91075

Валютный контроль в Российской Федерации

Реферат

Мировая экономика и международное право

Проанализируйте законодательные акты и нормативные документы и раскройте механизм валютного контроля экспортных операций. в год предпринимаются шаги по усилению валютного контроля. Суть разработанного порядка контроля состоит в том что в единую цепочку завязываются экспортер уполномоченный банк обслуживающий экспортную сделку таможенное учреждение контролирующее вывоз товара Центробанк РФ и его территориальные управления. № 206 О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации МВЭС России было поручено...

Русский

2015-07-13

41.1 KB

0 чел.

Валютный контроль в Российской Федерации

1.Проанализируйте законодательные акты и нормативные документы и раскройте механизм валютного контроля экспортных операций.

Валютный контроль – это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Ввиду значительных размеров незаконной утечки валюты за рубеж, достигающей 20 млрд. долл. в год, предпринимаются шаги по усилению валютного контроля. С 1 января 1994 г. вступила в действие инструкция Центрального банка и Государственного таможенного комитета РФ о валютном контроле. Суть разработанного порядка контроля состоит в том, что в единую цепочку «завязываются» экспортер, уполномоченный банк, обслуживающий экспортную сделку, таможенное учреждение, контролирующее вывоз товара, Центробанк РФ и его территориальные управления.

С 1 января 1996 г. был введен для контроль за движением валюты при совершении импортных операций, имея в виду недопущение перевода валюты за рубеж без соответствующей поставки товаров или услуг. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» МВЭС России было поручено разбираться со всеми случаями неполучения товаров, за которые были переведены валютные средства, или невозврата неотоваренных средств и принимать по ним соответствующие решения.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» установлен новый порядок оформления таких сделок, при котором экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Вывоз товаров при бартерной сделке должен сопровождаться обязательным ввозом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачислением на счета в уполномоченных банках валютной выручки в соответствующих размерах. Контроль за этим возложен на Государственный таможенный комитет и Министерство финансов РФ, а МВЭС России было поручено давать заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение условий бартерных сделок.

Предпринимаются шаги по установлению контроля за пенами при экспорте и импорте, в том числе при бартерных сделках. Такого рода действия осуществляются Государственным таможенным комитетом РФ на основе статей Закона РФ «О таможенном тарифе», в которых речь идет о таможенной стоимости товаров.

Усиливается также контроль за валютными счетами тех российских предприятий, которым разрешено их иметь за рубежом. С 1 января 1994 г. на территориальные органы Центробанка РФ возложено осуществление функций валютного контроля за предприятиями-экспортерами, имеющими разрешение Банка России на открытие счетов в зарубежных банках.

Валютный контроль за экспортными операциями.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями включает сопоставление передаваемых таможенными органами данных о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки. Для этого используется специальный документ валютного контроля — паспорт экспортной сделки. Основой механизма валютного контроля является обязанность экспортера обеспечить зачисление всей валютной выручки от экспортера на свои транзитные валютные счета в уполномоченных банках России в сроки, установленные законодательством.

Со стороны уполномоченных банков и таможенных органов следует выделить несколько этапов контроля за поступлением валютной выручки от экспорта:

- предварительный контроль правильности оформления паспорта сделки и таможенной декларации;

- формирование в Государственном таможенном комитете (ГТК) учетной карточки (УК) валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения идентификации поступившей валютной выручки с последующим обменом и анализом информации по учетной карточке;

- после зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар;

- при поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре ГТК России (ГНИВЦ) по истечении 90 дней со дня экспорта товара производят их анализ с целью выявления нарушителей валютного законодательства и применения к ним соответствующих санкций.

Таможенные органы принимают экспортируемые товары оформлению только в случае предъявления паспорта сделки. Кроме этого, в рамках процедуры валютного контроля в ГТК рассматривают внешнеторговый контракт, оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД) и лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а также зачисления валютных средств на счета в иностранных банках).

На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки. Реестр содержит сгруппированную по уполномоченным банкам по признаку близости сроков информацию об отгрузке товаров на экспорт, а также о суммах и сроках поступления валютной выручки.

Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах, один из которых разделяется банком на учетные карточки, распределяемые по досье клиентов, а второй экземпляр заполняется и отсылается обратно в таможенные органы. В течение десяти дней ее дня выпуска товаров экспортер обязан представить в уполномоченный банк копию ГТД, заверенную таможенными органами.

