91084

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА ПУТИ К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ ХIХ ВЕКА

Реферат

История и СИД

С самого начала новый царь прекратил раздачу крестьян в частные руки. Когда один из сановников обратился к Александру I с просьбой о пожаловании ему имения тот ответил что дал обет не увеличивать число несчастных и не давать никому в собственность крестьян.

Русский

2015-07-13

52.21 KB

3 чел.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА ПУТИ К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ ХIХ ВЕКА

  1.  Крестьянский вопрос: этапы решения.
  2.  Реформирование политической системы.

  1.  

В начале ХIХ в. Россия вступила в новый этап своей истории. Перед верховной властью и всем обществом встали вопросы отмены крепостного права и ограничения самодержавной власти, возникло осознание необходимости этих коренных преобразований.

Начало века открыло царствование Александра I (1801-1825), пришедшего к власти в результате последнего дворцового переворота, устранившего его отца Павла I. «Дней Александровых прекрасное начало» (А.С. Пушкин) породило в обществе множество надежд на скорое решение прежде всего крестьянского вопроса.

С самого начала новый царь прекратил раздачу крестьян в частные руки. Когда один из сановников обратился к Александру I с просьбой о пожаловании ему имения, тот ответил, что дал обет не увеличивать число несчастных и не давать никому в собственность крестьян. О некотором смягчении крепостной зависимости можно судить по ряду указов, изданных Александром I. Так, в 1803 г. вышел указ «О вольных хлебопашцах». Он предусматривал выкуп крестьян на волю по обоюдному их согласию с помещиками. К 1825 г. этим правом смогли воспользоваться лишь 0,5% крепостных, поскольку помещики обставляли выкупную сделку рядом кабальных условий (завышали выкупную сумму), не желая терять «капиталистых мужиков». По воспоминаниям А.И. Герцена, отец его друга, один из крупнейших помещиков России Огарев не пожелал отпустить на волю своего крепостного даже за миллион рублей. Ему было выгоднее сохранить такого крепостного в собственности, чтобы получать с его мануфактур огромные доходы в виде оброчных платежей. Однако именно в 1803г. был впервые провозглашен принцип, положенный впоследствии в основу крестьянской реформы 1861 г., - выкуп крестьян на волю.

Принципиальное значение имел указ 1801 г., разрешавший купцам, мещанам, казенным и удельным крестьянам покупать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью наемного труда. Он символизировал начало буржуазного землевладения в России, разрушал дворянскую монополию на землю.

По указам 1808-1809 гг. помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках «в розницу», ссылать их в Сибирь за маловажные проступки, помещиков обязывали кормить своих крестьян в голодные годы.

Начиная с 1816 г. Александр пытался добиться дворянской инициативы в решении крестьянского вопроса. О своей готовности освободить крепостных крестьян заявило эстляндское дворянство. Прибалтийские губернии отличались от остальной России тем, что здесь не существовало крепостного права в его крайних формах, был значительно выше уровень развития товарно-денежных отношений. В мае 1816 г. Александр I утвердил положение об эстляндских крестьянах. В соответствии с ним крестьяне получали личную свободу, но лишались права на землю. Земля переходила в полную собственность помещиков. Из-за запрета на свободное передвижение и выбор рода занятий крестьяне превратились в бесправных арендаторов или батраков. В течение нескольких следующих лет крепостное право было ликвидировано и в других прибалтийских губерниях – Лифляндии и Курляндии. Отрицательные стороны безземельного освобождения крестьян будут учтены в последующем, при разработке крестьянской реформы 1861 г.

Попытки Александра I склонить дворянство русских и украинских губерний к обсуждению проблемы крепостного права никаких практических результатов не дали. Несмотря на это, в 1817-1818 гг. началась работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. Одним из его исполнителей стал граф А.А. Аракчеев, более известный как автор печально знаменитых военных поселений, про которого один из современников сказал, что он из России мечтает построить казарму и поставить фельдфебеля к дверям. Для освобождения крестьян от крепостной зависимости Аракчеев предлагал начать покупку помещичьих имений в казну по добровольному согласию помещиков. Никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Поэтому при принятии данного проекта к исполнению правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018 году.

Работа над проектами освобождения крестьян продолжалась в 1818-1819 гг. Под руководством министра финансов графа Д.А. Гурьева был создан специальный секретный комитет, материалы которого показывают, что авторы проекта предлагали меры, которые могли бы привести к разрушению крестьянской общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа.

