91093

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XI ВВ.)

Реферат

История и СИД

Особенности социальнополитического развития Киевской Руси. Именно он заложил основу норманнской теории происхождения государственности на Руси. Они признают факт призвания иноземных князей но считают что в летописном тексте речь идет не о создании государства на Руси а о появлении варяжской династии в Новгородской земле.

Русский

2015-07-13

51.68 KB

9 чел.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XI ВВ.)

1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности.

2. Особенности социально-политического развития Киевской Руси.

3. Принятие христианства.

1.

Прежде чем ответить на вопрос о том, как сформировалось государство Российское, необходимо понять, кто такие славяне, «откуда есть пошла» Русская земля. Проблема происхождения славян считается одной из главных в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Согласно мифологической версии, народ славянский восходит к младшему сыну Ноя Иафету. В научной же литературе существует множество концепций по данному вопросу, и до настоящего времени он является дискуссионным. Одна из причин этого - отсутствие полноценных письменных источников о славянах до середины VI века н.э.

Согласно Нестору - автору «Повести временных лет» - древнейшей территорией славян были земли по нижнему течению Дуная, откуда они расселились впоследствии. Летописный рассказ о расселении славян с Дуная явился основой дунайской (или балканской) теории происхождения славян. Ее разделяли средневековые авторы, а также такие историки XIX - начала XX вв., как М.Н. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие.

В эпоху средневековья возникла еще одна миграционная теория происхождения славян - скифо-сарматская, согласно которой предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль черноморского побережья на север и осели в южной части Европы.

Современный историк Б.А. Рыбаков пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему германские, балтийские, романские, греческие индийские и другие народы, располагавшиеся на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого Океана до Средиземного моря. Праславянский народ образовался благодаря стихийной интеграции родственных племен. Лингвисты определили, что отделение праславянских племен от индоевропейских произошло около 4-3,5 тысяч лет назад. Родиной славян признается область к северу от Карпат, хотя окончательно вопрос о точных границах её не решен.

В VII веке восточные славяне объединились в племенные союзы, о которых говорит «Повесть временных лет» (поляне, древляне, северяне, полочане, дреговичи, радимичи и другие общности). На стадии существования союзов племен общественный строй восточных славян сохранял демократические черты. Верховным органом племени было собрание (вече) всех его свободных членов, власть вождей еще не была индивидуально наследственной.

Почти два столетия не прекращаются споры ученых о том, кто такой Рюрик и его «варяги», которых русские летописи отождествляют с «Русью».

В 1735 г. профессор Санкт-Петербургской Академии наук Т.З. Байер высказал мнение, что древнерусское слово из летописей – «варяги» – это название скандинавов, давших государственность восточным славянам. Именно он заложил основу норманнской теории происхождения государственности на Руси. Точка зрения Байера нашла поддержку среди таких ученых как Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин и др.

По версии современных норманнистов (В.Я. Петрухин, Р.Г. Скрынников и др.), вклад скандинавского элемента в строительство древнерусского государства был очень высок. Норманны постоянно и активно влияли на характер формирующегося государства.

В дискуссии с норманнистами сложилась антинорманнская школа, на позициях которой стояли М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, многие российские историки (А.Г. Кузьмин, Б.А. Рыбаков, И.П. Шаскольский и др.). Они признают факт призвания иноземных князей, но считают, что в летописном тексте речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле.

Антинорманнисты утверждают, что государственность нельзя экспортировать или импортировать, поскольку она является закономерным результатом внутреннего исторического развития любого общества. Становление государственности – это длительный процесс, связанный с построением соответствующей общественной структуры. Этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод не мог определить его ход. Поставлен вопрос, действительно ли варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи давно обратили внимание на то, что понятие «Русь» встречается в документах, в том числе в «Повести временных лет», безотносительно к эпизоду с призванием варягов. Слово «Русь» было распространено в Европе. Руги, русы - это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии (Reisland) и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами, полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги - это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л.Н. Гумилев считает, что русы - это скорее, племя южных германцев. Однако точных оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы), практически нет.

