91071

Управление образовательным учреждением

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Российская Федерация Управление образовательным учреждением В условиях модернизации социокультурного пространства образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением. Демократизация образования которая проявляется в децентрализации управления делегировании полномочий образовательным учреждениям предоставлении возможности выбирать программы учебники методы и формы педагогической деятельности определять направленность и...

Украинкский

2015-07-10

49.53 KB

1 чел.

Бунева Н.И.,

инспектор отдела образования

Верхнедонской районной администрации

в Ростовской обл.,

Российская Федерация

Управление образовательным учреждением

В условиях модернизации социокультурного пространства, образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением.

Демократизация образования, которая проявляется в децентрализации управления, делегировании полномочий образовательным учреждениям, предоставлении возможности выбирать программы, учебники, методы и формы педагогической деятельности, определять направленность и контингент учащихся, определяет новый стиль взаимодействия между управленцами и исполнителями.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов [1].

Отечественные ученые уделяют огромное внимание вопросам управления образовательными учреждениями разных уровней. Рассматриваются философские, педагогические, экономические и психологические аспекты управления школой. Разрабатываются новые методы и формы, внедряются инновационные подходы к управлению, это работы таких авторов, как В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Ильина, Л.П. Кузина, Н.П. Кузин, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Т.А. Полунина, М.Л. Портнов, П.В. Худоминский, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин, Е.А. Ямбург и др.

Личностно ориентированное обучение учащихся, несомненно, требует личностно ориентированных подходов к управлению образовательным процессом. Установившиеся у большинства руководителей авторитарные формы и методы управления, приводят в противоречия современные требования к осознанию учебно-воспитательного процесса как единой образовательной системы, которая имеет структуру, функции и роли фасилитатора (проводника), предоставляющего возможность самому обучающемуся брать на себе ответственность за качество своего образования. Н.П. Кузькин к числу противоречий отнесит:

  1.  развивающуюся систему научных знаний об инновационных процессах и несоответствие им традиционных форм и методов управления;
  2.  необходимость осуществления инноваций в управлении образовательным учреждением и традиционным содержанием управленческой информации;
  3.  потребность внедрения инноваций в управление и отсутствие необходимого для этого научно-методического обеспечения [1].

Автор считает, что назначение инноваций в управлении современной школой заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители школы могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функционирования образовательных учреждений влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им.

Мы трактуем управление как стимулирующий элемент социальных изменений, как процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей в условиях меняющейся среды. В настоящее время ученые используют термин «менеджмент». Использовать механизмы контроля для управления качеством – важнейший принцип в теории менеджмента.

Одним из важнейших организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного учреждения является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность её коррекции в нужном направлении.

С.Е Шишов, В.А. Кальней рассматривают как один из методов оптимизации деятельности педагогического коллектива по достижению качества образования психолого-педагогический мониторинг. Систематическое отслеживание результатов педагогической деятельности, её коррекция – суть мониторинга. Другими словами мониторинг является одним из методов контроля [2].

Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики её развития. В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто считают специфической информационной технологией.

Следовательно, контролирующая деятельность содержит два основных компонента: информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую, которые должны позволять руководителю в любой промежуток времени знать результаты, характер и направленность воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, управление образовательным учреждением может стать результативным только при условии, если оно будет иметь достаточное информационное обеспечение, следовательно, одной из важнейших управленческих задач руководителя является организация циркуляции информации между управляющей подсистемой и различными звеньями управляемой подсистемы. Инновации в управлении современной школой означают творчески привнесенные изменения в цели, содержание, формы и методы управления, предполагающие совершенствование содержания деятельности педагогического коллектива, как в целом, так и отдельных ее составляющих, результатом внедрения которых является повышение качества образования учащихся.