Указанные проекты так и остались тайной для общества. Никаких попыток приступить к их реализации или представить на рассмотрение какого-либо официального органа сделано не было. Осуществлению намеченных реформ помешало сопротивление подавляющей части дворянства. Александр понимал, что реформы нельзя провести, не имея прочной опоры в своей социальной среде. А такой опоры у него не оказалось. Александр I был вынужден отказаться от своих замыслов, натолкнувшись на сопротивление консерваторов. Неслучайно современники называли его «коронованным Гамлетом», которого всю жизнь преследовала тень убитого отца.

Николай I (1825-1855) признавал, что крепостное право – это «зло», но отменять его сейчас было бы злом еще большим. Несмотря на то, что в годы его правления произошло более 500 волнений крепостных крестьян, решиться на серьезные преобразования Николай I так и не смог. По словам В.О. Ключевского, все действия Николая I в крестьянском вопросе напоминают танец кота вокруг горшка с горячей кашей. Они лишь смягчали крепостной гнет, но не были обязательными для помещиков.

Самым значимым можно считать указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах», по которому крестьяне могли получить личную свободу и земельный участок в пользование. За это они были обязаны выполнять прежние повинности с условием, что помещик не имеет права увеличивать объем этих повинностей и отнять надел. В соответствии с этим указом в категорию «обязанных крестьян» было переведено 27 тыс. душ мужского пола.

В 1837-1838 гг. проводилась реформа государственной деревни под руководством графа П.Д. Киселева. В соответствии с ней проводилось размежевание земель, для малоземельных крестьян отводились дополнительные наделы, учреждалось крестьянское самоуправление на местном уровне, сберегательные кассы, открывавшие кредит для крестьян, школы и больницы. В результате к середине века экономическое положение государственных крестьян было лучше, чем помещичьих, а система их местного самоуправления послужила образцом для устройства пореформенной деревни.

К. Маркс, которого никак нельзя упрекнуть в симпатиях к Николаю I, считал, что если бы тот прожил дольше, то и он отменил бы крепостное право. Это мнение можно считать справедливым в том отношении, что к середине ХIХ в. созрели объективные предпосылки для освобождения крестьян:

  1.  Помещичье хозяйство, основанное на рабском труде, переживало кризисное состояние, снижалась его эффективность.
  2.  Все острее ощущалось противоречие между быстрым развитием промышленности и феодальными отношениями в сельском хозяйстве (узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, нехватка свободной рабочей силы).
  3.  Рост крестьянских выступлений, которые, по словам В.О. Ключевского, «обострили в Александре чувство боязни за существующий порядок… и помогли почувствовать себя «над вулканом».
  4.  Результатом военно-технического отставания России от передовых западных стран стало поражение в Крымской войне (1853-1856). Это было первое поражение после блистательных побед русской армии в ХVIII – начале ХIХ вв. Поэтому оно сильно задело национальные чувства.

Не менее важными оказались и субъективные факторы, определившие успешное проведение реформ 60-70-х годов ХIХ века. Среди них определяющей была позиция самого императора. Вступив на престол в момент кризиса старой системы, он сумел осознать неотложность преобразований и проявить должную политическую волю к их осуществлению. В своих действиях Александр II опирался на либеральную бюрократию – слой прогрессивно мыслящих чиновников, сформировавшийся в содружестве с либеральными общественными деятелями, литераторами, учеными. Самыми выдающимися среди них были: министр внутренних дел С.С. Ланской, начальник военно-учебных заведений, генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, военный министр Д.А. Милютин, председатель Государственного совета Д.Н. Блудов, глава морского ведомства, великий князь Константин Николаевич и др. Таким образом, в самом аппарате власти появились люди новой формации, способные взять дело преобразований в свои руки. Большое значение сыграл также фактор «оттепели» и «гласности». Эти слова-символы появились в 1856 г. Впервые была снята секретность с разработки реформ, общество вовлекалось в их подготовку, обсуждение и осуществление. Союз верховной власти, либерального чиновничества и передового общества способствовал успеху крестьянской реформы.