В последние годы появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревле жили в районе Новгорода, и именно дружина западных славян была приглашена новгородцами.

Многие исследователи происхождение слова «Русь» привязывают к известным топонимам. Чаще всего его выводят из гидронима Рось - названия правого притока Днепра.

Часть историков склонны видеть в термине «рус» социально-экономическую характеристику родовитой части общества. Богатство и связанное с ним более высокое социально-экономическое положение могли давать русам доходы от продажи добываемой на их земле соли. Солеварение было специфическим хозяйственным занятием приильменских славян и именовалось «русским хозяйством». Корень «вар» (от глагола «варити», то есть выпаривать соль) лег в основу синонима названия русов – варяг, то есть солевар2.

Очевидно, что проблема происхождения названия «русь» является очень сложной и не до конца решенной. Предстоит еще большая и углубленная работа в этом направлении как историков, так и лингвистов.

Расходятся мнения специалистов и в вопросе о времени возникновения государства на Руси, что объясняется нечеткостью самого понятия государственности в литературе. Например, И.Я. Фроянов считает, что говорить о государстве можно тогда, когда существуют следующие его главные признаки: размещение жителей по территориальному принципу, существование публичной власти, отделенной от массы народа, взимание податей для содержания княжеской власти. На этом основании историк отказывает Киевской Руси времен князя Владимира Святославича, в праве называться государством.

Большинство исследователей полагают, что возникновение древнерусской государственности относится ко времени после утверждения в Киеве Олега (882 г.). При нем был определен порядок взимания дани на подвластных князю землях, созданы опорные пункты центральной власти в племенных княжениях. Княжение Олега характеризовалось активизацией консолидационных процессов. Он подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами.

Вхождение племенных княжеств в состав государства долгое время было непрочным. Со сменой князя в Киеве часть сильнейших княжеств отпадала от него. Ольге, Владимиру Святославичу приходилось начинать правление с возвращения под власть Киева отпавших племенных княжений. Поэтому первый этап складывания Древнерусского государства можно считать завершенным к середине X века.

Второй этап в развитии государственности Руси начался с мероприятий княгини Ольги по упорядочению системы и норм взимания дани, организации опорных пунктов центральной власти на местах, распространения административной и судебной систем на подвластные Киеву земли (945-957 гг.). Этот этап завершается в начале княжения Владимира (980-1015 гг.), когда племенные княжения окончательно вошли в состав государства и завершился длительный процесс формирования его территории, общество начало приобретать феодальные черты.

Таким образом, возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс образования раннефеодальных государств, протекавший в П-Х вв. в Европе. Призвание варягов в определенной мере ускорило этот процесс.

Отвергая крайности норманнизма и антинорманнизма, согласимся с корректным высказыванием В.В. Мавродина о том, что в IX-X вв. варяги были составным, и далеко не главным, элементом тех сил древнерусского общества, которые создавали государство. Пока не было единой русской державы, норманны на отдельных этапах становились силой, способной навязать древнерусскому обществу свою власть.

2.

В Киевской Руси, как и в других государствах Западной Европы, в X-XI вв. начало складываться феодальное общество.

Древнерусское государство возникло в областях, не входивших в зону античной цивилизации. В отличие от Западной Европы, где феодальное общество формировалось на основе синтеза элементов родоплеменного строя германцев и остатков античных общественных отношений, в славянском обществе феодальные отношения формировались «бессинтезным» путем.

Несмотря на различия, во всех раннесредневековых государствах Европы на начальном этапе развития феодализма непосредственные производители были подчинены государственной власти, а основной формой зависимости крестьян являлись государственные подати. На последующих этапах складывается индивидуальная крупная земельная собственность. В «синтезных регионах» с их традициями частной собственности античности вотчинное землевладение возникало раньше и развивалось быстрее.

