91066

АДАПТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Проблема адаптации представляет собой сложнейший вопрос который рассматривают различные научные отрасли в связи с тем что эта проблема всегда актуальна. Вопрос адаптации многогранен и варьируется на всевозможных уровнях системы социального и несоциального молекулярного индивидуального макро микро и др. Типы процесса адаптации зависят от структурных потребностей и мотив которыми руководствуются индивиды. Изучение проблемы адаптации в контексте истории психологии и социологии...

Русский

2015-07-13

55.32 KB

2 чел.

Баркова А.С.

АДАПТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ

Проблема адаптации представляет собой сложнейший вопрос, который рассматривают различные научные отрасли, в связи с тем, что эта проблема всегда актуальна. Вопрос адаптации многогранен и варьируется на всевозможных уровнях системы «социального» и «несоциального» (молекулярного, индивидуального, макро-, микро- и др.)

Под определением понятия «социальная адаптация» обычно подразумевают: полиэдрический (многогранный) процесс динамического развития индивида, который реализуется в объектно-субъектной и субъектно-объектной формах, при этом основной является пассивное или активное приспособление к существующей среде обитания (социальная среда). Иными словами это и сам процесс, и его результат. Условно можно разделить на типы: первый включает в себя активное воздействие на среду социального, второй – пассивное воздействие, принятие целей и всеобщих ценностных установок и существующих норм. Обоим типам присущ вектор активной направленности. Для первого характерно направление «извне», заключающееся в активном влиятельном процессе на среду обитания (окружения) и приспособлении, сопровождающегося изучением и усвоением приобретенных знаний. Второй характеризуется активной направленностью на личность «внутрь», т.е. личность корректирует и видоизменяет толи один элемент, толи совокупность элементов собственной структуры. Поэтому подлинный процесс приспособления (адаптивности) – это всегда активное действие, имеющего ли внутреннюю направленность, то ли внешнюю. Изменение себя или активное воздействие на среду – это показатель процесса развития личности.

Если для личности невозможно руководствоваться по каким-то причинам этими двумя типами: «активность» и «пассивность», то стоит остаться на их смежном уровне, именуя его комбинированным. В его основе определенный синтез этих типов, с использованием вероятностного подбора успешной стратегии («извне» или «внутрь»). Выбирая стратегию, происходит оценка следующего: 1) требования социальной среды – их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.; 2) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе; 3) цена усилий (физическое и психологическое истощение) при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя.Вне сомнений то, что оценивание критериев (часто или в большинстве случаев) происходит в упрощенном или в свернутом виде, на неосознаваемом, интуитивном уровне[7].

Типы процесса адаптации зависят от структурных потребностей и мотив, которыми руководствуются индивиды. Но есть ещё аспекты зависимости – это индивидуально-психический, социальный и биологический. Например, склонность личности к акцентуациям (эмотивный – характеризуется высокой чувствительностью; гипертимный – часто систематическое приподнятое настроение, при отсутствии особых (внешних, внутренних) причин; педантичный – повышенная потребность к порядку и аккуратности и т.д.).

Изучение проблемы адаптации, в контексте истории, психологии и социологии, двигалось в трех направлениях. Первое направление касается идей взаимодействий личности и среды обитания (социальная среда) с точки психоанализа. К подходам проблематики психоанализа стоит отнести вопросы о психосоматике и психофизике. В этом направлении процесс адаптации выступает как результат, определяющейся относительной статичностью равновесия личностной структуры с условиями внешней среды. Схематичный ряд этого процесса выглядит следующим образом: конфликтная ситуация – опасение – защита. Конфликтная ситуация выступает показателем отклонений личностных потребностей, ограниченных условиями заданных средой. Вытекающим последствием конфликта – опасение, объединяя в себе элементы дисфории (пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии [1]) и тревожного состояния, вызывает реакции на внутренние нарушения, при этом происходи некий анаболизм (обмен) ресурсов личности. Весь процесс варьируется на подсознательном уровне, без учета причинно-следственной связи. Показателем адаптационного подхода выступает эмоциональное состояние личности. Успешный исход связан с аплазией чувства тревоги, если же ситуация обратна и тревожное чувство ощутимо – это процесс неадаптивности, при котором схематичный ряд повторяется до тех пор, пока исход не будет успешным.