Непосредственная подготовка крестьянской реформы заняла 4 года, началась с традиционных подходов, а закончилась новаторским законом. Первое упоминание о предстоящих реформах содержалось в речи императора Александра II перед представителями московского дворянства весной 1856 г. Энергичные попытки организации дворянской инициативы в освобождении крестьян, предпринятые министром внутренних дел С.С. Ланским, успеха не имели. Только виленский генерал-губернатор В.И. Назимов, личный друг императора, обещал уговорить дворянство вверенного ему края выступить с нужной правительству инициативой. В 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В том же году был получен ожидаемый адрес дворянства трех северо-западных губерний с просьбой об отмене крепостного права. По требованию императора Секретный комитет спешно принял ответный Высочайший рескрипт на имя Назимова, в котором излагалась первая правительственная программа реформы. Важность и новизна этого акта заключалась в его гласности. Сразу же он был разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления, опубликован в России и за рубежом. Гласность стала двигателем реформы. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Открылось 46 губернских комитетов по крестьянскому делу, в них участвовало 44 тыс. дворян – владельцев крепостных (40% общего их числа). Так создавался механизм реформы.

Для выработки нового крестьянского законодательства в 1859 г. были созданы Редакционные комиссии из представителей бюрократии и общественных деятелей, ученых, большинство которых поддерживало либеральную программу освобождения крестьян с землей за выкуп. Председателем комиссий был Я.И. Ростовцев, общепризнанными лидерами – Н.А. Милютин, В.А. Черкасский, Н.Х. Бунге. Комиссии подчинялись непосредственно императору, что обеспечивало им самостоятельность по отношению ко всем структурам государственной власти.

В основу крестьянской реформы 1861 г. положена концепция, разработанная либеральным большинством Редакционных комиссий во главе с Милютиным. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, однако были обязаны предоставить крестьянам «усадебную оседлость» за выкуп и полевой надел в постоянное пользование. За пользование землей крестьяне отбывали барщину или платили оброк. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах. Крестьяне имели право выкупить усадьбу. Полевые наделы крестьяне могли выкупить по требованию помещика или соглашению с ним. Для большинства крестьян суммы выкупных платежей оказались колоссальными, они не могли сразу их погасить. Поэтому государство участвовало в процессе выкупной операции в качестве кредитора. Так крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику 20% всего выкупа. После этого все отношения крестьян с бывшим помещиком заканчивались. Оставшиеся 80% суммы выкупа помещикам возмещало государство в форме ценных бумаг под 5% годового дохода. Эту 80%-ую сумму крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет по 6% ежегодно (т.н. выкупной платеж). До полной уплаты выкупа крестьяне находились на временнообязанном положении, то есть они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам (8-12 руб. в год). Лишь в 1907 г. выкупные платежи были отменены. К этому времени крестьяне выплатили 1,5 млрд. рублей – в три раза больше первоначальных расчетов. В результате выкупной операции государством был получен доход около 700 млн. рублей.

Особенностью реформы 1861 г. было сохранение общины. Земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь ее временными пользователями. Ежегодно в общине производилось перераспределение земли между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. Таким образом, надельная земля передавалась крестьянам на правах общинного пользования, а после выкупа – общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но был затруднен. Без согласия общины крестьяне не могли свободно распоряжаться своими наделами, уйти из деревни. Община представлялась законодателям серьезным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и социальным взрывам, облегчала сбор повинностей и платежей.

Вся территория Европейской части России была поделена на три природно-климатические полосы – нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной полосах были установлены «высшая» и «низшая» нормы, в степной – одна норма («указная»). Предполагалось, что если у крестьян размеры наделов будут меньше низшей нормы, то им прирежут часть помещичьей земли. Но чаще было так, что помещики отрезали излишки земли от наделов («отрезки»). В результате после реформы у крестьян оказалось в пользовании земель меньше, чем до 1861 г. Крестьяне потеряли от своих наделов свыше 20 процентов.

Самая радикальная сторона крестьянской реформы заключалась в том, что свыше 20 млн. бывших крепостных получили возможность выйти из рабского состояния. Они были наделены гражданскими правами, то есть могли заключать различные имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия, переходить в другие сословия, менять место жительства, вступать в брак без согласия помещика и т.д. В стране устанавливалось выборное крестьянское самоуправление. Сельские и волостные сходы избирали сельских старост и волостных старшин. Вводился волостной крестьянский суд по имущественным искам и нетяжким преступлениям.

Отмена крепостного права коснулась также удельных крестьян (1863 г.) и государственных крестьян (1866 г.).

