовности соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопорядка и, в конечном счете, успехи военного реформирования.

Задание на самоподготовку:

1.Изучить материалы лекции.

2.Изучить и законспектировать:

- Концепцию идеологической работы в ВС РК;

- Концепцию ВиСПР в ВС РК.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса С. Шайкенов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12100. Исследование полупроводниковых диодов (выпрямительных и светодиодов) 352 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА№ 1 Исследование полупроводниковых диодов выпрямительных и светодиодов а б Рис.1.1. Графическое представление выпрямительного диода а и светодиода б в схемах электрических принц
12101. Исследование работы опорного диода (кремниевого стабилитрона) 220.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Исследование работы опорного диода кремниевого стабилитрона Рис.2.1. Графическое представление опорного диода в схемах электрических принципиальных На рис.2.2 показана схема которая наглядно показывает те источники питания элемен
12102. Исследование работы мостового двухполупериодного выпрямителя (ДПВ) при активной и ёмкостной нагрузках (схема Греца) 529 KB
  Лабораторная работа № 4 Исследование работы мостового двухполупериодного выпрямителя ДПВ при активной и ёмкостной нагрузках схема Греца Цель исследования. Исследовать работу ДПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ДПВ на ёмкостный хар
12103. Исследование ВАХ выпрямительного диода 119 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 1 Цель исследования. Исследовать ВАХ выпрямительного диода. Исследовать ВАХ светодиода. Определить статические параметры исследуемых выпрямительных диодов по ВАХ полученных в процессе эксперимента. Выполнение лабо...
12104. Исследовать прямую и обратную ветви ВАХ опорного диода 88 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 2 Цель исследования. Исследовать прямую и обратную ветви ВАХ опорного диода. Выполнить необходимые расчёты параметров опорного диода по экспериментальным ВАХ. Выполнение лабораторной работы № 1 Оборудование: Лаб
12105. Исследование работы мостового выпрямителя 225.5 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 4 Исследование работы мостового выпрямителя Цель работы. Исследование работы мостового выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Оборудование: Лабораторный стенд ELVIS2 Компьютер 3. Режимные элементы резистор R
12106. Исследование работы однополупериодного выпрямителя (ОПВ) 228 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя ОПВ Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнить обработку полученных дан
12107. Исследование гармонических и амплитудно - модулированных сигналов 349.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Исследование гармонических и амплитудно модулированных сигналов Цель: Научиться измерять параметры и спектральные характеристики сигналов оценивать влияние формы сигналов на их спектральные характеристики и делать вых