91083

XVIII век в мировой и российской истории

Реферат

История и СИД

Петр Первый: преобразование традиционного общества в России. В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Петр 1672-1725 гг. Выбор пал на десятилетнего Петра не по годам развитого и живого ребенка.

Русский

2015-07-13

50.59 KB

0 чел.

XVIII век в мировой и российской истории

1. Петр Первый: преобразование традиционного общества в России.

2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

1.

В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. На рубеже XVII-XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразований. В экономике страны, политическом строе, системе и функциях органов власти, в классовой и сословной структуре населения, в культуре произошли изменения, которые создавали предпосылки для реформ и выдвигали их на повестку дня.

Интересы дворянства и растущего купечества требовали завоевания выходов к незамерзающим морям, удобных торговых путей, расширения дворянского землевладения за счет присоединения новых территорий – богатых и плодородных земель на юге, в Причерноморье и Прикаспии. Это отвечало нуждам и мануфактурного производства.

Особенно важно было для России продвинуться вперед именно в то время, когда страны Западной Европы сильно укрепились и стали на путь колониальных захватов. Надо было защитить себя от возросшей военной мощи более развитых стран Запада посредством создания регулярной армии и флота. Россия должна была перестроить свой государственный аппарат – он устарел и не отвечал потребностям времени.

Петр (1672-1725 гг.) родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. Еще в царствование Федора Алексеевича при дворе образовались две группировки: во главе одной стояла умная и энергичная царевна Софья, а другую возглавляла царица Наталья Кирилловна. Софья опиралась на родственников первой жены Алексея Михайловича – бояр Милославских.

В связи со смертью бездетного царя Федора Алексеевича встал вопрос о выборе преемника. Юридические права были на стороне старшего годами Ивана Алексеевича, но он был болезненным и неспособным к управлению. Выбор пал на десятилетнего Петра, не по годам развитого и живого ребенка.

Вступление на престол Петра вызвало негодование среди Милославских. Они воспользовались недовольством стрельцов и подняли мятеж против Нарышкиных и потребовали, чтобы царствовали оба брата – Иван и Петр, а управление по молодости их находилось у царевны Софьи. Во время правления Софьи Нарышкины были отстранены от власти.

Петр рос в подмосковном селе Преображенском, где проводил время в военных забавах и из своих сверстников формировал потешные отряды, на базе которых потом возникли Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии станут гвардейскими частями.

Отношения между Софьей и Петром обострялись из года в год и к лету 1689 года стали такими, что открытое столкновение стало неизбежным. В ночь на 8 августа 1689 года Петру донесли, что будто бы Софья готовит стрельцов к походу на Преображенское. Позже выяснилось, что слух был ложным, но перепуганный известием Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру, куда вскоре прибыли потешные войска. Назревала вооруженная борьба, к которой, однако, стрелецкие полки, поддержавшие вначале Софью, не были склонны и один за другим переходили на сторону Петра. Софья оказалась без вооруженной поддержки, и ее заточили в Новодевичий монастырь. На престоле утвердился Петр, с именем которого связано превращение России в империю, могучую военную державу.

Первым шагом правительства, возглавляемого Петром, была внешнеполитическая акция – Азовские походы (1695-1696 гг.). Взятие Турецкой крепости Азова открыло доступ России к Азовскому морю и позволило приступить к более широкому строительству военно-морского флота. Занятие Азова, однако, не обеспечивало еще выхода к Черному морю, надлежало овладеть Керченским проливом. С целью лучше узнать расстановку сил и укрепить союз европейских государств против Турции в Европу было организовано так называемое «великое посольство», в ходе которого Петр убедился, что сложилась благоприятная политическая ситуация для борьбы за Балтику.

Поэтому основной задачей политики России после Азовских походов стало овладение берегами Балтийского моря, находившегося во власти шведов. Поворот во внешней политике России нашел выражение в союзе Петра Первого с саксонским курфюрстом Августом, занимавшим тогда польский престол, и с датским королем для борьбы со Швецией (Северный союз).