Крестьянская реформа стала поворотным пунктом в российской истории. Она означала, что эпоха феодализма заканчивалась, хотя ее пережитки еще долго оставались реалиями хозяйственной жизни страны. Это проявилось в том, что помещики сохранили огромные владения, в то время как половина крестьян получила участки менее трех десятин на хозяйство. На десятилетия крестьяне оказались в экономической зависимости от помещиков и государства из-за отработок и выкупных платежей. Они так и не стали частными земельными собственниками, поскольку общинная собственность не подлежала купле – продаже (рыночному обороту). Общинная форма землепользования сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню.

Вместе с тем, отмена крепостного права стала прогрессивным шагом. Она способствовала развитию новых экономических отношений во всем народном хозяйстве страны и означала перестройку фундамента государственной власти и государственной системы.

  1.  

Важнейшим условием перехода России к индустриальному обществу являлась реформа политической системы, необходимость которой осознавалась уже в начале ХIХ века.

В царствование Александра I был проведен ряд мер по совершенствованию центрального управления. В подготовке и осуществлении многих преобразований этого периода видную роль играл М.М. Сперанский. Он разработал проект ограничения самодержавия и создания в России монархии буржуазного типа. В основу реформы Сперанский предлагал положить буржуазный принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Для этого необходимо было создать два новых органа: Государственную думу и Государственный совет. Дума должна была стать главным законодательным органом и состоять из депутатов всех свободных сословий. Она имела бы право контроля над высшими органами исполнительной власти, издания законов, введения новых налогов и повинностей. В таком виде Дума могла стать аналогом европейских парламентов. Государственный совет был задуман Сперанским как совещательный орган при императоре, состоящий только из дворян.

Высшим судебным органом, по плану Сперанского, должен был стать Сенат. Его состав избирался Государственной думой и утверждался царем.

Высшие сановники посчитали проект слишком радикальным и опасным. В итоге был учрежден только Государственный совет, просуществовавший до конца монархии (1917 г.). Члены Государственного совета не избирались, а назначались царем. За ним осталось окончательное утверждение законов. Таким образом, дальновидный проект Сперанского не получил практического воплощения в жизнь.

В 1802-1811 гг. вместо коллегий были созданы министерства – современные органы центрального управления. Министры назначались и сменялись только царем и несли перед ним персональную ответственность. Добиваясь улучшения работы административного аппарата, Сперанский ввел экзамены для чиновников определенных классов и тех, кто не имел дипломов российских университетов (дипломы европейских университетов не признавались).

Деятельность Сперанского вызвала недовольство дворянства, чиновничества и придворных кругов. Оно вынудило Александра I отправить реформатора в отставку и выслать в Нижний Новгород. Лишь в 1821 г. Сперанский был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и до конца дней занимал высокие посты, сохранив за собой славу «светила российской бюрократии».

К идее конституционного ограничения самодержавной власти Александр I вернулся после русско-французских войн. В 1815 г. он подписал конституцию образованного в составе России Царства Польского. На открытии первого польского сейма в 1818 г. Александр I заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию.

После варшавской речи императора началась работа над проектом первой русской конституции под руководством крупного государственного деятеля того времени Н.Н. Новосильцева. Конституционный проект был готов летом 1820 г. и получил название «Уставная грамота Российской империи». Будучи осуществленной, она оказалась бы одной из самых консервативных в Европе. Основополагающим принципом европейских конституций был суверенитет народа, т.е. признание его источником государственной власти. В проекте русской конституции он был заменен суверенитетом императорской власти. Об этом говорилось четко и лаконично: «Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных».

В проекте конституции провозглашалось создание двухпалатного парламента, без рассмотрения которого монарх не мог бы издать ни одного закона. Император объявлялся главой исполнительной власти, ему же принадлежала законодательная инициатива. Специальная глава проекта была посвящена провозглашению гражданских свобод – свободы слова, печати, вероисповеданий, равенства всех перед законом, неприкосновенности личности, права частной собственности. Конституцией предусматривалось федеративное устройство страны. «Уставная грамота» носила в целом буржуазный характер. Однако Александр I так и не решился на обсуждение и принятие проекта первой русской конституции, как это случилось и с проектами по крестьянскому вопросу.

