910

Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушением ОДА

Реферат

Психология и эзотерика

Особенности психологического обследования ребёнка с ДЦП. Кондуктивный метод лечения ДЦП. Особенности организации обследования: учет характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребенка, подбор рефлексозапрещающей позиции и наиболее удобного положения головы и туловища.

Русский

2013-01-06

102 KB

134 чел.

Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушением ОДА

Дидактические единицы: Цель, задачи, методы, этапы психолого-педагогического обследования детей с нарушением ОДА. Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушением ОДА на разных возрастных этапах.  

План.

  1.  Особенности психологического обследования ребёнка с ДЦП.
  2.  Виды обследования.
  3.  Кондуктивный метод лечения ДЦП.

Ключевые понятия: сенсорная сфера, кинестетика, тест, умственное развитие, речь, дефект, кондуктивный метод.

1. Особенности психологического обследования ребёнка с ДЦП.

Виды ограничения моторной деятельности. Особенности организации обследования: учет характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребенка; подбор “рефлексозапрещающей позиции” и наиболее удобного положения головы и туловища; способы взаимодействия с ребенком; выбор пособий для обследования.

Как известно, психологическое исследование позволяет оценить характер, степень и структуру нарушений психических функций, определить механизмы их возникновения, а также выделить сохранные стороны психики. Все это имеет важное значение как для ранней диагностики психических расстройств, так и для осуществления адекватных лечебно-реабилитационных мероприятий, определения прогностических критериев течения заболевания, выбора путей обучения и профориентации больного ребенка.

Психологическое обследование детей с органическими поражениями мозга характеризуется целым рядом особенностей его организации и проведения:

1. Во-первых, необходимо учитывать характер имеющейся у ребенка клинической симптоматики, особенно наличие двигательных и речевых расстройств, что влияет на выбор конкретных, адекватных для данного больного методик исследования.

2. Во-вторых, принципиальное значение имеет уровень интеллектуального развития, который зачастую также определяет подход к психологическому обследованию. Вместе с тем, оценка уровня интеллектуального развития у данного контингента детей — одна из наиболее частых задач, стоящих перед психологом.

3. В-третьих, необходимо иметь достаточные сведения о микросоциальном окружении ребенка, особенностях системы воспитания в семье, проблемах, связанных с обучением.

4.  В-четвертых, практически в любом психологическом тесте, рассчитанном на обследование детей и подростков, имеются ряд процедурных требований, связанных с возрастом обследуемых (В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, 1995).

Рассмотрим наиболее современные и информативные психологические методики обследования детей с органическими поражениями ЦНС, в том числе и с церебральными параличами. Выбор конкретных психологических методик для обследования ребенка определяется психодиагностической задачей, стоящей перед психологом, а также состоянием больного, характером имеющихся у него тех или иных нарушений.

Рассматриваемые методы можно разделить на две группы:

  •  методы исследования интеллекта и познавательных процессов (мышление, память, внимание и др.);
  •  методы исследования личности.

Методы исследования уровня интеллектуального развития и познавательных процессов

1.Тест Векслера

Шкалы измерения интеллекта, разработанные Д. Векслером, представляют собой группу наиболее известных и широко используемых интеллектуальных тестов. Существуют взрослый и детский варианты теста.

Методика представляет собой ряд субтестов, каждый из которых адресуется к той или иной стороне или функции интеллекта. Структурные соотношения между показателями, оценивающими разные стороны интеллектуальной деятельности, имеют дифференциально-диагностическое значение.

Тест Векслера для измерения интеллекта детей представляет собой батарею из 12 субтестов: шести вербальных и шести невербальных.

Каждый из этих субтестов может рассматриваться как количественный одномерный тест, характеризующий различные стороны мышления, памяти и внимания, сенсомоторные процессы и речь, а все вместе — как многомерный профильный тест, направленный на диагностику интеллекта, общий уровень которого измеряется коэффициентом интеллекта IQ, а профиль, показывающий количественные соотношения между разными субтестами, выявляет структуру интеллектуальных особенностей, тесно переплетающуюся с личностными свойствами индивида.

Субтест общей осведомленности. Состоит из вопросов, ответы на которые требуют разнообразных знаний, приобретаемых по мере приобщения индивида к культуре, он дает представление об объеме и уровне знаний, способности сохранения их в долговременной памяти.

Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, пониманию общественных норм.

Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, состояние оперативной памяти, способность оперировать условиями задачи и цифровыми стимулами.

Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификаций, абстрагированию, сравнению. Выполнение заданий данного субтеста характеризует уровень развития абстрактно-логического вербального мышления.

Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на изучение оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения цифр в прямом и обратном порядке. Выполнение задания требует большой концентрации внимания, подвержено как внешним, так и внутренним помехам, находится в значительной зависимости от эмоционального состояния обследуемого.

Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Качественный анализ ответов по данному субтесту раскрывает особенности и характер мышления, а также личностные черты (эмотивность, импульсивность, эгоцентризм и др.).

Субтест шифровки цифр. Позволяет выявить сохранность процессов восприятия и праксиса, зрительно-моторной координации, оценить скорость образования навыков. Субтест чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особен ности зрительного восприятия, наблюдательность, способность дифференцировать существенные и несущественные признаки.

Субтест кубиков Кооса. Представляет собой модификацию известной методики Кооса для исследования конструктивного мышления, требует хорошего пространственного анализа и синтеза, поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза. В клинике он хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно успешным. Результаты по нему нередко являются самыми высокими среди других показателей невербальных субтестов в профилях больных шизофренией. При органических поражениях эффективность выполнения этого субтеста не велика.

Субтест последовательности картинок. Изучает способность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищению событий, уровень развития «социального» интеллекта.

Субтест складывания фигур. Направлен на оценку как конструктивного, так и эвристического мышления. Больные с органическими поражениями ЦНС выполняют 9 и 11 субтесты с затруднениями, однако 11-й субтест дается им легче, чем 9-й, поэтому все соотношение имеет важное дифференциально-диагностическое значение.

Субтест лабиринтов. Включает девять лабиринтов, время «выхода» из которых лимитировано. Является альтернативным субтесту шифровки цифр.

Подсчет баллов по всем заданиям каждого субтеста дает первичные («сырые») оценки, которые по специальным таблицам переводятся в стандартные «шкальные» оценки. Сумма шкальных оценок по всем вербальным таблицам с учетом возраста переводится в итоговую вербальную оценку IQ индивида. Так же определяется итоговая невербальная оценка. Сумма всех шкальных оценок субтестов (или сумма предварительных вербальных и невербальных оценок) дает предварительную полную оценку, которая затем также по специальным таблицам (с учетом возраста) переводится в итоговую полную оценку IQ.

Классификация уровней интеллекта по ВекслеруЗначение IQ в баллах

130 и выше Очень высокий

120-129 Высокий

110-119 Хорошая норма

90-109  Средний

80-89     Низкая норма

70-79         Пограничный уровень

69 и ниже

69-50

49-20

меньше 20 Умственный дефект, в том числе:

олигофрения в степени дебильности

олигофрения в степени имбецильности

олигофрения в степени идиотии

Анализ полученного материала должен последовательно включать несколько этапов. Это — выявление общего уровня IQ, полная оценка интеллекта и соотношение двух ее составляющих — вербального и невербального IQ. У лиц с психической нормой редко наблюдается выраженная разница между вербальной и невербальной оценками IQ по сравнению с лицами, имеющими психическую патологию, у которых эта дифференциация значительно усиливается в зависимости от особенностей и тяжести болезненного процесса.

Помимо определения уровня интеллектуального развития или степени умственной отсталости необходимо проводить анализ разброса данных, особенно интертестового, что является одним из наиболее диагностически значимых факторов. В практике используются различные виды анализа «интертестового разброса», начиная от оценки общего вида профиля, его конфигурации, тип которой зависит от особенностей распределения субтестовых шкальных оценок. Это может быть также анализ соотношений сумм различным образом сгруппированных шкальных оценок, составляющие диагностические «индексы», характерные для определенных заболеваний, а также подсчеты так называемого среднего и словарного разброса. Так, средний разброс измеряется разницей между оценкой каждого субтеста и среднеарифметическим значением всех субтестов (отдельно для вербальной и невербальной частей шкалы). Его вариантом является «модифицированный средний разброс», когда из средней арифметической оценки всех субтестов каждый раз исключается значение того субтеста, который с ней сравнивается. Словарный разброс определяется путем сравнения отклонений шкальной оценки каждого субтеста от шкальной оценки субтеста «Словарный запас». Если средний разброс измеряет достижение испытуемого в отдельном субтесте относительно центральной тенденции всех его достижений (вербальных и невербальных отдельно), то словарный разброс измеряет достижения испытуемого в отдельном субтесте относительно самой устойчивой шкальной оценки, какой является оценка субтеста «Словарный запас».

