91071

Управление образовательным учреждением

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Российская Федерация Управление образовательным учреждением В условиях модернизации социокультурного пространства образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением. Демократизация образования которая проявляется в децентрализации управления делегировании полномочий образовательным учреждениям предоставлении возможности выбирать программы учебники методы и формы педагогической деятельности определять направленность и...

Украинкский

2015-07-10

49.53 KB

1 чел.

Бунева Н.И.,

инспектор отдела образования

Верхнедонской районной администрации

в Ростовской обл.,

Российская Федерация

Управление образовательным учреждением

В условиях модернизации социокультурного пространства, образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением.

Демократизация образования, которая проявляется в децентрализации управления, делегировании полномочий образовательным учреждениям, предоставлении возможности выбирать программы, учебники, методы и формы педагогической деятельности, определять направленность и контингент учащихся, определяет новый стиль взаимодействия между управленцами и исполнителями.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов [1].

Отечественные ученые уделяют огромное внимание вопросам управления образовательными учреждениями разных уровней. Рассматриваются философские, педагогические, экономические и психологические аспекты управления школой. Разрабатываются новые методы и формы, внедряются инновационные подходы к управлению, это работы таких авторов, как В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Ильина, Л.П. Кузина, Н.П. Кузин, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Т.А. Полунина, М.Л. Портнов, П.В. Худоминский, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин, Е.А. Ямбург и др.

Личностно ориентированное обучение учащихся, несомненно, требует личностно ориентированных подходов к управлению образовательным процессом. Установившиеся у большинства руководителей авторитарные формы и методы управления, приводят в противоречия современные требования к осознанию учебно-воспитательного процесса как единой образовательной системы, которая имеет структуру, функции и роли фасилитатора (проводника), предоставляющего возможность самому обучающемуся брать на себе ответственность за качество своего образования. Н.П. Кузькин к числу противоречий отнесит:

  1.  развивающуюся систему научных знаний об инновационных процессах и несоответствие им традиционных форм и методов управления;
  2.  необходимость осуществления инноваций в управлении образовательным учреждением и традиционным содержанием управленческой информации;
  3.  потребность внедрения инноваций в управление и отсутствие необходимого для этого научно-методического обеспечения [1].

Автор считает, что назначение инноваций в управлении современной школой заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители школы могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функционирования образовательных учреждений влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им.

Мы трактуем управление как стимулирующий элемент социальных изменений, как процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей в условиях меняющейся среды. В настоящее время ученые используют термин «менеджмент». Использовать механизмы контроля для управления качеством – важнейший принцип в теории менеджмента.

Одним из важнейших организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного учреждения является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность её коррекции в нужном направлении.

С.Е Шишов, В.А. Кальней рассматривают как один из методов оптимизации деятельности педагогического коллектива по достижению качества образования психолого-педагогический мониторинг. Систематическое отслеживание результатов педагогической деятельности, её коррекция – суть мониторинга. Другими словами мониторинг является одним из методов контроля [2].

Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики её развития. В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто считают специфической информационной технологией.

Следовательно, контролирующая деятельность содержит два основных компонента: информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую, которые должны позволять руководителю в любой промежуток времени знать результаты, характер и направленность воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, управление образовательным учреждением может стать результативным только при условии, если оно будет иметь достаточное информационное обеспечение, следовательно, одной из важнейших управленческих задач руководителя является организация циркуляции информации между управляющей подсистемой и различными звеньями управляемой подсистемы. Инновации в управлении современной школой означают творчески привнесенные изменения в цели, содержание, формы и методы управления, предполагающие совершенствование содержания деятельности педагогического коллектива, как в целом, так и отдельных ее составляющих, результатом внедрения которых является повышение качества образования учащихся.