Период правления Николая I оценивается историками как апогей самодержавия, как консервативный, бюрократический курс (В.О. Ключевский). Николай I проводил политику плотной государственной опеки над политической, экономической, социальной и культурной жизнью страны. Им была создана Собственная Его Императорского Величества Канцелярия с функциями высшего органа управления государством. Особенно большими полномочиями обладало Ш отделение канцелярии, представлявшее собой политическую полицию. Оно собирало информацию о настроениях во всех слоях общества, осуществляло надзор за печатью, за «неблагонадежными» лицами и иностранцами. Во главе отделения стоял граф Н.Х. Бенкендорф.

В 1826-1832 гг. II отделением императорской канцелярии была проведена кодификация законов, то есть систематизация российского законодательства, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая действующими законами. Комиссия под руководством М.М. Сперанского провела гигантскую работу, подготовив 60 томов Свода законов Российской империи. Правда, это была реформа, которая ничего не меняла в основаниях. При Николае завершилось формирование бюрократического аппарата, и он сам вынужден был признать, что Россией правит не император, а столоначальник.

В 60-70-е годы ХIХ в. в России вслед за аграрной реформой были осуществлены преобразования в государственном устройстве страны. Реформы в области местного самоуправления, суда, в военном деле преследовали цель приспособить политический строй России к потребностям капиталистического развития.

В 1864 г. получило силу закона «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления для руководства местным хозяйством, народным образованием, медицинским и ветеринарным обслуживанием, общественным призрением. Политические права земств были ограничены, они не обладали правом законодательной инициативы.

Земские учреждения являлись выборными. Избирательная система земств строилась по буржуазному принципу имущественного ценза, по куриям (собраниям). Первая курия – землевладельческая, составлялась из землевладельцев, имевших 200-800 десятин земли. Вторая курия – городская, в нее входили собственники городских промышленных и торговых предприятий. Третья курия формировалась из представителей крестьянских обществ. Крестьянство впервые было допущено в органы местного самоуправления. Представительство для городских рабочих и ремесленников исключалось. Ведущую роль в земствах стало играть дворянство.

Земские учреждения состояли из земских собраний и земских управ (распорядительные и исполнительные органы). Губернаторы имели право отменять решения земских собраний и управ. Создавался институт земских гласных. Вознаграждения за службу земские гласные не получали. В губернских земских собраниях дворяне составляли свыше 74%, купечество – около 11%, крестьяне – 10%. Вместе с тем в ряде мест, где практически отсутствовало помещичье землевладение, большинство в земских собраниях получили крестьяне (Вятское, Пермское губернские собрания, отдельные уездные собрания Саратовской, Самарской губерний и др.)

В 1865 г. земства были открыты в 19 губерниях, к 1916 г. они действовали в 43 из 94 губерний и областей. Введение земств способствовало развитию хозяйственной и общественно-политической активности в стране, вовлечению в нее более широких слоев населения.

Представительство буржуазии в земствах было ограниченным, в то время как ее экономическое влияние все более возрастало. В этой ситуации стало формироваться земское движение. Это – либерально-оппозиционная общественная и политическая деятельность земских гласных и земской интеллигенции, направленная на расширение прав земства и распространение принципов земского самоуправления на организацию высшей государственной власти.

В реформе административного управления Александр II не сделал того шага, который мог бы превратить ее в «революцию сверху». Таким шагом могло бы стать создание представительных учреждений не только на местном уровне, какими стали земства, но и на уровне общегосударственном. По воспоминаниям министра внутренних дел П.А. Валуева, Александр противился установлению конституции не потому, что дорожил властью, а потому, что считал это преобразование несвоевременным, которое может привести к распаду России. Он полагал, что создание выборного верховного органа откроет клапан для дворянской консервативной оппозиции, недовольной крестьянской реформой. Александр II опасался, что, получив большинство в таком органе, дворяне свернут реформы. 1 марта 1881 г. он назначил заседание правительства для обсуждения проекта «конституции», предложенного генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Он предусматривал созыв в Петербурге временных подготовительных комиссий (наподобие Редакционных комиссий) и Общей комиссии с участием земских представителей. После 20-летнего отрицания идеи общероссийского представительства император был готов принять проект конституции своего министра внутренних дел. Однако через несколько часов Александр II был убит, и либеральные преобразования политической системы были приостановлены.