После интертестового разброса следует анализ интратестовых соотношений, т.е. внутри каждого субтеста, при котором особое значение обращается на связь продуктивности испытуемого с относительной трудностью задания, которая нарастает от первого задания к последнему.

И, наконец, проводится качественный анализ ответов, выявляющий те или иные особенности или нарушения мышления, памяти и внимания, а также некоторые личностные свойства испытуемого. На базе всех этих данных вместе с результатами других исследований составляется общее заключение.

Тест Равена (Тест прогрессивных матриц)

Существует 2 варианта теста: 1) черно-белые и 2) цветные матрицы. Черно-белый вариант предназначен для обследования испытуемых, начиная с 11 лет, цветной вариант создан для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет.

Материал теста черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенным элементом. Задания разделены на 5 серий по 12 однотипных, расположенных по принципу возрастающей сложности матриц в каждой серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди предложенных шести вариантов.

Серия «А». Обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. При работе с этой серией требуется актуализация таких мыслительных процессов как дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними, а также идентификация недостающей части структуры.

Серия «В». Требует нахождения аналогии между двумя парами фигур.

Серия «С». Задания этой серии требуют анализа изменения геометрических фигур, обогащения их по вертикали и горизонтали.

Серия «D». При решении заданий требуется установление принципа перестановки фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Серия «Е». Задания данной серии предъявляют особые требования к аналитико-синтетическим мыслительным операциям, т.е. процесс их решения заключается в анализе фигур основного изображения и последующем «конструировании» недостающей фигуры по частям.

Цветной вариант состоит из трех серий — А, АВ, В по 12 матриц в каждой.

При обработке данных подсчитывается общая сумма полученных баллов (верное решение оценивается в 1 балл), а также число правильных решений в каждой из серий отдельно. Первичные оценки по специальным таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны.

Тест Равена позволяет оценить уровень интеллекта, рассчитанный в процентилях, в рамках следующих уровней интеллектуального развития:I зона 95 и больше процентилей высокая норма

II зона 94 - 75 процентилей,

в том числе:

II+     94 - 90 процентилей

II-      89 - 75 процентилей  хорошая норма

III зона 74 - 25 процентилей,

в том числе:

III+     74 - 50 процентилей

III-      49 - 25 процентилей  средняя норма

IV зона 24 - 5 процентилей,

в том числе:

IV+     24 - 10 процентилей

IV-       9 - 5 процентилей  зона относительного снижения (пограничное состояние)

V           зона ниже 5 процентилей  зона интеллектуального дефекта

Исследование с помощью теста Равена позволяет более дифференцированно оценить варианты нормального или пограничного уровня развития интеллекта. Однако использование этого теста не позволяет подробно дифференцировать степени интеллектуального дефекта. Тест Равена особенно рекомендуется для обследования детей с выраженными нарушениями моторики в верхних конечностях, а также речевыми расстройствами. Его применение во многом позволяет снять ограничения, возникающие при использовании других тестов, в частности, теста Векслера, связанные с имеющимися у детей дефектами моторики и речи.

Тест Сегена (доска форм Сегена)

Материалом методики являются 5 досок с врезанными в них фигурами. В доску № 1 врезаны 10 разных цельных фигур, в доску № 2 — 2 фигуры, состоящие из двух частей, в доску №3 — 2 фигуры, состоящие соответственно из четырех и шести частей, в доску № 4 — 5 фигур, каждая из двух и трех частей, в доску №5 — 4 фигуры, состоящие из двух и четырех частей.

Методика рекомендуется для обследования детей, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагается внимательно (в течение 10 сек.) рассмотреть каждую из досок, после чего доска переворачивается, при этом фигурки или их детали выпадают из своих гнезд и перемешиваются. Ребенок должен поместить выпавшие фигуры на прежнее место. Ведется хронометраж времени выполнения. Имеется система дозированной помощи ребенку.

Тест рекомендуется широко использовать при диагностике интеллектуального развития детей с различным отставанием в психическом развитии, в том числе связанным с органическими поражениями ЦНС.