Приверженцы второго направления изучения социальной адаптации руководствуются тезисом: адаптация не результат, а цель. Цель адаптации: достичь положительного духовного удовлетворения, в соответствии ценностным установкам социума, не отрицая личностных. В противовес пониманию адаптации как относительное статическое равновесие выдвигается тезис о динамичном воздействии личности на среду и среды на личность. В. Франкл: «Напряжение и состояние тревоги не является чем-то, чего нужно, безусловно, избегать... Здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия»[6]. Т.е. вероятность нарушений в этом подходе возможна и так же процесс повторяется до положительного исхода, но каждая новая попытка переходит на более высокую ступень или на более низкую. Схематичный ряд адаптивного процесса в фокусе динамики выглядит следующим образом: конфликтная ситуация – фрустрация – этапы приспособления. В данном случае конфликтная ситуация возникает на отсутствии баланса между реальностью и личностными потребностями, которые подлежат влиянию фрустрации. К ним относят потребность безопасности, потребность в личном контакте с людьми, принадлежность к какой-либо группе, потребность в социальном одобрении и уважении, потребность в развитии собственных личностных возможностей и др. Итогом конфликта выступает реакция поведения. Эти реакции могут выражаться в двух смыслах: первый– в ограничении, поставленных средой требований, четкое направление на решение конкретных проблем, мотивов и целей; второй – агрессивный настрой, регрессия и т.д. Обе реакции выступают на не осознанном уровне, исключая переживания неприятного характера, но, никак не решая их. Ведущей идеей этого направления является объединение личности и социальной среды.

Еще одно направление изучения адаптации касается идей «когнитивной психологии». Схематичный ряд приобретает следующий вид: конфликтная ситуация – опасность – приспособление. Смысловое содержание предполагает, что взаимодействие личности со средой, с уже имеющейся информацией и приобретаемой информацией, порождает несогласование меж реальной проекцией происходящего и смыслом установок. Это несогласование, или рассогласование (когнитивный диссонанс) выступает в роли опасности. Ощущение опасности подталкивает личность к поиску решения этой проблемы, проявляющегося в абсолютном снятии или возможном уменьшениирассогласования (когнитивного диссонанса). Этот феномен чаще всего мы испытываем в процессе восприятия другого человека.

Поиск снятия или уменьшения когнитивного диссонансом помогает преодолеть неадапцию в нескольких способах:

  1.  личность, взаимодействуя с субъектом, рационально объясняет действия, как свои, так и субъекта;
  2.  личность отбирает информации из всего массива, все, что не есть соответствием поведения субъекта взаимодействия, воспринимается частично или упускается. Целью является воспрепятствие возникновению когнитивного диссонанса, который представляется как угроза или опасность.
  3.  личность,с помощью достижения внутреннего изменения и переконструирования, самостоятельно достигает положительного результата в процессе адаптации. Успех процесса достигается с помощью не отбора информационного массива, а с помощью корректирования установок. Этот процесс сопровождается оценочным изменением реальной картины.

Этот подход характеризуется двумя уровнями: адаптация – неимение опасности, неадаптация – четкое виденье опасности.

Адаптивность или неадаптивность зависит от того, на какие ценности она направлена, т.е. из какого спектра социальных ценностей должен выбрать индивид для ее удовлетворения соответствующий объект-цель. Поэтому также можно говорить об адаптивных и неадаптивных целях и, соответственно, уровнях притязаний личности в тех основных социально-групповых средах, в которых протекают ведущие формы ее активности[5].

Поиск и выбор нужной стратегии («извне», «внутрь» или «комбинация») адаптации – это идеальная цель, при которой необходимо усваивать промежуточные итоги попыток адаптации, корректировать действия и учитывать возможную помощь этого информационного массива в дальнейших попытках субъектно-объектных и объектно-субъектных формах взаимодействия.

Успех социальной адаптации зависит от многих факторов, одним из которых является терпимость, включающая в себе элементы социального и психологического аспектов структуры личности. В ярчайших формах проявляется и работает терпимость, в несогласованных позициях между личностью и установками среды. Высокий уровень социально-психологической терпимости препятствует активному развитию когнитивного диссонанса. Это противостояние предполагает наличие большей вероятности положительного результата адаптации, где не допускается неадаптивность. Речь идет о том, что при определенных отношениях личности и среды когнитивный диссонанс может возникать не постоянно или вовсе может быть исчерпан.

Фактор терпимости имеет две формы: первая – базируется на чувственных ощущениях, т.е. применяются попытки уменьшения чувственных реакций за счет устойчивости и послабления воздействий среды; вторая – на основе личностных контактах в социальной среде, где присутствует предрасположенность к возможным вариантам взаимодействия, но никак не толерантного содержания.

