90977

Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан

Лекция

Педагогика и дидактика

Рассмотрение учебных вопросов можно начинать с заслушивания реферата. Выступление докладчика заслушивается в пределах установленного времени от начала до конца. Прерывать докладчика следует только при отходе от темы выступления, не соблюдении времени, существенном искажении терминологии.

Русский

2015-07-12

342 KB

17 чел.

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Л.Н.Гумилева

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров__________

Экземпляр №_________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол №_____от      «______»_________201__ года.

Уточнена:      «______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

По книге учета методических документов цикла №_____

г. АСТАНА

Л.Н.Гумилев атындағы

ЕУРАЗИЯ ҰЛТТЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ

    ӘСКЕРИ КАФЕДРА

                                                                                                               _____   дана

                                                                                                           № ______дана

(800100-ӘЕМ) «Мотоатқыштар құрамаларында тәрбие және әлеуметтік- құқықтық жұмыстарын ұйымдастыру» мамандығы бойынша оқып жатқан студенттер үшін

ТӘРБИЕ ЖӘНЕ ӘЛЕУМЕТТІК- ҚҰҚЫҚТЫҚ ЖҰМЫСТАР ӘДІСТЕМЕСІ бойынша

ӘДІСТЕМЕЛІК ШЫҒАРЫЛЫМ

2011 жылғы  бағдарлама

№3 тақырып: «Қазақстан Республикасы Қарулы Күштеріндегі тәрбие және әлеуметтік - құқықтық жұмыстар жүйесі».

       Әскери кафедраның пәндік-әдістемелік комиссиясы отырысында талқыланды.

                                                             201     жылғы «      »             №    хаттама

                                                          201     жылғы «      » ________               

                                                          201     жылғы «      » ________             

                                                          201     жылғы «      » ________  

                                                        201     жылғы «      » _______ нақтыланған

                           

Циклдің   №      әдістемелік құжаттарын тіркеу кітабы бойынша

АСТАНА қ.

       

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие №4. Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Учебные и воспитательные цели:

1.Дать студентам углубленные знания об организации воспитательной и социально-правовой работы в подразделении части, ее определение и главные цели, а также требования, предъявляемые к ее организации, задачи, принципы направления, формы и методы.

2.Воспитывать у студентов любовь к профессии офицера воспитательных структур Вооруженных Сил Республики Казахстан.           

         

          Метод: семинарское занятие

          Время: 2 часа

Место: учебная аудитория

        Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2011 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5. Закон Республики Казахстан «О  воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

7.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

8.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

9.Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.          

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование,  оборудование класса №301, стенды по теме занятия, слайды по теме и схемы, тесты.

                           Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Учебные вопросы

Время

(мин)

1

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по взводу. Проверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, время, метод занятия.

Проверяю знание студентов по предыдущей теме.

10

2

Основная часть

Учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Предвопросы: 

1. Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

3.Методологические и научно-теоретические, основы организации воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

4. Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

5.Формы и методы воспитательной  работы  заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

6. Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении.

7.Методика проведения. 

Вывод по теме:

55

    

    

    

    

    

    

   

 

   

    

5

 

3

Заключительная часть

Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии

   10

      Вступительное слово преподавателя (раскрыть значение темы, задачи и порядок проведения семинарского занятия).

Заслушивание и обсуждение реферата на тему: « Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Докладчик: студент

Учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

 Предвопросы: 

1. Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

3.Методологические и научно-теоретические, основы организации воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

4. Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

5.Формы и методы воспитательной  работы  заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

6. Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении.

7.Методика проведения. 

1. Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

При подготовке преподавателя к проведению семинарского занятия необходимо детально разобраться в темах, продумать вопросы, которые могут быть заданы обучаемым.

Изучить: 

1.Приказ Министра обороны №620    2010 г;

           2.Концепция ВиСПР в ВС РК.

   2. По проведению семинарского занятия.

1. Основу методики проведения семинарского занятия  должна составлять творческая дискуссия при активном участии всей учебной группы, анализ проблем и поиск их разрешения.

В течении 5 минут преподаватель объявляет тему и цель занятия, обосновывает актуальность и значение темы, доводит требования руководящих документов по изучаемым вопросам, объявляет порядок проведения семинарского  занятия.

Рассмотрение учебных вопросов можно начинать с заслушивания реферата. Выступление докладчика заслушивается в пределах установленного времени от начала до конца. Прерывать докладчика следует только при отходе от темы выступления, не соблюдении времени, существенном искажении терминологии.

По окончании реферата преподаватель организует его обсуждение. Именно в этот период следует создать активную творческую обстановку путем выделения проблемных вопросов по теме доклада.

      По реферату и результатам его обсуждения преподаватель дает оценку, отмечает положительное и отрицательное в ответах и суждениях обучаемых.

      Вопросы, рассматриваемые на занятии, обычно ставятся перед всеми обучаемыми. Предоставив, 30-40 секунд на обдумывание ответа на поставленный вопрос, преподаватель спрашивает желающего отвечать или вызывает одного к трибуне или к интерактивному оборудованию, классной доске и заслушивает его.

     Аудитория внимательно следит за ответами, делает пометки у себя в рабочих тетрадях и по спорным вопросам после ответа вызванного обучаемого проделывает обсуждение темы. Преподавателю следует заинтересовать студентов, чтобы они не занимались подготовкой к очередному вопросу.

     В ходе семинарского занятия  должны решаться - проблемные ситуации, которые осуществляются путем совместных усилий преподавателя и обучаемых.

     К каждому обучаемому на занятии надо подходить индивидуально, более слабым необходимо давать задания при подготовке к практическому занятию, а также чаще давать возможность слабо успевающим выступать перед аудиторией.

