91071

Управление образовательным учреждением

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Российская Федерация Управление образовательным учреждением В условиях модернизации социокультурного пространства образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением. Демократизация образования которая проявляется в децентрализации управления делегировании полномочий образовательным учреждениям предоставлении возможности выбирать программы учебники методы и формы педагогической деятельности определять направленность и...

Украинкский

2015-07-10

49.53 KB

1 чел.

Бунева Н.И.,

инспектор отдела образования

Верхнедонской районной администрации

в Ростовской обл.,

Российская Федерация

Управление образовательным учреждением

В условиях модернизации социокультурного пространства, образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением.

Демократизация образования, которая проявляется в децентрализации управления, делегировании полномочий образовательным учреждениям, предоставлении возможности выбирать программы, учебники, методы и формы педагогической деятельности, определять направленность и контингент учащихся, определяет новый стиль взаимодействия между управленцами и исполнителями.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов [1].

Отечественные ученые уделяют огромное внимание вопросам управления образовательными учреждениями разных уровней. Рассматриваются философские, педагогические, экономические и психологические аспекты управления школой. Разрабатываются новые методы и формы, внедряются инновационные подходы к управлению, это работы таких авторов, как В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Ильина, Л.П. Кузина, Н.П. Кузин, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Т.А. Полунина, М.Л. Портнов, П.В. Худоминский, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин, Е.А. Ямбург и др.

Личностно ориентированное обучение учащихся, несомненно, требует личностно ориентированных подходов к управлению образовательным процессом. Установившиеся у большинства руководителей авторитарные формы и методы управления, приводят в противоречия современные требования к осознанию учебно-воспитательного процесса как единой образовательной системы, которая имеет структуру, функции и роли фасилитатора (проводника), предоставляющего возможность самому обучающемуся брать на себе ответственность за качество своего образования. Н.П. Кузькин к числу противоречий отнесит:

  1.  развивающуюся систему научных знаний об инновационных процессах и несоответствие им традиционных форм и методов управления;
  2.  необходимость осуществления инноваций в управлении образовательным учреждением и традиционным содержанием управленческой информации;
  3.  потребность внедрения инноваций в управление и отсутствие необходимого для этого научно-методического обеспечения [1].

Автор считает, что назначение инноваций в управлении современной школой заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители школы могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функционирования образовательных учреждений влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им.

Мы трактуем управление как стимулирующий элемент социальных изменений, как процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей в условиях меняющейся среды. В настоящее время ученые используют термин «менеджмент». Использовать механизмы контроля для управления качеством – важнейший принцип в теории менеджмента.

Одним из важнейших организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного учреждения является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность её коррекции в нужном направлении.

С.Е Шишов, В.А. Кальней рассматривают как один из методов оптимизации деятельности педагогического коллектива по достижению качества образования психолого-педагогический мониторинг. Систематическое отслеживание результатов педагогической деятельности, её коррекция – суть мониторинга. Другими словами мониторинг является одним из методов контроля [2].

Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики её развития. В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто считают специфической информационной технологией.

Следовательно, контролирующая деятельность содержит два основных компонента: информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую, которые должны позволять руководителю в любой промежуток времени знать результаты, характер и направленность воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, управление образовательным учреждением может стать результативным только при условии, если оно будет иметь достаточное информационное обеспечение, следовательно, одной из важнейших управленческих задач руководителя является организация циркуляции информации между управляющей подсистемой и различными звеньями управляемой подсистемы. Инновации в управлении современной школой означают творчески привнесенные изменения в цели, содержание, формы и методы управления, предполагающие совершенствование содержания деятельности педагогического коллектива, как в целом, так и отдельных ее составляющих, результатом внедрения которых является повышение качества образования учащихся.

