91066

АДАПТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Проблема адаптации представляет собой сложнейший вопрос который рассматривают различные научные отрасли в связи с тем что эта проблема всегда актуальна. Вопрос адаптации многогранен и варьируется на всевозможных уровнях системы социального и несоциального молекулярного индивидуального макро микро и др. Типы процесса адаптации зависят от структурных потребностей и мотив которыми руководствуются индивиды. Изучение проблемы адаптации в контексте истории психологии и социологии...

Русский

2015-07-13

55.32 KB

2 чел.

Баркова А.С.

АДАПТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ

Проблема адаптации представляет собой сложнейший вопрос, который рассматривают различные научные отрасли, в связи с тем, что эта проблема всегда актуальна. Вопрос адаптации многогранен и варьируется на всевозможных уровнях системы «социального» и «несоциального» (молекулярного, индивидуального, макро-, микро- и др.)

Под определением понятия «социальная адаптация» обычно подразумевают: полиэдрический (многогранный) процесс динамического развития индивида, который реализуется в объектно-субъектной и субъектно-объектной формах, при этом основной является пассивное или активное приспособление к существующей среде обитания (социальная среда). Иными словами это и сам процесс, и его результат. Условно можно разделить на типы: первый включает в себя активное воздействие на среду социального, второй – пассивное воздействие, принятие целей и всеобщих ценностных установок и существующих норм. Обоим типам присущ вектор активной направленности. Для первого характерно направление «извне», заключающееся в активном влиятельном процессе на среду обитания (окружения) и приспособлении, сопровождающегося изучением и усвоением приобретенных знаний. Второй характеризуется активной направленностью на личность «внутрь», т.е. личность корректирует и видоизменяет толи один элемент, толи совокупность элементов собственной структуры. Поэтому подлинный процесс приспособления (адаптивности) – это всегда активное действие, имеющего ли внутреннюю направленность, то ли внешнюю. Изменение себя или активное воздействие на среду – это показатель процесса развития личности.

Если для личности невозможно руководствоваться по каким-то причинам этими двумя типами: «активность» и «пассивность», то стоит остаться на их смежном уровне, именуя его комбинированным. В его основе определенный синтез этих типов, с использованием вероятностного подбора успешной стратегии («извне» или «внутрь»). Выбирая стратегию, происходит оценка следующего: 1) требования социальной среды – их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.; 2) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе; 3) цена усилий (физическое и психологическое истощение) при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя.Вне сомнений то, что оценивание критериев (часто или в большинстве случаев) происходит в упрощенном или в свернутом виде, на неосознаваемом, интуитивном уровне[7].

Типы процесса адаптации зависят от структурных потребностей и мотив, которыми руководствуются индивиды. Но есть ещё аспекты зависимости – это индивидуально-психический, социальный и биологический. Например, склонность личности к акцентуациям (эмотивный – характеризуется высокой чувствительностью; гипертимный – часто систематическое приподнятое настроение, при отсутствии особых (внешних, внутренних) причин; педантичный – повышенная потребность к порядку и аккуратности и т.д.).

Изучение проблемы адаптации, в контексте истории, психологии и социологии, двигалось в трех направлениях. Первое направление касается идей взаимодействий личности и среды обитания (социальная среда) с точки психоанализа. К подходам проблематики психоанализа стоит отнести вопросы о психосоматике и психофизике. В этом направлении процесс адаптации выступает как результат, определяющейся относительной статичностью равновесия личностной структуры с условиями внешней среды. Схематичный ряд этого процесса выглядит следующим образом: конфликтная ситуация – опасение – защита. Конфликтная ситуация выступает показателем отклонений личностных потребностей, ограниченных условиями заданных средой. Вытекающим последствием конфликта – опасение, объединяя в себе элементы дисфории (пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии [1]) и тревожного состояния, вызывает реакции на внутренние нарушения, при этом происходи некий анаболизм (обмен) ресурсов личности. Весь процесс варьируется на подсознательном уровне, без учета причинно-следственной связи. Показателем адаптационного подхода выступает эмоциональное состояние личности. Успешный исход связан с аплазией чувства тревоги, если же ситуация обратна и тревожное чувство ощутимо – это процесс неадаптивности, при котором схематичный ряд повторяется до тех пор, пока исход не будет успешным.