     По каждому обсуждаемому вопросу преподаватель должен сделать краткое, но обстоятельное заключение, используя, если необходимо, интерактивное оборудование или классную доску, отметить ошибки и положительное, добиваясь единого понимания вопроса всеми обучаемыми.

      2. Студенту, назначенному выступать с рефератом, дать консультацию.

 Время на выступление по каждому вопросу 5-7 минут, дополнение 3-4 минуты.

       Заключительная часть:

1) Напоминаю тему, цель и вопросы семинарского занятия;

2) Подвожу итоги занятия, оцениваю доклад, подготовленность группы к занятию, выступление студентов, положительные стороны и недостатки, объявляю оценки;

3) Заключительное слово: общий вывод по теме и задачи на самостоятельную работу.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.

                                                                

                                 

                                                                                    

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие№3.«Методы, формы  и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части».

            Учебные и воспитательные цели:

1.Обучить студентов основам методики работы по организации воспитательной и социально-правовой работы в подразделении, части.

2.Привить прочные  практические навыки по использованию форм и методов воспитательной работы. 

Метод: практическое занятие

 Время: 2 часа (80 минут)

Место: учебная аудитория

Литература: 

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2011 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

5.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

6.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, конспект-лекции, методическая разработка.

                Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Учебные вопросы

Время

(минут)

Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов

1.

Вводная часть

10

Принимаю доклад от дежурного по взводу. Проверяю наличие личного состава, внешний вид и готовность взвода к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия. Провожу краткий опрос пройденной темы.  

2.

Основная часть:

учебный вопрос: Методы, формы  и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части.

60

   60

Довожу до студентов руководящие документы по организации воспитательной работы в подразделении.

Довожу под запись до студентов основные требования по методике проведения воспитательной работы в подразделений.  

Делаю вывод.  

3.

Заключительная часть.

10

Напоминаю тему, учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия, (вывод), отвечаю на вопросы. Даю задание на самоподготовку (изучить руководящие документы по теме). Отмечаю дисциплину на проведенном занятии.

 

 Учебный вопрос: Методы, формы  и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части.

Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет зам. командира по ВиСПР. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир обязан постоянно воспитывать подчиненных:

  •  формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, уважение к законам, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, добросовестного отношения к службе, а также воинские ритуалы.

Приказом МО РК определены основные направления воспитательной работы:

-государственно-правовая подготовка;

  • информирование л/с;

  • военно-социальная работа;

       -психологическая работа;

  • культурно-досуговая работа.

Испытанными и надежными направлениями формирования у л/с высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга являются государственно-правовая подготовка (ГПП) и информирование войск. ГПП многофункциональна.

Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ГПП были интересными, доступными, позволяющими слушателю размышлять самостоятельно.

При правильной постановке дела ГПП может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий, которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы . Занятия в системе ГПП - это каналы двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально - доверительными.

Одна из серьёзных проблем современной информационной эпохи - противоречие между прежними формами и методами проведения занятий с новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели раннее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятии по ГПП уже используются видеофильмы.

Базисным звеном воспитания л/с в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск.

Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис: «Идеология реформы ВС основывается на том, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы».

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты  командования  соединений  (частей)  с руководителями регионов,

областей, где дислоцируется воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказания материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решить проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.

В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию л/с, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у л/с определенных качеств необходимых для военной службы. Психологи занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения л/с, формирует необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, сержант (старшина) должен принимать участие в нелегком деле  воспитания личного состава.

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделений, рассматривается возможность введения должности психолога в частях, т.е. там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимые в соединениях эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с л/с непосредственно в роте (батарее).

Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себе развитие самодеятельного, художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей культурно-досуговых центров (домов офицеров), штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.

И в дальнейшем следует средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышения уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлением низкопробной культуры.

При организации воспитательной работы в ВС РК используются следующие виды деятельности:

-       изучение  и  учет  исходного  уровня  воспитанности  военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

  •  оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов воздействия;
  •  согласования и скоординированная практическая деятельность командиров, штабов, органов ВиСПР, служб и учреждений;
  •  аналитическая деятельность (изучение, обобщение результатов воспитания выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.

                                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие №1. Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Учебные и воспитательные цели:

1.Раскрыть сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2.Довести до студентов систему воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Метод: лекция

Время: 2 часа

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2007 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5. Закон Республики Казахстан «О  воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

7.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

8.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

9.Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.

Материальное  обеспечение:   интерактивное оборудование, слайды.

стенд,   альбом  схем, плакаты.

                    Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Вопросы занятия

Время (мин)

1

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по взводу. Поверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, временя, метод занятия. Проверяю знание студентов по предыдущей теме.

10

2

Основная часть

Введение

1 учебный вопрос: Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

2. учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Вывод по теме:

60

5

25

25

         

         5

3

Заключительная часть

Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии

10

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

На изучение данной темы отводится - 8 часов, из них 4 часа на лекцию, 2 часа на семинар и 2 часа на практические занятия.

Преподавателю в ходе подготовки к занятию глубоко изучить основные положения Концепции воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. На занятиях широко использовать технические средства обучения, учебные пособия и литературу, альбом-схему и имеющиеся плакаты по ВиСПР.

В ходе самостоятельной подготовки студентов организовать изучение Концепции идеологической работы в Вооруженных Силах РК.

                                    

                                      Введение.

Во все времена и во всех армиях вопросам формирования личности военнослужащего и морального духа уделялось первостепенное внимание. Духовный потенциал армии являлся и является опорой ее силы и представляет мощный морально-психологический капитал. За период своего существования Вооруженные Силы Республики Казахстана накопили достаточно весомый духовный капитал. Сохранить и преумножить его - задача нынешнего поколения защитников Отечества.

Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения воинского духа является воспитательная работа.

Ее значение в армейских условиях трудно переоценить в работе с личным составом. Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан является составной частью всего народа Республики Казахстан, и поэтому вся воспитательная работа в Вооруженных Силах осуществляется на основании общечеловеческих ценностей, национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана.

          Воспитательная работа обуславливается новым содержанием общественно-политической жизни, вызванным процессом развития государства Республики Казахстан, особенностям функционирования и реформирования собственных Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах это требует формирования более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих, выработки у них навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинских коллективах.

          Первый учебный вопрос: Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной  работы  в Вооруженных Силах Республики Казахстан.   

           В последние годы воспитательная работа претерпела многие схоластические подходы, и сейчас о ней заговорили в полный голос, как на уровне государственных деятелей, так и в войсках. Мы все убедились в том, что без воспитания, как самостоятельной сферы деятельности, в армии обойтись нельзя. К этому нас подталкивает и специфика переживаемого периода, которая заключается в том, что изменились сами условия службы, диаметрально другими становятся качества призывного контингента, его физические и нравственные данные, изменилась сама мотивация военной службы, т. е. человек в военной форме стал значительно сложнее.

История Отечества знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот почему, так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования. Почему это необходимо?

Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере общественной жизни. Налицо нравственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверглись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе, в армии - чувство патриотизма, готовность служить Родине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность Вооруженным Силам.

Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан перестал быть однородной массой, нивелированной и усредненной посредством единой партийной идеологи.

В-третьих, кроме изменения содержания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры «скелета» воспитательной работы, представляющей собой систему партийных, комсомольских и общественных организаций, различных активов и движений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности.

       Необходимость воспитательной работы обуславливается следующими принципиальными факторами:

  • в  центре  военного  строительства был и остается человек, который должен обладать соответствующими качествами;

-войны, характеризуются решительностью, бескомпромиссностью и высокой динамичностью боевых действий, что вызывает максимальное напряжение психических, и духовных сил личного состава, требует применения новых средств работы с людьми.

Кроме этого, необходимость воспитательной работы обуславливается и реалиями сегодняшнего времени.

   Среди них, следующие:

- процесс реформирования  и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан не может не предполагать и нового качества личного состава;

- обострение социальной ситуации в обществе, негативное воздействие антиармейских настроений, падение престижа и изменения условий воинской службы отрицательно сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава, деформируют систему духовных и нравственных координат личности воина;

- существенные трудности в области боевой учебы, в обеспечении жизнедеятельности и функционирования войск могут в известной мере быть компенсированы психологическими, воспитательными и социально-правовыми мероприятиями.

       Из вышеуказанного следует, что воспитание личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан является неотъемлемой частью всей системы военного строительства государства.

Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизма ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования.

Результатом работы военных теоретиков и практиков стала «Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Она представляет собой программу воспитания личного состава.

Положение концепции распространяются на деятельность командиров (начальников), Органов воспитательной и социально-правовой работы в войсках, организациях, предприятиях, учреждениях Министерства обороны, Министерство внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Республиканской гвардии и других воинских формирований Республики Казахстан.

       Концепция воспитательной и социально-правовой работы определяет методологические, научно-теоретические основы воспитания личного состава Вооруженных Сил, формирует цели, принципы и задачи воспитательной и социально-правовой работы во всех структурных подразделениях Вооруженных Сил Республики Казахстан по обеспечению законных прав и социальных гарантий военнослужащим, членам их семей, определяет необходимое материально-техническое, финансовое и методическое обеспечение воспитательной и социально-правовой работы.

       Концепция состоит из теоретических положений и практических рекомендаций по организации и проведению воспитательной и социально-правовой работы.

В целях совершенствования и наполнения содержания воспитательной и социально-правовой работы, новыми, современными подходами и требованиями концепция предусматривает совершенствование существующей структуры органов воспитательной и социально-правовой работы, введение в их штаты в последующем специалистов по проблемам идеологии, политологии, психологии, культурологи, правоведения, социологии, взаимодействия с общественными организациями, национально-культурными и духовными центрами, в звене - соединение, объединение, вид Вооруженных Сил Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан;

юристов- при управлениях частей и учреждений.

       Воспитательная работа - это процесс целеустремленного и организованного воздействия командиров, штабов, органов воспитательной и социально-правовой работы на сознание, волю и чувства военнослужащих, воинские коллективы в целях формирования и развития у них высоких морально-психологических, боевых и профессиональных качеств.

       Стратегическая цель воспитательной работы обусловлена государственной принадлежностью Вооруженных Сил, их значением и спецификой функционирования. В целом она заключается в формировании у военнослужащего качества гражданина, профессионала военного дела и всесторонне развитой личности.

          Воспитание (как педагогический процесс) - это целеустремленная, систематическая, совместная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения его к самосовершенствованию.

           Воспитательная работа в Вооруженных Силах - это важнейшая и приоритетная часть деятельности Министерства обороны, органов управления, командиров, их заместителей по воспитательной работе, инженерно-технических, тыловых категорий офицерского состава, военнослужащих по контракту на сержантских должностях, направленная на становление и развитие морально-психологической готовности личного состава выполнить основную задачу Вооруженных Сил по защите суверенитета, независимости, территориальной целостности Республики Казахстан, формирование образованной, творческой и нравственной личности военнослужащего и здоровых воинских коллективов.

           Она осуществляется на основе общечеловеческих ценностей национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана и обуславливается новым содержанием, общественно-политической жизни, вызванным процессом становления государства Республики Казахстан, а так же реформированием Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это требует формирование более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих и, прежде всего, у офицеров выработки навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинском коллективе, между начальниками и подчиненными, а также гуманитарных, экономических, юридических и информационных занятий, владения основами управленческой деятельности психолого-педагогического мастерства и социологии, государственным и иностранными языками.

          Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Казахстан основывается на прочных методологических и научно-теоретических основах.

       Методологической основой воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются исторически сложившиеся и закрепившиеся в народном сознании традиции гуманизма, патриотизма и межнационального согласия, равенства всех наций и народностей, идей высокой нравственности и эстетических идеалов.

          Научно-теоретической базой воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются Конституция и законы Республики Казахстан, ставшие боевой программой строительства  и реформирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также труды ученных, развивающие идеи великой созидательной мощи народа, строящего демократическое правовое государство, и научные психолого-педагогические исследования личности военнослужащего и воинского коллектива.

        

       Содержание формы и методы воспитательной социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан вытекают из основных положений военной доктрины, военной науки, военной психологии в тесной связи с требованиями к воспитательной и социально-правовой работе Президента страны - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, министра обороны Республики Казахстан.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах организуется с учетом реальной общественной жизни и экономических возможностей передовых научных разработок и мирового опыта в тесном сотрудничестве с государственными и местными органами власти и общественностью.

Сегодня воспитательный процесс, при всей приемлемостью подходов в работе с личным составом, существенно отличается от его прежнего состояния.

Воспитательная работа пронизывает все сферы армейской деятельности и прежде всего, боевую подготовку, службу войск, свободное время, быт личного состава. Это предполагает единство в воспитании и обучении, непрерывность воздействия на личность, необходимость строго уклада воинской жизни, твердого распорядка дня, создание достаточных социальных и бытовых условий службы личного состава, социальной защищенности военнослужащих, обеспечение социальной справедливости демократизации военно-служебных отношений.

Этим самым осуществляется решительный уход от сложившегося стереотипа, когда воспитание, как правило, рассматривалось лишь как набор словесных мероприятий (лекций, бесед и т.д.)

В воспитательной работе принимают участия все генералы, офицеры, прапорщики, и сержанты. Вот здесь-то как раз происходит существенная разница между прежним и нынешним порядком. Термин «участвовать» подразумевает не прошлое, обязательное для всех «хождение в народ» с выступлением на ту или иную тему, а, прежде всего участие, в воспитательной работе исходя из своих обязанностей. Всякую мысль для того, чтобы она была понятной, следует продемонстрировать своими делами.

То есть суть воспитания - не слова или вернее не только слова, а конкретные дела каждого должностного лица в объеме функциональных обязанностей.

                  Вывод по первому вопросу:

Таким образом, осуществляется демонополизация воспитательной работы, отход от ситуации, когда она была сосредоточена лишь в одних руках, и что в значительной степени порождало нежеланием заниматься воспитанием у других категорий офицеров.

Второй учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

      Воспитательная работа в ВС РК как процесс реализуется через цельную систему воспитательного воздействия, включающую конкретных воспитателей воспитуемых, их индивидуальные личностные качества, мотивы, цели, формы, пути и методы ее достижения, механизм коррекции воспитательного воздействия с учетом практических результатов.

          В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как духовную опору в воспитании военнослужащих. Для данного периода реформирование это главное, поскольку «технология» воспитания изменилась несущественно.

Поиск духовно - нравственных основ воспитания позволил сформулировать идей, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: «Казахстанский государственный патриотизм», «Верность воинскому долгу», «Готовность к защите интересов РК». Кратко их можно обозначить так: «Казахстан», «Долг», «Профессионализм». Несмотря на идейные политические различия во взглядах, установках людей, у них есть общее, объединяющее - Отечество, любовь и верность ему. Для ВС главным является фактор их единства и сплоченности действий.

Воспитательной работе в ВС РК присущи определенные закономерности. К ним относятся:

-постоянное повышение роли воспитания в жизни и деятельности ВС, в решении поставленных перед ними задач;

-обусловленность целей, задач, содержания воспитания идеологией и политическим курсам руководства РК;

-соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы конкретным задачам боевой деятельности войск (с учетом особенностей общественно-политической, социально-экономической обстановки в республике и местах дислокации воинских частей и подразделений);

-зависимость эффективности проводимой воспитательной работы от уровня подготовки военных кадрах, их морально-деловых качеств.

Субъекты воспитательной работы.

Субъектами воспитания в целом выступают общество, государство, его институты и учреждения, отдельные воспитатели (должностные лица).

В ВС субъектами воспитательной работы выступают:

-органы военного управления, командиры (начальники);

-органы ВиСПР;

-подразделения юридической службы;

-войсковые общественные организации;

-трудовые коллективы;

-военные средства массовой информации.

Объекты воспитательной работы:

-воинские коллективы;

-генералы, офицеры, прапорщики и сверхсрочнослужащие, женщины-военнослужащие;

-военнослужащие срочной службы;

-военнослужащие, проходящие службу по контракту;

-гражданский персонал ВС, члены семей военнослужащих.