Тест «Нарисуй человека» (Модификация теста Гудинаф)

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Ребенку предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллекта основывается на том, какие части тела и детали одежды изображает ребенок, как учитываются пропорции, перспектива и др. Имеется специальная шкала для максимально точной и подробной оценки элементов рисунка. По специальным таблицам (с учетом пола и возраста) производится пересчет «сырых» очков в шкальные. Тест требует немного времени для своего проведения, инструкция доступна для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Достоинстом является возможность обследования детей с различными речевыми нарушениями.

Методика «Определение уровня психического развития детей раннего возраста»

Методика предназначена для оценки уровня психического развития детей от 2 месяцев до 3 лет. Для каждого возрастного периода предлагаются задания, которые сгруппированы по следующим сферам: адаптация ребенка, речь, степень социальной зрелости, уровень развития моторики.

По результатам выполнения заданий можно получить информацию о степени развития каждой из указанных сфер. Методика позволяет также вычислить общий показатель — «коэффициент психического развития» (КПР) по 100-балльной шкале. Этот показатель представляет собой процентное отношение психического возраста ребенка (вычисленного по результатам выполнения заданий) к его хронологическому (паспортному) возрасту. Разработаны техники расчета психического возраста ребенка, коэффициента психического развития, имеются специальные расчетные таблицы для каждой возрастной группы. Достоинством методики является то, что ее применение позволяет в максимально ранние сроки выявить у ребенка те или иные отклонения (задержки) в психическом развитии.

Обучающий эксперимент (в модификации А.Я. Ивановой)

Методика основана на экспериментально-психологическом оценивании интеллектуального развития испытуемого с помощью выявления его потенциальных способностей к усвоению новых знаний, выработке способов решения задач. Если психометрические тесты интеллекта позволяют выявить имеющийся уровень развития той или иной интеллектуальной способности, то метод обучающего эксперимента выявляет также и прогностические аспекты развития этих способностей. Методика предназначена для оценки умственного развития детей в возрасте 7 — 9 лет. Материал методики составляют два набора по 24 карточки с изображениями геометрических фигур, отличающихся по цвету, форме и величине, а также доска-таблица с изображением всех фигур.

При выполнении задания ребенок должен последовательно вычленить каждый из трех признаков карточек и сгруппировать их на основании данного признака. Разработана система дозированной помощи ребенку в виде «уроков-подсказок».

В результате обследования выясняются способности ребенка к логическому переносу, пониманию принципа действий, оценивается процесс умственной деятельности, уровень работоспособности. Помимо качественных показателей разработана система количественных оценок. Методика рекомендуется для диагностики и дифференциальной диагностики различных форм умственной отсталости, задержек психоречевого развития, состояний, обусловленных социально-педагогической запущенностью ребенка.

Классификация предметов

Метод классификации предметов предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования, а также позволяет сделать вывод о последовательности умозаключений обследуемого, критичности, об особенностях памяти, объеме и устойчивости внимания.

Метод классификации может применяться для обследования взрослых и детей любого образовательного уровня. При обследовании детей дошкольного возраста часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия).

Перед началом исследования карточки тщательно перемешиваются. Перед ребенком кладется вся пачка карточек, сверху помещаются наиболее легко классифицируемые предметы (собака, стол, груша, лошадь). Обследуемому предлагается разложить карточки на столе таким образом, чтобы вместе лежали те, которые друг другу подходят. После того, как на столе оказываются разложенными 15-20 карточек, дается инструкция второго этапа работы. Говорится о том, что надо объединять все предметы так, чтобы в каждой группе лежали предметы «похожие, подходящие» и их можно было обозначить одним названием. Второй этап заканчивается, когда с той или иной степенью полноты и правильности оказываются выделенными основные группы: мебель, посуда, одежда, инструменты, транспорт, люди, фрукты, овощи, птицы, животные, измерительные приборы, учебные пособия. При переходе к третьему этапу сообщается, что следует объединить созданные по принципу «похожие, подходящие» группы так, чтобы их стало как можно меньше (при необходимости можно показать на примере каких-то 2-3 групп, как это можно сделать). Ошибки обследуемого на разных этапах работы оцениваются по-разному. Обнаруживаются конкретно-ситуационные группы, выявляется способность к простым обобщениям, может проявиться тенденция к формированию слишком дробных групп, вплоть до создания группы из одного предмета с субъективной трактовкой такого выбора или к созданию одноименных групп, что может быть свидетельством нарушения концентрации внимания. Группы могут быть неравномерными — одни чрезвычайно обобщенные, другие — детализированные, что свидетельствует о непоследовательности мышления. Ответы и доводы ребенка, исправления, которые он вносит в работу, являются ценным материалом для анализа особенностей его мышления. При умственном недоразвитии больные зачастую не могут подобрать общее понятие для обозначения группы.