Изучение механизмов социальной адаптации сложная тема, требующая знания многих нюансов, касающихся всех граней проблемы. К сожалению методики, которая охватывает все уровни, нет, но работа ведется. И в скором времени, мы сможем видеть методологию, позволяющую рассмотреть проблему со всех сторон.

Література

  1.  Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – С.-П., 2006. – 528 с.
  2.  Витцлак И. Основы психодиагностики / И.Витцлак // Психодиагностика: теория и практика. М. : Прогресс, 1986. – 205 с.
  3.  Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : [учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений] / Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов. ‒ М. : Академия, 2000. 288с.
  4.  Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методолгии и методики / Л.В. Корель. – Новосибирск : Наука, 2005. – С. 144.
  5.  Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. ‒ С. 20-21.
  6.  Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. ‒ М. : Прогресс, 1990. ‒ 368 с.
  7.  Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности / Н.Е. Шустова. Дис. … канд. cоциол. наук. ‒ Саратов, 1999. – 132 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26002. Натурфилософия Древней Греции. Сущность материализма 29.47 KB
  Жан Жак Руссо .В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейтмотива: культ личности чувствительность культ природы и ощущение социальной несправедливости. Эти Руссо замечает что жизнь человека в этом лучшем из миров не соответствует его подлинной сущности что человек не таков каким он должен быть согласно своей истинной природе но и представляется не тем что он есть на самом деле люди не решаются показаться тем что они есть стало выгоднее притворяться не таким каков ты есть на самом деле. Чем больше накапливаем...
26003. СМО с бесконечной очередью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 23.44 KB
  СМО с бесконечной очередью для пуассоновских потоков. Из СМО с очередью конечной длины можно получить СМО с неограниченной очередью если устремить. Рассмотрим частный случай одноканальной системы с бесконечной очередью
26004. СМО с бесконечной очередью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 30.06 KB
  СМО с бесконечной очередью для произвольных потоков. Рассмотрим случай который можно интерпретировать либо как наличие немедленного обслуживающего прибора интенсивность обслуживания которого растет линейно с ростом числа ожидающих требований либо как систему в которой всегда найдется новый обслуживающий прибор доступный каждому вновь поступающему требованию. СМО типа М М ∞ с бесконечным числом обслуживающих приборов Переходя к равенству: Получаем: Можно выписать искомые решения для pk и N: Условие эргодичности в данном случае также...
26005. СМО с бесконечной очередью и частичной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 60.64 KB
  СМО типа М М m Переходя к решению для pk в соответствии с равенством: Видим что это решение должно быть разбито на две части так как зависимость k от k также имеет две части. Соответственно при k≤m: Аналогично при k≥m: Объединяя результаты получим: Где: Теперь с помощью: Можно выписать решение для p0: И следовательно: Вероятность того что поступающее требование окажется в очереди задается равенством: Таким образом:.
26006. СМО с бесконечной очередью и частичной взаимопомощью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 35.06 KB
  Эта система в строгом смысле является саморегулируемой. Подходящей моделью для описания такой системы является процесс размножения и гибели при следующем выборе параметров: Система является эргодической.
26007. СМО с бесконечной очередью и полной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 32.91 KB
  Каждое вновь поступившее требование подается на свой отдельный обслуживающий прибор однако если требование поступает в момент когда все приборы заняты то оно теряется.
26008. СМО с бесконечной очередью и полной взаимопомощью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 46.78 KB
  Такая модель задается следующим образом: Эта система является эргодической. СМО типа М М ∞ М Для вероятностей pk этой системы из: Имеем: Где биноминальные коэффициенты определяются обычным образом: Определяя p0 получаем: И следовательно: Таким образом: Не составляеет труда вычислить среднее число требований в системе: Используя частную производную получаем:.
26009. СМО с конечной очередью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 76.36 KB
  Длина очереди m число мест в очереди. Если все места в очереди заняты то заявка получает отказ. Если при обслуживании освобождается канал то из очереди переходит очередная заявка на обслуживание; все заявки сдвигаются и вновь поступившая заявка ставится в конец очереди. вероятность того что заявке придется стоять в очереди вероятность очереди: 4.
26010. Понятие системного обслуживания. Классификация 39.96 KB
  Системой массового обслуживания СМО называется любая система для выполнения заявок поступающих в нее в случайные моменты времени. Оптимизация и оценка эффективности СМО состоит в нахождении средних суммарных затрат на обслуживание каждой заявки и нахождение средних суммарных потерь от заявок не обслуженных. Каналом обслуживания называется устройство в СМО обслуживающее заявку. СМО содержащее один канал обслуживания называется одноканальной а содержащее более одного канала обслуживания многоканальной.