Основными задачами воспитательной работы являются:

-воспитание любви к Родине, привитие военнослужащим чувства патриотизма и интернационализма, верности народу и стране, ее Конституции, правительству республики, ВС, бережного отношения к традициям;

-воспитание и развитие морально- психологических и боевых качеств воина, необходимых для выполнения долга по защите республики;

-воспитание казахстанского патриотизма, ценностного отношения к таким понятиям, как Родина, Герб, Флаг, Гимн, долг, честь, совесть;

-формирование общей устойчивости личности военнослужащего к неблагоприятному влиянию условий войны и боевой обстановки. Развитие у воинов боевой активности, эмоционально- волевой устойчивости и способности к эффективной боевой работе, к преодолению различных форм напряженности, к успешному выполнению своих обязанностей при резком усложнении боевой обстановки, в критических ситуациях;

-формирование у воинов навыков и умений самонастрайвать себя на предстоящую боевую деятельность, психологически готовится к бою;

-воспитание у командиров всех степеней умения и готовности руководить людьми в условиях боя, управлять их поведением, проводить психологическую подготовку в боевой обстановке, восстанавливать боеспособность подразделения, частей после боя, понесенных потерь и т.п.;

-формирование у воинов психологической готовности к первому бою;

-формирование общечеловеческих норм, современного права войны при выполнении миротворческих задач;

-формирование правосознания, воспитания, уважения к уставным нормам жизни воинских коллективов, развитие правовой ответственности, как важнейшие черты личности воина, правовое воспитание воина и профилактики правонарушений, формирование нравственного облика, социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих как граждан демократического государства;

-приобщение воинов к культуре и традициям Отечества, своего народа, ВС РК, формирование потребности в их углубленном изучении и приумножении;

-воспитание у воинов потребности к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;

      -изучение нужд и запросов различных категории военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей, забота о своевременном и полном обеспечении их положенными видами довольствия, коммунально-бытовыми услугами, торговом и медицинским обслуживанием.

Воспитание личного состава должно быть комплексным, и строится по следующим направлениям:

-государственно-патриотическое,

-воинское,

-нравственное,

-правовое,

-международное сотрудничество,

-экономическое,

-эстетическое,

-физическое,

-экологическое и т.д.

Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота Казахстана и способны выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

        Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:

-разрешение противоречий процесса формирования гражданина -патриота с учетом условий современного периода казахстанской государственности;

-совершенствование воспитания в духе дружбы народов РК;

-воспитания военнослужащих на героических традициях народа Казахстана и ВС;

-творческое использование воспитательного потенциала религиозных различных конфессии и другие.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Осуществляется в процессе всей воинской деятельности и направляется на воспитание морально- психологических качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

Основными путями воинского воспитания является:

-осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

-соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

-обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

-моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

-обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

-использование сложившихся в ВС системы воинских ритуалов и другие.

Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинства, честь и т.д.), о вооружении военнослужащих нравственными, эстетическим и экологическим знаниями, взглядами, идеалами, приобщения к мировой и национальной культуре.

Основными путями нравственного воспитания являются:

-вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;

-стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;

-обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости  военнослужащих;

-целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

-применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

-анализ и учёт общественного мнения, социально психологического климата индивидуальных особенностей воинов и др.

Правовое воспитание - это целеустремлённое, систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формировании у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитие им навыков практического использования правовых знаний и повседневной жизни и деятельности.

Основным содержанием которого является:

-формирование у военнослужащих верности военной присяги, понимания необходимости строгого соблюдения законов РК и их разъяснение;

-доведение военной политики государства, общественно-политической ситуации в РК, странах СНГ, военно-политической обстановки в мире;

-информирование о деятельности правительства РК, местных органов власти.

Целью правового воспитания является формирование личности воина, глубоко осознающего государственную принадлежность и назначение ВС в деле обеспечения безопасности государства, своего места и гражданской позиции, ясное понимание правовой основы государства, уважение к его законам и неукоснительное их соблюдение.

Международное сотрудничество. Оно заключается в организации взаимодействия со структурными подразделениями и ведомствами других государств и строится на основе программы международного права, в том числе международного гуманитарного права.

Его целью является формирование у военнослужащего ценности и взаимопонимания международного сотрудничества, которое играет важную роль постоянного гаранта безопасности РК.

Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих ( на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.).

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливания, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Вывод  по второму вопросу: Воспитательная и социально-правовая работа в подразделений, части должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований руководства страны к ВС по формированию у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к ВС РК.

Задание на самоподготовку:

  1. Изучить материалы лекции.
  2. Изучить и законспектировать:

- Концепцию идеологической работы в ВС РК;

- Концепцию ВиСПР в ВС РК.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса С. Шайкенов

                                                                                   

                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла ВСПР

подполковник             Б.Каиров

«___ » _____________201    г.

         

   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

Тема3. «Система воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Занятие №2. Организация воспитательной и социально-правовой работы  в подразделении.

Учебные и воспитательные цели:

1.Раскрыть формы и методы  воспитательной работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

2.Изучить организацию воспитательной и социально-правовой работы в подразделении. Методика проведения.

Метод: лекция.

Время: 2 часа.

Место: учебная аудитория.

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2007 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996 , стр. 129-131.

4.Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

5. Закон Республики Казахстан «О  воинской службе и статусе военнослужащих» от 16.02.2012 г.

6.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

7.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в  Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

8.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских   формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

9.Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

10.Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

11.Альбом схем.

Материальное  обеспечение:   интерактивное оборудование, слайды.

стенд,   альбом  схем, плакаты.

                Учебные вопросы и примерное распределение времени:

п/п

Вопросы занятия

Время (мин)

1

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по взводу. Поверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, временя, метод занятия. Проверяю знание студентов по предыдущей теме.

10

2

Основная часть

Введение

1 учебный вопрос: Формы и методы воспитательной  работы  заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе.

2. учебный вопрос: Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении. Методика проведения. 

 

Вывод по теме:

60

5

25

       25

       5

3

Заключительная часть

Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии

10

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

             На изучение данной темы отводится - 8 часов, из них 4 часа на лекцию, 2 часа на семинар и 2 часа на практические занятия.

Преподавателю в ходе подготовки к занятию глубоко изучить основные положения Концепции воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. На занятиях широко использовать технические средства обучения, учебные пособия и литературу, альбом-схему и имеющиеся плакаты по ВиСПР.