В тоже время начинаются преобразования внутри страны. В проведении реформ было два периода: первый из них включает Полтавскую битву и ближайшие 4-5 лет после нее, ко второму периоду относятся все остальные годы царствования Петра.

Центральным событием первого периода была Северная война. Задачам мобилизации ресурсов для победы над сильным противником были подчинены начальные преобразования. Во второй период военные действия были перенесены на вражескую территорию, и дальнейшие реформы проводились с большей планомерностью.

С 1699 года правительство переходит к новой системе комплектования вооруженных сил - набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных войсках, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов. Это был важный шаг к укреплению оборонной мощи страны.

В плане экономической подготовки к войне следует рассматривать проведение в 1699-1700 гг. первой городской реформы. Указом 1699 года в Москве создавалась Бурмистерская палата, вскоре переименованная в Ратушу, в остальных городах – земские избы. Это были органы городского самоуправления, не подчинявшиеся воеводам на местах и приказным учреждениям в центре. Но главная ее цель состояла в превращении Ратуши и земских изб в ответственных сборщиков таможенных и кабацких денег. Как только в связи с проведением губернской реформы 1708-1710 гг. уменьшилась потребность в финансово-административных услугах купечества, правительство подчинило органы городского самоуправления областной администрации.

В 1708-1710 гг. правительство провело областную реформу. Ее сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. Страна была поделена на 8 губерний во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. Губернии делились на провинции, а последние – на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников.

Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, т.к. ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации, исчезли областные приказы.

Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота – все это привело к увеличению объема работы ведомств. Было ясно, что старые структуры управления не справляются с новыми задачами.

Оформление идей нового государственного аппарата и их осуществление относится к концу 10-х – началу 20-х годов XVIII века. Петр I исходил из мысли, что все беды в обществе происходили от несовершенства структуры государственного аппарата. Стоило его организовать на разумных началах, и все изменится к лучшему. Считая так, император, по сути, излагал взгляды европейских ученых, поскольку идея о человеческой, а не богоданной природе государства нашла отражение в творениях философов Спинозы, Бэкона, Локка, Лейбница. С Лейбницем Петр I состоял в переписке, хорошо знал труды государствоведов. Их концепции, несомненно, влияли на деятельность великого реформатора.

Ключевое положение в государственной системе занял Сенат. В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости. Сенат подготавливал новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота, сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. За время своего царствования Петр I неоднократно реорганизовывал Сенат, стараясь сделать его работу наиболее эффективной.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями – коллегиями. В 1717 году царь издал ряд указов, поставив дело организации коллегий на практические рельсы: он определил число коллегий, назначил в каждую из них президента и вице-президента. Коллегиальная система не устранила ни произвола, ни волокиты, о чем мечтал Петр I, но два преимущества над приказами эта система имела: во-первых, в основе коллегиальной системы лежало четкое разграничение сфер управления, что отсутствовало в приказном строе; во-вторых, власть коллегий распространялась на всю территорию. В итоге достигалась высокая степень централизации государственного аппарата.

В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал-прокурора. Ему было поручено «накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений. Первым генерал-прокурором Сената был Петр Ягужинский, человек деятельный и властный, сумевший придать своей должности высокий престиж.

Во главе коллегий были поставлены представители русской знати и выдвинувшиеся при Петре I крупные чиновники, государственные деятели: А.Д. Меншиков, Я.В. Брюс, Г.И. Головкин, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин и др.

В 1720 году в Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший городскими магистратами. Городское население было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К «нерегулярным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регулярные» делились на две гильдии: в первую входили купцы и промышленники, во вторую - мелкие торговцы и купцы. Правом избирать местные магистраты пользовались только «регулярные» граждане. Таким образом, в социальном строе русского общества начали складываться элементы буржуазии. Они получили сословную организацию с весьма существенными привилегиями, отгораживавшими ее от «подлого» народа (крестьян, простых горожан).