На Руси до конца XI в. господствующей формой феодальной собственности на землю была государственная, а главным методом эксплуатации – взимание дани в ходе полюдья, когда киевский князь вместе с дружиной объезжал подвластные ему территории или посылал туда своих наместников. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты – оброка. О реальной феодализации Руси можно говорить лишь со времени, когда возникает индивидуальная земельная собственность – вначале княжеская, а затем боярская.

Экономические отношения в Киевской Руси определили и социальное развитие славянского общества, большая часть которого оставалась свободной.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор – «ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом. После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом.

Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые «страдники»). Были также «обельные» (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».

Исследователи феодализма считают, что двигателем феодализации общества являлось превращение основной массы общинников в крестьян, поглощенных сельскохозяйственным трудом. Это сделало неизбежным возвышение знати, сосредоточившей в своих руках военное дело, суд, управление и власть над народом. Размежевание социальных функций стало основой возникновения начальных элементов государственности.

Прообразами государственных институтов, действовавших на Руси, можно рассматривать такие социальные органы, как вече, князя и дружину.

Дружина могла выполнять как внутренние (по поддержанию порядка), так и «внешнеполитические» функции по защите земель и важнейших путей транзитной международной торговли. Такая система личных связей напоминала вассально-сюзеренные отношения Западной Европы. Однако вначале дружинно-княжеские связи принципиально отличались от них. Личная преданность древнерусских дружинников не закреплялась земельными владениями, что было характерно для западноевропейского средневековья. Древнерусский дружинник не получал за свою службу земельного надела. Дружинники жили на княжеском дворе, в их среде князь считался первым среди равных. В период зарождения древнерусской государственности существовало определенное равновесие сил между властью князя, опиравшегося на дружину, и властью веча, за которым стоял вооруженный народ.

При Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) дружина все более расслаивается, источники различают старших и младших дружинников. Старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. Младшие дружинники («отроки», «гриди») исполняли обязанности чиновников – судебных исполнителей (мечников), сборщиков штрафов (вирников) и др. Таким образом, с зарождением индивидуального феодального землевладения дружинники из административно-военного сословия постепенно превращались в сословие феодалов.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они были обязаны поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной, а их крестьяне обязаны были платить ему дань.

Князь в своих решениях во многом зависел от дружины. Все важнейшие государственные вопросы (о войне и мире, о принимаемых законах) князь решал с дружиной, прислушиваясь к её мнению. Однако и дружина во многом ориентировалась на князя.

Политическая структура Киевской Руси претерпевала определенные изменения. Власть князя постепенно усиливалась. Во время правления киевского князя Владимира Святославича (980-1015 гг.) была проведена важная административная реформа, направленная на политическую консолидацию страны. Смысл её заключался в том, что земли и княжества, где правили зависимые от Владимира местные князья, передавались сыновьям Владимира. Все высшие ступени власти оказались в руках одного княжеского рода, возникло единое государство, различные регионы которого управлялись наместниками киевского князя. Вся полнота власти на местах перешла в руки Владимировичей. При этом сохранялось наследственное право власти. При определении порядка наследования власти постепенно закреплялось право старшинства. Такой принцип соблюдался и в случае перераспределения княжений между сыновьями великого князя киевского после смерти одного из братьев. Если умирал самый старший из них (обычно сидевший на новгородском «столе»), то его место занимал следующий по старшинству брат, а все остальные братья передвигались по «лествице» власти на одну ступеньку вверх, переходя на все более престижные княжения. Такая система организации передачи власти называется «лествичной» системой восхождения князей на престолы3. Этот принцип наследования власти называют также горизонтальным или «очередным порядком княжения» (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский). Он создавал удивительную картину постоянного перемещения княжеской династии по всем городам Руси. Подвижность власти дополнялась подвижностью населения. Эта система существовала до конца XI века. Она не обеспечивала стабильную преемственность власти. Князья готовы были в любой момент покинуть вместе с дружиной свой «стол», а горожане предпочитали решать социально-экономические и политические проблемы с помощью замены или изгнания неугодного князя.