В ходе самостоятельной подготовки студентов организовать изучение Концепции идеологической работы в Вооруженных Силах РК.

1.учебный вопрос: Формы и методы воспитательной работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работы.

Воспитательная работа в ВС РК проводится на основе общечеловеческих ценностей, лучших образцов мировой и национальной культуры, нравственных многовековых устоев, трудовых и воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального государства - РК, народам мира.

В содержании, формах и средствах воспитания учитываются особенности, и специфика места дислокации части его экономики и инфраструктуры, истории, культуры, традиции, национального и религиозного состава населения, а также особенности воинских коллективов.

Для повышения специальных гуманитарных и общих знаний, умений и навыков военнослужащих, целенаправленного воздействия на их морально-психологическое состояние, удовлетворения разносторонних интересов, полезного проведения свободного времени, используются следующие формы воспитания:

-занятия по боевой и командирской подготовке;

- уставная организация жизнедеятельности войск;

-индивидуально- воспитательная работа;

-государственно-правовая подготовка;

-целевое информирование военнослужащих;

-собрание личного состава, в том числе различных категорий военнослужащих;

-культурно-досуговая работа;

-художественно- эстетическое оформление территорий военных городков и помещений с учетом казахстанской национальной символики;

-осуществление воинских и национальных ритуалов;

-побуждение к самовоспитанию.

Кроме этого в воспитательной деятельности широко используется и другие разнообразные формы и средства, осуществляется их переориентация от информативной направленности на творчески деятельные способы воздействия, совершенствуется методика.

Вывод по первому вопросу:

Цель воспитательной работы конкретна определена - формировать и развивать у военнослужащих качества военного профессионала и надежного защитника Отечества, личную ответственность за выполнение поставленных задач. Поставленная цель предполагает и соответствующие средства ее реализации.

Второй учебный вопрос: Организация воспитательной и социально-правой работы в подразделении. Методика проведения. 

К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевая учёба и т.д.), а с другой - совокупность предметов которые используются воспитателем при решении задач воспитания (наглядное пособие, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства - всё то, что можно назвать техническими, информационными средствами).

Средства составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и применяются на практике в единстве, но их следует отличать друг от друга.

Методы воспитания - это определённые способы педагогического воздействия на военнослужащих и воинский коллектив в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга. Они могут включать в себя ряд приёмов воспитания, которые выступают относительно, применительно к конкретной педагогической ситуации.

Методы воспитания не существует отдельно друг от друга. Их надо рассматривать в комплексе, поскольку ни один метод не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства воина, всестороннем развитии его личности, духовных и физических сил.

К основным методам воспитания следует отнести:

метод убеждения,

метод примера,

метод упражнения,

метод поощрения,

метод принуждения.

Указанный перечень методов воспитательной работы предполагает творческий подход командиров и начальников к процессу воспитания, активное и непосредственное участие в нем армейской общественности. Положительное воздействие форм, способов и методов воспитания достигается при создании необходимых социальных и бытовых условий деятельности л/с, высокого уровня социальной защищенности, военнослужащих и членов их семей, обеспечением социальной справедливости, правомерных и высоконравственных военно-служебных отношений.

В интересах воспитательной работы используется просветительные учреждения по месту дислокации воинских частей.

В отечественной военно-педагогической практике накоплен богатый потенциал форм воспитательной работы, который целесообразно адаптировать

к сегодняшним условиям жизни и деятельности ВС РК.

Формы воспитательной работы можно разделить на служебно-плановые и внеслужебные.

Служебно-плановые формы воспитательной работы:

- это собрания с различными категориями военнослужащих;

- различные виды информирования л/с;

- лекции, вечера вопросов и ответов;

- подведение итогов;

-занятия в музеях и комнатах Боевой славы;

- тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы;

-пропаганда передового опыта и др.

Внеслужебные формы воспитательной работы включают:

- просмотр кинофильмов, телепередач;

- спортивные соревнования;

- встречи с ветеранами войны, ВС и труда;

- экскурсии по историческим местам и местам боевой славы;

  •  работу клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности и другие.

Выбор конкретных форм воспитания зависит от ряда факторов: качественной характеристики л/с, специфики решаемых задач, возможностей применить ту или иную форму и т.д.

В ходе воспитательной работы немаловажное значение нужно уделять гармоничному сочетанию прямого и непосредственного воздействия на военнослужащих.

Прямое воздействие оказывается воспитателем на человека при непосредственном общении с ним в ходе занятий по боевой подготовке, выполнении различных служебных обязанностей, культурно-досуговой работы, спортивно-массовых мероприятий и других форм личного общения.

Непосредственное воздействие - это воздействие на военнослужащих через всю организацию их жизнедеятельности и той обстановки, в которой они находятся.

Успешному формированию необходимых современному воину качеств способствует устойчивый уставной порядок подразделения и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, боевая плановая подготовка. Все это создает нормальный психологический фон, микросреду, благодаря которому военнослужащий чувствует себя естественно и комфортно.

Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет зам. командира по ВиСПР. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир обязан постоянно воспитывать подчиненных:

  •  формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, уважение к законам, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, добросовестного отношения к службе, а также воинские ритуалы.

Приказом МО РК определены основные направления воспитательной работы:

-государственно-правовая подготовка;

  • информирование л/с;

-военно-социальная работа;

       -психологическая работа;

  • культурно-досуговая работа.

Испытанными и надежными направлениями формирования у л/с высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга являются государственно-правовая подготовка (ГПП) и информирование войск. ГПП многофункциональна.

Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ГПП были интересными, доступными, позволяющими слушателю размышлять самостоятельно.

При правильной постановке дела ГПП может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий, которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ГПП - это каналы двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально - доверительными.