На третьем этапе выявляется, доступно ли обследуемому понимание сложных обобщений. При конкретности мышления и затрудненных процессах абстрагирования ребенок может успешно справиться со вторым этапом и не суметь самостоятельно завершить третий этап. При сужении объема внимания и недостаточности процессов оперативной памяти, снижении умственной работоспособности обследуемых затрудняет обилие карточек на втором этапе, а на третьем они могут действовать увереннее.

В целом, у детей с органическими поражениями головного мозга данная методика хорошо выявляет нарушения операционной и динамической сторон мыслительной деятельности, которые проявляются в виде разной степени выраженности снижения уровня обобщений, конкретности суждений, инертности мыслительных процессов, ухудшения скоростных параметров и темпа мыслительных операций и др.

Исключение предметов

Метод предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения совершать операции сравнения и обобщения. В отличие от «Классификации предметов» он в меньшей степени регистрирует уровень умственной работоспособности, устойчивость процессов внимания, а больше ориентирован на выявление логической обоснованности и правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.

Для проведения эксперимента используется набор карточек, на каждой из которых нарисовано по 4 предмета. Всего таких карточек 20, расположенных по степени нарастающей трудности. Обычно их и раскладывают по степени нарастающей трудности. В инструкции говорится: «Перед Вами на каждой карточке 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый не подходит. Нужно сказать, какой предмет не подходит и как можно назвать остальные три». Первая карточка анализируется вместе с психологом, далее испытуемый должен работать самостоятельно. Методика являет собой типичный образец моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении. Степень сложности задач, которые провоцируют больных со сниженным интеллектом на ошибки, соответствует уровню интеллектуального снижения. Конкретность мышления, непонимание абстракции обнаруживается в том, что больные пытаются вместо задачи обобщения и выделения идти по пути практического использования и ситуационного связывания предметов.

Для повторного использования методики необходимо применять два или три равных по трудности набора. Анализ данных преимущественно качественный.

Тест Бентона

Методика предназначена для исследования зрительной памяти, непосредственного зрительного восприятия. Стимульный материал представляет собой 10 карточек, на которых изображены геометрические фигуры в различных комбинациях.

Каждая из карточек последовательно предъявяется испытуемому в течение 10 сек., с тем, чтобы он ее максимально точно запомнил, а затем воспроизвел изображение на листе бумаги или специальном бланке.

Успешность оценивается по количеству правильно воспроизведенных изображений и количеству ошибок. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка представляет собой сумму правильных воспроизведений, которая, будучи соотнесена с числом 10, дает своеобразный показатель умственной недостаточности.

Выделяют следующие ошибки, характерные для органических поражений мозга:

увеличение малой фигуры;

зеркальный разворот главной или малой фигуры;

ротации на 90° или 180°;

дублирование малой или основной фигуры;

расположение малой фигуры между основными или внутри них;

персеверация малой фигуры, основной фигуры;

«слипание фигур»;

пропуски фигур;

дублирование одной и той же фигуры.

Считается, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых испытуемых. Кроме того, анализу подвергаются и графические особенности рисунков. При этом диагностически значимыми являются: дрожание линий, дублирование их, несовпадение точек пересечения, изменение наклона линий более чем на 5°.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Психолог секундомером фиксирует время, затраченное на каждую таблицу, и допущенные ошибки.

Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обсле дуемым на каждую таблицу. Результаты можно выразить графически. Темп выполнения задания здоровыми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенное тей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на замедление подвижности нервных процессов. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3-х последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и возвратом к начальному уровню, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

Методы исследования личности

Фрустрационный тест Розенцвейга

Стимульный материал методики представляет собой контурные схематические рисунки, на которых изображены 2 (или более) человека, занятых еще незаконченным разговором. Одно из действующих лиц произносит определенные слова, ответ другого не приводится. Инструкция требует, чтобы обследуемый дал ответ вместо «молчащего» персонажа. Выражение лица персонажей намеренно носит неопределенный характер для того, чтобы облегчить проекцию непосредственных переживаний испытуемого, отвечающего за анонимного индивида, который находится в ситуации фрустрированности.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы:

Ситуация «препятствия». В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет озадачивают, сбивают с толку словами или другим каким-либо способом того, за кого должен отвечать обследуемый.

Ситуация «обвинения». Обследуемый при этом ставится как бы в позицию персонажа, которому предъявляется обвинение.

Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. С точки зрения направления реакции делятся на:

Экстрапунитивные (реакция направлена на окружение в форме подчеркивания степени выраженности фрустрирующей ситуации, осуждение внешней причины фрустрации или вменение разрешения данной ситуации другому лицу).

Интрапунитивные (реакции направлены субъектом на самого себя: обследуемый принимает вину на себя или берет ответственность за исправление данной ситуации).

Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается обследуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или нечто такое, что может быть исправлено само собой, если немного подождать). Реакции различаются также с точки зрения их типов:

Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, или описывается как не имеющее серьезного значения).

Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита своего «Я» и порицание кого-то или признание его вины, или же ответственность за фрустрацию никому не приписывается).

Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы: а) реакция принимает характер требования помощи от других лиц для разрешения ситуации; б) испытуемый как бы берется сам за разрешение ситуации или в) считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Обработка результатов состоит, во-первых, из подсчета коэффициента социальной адаптации. Во-вторых, исходя из преобладающего типа реагирования, выделяются характеристики, в основном направленные на сопротивление индивида фрустрирующим факторам, или, наоборот, свидетельствующие о слабости позиции личности, уязвимости ее, а также признаки адекватного реагирования. B-третьих, изучаются тенденции, позволяющие прогнозировать эмоциональные реакции обследуемого на различные жизненные трудности и помехи на пути реализации собственных намерений.

Тест руки

Тест руки является проективной методикой исследования личности, предназначенной, прежде всего, для диагностики уровня и структуры агрессивности. При однократном использовании теста диагностируется преимущественно агрессивность как характеристика актуального состояния, тогда как при многократном применении теста его результаты могут интерпретироваться с точки зрения выраженности агрессивности как устойчивой личностной черты.

В качестве стимульного материала используются 9 карточек с изображением кисти человеческой руки нейтрального характера и не несущие никакой смысловой нагрузки. На десятой карточке изображение отсутствует.

Обследуемому в заданной последовательности предъявляют 10 карточек и просят ответить на вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» При необходимости вопрос уточняется: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит рука? Назовите варианты, которые Вы можете представить».

Считается, что рисунки рук служат визуальным стимулом, провоцирующим тенденции к действиям, типичным для определенного человека. Подсчет очков представляет собой арифметическую разницу между суммой тенденций к агрессивности и доминантным действиям, с одной стороны, и суммой кооперативных и неагрессивных действий — с другой. Методика рекомендуется для изучения эмоциональных и поведенческих особенностей детей, она позволяет получить ряд психологических прогностических критериев.

Методика «Рисунок семьи»

Относится к группе проективных методик для анализа внутрисемейных отношений. Ребенку предлагается на листе белой бумаги нарисовать свою семью. При этом категорически нельзя комментировать само содержание слова «семья». После выполнения задания проводится беседа по рисунку. Интерпретация рисунка включает:

анализ структуры рисунка (последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи, отличия в формах и пропорциях отдельных фигур;

анализ графических особенностей рисунка;

анализ процесса рисования.

В результате обследования можно получить достаточно полную информацию об основных параметрах эмоционального отношения ребенка с членами семьи, особенностях его эмоциональных реакций, в целом о внутрисемейных взаимодействиях и др.

Тест Кэттелла (детский вариант)

Тест Кэттелла позволяет определить ряд личностных особенностей больных. Определяется (по 10-балльной шкале) степень выраженности личностных характеристик, представленных в виде двух полярных определений 12 факторов.

