91071

Управление образовательным учреждением

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Российская Федерация Управление образовательным учреждением В условиях модернизации социокультурного пространства образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением. Демократизация образования которая проявляется в децентрализации управления делегировании полномочий образовательным учреждениям предоставлении возможности выбирать программы учебники методы и формы педагогической деятельности определять направленность и...

Украинкский

2015-07-10

49.53 KB

1 чел.

Бунева Н.И.,

инспектор отдела образования

Верхнедонской районной администрации

в Ростовской обл.,

Российская Федерация

Управление образовательным учреждением

В условиях модернизации социокультурного пространства, образовательной системы России неоспоримо важным звеном в повышении качества обучения является новый подход в понимании роли управления образовательным учреждением.

Демократизация образования, которая проявляется в децентрализации управления, делегировании полномочий образовательным учреждениям, предоставлении возможности выбирать программы, учебники, методы и формы педагогической деятельности, определять направленность и контингент учащихся, определяет новый стиль взаимодействия между управленцами и исполнителями.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов [1].

Отечественные ученые уделяют огромное внимание вопросам управления образовательными учреждениями разных уровней. Рассматриваются философские, педагогические, экономические и психологические аспекты управления школой. Разрабатываются новые методы и формы, внедряются инновационные подходы к управлению, это работы таких авторов, как В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Ильина, Л.П. Кузина, Н.П. Кузин, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, Т.А. Полунина, М.Л. Портнов, П.В. Худоминский, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин, Е.А. Ямбург и др.

Личностно ориентированное обучение учащихся, несомненно, требует личностно ориентированных подходов к управлению образовательным процессом. Установившиеся у большинства руководителей авторитарные формы и методы управления, приводят в противоречия современные требования к осознанию учебно-воспитательного процесса как единой образовательной системы, которая имеет структуру, функции и роли фасилитатора (проводника), предоставляющего возможность самому обучающемуся брать на себе ответственность за качество своего образования. Н.П. Кузькин к числу противоречий отнесит:

  1.  развивающуюся систему научных знаний об инновационных процессах и несоответствие им традиционных форм и методов управления;
  2.  необходимость осуществления инноваций в управлении образовательным учреждением и традиционным содержанием управленческой информации;
  3.  потребность внедрения инноваций в управление и отсутствие необходимого для этого научно-методического обеспечения [1].

Автор считает, что назначение инноваций в управлении современной школой заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители школы могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функционирования образовательных учреждений влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им.

Мы трактуем управление как стимулирующий элемент социальных изменений, как процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей в условиях меняющейся среды. В настоящее время ученые используют термин «менеджмент». Использовать механизмы контроля для управления качеством – важнейший принцип в теории менеджмента.

Одним из важнейших организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного учреждения является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность её коррекции в нужном направлении.

С.Е Шишов, В.А. Кальней рассматривают как один из методов оптимизации деятельности педагогического коллектива по достижению качества образования психолого-педагогический мониторинг. Систематическое отслеживание результатов педагогической деятельности, её коррекция – суть мониторинга. Другими словами мониторинг является одним из методов контроля [2].

Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики её развития. В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто считают специфической информационной технологией.

Следовательно, контролирующая деятельность содержит два основных компонента: информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую, которые должны позволять руководителю в любой промежуток времени знать результаты, характер и направленность воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, управление образовательным учреждением может стать результативным только при условии, если оно будет иметь достаточное информационное обеспечение, следовательно, одной из важнейших управленческих задач руководителя является организация циркуляции информации между управляющей подсистемой и различными звеньями управляемой подсистемы. Инновации в управлении современной школой означают творчески привнесенные изменения в цели, содержание, формы и методы управления, предполагающие совершенствование содержания деятельности педагогического коллектива, как в целом, так и отдельных ее составляющих, результатом внедрения которых является повышение качества образования учащихся.

Литература

  1.  Кузькин Н.П. Инновации в управлении современным образовательным учреждением. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : rusnauka.comNTSB_2006/Pedagogica/4_kuz_kin n.p.
  2.  Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е Шишов, В.А. Кальней : 3-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Пед. о-во России, 2000 ‒ 316 е. : схем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70859. Этика отношений преподавателя и студента 98.5 KB
  Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном расовом религиозном интеллектуальном принуждать студентов делать то что не является предметом изучения его дисциплины.
70860. Обучение студентов и школьников навыкам изучения правовых наук 104.5 KB
  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук. Обучение студентов и школьников работе с текстом книгой Учебный текст как модель представления научных знаний это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить как работать с текстом.
70861. Основные требования к преподавателю общественных дисциплин 89 KB
  Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. Первый использует собственный авторитет свою личность для того чтобы привлечь студентов а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету.
70862. Дискуссия как эффективный метод проведения семинарского занятия по правоведческим наукам 120 KB
  Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки. Роль преподавателя в проведении дискуссии. Приемы и методы проведения дискуссии. Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки.
70863. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин 57 KB
  По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...
70864. Использование семинаров и школьных уроков в преподавании правовых дисциплин 116.5 KB
  Помогает расширить закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса активизировать работу студентов привить им вкус к публичным выступлениям. Иные авторы подчеркивают что неформальная структура семинара дает возможность большему числу...
70865. Методика организации коллективно-творческого дела 18.83 KB
  Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...
70867. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ 38.24 KB
  Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер-умелец это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива например в походе самый опытный турист.