Одна из серьёзных проблем современной информационной эпохи - противоречие между прежними формами и методами проведения занятий с новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели раннее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятии по ГПП уже используются видеофильмы.

Базисным звеном воспитания л/с в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск.

Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис: «Идеология реформы ВС основывается на том, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы».

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты  командования  соединений  (частей)  с руководителями регионов,

областей, где дислоцируется воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказания материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решить проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.

В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию л/с, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у л/с определенных качеств необходимых для военной службы. Психологи занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения л/с, формирует необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, сержант (старшина) должен принимать участие в нелегком деле  воспитания личного состава.

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделений, рассматривается возможность введения должности психолога в частях, т.е. там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимые в соединениях эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с л/с непосредственно в роте (батарее).

Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себе развитие самодеятельного, художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей культурно-досуговых центров (домов офицеров), штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.

И в дальнейшем следует средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышения уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлением низкопробной культуры.

При организации воспитательной работы в ВС РК используются следующие виды деятельности:

-       изучение  и  учет  исходного  уровня  воспитанности  военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

  •  оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов воздействия;
  •  согласования и скоординированная практическая деятельность командиров, штабов, органов ВиСПР, служб и учреждений;
  •  аналитическая деятельность (изучение, обобщение результатов воспитания выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).

Для организации воспитательного процесса в войсках создаются соответствующие структуры. Общее организационно-методическое руководство воспитательной деятельностью осуществляется МО РК через Департамент воспитательной и социально-правовой работы.

Основными направлениями его деятельности являются:

- организация эффективного руководства воспитательным процессом на основе разделения функций, прав и ответственности, ориентации на конечные итоги;

       - содействие расширению самостоятельности командиров и воспитательных структур в решении проблем и воспитания военнослужащих.

Организация воспитательной работы предполагает:

       -анализ морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих (изучения документов, беседы, наблюдения, опросы, социологические исследования, анализ поступков и поведения и др.);

-планирование работы на основе использования всех возможностей системы воспитания;

-выбор оптимальных методов, форм и средств воспитательного воздействия;

-целенаправленную, согласованную и скоординированную практическую работу командиров, штабов, воспитательных структур;

-своевременную корректировку содержания воспитательной работы, исходя из особенностей выполняемых задач личным составом и изменившихся условий;

-анализ и обобщения результатов воспитательной работы и выработка предложение по дальнейшему совершенствованию (устранений недостатков) воспитания личного состава;

-обучение практике воспитательной работы.

Финансирование реализации и задач воспитательной работы осуществляется за счет МО РК.

Нельзя рассматривать воспитательный процесс вне связи с дисциплиной, только обсуждая ее и вырабатывая лишь какие-то организационные меры; это не позволит кардинально ее улучшить, сделать показатели стабильными.

Необходимо привидение повседневной жизни в полное соответствие с законами и уставами. Нужно организовывать и порядок, четко налаженная, без срывов, боевая подготовка, высокое требовательность офицеров, умение их ценить и сплачивать в организационный коллектив. Офицеры должны создавать атмосферу справедливости, доверия и уважения в своих воинских коллективах. Вот тот первоочередной перечень условий и мер, которые при всех негативных моментах, связанных с кризисным состоянием общества, их влиянием на ВС, способны обеспечивать воинскую дисциплину.

Нужно всеми имеющимися в армии средствами, а их достаточно, поставить каждого военного человека, без исключении в условиях, в которых он будет дисциплинирован и организован.

Общество эту задачу за нас не решит, в каком бы состоянии она не находилась.

Следует резко повысить взыскательность к офицерам, прапорщикам и сержантам, прежде всего, не за количество грубых нарушений и преступлений, а за обыденное, как некоторые считают - «мелкие», отклонения от уставов, расхлябанность, необязательность, пассивность и равнодушие в выполнении своих функциональных обязанностей, при этом во время и решительно устраняя их.

Воспитание - дело творческое, не терпящее догм и схематизма.

Но, с другой стороны, без основополагающих подходов нельзя действовать согласованно, стремясь к единой цели - формированию надежного защитника РК.

Критерии оценки воспитательной работы:

Воспитательная работа оценивается от ее воздействия на формирование у личного состава мировоззрения, основанного на принципах независимой казахстанской государственности и патриотизма, демократического, общественного и социально-экономического развития, осознанного понимания и добросовестного исполнения положении Конституции, действующего законодательства, указов и постановлений Президента, Правительства РК, приказов руководителей высших органов военного управления по принадлежности войск.

При оценке воспитательной работы учитывается:

       -отношение военнослужащих к исполнению служебных обязанностей;

-уровень моральной и психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий по защите интересов РК;

-степень информированности л/с, понимания им цели и задач в ВС РК;

-сплоченность воинских коллективов;

-наличие искривлении дисциплинарной практики, социальных, национальных, религиозных разногласии;

-авторитет и личная примерность офицерского состава;

-наличие и устойчивость здоровых воинских традиций, их влияние на уклад службы и жизнедеятельности воинских коллективов;

-способность командиров и начальников управлять учебно-воспитательным процессом;

-состояния воспитательной работы, масштаба распространения явлений, снижающих морально-боевые качества л/с (наркомания, пьянство, неуставные взаимоотношения, самовольное оставление части и др.);

-наличие случаев гибели людей по вине военнослужащих части;

-соответствие уровня организации воспитания личного состава положениям концепции, требованиям приказов и директив МО РК, регламентирующих воспитательную работу;

-степень соответствия результатов воспитательного воздействия его целям, морально-психологическим качествам, действиям и поступкам военнослужащих;

-соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в воинских коллективах целям и задачам воспитательной работы;