Вторая областная реформа (1719 г.) сделала основной единицей административного управления провинцию, более мелкую, чем губерния. Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернатора остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями.

Одним из наиболее сложных и важных государственных преобразований являлась церковная реформа Петра I. Большинство историков, как дореволюционных, так и современных считают, что главная цель реформы состояла в том, чтобы подчинить церковь абсолютистскому государству, а основным средством, с помощью которого эта цель достигалась, была ликвидация патриаршества и замена его Синодом. Петр не забыл той строптивости, которую в годы правления его отца проявлял патриарх Никон, и, чтобы исключить возможность подобных рецидивов, решил заменить патриархальное церковное управление коллегиальным. С 1721 года управление церковью было сосредоточено в Синоде. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник-обер-прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата. Это означало для русских людей потерю духовной альтернативы государственной идеологии.

Не менее важным, чем организация коллегий, Петр I считал составление уставов и регламентов, которыми должны руководствоваться в своей работе должностные лица. Он стремился к созданию целой иерархии регламентов. Среди них выделялся своей значительностью Генеральный регламент (1719-1724 гг.), содержавший принципы работы бюрократических учреждений. Эти общие принципы развивались и детализировались в регламентах отдельных учреждений, а работа каждой категории чиновников, численность которых за время реформ увеличилась в 3-4 раза, определялась своей инструкцией.

Личное участие в законодательстве - особенность деятельности Петра I. И это объясняется беспредельной верой царя в силу указов. Подданных, по мнению Петра I, надо было наставлять во всем – от их хозяйственных дел до удовлетворения духовных запросов, от наблюдения за их внешним видом до семейной жизни. Отсюда непрерывный поток указов, неисполнение которых жестоко каралось. В одних, как заметил А.С. Пушкин, царь проявлял обширный ум, в других – жестокость и своенравие.

К указам, в которых проявлялся обширный ум Петра, относится «Табель о рангах», вводившая новый порядок продвижения по службе. Каждый чиновник, будь то на гражданской или военной службе, должен был в зависимости от своих способностей продвигаться по службе по 14 ступеням, начиная от низшего, 14 ранга (прапорщик на военной службе и коллежский регистратор на гражданской) до первого – адмирал и канцлер. «Табель о рангах» представляла возможность получить дворянство выходцам из «подлых» сословий. Чиновник, достигнув 8-го ранга, становился дворянином. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги.

В течение всей своей жизни Петр I продолжал строить новую армию. Рекрутские наборы, впервые проведенные в 1699 году, стали основным источником пополнения армии. При Петре I было проведено 53 рекрутских набора. К 1725 году полевая армия (пехота, кавалерия, артиллерия) насчитывала около 130 тысяч человек вместо 40 тысяч к началу Северной войны.

Серьезные преобразования под влиянием Запада произошли в духовной сфере. До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали члены посольства и гости (верхушка купечества). Теперь выезд за границу стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 году был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежало к княжеским фамилиям.

Петру хотелось, чтобы русский человек и внешне походил на европейца. Когда царя, на следующий день после приезда из Европы (26 августа 1698 г.) прибыли поздравлять бояре, Петр велел принести ножницы и самолично начал обрезать бороды у шокированных этой выходкой бояр. За бородой пришла очередь одежде. В 1700 году был принят указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья (кафтана), затем предписывалось носить немецкую обувь – сапоги и башмаки.

Воспитание детей тоже было подвержено новым веяниям. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения молодежи. В 1717 году было опубликовано так называемое пособие для дворянина «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», сочинение, составленное в основном из текстов западноевропейских авторов. Дворянин должен был отличаться от окружающих внешним видом, изысканными манерами, образованностью.

Изменилось представление о дворянском досуге. Указом 1718 года были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение. Ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Здесь же наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. Тем самым ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями.