Литература

  1.  Кузькин Н.П. Инновации в управлении современным образовательным учреждением. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : rusnauka.comNTSB_2006/Pedagogica/4_kuz_kin n.p.
  2.  Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е Шишов, В.А. Кальней : 3-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Пед. о-во России, 2000 ‒ 316 е. : схем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30387. Основы автоматизированного проектирования конструкций и технологических процессов производства РЭС 197.5 KB
  Лекция: Основы автоматизированного проектирования конструкций и технологических процессов производства РЭС окончание Рассматривается сущность системного подхода к проблеме автоматизированного проектирования РЭС. Системный подход к задаче автоматизированного проектирования технологического процесса Системный подход к задачам автоматизированного проектирования требует реализации совместного проектирования технологического процесса ТП и автоматизированной системы управления этим процессом АСУТП. Традиционное раздельное рассмотрение задач...
30388. Системы автоматизированного проектирования (САПР) РЭС 147 KB
  Лекция: Системы автоматизированного проектирования САПР РЭС В лекции приводятся основные определения назначение и принципы систем автоматизированного проектирования САПР. Даются сущность и схема функционирования САПР. Показано место САПР РЭС среди других автоматизированных систем. Рассматриваются структура и разновидности САПР.
30389. Технические средства САПР и их развитие. Требования, предъявляемые к техническому обеспечению 260 KB
  Лекция: Технические средства САПР и их развитие Формулируются требования предъявляемые к техническому обеспечению САПР. Рассматриваются структура и состав технического обеспечения САПР. Основное назначение лекции дать общее представление о техническом обеспечении САПР: предъявляемых к нему требованиях структуре составе и архитектуре 5. Требования предъявляемые к техническому обеспечению Используемые в САПР технические средства должны обеспечивать: выполнение всех необходимых проектных процедур для которых имеется соответствующее...
30390. Основные особенности и достижения глобальной раннеклассовой цивилизации 37.74 KB
  Возникновение частной собственности разделение общества на классы появление социальных институтов Переход от общинной собственности к частной передаваемой по наследству членам своей семьи преодоление принципа уравнительного распределения возможность обособленного присвоения средств и результатов производства – все это вызвало экономический интерес к приумножению собственности на благо отдельной личности а значит открылась возможность повышать производительность труда. социальных групп людей занимавших свое место в системе...
30391. Локальная цивилизация Древнего Египта: развитие и основные достижения 35.11 KB
  Локальная цивилизация Древнего Египта: развитие и основные достижения Эффективное использование благ Нила было невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Моноотраслевая экономика экстенсивное развитие ирригационная система земледелия экономически оправданное рабство труд рабов использовался круглый год; труд на ограниченном легко контролируемом пространстве Политика. Южное направление – экспансия рабы полезные ископаемые развитие ирригации. Северное направление – поддержка и развитие торговых...
30392. Локальная цивилизация Древнего Шумера: развитие и основные достижения 40.75 KB
  На основе этих технологий шумеры пытаются продолжать вести хозяйство на новых землях и строят системы осушения почвы. Обслуживание ирригационной системы неизбежно привело к распространению рабского труда. Аккат Саргон Основные направления политики Саргона и его династии: создание единой ирригационной системы; поддержание постоянной армии 5400 чел. Ирригационные системы шумеров были сложнее египетских но культурных сооружений они оставили меньше.
30393. Локальная цивилизация Древнего Китая: развитие и основные достижения 35.86 KB
  Появление городской цивилизации Шан 1812 вв. В квазигосударстве Шан зарождалась пиктографическая письменность картинки. Основу культовой практики Шан составляло представление о переселении душ. союз племен Чжоу захватывает государство Шан.
30394. Локальная цивилизация Древней Персии (империя Ахеменидов): развитие и основные достижения 34.36 KB
  Рабы участвовали в экономике имели экономическую свободу так как раба не выгодно было иметь лучше продать больше продукции чем кормить его. Знать освобождается от налогов; региональная элита осуществляет экономическое управление в своей области сатрапии; кастовое общество но все социальные группы получают широкую экономическую самостоятельность; поскольку все социальные группы вовлечены в торговлю во внутреннем рынке они вынуждены пользоваться единой денежной системой и становятся зависимы от центральной власти; восточную деспотию в...
30395. Основные особенности и достижения глобальной античной цивилизации 31.46 KB
  Преобладало мелкое хозяйство крестьян и ремесленников в Римской империи создавались крупные рабовладельческие латифундии ремесленные производства. Возникают мировые империи но они недолговечны и быстро распадаются. Наиболее прочная – Римская империи политическое и экономическое верховенство центра–метрополии над провинциями устойчивые торговые связи смешение культур.