91071

Управление образовательным учреждением

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Российская Федерация Управление образовательным учреждением В условиях модернизации социокультурного пространства образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением. Демократизация образования которая проявляется в децентрализации управления делегировании полномочий образовательным учреждениям предоставлении возможности выбирать программы учебники методы и формы педагогической деятельности определять направленность и...

Украинкский

2015-07-10

49.53 KB

1 чел.

Бунева Н.И.,

инспектор отдела образования

Верхнедонской районной администрации

в Ростовской обл.,

Российская Федерация

Управление образовательным учреждением

В условиях модернизации социокультурного пространства, образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением.

Демократизация образования, которая проявляется в децентрализации управления, делегировании полномочий образовательным учреждениям, предоставлении возможности выбирать программы, учебники, методы и формы педагогической деятельности, определять направленность и контингент учащихся, определяет новый стиль взаимодействия между управленцами и исполнителями.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов [1].

Отечественные ученые уделяют огромное внимание вопросам управления образовательными учреждениями разных уровней. Рассматриваются философские, педагогические, экономические и психологические аспекты управления школой. Разрабатываются новые методы и формы, внедряются инновационные подходы к управлению, это работы таких авторов, как В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Ильина, Л.П. Кузина, Н.П. Кузин, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Т.А. Полунина, М.Л. Портнов, П.В. Худоминский, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин, Е.А. Ямбург и др.

Личностно ориентированное обучение учащихся, несомненно, требует личностно ориентированных подходов к управлению образовательным процессом. Установившиеся у большинства руководителей авторитарные формы и методы управления, приводят в противоречия современные требования к осознанию учебно-воспитательного процесса как единой образовательной системы, которая имеет структуру, функции и роли фасилитатора (проводника), предоставляющего возможность самому обучающемуся брать на себе ответственность за качество своего образования. Н.П. Кузькин к числу противоречий отнесит:

  1.  развивающуюся систему научных знаний об инновационных процессах и несоответствие им традиционных форм и методов управления;
  2.  необходимость осуществления инноваций в управлении образовательным учреждением и традиционным содержанием управленческой информации;
  3.  потребность внедрения инноваций в управление и отсутствие необходимого для этого научно-методического обеспечения [1].

Автор считает, что назначение инноваций в управлении современной школой заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители школы могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функционирования образовательных учреждений влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им.

Мы трактуем управление как стимулирующий элемент социальных изменений, как процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей в условиях меняющейся среды. В настоящее время ученые используют термин «менеджмент». Использовать механизмы контроля для управления качеством – важнейший принцип в теории менеджмента.

Одним из важнейших организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного учреждения является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность её коррекции в нужном направлении.

С.Е Шишов, В.А. Кальней рассматривают как один из методов оптимизации деятельности педагогического коллектива по достижению качества образования психолого-педагогический мониторинг. Систематическое отслеживание результатов педагогической деятельности, её коррекция – суть мониторинга. Другими словами мониторинг является одним из методов контроля [2].

Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики её развития. В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто считают специфической информационной технологией.

Следовательно, контролирующая деятельность содержит два основных компонента: информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую, которые должны позволять руководителю в любой промежуток времени знать результаты, характер и направленность воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, управление образовательным учреждением может стать результативным только при условии, если оно будет иметь достаточное информационное обеспечение, следовательно, одной из важнейших управленческих задач руководителя является организация циркуляции информации между управляющей подсистемой и различными звеньями управляемой подсистемы. Инновации в управлении современной школой означают творчески привнесенные изменения в цели, содержание, формы и методы управления, предполагающие совершенствование содержания деятельности педагогического коллектива, как в целом, так и отдельных ее составляющих, результатом внедрения которых является повышение качества образования учащихся.