Было введено новое летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Новый год начинался теперь не 1 сентября, а с 1 января, как в европейских странах. При Петре I празднества приобрели светский характер. Победы в сражениях сопровождались торжественным шествием победителей через триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками, тогда как раньше отмечали колокольным звоном, молебном, крестным ходом. Изменения коснулись верхушки феодального общества. Что касается основной массы населения, то его быт практически остался неизменным.

Деятельность Петра I оказала неоднозначное влияние на развитие России. Его царствование сопровождалось развитием крепостничества. Оно было связано с осуществлением грандиозного по масштабам мероприятия – переписи податного населения. До переписи единицей обложения был двор, после переписи – мужская душа. В результате податной реформы доходы государства возросли в 3 раза.

На положении крестьян тяжело отражался рост государственных повинностей. Государство ежегодно привлекало население к разным строительным работам. Десятки тысяч крестьян, согнанных со всех концов страны, строили флот в Воронеже и Таганроге, Петербурге и Казани, рыли каналы, воздвигали крепости и города.

В целях увеличения доходов правительство вводило новые виды сборов. По совету прибыльщиков (так назывались авторы проектов об увеличении доходов казны) были обложены налогами домашние бани, мельницы, введена гербовая бумага, сборы с огурцов, арбузов, с бороды и прочее.

Крупный доход казне принесла денежная реформа, сопровождавшаяся уменьшением количества серебра в монете. Только за три года (1701-1703), в течение которых наиболее интенсивно проводилась чеканка новой монеты, казна получила чистой прибыли свыше 2,8 миллиона рублей. Одновременно в результате монетной операции курс рубля снизился почти вдвое, соответственно поднялись цены на товары.

Показателем развития крепостнических отношений в стране было расширение дворянского землевладения, укрепление феодальной собственности на землю. И одновременно с расширением площади дворянского землевладения расширялись права дворян на землю. Указ о единонаследии 1714 года окончательно оформил начавшееся ранее слияние двух форм землевладения (поместье и вотчина) в одну. Правда, указ запрещал продавать и закладывать поместья и вотчины, вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников. Главная цель указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян служить государству. Указ о единонаследии и «Табель о рангах» упрочили положение дворян в стране и способствовали объединению феодалов в единое сословие, обладавшее определенными привилегиями.

Самыми значительными были новшества и успехи в промышленности. За годы царствования Петра I произошел резкий экономический скачок. Было создано множество металлургических и оружейных заводов, судоверфей и канатных мануфактур, полотняных и суконных производств. Общее их число за четверть века возросло с 15 до 100. Появились новые для страны отрасли мануфактурной промышленности. Страна за эти годы преобразилась и по объему промышленной продукции вошла в число ведущих держав мира, а по выплавке железа заняла второе место.

Некоторые историки обращают внимание на то, что эта форсированная «сверху» индустриализация велась крепостническими методами. Вместо того, чтобы создать отвечающую крупному производству социально-экономическую среду, Петр I еще более усилил феодальные отношения, мешающие предпринимательству. Частным предпринимателям было разрешено скупать целые деревни, население которых превращалось в «посессионных» крестьян, т.е. прикрепленных к заводу или мануфактуре в качестве ее принадлежности и переходящих в случае смены владельца к новому хозяину. Словом, вместо рынка промышленной рабочей силы сформировался слой подневольных тружеников.

Особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его проникновении во все сферы государственной жизни. Такая его роль была обусловлена многими факторами.

Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства страны является накопление денег за счет активного баланса торговли, большого вывоза товаров на чужие рынки и малого ввоза на свой. Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики посредством поощрения одних - «нужных» видов производства, промыслов и товаров и ограничения или даже запрещения других – «неполезных» с точки зрения государства.

Россия достигла успеха в своей меркантилистской политике. Вывоз товаров в 1727 году составлял 4,2 миллиона рублей, а ввоз – 2,1 миллиона. Этому в немалой степени способствовал проникнутый протекционистскими началами таможенный тариф, изданный в 1724 году.