Литература

  1.  Кузькин Н.П. Инновации в управлении современным образовательным учреждением. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : rusnauka.comNTSB_2006/Pedagogica/4_kuz_kin n.p.
  2.  Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е Шишов, В.А. Кальней : 3-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Пед. о-во России, 2000 ‒ 316 е. : схем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68149. ЛЮТЕРАНСТВО В КОНТЕКСТІ ЗАГАЛЬНОЄВРОПЕЙСЬКОГО ДУХОВНОГО РОЗВИТКУ: ОСОБЛИВОСТІ РЕЛІГІЙНО-КУЛЬТУРНИХ ВІДНОСИН 175 KB
  Науковий інтерес щодо вивчення лютеранства є досить закономірним що пояснюється недостатнім рівнем його висвітлення в нашій країні протягом тривалого часу а також наявністю певних тенденцій відродження духовного потенціалу України на засадах толерантності діалогічності та плюралізму.
68150. Драма-діалог Лесі Українки та діалогічна традиція в європейських літературах 204.5 KB
  Драматичні твори Лесі Українки завдяки своєрідності поєднання в жанрі філософського контексту й драматичної форми дозволяють виділити в них діалогізм філософськоестетичний спосіб мислення та діалогічність здатність до комунікації і окреслити їх поняттям драмадіалог. Творчі пошуки Лесі Українки...
68151. ТРУБНО-ПЕРИТОНЕАЛЬНА БЕЗПЛІДНІСТЬ ТА ДИСГОРМОНАЛЬНІ ЗАХВОРЮВАННЯ МОЛОЧНИХ ЗАЛОЗ 456.5 KB
  Відновлення репродуктивної функції жінок які страждають на безплідність частота якої коливається у межах від 10 до 20 є актуальною медичною та соціальною проблемою В. Тому дисгормональні захворювання молочних залоз ДЗМЗ являють значний інтерес з одного боку як можливий фон для виникнення злоякісного процесу...
68152. ОСНОВОПОЛОЖНІ ПРИНЦИПИ ПРАВА ЯК ІНТЕГРУЮЧИЙ ЕЛЕМЕНТ ПРАВОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ 152 KB
  Протягом багатьох років принципи права є однією з центральних тем у теорії держави і права. В юридичній літературі слушно зазначається, що на підставі та з урахуванням принципів формується вся система права, приймаються юридичні акти, здійснюється правозастосування і тлумачення права.
68153. ЗАХОДИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ВПЛИВУ, ЩО ЗАСТОСОВУЮТЬСЯ ДО НЕПОВНОЛІТНІХ 150 KB
  Така загрозлива тенденція зумовила у свою чергу необхідність пошуку оптимальних шляхів до покращання ситуації зокрема вжиття ефективних заходів адміністративного впливу спрямованих як на виховання так і на попередження адміністративних проступків серед молоді. Так до заходів адміністративної...
68154. ПРАГМАТИКО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ПОЛІТИЧНОГО ДИСКУРСУ США ТА УКРАЇНИ ХХІ СТОЛІТТЯ 948 KB
  Метою дисертаційної роботи є виявлення лексико-семантичних та синтактико-стилістичних типологічних особливостей сучасного українського й американського політичного дискурсу що зумовлює вирішення таких завдань: структурувати дефініції термінів політичний...
68155. КОНЦЕПТУАЛЬНА МЕТАФОРА У КЛІШЕ АНГЛОМОВНОГО НАУКОВОГО ТЕКСТУ 204.5 KB
  Для досягнення цієї мети в роботі вирішуються такі конкретні завдання: зясування ролі метафори у формуванні змісту наукового тексту а також ролі клішеметафор як стилістичного засобу мови науки; визначення основних положень теорії концептуальної метафори у їх взаємозвязку з положеннями попередніх...
68156. ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ВІКОВОЇ ДИНАМІКИ СТРАХІВ У НАВЧАЛЬНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ШКОЛЯРІВ 240 KB
  Динамічний розвиток сучасного суспільства висуває до людини все більш високі вимоги. Для того, щоб бути активним учасником подій, людина має мобілізувати усі сили, як розумові, так і фізичні, що передбачає високий рівень психологічного напруження. Не секрет, що шкільне навчання часто супроводжується виникненням страхів.
68157. ОСНОВИ ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ПІДГОТОВКИ АВІАЦІЙНОГО ВИРОБНИЦТВА СКЛАДНОПРОФІЛЬНИХ ВИРОБІВ НА БАЗІ АНАЛІТИЧНИХ МОДЕЛЕЙ ПРОЦЕСУ ФОРМОУТВОРЕННЯ 13.91 MB
  Виникає необхідність у зміненні підходів до теорії формоутворення. Процеси формоутворення при цьому багато в чому визначаються керівними програмами аналітичними залежностями інтерполяційних функцій законами розгону й гальмування робочих органів обладнання. Крім того шляхом застосування аналітичних моделей...