Составной частью реформ 60-70-х годов стала реформа городского самоуправления (1870 г.). Ее принятие вызывалось потребностями развития городов (их было около 700), преследовало цель создать условия для подъема городского хозяйства и привлечь к работе в органах самоуправления предпринимателей. В отличие от дореформенных сословных городских учреждений новый закон объявлял управление бессословным. В Городовом положении говорилось: «Всякий городской обыватель к какому бы сословию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных». Избирательное право предоставлялось лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали: владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств. Предусматривалась трехразрядная избирательная система. Избиратели делились на три курии (крупных, средних и мелких налогоплательщиков). Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Таким образом, представительство в городских органах самоуправления было основано на буржуазном принципе имущественного ценза, что сильно ограничивало число избирателей. В среднем по 46 крупным городам России избиратели составляли 5,6% от общего числа жителей.

Городские органы самоуправления имели административно-хозяйственные функции: благоустройство города, народное образование, здравоохранение, общественное призрение и др. В этих вопросах они обладали относительной независимостью и самостоятельностью.

Большими полномочиями наделялся городской голова. Он возглавлял и Думу, и Управу, координируя их работу.

Самой радикальной из всех реформ, высот которой мы и сегодня стремимся достичь, была судебная реформа. Она имела в целом последовательно буржуазный характер.

В 1864 г. были утверждены новые судебные уставы. В их основу были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательность сторон, гласность судопроизводства и независимость судей. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Судьи стали несменяемыми и обрели независимость от правительственных чиновников. Была создана особая корпорация присяжных поверенных (адвокатов). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы стало признание равенства всех перед законом. Была значительно упрощена система судебных учреждений.

Судебная реформа способствовала утверждению в России буржуазных порядков, развитию в обществе гражданского самосознания. Поэтому она имела прогрессивное значение.

Либеральные преобразования затронули и армию. В ее модернизации и перестройке по западноевропейским образцам Александр II видел средство повысить авторитет страны на международной арене, поколебленный в годы Крымской войны.

Главная причина военной отсталости России заключалась в феодально-сословной структуре армии. В 1870 г. Д.А. Милютин поставил перед императором вопрос о введении всеобщей воинской службы. Было принято решение разработать новый порядок бессословного призыва в армию и создания при сокращенном сроке службы крупных обученных резервов. Проект закона подвергался критике со стороны тех, кто отстаивал феодальный принцип комплектования войск рекрутскими наборами из податных сословий при сохранении дворянских офицерских кадров. Милютина окрестили «якобинцем».

1 января 1874 г. новый закон был утвержден. Он распространял военную службу на лиц мужского пола всех сословий, достигших 21 года. Срок службы устанавливался в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет. Продолжительность службы сокращалась для лиц, окончивших высшие учебные заведения, гимназии, городские училища. Были установлены многочисленные льготы (вплоть до освобождения от службы) для различных социальных и профессиональных категорий (например, для единственного сына у родителей или единственного кормильца в семье). Реформа военно-учебных заведений открыла доступ к получению офицерских чинов не только для дворян, но и для представителей других сословий.