Князья в Древней Руси сохраняли общественно-полезную роль. Они выполняли функции законодателей, военных предводителей, верховного судьи и сборщика налогов. Киевские князья поддерживали дипломатические отношения с другими государствами, регулировали общественные отношения.

Княжеско-дружинная власть в Древней Руси была в определенной степени ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. В IX-XI вв. активно действовало вече, а народные старейшины участвовали в работе княжеской думы.

Вече - один из самых известных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства». По своему происхождению вече – архаический институт, уходящий корнями в недра первобытного строя. В то же время оно претерпевало определеннее изменения. Изменяющейся во времени категорией был и социальный состав веча. Если в древнейший период это было действительное «народное» собрание самых широких кругов взрослых свободных членов племени, то на последних этапах своего существования вече становится представительным органом городов. Теперь, видимо, вече объединяло лишь крупнейших феодалов и не было народным собранием. Это было собрание класса, стоящего у власти.

Вече решало вопросы войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными богатствами территорий, вводило новые денежные сборы, обсуждало законодательство.

На ранних этапах развития государства вечевые собрания существовали повсеместно. Позднее их судьба в разных землях оказалась различной.

Таким образом, основными властными функциями в Древней Руси обладали князь, дружина и вече. При этом еще отсутствовало четкое разграничение полномочий между этими субъектами власти. В рассматриваемый период они находились в состоянии неустойчивого равновесия. В Западной Европе возник феодальный строй, основанный на частной собственности на землю и «вертикальном» принципе наследования власти (от отца к старшему сыну, так называемый майорат). На Руси же появилась своеобразная цивилизация, основанная на общинном владении землей и «горизонтальном» (от старшего брата к следующему по старшинству) принципе наследования власти.

Значительное своеобразие древнерусской цивилизации придавала особая форма христианства (православие) и положение церкви в обществе, о чем пойдет речь ниже.

3.

Важнейшим событием в истории Древнерусского государства явилось принятие князем Владимиром христианства в его православном варианте.

Введение христианства на Руси следует рассматривать как длительный и сложный процесс, начавшийся задолго до княжения Владимира и продолжавшийся после него. Церковная традиция склонна относить начало истории христианства к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь в I веке н.э. Упоминание об этом событии есть в летописи, где рассказывается о том, что апостол Андрей занимался миссионерской деятельностью на берегах Черного моря, откуда, отправился путем «из варяг в греки». Так он попал на киевские горы, где предсказал возникновение здесь великого христианского города и воздвиг крест. Побывал апостол и на месте, где впоследствии возник Новгород. Большинство историков считает это сказание легендой, которая имела целью возвеличить русскую церковь и утвердить её независимость от константинопольской патриархии. Исторических источников о миссионерской деятельности Андрея Первозванного не существует.

Источники свидетельствуют, что одним из начальных этапов христианизации Руси является время княжения в Киеве Аскольда и Дира (60-е годы IX в.), когда появились первые христианские общины. Но успехи христианизации Руси в 60-80-е гг. IX в. не были значительными. Для широкого распространения христианства условия еще не созрели, а новая вера встречала сопротивление широких масс и значительной части господствующей верхушки.

С утверждением в Киеве Олега происходит возрождение языческих обычаев. Правительство князя Игоря отличалось веротерпимостью, что способствовало оживлению христианской веры на Руси. Княгиня Ольга много сделала для её распространения кроме решающего шага – провозглашения государственной религией. Сильный ущерб христианизации Руси был нанесен в годы княжения Святослава. При нем возобладала тенденция нетерпимости к христианской идеологии, были paзрушены храмы, разгромлены православные общины. Объективно эти действия Святослава не могут быть оценены положительно, однако следует учесть, что Святослав боролся с Византией, а заодно со всем тем, что от нее исходило. В распространении христианства он видел стремление мировой империи подчинить себе Русь, навязать ей вассальную зависимость.