Литература

  1.  Кузькин Н.П. Инновации в управлении современным образовательным учреждением. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : rusnauka.comNTSB_2006/Pedagogica/4_kuz_kin n.p.
  2.  Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е Шишов, В.А. Кальней : 3-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Пед. о-во России, 2000 ‒ 316 е. : схем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23389. ПОВЕРКА ЭЛЕКРОННОГО АВТОМАТЧЕСКОГО ПОТЕНЦИОМЕТРА КАЛИБРАТОРОМ ИКСУ-2000 68.86 KB
  Уравнение равновесия компенсационной схемы: Ext=RбmRпрIвв–RмIнв Rпр=RRшRп RRшRп; m – доля приведенного сопротивления; Iвв – ток верхней ветви; Iнв – ток нижней ветви; Схема работы ИКСУ2000 В режиме измерений: ЭКРАН Микропроцессорный модуль Цифровая величина Аналоговая величина АЦП ПЭВМ В режиме воспроизведения: Выходные клеммы клавиатура Аналоговая величина АЦП Цифровая величина Микропроцессорный модуль ПЭВМ.
23390. ПОВЕРКА ЭЛЕКТРОННОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИОМЕТРА 69.27 KB
  max=[Δ1;2max EkEн]100 Vприв.max=[E2E1max EkEн]100 γprmax=11.596 εprmax=6.
23391. Исследование метрологических характеристик средств измерений 171 KB
  Относительная погрешность = 05. № Показания приборов Сопротивление R Показания Абсолютная погрешность Относительная погрешность Прямой R' Обратный R'' Прямой Δ' Обратный Δ'' Прямой δ' Обратный δ'' 1 120 6752 6699 6696 053 056 000785 0008294 2 120 6752 6703 6704 049 048 0007257 0007109 3 120 6752 6696 6703 056 049 0008294 0007257 4 120 6752 6699 6704 053 048 000785 0007109 5 120 6752 6699 6705 053 047 000785 0006961 6 120 6752 6698 6704 054 048 0007998 0007109 7 120 6752 6701 6703 051 049 0007553...
23392. ПОВЕРКА ЭЛЕКТРОННОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИОМЕТРА 72.92 KB
  max=[Δ1;2max EkEн]100 Vприв.max=[E2E1max EkEн]100 K=05 Условие: .
23393. Поверка электронного автоматического потенциометра калибратором измерителем ИКСУ-2000 67.73 KB
  Показания образцового прибораСо оС Показания поверяемого прибораСп оС Абсолютная погрешность поверяемого прибора Δ оС Относительная погрешность поверяемого прибора δ Приведённая погрешность поверяемого прибора δpr 0 05 05 025 40 38 2 5 1 80 78 2 25 1 120 1185 15 125 075 160 159 1 0625 05 200 1995 05 025 025 160 1595 05 03125 025 120 119 1 0833333 05 80 785 15 1875 075 40 39 1 25 05 0 05 05 025 Δ=CоСп δ= Δ Со100 δpr= Δ 200100 K=05; δprmax=1 Прибор не удовлетворяет классу точности Δ=fCo δ=fCo...
23394. Поверка автоматического электронного моста 284.18 KB
  моста Ом Абсолютная вариация V Ом прямой ход Rt1 обратный ход Rt2 прямой ход1 обратный ход2 0 46 4561 4556 039 044 005 40 5316 5278 5277 038 039 001 80 60463 5996 5995 0503 0513 001 120 6752 6697 6695 055 057 002 160 7452 7383 7395 069 057 012 200 8143 8075 808 068 063 005 1= Rt– Rt1 2= Rt – Rt2 ...
23395. Исследование метрологических характеристик средств измерений 165.5 KB
  Номер Показания Сопроти Прямой Обратный Прямой Обратный Прямой Обратный № С вление R ход R' ход R'' ход Δ' ход Δ'' ход δ' ход δ'' 1 120 6752 6699 6696 053 056 000785 0008294 2 120 6752 6703 6704 049 048 0007257 0007109 3 120 6752 6696 6703 056 049 0008294 0007257 4 120 6752 6699 6704 053 048 000785 0007109 5 120 6752 6699 6705 053 047 000785 0006961 6 120 6752 6698 6704 054 048 0007998 0007109 7 120 6752 6701 6703 051 049...
23396. ПОВЕРКА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО МОСТА 280.87 KB
  Показания Сопротивление Показания образцового Абсолютная погрешность Абсолютная прибора по градуировоч прибора Ом моста Ом вариация оС ной таблице Ом Прямой R1 Обратный R2 Прямой 1 Обратный 2 V Ом 0 46 4561 4556 039 044 005 40 5316 5278 5277 038 039 001 80 60463 5996 5995 0503 0513 001 120 6752 6697 6695 055 057 002 160 7452 7383 7395 069 057 012 200 8143 8075 808 068 063 05 1= Rt– Rt1 ...
23397. Моделювання систем в середовищі MATLAB + Simulink +Stateflow 540.5 KB
  НАВЧАЛЬНОМАТЕРІАЛЬНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ наочні посібники схеми таблиці ТЗН та інше Діапроектор дидактичні слайди НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Вступ Моделювання систем в середовищі MATLAB Simulink Stateflow Одной из перспективных концепций в явном или неявном виде реализуемой в настоящее время для решения задач анализа и разработки сложных систем является концепция создания универсальной моделирующей среды. Система моделирования реализующая эту концепцию должна отвечать следующим требованиям: четко выделенная модульность структуры;...