Таким образом, в 60-70-е годы ХIХ века в России произошли важные политические перемены. Они стали важным шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Вместе с тем эти преобразования были осуществлены при сохранении основ самодержавного строя. Представительный орган, ограничивающий абсолютную власть императора, в России так и не появился. Модернизация государственного строя оказалась непоследовательной и незавершенной.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1.  Какие меры в крестьянском вопросе принимались в первой половине ХIХ в.? Почему тогда не были реализованы проекты отмены крепостного права?
  2.  В чем заключались объективные и субъективные предпосылки крестьянской реформы 1861 г.?
  3.  Каковы основные положения реформы 1861г.? В чем ее историческое значение?
  4.  Какие проекты реформ системы государственного управления разрабатывал М.М. Сперанский? Можно ли их считать «политической мечтой» (В.О. Ключевский) и почему?
  5.  Какие цели преследовали политические «реформы» в эпоху правления Николая I? Почему этот период считается апогеем абсолютизма?
  6.  В чем сущность и значение земской и городской реформ во второй половине ХIХ в.?
  7.  Каковы основные принципы судебной и военной реформ?
  8.  В чем проявилась непоследовательность в модернизации государственного строя России в ХIХ в.?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22839. Спад напруги на реактивних опорах 57.5 KB
  Амплітуда спаду напруги на реактивному опорі визначається частотою коливань  а також величинами опорів C та R чи L. Якщо позначити амплітуду напруги що подається на вхід схеми мал.15 то спад напруги на ємності Амплітудне значення спаду напруги індуктивності де – активний опір котушок індуктивності.
22840. ВИМІРЮВАННЯ КОЕФІЦІЄНТА ПОВЕРХНЕВОГО НАТЯГУ РІДИНИ 271 KB
  Якщо капіляр занурити в рідину рідина підніметься або опуститься в капілярі на деяку висоту над рівнем рідини в посудині. Це явище пояснюється тим що тиск під поверхнею рідини залежить від форми поверхні. В капілярних трубках внаслідок взаємодії молекул рідини з молекулами речовини капіляра поверхня рідини викривлюється.
22841. ВИВЧЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ КОЕФІЦІЄНТА ПОВЕРХНЕВОГО НАТЯГУ РІДИНИ ВІД ТЕМПЕРАТУРИ 912 KB
  У даній роботі досліджується температурна залежність коефіцієнта поверхневого натягу водного розчину спирту від температури за методом Ребіндера. Будують графік залежності коефіцієнта поверхневого натягу води від температури. Потрібні температури в системі досягаються і підтримуються за допомогою термостата опис якого подано нижче.
22842. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ВНУТРІШНЬОГО ТЕРТЯ РІДИНИ МЕТОДОМ СТОКСА 226.5 KB
  В даній роботі коефіцієнт внутрішнього тертя рідини визначається виходячи з даних про швидкість рівномірного падіння кульки в рідині. При падінні кульки в рідині на кульку діє сила тяжіння архімедова сила і сила опору середовища . Внаслідок змочування поверхні кульки рідиною найближчий до кульки шар рідини має швидкість кульки наслідком чого є виникнення градієнта швидкості. Формула Стокса виражає силу опору середовища кульці що рухається в цьому середовищі: 2 де радіус...
22843. Визначення коефіцієнта внутрішнього тертя рідини капілярним віскозиметром 104 KB
  Якщо шари рідини або газу рухаються один відносно одного між ними діють сили внутрішнього тертя. Коефіцієнт внутрішнього тертя рідини або газу можна визначити за формулою Пуазейля 2 яка виражає величину об`єму рідини або газу що протікає за час через капіляр радіуса та довжини за умови що потік ламінарний. Справді якщо взяти дві рідини відповідні величини для однієї з них позначимо індексами ‘0’ а другої ’1’ і визначити час і витікання однакових об`ємів цих рідин...
22844. Визначення коефіцієнта в’язкості газу 1.32 MB
  При ламінарній течії газу по капілярній трубці різні шари газу набувають різної швидкості направленого руху. Розглянемо більш детально течію в’язкого газу по трубці радіуса . Припустимо що потік ламінарний що газ при невеликих тисках нестисливий що течія всановилась і що газ повністю змочує стінки трубки тобто швидкість газу біля стінок трубки дорівнює нулеві.
22845. Визначення вологості повітря 1.2 MB
  Атмосферне повітря має в своєму складі деяку кількість водяної пари що обумовлює вологість повітря. Абсолютною вологістю називається кількість водяної пари що знаходиться в одиниці об'єму повітря. З рівняння стану ідеального газу густину повітря при нормальних умовах можна представити так: пов= 1 позначення загально прийняті.
22846. Визначення коефіцієнта об’ємного розширення рідини 545 KB
  Залежність об’єму рідини від температури виражається рівнянням: а при невеликій точності можна обмежитися виразом: де – об’єм рідини при температурі 0C температурний коефіцієнт об’ємного розширення рідини. Прямим способом вимірювати об’єм рідини при різних температурах для визначення важко бо при цьому змінюється і об’єм посудини в якій знаходиться рідина. Французькі вчені Дюлонг і Пті запропонували спосіб визначення коефіцієнта об’ємного розширення рідини при якому відпадає необхідність вимірювання об’єму рідини.
22847. ОДЕРЖАННЯ І ВИМІРЮВАННЯ ВИСОКОГО ВАКУУМУ 5.3 MB
  Різного роду вакуумні насоси з застосуванням деяких додаткових прийомів дозволяють одержувати тиски домм. Області тисків в яких найбільш раціонально застосовуються вакуумні насоси прийнятих в даний час типів показані на рис. Вакуумні насоси що застосовуються для відкачки газу поділяють на два класи: а форвакуумні насоси які починають працювати з атмосферного тиску і викидають відкачуваний газ прямо в атмосферу. Форвакуумні насоси створюють розрідження порядку мм.