После смерти Святослава существовало зыбкое равновесие двух идеологий. Очередное его нарушение в пользу язычества произошло в первые годы княжения Владимира. Однако вскоре Владимир убедился, что язычество с его многобожием и отсутствием единого верховного божества для всех восточных славян было чуждым идее централизации Руси.

Таким образом, одной из причин крещения Руси являлось возникшее противоречие между устоявшимся государственным единством и разнородными языческими культами отдельных народностей. Единому государству должен соответствовать и единый культ.

В противоречие с языческими догмами вступали и формирующиеся феодальные отношения. Языческая религия требовала от славянина накопления имущества для вольготной жизни в загробном мире, а феодальное государство изымало прибавочный продукт. Языческая вера учила тому, что в мир иной славянин должен уйти свободным человеком, а феодалам был нужен безропотный производитель. Язычество стимулировало неповиновение феодальной власти. Христианство с его развитым учением о господстве и подчинении значительно больше, чем язычество отвечало феодальному строю.

Наконец, языческое мировоззрение отрицательно сказывалось и на международных связях Руси с другими государствами, которые продолжали считать её варварской страной.

Почему князь Владимир выбрал православие в качестве государственной религии Руси? Согласно летописной традиции, этому предшествовала процедура «выбора вер». «Повесть временных лет» рассказывает о прибытии на Русь посольств от Волжской Болгарии, где исповедовали ислам, Рима, представлявшего католические государства Западной Европы, Хазарии, в которой господствовал иудаизм и православной Византии. Из Руси, в свою очередь, в эти страны были отправлены послы, чтобы они на месте могли убедиться в преимуществах той или иной религии. После возвращения послы отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того духовного подъема, который они в них испытали.

Историки же считают, что выбор православия был обусловлен целым рядом причин. Решающим фактором явились тесные политические, экономические и культурные связи Руси с Византией. Византия X-XI столетий была самой культурной страной Европы и Ближнего Востока. Формы организации государства и общественной жизни империи казались неизмеримо более высокими, чем в любой другой стране. Красота и мощь Константинополя действовали неотразимо на каждого иноземца. За сто лет, предшествовавших крещению Руси, значительное число русских из самых разных социальных слоев непосредственно и основательно познакомились с византийской действительностью, с бытом богатых и бедных византийцев, нормами морали, основами их религии и формой отправления религиозного культа.

При выборе веры князь Владимир учитывал отношения между государством и церковью в Византии и на Западе, которые существенно отличались друг от друга. Римская церковь вела активную борьбу за утверждение своего господства над светской властью. Она проповедовала, что светская власть является простым придатком власти римского первосвященника. В системе же византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение и зависела от императора. Император имел право управлять материальными ресурсами церкви, назначать высших духовных сановников, он признавался избранником бога и даже изображался как святой с нимбом вокруг головы. Такая структура власти отвечала политическим стремлениям Владимира, добивавшегося усиления великокняжеской власти.

На решение князя Владимира могло повлиять то обстоятельство, что в православной церкви богослужение можно было вести на родном языке, в отличие от католической церкви, где богослужебным языком признавалась только латынь. Принятию христианства в большей степени способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, болгарских просветителей, создавших славянскую письменность и проповедовавших православие на славянском языке.

В 988 г. христианство на Руси стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняли Владимир и erо дружина, затем последовало крещение всей Руси. По мнению историков, процесс христианизации занял около ста лет (в Швеции - 250 лет, в Норвегии - 150 лет) и был сопряжен с определенными трудностями. Версия церковных историков о том, что киевляне охотно принимали христианство, не совсем соответствует действительности. Это видно из летописного сообщения о свержении идола Перуна, по которому "плакали неверные люди, еще не принявшие святого крещения". В ряде мест введение новой религии встретило сильное сопротивление и требовало принудительных мер. Например, в Новгороде, Суздале введение христианства вызвало народное восстание, и горожан крестили «огнем и мечом».

Введение христианства имело важные положительные последствия. С принятием новой веры Русь окончательно вошла в общеевропейскую историко-культурную общность, что помогло ей установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами.