-направленность и эффективность проводимой работы по воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих в духе казахстанского патриотизма, преданности своему Отечеству, готовности к вооруженной защите и его суверенитета и территориальной целостности;

-последовательность и действенность проводимых мероприятий по обеспечению и привитию л/с гордости за службу в ВС РК, обеспечению их высокой боевой мобилизационной готовности, соблюдению постоянной бдительности, повышению уровня профессионального мастерства;

-комплексный подход к воспитательной работе, наполнение ее мероприятиями, актуальными по содержанию, учитывающими общественно-политические события, динамику служебной деятельности, особенности предназначения видов и родов в ВС;

-соответствие предъявляемых требований практики воспитательного процесса, уровня и эффективности его планирования, организующей роль командира, органов воспитательной и социально-правовой работы в реализации намеченных мероприятий, привлечении к их проведению структурных подразделений управленческих аппаратов и конкретных должностных лиц;

-действенность проводимой работы по воспитанию у л/с культуры межнационального общения, нетерпимости проявлениям национализма, национального нигилизма, укреплению гуманных и равноправных межличностных взаимоотношений;

-регулярность проведения мероприятий по пропаганде правовой культуры, уважения к конституционным и законодательным нормам;

-состояние работы по военно-патриотическому воспитанию, поддержанию деловых взаимоотношений с местными представителями и исполнительными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, использования их возможностей для разъяснений государственной военной политики, формирования общественного мнения в интересах повышения престижа военной службы; степень взаимодействия, оказания необходимой помощи и поддержки командирам, органам управления, общественным организациям;

      -эффективность практики нравственно-эстетического воспитания военнослужащих в духе глубокого уважения и культурного наследия,

моральных ценностей, общепринятых народных обычаев и традиций, систематичность и разнообразие культурно-массовой работы по гармоничному развитию л/с, наличие организованного самодеятельного, кружкового творчества, применения и поддержания в исправном состоянии технических средств воспитания, функционирования культурно-досуговых и информационно-воспитательных учреждений, стенной печати, средств наглядной информации.

Оценку воспитательной работы целесообразно проводить по двухбалльной системе:

1.Удовлетворительно (обеспечивает решение поставленных перед ВС РК задач).

2.Неудовлетворительно (не обеспечивает решение    поставленных перед ВС РК задач).

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: В этой сложной работе каждому офицеру, сержанту (старшине) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждого в учебно-воспитательном процессе. Ведь от качества воспитательной работы на прямую зависят уровень боеспособности и боеготовности соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопорядка и, в конечном счете, успехи военного реформирования.

Задание на самоподготовку:

1.Изучить материалы лекции.

2.Изучить и законспектировать:

- Концепцию идеологической работы в ВС РК;

- Концепцию ВиСПР в ВС РК.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса С. Шайкенов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16790. ЗОЛОТО НЕДР РОССИИ МИФЫ, РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ 225.5 KB
  И.Б.Флеров ЗОЛОТО НЕДР РОССИИ МИФЫ РЕАЛИИ ПРОБЛЕМЫ Два обстоятельства побудили меня взяться за перо обращаясь к довольно сложной для России проблеме добычи золота. Первое заключается в том что несмотря на неуклонно развивающиеся рыночные отношения в стране в среде...
16791. ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ЗОЛОТОДОБЫЧЕ 148.5 KB
  ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ЗОЛОТОДОБЫЧЕ Автор: Кочетков А. Я. кандидат геологоминералогических наук ИАЦ Минерал ФГУНПП Аэрогеология Несмотря на то что участие зарубежных промышленных и финансовых компаний в экономической жизни современной Росс...
16792. КИНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩИХ РУД 37 KB
  КИНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩИХ РУД Александрова Т.Н. Институт горного дела ДВО РАН Литвинова Н.М. Институт горного дела ДВО РАН В процессе измельчения рудная масса испытывает комплекс физикохимических воздействий: механическую сухое и...
16793. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ЗОЛОТА РОССИИ 231 KB
  КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ЗОЛОТА РОССИИ Конъюнктура рынка золота как и любого другого товара определяется соотношением предложения и спроса на него в разных сферах экономики. Объемы поступления золота зависят от уровня развития золотодобывающей промышленности а тот в сво...
16794. Математический способ повышения представительности геофизического опробования золотосодержащих руд 63.5 KB
  УДК 622 Математический способ повышения представительности геофизического опробования золотосодержащих рудФедянин С.Н. зам. главного геофизика НГМК канд. техн. наук; Нерущенко Е.В. главный геофизик Северного рудоуправления НГМК; Коробов В.А. геолог ОМГТП НГМК В НГМК
16795. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых 620 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых Золото рудное Москва 2007 Разработаны Федеральным государственным учреждением Государственная
16796. Минералогические предпосылки и предварительные результаты гравитационного обогащения забалансовых руд месторождения Мурунтау 56 KB
  Минералогические предпосылки и предварительные результаты гравитационного обогащения забалансовых руд месторождения МурунтауКустова Л.А. начальник ЦЗЛ ГМЗ2 Центрального рудоуправления НГМК Черкасов В.Ю. главный инженер ГМЗ2 Центрального рудоуправления НГМК К нас
16797. Теория экономического анализа 499.58 KB
  В процессе изучения дисциплины «Теория экономического анализа» студент получает основные представления о методах и способах анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций, познает и оценивает сущность и тенденции развития системы экономических знаний
16798. Минералого-геохимические особенности поведения благородных металлов в условиях разнообразных природных систем 72 KB
  Минералого-геохимические особенности поведения благородных металлов в условиях разнообразных природных систем. К благородным металлам относятся золото и серебро, а также 6 элементов платиновой группы: рутений, родий, палладий, осмий, иридий и платина...