Характерными особенностями личностной сферы детей с органическими заболеваниями ЦНС являются повышенная тревожность, неуверенность в себе, чувство общей напряженности, раздражительности, повышенная психологическая ранимость, сниженная стрессоустойчивость, склонность к страхам и опасениям. Применение теста Кэттелла возможно у интеллектуально сохранных детей без выраженных двигательных расстройств.Низкие значение (1-3 балла)   Высокие значения (8-10 баллов)

Замкнутость, недоверчивость, равнодушие

-А+ Открытость, общительность, эмоциональность

Склонность к конкретности мышления, ограниченный объем знаний -В+ Способность к отвлеченному, абстрактному мышлению, большой объем знаний

Эмоциональная неустойчивость, ранимость, низкая фрустрационная толерантнооть, конфликтность -C+ Эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, устойчивость к фрустрации, уравновешенность

Инертность, флегматичность, ригидность -D+ Возбудимость, реактивность, интенсивность

Подчиняемость, уступчивость, зависимость -Е+ Доминирование, упрямство, независимость, агрессивность

Осторожность, серьезность, рассудительность -F+ Легкомыслие, жизнерадостность, беспечность

Несознательность, безответственность, недисциплинированность -G+ Сознательность, ответственность, дисциплинированность

Застенчивость, робость, чувствительность к угрозе -Н+ Бесстрашие, склонность к риску, интерес к противоположному полу

Реалистичность, практичность, твердость +J+ Чувствительность, сензитивность, мягкость

Спокойствие, безмятежность, оптимистичность -0+ Тревожность, склонность к мрачным опасениям и самообвинению

Слабый волевой контроль, плохое понимание социальных нормативов -03+ Сильный волевой контроль, хорошее понимание социальных нормативов

Расслабленность, спокойствие, удовлетворенность -04+ Напряженность, раздражительность, неудовлетворенность

2. Виды обследования.:

а) Оценка двигательных нарушений с точки зрения их влияния на формирование разных видов деятельности, прежде всего на состояние познавательной деятельности.

б) Сенсорное развитие: изучение сенсорных функций и определение причин их недостаточности.

Состояние зрительного анализатора. Определение состояния зрительной фиксации и прослеживания, реакции зрительного сосредоточения, зрительно-моторной координации. Восприятие цвета, формы, величины.

Состояние слухового анализатора. Характер реакций на различные слуховые раздражители, возможности локализации звука в пространстве. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Тактильно-кинестетическое восприятие.

в) Изучение эмоционально-волевой сферы как одной из форм проявления интересов, потребностей, активности личности и ее отношения к окружающему.

г) Способы ориентировочно-исследовательской деятельности. Овладение предметными и игровыми действиями.

д) Оценка умственного развития: степень овладения доступными мыслительными операциями в специальных условиях и в практической детской деятельности. Определение типологии затруднений и вызывающих их причин. Изучение уровня обучаемости.

е) Изучение речевой деятельности: практическое овладение речью и потенциальные возможности для развития речевой деятельности. Состояние экспрессивной и импрессивной речи. Психологические основы коммуникации: потребность в общении, коммуникативные средства, условия реализации коммуникативного намерения. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации.

3.Кондуктивный метод лечения ДЦП.

Особенности кондуктивного (развивающего) метода в терапии детей с церебральными параличами.

Цели: выявление потенциальных возможностей психического развития; оценка максимально сохранных и дефектных звеньев; определение факторов, наиболее значимых для оценки имеющихся затруднений.

Методы: свободное наблюдение за поведением ребенка в процессе игр, бытовых и режимных моментов; совместная деятельность; анализ анамнестических данных и результатов детской деятельности; беседы с родителями и педагогами. Самостоятельная деятельность ребёнка направленная на преодоление моторного дефекта.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Цель, задачи, методы, этапы психолого-педагогического обследования детей с нарушением ОДА.
  2.  Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушением ОДА разных возрастных групп

Список литературы:

  1.  Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.
  2.  Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1990.
  3.  Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.
  4.  Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38136. Концептуальні засади соціального і гуманітарного забезпечення та виховної роботи в Збройних Силах України 188 KB
  Актуальність вивчення даної теми полягає в тому, що знання командиром (начальником) концептуальних засад гуманітарного та соціального забезпечення, змісту і основних напрямків соціальної і гуманітарної політики, основ морально-психологічного забезпечення, на сучасному етапі розвитку ЗС України виступає важливою передумовою ефективного навчання та виховання особового складу в підрозділі (частині).
38137. Організація морально-психологічного забезпечення окремих видів бойової підготовки підрозділів 157 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування,