91099

Организация транспортного и складского хозяйства

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Поэтому бесперебойная работа предприятий во многом зависит от строгой согласованности транспортных операций и процессов. Транспортное хозяйство предприятия состоит из транспортных средств и инфраструктуры по их эксплуатации депо гаражи ремонтные мастерские рельсовые и безрельсовые пути и т. Задачами транспортного хозяйства промышленных предприятий являются: бесперебойное и своевременное перемещение грузов для обеспечения ритмичного протекания технологического процесса; рациональный подбор и эффективное использование транспортных...

Русский

2015-07-13

95.08 KB

2 чел.

Организация транспортного и складского хозяйства

10.1. Состав, значение и задачи транспортного хозяйства

Процесс производства на промышленных предприятиях  связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье. В технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим. Со складов сырье направляется в цехи, а выработанная продукция – из цехов в склады готовой продукции и далее к потребителям. Перемещается также значительное количество других эксплуатационных материалов. Осуществляя на предприятиях производственную связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, промышленный транспорт является органической частью материально-технической базы процесса производства. Поэтому бесперебойная работа предприятий во многом зависит от строгой согласованности транспортных операций и процессов.

Транспортное хозяйство представляет собой комплекс технологических средств промышленного предприятия, осуществляющих перевозку сырья, материалов, полуфабрикатов, готовую продукцию и другие грузы по территории предприятия и в отдельных случаях за ее пределами.

Транспортное хозяйство предприятия состоит из транспортных средств и инфраструктуры по их эксплуатации (депо, гаражи, ремонтные мастерские, рельсовые и безрельсовые пути и т.п.).

Задачами транспортного хозяйства промышленных предприятий являются:

- бесперебойное и своевременное перемещение грузов для обеспечения ритмичного протекания технологического процесса;

- рациональный подбор и эффективное использование транспортных средств;

- обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортных операций;

- сокращение расходов, связанных с перевозкой грузов.

Решение указанных задач продиктовано необходимостью сокращения расходов по содержанию и эксплуатации транспорта в силу того, что величина этих затрат на отдельных предприятиях составляет около 20 % от суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.

Транспорт на промышленных предприятиях классифицируют по назначению и месту действия, видам, способам действия и другим признакам.

По назначению транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской транспорт. Внутризаводской транспорт предназначен для перевозки грузов внутри предприятия. Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции. Эти операции осуществляются периодически в соответствии с условиями снабжения и сбыта, нормами запаса, емкостью складов  автомобильным и железнодорожным транспортом.

Внутризаводской транспорт может быть:

– межоперационный –  перемещает полуфабрикаты в последовательности техпроцесса между рабочими местами;

– внутрицеховой – между производственными участками одного и того же цеха;

– межцеховой – осуществляет перемещение сырья и материалов, полуфабрикатов со складов в кладовые цехов, из цеха в цех, готовых изделий из цеха на склад готовой продукции.

Внутризаводской транспорт по видам подразделяется на:

а) рельсовый (железнодорожный). Он применяется на предприятиях, где производят изделия больших габаритов (тяжелое машиностроение);

б) безрельсовый (автомобили, электрокары и др.). Его используют для межцеховых и внутрицеховых перемещений грузов;

в) механический (конвейеры, подвесные пути, элеваторы, лифты). С помощью механического транспорта осуществляются внутризаводские и межоперационные перевозки.

По принципу действия существуют транспортные средства прерывного действия (автомобили и др.) и непрерывного (конвейеры, трубопроводы).

По направлениям движения транспортные средства подразделяются на механизмы горизонтального, вертикального и смешанного перемещения грузов.

По уровню механизации выделяют автоматические транспортные средства, механизированные и ручные.

10.2. Организация внутризаводского транспорта

Основными вопросами организации работы внутризаводского транспорта являются:

- выявление номенклатуры грузов, подлежащих перемещению;

- определение грузопотоков;

- маршрутизация перевозок;

- выбор типа и расчет количества необходимых транспортных средств.

Исходными материалами для составления номенклатуры грузов служат: производственная программа предприятия или цеха, планы снабжения и сбыта, данные расчетов производственного потока. Все предметы, подлежащие перемещению, объединяют в отдельные группы и подгруппы. При этом учитывают свойства и назначение грузов, направления перемещения, особенности транспортирования.

Грузопоток показывает направление перемещения грузов. Он характеризуется также мощностью и режимом. Под мощностью грузопотока понимается количество грузов, перемещаемых в единицу времени. Для выявления грузопотоков составляют шахматную ведомость грузооборота. По вертикали отмечают пункты отправления, по горизонтали – пункты назначения, в соответствующих клетках – количество, а по возможности и виды грузов, перемещаемых между этими пунктами. Шахматная ведомость показывает полный объем перемещения грузов на предприятии, т.е. его грузооборот, все грузопотоки и их мощность.

Маршрутизация перевозок производится с целью строгого регламентирования в пространстве отдельных транспортных средств. Маршруты выделяют для обслуживания одного или нескольких грузопотоков. Каждый из них характеризуется определенным расстоянием перемещения, скоростью, количеством и продолжительностью остановок в пути.

На основе анализа грузопотоков устанавливают рациональную схему маршрутов движения. Они подразделяются на два основных вида: маятниковые и кольцевые. Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными, т.е. маятниковыми (рис. 10.1).

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза (рис.10.2).

Б

А

В

Г

Одностороннее   Веерное   Двухстороннее

А

Б

А

Б

Рис. 10.1 – Схемы маршрутов

Цех №1

Склад

Цех №5

Цех №4

Цех №3

Цех №2

Рис.10.2 – Схема кольцевого маршрута

Кольцевая система снижает холостые пробеги. На промышленных предприятиях, где осуществляется маятниковый тип транспортировки и притом односторонний, это негативно отражается на эффективности работы транспорта.

На основе анализа грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов выбираются транспортные средства и рассчитывается потребность в них.

При маятниковой системе расчет потребного количества транспортных средств производится по формуле:

где Q – груз, который должен быть перевезен за сутки между двумя точками, т;

tд – время передвижения, мин;

tпр – время погрузки-разгрузки, мин;

q – грузоподъемность транспортных средств, т;

tсм – продолжительность работы за смену, мин;

Кгр – коэффициент грузоподъемности.

При кольцевой системе расчет потребного количества транспортных средств определяется как:

где m – число пунктов потребления грузов.

На промышленных предприятиях с поточным производством, предметной специализацией цехов, наличием в основном цеховых складов и четкой их специализацией организация работы внутризаводского транспорта значительно упрощается.

Организация транспортного хозяйства должна обеспечивать правильное использование транспортных средств, внедрение научных методов организации труда, механизацию транспортных операций и погрузочно-разгрузочных работ.

На промышленных предприятиях  применяются две системы эксплуатации транспортных средств: централизованная и децентрализованная. В централизованном порядке выполняются работы внешнего и частично межцехового транспорта. Доставка сырья, материалов, топлива, оборудования на предприятия производится в основном централизованным железнодорожным и автомобильным транспортом. Для доставки потребителям готовой продукции также преимущественно используется специализированный централизованный транспорт.

Внутрицеховые перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, тары осуществляются децентрализовано с помощью транспортных средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Значительный экономический эффект в работе транспортных средств достигается при закреплении транспортных рабочих за обслуживаемыми цехами, участками и даже за отдельными транспортными механизмами. На автомобильных перевозках можно применять два способа организации погрузочно-разгрузочных работ. При нерегулярных рейсах грузчики обслуживают только закрепленные машины. При такой организации труда погрузочно-разгрузочные работы выполняются вручную. Поэтому их производительность труда весьма низкая. В условиях стабильности грузопотоков, когда рейсы машин в одни и те же места повторяются регулярно, пункты погрузки и выгрузки оснащаются ленточными транспортерами, штабелеукладчиками и другими средствами механизации, а на участках погрузки и выгрузки рабочие обслуживают все участвующие в перевозках автомашины.

Уровень работы внутризаводского транспорта характеризуется системой показателей. К количественным показателям относятся грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ.

Грузооборот предприятия представляет собой количество прибывающих, отправленных и перемещенных на территории предприятия грузов за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц, сутки).

Объем и структура грузооборота дают возможность правильно определить объем погрузочно-разгрузочных работ, выбрать наиболее рациональные транспортные средства и рассчитать потребность в них. Объем погрузочно-разгрузочных работ предприятия определяется числом погруженных, выгруженных и перегруженных физически тонн. Этот показатель выражается числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированного объема работ. Число тонно-операций исчисляется как произведение величины переработанных грузов на количество погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.

Основными качественными показателями работы транспорта являются: скорость движения, использование грузопоточности, пробега, рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг.

Качественные показатели работы внутризаводского транспорта могут служить основой для проведения тщательного анализа использования транспортных средств и выявления наиболее экономически эффективного вида транспорта.

10.3. Планирование работы внутрихозяйственного транспорта

Разработку плана работы транспортного хозяйства предприятия начинают с определения общего объема перевозок и грузооборота. Для определения грузооборота и грузопотоков все количество прибываемых, отправляемых и перемещаемых на предприятии грузов разбивают на группы по видам грузов и транспортных средств. При этом учитывают характер грузов (сыпучие, жидкие, штучные и т.д.), характер упаковки, массу и длину штучных материалов. Исходя из объема и структуры грузооборота, планируют внешний и внутренний грузооборот, потребность по видам транспортных средств. Планируют объем погрузочно-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы, рассчитывают численность рабочих, фонд заработной платы и другие эксплуатационные расходы.

При планировании внешнего грузооборота расчеты ведут по планам сырьевого и материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции, размерам отходов и продукции, вывозимой с предприятия другими организациями.

План внешнего грузооборота оформляют в виде таблиц плана перевозок по прибытию и отправлению грузов, в которых указывают наименование грузов, место назначения, массу (вес), объем перевозок по территории предприятия и объем погрузочно-разгрузочных работ.

Внутренний грузооборот планируют по объему межцеховых перевозок. Расчеты производятся на основании планов завоза в цехи сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, инструментов, а также планов вывоза готовой продукции и отходов.

На базе расчета внешнего и внутреннего грузооборотов определяют общий грузооборот.

План перевозок по прибытию и отправлению грузов является основанием для составления предприятием квартально-месячных заявок на транспортные средства.

По объему работы различают физический и транспортный грузообороты. Физический грузооборот выражает массу (вес) всего груза, подлежащего перевозке, включая массу продукта (массу нетто) и массу тары. Транспортный грузооборот – это масса брутто с учетом повторности перевозок одного и того же груза. Грузооборот в тонно-километрах рассчитывают по каждому виду груза, а затем составляют по всем грузам в целом по предприятию.

После составления плана грузооборота и определения грузопотоков составляют план потребности в транспортных средствах по цехам и предприятию в целом. Основными данными для расчета потребности в транспортных средствах служат: грузооборот и грузопотоки между отдельными пунктами, грузоподъемность транспортных средств, время одного оборота транспортных механизмов и число рейсов за рабочий период.

Грузоподъемность транспортной единицы определяют по паспорту с учетом коэффициента грузоподъемности транспортной машины. Коэффициент грузоподъемности устанавливают в зависимости от характера грузов и условий работы транспорта.

Время оборота транспортных средств или время одного рейса рассчитывают исходя из расстояния до места назначения и обратно, скорости движения транспортной единицы с грузом и без груза и времени на погрузку и выгрузку материалов.

Время на один рейс рассчитывают по формуле:

,

где  l – длина пути до пункта назначения, м (км);

v – скорость движения машины с грузом, м/мин (км/ч);

v1 – скорость движения машины без груза, м/мин (км/ч);

tпр – время погрузки и выгрузки, мин (ч).

Рабочее время транспортных средств в течение суток определяют в зависимости от режима работы предприятия (цеха). Число рейсов рассчитывают делением рабочего времени в сутки (смену) на время за один рейс.

Плановую потребность в транспортных средствах определяют по формуле:

,

где  Q – объем перевозок, т;

t – время на один рейс, ч;

К – коэффициент использования грузоподъемности;

q – паспортная грузоподъемность транспортной единицы, т;

Т – рабочее время транспорта в течение суток, ч.

Потребность в транспортных средствах непрерывного действия (транспортеры, элеваторы и т. п.) определяют по формуле:

,

где Q – объем перевозок в смену, т;

П – производительность транспортного средства, т/ч;

t – количество часов работы в смену, ч;

К1 – коэффициент использования рабочего времени.

После определения плановой потребности в транспортных средствах по каждому подразделению предприятия рассчитывают затраты по их эксплуатации, содержанию и обслуживанию.

Себестоимость перевозки (транспортных услуг) разными видами транспорта находится в прямой зависимости от расстояния, производительности транспортных средств, коэффициента использования грузоподъемности, пробега, трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ и других показателей.

Все затраты по эксплуатации транспортных средств включают следующие группы расходов: общие, переменные, на погрузочно-разгрузочные работы.

К группе общих расходов относятся:

1) заработная плата рабочих, обслуживающих транспортные средства;

2) заработная плата административно-управленческого персонала;

3) содержание зданий и сооружений (отопление, освещение, аренда, текущий ремонт и др.);

4) хозяйственные расходы (водоснабжение, канализация, противопожарная охрана);

5) конторские и почтово-телеграфные расходы;

6) амортизация основных фондов (зданий, сооружений, подъездных путей и т.д.).

Переменные расходы – это затраты, находящиеся в прямой зависимости от расстояния транспортировки грузов. К ним относятся:

1) эксплуатационные материалы и энергия (электроэнергия, бензин, дизельное топливо, смазочные и обтирочные материалы и прочие);

2) текущий ремонт транспортных средств;

3) амортизация транспортных средств.

К расходам на погрузочно-разгрузочные работы относятся:

1) содержание штатных и нештатных грузчиков;

2) материалы, необходимые для погрузочно-разгрузочных работ (лесные материалы, веревки, малоценный инвентарь и др.).

Для определения себестоимости перевозки 1 т груза или 1 т/км  вначале рассчитывают себестоимость одного рейса. Для этого все расходы по эксплуатации транспортных средств на планируемый период делят на количество рейсов за данный период. Подобные расчеты производят по каждому виду или группе транспортных средств в отдельности.

Величину себестоимости перевозки 1 т груза рассчитывают следующим образом:

,

где  Се – себестоимость одного рейса, руб.;

q – грузоподъемность транспортных средств, т;

К – коэффициент использования грузоподъемности.

Себестоимость перевозки 1 т/км груза определяется по формуле:

,

где  Се – себестоимость одного рейса, руб.;

q – грузоподъемность транспортных средств, т;

К1 – коэффициент использования грузоподъемности;

К2 – коэффициент использования пробега;

l – длина одного рейса, км.

10.4. Пути совершенствования транспортного хозяйства

Важной функцией транспортного отдела промышленных предприятий является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию подчиненного ему хозяйства. Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности первоначально проводится анализ современного состояния транспортного хозяйства. Анализ предполагает проведение оценки  осуществления рациональности грузопотоков с позиций устранения излишних перевалочных операций и встречных перевозок, соответствия грузонапряженности транспортных путей их пропускной способности, состояния парка подъемо-транспортного оборудования, использования транспортных средств, организации ремонта и т.д.

На основании анализа могут быть предложены мероприятия по улучшению и повышению эффективности деятельности транспортного хозяйства. В настоящее время к наиболее актуальным мероприятиям, требующим определенного совершенствования, можно отнести:

1) внедрение современного подъемнотранспортного оборудования с целью повышения уровня механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

2) проектирование технологий транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и ее оформление в единой технологической документации;

3) использование контейнерных и пакетных перевозок, применение поддонов, стандартной сборно-разборной тары «сквозного» применения;

4) экономически обоснованный выбор подъемно-транспортного оборудования с целью повышения эффективности его использования, предполагая сокращение простоев и потерь времени на ремонт и максимальное использование транспортных средств;

5) разработку объективной нормативной базы, улучшение сменно-суточного планирования работы транспортных средств и улучшение диспетчерского руководства;

6) совершенствование технического обслуживания и ремонта внутризаводского транспорта;

7) создание инфраструктуры, позволяющей надлежащим образом эксплуатировать подъемно-транспортные механизмы.

10.4. Задачи и функции складского хозяйства

Важную роль в обеспечении бесперебойной и рентабельной работы промышленных предприятий играет складское хозяйство. Преобладающее число промышленных  предприятий  являются материалоемкими. Они потребляют ежедневно большое количество сырья и выдают для отпуска потребителям много продукции. Для хранения запасов готовой продукции, сырья, а также других эксплуатационных материалов нужно иметь развитую сеть специально приспособленных помещений и сооружений – складов, составляющих складское хозяйство предприятий. Затраты на их сооружение значительны. Они занимают большой удельный вес в общей стоимости основных производственных фондов предприятий. Поэтому правильное определение необходимой складской емкости предприятия, выбор ее типа, организация эксплуатации имеют существенное значение для экономики предприятия.

Перед складским хозяйством стоит ряд задач, выполнение которых позволяет организовать рациональное движение во времени и пространстве материальных ценностей между службой материально-технического обеспечения и производственными структурными подразделениями, между цехами (участками) предприятия, между цехами, выпускающими готовые изделия, и службой сбыта предприятия. Концентрированно их можно сформулировать следующим образом.

1. Своевременное и в полном объеме обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами.

2. Создание условий для более полной сохранности сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на всем протяжении их прохождения в технологическом процессе.

3. Сокращение затрат при осуществлении складских операций.

В процессе решения стоящих перед складским хозяйством задач оно выполняет большое многообразие функций:

- приемка и хранение материальных ценностей;

- подготовка материальных ценностей к передаче в производство путем осуществления расфасовки, комплектования, перетаривания и т.п.;

- передача материальных ценностей в производство по установленному порядку;

- подготовка готовых изделий к отправке потребителю (комплектование, упаковка, этикетирование и т.п.);

- отпуск готового изделия потребителю с оформлением соответствующей документации;

- организация контроля и учета движения запасов материальных ценностей и их регулирование в соответствии с запросами производства;

- анализ полноты выполнения задач, разработка и внедрение мероприятий по улучшению деятельности складского хозяйства.

Безусловное выполнение указанных функций напрямую отражается на результатах работы промышленного предприятия, так как способствует нормальному протеканию производственного процесса и своевременной отгрузке готовой продукции потребителю.

Эффективность деятельности складского хозяйства во многом зависит от состояния материально-технической базы, которой располагает эта служба и в первую очередь от складских помещений. Практика показывает, что использование универсальных складов с низким уровнем механизации приводит к росту затрат по осуществлению складских операций. Сокращение расходов при выполнении специфических операций наблюдается в специализированных складах с высоким уровнем механизации.

По условиям хранения различают: закрытые склады; полузакрытые склады; открытые склады. На открытых складах хранят сырьё и материалы, на сохранность которых атмосферный фактор не оказывает большое влияние. Это строительные материалы, уголь, отдельные виды сельскохозяйственного сырья на перерабатывающих предприятиях. К полузакрытым складам относятся навесы, где хранятся минеральное сырьё, строительные материалы, металл. Основным типом складского хозяйства являются закрытые склады.

К ним относятся напольные склады, в которых сырье и продукцию хранят на полу насыпью или в таре, и силосные.

Склады силосного типа обеспечивают качественное хранение сырья и продукции, комплексную механизацию работ по перемещению материалов, их приемке и отпуску, сокращение штата работников. Они облегчают труд обслуживающего персонала. Затраты на их строительство в расчете на единицу емкости более высокие по сравнению со складами напольного типа, но эксплуатационные расходы значительно ниже. При больших оборотах материалов экономия на эксплуатационных расходах обеспечивает быструю окупаемость дополнительных капитальных вложений. В результате строительство таких складов становится экономически эффективным.

Склады промышленных предприятий подразделяются на снабженческие (хранение сырья, материалов, поступающих извне), сбытовые (хранение готовой продукции) и производственные склады (хранение полуфабрикатов и в небольших объемах сырья и готовой продукции). Они могут быть общезаводскими и цеховыми, универсальными и специализированными. Общезаводские склады обслуживают все или несколько технологических цехов. К ним относятся материальные склады, а на комбинатах –  и элеваторы. Специализированные склады предназначены для хранения отдельных видов сырья, материалов и продукции.

10.5. Организация  складского хозяйства предприятия

Организация складского хозяйства имеет целью определить виды складов, их количество, рассчитать их площадь, установить виды складского оборудования, удобно разместить склады по отношению к объектам потребления хранимых ценностей.

Площадь складов рассчитывают в зависимости от запасов сырья, суммарного грузооборота, допускаемой нагрузки на 1 м2, методов хранения. Также необходимо предусмотреть и вспомогательную площадь (для проходов, проездов для разгрузки сырья, сортировки и отгрузки его в производство).

Грузовой площадью складов называется площадь, на которой хранятся сырье и материалы.

Общая площадь склада для хранения продукции, например, в мешках (S) определяется по формуле:

,

где Q – масса сырья для хранения,  кг (т);

b, l, h – ширина, длина и высота мешка, м;

m – масса одного мешка, кг;

Н – высота укладки, м;

К – коэффициент неплотности укладки (К =  1,3).

Грузовая площадь для однородных материалов определяется по следующей формуле:

,

где m1 – масса 1 м3 сырья.

Пример. Одновременно хранятся 10 000 ц цемента. Размеры мешка 0,7; 0,5; 0,3 м. Масса нетто 50 кг. Высота укладки 5 м. К = 1,3.

Определим площадь склада для хранения цемента в мешках:

 м2.

При проектировании новых и реконструкции действующих предприятий необходимую складскую емкость определяют из условий хранения максимального запаса сырья, материалов или продукции, образующихся между поставками. Максимальный запас принимается исходя из определенной, установленной на основе опыта нормы запаса в днях и суточной потребности в сырье или по специально разработанному графику грузооборота. Складская емкость предприятия должна быть достаточна для хранения максимального запаса и иметь некоторый резерв на маневрирование (10 – 15 %).

Большое значение для складов имеет понятие «складской запас». Он рассчитывается в денежном и натуральном выражении, а также в днях среднего срока хранения запаса на складе. Отношение величины запасов к объему их дневного потребления принято называть уровнем запаса в днях. Запас может быть минимальным, средним и максимальным. Минимальные и максимальные запасы на складах образуются из-за неравномерности поступления и отпуска материалов. Резкие колебания объемов запасов характерны для материалов сезонного накопления и потребления.

Средний запас (Зср) определяется на основе данных о запасах на определенные даты отчетного периода:

где  З1, З2, …, Зn – объем запаса на отдельные даты отчетного периода;

n – число дат отчетного периода, на которые имеются данные  о запасах.

Запасы материальных ресурсов на складах в течение определенных периодов постоянно обновляются за счет использования имеющихся материалов и поступления новых. Причем чем чаще происходит это обновление, тем больше оборотов совершают материальные ресурсы. Показатель оборачиваемости складских запасов принято называть коэффициентом оборачиваемости (Коб), он определяется по формуле

где  Qгод – объем товаров, отправляемых со склада за год, т.е. складской оборот за год.

Этот коэффициент характеризует частоту оборота запасов (в течение определенного периода). Он является величиной обратно пропорциональной продолжительности хранения товаров на складе. Он может быть рассчитан путем деления количества дней в году на время нахождения товаров в запасе.

Емкость склада – это его вместимость. Под вместимостью склада понимается его способность вместить определенное количество продукции, которое можно единовременно рационально расположить с учетом специфических особенностей хранения материалов.

Каждое складское строение характеризуется емкостью. Емкость (Е) представляет собой пространство между площадью пола и вершинами несущих конструкций:

где  S – общая площадь склада, м2;

H – высота склада, м.

Мощность склада – это способность склада обеспечить экономически обоснованный оборот за определенный период времени. Она (М) может быть определена путем умножения ее емкости (Е) на оборачиваемость материальных ценностей за год (Коб):

Отношение между фактическим оборотом Qгод и мощностью М называется коэффициентом использования мощности склада:

.

Учет материальных ценностей осуществляется как непосредственно на складах, так и в бухгалтерии. Для ведения этого учета на каждом складе организуется картотека, состоящая из карточек по отдельным номенклатурным номерам материалов. В них указываются наименование материала, сорт, размер, норма запаса, единица измерения и цена.

Отпуск материальных ценностей со склада как для заводских служб, так и на сторону производится только на основе документов утвержденных форм. На основе этих документов делаются записи в складской карточке и их ежедневно передают в бухгалтерию в установленном порядке.

В цеха отпуск материалов производится в пределах лимита, устанавливаемого отделом снабжения. Лимитная карта выписывается в двух экземплярах: один – для цеха-потребителя, другой – для склада. При выдаче материалов цехам количество их измеряется по весу или счету в соответствующих единицах измерения в присутствии получателя.

Основным документом отчета склада о движении сырья и материалов служит оборотная ведомость, в которой отражаются итоговые данные по приходу и расходу сырья за отчетный период.

Для контроля и сопоставления фактического количества материалов с учетными данными на складах производится инвентаризация. Инвентаризация представляет собой опись наличных фактических остатков материальных ценностей на определенную дату. Для проведения инвентаризации руководитель предприятия специальным приказом назначает комиссию. Наличие остатков определяется на основании данных произведенного комиссией пересчета, перевеса и перемера сырья, материалов, готовой продукции и топлива. Выявленные данные оформляются отдельными актами по каждому виду материальных ценностей. Акт подписывают все члены комиссии и материально ответственный работник, в присутствии которого производилась проверка. Один экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для уточнения фактического расхода за определенный период и наличных остатков всех видов сырья и материальных ценностей.

10.6. Тарное хозяйство

Повышение эффективности складских операций и транспортировки грузов связано с обеспечением их высокого уровня механизации. Процессу повышения уровня механизации способствует использование различных видов тары.

На промышленных предприятиях применяется большая разновидность тары. Она различается по материалам изготовления (металл, дерево, полимеры, картон, мешковина и т.п.), по конструкции (разборные и монолитные), по кратности использования (одно- или  многократного использования), по форме и т.д.

В настоящее время возрастает объем транспортировки грузов и их складирование при помощи контейнеров и средств пакетирования (поддоны всех типов, кассеты, обвязки и т.п.). Преимуществами использования контейнеров и средств пакетирования является то, что они способствуют комплексной механизации погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ. Их использование позволяет снизить приведенные затраты при перевозке грузов за счет экономии тары и повышения скорости движения транспорта, уменьшает время простоев на погрузочно-разгрузочных операциях и сокращает объемы потерь от повреждений при транспортировке, погрузке и выгрузке материальных ценностей.

Комплексная механизация транспортно-складских процессов должна осуществляться, начиная с получения сырья и материалов от поставщиков и заканчивая поставками готовой продукции потребителю, сообразуясь с требованиями стандартов.

Количество контейнеров и средств пакетирования (w) определяют исходя из грузооборота на предприятии за расчетный период (Q) и выработки (qк) на один контейнер (средство пакетирования), выраженное в весовых единицах измерения (т, ц) с учетом коэффициентов (k1; k2), отражающих потребность в контейнерах (средствах пакетирования) в связи с их ремонтом и с покрытием неравномерности грузооборота соответственно. Расчет проводится с использованием следующей формулы:

w  =  Q (1 +  k1 + k2) / qк

Выработка на один контейнер за расчетный период устанавливается следующим образом:

qк = [qн  (Dк -  Dн)] / Tо ,

где qн – статистическая нагрузка контейнера (средства пакетирования), т; Dк  –  число календарных дней в расчетном периоде; Dн р – время нахождения контейнера (средства пакетирования) в нерабочем состоянии (в ремонте), дн.;  Tо    – среднее время оборота контейнера (средства пакетирования), сут.

Проведение расчетов по указанным формулам позволяет обоснованно заниматься вопросами приобретения или изготовления недостающего количества тары. Кроме этого функциями тарного хозяйства являются обеспечение сохранности тары, выдача ее в производство и осуществление учета движения.

10.7. Совершенствование деятельности складского хозяйства

Многообразие функций, выполняемых складским хозяйством предприятия, вызывает необходимость проведения анализа его деятельности. При проведении анализа выясняют соответствие типа складских помещений характеру материальных ценностей и рациональность их использования. Для этого оценивают  уровень механизации складских и транспортных работ, состояние тарного хозяйства. Тщательно проверяют правильность рассчитанных размеров страховых и максимальных запасов материальных ценностей. Об уровне организации деятельности складского хозяйства судят по своевременности выдачи сырья и материалов в производство, по сокращению потерь при хранении материальных ресурсов.