Приверженцы второго направления изучения социальной адаптации руководствуются тезисом: адаптация не результат, а цель. Цель адаптации: достичь положительного духовного удовлетворения, в соответствии ценностным установкам социума, не отрицая личностных. В противовес пониманию адаптации как относительное статическое равновесие выдвигается тезис о динамичном воздействии личности на среду и среды на личность. В. Франкл: «Напряжение и состояние тревоги не является чем-то, чего нужно, безусловно, избегать... Здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия»[6]. Т.е. вероятность нарушений в этом подходе возможна и так же процесс повторяется до положительного исхода, но каждая новая попытка переходит на более высокую ступень или на более низкую. Схематичный ряд адаптивного процесса в фокусе динамики выглядит следующим образом: конфликтная ситуация – фрустрация – этапы приспособления. В данном случае конфликтная ситуация возникает на отсутствии баланса между реальностью и личностными потребностями, которые подлежат влиянию фрустрации. К ним относят потребность безопасности, потребность в личном контакте с людьми, принадлежность к какой-либо группе, потребность в социальном одобрении и уважении, потребность в развитии собственных личностных возможностей и др. Итогом конфликта выступает реакция поведения. Эти реакции могут выражаться в двух смыслах: первый– в ограничении, поставленных средой требований, четкое направление на решение конкретных проблем, мотивов и целей; второй – агрессивный настрой, регрессия и т.д. Обе реакции выступают на не осознанном уровне, исключая переживания неприятного характера, но, никак не решая их. Ведущей идеей этого направления является объединение личности и социальной среды.

Еще одно направление изучения адаптации касается идей «когнитивной психологии». Схематичный ряд приобретает следующий вид: конфликтная ситуация – опасность – приспособление. Смысловое содержание предполагает, что взаимодействие личности со средой, с уже имеющейся информацией и приобретаемой информацией, порождает несогласование меж реальной проекцией происходящего и смыслом установок. Это несогласование, или рассогласование (когнитивный диссонанс) выступает в роли опасности. Ощущение опасности подталкивает личность к поиску решения этой проблемы, проявляющегося в абсолютном снятии или возможном уменьшениирассогласования (когнитивного диссонанса). Этот феномен чаще всего мы испытываем в процессе восприятия другого человека.

Поиск снятия или уменьшения когнитивного диссонансом помогает преодолеть неадапцию в нескольких способах:

  1.  личность, взаимодействуя с субъектом, рационально объясняет действия, как свои, так и субъекта;
  2.  личность отбирает информации из всего массива, все, что не есть соответствием поведения субъекта взаимодействия, воспринимается частично или упускается. Целью является воспрепятствие возникновению когнитивного диссонанса, который представляется как угроза или опасность.
  3.  личность,с помощью достижения внутреннего изменения и переконструирования, самостоятельно достигает положительного результата в процессе адаптации. Успех процесса достигается с помощью не отбора информационного массива, а с помощью корректирования установок. Этот процесс сопровождается оценочным изменением реальной картины.

Этот подход характеризуется двумя уровнями: адаптация – неимение опасности, неадаптация – четкое виденье опасности.

Адаптивность или неадаптивность зависит от того, на какие ценности она направлена, т.е. из какого спектра социальных ценностей должен выбрать индивид для ее удовлетворения соответствующий объект-цель. Поэтому также можно говорить об адаптивных и неадаптивных целях и, соответственно, уровнях притязаний личности в тех основных социально-групповых средах, в которых протекают ведущие формы ее активности[5].

Поиск и выбор нужной стратегии («извне», «внутрь» или «комбинация») адаптации – это идеальная цель, при которой необходимо усваивать промежуточные итоги попыток адаптации, корректировать действия и учитывать возможную помощь этого информационного массива в дальнейших попытках субъектно-объектных и объектно-субъектных формах взаимодействия.

Успех социальной адаптации зависит от многих факторов, одним из которых является терпимость, включающая в себе элементы социального и психологического аспектов структуры личности. В ярчайших формах проявляется и работает терпимость, в несогласованных позициях между личностью и установками среды. Высокий уровень социально-психологической терпимости препятствует активному развитию когнитивного диссонанса. Это противостояние предполагает наличие большей вероятности положительного результата адаптации, где не допускается неадаптивность. Речь идет о том, что при определенных отношениях личности и среды когнитивный диссонанс может возникать не постоянно или вовсе может быть исчерпан.

Фактор терпимости имеет две формы: первая – базируется на чувственных ощущениях, т.е. применяются попытки уменьшения чувственных реакций за счет устойчивости и послабления воздействий среды; вторая – на основе личностных контактах в социальной среде, где присутствует предрасположенность к возможным вариантам взаимодействия, но никак не толерантного содержания.