Сильнейшим стимулятором вмешательства государства в экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны. За короткое время была создана государственная промышленность.

Государство резко усилило собственную торговлю, стремясь получить максимальную прибыль. При этом использовало эффективный способ – введение монополии на сбыт товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Это вело к ограничению деятельности купцов, к расстройству свободного предпринимательства.

Таким образом, благодаря преобразованиям, Россия стала сильным европейским государством. Во многом было преодолено технико-экономическое отставание. Однако в экономической характеристике страны решающее значение имела не промышленность и городское население с его более передовым производством, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостными отношениями. Горожан, несмотря на рост городов, насчитывалось по данным первой ревизии около 186 тысяч человек, что составляло всего 3% от общей численности населения. Отсталость проявлялась и во внешнеторговых связях, где главным предметом русского экспорта были не промышленные товары, а сельскохозяйственное сырье. Резко усилился крепостной гнет.

И все же реформы Петра I, несмотря на то, что они проводились на крепостнической основе, дали большой толчок развитию производительных сил страны.

2.

Эпоха Екатерины II (1762-1796 гг.) составляет значительный этап в истории России. Екатерину в действительности звали Софья-Фредерика – Августа, она родилась в прусской Померании, в городе Штеттине, в 1729 году. До восшествия на престол Екатерина 17 лет прожила в России, старательно изучая историю, традиции и обычаи страны. Внешне императрица была привлекательной и слыла прекрасным собеседником.

Период правления Екатерины II называют «просвещенным абсолютизмом». В качестве исторического понятия «просвещенный абсолютизм» («просвещенное царствование») вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. К просвещенным монархам принято относить также Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского. Эти монархи перед Французской революцией 1789 года использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения.

Важной частью внутренней политики Екатерины Второй явилась реформа органов государственного управления. В 1763 году был реформирован Сенат: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат был лишен законодательной власти, за ним сохранились функции контроля и высшего судебного органа. Вся законодательная власть сосредоточилась в руках императрицы, что характерно было для усиливающегося абсолютизма. В 1764 году Екатерина подписала указ о секуляризационной реформе. Церковь лишалась экономической мощи (земля и крестьяне, принадлежавшие духовенству, переходили в государственное владение). Потеряв экономическую независимость и став своеобразным отрядом чиновников, духовенство теряло и политическую власть.

При Екатерине II была реформирована система управления территориями огромной Российской империи. Вместо прежних обширных 23 губерний было образовано 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них от 300 до 400 тысяч душ, губернии делились на уезды по 20-30 тысяч жителей в каждом. Областную администрацию возглавлял наместник или генерал-губернатор, управляющий 2-3 губерниями, во главе которых стояли губернаторы. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. Среди них важнейшим была Казенная палата, ведавшая промышленностью и финансами. К новым учреждениям относился Приказ общественного призрения, в ведении которого находились школы, больницы и приюты, а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Реформа вводила дворянские уездные собрания, на которых избирались предводители дворянства. Областная реформа осуществила давнишнюю мечту дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений.

В рамках проводившейся политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864 г., а введенное ею административно-территориальное деление – до 1917 года.

В первые годы своего правления Екатерина попыталась пересмотреть законодательство Российской империи. Прежнее Соборное Уложение устарело. Сама императрица включилась в законотворческую работу. Двадцать две главы ее «Наказа» – особой инструкции для будущей комиссии по подготовке нового Уложения – давали представление о содержании и характере законов, которые надо было разработать. Екатерина была убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии.

Ей не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности. «Наказ» провозглашал равенство всех граждан перед законом, что противоречило сословным правам и обязанностям, записанным в этом же послании. В первоначальном варианте «Наказа» Екатерина говорила о желательности освобождения крестьян от личной зависимости за выкуп. В опубликованном послании императрица предлагала относиться к крестьянам так, чтобы «своими человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду». Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включавшие заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности.