Анализ состояния складского хозяйства способствует определению путей по совершенствованию деятельности данного структурного подразделения. Наибольшую актуальность в настоящее время приобретают направления, которые способствуют не только повышению уровня механизации, но и автоматизации осуществления складских процессов, широкому применению стандартной, унифицированной тары. Перспективы развития складского хозяйства предполагают также совершенствование планирования деятельности, в том числе и разработку оптимальных норм запасов материальных ценностей в соответствии с конкретными условиями предприятия. В складском хозяйстве следует шире использовать логистические подходы в разрешении существующих проблем.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31291. Вивчення структури контролера КРВМ-2 та його засобів вводу-виводу 677.5 KB
  ЯПВВ - комірка програмованого вводу-виводу. Забезпечує зв’язок з зовнішніми об’єктами за будь-яким напрямком. До складу комірки входить мікросхема КР580ВВ55, порти якої з’єднані із зовнішніми приладами через шинні підсилювачі К589АП16, 2 шинних формувача КР580ВА86, мікросхеми К555ИД4 (здвоєний дешифратор 2 входи – 4 виходи), мікросхеми К155ТМ8 (4 D-тригери), К155ЛА3 (4 елементи 2І-НІ).
31292. Розрахунок генераторів пилкоподібної напруги 408 KB
  широко використовуються генератори пилкоподібної лінійнозмінної напруги. Часову діаграму пилкоподібної напруги наведено на рис.1 Часова діаграма пилкоподібної напруги Основними параметрами такої напруги є: тривалість робочого і зворотного ходу пилкоподібної напруги; період проходження імпульсів ; амплітуда імпульсів ; коефіцієнт нелінійності і коефіцієнт використання напруги джерела живлення .
31293. Розрахунок схем активних фільтрів 778 KB
  Апроксимація характеристик активних фільтрів зводиться до вибору таких коефіцієнтів цих поліномів що забезпечують найкраще в тому чи іншому значенні наближення до бажаних амплітудночастотної АЧХ чи фазочастотної характеристик фільтра.1 де відносна частота; частота зрізу; порядок фільтра. В фільтрі Чебишева апроксимуюча функція вибирається так щоб в смузі пропускання фільтра отримати відхилення його характеристики від ідеальної що не перевищує деякої заданої величини.2 де постійний коефіцієнт що визначає нерівномірність АЧХ...
31294. Мінімізація логічних функцій 449.5 KB
  Основна задача при побудові систем керування дискретними обєктами і процесами на основі логічних функцій: приведення логічних функцій керування до найбільш простого виду при якому система керування буде виконувати свої задачі. Для ручної мінімізації логічних функцій використовуються карти Карно і діаграми Вейча причому останні будують як розгорнення кубів на площині карти Карно.
31295. Тема: Синтез комбінаційних схем на мікросхемах середнього ступеня інтеграції Мета заняття:Закріпити отр. 1.08 MB
  Традиційно ця назва застосовується до вузлів робота яких не описується досить простим алгоритмом а задається таблицею відповідності входів і виходів.1 Якщо декодер має входів виходів і використовує всі можливі набори вхідних змінних то . Число входів і виходів декодера вказують таким чином: декодер 38 читається €œтри на вісім€ 416 410 неповний декодер. Мультиплексор – це функціональний вузол що здійснює підключення комутацію одного з декількох входів даних до виходу.
31298. Синтез схем синхронних автоматів з памяттю 3.18 MB
  Закріпити отримані теоретичні знання зі знань теорії дискретних автоматів, навчитися визначати бульові функції і будувати функціональні схеми простих синхронних автоматів, заданих словесним описом
31299. Синтез схем асинхронних автоматів з пам’яттю за словесним описом 880 KB
  Для КС його задають у вигляді логічних виразів а для ЦА абстрактного автомата. Щоб краще зрозуміти їх суть уточнимо поняття структурного автомата який є кінцевою метою синтезу рис.2 Функціональна схема структурного автомата На відміну від абстрактного автомата що має один вхідний і один вихідний канал на які надходять сигнали у вхідному та вихідному алфавітах структурний автомат має вхідних каналів і вихідних на яких з’являються сигнали в структурному алфавіті автомата. Кожен вхідний сигнал абстрактного автомата можна закодувати...