Новая религия содействовала государственному единству всех русских земель. Население Руси оказалось объединенным с помощью новей идеологической основы.

По мере усвоения христианского вероучения стали исчезать отдельные славянские и неславянские племена и народности. Они сливались в единую древнерусскую народность, обогащая друг друга. Вырабатывается единый древнерусский язык, вобравший в себя слова и неславянского происхождения.

Новая религия способствовала стабилизации феодальных отношений в стране. Так, рабство не свойственно феодализму, и церковь резко выступала против него, особенно против работорговли, которая была широко распространена. Прекратилось уничтожение на языческих погребальных кострах тех богатств, которые накапливал славянин в течение своей жизни, что способствовало значительному росту производительных сил. Мощный толчок в своем развитии получили и русские города. Увеличилось их население и в первую очередь ремесленное. Иностранные мастера-христиане получили возможность приезжать Киевское государство, не опасаясь быть принесенными в жертву языческим божествам.

Введение христианства привело к подъему древнерусской культуры. Благодаря освоению византийской культуры и сохранившихся в ней традиций античности в Древней Руси появились мозаики и фрески, каменное зодчество, иконопись. Широкое развитие получили письменность, летописание, школьное образование, возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и монастырях. Церковь стала местом, где складывались национальные духовные ценности.

На основе христианизации государственность в Киевской Руси во многом приобрела византийские черты. Между светской и церковной властью на Руси установились тесные взаимоотношения при главенстве первой над второй. Можно говорить о широком участии церкви в государственной жизни Древней Руси. В ведение церкви были переданы семейные и наследственные дела, контроль за службой мер и весов, значительная роль отводилась ей в международных делах.

«Устав» князя Владимира определил церкви 1/10 часть доходов «во всей земле Русской». Со временем это юридические право на взимание десятины еще более расширилось. К ХП в. русская православная церковь выросла в крупного землевладельца. Опасаясь, что в условиях постоянной межкняжеской борьбы не будут обеспечены земельные, финансовые и правовые интересы церкви, духовенство объективно было заинтересовано в сохранении единства Древней Руси. Посредством церковных проповедей и призывов к князьям оно содействовало утверждению в народе идеи национального единства.

Одной из главных обязанностей церковной власти было посредническое участие в сложных взаимоотношениях между князьями. В этом заключалась миротворческая роль церкви в истории Руси.

Интересы государства и церкви в Древней Руси тесно переплелись. Уступив церковной администрации ряд государственных функций, киевские князья сохранили за собой значительные права участия в делах церкви. Таким, например, было право великого киевского князя на поставление епископов, которое он разделял с митрополитом. Киевский митрополит, глава русской церкви, назначался константинопольским патриархом с согласия великого князя.

Таким образом, церковь в Древнерусском государстве превратилась в параллельную политическую структуру, которая обладала большой силой в формировании общественного сознания, развитии культуры, международных связях.

Тот факт, что христианство на Руси было принято в православном варианте, имел и некоторые негативные последствия, которые сказались не сразу, а в отдаленной исторической перспективе. Следствием введения православия на Руси стало разобщение её с Западом. В 1054 г. византийская церковная иерархия и посланники главы западной церкви (папы римского) подвергли друг друга взаимному проклятию. Это означало глубокий раскол единого до той поры христианского мира и распад единой церкви на римско-католическую и православную. Едва крестившись, Русь оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации вероисповедальным барьером.

Историки считают, что в православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию. Это способствовало появлению такого феномена, как духовность, неизвестного западному христианскому миру. Но при этом православие не давало стимулов для активной преобразовательной деятельности окружающей жизни41.

К «византийскому наследству» можно отнести и такие черты, как самодержавный строй, деспотизм верховной власти, мелочная регламентация производства, налоговый гнет, прирученная церковь, рабская покорность низов, нетерпимость к инакомыслию, убежденность в обладании «вечной истиной».

Таким образом, принятие христианства Древней Русью стало важным этапом в развитии восточнославянской цивилизации, оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства и его международные позиции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие теории происхождения славян существуют в исторической науке?