30 июня 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля открывались заседания комиссии. Каждый депутат имел наказ от группы населения, интересы которой он представлял. Значительная часть дворянских депутатов выступала за расширение прав дворянства и укрепление крепостнических отношений, за монопольное право владения землей.

Наказы горожан тоже не отличались демократичностью. Они претендовали на дворянские привилегии: право владеть крепостными, покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян.

Общими у крестьянских депутатов были жалобы на обременительность подушной подати.

Екатерининский «Наказ» практически не употреблялся депутатами. Полтора года продолжались дискуссии в Уложенной комиссии, но практических результатов ее не было. В конце 1768 года началась русско-турецкая война и под этим предлогом Комиссия была распущена. Хотя очевидна и другая причина: Екатерина поняла, что русское общество не готово для восприятия идей Просвещения.

Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: новый свод законов не был составлен. Но впервые в истории на заседаниях выборного органа обсуждался крестьянский вопрос, звучала критика помещичьего произвола, протесты против несправедливостей в судебных и административных учреждениях. К тому же Екатерина получила реальную картину настроений всех слоев общества и в дальнейшей своей деятельности должна была учитывать претензии, высказанные дворянством и горожанами в Уложенной комиссии.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. «Наказ» издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. В 1785 г. Екатерина издала сразу два документа: Жалованные грамоты дворянству и городам. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтвердила старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами и землей; свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления, право на торговлю и предпринимательство. Дворяне могли служить или не служить по своему выбору, а также наниматься на службу в иностранные государства. Екатерининская эпоха вошла в историю как «золотой» век русского дворянства.

Второй документ – Жалованная грамота городам – завершил устройство городского общества. Это общество состояло из обывателей, принадлежавших, к податным сословиям, т.е. купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине капиталов: лица, имевшие менее 500 рублей капитала были названы мещанами. Ремесленники по разным занятиям разделились на «цехи» по образцу западноевропейских. Появились органы местного самоуправления. На Жалованной грамоте городам лежала печать крепостнических пережитков: деление горожан на сословные группы, предоставление каждой их них привилегий. Хотя освобождение купцов от подушной подати и рекрутской повинности благоприятно отразилось на развитии промышленности.

Был заготовлен проект Жалованной грамоты и для крестьян. Но сопротивление дворянства помешало его утверждению. Более того, правление Екатерины считается апогеем крепостного права. Оно росло не только вширь, но и вглубь, путем расширения власти помещиков над крепостными крестьянами. По указу 1765 года помещики получили право ссылать своих крестьян на каторгу. Через два года крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой наказания. Таким образом, правовое положение крестьян приближалось к рабству. Число крепостных значительно увеличилось.

Более прогрессивным было положение дел в экономической области. Здесь Екатерине Второй удалось в большей степени внедрить в жизнь передовые достижения западноевропейской мысли. Она выступала как сторонница свободной промышленной и торговой деятельности: боролась с торговыми монополиями, отменила откупа.

Итоги 34-летнего правления Екатерины II имели большое значение. Императрица наиболее последовательно и успешно после Петра Великого продолжила модернизацию страны. Россия превратилась в европейское государство, население страны за время ее правления увеличилось в два раза, в четыре раза выросли доходы государства, возникло одиннадцать новых губерний. Именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами. В ней функционировала довольно совершенная для своего времени система государственного управления. Правление Екатерины было ознаменовано расцветом русской культуры, формированием национального самосознания. Вместе с тем за фасадом модернизации скрывались ужасы крепостничества, фаворитизм, взяточничество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие важнейшие задачи встали перед Российским государством на рубеже XVII-XVIII веков?

2. На какие сферы распространилась преобразовательная деятельность Петра? Каким образом были взаимосвязаны проводимые им реформы?

3. Укажите характерные особенности экономического скачка начала XVIII века.