Банк в свою очередь направляет в таможенные органы в течение трех банковских дней учетные карточки для идентификации сумм, поступающих на счет экспортера в данном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в реестре.

Заполненная экспортером ксерокопия учетной карточки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по счету, скрепляется печатью и представляется в уполномоченный банк, где она проверяется с точки зрения правильности сумм и дат.

Завершив работу с копиями учетных карточек, присланных экспортерами, уполномоченный банк заполняет все графы реестра и направляет его не позднее контрольного срока возврата для дальнейшей обработки в ГНИВЦ с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.

Из ГНИВЦ обработанная информация направляется в таможенные органы, а также по запросам — в Федеральную службу валютного и экспортного контроля, Центральный банк РФ и т. п. для расследования случаев нарушения норм валютного законодательства.

2. Основным инструментом валютного контроля является паспорт сделки. Подготовьте паспорт сделки и соответствующие документы для уполномоченного банка.

Экспортная операция начинается с оформления паспорта сделки, который является базовым документом валютного контроля. Он подписывается экспортером и уполномоченным банком, который берет на себя функцию валютного контроля, а экспортер обязуется осуществлять расчеты по контракту через уполномоченный банк.

Копия паспорта сделки представляется для таможенного оформления. Без этого товар не пересечет границу. На основании паспорта сделки оформляется учетная карточка таможенного валютного контроля. В ней содержится информация об отгрузке товара, о банке, в который должна поступить выручка, и о сроках ее поступления. Учетная карточка направляется в уполномоченный банк. С этого момента контроль за поступлением выручки осуществляет банк, который сообщает экспортеру о поступлении учетной карточки. Банки обязаны вести специальные журналы учета документов по валютному контролю. В строго установленный срок уполномоченный банк должен вернуть заполненную карточку в таможенный комитет, где ее данные вводятся в вычислительный центр. На основе данных таможенных органов и банка выясняется, когда ушел груз из России, поступила или нет выручка и соответствует ли полученная сумма стоимости отгруженного товара. Информация представляется в органы валютного контроля: Правительство, Центробанк, Государственный таможенный комитет РФ, а также в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

3. Каковы будут Ваши действия, если в контракт, на основании которого составлялся паспорт сделки, были внесены изменения и дополнения?

Я считаю, что в том случае, если меняются условия контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, Банк России как орган валютного контроля должен изменить паспорт сделки, т.к. в контракт были внесены изменения и дополнения. В противном случае паспорт сделки будет считаться недействительным, т.к. он не соответствует контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки.

4. На транзитный счет поступила выручка от экспорта, но меньше суммы, указанной в грузовой таможенной декларации. Какими, на Ваш взгляд, должны быть дальнейшие действия организации? Составьте документы, необходимые для представления в уполномоченный банк.

Я считаю, что если на транзитный счет поступила выручка от экспорта меньше суммы, указанной в грузовой таможенной декларации, то эта операция считается сокрытой выручкой.

Сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются суммы, выплаченные гражданам в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидента и т.п.) из выручки, полученной предприятием от реализации товаров за иностранную валюту, до сдачи ее в уполномоченный банк. Сокрытой также считается выручка, полученная резидентом при реализации от своего имени товаров, ранее ввезенных по договорам консигнации и договорам о совместной деятельности, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории России.

В данном случае за сокрытую выручку на предприятие налагаются санкции, предусмотренные налоговым законодательством, включая взыскание всей суммы сокрытого дохода в иностранной валюте.

Однако если наложение штрафов за сокрытие валютной выручки способно вызвать резкое ухудшение финансового состояния предприятия, влекущее за собой длительное приостановление его производственной деятельности или его банкротство, то налоговым органом может быть принято решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате штрафов. Ходатайства о полном или частичном освобождении от уплаты штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках налоговыми органами не рассматриваются.

Требование об уплате штрафа с указанием срока его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания направляется кредитной организации в форме предписания. Если кредитная организация не выполнит в установленный срок предписание, взыскание штрафа может осуществляться в судебном порядке.