2. В чем суть норманнской и антинорманнской теорий происхождения государственности у восточных славян? Какую роль сыграли в этом процессе варяги?

3. Каковы основные этапы формирования Древнерусского государства?

4. Какие черты отличали становление феодальных отношений в славянском обществе от аналогичных процессов в Западной Европе?

5. Как развивалась социальная структура Киевской Руси?

6. Какие государственные институты составляли аппарат управления в Древней Руси? Какую роль играл каждый из них?

7. Какие факторы определили отказ от язычества и принятие христианства на Руси?

8. Почему князем Владимирам в качестве государственной религии было выбрано православие?

9. Какие последствия имело принятие христианства в византийском варианте?

2См.: Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси//Вопросы истории. 2001. № 3.

3 См.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 156.

41 См.: Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996. С.95.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74869. Основные понятия финансового менеджмента 1.06 MB
  Основные понятия финансового менеджмента Понятие финансового менеджмента: принципы цели задачи и функции Обеспечение финансового менеджмента Базовые концепции финансового менеджмента Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений связанных с формированием распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение оно прямо или косвенно...
74870. Финансовая стратегия предприятия 969 KB
  Финансовая стратегия предприятия Понятие финансовой стратегии и методы ее разработки Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. Оценка разработанной стратегии Управление и контроль реализации финансовой стратегии. Понятие финансовой стратегии и методы ее разработки Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей выбора...
74871. Управление капиталом предприятия 1.59 MB
  Управление капиталом предприятия Экономическая природа капитала. Понятие капитала и цены капитала. Оптимизация структуры капитала Оценка стоимости элементов капитала Управление эмиссией акций Управление формированием операционной прибыли Управление финансовым лизингом Управление облигационным займом Управление банковским кредитом Управление коммерческим кредитом Управление внутренней кредиторской задолженностью...
74872. Управление денежными потоками 231 KB
  Управление денежными потоками Сущность и классификация денежных потоков предприятия Особенности управления денежными потоками Направления оптимизации денежных потоков Сущность и классификация денежных потоков предприятия Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств генерируемых его хозяйственной деятельностью. Классификация денежных потоков По видам хозяйственной деятельности в соответствии с международными...
74873. Управление финансовыми рисками 366.5 KB
  Управление финансовыми рисками Сущность и классификация финансовых рисков Финансовый риск представляет собой результат менеджерами предприятия альтернативного финансового решения направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности понесения финансовых потерь в силу неопределенности условий его реализации. Этот классификационный признак является основным параметром дифференциации финансовых рисков в процессе управления ими. Характеристика конкретного вида риска одновременно дает представление о...
74874. Управление активами предприятия 1.34 MB
  Управление активами предприятия Сущность и классификация активов предприятия Принципы формирования активов предприятия Состав внеоборотных активов и особенности управления. Управление обновлением внеоборотных активов Состав и особенности управления оборотными активами Управление запасами Управление текущей дебиторской задолженностью Управление денежными активами...
74875. Операционный и финансовый рычаг 1.05 MB
  Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия позволяющее включать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия характеризуется коэффициентом операционного левериджа который рассчитывается по следующей формуле...
74876. Управление инвестициями предприятия 370 KB
  Управление инвестициями предприятия Сущность и классификация инвестиций предприятия Основные задачи управления инвестициями Основные формы реальных инвестиций и особенности управления ими Виды инвестиционных проектов и основные требования к ним. Основные критерии оценки реальных инвестиционных проектов Инвестиции предприятия представляют собой вложение капитала во всех его формах в различные объекты инструменты его хозяйственной деятельности с целью получения прибыли а также достижения иного экономического или внеэкономического...
74877. Совершенствование навыков устного счета на уроках математики при решении примеров и задач на умножение 139 KB
  Анализ условия и вопросы к условию задачи составление плана решения задачи составление плана решения задачи какими действиями нужно найти значение величины; выполнение арифметических действий. Записать на доске краткую запись задачи...