  1. Охарактеризуйте взаимоотношение церкви и власти в XVIII веке.
  2. В чем проявилось своеобразие духовного и культурного развития России в XVIII веке?
  3. В чем суть «просвещенного абсолютизма» Екатерины Второй? Каковы итоги проведенных ею реформ?
  4. Каковы характерные черты абсолютной монархии?
  5. Какие изменения произошли в социальной структуре российского общества в XVIII веке?
  6. Дайте оценку точке зрения Н.М. Карамзина «…Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Какая идея выражена в этих словах?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29471. Признак Даламбера в предельной и непредельной форме 168.98 KB
  При́знак д’Аламбе́ра или Признак Даламбера признак сходимости числовых рядов установлен Жаном д’Аламбером в1768 г. Если для числового ряда существует такое число что начиная с некоторого номера выполняется неравенство то данный ряд абсолютно сходится; если же начиная с некоторого номера то ряд расходится. Признак сходимости д’Аламбера в предельной форме[править] Если существует предел то рассматриваемый ряд абсолютно сходится если а если расходится. Если то признак д′Аламбера не даёт ответа на вопрос о сходимости ряда.
29472. Признак коши (радикальный) 15.45 KB
  Радикальный признак Коши: Рассмотрим положительный числовой ряд .в При признак не дает ответа. Нужно использовать другой признак.
29474. Накочередующиеся ряды, признак Лейбница 18.25 KB
  Теорема Лейбница о сходимости знакочередующихся рядов Признак Лейбница признак сходимости знакочередующегося ряда установлен Готфридом Лейбницем. Формулировка теоремы: Пусть для знакочередующегося ряда выполняются следующие условия: монотонное убывание. Тогда этот ряд сходится.
29476. ЧЕЛОВЕК ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ 152.5 KB
  Проблема приспособления человека к изменившейся социальной среде становится предельно острой и общезначимой в условиях крутых общественных переломов когда практически все общественные слои и группы оказываются перед выбором вынужденного приспособления или самораспада. период перестройки общества и человека оказался более долгим располагал более массированными средствами включая тотальный террор и последствия двух мировых войн притом объектом воздействия оказывался расшатанный ранее тип социального человека. Ориентируясь на идеологию...
29477. ЧЕЛОВЕК НЕДОВОЛЬНЫЙ: ПРОТЕСТ И ТЕРПЕНИЕ 114.5 KB
  Чтобы преодолеть видимый парадокс нужно определить те социальные условия и структуры которые формируют и поддерживают такое сочетание а точнее взаимодействие недовольства и терпения в обществе. или к неэффективности современного социального недовольства фонового констатируют бесспорные факты но не объясняют их. Состояние общественно значимого недовольства возникает как реакция на сравнение то ли с лучшим по крайней мере более спокойным прошлым то ли с неосуществленным светлым будущим точнее с иллюзией такого будущего...
29478. ЧЕЛОВЕК ЛУКАВЫЙ: ДВОЕМЫСЛИЕ ПО-РОССИЙСКИ 150 KB
  Он приспосабливается к социальной действительности ища допуски и лазейки в ее нормативной системе то есть способы использовать в собственных интересах существующие в ней правила игры и в то же время что не менее важно постоянно пытаясь в какойто мере обойти эти правила. Успех этой системы на долгие десятилетия по крайней мере был бы невозможен если бы она опиралась только на массовое принуждение и массовый обман. Практическое отсутствие общеобязательных авторитетов создает многополярную структуру нормативного поля где...
29479. «ЧЕЛОВЕК ОГРАНИЧЕННЫЙ»: УРОВНИ И РАМКИ ПРИТЯЗАНИЙ 107.5 KB
  Стабильность притязаний На протяжении ряда лет данные ВЦИОМ охватывают как реальные так и воображаемые приписанные показатели положения человека: данные о полученном и желаемом нормальном по мнению опрошенных доходе и т. При этом 72 опрошенных считали что они получают намного меньше или несколько меньше чем заслуживают; 19 что они получают столько сколько заслуживают; 8 что получают больше чем того заслуживают. Если бы в распоряжении опрошенных исследование типа Мониторинг март 1997 г. При сходной формулировке...