Изучение механизмов социальной адаптации сложная тема, требующая знания многих нюансов, касающихся всех граней проблемы. К сожалению методики, которая охватывает все уровни, нет, но работа ведется. И в скором времени, мы сможем видеть методологию, позволяющую рассмотреть проблему со всех сторон.

Література

  1.  Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – С.-П., 2006. – 528 с.
  2.  Витцлак И. Основы психодиагностики / И.Витцлак // Психодиагностика: теория и практика. М. : Прогресс, 1986. – 205 с.
  3.  Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : [учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений] / Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов. ‒ М. : Академия, 2000. 288с.
  4.  Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методолгии и методики / Л.В. Корель. – Новосибирск : Наука, 2005. – С. 144.
  5.  Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. ‒ С. 20-21.
  6.  Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. ‒ М. : Прогресс, 1990. ‒ 368 с.
  7.  Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности / Н.Е. Шустова. Дис. … канд. cоциол. наук. ‒ Саратов, 1999. – 132 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85314. Традиционное народное жилище: структура, функции 44.65 KB
  Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилищасборноразборной сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия круглого в основания и полусферическим верхом. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток которые определяют размеры и вместимость жилища. Если северная часть считалась почётной то южное пространство примыкающая к двери самая низшая часть жилища. Таким образом круглая юрта оригинальный исторически сложившийся образец жилища идеально...
85315. Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры» 35.12 KB
  Этнология сравнительная дисциплина целью которой является описание культуры а изначально и физических обличий между народами и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов миграции и взаимодействия этносов. Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества. История культуры представляется как непрерывный процесс прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.
85316. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в России 49.9 KB
  Примерно к VI веку в Византии на смену античной языческой картине мира приходит христианская в центре которой страдающий униженный раздираемый противоречиями маленький греховный человек.Бог безусловно центральный образ в новой византийской картине мира: причина бытия источник совершенства и упорядочения мироздания недостижимая цель познания. Меняются представления о космосе о времени и пространстве о ходе истории: на смену представлениям о замкнутых исторических циклах античной картины мира приходит образ телеологического...
85317. Влияние христианства на искусство России 39.75 KB
  Любимейшим чтением русских людей были жития святых называемые также агиографией. Так появились жития первых русских святых Бориса и Глеба Феодосия Печерского Мстислава и Ольги Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений о Борисе и Глебе о Феодосии Печерском был монах Нестор один из составителей Повести Временных лет. Особой любовью у русских людей пользовался сложившийся в XII XIV вв.
85318. Художественно-эстетические аспекты народной художественной культуры 40.37 KB
  Гранина: Зачем нужно искусство речь шла о первобытном искусстве заметил что скорее всего изображения в пещерах создавались не ради самих изображений искусство ради искусства не ради того чтобы изобразить цель охоты а изображали то что боялись[301]. То есть искусство боролось уже не только со смертью но и с бесформенностью с бессодержательностью мира. Лихачева о том что искусство борется даже не с хаосом так как хаос в какойто мере форма существования мира а с хаотичностью[310]. Искусство стремится ввести восприятие в русло...
85319. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов России 32.27 KB
  Естественно что преимущественно можно наблюдать разнообразие народных культур. Но вместе с тем можно говорить и о единстве нородных культур России.Соответственно люди перенимают полностью или частично у друг друга некоторые традиции обычаи и другие культурные особенности.
85320. Характеристика архаического и традиционного общества 38.79 KB
  АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО это общество выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Общество локально. Общество напоминает острова разбросанные в природном океане. Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории включающий в себя и самые ранние первобытные формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями рабо и землевладением всем тем что подпадает под емкое хотя и географически неточное определение К.
85321. Хронотоп в традиционной обрядовой культуре 44.39 KB
  χρόνος время и τόπος место закономерная связь пространственновременных координат[1]. Пространство и время культуры как хронотоп Пространство и время обязательные координаты любых культурных явлений и событий которые всегда происходят гдето и когдато. ввел в культурологию и философию понятие хронотопа которое подчеркивает что пространство и время культуры всегда связаны с субъективными переживаниями меняющимися в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. Вернадского в которой единое пространствовремя связано с...
85322. Проблемы возрождения и сохранения фольклора 41.15 KB
  Подобная точка зрения акцентирует одну сторону традиции связь народного искусства с прошлым его корни древние истоки без которых вообще невозможно понимание этого явления человеческой культуры. Абсолютизируя одну сторону традиции некоторые ученые видят в традициях народного искусства только прошлое и делают вывод о косности отсталости этого искусства отсутствии в нем связей с современностью. Салтыков...