Размер штрафа устанавливается конкретным нормативным документом. Решение о применении санкции в виде взыскания штрафа с кредитной организации не принимается при наличии у нее (на момент принятия решения) отрицательного капитала и отсутствии средств на корреспондентских счетах, открытых в РКЦ и других кредитных организациях в национальной валюте. В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия.

Ограничение проведения операций обычно применяется в случае многократного (свыше двух раз) совершения нарушений в течение 180 календарных дней после обнаружения органами валютного контроля первого нарушения. Оно может быть введено на срок до шести месяцев в зависимости от характера нарушения. Ограничение вводится предписанием Банка России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28689. Изменение в государственном строе России в результате первой русской буржуазной революции. Новые избирательные законы 13.43 KB
  Изменение в государственном строе России в результате первой русской буржуазной революции. Основным событием явилось создание представительного органа Государственной думы. был подписан Манифест об учреждении Госной думы. В законе указывалось что она формируется для предварительной разработки и обсуждения законопроектов коте в дальнейшем должны поступать в Госный совет.
28690. Государственные Думы и их классовый состав. Обсуждение аграрного вопроса на них 13.76 KB
  Государственные Думы и их классовый состав. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце СанктПетербурга. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов 42 подписи и от депутатов трудовой группы Думы 104 подписи. Трудовики требовали для обеспечя крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных удельных монастырских и частновладельческих земель превышающих трудовую норму введение уравнительнотрудового землепользя объявления политой амнистии ликвидации Госного...
28691. Столыпинская аграрная реформа и ее сущность 12.71 KB
  Столы́пинская агра́рная рефо́рма реформа крестьянского надельного землевладения в России проходившая с 1906 по 1917 гг. укрепление Крестьянского банка принудительное землеустройство законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911 и усиление переселенческой политики перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности Сибирь Дальний Восток и Степной край как средство внутр. колонизации были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья интенсификацию хозной деятсти...
28692. Российская империя в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) 13.05 KB
  Российская империя в годы первой мировой войны 19141918 гг. В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров так и председателя Совета министров. Еще в начальный период войны патриотический подъем вызвал создание Всероссийского земского союза помощи раненым и Всероссийского союза городов.
28693. Изменение в государственном аппарате России в годы первой мировой войны: особые совещания, военно-промышленные комитеты, из роль и значение 13.13 KB
  Изменение в государственном аппарате России в годы первой мировой войны: особые совещания военнопромышленные комитеты из роль и значение. В качве новых форм управления промышленностью и капиталами были созданы военнопромышленные комитеты в задачи которых входило распределение военных заказов установление внутренней и внешней ценовой политики. было образовано более 200 областных и местных военнопромх комитетов во главе котх стоял Центральный военнопромышленный комитет. В состав Центрго военнопромго комитета входили представители...
28694. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Установление двоевластия, его причины и сущность 13.63 KB
  Инициатива создания Советов исходила снизу от народа но позднее их возглавила социалистическая партия. Избранный Петроградский Совет возглавил систему Советов коте позже составили конкуренцию ВП. Советы возникали по всей стране в городах селах гарнизонах воинских частях на основе выборов проходивших на съездах Советов. Исполнитми органами Советов являлись испные комитеты волостные уездные губернские.
28695. I Всероссийский съезд Советов: состав и основные вопросы, рассмотренные на нем 11.63 KB
  I Всероссийский съезд Советов: состав и основные вопросы рассмотренные на нем. Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд по расчетам большевиков должен был официально признать и легализовать захват власти Советами.
28696. Конец двоевластия и установление единовластия Временного правительства. Антинародная политика Временного правительства. Провозглашение России Республикой. Центральные и местные органы власти и управления 13.46 KB
  Конец двоевластия и установление единовластия Временного правительства. Антинародная политика Временного правительства. Центральные и местные органы власти и управления. На 1 съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была принята резолюция о сотрудничестве с Временным праввом.
28697. Политическая и законотворческая деятельность Временного правительства по основным социально-политическим и экономическим проблемам страны 13.75 KB
  правво принимает ряд правовых актов значительно расширяющих демократиче права и свободы граждан. В марте принимается постановление О кооперативных товариществах и их союзах возникающих без особого разрешения правитвенной власти. Вместе с тем правво отказывся от некотх чрезвычх мер запретив аресты без суда и ограничив число областей объявленных на военном положи постановле О лицах арестованных во внесудом порядке.