Литература

  1.  Кузькин Н.П. Инновации в управлении современным образовательным учреждением. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : rusnauka.comNTSB_2006/Pedagogica/4_kuz_kin n.p.
  2.  Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е Шишов, В.А. Кальней : 3-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Пед. о-во России, 2000 ‒ 316 е. : схем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44082. РОЗРОБКА МОДЕЛІ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ОБЛІКУ СТУДЕНТІВ У ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 1.26 MB
  Методика віддаленого формування звітів системи управління навчанням Moodle на основі технологій вебсервісів. Цільова установка та загальний напрямок магістерської дипломної роботи: Розширення стандартних можливостей системи управління дистанційним навчанням Moodle за допомогою вебсервісів. Обєкт дослідження: Розробка програмного продукту для автоматичного формування звітів у системі управління навчанням Moodle. Встановлення системи управління навчанням Moodle 2.
44083. Широкомасштабное применение мин в локальных военных конфликтах 77.86 MB
  Выбор робота и миноискателя. Обзор существующих решений Проектирование системы управления роботом. Состав системы управления. Математическое моделирование системы управления. Модель системы управления.
44084. Особенности развития российского рынка гостиничной недвижимости в сегменте апарт-отелей 24.17 MB
  В России, как и в странах Запада, прослеживается тенденция к размещению апартаментов в составе гостиничных комплексов - так называемые апартаменты гостиничного типа. Управление апартаментами в данных комплексах осуществляется гостиничным оператором, постояльцам предлагается широкий спектр сервисных услуг.
44085. Проектирование локальной вычислительной сети предприятия «Строительно-монтажный трест №16» города Новополоцка 1.14 MB
  Преимущества получаемые при сетевом объединении персональных компьютеров в виде внутрипроизводственной вычислительной сети: разделение ресурсов разделение данных разделение программных средств многопользовательский режим. Целью дипломного проекта является проектирование локальной вычислительной сети предприятия Строительно-монтажный трест №16 города Новополоцка. Организация общей локальной вычислительной сети предприятия Строительно-монтажный трест №16 а не существования множества несвязанных сетей подразделений крайне необходима.
44086. Исследование системы частотного регулирования и формирование четкой структуры программирования и параметрирования преобразователя Emotron FDU40-004 9.18 MB
  Наряду с задачами регулирования ПЧ решает задачи защиты блокировки и диагностики электропривода. Безопасность жизнедеятельности это комплексное междисциплинарное научное направление исследующее закономерности сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания и призванное выявлять и идентифицировать вредные и опасные факторы отрицательно влияющие на здоровье человека разрабатывать методы и средства защиты путем снижения вредных и опасных факторов до уровня допустимых значений вырабатывать меры по ограничению ущерба и...
44087. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления оборотным капиталом предприятия (на примере ООО «Нильс-Юг» г. Самара) 6.08 MB
  Организационно-экономическая характеристика предприятия Анализ структуры и динамики имущества предприятия и источников его финансирования Оценка эффективности функционирования предприятия Оценка эффективности управления оборотным капиталом на предприятии ООО НильсЮг
44088. Анализ организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии и определить пути их совершенствования ООО «Олимп» 3.19 MB
  Организация расчетов с покупателями и заказчиками в организации ООО Олимп Организационно-экономическая характеристика ООО Олимп Анализ расчетов с покупателями и заказчиками в ООО Олимп Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации ООО Олимп
44089. Міжпоколінний конфлікт в сімї: соціологічний аналіз 392.5 KB
  Сімя є найважливішою цінністю в житті багатьох людей, що живуть у сучасному суспільстві. Кожен член суспільства, крім соціального статусу, етнічної приналежності, майнового та матеріального становища, з моменту народження і до кінця життя має такою характеристикою, як сімейно-шлюбне стан.
44090. ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 4.42 MB
  В повседневной журналистской практике можно увидеть, что один и тот же объект может иметь различные фактурные данные, которые могут «работать» либо богато и красноречиво, либо бедно и косноязычно. Здесь все зависит от умения репортера видеть и извлекать выразительную пластичность из самой действительности, многочисленных картин жизни.